Рабочая программа кружка "В мире географии"
рабочая программа (6 класс)
В программе содержится тематическое и календарное планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_mire_geografii.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Филятская основная школа
УТВЕРЖДАЮ Директор _______________ / Н.В.Потёмкина/
|
Рабочая программа
кружка
«В мире географии»
для учащихся 9 класса
на 2019-2020 учебный год
Разработала программу Киселева Т.Г.
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для углубления знаний учащихся 9 класса по географии и повышения интереса к предмету. Она систематизирует и обобщает знания учащихся. Кружок «В мире географии» помогает развивать у учащихся умственные способности, расширять и углублять знания в области географии, формировать коммуникативную культуру. Материал программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др.
Цели программы: повышение интереса к естественным наукам на основе расширения географического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; формирование положительной мотивации к изучению географии, геоэкологии, воспитание бережного отношения и любви к окружающему миру и Родине.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- развитие у учащихся научных взглядов на взаимосвязь природы и общества, на пространственные особенности этой взаимосвязи;
- закрепление картографических представлений о размещении основных географических объектов на территории России;
- углублённое изучение самой большой страны материка Евразия – России, своей Родины;
- совершенствование языка географической науки у учащихся.
Развивающие:
- развитие пространственного представления, использовать географические знания на практике, в повседневной жизни;
- развитие мотивации к самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма с широким взглядом на мир, любви к природе;
- овладение географической культурой, воспитание толерантности;
- воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
- включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты
В ходе реализации программы учащиеся
Должны знать/понимать:
- основные понятия курса;
- основные методики проведения наблюдений;
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт ;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальных уровнях; меры по сохранению природы и защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека.
Должны уметь:
- проводить самостоятельный поиск информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);
- выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;
- находить в разных источниках географическую информацию;
- составлять краткую характеристику разных территорий;
- приводить примеры, используя основные источники географической информации;
- определять расстояния и направления на местности и по плану;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- ориентирования на местности;
- чтения планов местности и географических карт;
- проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию;
- проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.;
- повышения собственной географической культуры.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников географической информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Формы занятий: лекция, эвристическая беседа, практикум, исследование, интеллектуальная игра, викторина, решение географических задач, конкурсы.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Часы |
Введение. | 1 | |
1 | Основы теории и практики физической географии. | 28 |
2 | Экономическая география. Население и хозяйство России. | 5 |
Всего | 34 |
Основное содержание программы
Введение – 1 ч.
Значение географии в жизни человека Знакомство с деятельностью кружка, планирование.
Раздел I. Основы теории и практики физической географии. – 28 часов
Тема 1. Источники географической информации – 6 часов
Основные источники географической информации. Виды изображения Земли. План местности, географическая карта, глобус. Картографические проекции. Градусная сеть. Географические координаты. Определение направлений и измерение расстояний на плане и карте. Масштаб. Условные знаки. Чтение плана местности и географической карты. Решение олимпиадных заданий: «План и карта».
Тема 2. Великие географические открытия – 5 часов
Предпосылки Великих географических открытий. Четыре экспедиции Колумба. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Открытие Южной Америки соперниками Колумба. Америго Веспуччи и происхождение названия «Америка». Магеллан и первое кругосветное плавание. Кортес и завоевание Мексики. Происхождение легенды об Эльдорадо. Открытие Амазонки и бассейна Ла-Платы. Испанские и французские открытия в Северной Америке в 20 — 40 годах XVI века. Голландская экспансия в Азии, открытие Австралии и островов Океании. Этапы и методы изучения территории России. Поход Ермака Тимофеевича и его гибель. Открытие русскими Средней и Восточной Сибири. Интерактивная викторина: «Исследователи России».
Тема 3. Удивительное разнообразие природы Земли – 5 часов
Геологическое прошлое планеты. Литосфера. Строение Земли. Геологическая история Земли. Внутренне строение Земли. Земная кора и ее строение. Горные породы. Платформы и складчатые пояса. Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Основные формы рельефа. Минеральные ресурсы.
Атмосфера. Значение атмосферы, состав и структура. Атмосферная циркуляция. Постоянные ветры. Воздушные массы. Погода и климат. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Климатообразующие факторы. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.
Гидросфера. Части гидросферы. Мировой океан и его части. Источники пресной воды на Земле. Реки. Речная система. Режим и питание рек.
Биосфера. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Природный комплекс. Природные зоны. Широтная зональность и высотная поясность. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Сообщения учащихся, презентации, составление коллажей.
Тема 4. Природа материков. Рекорды планеты. – 6 часов
Путешествие по материкам и океанам. Происхождение материков и впадин океанов. Географическое положение, площадь материков. Особенности рельефа и климата. Основные природные и экономические объекты. История освоения. Разнообразие природы. Типичные ландшафты. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм. Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Выполнение презентаций: «Рекорды материков».
Тема 5. Природа России - 6 часов
Пространство России. Особенности физико-географического положения России. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.
Административно-территориальное деление РФ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.
Факторы, определяющие климат России. Типы климата России, климатические пояса. Внутренние воды России. Байкал – жемчужина России. Главные речные системы. Размещение основных типов почв России.
Растительный и животный мир России. Природно-хозяйственные зоны России. Экологические проблемы. Заповедная Россия. Памятники природы.
Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.
Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России. – 5 часов
Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Население России. Численность, особенности воспроизводства населения. Половозрастной, этнический и религиозный состав населения. Особенности расселения. Сельское и городское население, урбанизация. Направления и типы миграций. Трудовые ресурсы.
Хозяйство России. Структура хозяйства и ее особенности. Первичный, вторичный и третичный сектора хозяйства: состав, особенности отраслей, роль и значение. Экономические районы России. Географическое положение района, состав территории. Природные особенности и природно-ресурсный потенциал. Население, крупные города. Географические особенности экономических регионов России. Хозяйство регионов, их специализация и крупные центры производства. Проблемы экономических регионов. Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам. Решение практических задач.
Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива. Защита творческих работ.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Для учащихся:
- Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
- Кашинская Е.А. Всё обо всём. М., 1999 г.
- Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Маркин В. А. Я познаю мир. Москва, 2000 г.
- Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997.
- ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
- Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006.
Для учителя:
- «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005.
- Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
- Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя .
- Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988.
- В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
- Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 1989.
- География: Все для учителя географии. Сайт: http://geo.1september.ru
- География: Энциклопедическая библиотека. Сайт: http://megacollection.ru
- География:\"Раннее развитие детей\" - География детям. Сайт: http://www.danilova.ru
- Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
- Клепинина.А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
- Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2000.
- Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
- Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.
- Лугич М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
- Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002-302 с.
- Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
- Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000 г.
- Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
- Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по географии», Москва, «Глобус», 2008.
Перечень материально-технического обеспечения: географические карты, атласы, коллекции, раздаточный материал, таблицы, дополнительные дидактические материалы, учебные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран. (полный перечень указан в паспорте кабинета).
Календарно-тематический план
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема занятия | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение – 1 час | ||||
1 | 1 | Значение географии в жизни человека Специфика занятий и общие требования. | 01.09-08.09 | |
Раздел I. Основы теории и практики физической географии - 28 часов | ||||
Тема 1. Источники географической информации - 6 часов | ||||
2 | Источники географической информации и методы географических исследований | 11.09-15.09 | ||
3 | План местности. Масштаб. Решение задач. | 18.09-22.09 | ||
4 | Географическая карта, глобус. Картографические проекции. | 25.09-29.09 | ||
5 | Решение задач на определение географических координат. | 02.10-06.10 | ||
6 | Чтение плана местности и географической карты. | 09.10-11.10 | ||
7 | Решение олимпиадных заданий: «План и карта». | 16.10-20.10 | ||
Тема 2. Великие географические открытия – 5 часов | ||||
8 | Предпосылки Великих географических открытий. | 23.10-27.10 | ||
9 | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. | 30.10-03.11 | ||
10 | Великие географические открытия и расширение их ойкумены. | 06.11-10.11 | ||
11 | Этапы и методы изучения территории России. | 13.11-17.11 | ||
12 | Интерактивная викторина: «Исследователи России». | 27.11-01.12 | ||
Тема 3. Удивительное разнообразие природы Земли – 5 часов | ||||
13 | 1. | Геологическое прошлое планеты. | 04.12-08.12 | |
14 | 2. | Атмосфера. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. | 11.12-15.12 | |
15 | 3. | Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. | 18.12-22.12 | |
16 | 4. | Гидросфера и ее части. Составление коллажа: «Мировой океан». | 25.12-29.12 | |
17 | 5. | Разнообразие природных зон и комплексов Земли. | 09.01-12.01 | |
Тема 4. Природа материков. Рекорды планеты. – 6 часов | ||||
18 | Происхождение материков и впадин океанов. | 15.01-19.01 | ||
19 | Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм. | 22.01-26.01 | ||
20 | Основные черты природы Африки, Австралии. Составление визитной карточки. | 29.01-02.02 | ||
21 | Основные черты природы Антарктиды, Южной Америки. Составление визитной карточки. | 05.02-09.02 | ||
22 | Основные черты природы Северной Америки и Евразии. Составление визитной карточки. | 12.02-21.02 | ||
23 | Конкурс презентаций: «Рекорды материков». | 26.02-02.03 | ||
Тема 5. Природа России – 6 часов | ||||
24 | Пространство России. Границы. Особенности географического положения России. | 05.03-09.03 | ||
25 | Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий. | 12.03-16.03 | ||
26 | Рельеф и недра России. Оценка природно-ресурсного потенциала страны. | 19.03-23.03 | ||
27 | Климат. Внутренние воды. Байкал – жемчужина России. | 26.03-30.03 | ||
28 | Почвы, природные зоны России. Составление коллажей. | 02.04-06.04 | ||
29 | Заповедная Россия. Памятники природы. | 16.04-20.04 | ||
Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России - 5 часов | ||||
30 | Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Особенности населения России. | 23.04-27.04 | ||
31 | Основные межотраслевые комплексы. | 30.04-04.05 | ||
32 | Географические особенности экономических регионов России. | 07.05-11.05 | ||
33 | Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам. | 14.05-18.05 | ||
34 | Итоговое занятие. Защита творческих работ. | 21.05-25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Занимательная география"
Факультативный курс по географии для уч-ся 7-8 классов...
Рабочая программа кружка "Кулинарная география"
Аннотация к рабочей программе "Кулинарная география".Срок реализации программы 1 год, она расчитана на 108 часов (3 часа в неделю). Возраст воспитанников 12 - 16 лет. Реализация возможна только при на...
Рабочая программа кружка "Занимательная география" для учащихся 8-9 классов
Рабочая программа кружка "Занимательная география" для учащихся 8-9 классов....
Рабочая программа кружка по географии «Познаём свой край» 8 класс
Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с книжных рельсов на реальную жизнь.Использование краеведческого м...
Рабочая программа кружка "Юный географ"для учащихся 7 класса
Кружок рассчитан на 1 час в неделю. В год 35 занятий....