Духовно-нравственное воспитание и развитие творческого потенциала учащихся средствами предмета « Технология».
материал по технологии по теме

Бадьянова Наталья Александровна

Материал для выступления на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_badyanova.doc22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание и развитие творческого потенциала учащихся средствами предмета « Технология».

        

  Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться  детям уже сегодня.

Я хотела бы напомнить всем значение слов, которые являются сегодня темой нашего заседания.

Духовный - внутренний, психический мир человека, его сознание Относящийся к умственной деятельности в области духа.

Дух - Сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведение, действие.

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

 В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость. Именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы в школе. Наших детей нам нужно воспитывать не на чуждых западных традициях, а на русских, народных, православных традициях.

Необходимо вернуться к своим истокам, объединиться вокруг родных святынь (это и история родной земли с её победами, поражениями, печалями и радостями,  это родной русский язык, литература, музыка, это русский народ, его традиции). Но нельзя забывать и о мировой культуре, об истории и традициях других народов и стран мира. Нужно изучать культуру и обычаи малочисленных народов, которые живут рядом с нами, в нашем регионе. Современный человек должен знать мировую культуру, ее ценности, применять и использовать эти знания на практике, в своей современной жизни. Тем более,  что сейчас это очень актуально. Родные корни должны питать душу человека. Укрепить, дать им силу – наша учительская задача.

Именно учитель технологии ориентирует учащихся на духовное развитие, потому что он воспитывает девушку. Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции.

Свою работу по духовно-нравственному воспитанию  я начинаю с проведения диагностики в 5 классе по определению исходного уровня творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности на уроках технологии.

По результатам многолетних наблюдений в процессе работы выясняется, что  приблизительно только 2% обучающихся с высоким уровнем творческой самореализации, 55% обучающихся находится на среднем уровне, 43% - на низком уровне.

Таким образом, видно расслоение детской среды. Выделяются обучающиеся с высокой творческой активностью, а также учащиеся, которые нуждаются в большей педагогической поддержке на определённом уровне обучения. Необходимость создания условий для творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности привела к мысли о целесообразности построения системы занятий определенной направленности для изучения учащимися народных традиций, ремесел, декоративно-прикладного творчества.

Многие дети испытывают потребность в занятиях декоративно - прикладного направления. По их мнению, изучение народных традиций в декоративно – прикладном творчестве помогло бы им творчески самореализовать себя, познакомиться с историей родного края. Но для этого им нужно пополнить свои теоретические знания и практические умения под руководством компетентного педагога.

Целью моей педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации обучающихся, как составляющей духовно-нравственного развития, в учебно-познавательной деятельности при изучении народных традиций и народного творчества с последующим изготовлением изделия в народных традициях.

Поэтому я, как  учитель технологии, ставлю перед собой  следующие задачи:

- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- поощрять самовыражение и уверенность в себе;

- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности.

Считаю свой опыт работы актуальным, так как проблема формирования уровня творческой самореализации личности обучающегося в современном обществе приобретает доминирующее значение. Именно через декоративно-прикладное творчество и народные традиции возможно формирование и воспитание эмоционально-чувственного познания мира детей.

Новизна опыта работы состоит в создании системы занятий, основанных на народных традициях.

 Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, включать духовно-нравственные элементы. Использование ИКТ в учебном процессе усиливает образовательные эффекты. У учеников формируется гуманистическое мировоззрение: активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга. На таких уроках ученики способны осознать человека как носителя огромных познавательных и творческих возможностей, как преобразователя собственной личности и окружающего мира, как хранителя природы и жизни на Земле.

Современный учебный процесс, направленный на духовно-нравственное развитие личности, должен быть нацелен на вытеснение из области интересов учащихся компьютерных игр и замену их на другие, творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности. По моему глубокому убеждению, именно учитель технологии способствует формированию нового типа мышления, характерного для члена информационного общества, ориентации ученика на саморазвитие и самообучение, осознание своих информационных потребностей и выработку культуры потребностей, потому что он воспитывает девушку.

Основные направления  педагогической деятельности:        

  • организация учебной деятельности;
  • создание адекватной учебно-предметной среды;
  • внеклассная работа по предмету (разработка элективных курсов, НОУ, олимпиада, сетевые проекты, выставки, конкурсы);        

        Народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания.

Работа на уроках технологии строится на основе практической деятельности школьников. Выполнение учащимися разнообразных практических работ таких как: приготовление пищи, конструирование и моделирование швейных изделий, создание изделий в разных техниках ДПИ, выполнение простейших экономических расчетов по изготовлению продукта, содействует развитию  духовно-нравственному воспитанию  и действенно-практической компетентности личности школьника.

Такой раздел области технология, как «Конструирование и моделирование изделий» знакомит учащихся пятого класса с творческим наследием нашего народа в виде такого изделия, как фартук. Знакомит с историей возникновения фартука, как части гардероба. Объясняет значение фартука на Руси, способы отделки. Урок способствует развитию художественного вкуса, воспитывает любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.

Раздел «Конструирования и моделирования изделий» в шестом классе знакомит с элементом русского костюма – юбкой. Историей возникновения юбки, этапами изменений, народными традициями, связью с современными направлениями в моде.

В 7 классе учащиеся шьют ночную сорочку, которая тоже является частью народного костюма – это рубаха, которая была в костюме и мужчин и женщин.

В 8 классе изучается региональный компонент, элементы народного костюма жителей Крайнего Севера и народов Дальнего Востока.

 Образцы народного костюма.

 Региональный компонент

В разделе «Кулинария» для расширения объема знаний о народных традициях я рассказываю о празднике Масленица; приобщению  к традициям и обрядам русского народа; развитию творческих способностей; умению работать в группе проводится урок «Широкая масленица».  В практическую задачу этого урока входит обучение приготовлению блинов по различным рецептам. Традициям подачи готового блюда к столу. Знакомлю с обычаями православной церкви- празднованием Светлой Пасхи., с обычаями празднования Нового Года и Рождества, с историей их возникновения.

Как же заинтересовать детей? Как сделать, чтобы они захотели повторить  увиденное, сделать своими руками? Я использую все возможные методы воздействия. Это демонстрация изделий, книг, репродукций, журналов.

 На уроках я предлагаю возможные варианты взаимодействий, направленных на то, как привить детям любовь к традициям, знанию истории, уважению к старшим, умению оказать помощь слабому или нуждающемуся. Красота и сказочность народного творчества помогают детям осмыслить окружающий мир, научиться самоутверждению и развить определенные качества характера.

В разделе «Художественная обработка материалов» обучающиеся знакомятся с развитием народных промыслов на Руси, географией народных промыслов, художественной ценностью изделий. Это позволяет видеть прекрасное в окружающем мире, прочувствовать красоту и желание создавать самостоятельно эстетические изделия. Раздел «Художественная обработка материалов» знакомит учащихся с возможностью выполнения изделий в древнейших видах рукоделия – вязании крючком и спицами, вышивкой, «макраме», лоскутное шитье. Знакомит с укладом, нравом, обычаями деревенских жителей Древней Руси, народов мира, жителей Дальнего Востока. Выполняются творческие проекты.

Фото работ детей.. Фото работ детей.

Картинки лоскутная пластика.

В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектному методу, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса. Проекты выполняются по всем разделам учебной программы: по кулинарии, по изготовлению швейных изделий, по всем видам рукоделия, декоративно - прикладному творчеству.

 Каждый проект это творчество, это личное знание, он рассказывает о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.

 Творческие работы детей. Творческие проекты.

Считаю, что народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им,  в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи – весь комплекс духовных ценностей. Путешествие в мир почти забытых нами традиций заставляет задуматься над прошлым наших предков, которые эти традиции сохраняли веками, передавая своё наследство потомкам.

Практика показала, что у обучающихся формируется творческая самореализация на занятиях через изучение народных традиций. Они способны глубоко и полно воспринимать произведения декоративно-прикладного творчества и создавать свои. Из чего можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки занятий с целью педагогической деятельности обеспечения положительной динамики творческой самореализации обучающихся в учебно-познавательной деятельности при изучении народных традиций.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся реализуется в рамках общешкольных, городских, региональных творческих конкурсов и олимпиад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого перено...

Проектно – исследовательская деятельность, как форма развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии.

Современное общество предлагает учащимся совершенно разные виды деятельности, которые увлекают их все больше и больше. Цифровое пространство и интернет-сообщество предлагают учащимся целый спектр разв...

Представление педагогического опыта по теме «Развитие творческой индивидуальности учащихся средствами проектной технологии»

Представленный опыт былуспешно защищён на школьном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России-2013"...

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»...

Развитие творческого потенциала учащихся средствами хорового искусства

«Развитие творческого потенциала учащихся средствами хорового искусства» Егорова Татьяна Фёдоровнапедагог дополнительного образования...