Рабочая программа кружка "Занимательная география"
рабочая программа
Рабочая программа кружка "Занимательная география"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_zanimatelnaya_geografiya.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ | |||
Рассмотрено: | Согласовано: | Утверждено: | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка
(6,7,8 кл.) | |||
Педагогический работник: | Науразбаева А.А | ||
Нефтеюганск
2019
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа дополнительного образования «В мире географии» для 6-8 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне
Данная программа предназначена для углубления знаний учащихся по географии и повышения интереса к предмету. Она систематизирует и обобщает знания учащихся. Кружок «В мире географии» помогает развивать у учащихся умственные способности, расширять и углублять знания в области географии, формировать коммуникативную культуру. Материал программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Результатом деятельности объединения дополнительного образования является участие в различных олимпиадах, конкурсах по предмету.
Цели программы: повышение интереса к естественным наукам на основе расширения географического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; формирование положительной мотивации к изучению географии, геоэкологии, воспитание бережного отношения и любви к окружающему миру и Родине.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- развитие у учащихся научных взглядов на взаимосвязь природы и общества, на пространственные особенности этой взаимосвязи;
- закрепление картографических представлений о размещении основных географических объектов на территории России;
- углублённое изучение самой большой страны материка Евразия – России, своей Родины;
- совершенствование языка географической науки у учащихся.
Развивающие:
- развитие пространственного представления, использовать географические знания на практике, в повседневной жизни;
- развитие мотивации к самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма с широким взглядом на мир, любви к природе;
- овладение географической культурой, воспитание толерантности;
- воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
- включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты
В ходе реализации программы учащиеся
Должны знать/понимать:
- основные понятия курса;
- основные методики проведения наблюдений;
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт ;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальных уровнях; меры по сохранению природы и защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека.
Должны уметь:
- проводить самостоятельный поиск информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);
- выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;
- находить в разных источниках географическую информацию;
- составлять краткую характеристику разных территорий;
- приводить примеры, используя основные источники географической информации;
- определять расстояния и направления на местности и по плану;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- ориентирования на местности;
- чтения планов местности и географических карт;
- проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию;
- проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.;
- повышения собственной географической культуры.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников географической информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Формы занятий: лекция, эвристическая беседа, практикум, исследование, интеллектуальная игра, викторина, решение географических задач, конкурсы.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Часы |
Введение. | 1 | |
1 | Основы теории и практики физической географии. | 28 |
2 | Экономическая география. Население и хозяйство России. | 5 |
Всего | 34 |
Основное содержание программы
Введение – 1 ч.
Значение географии в жизни человека Знакомство с деятельностью кружка, планирование.
Раздел I. Основы теории и практики физической географии. – 28 часов
Тема 1. Источники географической информации – 6 часов
Основные источники географической информации. Виды изображения Земли. План местности, географическая карта, глобус. Картографические проекции. Градусная сеть. Географические координаты. Определение направлений и измерение расстояний на плане и карте. Масштаб. Условные знаки. Чтение плана местности и географической карты. Решение олимпиадных заданий: «План и карта».
Тема 2. Великие географические открытия – 5 часов
Предпосылки Великих географических открытий. Четыре экспедиции Колумба. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Открытие Южной Америки соперниками Колумба. Америго Веспуччи и происхождение названия «Америка». Магеллан и первое кругосветное плавание. Кортес и завоевание Мексики. Происхождение легенды об Эльдорадо. Открытие Амазонки и бассейна Ла-Платы. Испанские и французские открытия в Северной Америке в 20 — 40 годах XVI века. Голландская экспансия в Азии, открытие Австралии и островов Океании. Этапы и методы изучения территории России. Поход Ермака Тимофеевича и его гибель. Открытие русскими Средней и Восточной Сибири. Интерактивная викторина: «Исследователи России».
Тема 3. Удивительное разнообразие природы Земли – 5 часов
Геологическое прошлое планеты. Литосфера. Строение Земли. Геологическая история Земли. Внутренне строение Земли. Земная кора и ее строение. Горные породы. Платформы и складчатые пояса. Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Основные формы рельефа. Минеральные ресурсы.
Атмосфера. Значение атмосферы, состав и структура. Атмосферная циркуляция. Постоянные ветры. Воздушные массы. Погода и климат. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Климатообразующие факторы. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.
Гидросфера. Части гидросферы. Мировой океан и его части. Источники пресной воды на Земле. Реки. Речная система. Режим и питание рек.
Биосфера. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Природный комплекс. Природные зоны. Широтная зональность и высотная поясность. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Сообщения учащихся, презентации, составление коллажей.
Тема 4. Природа материков. Рекорды планеты. – 6 часов
Путешествие по материкам и океанам. Происхождение материков и впадин океанов. Географическое положение, площадь материков. Особенности рельефа и климата. Основные природные и экономические объекты. История освоения. Разнообразие природы. Типичные ландшафты. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм. Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Выполнение презентаций: «Рекорды материков».
Тема 5. Природа России - 6 часов
Пространство России. Особенности физико-географического положения России. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.
Административно-территориальное деление РФ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.
Факторы, определяющие климат России. Типы климата России, климатические пояса. Внутренние воды России. Байкал – жемчужина России. Главные речные системы. Размещение основных типов почв России.
Растительный и животный мир России. Природно-хозяйственные зоны России. Экологические проблемы. Заповедная Россия. Памятники природы.
Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.
Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России. – 5 часов
Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Население России. Численность, особенности воспроизводства населения. Половозрастной, этнический и религиозный состав населения. Особенности расселения. Сельское и городское население, урбанизация. Направления и типы миграций. Трудовые ресурсы.
Хозяйство России. Структура хозяйства и ее особенности. Первичный, вторичный и третичный сектора хозяйства: состав, особенности отраслей, роль и значение. Экономические районы России. Географическое положение района, состав территории. Природные особенности и природно-ресурсный потенциал. Население, крупные города. Географические особенности экономических регионов России. Хозяйство регионов, их специализация и крупные центры производства. Проблемы экономических регионов. Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам. Решение практических задач.
Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива. Защита творческих работ.
Календарно-тематический план
кружка «В мире географии»
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема занятия | |
1 | 1 | Значение географии в жизни человека Специфика занятий и общие требования. | |
Раздел I. Основы теории и практики физической географии - 28 часов Тема 1. Источники географической информации - 6 часов | |||
2 | Источники географической информации и методы географических исследований | ||
3 | План местности. Масштаб. Решение задач. | ||
4 | Географическая карта, глобус. Картографические проекции. | ||
5 | Решение задач на определение географических координат. | ||
6 | Чтение плана местности и географической карты. | ||
7 | Решение олимпиадных заданий: «План и карта». | ||
Тема 2. Великие географические открытия – 5 часов | |||
8 | Предпосылки Великих географических открытий. | ||
9 | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. | ||
10 | Великие географические открытия и расширение их ойкумены. | ||
11 | Этапы и методы изучения территории России. | ||
12 | Интерактивная викторина: «Исследователи России». | ||
Тема 3. Удивительное разнообразие природы Земли – 5 часов | |||
13 | 1. | Геологическое прошлое планеты. | |
14 | 2. | Атмосфера. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. | |
15 | 3. | Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. | |
16 | 4. | Гидросфера и ее части. Составление коллажа: «Мировой океан». | |
17 | 5. | Разнообразие природных зон и комплексов Земли. | |
Тема 4. Природа материков. Рекорды планеты. – 6 часов | |||
18 | Происхождение материков и впадин океанов. | ||
19 | Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм. | ||
20 | Основные черты природы Африки, Австралии. Составление визитной карточки. | ||
21 | Основные черты природы Антарктиды, Южной Америки. Составление визитной карточки. | ||
22 | Основные черты природы Северной Америки и Евразии. Составление визитной карточки. | ||
23 | Конкурс презентаций: «Рекорды материков». | ||
Тема 5. Природа России – 6 часов | |||
24 | Пространство России. Границы. Особенности географического положения России. | ||
25 | Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий. | ||
26 | Рельеф и недра России. Оценка природно-ресурсного потенциала страны. | ||
27 | Климат. Внутренние воды. Байкал – жемчужина России. | ||
28 | Почвы, природные зоны России. Составление коллажей. | ||
29 | Заповедная Россия. Памятники природы. | ||
Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России - 5 часов | |||
30 | Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Особенности населения России. | ||
31 | Основные межотраслевые комплексы. | ||
32 | Географические особенности экономических регионов России. | ||
33 | Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам. | ||
34 | Итоговое занятие. Защита творческих работ. | ||
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Для учащихся:
- Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
- Кашинская Е.А. Всё обо всём. М., 1999 г.
- Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Маркин В. А. Я познаю мир. Москва, 2000 г.
- Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997.
- ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
- Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006.
Для учителя:
- «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005.
- Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
- Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя .
- Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988.
- В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
- Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 1989.
- География: Все для учителя географии. Сайт: http://geo.1september.ru
- География: Энциклопедическая библиотека. Сайт: http://megacollection.ru
- География:\"Раннее развитие детей\" - География детям. Сайт: http://www.danilova.ru
- Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
- Клепинина.А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
- Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2000.
- Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
- Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.
- Лугич М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
- Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002-302 с.
- Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
- Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000 г.
- Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
- Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по географии», Москва, «Глобус», 2008.
Перечень материально-технического обеспечения: географические карты, атласы, коллекции, раздаточный материал, таблицы, дополнительные дидактические материалы, учебные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран. (полный перечень указан в паспорте кабинета).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...