Духовно-нравственное воспитание и развитие творческого потенциала учащихся средствами предмета « Технология».
материал по технологии по теме
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание и развитие творческого потенциала учащихся средствами предмета « Технология».
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться детям уже сегодня.
Я хотела бы напомнить всем значение слов, которые являются сегодня темой нашего заседания.
Духовный - внутренний, психический мир человека, его сознание Относящийся к умственной деятельности в области духа.
Дух - Сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведение, действие.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость. Именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы в школе. Наших детей нам нужно воспитывать не на чуждых западных традициях, а на русских, народных, православных традициях.
Необходимо вернуться к своим истокам, объединиться вокруг родных святынь (это и история родной земли с её победами, поражениями, печалями и радостями, это родной русский язык, литература, музыка, это русский народ, его традиции). Но нельзя забывать и о мировой культуре, об истории и традициях других народов и стран мира. Нужно изучать культуру и обычаи малочисленных народов, которые живут рядом с нами, в нашем регионе. Современный человек должен знать мировую культуру, ее ценности, применять и использовать эти знания на практике, в своей современной жизни. Тем более, что сейчас это очень актуально. Родные корни должны питать душу человека. Укрепить, дать им силу – наша учительская задача.
Именно учитель технологии ориентирует учащихся на духовное развитие, потому что он воспитывает девушку. Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции.
Свою работу по духовно-нравственному воспитанию я начинаю с проведения диагностики в 5 классе по определению исходного уровня творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности на уроках технологии.
По результатам многолетних наблюдений в процессе работы выясняется, что приблизительно только 2% обучающихся с высоким уровнем творческой самореализации, 55% обучающихся находится на среднем уровне, 43% - на низком уровне.
Таким образом, видно расслоение детской среды. Выделяются обучающиеся с высокой творческой активностью, а также учащиеся, которые нуждаются в большей педагогической поддержке на определённом уровне обучения. Необходимость создания условий для творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности привела к мысли о целесообразности построения системы занятий определенной направленности для изучения учащимися народных традиций, ремесел, декоративно-прикладного творчества.
Многие дети испытывают потребность в занятиях декоративно - прикладного направления. По их мнению, изучение народных традиций в декоративно – прикладном творчестве помогло бы им творчески самореализовать себя, познакомиться с историей родного края. Но для этого им нужно пополнить свои теоретические знания и практические умения под руководством компетентного педагога.
Целью моей педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации обучающихся, как составляющей духовно-нравственного развития, в учебно-познавательной деятельности при изучении народных традиций и народного творчества с последующим изготовлением изделия в народных традициях.
Поэтому я, как учитель технологии, ставлю перед собой следующие задачи:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности.
Считаю свой опыт работы актуальным, так как проблема формирования уровня творческой самореализации личности обучающегося в современном обществе приобретает доминирующее значение. Именно через декоративно-прикладное творчество и народные традиции возможно формирование и воспитание эмоционально-чувственного познания мира детей.
Новизна опыта работы состоит в создании системы занятий, основанных на народных традициях.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, включать духовно-нравственные элементы. Использование ИКТ в учебном процессе усиливает образовательные эффекты. У учеников формируется гуманистическое мировоззрение: активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга. На таких уроках ученики способны осознать человека как носителя огромных познавательных и творческих возможностей, как преобразователя собственной личности и окружающего мира, как хранителя природы и жизни на Земле.
Современный учебный процесс, направленный на духовно-нравственное развитие личности, должен быть нацелен на вытеснение из области интересов учащихся компьютерных игр и замену их на другие, творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности. По моему глубокому убеждению, именно учитель технологии способствует формированию нового типа мышления, характерного для члена информационного общества, ориентации ученика на саморазвитие и самообучение, осознание своих информационных потребностей и выработку культуры потребностей, потому что он воспитывает девушку.
Основные направления педагогической деятельности:
- организация учебной деятельности;
- создание адекватной учебно-предметной среды;
- внеклассная работа по предмету (разработка элективных курсов, НОУ, олимпиада, сетевые проекты, выставки, конкурсы);
Народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания.
Работа на уроках технологии строится на основе практической деятельности школьников. Выполнение учащимися разнообразных практических работ таких как: приготовление пищи, конструирование и моделирование швейных изделий, создание изделий в разных техниках ДПИ, выполнение простейших экономических расчетов по изготовлению продукта, содействует развитию духовно-нравственному воспитанию и действенно-практической компетентности личности школьника.
Такой раздел области технология, как «Конструирование и моделирование изделий» знакомит учащихся пятого класса с творческим наследием нашего народа в виде такого изделия, как фартук. Знакомит с историей возникновения фартука, как части гардероба. Объясняет значение фартука на Руси, способы отделки. Урок способствует развитию художественного вкуса, воспитывает любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.
Раздел «Конструирования и моделирования изделий» в шестом классе знакомит с элементом русского костюма – юбкой. Историей возникновения юбки, этапами изменений, народными традициями, связью с современными направлениями в моде.
В 7 классе учащиеся шьют ночную сорочку, которая тоже является частью народного костюма – это рубаха, которая была в костюме и мужчин и женщин.
В 8 классе изучается региональный компонент, элементы народного костюма жителей Крайнего Севера и народов Дальнего Востока.
Образцы народного костюма.
Региональный компонент
В разделе «Кулинария» для расширения объема знаний о народных традициях я рассказываю о празднике Масленица; приобщению к традициям и обрядам русского народа; развитию творческих способностей; умению работать в группе проводится урок «Широкая масленица». В практическую задачу этого урока входит обучение приготовлению блинов по различным рецептам. Традициям подачи готового блюда к столу. Знакомлю с обычаями православной церкви- празднованием Светлой Пасхи., с обычаями празднования Нового Года и Рождества, с историей их возникновения.
Как же заинтересовать детей? Как сделать, чтобы они захотели повторить увиденное, сделать своими руками? Я использую все возможные методы воздействия. Это демонстрация изделий, книг, репродукций, журналов.
На уроках я предлагаю возможные варианты взаимодействий, направленных на то, как привить детям любовь к традициям, знанию истории, уважению к старшим, умению оказать помощь слабому или нуждающемуся. Красота и сказочность народного творчества помогают детям осмыслить окружающий мир, научиться самоутверждению и развить определенные качества характера.
В разделе «Художественная обработка материалов» обучающиеся знакомятся с развитием народных промыслов на Руси, географией народных промыслов, художественной ценностью изделий. Это позволяет видеть прекрасное в окружающем мире, прочувствовать красоту и желание создавать самостоятельно эстетические изделия. Раздел «Художественная обработка материалов» знакомит учащихся с возможностью выполнения изделий в древнейших видах рукоделия – вязании крючком и спицами, вышивкой, «макраме», лоскутное шитье. Знакомит с укладом, нравом, обычаями деревенских жителей Древней Руси, народов мира, жителей Дальнего Востока. Выполняются творческие проекты.
Фото работ детей.. Фото работ детей.
Картинки лоскутная пластика.
В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектному методу, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса. Проекты выполняются по всем разделам учебной программы: по кулинарии, по изготовлению швейных изделий, по всем видам рукоделия, декоративно - прикладному творчеству.
Каждый проект это творчество, это личное знание, он рассказывает о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.
Творческие работы детей. Творческие проекты.
Считаю, что народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им, в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи – весь комплекс духовных ценностей. Путешествие в мир почти забытых нами традиций заставляет задуматься над прошлым наших предков, которые эти традиции сохраняли веками, передавая своё наследство потомкам.
Практика показала, что у обучающихся формируется творческая самореализация на занятиях через изучение народных традиций. Они способны глубоко и полно воспринимать произведения декоративно-прикладного творчества и создавать свои. Из чего можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки занятий с целью педагогической деятельности обеспечения положительной динамики творческой самореализации обучающихся в учебно-познавательной деятельности при изучении народных традиций.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся реализуется в рамках общешкольных, городских, региональных творческих конкурсов и олимпиад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»
В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого перено...
Проектно – исследовательская деятельность, как форма развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии.
Современное общество предлагает учащимся совершенно разные виды деятельности, которые увлекают их все больше и больше. Цифровое пространство и интернет-сообщество предлагают учащимся целый спектр разв...
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии.
Итоговая работа учителя....
Представление педагогического опыта по теме «Развитие творческой индивидуальности учащихся средствами проектной технологии»
Представленный опыт былуспешно защищён на школьном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России-2013"...
Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»
Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»...
Развитие творческого потенциала учащихся средствами хорового искусства
«Развитие творческого потенциала учащихся средствами хорового искусства» Егорова Татьяна Фёдоровнапедагог дополнительного образования...
Развитие творческих способностей обучающихся средствами предмета «Технология»
статья по развитию творческих способностей...