Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»
методическая разработка по биологии по теме
Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие учащихся. Иначе говоря, изучение любого предмета требует от учеников выполнения разнообразных умственных действий: установления и удержания внимания на объекте, отражения отдельных свойств предметов и построение в сознании целостных и одновременно детализированных образов (сенсорные и перцептивные действия), запоминания, сохранения, воспроизведения определенной информации (мнемические действия), рассуждений, поиска решения проблем (мыслительные действия), придумывания, сочинения, создания своих образов (действия воображения), понимания речевых обращений, подбора слов, составление своих высказываний и текстов (речевые действия). Таким образом, выполнение определенных умственных действий ведет к развитию соответствующих умственных качеств школьников.
Любой педагог, ориентированный не только на информационное обогащение своих учеников, но и на их интеллектуально- творческое развитие, стремится разнообразить учебные занятия. При этом должна учитываться направленность учебных заданий на развитие разных сторон интеллектуально- творческой сферы личности. Разработка всевозможных типов заданий, упражнений требует от учителя проявления методического творчества, которое в немалой степени определяется его психологической компетентностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii_kl.rukovoditelya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по взаимодействию классного руководителя и родителей.
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьей в целом. Семья – часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Решающая роль в разностороннем и эффективном развитии ребенка на всех возрастных этапах, несомненно. принадлежит семье. Противоречивость современных жизненных условий, качественно новое распределение жизненных благ делает невозможным равномерное и одинаковое развитие всех семей, ставит благополучие и процветание семьи в зависимость от способностей и возможностей каждого ее члена. В этих условиях единственно правильный путь – постоянное и тесное взаимодействие семьи и школы. Только в процессе совместной работы учителей и родителей представляется возможным успешное решение проблемы развития личности школьника.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает направления:
Психолого – педагогическое Вовлечение родителей
в учебно-воспитательный процесс.
просвещение родителей.
1.Родительские университеты 1. Дни открытых дверей
2.Конференции 2.Внеклассные мероприятия
3.Семейные праздники
3.Родительские собрания 4. Родительское общественное
патрулирование
4.Индивидуальные тематические
консультации
5.Заседания родительского комитета
1. Психолого-педагогическое просвещение
Родительские университеты – одна из интересных и продуктивных форм Обсуждаются различные проблемы (приглашаются специалисты различных служб: ГИБДД, пожарная охрана, сотрудники РОВД, врачи из ЦРБ, работники библиотеки, работники отдела культуры). Формы занятий могут быть самыми разнообразными:
1.Конференция « Профилактика детского травматизма» (медик), «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» (сотрудники Госавтоинспекции) ;
2.лекция «Половое воспитание детей в семье», «Молодежные субкультуры»
3.час вопросов и ответов «Осторожно-наркомания», «Возрастные особенности подростков» (психолог);
4. Диспут - дискуссия (вовлечение всех присутствующих в активное обсуждение предложенных проблем). Тема-любая спорная проблема семейного и школьного воспитания. Например «Выбор профессии – чье это дело», «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»
Одной из главных наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание. Тематика определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями, исходя из запросов родителей класса, психических, физиологических и возрастных особенностей детей. Практикуются расширенные заседания «Круглого стола» с участием детей и родителей.
Приняв класс на первом собрании можно провести анкетирование родителей, таким образом выявить особенности своих учеников, их склонности и интересы, взаимоотношения детей и родителей, изучить психологический климат в семье). Итоги анкетирования можно использовать при составлении плана воспитательной работы.
Предложить использовать книгу
Тематика, тренинги, психологические тесты, анкеты ( Младший подростковый возраст) – книга Родительские собрания Москва «Вако» 2008
Нужно помнить, что обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а переход к той или иной педагогической проблеме
Индивидуальные тематические консультации - самый эффективный способ работы с родителями, которые получают реальное представление о школьных делах и поведении их ребенка. Учитель также получает конкретную информацию об ученике, обменявшись мнениями, обе стороны могут придти к взаимному пониманию.
Основополагающими принципами консультирования являются:
1.Компетентность учителя
2.Заинтересованность родителя
3. Взаимоуважение и доверительные отношения
2.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Дни открытых дверей – Открытые уроки проводятся с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Рекомендуется часто проводить открытые уроки в начальных классах. В среднем звене -1-2 раза в полугодие.
Внеклассные мероприятия – «Мама, папа, я спортивная семья», «Огоньки», «Традиции моей семья», «Счастливый случай», совместные походы, экскурсии,
Семейные праздники: фольклорный семейный праздник «Веселые потешки», семейная игра «Зов джунглей», Семейно- спортивный праздник «Все на свете интересно».
Очень хорошо если родители вовлечены в мероприятия уже с начального класса ( традиции класса, летописи класса, портфолио класса)
Родительское патрулирование. Привлечение родителей к дежурству во время праздничных мероприятий (например во время проведения дискотек).
Родительские комитеты
В него как правило входят наиболее опытные, инициативные родители.Он под руководством классного руководителя планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Родительские мини – группы
1.Редакционная коллегия
2.Игровая группа
3.Экскурсоводы (походы, экскурсии в театры, музеи)
Поделиться своим опытом семейного воспитания
Каждому необходимо найти тот способ, тот подход, который может обеспечить любопытство и интерес родителей к проблемам школы и своих детей.
Золотые правила
- Не беседуйте с родителями второпях и на бегу.
- Родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет.
- Умейте терпеливо слушать родителей
- То, что вам поведали родители, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, учителей.
- Каждая встреча с семьей ученика заканчивается рекомендациями для родителей и самого ученика.
- Если педагог не компетентен в какой-то проблеме или ситуации, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
- Не спешите с выводами, обдумайте хорошо то, что вы услышали от родителей.
Практическое занятие:
Задание: Предложить основные формы работы в следующих направлениях.
Работа по группам. (3 группы)
Психолого – педагогическое Вовлечение родителей
в учебно-воспитательный процесс.
просвещение родителей.
3 группа – сформулировать золотые правила эффективного взаимодействия классного руководителя (Учителя) с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников.
Возможно эти методические рекомендации кому-то пригодятся в эго дальнейшей работе....
Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на основе изучения народных промыслов
Методические рекомендаци предназначены для педагогов дополнительного образования для проведения занятий по изучению народных промыслов России. К разработке прилагаются конспекты занятий по изготовлени...
Приложение к методическим рекомендация по развитию творческих способностей
Практическое приложение включает в себя методические рекомендации по проведению занятий в объединении декоративно-прикладной направленности и конспект занятия по изготовлению матрешки-игольницы...
Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр
В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...
Методические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Методические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы...
Методическая разработка "Особенности развития творческих способностей детей в дополнительном образовании"
Данная методическая разработка предлагает варианты подхода к решению проблемы развития творческих способностей детей...
"Методические рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся фортепианного отдела"
Важное значение для формирования знаний, умений, навыков имеет развитие творческих способностей обучающихся, таких, как чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование....