МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С СЕМЬЁЙ»
методическая разработка

Черкасова Анна

Актуальность проблемы: актуальность настоящей работы заключается в том, что на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и образовательного учреждения в воспитании детей и подростков. Проблемы, особенности воспитания детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании  ребёнка отводится не только УДО (учителям, хормейстерам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. Поэтому насколько эффективно выстроена взаимосвязь УДО с семьёй ученика, настолько будет и эффективен будет и процесс воспитания и обучения в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  

дополнительного образования

«Детская школа искусств №12»

городского округа Самара

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

«ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С СЕМЬЁЙ»

Автор-разработчик:

Черкасова  А.Д.

Самара  2018 г.

Содержание:

Введение

3

Глава I. Теоретическое обоснование  проблемы взаимодействия семьи и школы искусств

8

1.1.Краткая характеристика понятий «взаимодействие», «семья», «семейное воспитание». Роль семьи в воспитании детей

8

1.2.Современные формы взаимодействия семьи и школы искусств

13

Глава II.  Анализ    работы  по взаимодействию с  родителями  в условиях творческого объединения «Фортепиано»

26

          2.1.Методы работы  с родителями

27

          2.2.Формы педагогической работы с родителями

28

Заключение

36

Список  литературы

37

Введение

«Воспитывают все: люди, вещи, явления.

Но прежде всего, - люди.

Из них на первом месте родители и педагоги»

А.С. Макаренко

Новый образовательный стандарт, по которому предстоит работать образовательным учреждениям, обозначен как общественный договор между образовательным учреждением, семьёй и государством. Поэтому не удивительно, что семье, её взаимодействию с педагогами отводится в нём особая роль. Значит ли это, что при усилении роли семьи в новом стандарте от педагога потребуются особые знания и навыки для более тесной работы с родителями своих учеников.

Понимание стандарта, предусматривающее согласование требований семьи, общества и государства, делает систему образования гибкой, адаптивной, даёт возможность оперативно реагировать на требования внешней среды и самое главное – способствует тому, чтобы образовательное учреждение отвечало на запросы внешних заказчиков, каковыми как раз являются семья, общество и государство, а не решала узковедомственные задачи образовательного сообщества.

Образовательный стандарт рассматривает вопросы усиления взаимодействие образовательного учреждения и семьи, что особенно актуально в наши дни, в том числе в условиях высокой занятости родителей воспитанников. Семья ученика отвечает за использование предоставленного образовательным учреждением шанса на успех, за реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей в сфере обучения и воспитания детей.

В настоящее время спектр учреждений дополнительного образования детей чрезвычайно велик. Появление новых детских образовательных центров в сфере искусства, таких как танцевальные, художественные студии, школы развития и т.д., позволяет выделить детские музыкальные школы и школы искусств в ряду традиционных учреждений в области обучения детей музыке в целом, направленных на развитие навыков инструментального, вокального исполнительства, обогащение музыкально-культурного кругозора и начально-профессионального ориентирования детей.

Гуманистическая направленность современного дополнительного образования предполагает сотрудничество с семьями воспитанников. Привлечение родителей к участию в жизни детской школы искусств позволяет объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем.

В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации  отмечено: "...дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка…".

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их  воспитания, развития и обучения.

Дополнительное образование способно влиять на качество жизни, т.к. приобщает детей к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата, способствует развитию  способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению  подростков.  

Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности учебного заведения, обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, способно  быстро и точно  реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства в целом.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств №12 городского округа Самара располагает достаточно профессиональными знаниями, чтобы помочь семье воспитывать и развивать ребёнка, поддерживать и укреплять родственные связи, приобщать к общечеловеческим ценностям. От того, насколько воспитательно-образовательные услуги ориентированы на интересы семьи, во многом зависит эффективность педагогической работы.

Актуальность проблемы: актуальность настоящей работы заключается в том, что на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и образовательного учреждения в воспитании детей и подростков. Проблемы, особенности воспитания детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании  ребёнка отводится не только УДО (учителям, хормейстерам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. Поэтому насколько эффективно выстроена взаимосвязь УДО с семьёй ученика, настолько будет и эффективен будет и процесс воспитания и обучения в школе.

Безусловно, данная отрасль предпрофильного образования детей (детская школа искусств) имеет свои преимущества: индивидуально-личностный подход к каждому ребёнку (обучение в классе специального инструмента и вокала ведётся индивидуально), высококвалифицированный уровень преподавательского состава, которые за педагогическое мастерство награждены различными наградами, опора в обучении и воспитании на традиции, сформированные на протяжении многих лет. Однако проблемы обучения в школах искусств, безусловно, возникают, и они обусловлены новыми тенденциями в жизни современного человека (среди них – всеобщая информатизация, приводящая не только к нарушению психоэмоционального состояния общества, появлению негативных поведенческих реакций, но и к высокому уровню занятости взрослого(работа, образование, досуг), а за ним и детского населения (репетиторские занятия, физическое и эстетическое развитие и т.д.)

Одной из таких проблем является высокий процент отчисления детей из числа учащихся  детской школы искусств. Особенно этот показатель высок на начальном этапе обучения

К сожалению, практически не найдено исследований в области художественного образования и музыкальной педагогики, занимающихся данной проблемой. Однако, опираясь на теоретические материалы и практический опыт автора данной работы в области музыкального образования и воспитания, предлагается наметить пути решения данного вопроса в следующих направлениях:

  1. Первое направление: применение в процессе музыкальных занятий инновационных технологий педагогического воздействия, которые способны развивать мотивационную сферу детей, поддерживая интерес к данному виду занятий.
  2. Второе направление: взаимодействие педагога-музыканта  с семьёй учащегося, основанное на организации учебно-воспитательного и музыкально-образовательного процесса в детской школе искусств. Значимость данного аспекта сложно переоценить, поскольку социокультурные основы в воспитании ребёнка закладывает в первую очередь, семья

Проблема взаимодействия образовательных учреждений (педагогов) с родителями учащихся находилась в центре внимания классиков дореволюционной отечественной семейной педагогики – П.Ф. Лесгафта, А.Н. Острогорского, В.Я. Стюнина, Л.Н. Толстого, разносторонне освещена в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.П. Подласого. Вопросами сотрудничества педагогов общего и дополнительного музыкального образования с семьёй в решении разнообразных вопросов воспитания и образования ребёнка занимаются исследователи О.Ф, Антипина, Е.И. Замошина, Е.Б. Зотова, Л.М. Кашапова, Л.В. Матвеева, А.Е. Мосик, Е.Л. Рыбакова, С.А. Феруз, М.Р. Шамтиева и др. Однако, непосредственно методические рекомендации по вопросам взаимодействия педагога школы искусств и семьи обучающегося, к сожалению, мало освещены в психолого-педагогической литературе.

Объект исследования: взаимодействие УДО с семьёй в воспитании ребёнка.

В качестве предмета данной работы выступает:   формы взаимодействия между семьёй и УДО

Цель работы: теоретически разработать и практически обосновать основные формы взаимодействия УДО с семьёй в воспитании ребёнка.

Задачи:

  1. Выявить подходы к взаимодействию в вопросах воспитания детей.
  2. Определить формы работы УДО с семьёй.
  3. Определить результативность работы педагога дополнительного образования УДО с семьёй

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования полученных результатов в практике преподавания различных дисциплин в УДО.

Глава I. Теоретическое обоснование  проблемы взаимодействия семьи и школы искусств

1.1. Краткая характеристика понятий «взаимодействие», «семья», «семейное воспитание». Роль семьи в воспитании детей

Для того чтобы понять, что представляет собой роль семьи в воспитании детей, а так же понять что же такое формы взаимодействия между семьёй и образовательным учреждением мы должны обратиться за тем, что обозначает каждое из этих категориальных понятий. Исходя из этого, мы имеем право на то, чтобы узнать, что всё-таки они значат. Одно из первых понятий, которое мы удостоились раскрыть, была «семья».

Семья – основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования и навыки поведения.

Семья выполняет определенные функции, к которым относятся такие как:       воспитательная (подготовить ребенка к жизни в обществе, обеспечить его нормальное и полноценное развитие)  и рекреационная (обеспечить психологический комфорт и эмоциональное удовлетворение - так называемый «островок» спокойствия, уверенности и безопасности).

Семья - малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Применяя понятие семьи к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения.

Ученые Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин определяют семью как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка.

Говоря о воспитании, существует множество определений относительно этого понятия. Мы решили раскрыть и воспользоваться только некоторыми из них.

Воспитание – процесс формирования личности, который  имеет ряд особенностей. Охарактеризовать его можно такими словами, как целенаправленность, динамичность, длительность, комплексность

Воспитание - единый целостный процесс и человек по частям не воспитывается. Содержанием воспитания является формирование социально-ценностных отношений к себе, людям, миру.

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.

Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И.П. Павлова, воспитание это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…».

В современной педагогике под воспитанием понимается «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека».

Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне, каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам.

Следующим понятием, на котором мы остановимся, является «взаимодействие»

          Новый толково-словообразовательный словарь русского языка автора Т. Ф. Ефремова, даёт следующее определение термина «взаимодействие»

Взаимодействие – это воздействие различных предметов, явлений действительности друг на друга, обусловливающее изменения в них. Согласованность, непротиворечивость положений, выводов, результатов деятельности человека в различных сферах.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой даёт такое определение слова «взаимодействие».

Взаимодействие -  это взаимная связь явлений.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова в своём даёт следующее определение  слова «взаимодействие»

Взаимодействие - взаимная связь, взаимная обусловленность,  взаимодействие общественных явлений, философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др.

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Очень часто этот принцип забывается, и в отношениях с детьми взрослые используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное, а иногда и активное сопротивление воспитанию. Важное значение педагогического взаимодействия состоит в том, что, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, оно способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

Таким образом, мы ознакомились с краткой характеристикой вышеперечисленных понятий, которые дали нам общее представление о себе. Определений достаточно много, если взять, к примеру, категорию «воспитание» или «педагогическое взаимодействие», скорее это нужно для того, чтобы мы ощутили внутреннее содержание каждого понятия, следовательно, есть другая сторона - наличие множества точек зрения на то, что из себя представляет данное понятие, какую окраску несёт оно в себе.

Роль семьи в воспитании детей. Начнём с того, какую роль в истории занимала семья в воспитании ребёнка, как к этому относились взгляды учёных на данную проблематику.

Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: «Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях.

Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит корыстолюбие и прочие свойства, разоблачающие людей, порождающие между ними вражду». Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

А теперь нам пора ознакомиться с тем, в чём суть роли семьи, какие условия существуют внутри семьи, какой эффект оказывают внутрисемейные условия и отношения, их особенности, что для этого нужно сделать.

«Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей». Семья – колыбель духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая – ее разносторонность.

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

По словам Т.И. Куликовой, исследователя семейной проблематики, семья является источником и опосредующим звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта, и, прежде всего,  опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим инструментом воспитания и социализации ребёнка.

Исследователь межличностных отношений Е.П. Ильин подчёркивает особую важность общении я с родителями в педагогической деятельности учителей для более эффективного педагогического воздействия. К сожалению, в настоящее время педагог может столкнуться с «непростой» семейной ситуацией ребёнка, в которой происходят конфликтные, недоверчивые отношения между ребёнком и его родителями. Многие подобные сложности детерминированы проблемами современного общества. По мнению Е.П. Ильина, гармоничным взаимоотношениям детей и родителей мешают разнообразные «барьеры»:

  • Барьер занятости. Характеризуется тем, что родители постоянно заняты работой, домашними делами, проведением досуга, друг другом и т.п.;
  • Барьер возраста. Понять своих детей родителям мешает разница в возрасте, в честности «высота взрослого»;
  • Барьер воспитательных традиций. Родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в своей семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся и бытовавшие в период их детства в их семьях, продублировав педагогику  собственных родителей, не учитывая изменившихся  ситуаций воспитания, уровень развития детей и т.п.
  • Барьер дидактизма. Родители постоянно по каждому поводу поучают своих детей: «Не хлопай дверью», «Вытри ноги», «Не ёрзай под столом» - и так до бесконечности.

1.2.Современные формы взаимодействия семьи и школы искусств

Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации.

Необходимость данной системы в работе педагогического коллектива школы искусств с родителями вызвана тем, что в настоящее время система воспитания находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются:

  • отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров;
  • разрушение традиционных ориентиров;
  • низкий уровень жизни;
  • сложность в самореализации вступающего в жизнь нового поколения.

Старшее поколение зачастую проявляет равнодушие к судьбам тех, кто идет ему на смену, кому предстоит реально формировать новое общество.

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных влияний в детской, подростковой и молодежной среде.

В связи свыше перечисленными причинами следует возобновить поиск новых путей взаимодействия системы образования с различными социальными институтами, ответственными за воспитание детей и молодежи, в первую очередь – с семьей.

Педагогами школы искусств разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями учеников, что создает более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания учащихся в союзе родителей и педагогов. Это позволяет родителям и учителям лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных, школьных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, УДО, в учреждениях социума, в общении со взрослыми и детьми) и, таким образом, помогает взрослым в понимании жизненных приоритетов, профилактике девиантного поведения и правонарушений.

Ведущая идея системы работы педагогического коллектива школы искусств с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа искусств осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и консультации. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным детским объединениям.

При работе с детьми современному педагогу-музыканту необходимо учитывать данные сложности, возникающие в различных семьях, и опираться на слова известного отечественного педагога И.П. Подласого: «При хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определённые задачи и выполняет свою часть работы».

Отношение ребёнка и семьи к музыкальным занятиям, зачастую осложнены специфическими особенностями школы искусств, которые заключаются в том, что обучение музыкальному искусств подразумевает регулярную выработку определённого навыка (в игре на инструменте, сольфеджио, вокале и т.д.) Этот факт приводит к возникновению проблемы систематического выполнения домашнего задания, формирующего данный навык. К сожалению, многие родители, не понимая специфику обучения музыкальному искусству, относятся к школе искусств поверхностно, как «к кружку» или «секции», где ребёнок проводит своё свободное время, но при этом не затрачивает усилий в домашней работе.

Однако исследователи музыкальной педагогики и психологии выдвигают целый ряд аргументов в пользу обучения музыке. В том числе положительные аспекты, формирующиеся в процессе занятий в школе искусств, выделяет доктор искусствоведения и психологических наук Д.К. Кирнарская:

  1. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину ребёнка: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Систематичность занятий на инструменте воспитывает характер, упорство, выдержку ребёнка.
  2. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши(лады, кнопки и т.п.); манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.
  3. Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи человека.
  4. Музыкальное образование помогает ребёнку в понимании компьютера. Музыка структурна,  иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
  5. Музыкальные занятия развивают навыки общения (коммуникативные навыки). Играя, ребёнку-исполнителю приходится перевоплотиться и донести до публики характер, манеру чувствовать, голос и жесты великих композиторов.
  6. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». В школе искусств нельзя перенести на завтра или на неделю зачёт по гаммам или классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не «завалит» серьёзный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
  7. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Учитывая данные положительные аспекты многие семьи, привлекает своих детей к обучению в музыкальной школе и в школе искусств. С точки зрения реализации музыкально-образовательной стратегии с задействованием потенциала учреждения дополнительного музыкального образования со стороны семьи предполагается: адекватная диагностика задатков ребёнка, способностей, возможностей, личностных особенностей, интересов, предпочтений, желаний; осмысление ближайших и отдалённых перспектив получения ребёнком музыкального образования, определения уровня притязаний; выбор музыкально-образовательного учреждения. Кроме того, на этапе  первоначального погружения в систематические музыкальные занятия – помощь ребёнка в установлении в установлении контакта с педагогом, освоение нового распорядка для тренингового вида домашних заданий; поддержка при первых успехах и неудачах; наблюдение за психологическим и физическим состоянием ребёнка, предупреждений ситуаций эмоционального дискомфорта.

В исследовании Л.В. Матвеевой предполагается следующая характеристика педагогической помощи для ребёнка силами членов семьи. Она предусматривает:

  • Организацию домашней музыкальной среды, способствующей решению задач музыкального развития, воспитания, образованию ребёнка на протяжении его взросления – звуковой среды (ненавязчивое звучание музыки, отвечающей критериям физического и психического здоровья ребёнка, обогащающей его педагогически целесообразными, художественными впечатлениями), предметной среды (наличие музыкальных игрушек, элементарных и профессиональных музыкальных инструментов, позволяющих ребёнку обретать опыт самостоятельной музыкальной деятельности), информационной среды (наличие источников, посредством которых ребёнок получает аудио, видео и фактологическую, информацию о музыкальном искусстве)
  • Создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы, способствующей естественности, органичности, интимности, персонифицированности общения ребёнка с музыкальным искусством

Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль. «Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа — это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега — ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу».

 Семья дает ребенку как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа все-таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребенка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребенок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать.

По своей должности педагог обязан тесно сотрудничать с семьей и давать профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях его учеников.

Дети ожидают от родителей интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Родителям требуется постепенно менять воспитательные влияния на различных ступенях становления личности.

Вдумчивый учитель обратит внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учета жизненного опыта, эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия.

Общие увлечения родителей и детей педагог назовет тем благодатным путем, который приведет их к взаимопониманию. Если ребёнок любит заниматься музыкой, занимается с интересом и энтузиазмом, то родители должны всячески его поддерживать и тоже быть увлечёнными этим.

Постоянно актуальным остается взаимодействие УДО и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости ученика. Установлено, что семья и образовательное учреждение смотрят на нее по-разному. Педагоги склонны считать главными причинами недостаток способностей в соответствующей области, бесконтрольность семьи. Родители же — в недостаточном внимании, усидчивости детей и слабой работе образовательного учреждения. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости ученика. Только поняв их, семья и школа искусств могут скорректировать свою деятельность.

Естественно, ситуации, с которыми сталкивается педагог дополнительного образования детского объединения, предусмотреть невозможно. Смысл педагогической подготовки в том и заключается, чтобы вооружить специалиста общими методами анализа возникающих ситуаций и поиска оптимальных вариантов выхода из них.

Советы педагога будут тем обоснованнее, чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию.

Автор работы, опираясь на теоретический материал в области музыкальной педагогики и взаимодействия семьи и ребёнка, а так же практический опыт преподавания в школе искусств, предполагает ряд рекомендация, направленных на совершенствование музыкально-педагогического процесса и установления тесного сотрудничества между педагогом, ребёнком и его семьёй:

1.Помощь в выполнении домашнего задания. На первоначальном этапе обучения детей в детской школе искусств родителям необходимо разъяснить, что ребёнку потребуется их помощь в организации и выполнении домашнего задания. Поскольку музыкально-учебная деятельность становится для ребёнка новым видом деятельности, ему могут быть сложны или непонятны некоторые из задач педагога, либо он может забыть то, о чём говорилось на занятии. В этом случае  присутствие родителей (бабушек, дедушек) просто необходимо ребёнку. Кроме того, нужно разъяснить, что данный этап может продолжаться недолго (в зависимости от усидчивости ребёнка, его целеустремлённости, развития волевой сферы и других факторов), но начальном этапе он чрезвычайно важен, и если упустить данный момент, то в дальнейшем обучении могут возникнуть  проблемы.

Задача педагога – пояснить систему выполнения домашнего задания. Она заключается в формировании правильных исполнительских движений, которые невозможны без многократной, систематической, каждодневной выработки навыка. Только в этом случае об успешном овладении инструментом, на котором ребёнок играет. Здесь уместно ввести понятие «требование» со стороны родителей, которое в современной педагогике трактуется достаточно широко: кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской жизни, её организацию. Об этом говорит В.П. Левкович, констатируя, что родительская любовь, «предполагающая не только заботу о детях и внимание к ним, но так же требовательность и критичность, оказывает положительное влияние на формирование личности ребёнка.

2.Приобщение ребёнка к концертной деятельности. С целью достижения результативности музыкального воспитания детей, необходимо разнообразить семейные формы музыкального образования. К этим формам относятся: помещение музыкальных театров (оперного, музыкальной комедии и т.п.), концертных программ филармонии, консерватории и других концертных площадок города. В этих условиях успешнее закрепляются знания, полученные на музыкальных занятиях.

Кроме того родители ни в коем случае не должны быть безразличны к концертам, проводимым в музыкальной школе, особенно в которых принимает участие ребёнок. Такие концерты полезны с музыкально-просветительской точки зрения (чаще всего они носят тематический характер), мотивационно–конкурирующей (в таких концертах выступают одноклассники и сверстники ребенка, поэтому родитель может адекватно оценить уровень исполнения своего ребенка и сравнить с другими ребятами, а ребенок будет мотивирован на успех и дальнейшее развитие, видя заинтересованность родителей).

По возможности, семье ребенка необходимо посещать мероприятия, организуемые в классе специального инструмента. Ребенок будет рад видеть  заинтересованность семьи по отношению к делу, которым он занимается.

Можно добавить и следующие рекомендации педагога-музыканта, руководителя вокального ансамбля Л.З. Шайгардановой, которая предлагает осуществлять родительский «музыкальный всеобуч» для успешного взаимодействия между родителями и педагогом. К основным его формам относятся родительские собрания, где представляется методика обучения детей, план работы, намечается перспектива деятельности. Кроме того, в своей работе Л.З. Шайгарданова применяет такие формы, как тематические консультации, научно-методические семинары, музыкально-педагогические практикумы по организации и проведению семейных музыкальных праздников и вечеров, созданию домашней фонотеки, видеотеки по музыке и т.д.

3.Присутствие на уроке родителей или членов семьи. Такой аспект семейного сопровождения может иметь две точки зрения. С одной стороны, для некоторых детей он необходим. Такие учащиеся, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, просто не могут запомнить и воспроизвести задания педагога, которые были продемонстрированы на уроке в виду малого объема памяти, недостаточной концентрации внимания, сложности восприятия материала и других физиологических факторов. В этом случае родители выступают для ребенка первоочередными помощниками, которые смогут объяснить алгоритм выполнения домашней работы, составленный совместно с педагогом, проконтролировать результативность и эффективность ее выполнения. Однако на практике встречаются высокореактивные, гипервозбудимые дети, внимание которых может рассеиваться на уроке и быть направлено не на педагога и музыкальный материал, а на реакцию родителя, паясничество, излишнюю капризность, и превращают урок в театральное представление. Поэтому, педагогу необходимо учитывать обе стороны данного аспекта и через наблюдения подобрать необходимый вариант присутствия или отсутствия членов семьи на уроке.

4.Открытые уроки. Исходя из предыдущего аспекта, можно предложить родителям, не присутствующим на уроке, прийти на открытый урок, на котором будет продемонстрирована часть работы, или часть конечного результата. Такие действия педагога помогут простимулировать ребенка на выполнение определенной, возможно, сложной части работы, напоминая ученику, что данную работу необходимо показать родителям.

5.Совместное музицирование. Часто бывает, что в семье ребенка есть родственники, обладающие какими-либо музыкальными навыками (поют, играют на музыкальных инструментах). Очень интересным для семьи становится опыт совместного музицирования. В таком роде музыкальных занятий происходит формирование партнерских, сплоченных отношений, взаимной поддержки, участия. В дальнейшем, такие выступления закрепляют первоочередное значение музыкальных занятий в семье, поскольку основаны на свободном времяпровождении ребенка и старших членов семьи.

6. Домашние концерты. Важным аспектом музыкально-эстетического воспита-ния являются семейные праздники и концерты, прослушивание и просмотр аудиозаписей, видеофильмов совместно родителями и детьми в специально празднично оформленной для этого комнате.

Одним из стимулирующих аспектов к обучению в музыкальной школе Л. Мадорский, преподаватель музыкальной школы, и А. Зак, детский психолог, предлагают рассматривать домашние концерты. Данный прием применяется в практике некоторых семей, однако, авторы предлагают несколько расширить основное понимание данного вида деятельности: «Домашние концерты можно организовывать, например, к семейным праздникам, другим праздничным датам. Такие концерты дети любят, с удовольствием к ним готовятся. Причем, не только усиленно повторяя музыкальную программу, но и оформляя пригласительные билеты или самостоятельно приглашая гостей по телефону» Кроме того, автор предлагают несколько советов по подготовке к такому концерту:

а) Первое время не приглашать слишком много гостей, но присутствие кого-то

кроме домашних должно быть обязательно. Это повышает ответственность юного музыканта.

б) Во время концерта недопустимо разговаривать, делать замечаний, ходить по

комнате. Необходимо попытаться создать атмосферу настоящего концерта.

в) Кроме того, необходимо наградить игру ребенка аплодисментами, несмотря на уровень исполнения, сказать одобряющие слова. Юный музыкант должен почувствовать, что его игра нравится другим, приносит слушателям удовольствие.

г) Очень полезно устраивать совместные концерты с кем-то из взрослых или

сверстников. Например, под аккомпанемент ребенка может спеть бабушка. Или дуэт с братом или сестрой, которые обучаются на других инструментах. В некоторых странах, особенно, в Германии, семейные ансамбли — давняя традиция. Детей специально стараются учить игре на разных инструментах, чтобы создавать такие ансамбли.

7. Формирование единой мировоззренческой позиции у педагога и родителей.

Приобщаясь к знаниям о музыкальном воспитании детей, родители сегодня могут стать единомышленниками педагога-музыканта в деле приобщения ребенка к музыке.

Именно родители закладывают основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка. Наибольший эффект достигается там, где действие педагога-музыканта совпадает с действием семьи. Успех музыкального развития детей зависит от того, насколько верно родители понимают цели и задачи музыкально-эстетического воспитания детей, а также от того, насколько осознается ими огромная сила эмоционального воздействия музыки на личность ребенка. Педагог в этом случае выступает как наставник, поясняя необходимость, важность музыкального образования, его перспективу в отношении развития образного мышления ребенка, его эстетической культуры, воли, дисциплины и других важных личностных качеств.  

8. Мотивационный компонент. В настоящее время современная педагогика

заостряет особое внимание на проблеме формирования у ребенка желания учиться.

Часто случается, что в музыкальную школу ребенка приводят родители, то есть особого явного желания учиться у ребенка нет.  И сложные систематичные музыкальные занятия становятся для учащегося непреодолимой борьбой с самим собой. В данном случае еще раз необходимо напомнить о том, что желание заниматься на музыкальном инструменте появится только тогда, когда ребенок сможет преодолеть свою лень и научиться по - настоящему трудиться (об этом говорил еще Л.С. Выготский в «Психологии искусства»). Задача родителей – помочь ребенку преодолеть кризисный момент, поддерживая в нем желание, стремление и веру в свои силы.

Таким образом, работа семьи и педагога-музыканта по воспитанию ребенка и формированию у него любви к музыкальным занятиям, безусловно, одинаково сложна и интересна. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.

Основываясь на данных практических рекомендациях,  в течение 3 лет на базе музыкальных школ г. Екатеринбурга был проведен педагогический эксперимент, результаты которого показали, что систематическая, целенаправленная работа образовательного учреждения (музыкальной школы или школы искусств), педагогов-музыкантов совместно с родителями значительно снижает процент отчисления детей не только в период начального обучения, но и на протяжении всего этапа музыкального образования.

Следует отметить, что приобщение семей к музыкальному искусству способствует их сплоченности. В таких семьях дети становятся более дисциплинированными, великодушными, ответственными за свои успехи, серьезно относятся к своим занятиям и увлечениям.

Данные выводы подтверждает известный возрастной психолог Г.С. Абрамова: «Успешность ребенка в учении определяется многими факторами, в том числе и верой родителей в его силы и возможности, родительской реальной помощью и поддержкой, а не очередной нотацией по поводу плохой оценки»

 учитель педагогика

Глава II. АНАЛИЗ   ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ  ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С  РОДИТЕЛЯМИ  В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ФОРТЕПИАНО»

Работа с родителями - неотъемлемая часть успеха работы всего коллектива. Образовательное учреждение и в частности Детская школа искусств - это сотрудничество педагогов, учеников, родителей. Помощь в организации учебного процесса, внеклассной деятельности досуга,  участие в конкурсных мероприятий  разного уровня, организации досуга учеников без помощи родителей была бы невозможна.

Достичь гармоничных отношений с родителями, к сожалению, не всегда удается. Далеко не все родители идут на контакт с  педагогом и позволяют выстраивать на должном уровне отношения с семьей. Из-за чего происходит отчуждение семьи от  учреждений дополнительного образования, педагогов от семьи, а семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в школе, и дома, и в творческом развитии: в учреждении дополнительного образования, в творческих коллективах и объединениях.

Всем участникам образовательного процесса для развития и воспитания ребенка крайне важно объединить усилия и установить партнерские отношения, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

В своих «Размышлениях о гуманной педагогике» ученый Ш. А. Амонашвили  писал, что  «дети несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только  надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу».

         Но помогает им раскрыться, вырасти духовно и физически здоровыми не только семья. Безусловно, семья может дать человеку счастье, принести удачу во всех делах, но может сделать и глубоко несчастным. Счастливая семья  та, которая способствует развитию каждого, и где каждый счастлив. В такой семье можно найти покой, взаимопонимание и любовь.

  1. Методы работы с родителями

Педагог и родитель являются основными  носителями информации о ребенке. Каждый  из них знает о маленьком человечке то, что порой не знает другой. Именно  знания того,  что окружает ребенка, что может влиять на него, помогает выработать единую линию воздействия на развивающуюся личность со стороны педагога и родителей. Ключ к сотрудничеству педагога с родителями – в их взаимопонимании.

И если   родители доверяют  педагогам своих детей, то задача последних состоит в создании всех условий  для личностного развития ребенка, необходимо помочь  ему адаптироваться в жизни, социализироваться в обществе.

В своей работе педагогу  необходимо активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, используя различные методы: словесный, наглядный, индивидуально-дифференцированный подход. Необходимо выявлять потребности родителей в педагогической поддержке, какая помощь и в чем именно им  необходима, готова  ли семья к активному взаимодействию с педагогом, школой, учреждением дополнительного образования. Необходимо выбрать такие формы взаимодействия с родителями, чтобы сотрудничество было наиболее эффективным, стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

2.2.Формы педагогической работы с родителями

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа искусств  и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества детской школы искусств и семьи играют педагоги дополнительного образования. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школа искусств  по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции педагога дополнительного образования разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и педагога дополнительного образования должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы:

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в УДО и вне её, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на заседании родительского актива УДО.

 Общешкольные (или по отделениям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о УДО, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия УДО и семьи для решения воспитательных задач.

Организация совместных досуговых мероприятий. Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и открытее уроки и концерты, и участие в массовых мероприятиях разных уровней. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела детского объединения, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию участия в мероприятиях разного уровня. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только УДО но и собственному ребенку.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы УДО, в организации родительского контроля во время посещения выездных мероприятий, конкурсов.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями педагога дополнительного образования. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в детском объединении.

 День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о делах  УДО и поведении ребенка, педагог же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

 Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети идеальны. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Основные формы педагогической помощи:

  • организационно-педагогическая работа с родителями;
  • осуществление педагогического просвещения родителей и проведение систематической индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитания учащихся.

В индивидуальной работе с родителями в первую очередь следует указать на создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня. В ряде случаев родители без должного внимания относятся к удовлетворению запросов учащихся в области технического творчества, не помогают им в создании «рабочих уголков». Все это, естественно, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями. Формы этой работы и ее влияние на родителей требуют принятия мер со стороны семьи и школы по улучшению воспитания учащихся. В этих случаях педагог совместно с родителями анализирует причины недостатков в обучении и поведении, и намечают пути их преодоления.

Очень важной является индивидуальная работа с родителями учащихся, которые проявляют интерес и способности и особую одаренность в области искусства. Контакты УДО с родителями таких учащихся выражаются в том, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и, в особенности, в общественно полезную работу. Все это будет содействовать их правильному нравственному формированию. Оказывая индивидуальную помощь и влияя на родителей, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт.

В данном аспекте работы можно выделить следующие направления:

Изучение семей и условий семейного воспитания. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. В ходе первой ознакомительной беседы необходимо выяснить  условия, созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности, как организован досуг ребёнка, каков круг его общения. В ходе беседы с родителями постараться  понять стиль жизни семьи, её уклад, чем живёт семья, каковы её социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определить уровень педагогической образованности родителей, оценить их умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребёнка.

Психолого-педагогическое просвещение родителей. Время и жизнь меняются, меняется и сам ребёнок. Сегодняшние дети уже не похожи на тех детей, которые были 20 или 30 лет назад. Поэтому родители чаще желают узнавать о проблемах табакокурения, алкоголизма, наркомании, о взаимоотношениях подростков, о том, как они, родители, могут помочь детям в адаптации к новым условиям обучения и жизни в современном обществе.

Семья играет главную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры  родителей. Практика показывает, что эффективными формами психолого-педагогического просвещения родителей в объединении являются  тематические беседы с родителями о вреде курения, алкоголя и наркотиков; беседы по психолого-педагогической тематике; тематические консультации;

Совместная деятельность родителей и учащихся.  Это направление в настоящее время приобретает широкую популярность, так как решает следующие важнейшие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей. Естественно, формы этой работы разнообразны: индивидуальные, групповые, коллективные, а содержание должно соответствовать возрасту учащихся, целям и задачам предстоящего дела. В общем и целом, необходимо поддерживать уверенность  родителей в собственных педагогических возможностях, внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей, активно слушать их, предоставляя им возможность рассказывать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка, стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Важной формой  осуществления контакта педагога с родителями является работа посредством индивидуальных встреч, бесед и анкетирования. Педагог и родители оказывают друг другу помощь, направленную на воспитание обучающихся в объединении. Основная задача в работе с родителями – сделать семью союзником в воспитании обучающихся.

В начале первого учебного года родители и обучаемые заполняют анкеты, отвечая на вопросы о состоянии здоровья ребенка, нет ли противопоказаний  для занятий данным видом творчества, высказывая свои пожелания в работе объединения. В личной беседе при первой встрече проходит знакомство с семьей в целом, с ее микроклиматом, выясняются индивидуальные особенности детей и их родителей.  Особенно важны и необходимы такие диалоги  при индивидуальной работе с детьми, находящимися на надомном обучении.

Диалог – это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, среда для обмена духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Каждая такая беседа направлена на решение определенных задач на каждом этапе воспитательно-образовательного процесса: установление контакта между педагогом, учеником и родителями; определение общих проблем для объединения и семьи; проблем не только организации образовательного процесса, но и воспитания ребенка, т.е. определяются проблемы, которые будут решаться индивидуально.

      Сотрудничество с родителями реализуется  в различных формах деятельности. В начале учебного года родителям предоставляется возможность познакомиться с программными материалами объединения, условиями работы.  Неотъемлемой  частью совместной работы является и помощь со стороны родителей в укреплении материальной базы объединения.

         Коллективные творческие дела – это еще одна форма совместной работы. Они доставляют радость и удовольствие, соответствуют внутренней мотивации обучающихся и обеспечивают гармоничное развитие личности, учат общению, умению ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Сюда можно отнести написание и постановку детских музыкальных сказок.

Ребятам очень нравится это вид деятельности совместно с педагогом дополнительного образования и родителями, а потому родителям обучаемых объединения, предоставляется возможность не только посещать занятия в качестве зрителей, но и активно участвовать в учебном процессе. Совместная творческая работа удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности,  дает реальное воплощение мысли, фантазии. Важно отметить, что родители лишь помогают ребенку в его творчестве - вместе с ним подбирают и изготавливают костюмы, помогают изготавливать декорации, и т.д. Для общего развития очень важно настроение обучаемого и то чувство удовлетворения и радости, которое он испытывает, сделав изделие с минимальной помощью взрослых. Дружеское общение родителей с детьми во время творческой работы создает духовную близость взрослых и детей, поднимает авторитет родителей. Чем больше общения – творческого, родственного, дружеского - тем крепче семейные связи и связи  между людьми в целом.

В данном виде коллективного творческого дела, детского объединения «Фортепиано» принимают участие воспитанники в возрасте от 6-16 лет. В детском объединении были поставлены следующие музыкальные сказки «Дюймовочка», «Снежная королева»,  «Кот в сапогах», «Снежная королева».

Роль педагога – музыканта при работе над постановкой сказки:

  • Написание сценария;
  • Подбор музыкального материала;
  • Распределение ролей среди воспитанников детского объединения в соответствии с возрастными особенностями детей и в соответствии с уровнем освоения учебного материала;
  • Организация репетиций и репетиционной базы.

Роль родителей в работе над постановкой музыкальной сказки:

  • Изготовление декораций и костюмов;
  • Изучение и проигрывание роли с ребёнком в домашних условиях;
  • Эмоциональный настрой на успех ребёнка;
  • Материально-техническое обеспечение (изготовление афиш, приглашений, фото и видео съёмка).

Одна из задач творческого объединения -  помочь семьям по - настоящему объединиться, научиться плодотворно, взаимодействовать на разных уровнях, создать психологическую основу для взаимопомощи в возрастных и житейских кризисных ситуациях. Такие занятия очень важны детям и взрослым, которые испытывают огромное удовлетворение от совместного творчества друг с другом.

В течение учебного года родители постоянно получают информацию об успехах и достижениях своего ребенка. Имеют возможность коллективно, вместе со своими детьми и другими обучаемыми посещать различные культурно-массовые мероприятия, анализировать и обсуждать увиденное, положительные и отрицательные моменты.

По мере необходимости  проводятся индивидуальные консультации, где родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат.

Каждая семья – это свой внутренний мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и  традиции, духовность и быт.  Мягкое и тактичное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс  делается для того, чтобы познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Порой это помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу – воспитание всестороннего, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.

Большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между педагогом и семьей, совместная деятельность которых,  направлена на развитие у детей нравственных качеств и интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира.

Участие родителей в воспитательном процессе делает его радостным, интересным, запоминающимся для детей, пробуждает их души, развивает заложенные природой творческие способности. С другой стороны, совместная работа помогает родителям приобрести уверенность, увидеть свои воспитательные возможности и почувствовать ответственность за своих детей.

Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.

Приобщая детей к прекрасному, он всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущение человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникающее в духовный мир другого человека – все это постигается, прежде всего, в семье».

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» - это слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского (1918 г.р.). Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы».

Литература

  1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать. - М., Просвещение, 2005. – 433 с. 
  2. Бочкова М.А. Основные направления работы учреждения дополнительного образования с семьей. Дополнительное образование, 2003, №1, с.6
  3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Организация дополнительного образования детей в школе. Справочник заместителя директора школы – МЦФЭР Ресурсы образования
  4. Буцева К.Н. «Психолого-педагогическое просвещение родителей, Дополнительное образование и воспитание, 2007, №7, с28-29
  5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2000 - 464 с. 
  6.  Воронов В.В. Технология воспитания: Пос. для преподават. вузов, студ. и учителей/В.В.Воронов.-М.:Школьная Пресса, 2000.-96 с. 
  7.  Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. 2005. –
  8. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 2006. – 544 с. 
  9.  Зверева О.Л, Ганичева А.. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Уч. пос.-М.:Академия,2002.-160 с. 
  10. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей, М.: Педагогическое общество России, 1998
  11. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2004.- 453 с. 
  12. Матвеева, Л.В. Педагогическое сопровождение ребенка и семьи в процессе музыкального образования [Текст] // Актуальные проблемы теории и практики музыкального образования: межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – С. 63-80.
  13. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Р-н-Д, 1996
  14. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского,  М.:1991
  15. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пос. для вузов, учителей нач.классов и родителей.-2-е изд.-М.:Академия,
  16. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры, Завуч,2009, №6
  17. Методика воспитательной работы, под редакцией Л.И. Рувинского. – М., «Просвещение», 1989. 
  18. Семейное воспитание. Краткий словарь. Сост.: И.В. Гребенников,Л.В. Ковинько, Смирнов С. Д. Курс «Гуманистические традиции образования», 1996. 
  19. Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./Сост. П.А.Лебедев.-М.:Академия,2001.-408с. 
  20. Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке.-М.: Гелиос АРВ,2000.-192с.:ил. 
  21.  Фридман Л.М. Психология воспитания: Книга для всех, кто любит детей.-М.:Сфера,1999.-208с. 
  22. Халилова, Ж.Г. Проблемы сохранения контингента учащихся в детской музыкальной школе (начальный этап обучения) [Текст] // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: Материалы докл. науч. практич.конф., 23-24 декабря, 1999 г./ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000, Том 4, С.83-85.
  23. Хэйм Г. Джиннотт. Дети и мы: Новые решения старых проблем.-СПб. Кристалл, 2006.-464с.
  24. Шайгарданова, Л.З. Роль семьи в музыкальном воспитании детей в условиях системы дополнительного образования [Текст] // Художественно-педагогическое образование ХIХ века: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург,13-14 февраля 2007 г. / Урал гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007, С. 349-352.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Формы контролирующих диагностик в практике преподавания химии

Применяя данную разработку, учителя химии повышают качество обучения по химии...

Методическая разработка по теме«Форма нарезки капусты».

научить нарезать капусту различной формы; способствовать развитию интереса к творчеству при оформлении блюд;умения работы ножом и режущими приспособлениями , строго соблюдая т/б;воспитывать худож...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Методическая разработка на тему: «Формы, методы и приемы организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроке английского языка в 5-6 классах"»

В данной методической разработке представлены и описаны 10 разных форм, методов и приемов организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроках английского языка в 5-6 классах....

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии». География 7 класс

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».  География 7 класс«Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»...

Методическая разработка по теме: "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике"

Методическая разработка по теме: "Формы и методы обученияна современном учебном занятии по математике". УМК Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 5 класс. Технологическая карта ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С СЕМЬЁЙ»

Актуальность проблемы: актуальность настоящей работы заключается в том, что на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и образовательного учреждения в воспитании детей и подростко...