Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"
презентация к уроку по русскому языку по теме
С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международной Ярмарке инновационных проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Манжерокская СОШ» |
Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся |
Проект |
Абрамова Галина Алексеевна, учитель русского языка, литературы и МХК, высшая квалификационная категория, педстаж 31 год |
с. Манжерок 2011 |
|
Проект
«Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся».
Музыка – воображение – фантазия –
сказка – творчество – такова дорожка,
идя по которой ребенок развиваетсвои
духовные силы. Музыкальная мелодия
пробуждает у детей яркие представления.
Они – ни с чем не сравнимое средство
воспитания творческих сил и разума, -
именно эти слова Василия Александровича Сухомлинского являются моей ведущей педагогической идеей.
Я считаю, что наступившее 21 столетие унаследовало одну из закономерностей 20 века: в пору чрезвычайного взлета технологического и информационного прогресса особое значение обретают духовные ценности, связанные с ощущением внутренней гармонии, пробуждающие у нас любовь к прекрасному, к красоте, добру и справедливости. Кроме того, при сдаче ЕГЭ от выпускника требуется написание творческой работы. При этом возникают
проблемы:
- низкий уровень нравственности детей,
- недоразвитые творческие способности обучающихся,
- неподготовленность к написанию сочинения-рассуждения по части С на ЕГЭ,
- неумение детей слушать и слышать музыку.
Отсюда вытекают следующие противоречия:
противоречия: между технологическим и информационным прогрессом и
значимостью духовных ценностей,
между недостаточным объемом культуроведческой информации и
мотивацией к творческой деятельности.
Конечно, не все проблемы разрешимы на уровне школы, на уровне уроков русского языка. Но прежде всего, разрешима проблема развития творческих способностей обучающихся и подготовки их к написанию сочинения-рассуждения по части С. Вполне реально приобщать детей к музыке. Проблема духовно-нравственного воспитания может стать составляющей уроков развития речи.
Данный проект актуален сегодня не только в условиях отдельной школы. Сегодня в свете последних государственных программ в области образования и ФГОС второго поколения эта тема может быть интересной для многих.
В образовательной программе начального образования серьезное внимание уделено духовно-нравственному направлению. Средняя школа должна быть готова решать вопросы преемственности по данному направлению.
Исходя из выше сказанного, можно выдвинуть гипотезу:
Если
музыку сделать составляющей урока русского языка,
разработать систему занятий по развитию речи на духовно-нравственную тематику
и с использованием разных технологий и интерактивных приемов,
обучать детей составлению текстов по музыкальному произведению,
то
повысится интерес к предмету, будут сформированы навыки написания сочинения-
рассуждения и тогда
работа по духовно-нравственному воспитанию и развитию творческих способностей
на уроках русского языка
будет эффективной.
Объектом исследования при этом становятся педагогические технологии.
Возникает вопрос: какие технологии следует использовать для разрешения данных противоречий? Я в своей работе по этой теме предпочтение отдаю технологии встречных усилий, использую элементы ЛОО, ИКТ, педагогические мастерские. Это позволяет организовать индивидуальную и коллективную творческую деятельность, определять и развивать индивидуальные способности детей.
Предмет исследования- уроки русского языка с использованием музыки. Еще Л.С.Выготский отмечал:
«Детское художественное творчество нужно, прежде
всего, самому ребенку для развития его воображения,
эмоционально-эстетической сферы, овладения речью
как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего
мира человека»
Цель моего проекта: создание условий для развития черты нравственной чуткости, развития творческих способностей обучающихся.
Для этого целесообразно реализовать следующие задачи:
- развивать творческое начало каждого ученика,
- работать над духовно-нравственным воспитанием обучающихся,
- повышать работоспособность на уроке,
- развивать индивидуальность ребенка,
- формировать умение составлять свой текст на основе
музыкального произведения,
- обогащать словарный запас учащихся,
- развивать образное мышление.
При реализации задач учитывается использование музыки на уроке.
Участники проекта: обучающиеся, учителя-языковеды (именно для них проводились и проводятся открытые уроки на Стажерской площадке и мастер-классы).
Сроки реализации: данный проект является долгосрочным, рассчитанный на 3 учебных года и реализуется в 3 этапа:
- этап – проектировочный- 1 четверть первого года
Задачи этапа:
- Выявить уровень и состояние подготовленности детей, их творческие способности.
- Диагностировать умение детей писать сочинения-рассуждения на нравственную тему.
- Разработка основных направлений работы по теме проекта.
Содержание этапа:
- Принятие решения о разработке проекта,
- Сбор информации для формирования плана действий,
- Анализ умений обучающихся,
- Освоение новых педагогических технологий и интерактивных форм и приемов обучения.
2 этап – деятельностно-технологический -2 четверть первого уч.года – 3 четверть 3
уч. года
Задача этапа:
Реализовать основные положения Проекта.
Содержание этапа:
- Разработка и проведение серии уроков по теме «Описание» с использованием музыкальных произведений.
- Внедрение современных педагогических технологий
- Организация участия детей в творческих конкурсах по предмету на различных уровнях.
3 этап – контрольно-оценочный – 4 четверть 3 учебного года.
Задачи этапа: подвести итоги работы и проанализировать эффективность деятельности по теме Проекта.
Содержание этапа:
- осуществление анализа по результатам мониторинга, контрольно-оценочных процедур, портфолио учителя.
- Разработка рекомендаций по теме.
- Обобщение опыта.
- Публикация материалов.
- Проведение мастер-классов для коллег по теме Проекта.
Ресурсным обеспечением проекта является прежде всего комплект ТСО кабинета: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, аудио- и видеотека, материалы сельской библиотеки и в последнее время Интернет.
Технология использования музыки на уроках русского языка.
Музыкальное произведение может быть фоном, дидактическим материалом, основой творческой работы, эмоциональной разрядкой и средством воспитания. При этом охватываются следующие темы образовательного стандарта: текст, план текста, тема и идея, средства связи в тексте, типы речи. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности, самосовершенствуется и формирует свое собственное «Я». При этом деятельность детей, направленная на реализацию цели, проявляется в
- прослушивании и анализе музыкальных произведений,
- подготовке сообщений,
- написании эссе, стихотворений, сказок,
- подготовке ребусов,
- составлении кроссвордов, тестов, вопросников,
- подготовке театрализованных представлений,
-составлении коллажей,
- подготовка проектов,
- подготовке и встрече с творческими людьми и др.
Этому способствует применение ИКТ, педагогических мастерских, развитие критического мышления, используется понятийный конструктор, приемы «микрофон», «прерванное чтение», «водоворот», «знаем - не знаем», «лови ошибку», отсроченная загадка и др.
При работе руководствуюсь следующими принципами:
свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи, что позволяет подобрать ключик к сердцу каждого ученика.
Данный проект предназначен для учителей русского языка, применим на уроках с межпредметными связями.
Результатом проекта считаю
- повышение качества по предмету,
- успешную сдачу экзаменов,
- участие ребят в различных творческих конкурсах,
- умение детей различать добро и зло, не оставаться равнодушными к проблемам окружающих,
- печать произведений детей в районной и республиканской газетах, в сборниках стихотворений,
- действие разработанных детских проектов.
Итоги итоговой аттестации.
Отследить долгосрочные результаты в отношении духовно-нравственного воспитания невозможно: жизнь покажет, что дети взяли для себя с уроков, какими они станут в жизни.
Финансово-экономическое обеспечение
Предполагаемый общий объем финансирования проекта:
6 тыс. рублей, в том числе:
| Стоимость | Источник финансирования |
1. Канцелярские товары (бумага, диски…) | 1 тыс. | Спонсорская помощь
|
2. Поездка в Сростки на Пушкинский фестиваль | 1 200 * 3 = 3600 | Местный бюджет и привлечение внебюджетных средств |
3. Разработка и внедрение социально-значимого проекта детей | 600 руб. | внебюджетные средства |
4. оформление сборника «Творить добро» в электронном виде | 800 руб. | Спонсорская помощь |
Дальнейшее развитие проекта.
Наработанный материал позволяет более эффективно вести подготовку обучающихся к ЕГЭ, вести активный обмен опытом с коллегами школы, района, Республики Алтай через семинары, мастер-классы, работу Стажерской площадки.
Оценка эффективности реализации Проекта
Разработка Проекта, реализация его в школе имеет большое значение, т. к. ее использование позволяет:
- формировать у детей духовно-нравственные критерии;
- развивать их творческие способности.
Результаты, полученные в ходе реализации данного Проекта, являются импульсом для развития и самосовершенствования педагога. Они успешно использованы:
- при аттестации учителя;
- выдвижении педагога на премии и другие виды поощрений;
- организации индивидуальной работы с детьми.
Продукт интеллектуальной собственности
Сборник «Творить добро» в печатном и электронном виде.
Он состоит из трех разделов:
- Мир народной культуры в курсе МХК, на факультативных занятиях и во внеклассной работе.
- Развитие речи и творческих способностей посредством использования на уроках русского языка музыки.
- Творим вместе.
Второй раздел полностью посвящен теме проекта. Он включает
- «Музыкальный словарь» для словарной работы на уроках,
- конспекты отдельных уроков по развитию речи ( к урокам имеется
приложение – мультимедийные презентации и музыкальное
сопровождение),
- дидактический материал для уроков грамматики.
Данный материал можно использовать как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе частично или полностью.
Пример творческой работы по «Осенней песенке» П.И.Чайковского.
Сижу у камина в тепле и уюте,
Вокруг тишина и покой.
Смотрю на огонь
и качаюсь на стуле,
Как хорошо, что я в доме родном.
А за окном ветру не спится,
А в окно ко мне дождик стучится…
Как хорошо, что рядом родные,
самые близкие и дорогие!..
Д.Сульянов, 6 класс
Данная работа отмечена Дипломом 3 степени на 13 Фестивале детского литературного творчества в селе Сростки.
Отдельные работы детей опубликованы в поэтической тетради «Боль моя, радость моя - Манжерок», изданной к 150-летию с.Манжерок… Издан сборник стихотворений ученика 11 класса Долгих Дениса.
Кроме того могу предложить
- Сборник «Творить добро» в электронном виде
- Система уроков по теме «Описание»
- Музыкальный словарь
- Карта чувств и эмоций
- Музыка на уроках грамматики
- Программа факультатива «Сочини сказку»
- Программа Поэтического клуба
- Разработка мастер-классов
- Подборка музыкальных произведений к урокам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»
В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-370756-1389276876.jpg)
Реферат на тему "Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся"
Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русского языка в основной школе, первостепенной называется развитие творческих способностей обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-139230-1352559598.jpg)
Инновационный продукт «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности»
Инновационный продукт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/16/picture-454220-1434480357.jpg)
Мастер-класс по теме “Регионоведение на уроках немецкого языка с целью духовно-нравственного воспитания учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС ОО" (авторская работа)
С данным материалом я выступала перед учителями немецкого языка на региональном уровне. Вопросом краеведения я занимаюсь уже достаточное время. Это очень интересный и важный вопрос, особенно в наше сл...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/04/picture-981656-1512360049.jpg)
3.1.Участие учителя в разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности обучающихся
Справка-подтверждение; сертификат; рейтинговая таблица...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/25/picture-67077-1582610986.png)
«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей и подростков к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ве...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/10/picture-1091779-1673364128.jpg)
П Л А Н Воспитателя по самообразованию «Русская народная сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»П Л А НВоспитателя по самообразованию«Русская народная сказка – средство ду...