Рабочая программа кружка "Занимательная география"
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Факультативный курс по географии для уч-ся 7-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_geografiya_kruzhok.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА «ИРИДА» | |||
РАССМОТРЕНО на методическом совете Протокол № ___ от _______________ 201__г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________ Щербакова Е. М. ____ _______________ 20__г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ____________О. И. Ильинский ____ _______________ 20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по географии «Занимательная география»
7 класс
на 2013-2014 учебный год
Программу составила Дубровина И.Б.
Категория____________________
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Цель программы: Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи:
- Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
- Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
- Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
- Воспитание географической культуры школьников.
Программа «Занимательная география» рассчитана на 35 часов, из расчета - 1 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 7-го класса.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых метапредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива «Развитие исследовательской деятельности учащихся» являются:
- учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций);
- коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;
- информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях;
- проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
- компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Содержание программы факультатива способствует развитию ОУУН и способов деятельности:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно – научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.
В процессе занятий по программе «Развитие исследовательской деятельности учащихся» учащиеся должны:
Знать:
- Вклад Великих учёных в развитие науки;
- Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
- Природные рекорды на материках и океанах;
- Особенности стран мира и народонаселения;
- Приёмы работы с источниками географической информации;
- Географическая терминология.
Уметь:
- Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
- Проводить исследование на основе накопленных фактов;
- Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
- Решать географические задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Ориентирования в потоке географической информации;
- Умения решать географические задачи
- Повышения собственной географической культуры.
Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (библиотечные занятия). В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися.
Для реализации задач программы факультатива «Занимательная география», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично – поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Календарно – тематический план
№ п.п. | Перечень тем и разделов | Количество часов | Виды и формы деятельности |
1 | Введение. Программа факультатива. | 1 ч. | Беседа |
2 | Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества. | 5 ч. | Лекция Практикум |
3 | Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты. | 5 ч. | Лекция + практическое занятие |
4 | Природа Земли | 15 ч. | Семинар - практикум |
5 | Страны мира | 7 ч. | Практикум |
6 | Итоговое занятие | 2 ч. | Итоговое тестирование |
Всего – 35 часов
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ | Название темы | Содержание темы |
1 | 2 | 3 |
1 | Введение. Программа факультатива. 1 час | Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива Демонстрации: программа факультатива «Занимательная география» |
2 | Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества. 2 часа | Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов. |
3 | Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты. 5 часов | Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы. Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии |
4 | Природа Земли 15 часов | Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
5 | Страны мира 7 часов | Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны. Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия. |
6 | Итоговое занятие 2 часа | Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива. |
Список использованной литературы.
- В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
- Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
- Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год
- Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 3-11.
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8-4.
- Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», Москва, «Народное образование», 2001 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...