Духовно - нравственное воспитание и развитие творческих способностей детей и родителей средствами хорового пения.
статья
Триединство «Ребенок – Педагог – Родитель» - главный принцип учебно-воспитательной работе в МХС "Крещендо".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_duhovno-nravstennoe_vospitanie_i_razvitie_tvorcheskih_posobnostey.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Масальская М.А.
педагог дополнительного образования
Духовно - нравственное воспитание и развитие творческих способностей детей и родителей средствами хорового пения.
Именно на базе всеобщей певческой хоровой культуры
развивалась уникальная музыкальная культура народа.
Музыкальное образование – один из важных путей
возрождения и развития национальной духовной
и всеобщей культуры, образованности народа.
Г.А.Струве
Музыкально-хоровая студия «Крещендо» успешно ведет свою творческую деятельность с 2005 году на базе Дома детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга.
На сегодняшний день – это по-настоящему творческий, растущий и дружный хоровой коллектив. Главным принципом работы хора является триединство «Ребенок – Педагог – Родитель». Хор – искусство коллективное, и для создания коллектива нужен круг единомышленников среди коллег – педагогов, родителей и, прежде всего среди детей. При умелой организации образовательного процесса музыка для ребёнка становится миром радостных переживаний, самым доступным источником, где любой человек может почерпнуть для себя моральные правила, нравственные представления. Музыка учит красоте, доброте, сочувствию, любви, отзывчивости друг к другу, способствует обогащению и накоплению жизненного опыта ребят.
На протяжении семи лет коллектив МХС «Крещендо» работает в режиме опытно - экспериментальной деятельности по формированию семейных ценностей детей среднего школьного возраста в образовательном процессе. Инновационная деятельность помогла разнообразить формы работы с детьми всех возрастных групп хора - это педагогические мастерские, тематические занятия, мастер-классы, семейные гостиные. На педагогических мастерских мы сочетаем чтение отрывков из художественных произведений с музыкальным сопровождением, что способствует осознанию детьми особенностей взаимоотношения в семье, развитию эмоциональной сферы, а интерактивная форма мастерских стимулирует детей к рефлексивному взаимодействию и творческой активности. На педагогических мастерских не только дети делают открытия, но и педагоги открывают для себя детей с разных сторон, например, на мастерской посвященной празднованию Рождества Христова, дети рассказали, как они колядуют: разучивают колядки всей семьёй, выученные на занятиях хора и поздравляют родных и соседей с праздником Рождества.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех участников образовательного процесса. Формирование семейных ценностей невозможно без семьи, родителей. Именно в семье происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. И задача педагога помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Одной из интересных форм работы в решении этой задачи стали семейные гостиные, которые проходили внутри коллектива - «Папа, мама, я - музыкальная семья», «Новогодний калейдоскоп», «Счастье приходит с песней». На семейных гостиных родители вместе с детьми показали музыкальные номера, рассказали о любимых песнях и семейных музыкальных традициях. Семейный опыт подготовки номеров продемонстрировал единение и преемственность поколений, способствовал укреплению авторитета семьи в сознании детей, что очень важно для подросткового возраста.
Семейные гостиные стали ярким дополнением в системе работы с родителями в коллективе Музыкально- хоровая студия «Крещендо». По инициативе родителей в 2010 года был создан хор, в котором поют мамы и папы юных хористов. Как показывает педагогический опыт, без заинтересованности родителей трудно представить воспитание детей. Поэтому желание родителей петь нашло поддержку у руководителя хора Масальской Марины Анатольевны. Хор родителей готовит концертные номера, проводит сводные репетиции вместе с детьми младшего и старшего хора.
Такая совместная работа объединяет детей и взрослых, способствует развитию творческого коллектива, превращая родителей из пассивных наблюдателей, зрителей в активных участников творческого процесса.
Общение детей и родителей в условиях хоровой репетиции и концертного выступления позволяет вывести на новый уровень взаимодействия в семье. Ребята радуются, тому, что в хоре «Крещендо» поют их мамы и папы. Каждая репетиция – это, конечно, собрание родителей. Мы постоянно говорим с мамами и папами об их детях, говорим заинтересованно, радуемся их успехам. Сами родители являются примером дисциплины, самоотверженного отношения к общему делу для своих детей. Педагоги МХС «Крещендо» открыли для себя истину, что совместные репетиции, концерты, семейные гостиные – это интересная форма самореализации родителей, действенный способ их убеждения в том, что они являются первыми и главными педагогами для своих детей. Совместная творческая деятельность позволила детям приобрести умение ориентироваться на взрослого, как носителя собственных возможностей, а родителям с удовольствием погружаться в мир детства, раскрываться друг для друга с совершенно новых сторон. В результате такого продуктивного общения идет взаимообогащение и формирование личностных качеств.
Каждый человек – творец, а творчество родителей заключается, прежде всего, в том, чтобы быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит ответственно относиться к своим обязанностям, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ребенком и наслаждаться этим творчеством.
Работа с детьми и родителями по формированию семейных ценностей, дает свои результаты: инициаторами многих мероприятий становятся родители.
Родители помогают в проведении праздников, экскурсий, помогают осуществлять творческие поездки. Родители стали внимательней и активнее участвовать в разных видах творческой деятельности МХС «Крещендо».
Об этом можно судить, по словам родителей и отзывам в журнале впечатлений хора «Крещендо»:
«За время подготовки к семейной гостиной, я очень сблизилась со своим ребёнком, у нас появились общие темы для разговоров и Мария сама посоветовал ходить на репетиции родительского хора. Ципановава Н.А. », «Я с нетерпением жду пятницы, чтобы прийти в ДДТ на репетицию хора родителей. Никитина О.И.», «Спасибо за семейную гостиную, такой дружный коллектив, такие интересные и творческие семьи, с нетерпением жду следующей гостиной. Кисликова В.В.»
Информационные ресурсы:
hrono.ru>Биографический справочник>
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"
С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...
Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»
Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...
Духовно-нравственное воспитание и развитие творческого потенциала учащихся средствами предмета « Технология».
Материал для выступления на РМО...
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников средствами проектной деятельности на уроках литературы и краеведения
Из опыта работы...
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников средствами курса внеурочной деятельности «Добро пожаловать в музей».
выступление на Августовской конференции 2014 года....
Духовно-нравственное воспитание и развитие творческих способностей учащихся через внеклассные мероприятия
Опубликовано: Практика административной работы в школе, №3 2015 г.Рубрика материала: Воспитательная работаАвторы: Новолодский Алексей Сергеевич...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»
С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...