Рабочая программа кружка "Кулинарная география"
рабочая программа по географии (6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме
Аннотация к рабочей программе "Кулинарная география".
Срок реализации программы 1 год, она расчитана на 108 часов (3 часа в неделю). Возраст воспитанников 12 - 16 лет. Реализация возможна только при наличии материальной базы.
Данная программа представляет успешную и жизненно важную интеграцию таких учебных дисциплин как география, материальные технологии. Содержит относящиеся к изучаемой теме сведения по истории, билогии.
Программа содержит пояснительную записку, с указанием направленности, актуальности и новизны программы, цели, задачи, формы и режимы занятий, ожидаемые результаты обучения и способы проверки, тематический план, календарно-тематическое планирование курса, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_kulinarnaya_geografiya.docx | 48.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 810
____________________________________________________________________________________________________________________
111395, Москва, ул. Снайперская, д. 4а телефон (499) 374-24-07 факс (499) 374-28-01
«Согласовано» «Утверждено»
Завуч по УВР
Директор ГБОУ СОШ № 810
__________
Зайцева В.Л. Филипов.В.В.
Приказ №
от «29» августа 2013 г.
Рабочая программа кружка
по внеурочной деятельности
культурологического направления
«Кулинарная география»
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 12-16 лет
Учитель географии, экологии и технологии
Иодковская И.В.
Москва 2013.
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Кулинарная география» рассчитана на 108 учебных часов. Тема кружка способствует актуализации знаний обучающихся о народах мира, образе их жизни, влиянию природных особенностей на рацион, состав, способ переработки, сохранения, приготовления и употребления пищи, подробнее знакомит с богатейшей кулинарной историей родного края, вырабатывает понятия большая и малая Родина, на практике знакомит с кулинарными особенностями, традициями и технологией приготовления блюд разных народов.
В конечном итоге, данная программа способствует как расширению кругозора обучающихся, повышению интереса к предметам географии, истории, биологии и материальным технологиям, так и приобретению начальных практических навыков приготовления блюд разных кулинарных традиций, способствует приобщению к рациональному здоровому питанию.
Направленность программы.
Данная программа представляет собой разработанный курс культурологического направления. Культурологическое образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками как на уроках географии, так и на уроках материальной технологии. На уроках учащиеся получают лишь основные знания. Для наиболее полного изучения, овладении большим количеством информации в данной области в современных школах создаются кружки, а также вводятся элективные курсы, что в дальнейшем способствует профессиональному становлению учащихся, увеличению их кругозора.
Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды: фартука и косынки, сменной обуви. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.
Работа кружка связана с использованием нагревательных приборов (электрическая плита, духовой шкаф, электрический чайник, микроволновая печь), режущих инструментов (ножи, кухонный комбайн), с варкой, жарением, выпечкой. Это обязывает особое внимание обращать на правила безопасности труда.
Знания в области экологии необходимы каждому человеку как умение читать, писать и считать. Экология – наука о взаимоотношении живых организмов и условий среды.
Поэтому в области кулинарии экологические знания необходимы. Накапливающаяся пыль в помещении, испарения жидкостей для мытья посуды и сантехники загрязняют воздух в помещении. Чтобы снизить загрязнения воздуха в помещениях необходимо плотно закрывать крышки емкостей с хим.жидкостями и выбрасывать пропитанную химикатами ветошь в герметичные контейнеры. Огромное значение имеет вентиляция. Регулярно проветривать помещение и проводить влажную уборку. В кухонном помещении должна быть установлена вытяжка. Большая роль в очистке воздуха в помещение отводится комнатным растениям.
Наиболее характерна комбинированная структура занятий: организационный момент, повторение пройденного материала, изложение новой темы, вводный инструктаж, подготовка к практической работе, практическая работа и текущий инструктаж, уборка рабочих мест, сервировка стола, дегустация. Заключительный инструктаж, мытье посуды, уборка помещения.
На занятиях применяется широкий арсенал методов:
- словесные (объяснения, рассказ, беседа);
- наглядные (демонстрация приемов выполнения операций, вариантов оформления готовых блюд);
- проблемные (постановка проблем и поиск ее решения);
- исследовательские (самостоятельный анализ задачи и ее решение);
- метод практического сотворчества;
- метод коллективных и групповых работ;
- метод творческого показа.
Актуальность и новизна программы.
Познание человеком всего разнообразия мирового пространства, по большей части, было продиктовано интересом к образу жизни, особенностям питания, природным условиям и способам комфортного проживания в них. Возможность на практике познакомиться с кулинариями разных народов, проживающих в непохожих природных условиях, - это замечательный способ погружения, более глубокого изучения, целого ряда предметов школьной программы, таких как география, история, технология.
Мир открывался и осваивался постепенно, так же построена и программа. Сначала учащиеся изучают и практикуются в приготовлении традиционных блюд, затем, знакомясь с расширением географического пространства связей народов, обменом их жизненного опыта, не всегда шедшего мирным путем торговых отношений, постигают на практике особенности кухонь других народов. Связь с предметом биологии прослеживается при ознакомлении с центрами культурных растений Вавилова, а также распространением эндемиков в другие регионы мира. Многие заимствованные из других языков названия блюд, куханной утвари, обрядовых праздников пополнили богатство русского языка, что заинтересует учащихся глубоко изучающих такие дисциплины, как русский язык, литература и иностранные языки.
Знания различных кулинарных традиций в приготовлении пищи, способах ее заготовки и употребления, а также практические навыки, связанные с ними, обязательно найдут применение в кругу семьи.
Отличительной особенностью
данной программы является интеграция теоретических знаний многих предметов школьной программы, полученных в процессе и для практического применения в жизни, что является положительным моментом при переходе к новым ФГОС ООО.
Цели кружка:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе знакомства с историей родного края и жизнью мира.
- Научить понимать связь природы с жизнью людей, их психологией, обычаями и традициями питания.
- Сформировать понятие «Здоровое питание» и здоровый образ жизни с целью применения полученных знаний в своей повседневной жизни.
В задачи кружка входит:
- Познакомить обучающихся с историей родного края, национальным составом населения, кулинарными традициями народов, населяющих страну.
- Показать связь природных условий и образа жизни народа с понятием тип питания.
- Сформировать понятие о здоровом образе жизни.
- Познакомить с кухней народов страны и мира.
- Познакомить и способствовать освоению технологии приготовления некоторых блюд, являющихся наиболее типичными для кулинарии той или иной страны.
- Познакомить с различными способами и традициями употребления пищи, о ее роли и церемониях в разных странах.
- Научить делать презентации (мини-портфолио).
Возраст обучающихся. Срок реализации данной программы.
Программа занятий рассчитана на учащихся 6 - 10 классов. Это позволяет учащимся перенимать навыки правильного поведения на кухне, другим умение делиться опытом, преподавателю необходимо строить занятия с учетом разной подготовленности школьников, целесообразно полагаться на помощь старших учащихся.
Рекомендуется группа не более 15 человек. Для наилучшей организации работы кружка группу делят на 3 бригады по 5 человек в каждой во главе с бригадиром.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения, 108 учебных часов. Группа занимается по 1 и 2 часа два раза в неделю. Часовое занятие предполагает в основном ознакомление с теоретическим материалом темы, а двухчасовое - практическое занятие.
Наполняемость групп от 8-15 человек.
Формы и режим занятий.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя приготовление и дегустацию кулинарных блюд.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе формирует чувство ответственности перед собой и коллективом, а также взаимопомощь и выручку. Все эти качества помогают развиваться правильной, адекватной самооценке. Однако, необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия, благодаря которым обучающиеся могут продемонстрировать свой собственный опыт в освоении темы. Это может быть фотоотчет или презентация самостоятельно выполненного блюда в домашних условиях после прохождения темы. Наиболее подходящая форма оценки – совместная дегустация блюд. Он позволяет справедливо и объективно оценить
работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как
-текущая оценка достигнутого самим ребенком;
-оценка законченной работы;
-реализация творческих идей.
В конце изучения каждой темы оформляется стенд. В конце года организуется и проводится совместными силами участников кружка и школьного ученического актива КТД «Кулинарное путешествие».
Ожидаемые результаты обучения.
Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у школьников познавательного интереса и кулинарного вкуса, интереса к культуре, истории и традициям разных народов, населяющих наш общий дом – планету Земля. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:
- Знать правила ТБ и соблюдать санитарно-гигиенические нормы при выполнении кулинарных работ.
- Уметь самостоятельно готовить изученные блюда в соответствии с технологией приготовления.
- Знать особенности кухонь некоторых народов.
- Знать основы и уметь рассказывать о здоровом питании;
- Уметь составлять презентации о питании (мини-портфолио).
- Оказывать помощь родителям в разнообразии семейного рациона.
- Признаки качества продуктов.
Условия реализации программы.
Занятия проводятся в кабинете технологии, в оборудованном помещении для кулинарии, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет светлый, сухой, с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией.
Учебная кухня оборудована подвесными шкафами, разделочными столами. Для работы имеется необходимый инвентарь.
Продукты питания, необходимые для практических занятий, учащиеся приобретают самостоятельно. Нормы продуктов указаны в инструкционных картах приготовления блюд.
Тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. | Вводное занятие. История русских кулинарных традиций в связи с природными особенностями территории. Приготовление блюд русской кухни. Продукты-переселенцы, ставшие неотъемлемой частью русского стола, блюда из них и истории этих блюд. Кухня народов мира. Технология приготовления отдельных блюд некоторых стран мира. Подготовка КТД «Кулинарное путешествие» ИТОГ: 108 часов. | 1 29 21 54 3 |
Календарно – тематическое планирование курса «Кулинарная география».
№ занятия п/п | Тема | Всего часов | в том числе | |
теорич. | практ. | |||
1.
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20-21. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 31. 32. 33. 34-35. 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72-73. | Вводное занятие. История русских кулинарных традиций в связи с природными особенностями территории. Технология приготовления: Холодные супы (тюря, ботвинья, окрошка) – традиционные супы Древней Руси. Технология приготовления тюри и окрошки. Традиционные горячие супы Руси (щи, похлебки, рассольник, грибной суп, суп-лапша) Технология приготовления чечевичной похлебки. Традиционные русские каши и кашицы. История и технология приготовления Гурьевской каши. Что считалось дичью на Руси. Как готовили дичь. Соколиная охота. Технология приготовления тушеных перепелок в сметанном соусе. Как рыбу ловили, готовили и ели. По следам археологических раскопок в Коломенском. Определение качества продуктов и технология приготовления рыбы в тесте (филе трески). Особенности национальной тихой охоты. Определение пригодности продукта. Заготовка. Блюда из грибов. Технология приготовления грибов запеченных с картофелем. Как на Руси кисель ложкой ели, а сыту пили. Технология приготовления сыты и киселей. Традиционные русские обрядовые блюда: блины, блинчики, оладья. Технология приготовления блинов с припеком и без. Праздничные лакомства. Пряничная история. Петушки на палочке. Технология приготовления петушков на палочке (или пряников). Оформление стенда и презентации по освоенным материалам кружка. Продукты-переселенцы, ставшие неотъемлемой частью русского стола, блюда из них и истории этих блюд. Центры происхождения культурных растений по Вавилову. История путешествий картофеля и блюда из него. Польза и технология приготовления печеного картофеля. Откуда прибыла капуста, как закрепилась и стала традиционным блюдом. Технология квашения капусты. Морковь и тыква в мифах древних греков и славян. Технология приготовления морковных и тыквенных оладий. Где родина яблок? Первые упоминания о яблоках на Руси. Разнообразие традиционных блюд из яблок. О сортах и пользе яблок. Технология приготовления яблок печеных и яблок моченых. История и значение репы на Руси (не только в пословицах и поговорках). О пользе продукта. Технология приготовления пареной репы. История, отраженная в названиях, и разные пути появления (восточный и западный) на Руси огурца и помидора. О способах заготовки этих продуктов впрок. Технология приготовления малосольных огурчиков. Различные способы нарезки огурцов и помидоров. Оформление стенда и презентации по освоенным материалам кружка. Кухня народов мира. Технология приготовления отдельных блюд некоторых стран мира. Особенности природы, отраженные в кухне загадочной Индии. Технология приготовления кэрри. Технология приготовления ананасовых шариков. Технология приготовления чатни Технология приготовления чечевицы с рисом. Оформление презентации и настенного фотоотчета по приготовленным блюдам индийской кухни. Основные мотивы изысканной французской кухни, навеянные Атлантикой и Средиземноморьем. Технология приготовления лукового супа и крем-супа из шампиньонов. Технология приготовления яиц пашот омлета с зеленью и айоли. Технология приготовления блюда рататуй. Технология приготовления блинчиков с яблоками и парижского десерта из сыра. Оформление презентации и настенного фотоотчета по приготовленным блюдам французской кухни. Традиционная английская кухня, как отражение природы туманного Альбиона Технология приготовления традиционных английских сендвичей. Технология приготовления традиционного английского завтрака – поридж. Технология приготовления ростбифа или фиш энд чипс. Технология приготовления английский шоколадный пудинга Оформление презентации и настенного фотоотчета по приготовленным блюдам английской кухни. Солнечная итальянская кухня, рожденная богатой и щедрой природой пяти морей Средиземноморья и чистотой горного воздуха Альп и Аппенин . Технология приготовления пиццы. спагетти а ля карбонара, ризотто, иноцци а ля романа) Технология приготовления спагетти а ля карбонара. Технология приготовления ризотто. Технология приготовления иноцци а ля романа. Оформление презентации и настенного фотоотчета по приготовленным блюдам итальянской кухни. Скандинавская кухня, наполненная изобилием северных морей и северных сияний. Технология приготовления блюда фискеболлар – рыбный клопс. Технология приготовления печеного картофеля «Гассель». Технология приготовления рыбного воздушного пирога. Технология приготовления блюда шмёребрёд. Оформление презентации и настенного фотоотчета по приготовленным блюдам скандинавской кухни. Немецкая кухня как праздник изобилия и разнообразия самой природы. Технология приготовления традиционного сладкого немецкого завтрака, в том числе мюсли и фруктовый чай. Технология приготовления кислой капусты и баварских колбасок. Технология приготовления тюрингского пирога с луком Технология приготовления коврижки Оформление презентации и настенного фотоотчета по приготовленным блюдам немецкой кухни. Подготовка КТД «Кулинарное путешествие» ИТОГ: | 1 29 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 3 21 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 3 54 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 3 108 ч. | 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 | 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 15 2 2 2 2 2 2 3 48 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 3 |
Используемая литература.
- Серия книг из цикла Кухни народов мира изд. Аванта +
- Е.А. Жижина « Поурочные разработки по географии» 8 класс. М.,2007г.
- Журнал « География в школе».
- Узун Л.А. «Рецепты вкусной жизни», М.,2008г.
- Интернет-ресурсы: supercook.ru
- Вольпер И.Н. “Легенды и быль о продуктах”, М. “Экономика”, 1969.
- Ковалев В.М., Могильный Н.П. “Традиции, обычаи и блюда русской кухни”, М. “Терра”, 1998.
- Лазерсон И. “Французская кухня”, М. “Центрполиграф”, 2005.
- Похлебкин В.В. “Все о пряностях”, М.“Центрполиграф”, 1997.
- Похлебкин В.В. “Занимательная кулинария”, М. “Центрполиграф”, 1997.
- Похлебкин В.В. “Специи и приправы”, М.“Центрполиграф”, 1997.
- Райченок Ж.Е. “Самые популярные блюда мира”,Мн.Литература,1998
- Сенгурова Е. “Пир на весь мир”, М. “Терра”, 1998.
- Халин А.А.,Сунин Н.С. “Русский дом”, Н.Новгород, “Нижний Новгород”, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...