Статья "Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования"
статья (5, 6 класс) на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет необходимость профориентации. Во ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы в современной школе становится социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой [3]. Поэтому, в современной школе важно создать специальную социально-педагогическую профориентационную среду и социально-педагогические условия: социокультурные, личностные, организационно-управленческие, организационно-методические, воспитательные, организационно-педагогические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по профориентиру | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования
МБОУ «Гимназия №12»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет необходимость профориентации. Во ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы в современной школе становится социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой [3]. Поэтому, в современной школе важно создать специальную социально-педагогическую профориентационную среду и социально-педагогические условия: социокультурные, личностные, организационно-управленческие, организационно-методические, воспитательные, организационно-педагогические.
Многолетний опыт МБОУ «Гимназия № 12» в области профессиональной подготовки обучающихся показывает, что особое внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы, которая опирается на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
ФГОС дает возможность ввести внеурочную деятельность, которая предусматривает и профориентационную работу.
В гимназии созданы все условия для подобной работы. Профориентационная работа осуществляется различными способами:
- профессиональное просвещение, задачей которого является ознакомление обучающихся с профессиями, их отличительными особенностями, условиями профессиональной деятельности, требованиями, предъявляемыми профессией к психофизиологическим качествам личности, способами и путями приобретения профессии;
- взаимодействие педагогического коллектива с родителями обучающихся, поскольку роль родительского влияния в выборе профессии достаточно велика;
- профессиональные пробы.
В целом необходимо отметить, что в системе работы гимназии в отношении профессионального самоопределения особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Обучающийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.
С 2014-2015 учебного года начала на практике реализовываться программа внеурочной деятельности «Профориентир», которая направлена на создание условий для самоопределения, самовыражения, самосовершенствования, самопознания обучающихся. В реализации программы участвуют обучающиеся 5-6-х классов гимназии. Программа мотивирует к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, сферы деятельности, умению производить и презентовать продукт своей деятельности. Овладение данными навыками актуально для обучающихся подросткового возраста, для их успешной самореализации. Мероприятия, которые реализуются с обучающимися, способствуют формированию готовности к выбору дальнейшего пути обучения, способности ориентироваться в сложном мире труда.
Программа «Профориентир» предусматривает разные виды и формы деятельности. Беседы с людьми разных профессий, выставки рисунков, экскурсии помогают познакомиться с разнообразными предприятиями и профессиями нашего города. С помощью анкетирования, тестирования, психологических тренингов осуществляется выявление склонностей обучающихся и их способностей. Профессиональные пробы с обучающимися 5-6 классов проводятся в форме игр-путешествий, сюжетно-ролевых игр, имитационных игр. Обучающиеся активно откликаются на все предложенные виды занятий, с удовольствием участвуют в акциях и мероприятиях, особенно любят ходить на экскурсии. Например, ученики 5-х классов за прошедший учебный год смогли посетить музей «Пожарная часть» ГУ МЧС России по КО, музей шахтерской славы Кольчугинского рудника, городской краеведческий музей, предприятие ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат», музей науки на базе МБНОУ «Лицей № 4».
На сайте гимназии www.gimnazia12.ru представлена информация по профессиональной ориентации для старшеклассников в сотрудничестве с МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Будущих выпускников приглашают специалисты центра на профконсультации, также на сайте гимназии подробно представлена информация по поступлению в учреждения города Ленинска-Кузнецкого и предлагается перечень вузов и специальностей военной направленности [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная работа в области профессионального самоопределения способствует:
- улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда;
- формированию критериев и показателей социально-профессионального самоопределения подростков;
- формированию профориентационных компетенций обучающихся;
- осуществлению осознанного профессионального выбора на основе понимания подростками профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.
Список литературы.
- Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова - Москва: Знание, 1991. – 80 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: УГППУ, 1997. – 244 с.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 199 с.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание русского языка как государственного в условиях введения ФГОС основного общего образования
Материал касается вопросов преподавания русского языка в преддвери ФГОС ООО...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования
Выступление на семинаре классных руководителей о духовно-нравственном воспитании (с презентацией)....
ИКТ в условиях введения ФГОС основного общего образования
ИКТ в условиях введения ФГОС основного общего образования...
Семинар: Духовно-нравственное воспитание обучающихсяв условиях введения ФГОС основного общегообразования
Презентация для семинараСеминар: Духовно-нравственное воспитание обучающихсяв условиях введения ФГОС основного общегообразования...
Современный урок математики в условиях введения ФГОС основного общего образования
Какие качества необходимы современному выпускнику?Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.· Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях,· другие - о воспитании,·...
Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования
Федеральный государственный стандарт основного общего образования нового поколения определяет необходимость профориентации. В ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, по...
Статья «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования»
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в...