Изучение ценностных и профессиональных предпочтений подростков, представлений о своих навыках и качествах в контексте поддержки профессионально-личностного самоопределения
статья
Приводятся результаты анкетирования 73-х подростков в возрасте 12-18 лет, обучающихся в творческих объединениях районного Дома детского творчества.
Исследование базируется на понимании единства профессионального и ценностно-нравственного самоопределения личности школьника. Организация деятельности по профессиональной ориентации обучающихся, проводимой в системе дополнительного образования, с необходимостью предполагает не только определение и развитие профессиональных предпочтений, интересов и способностей детей, но и учет сформировавшихся нравственно-смысловых ориентиров построения индивидуального жизненного пути, иерархии ценностей и мотивов. И, при необходимости, – бережную и осмысленную корректировку педагогом этих ориентиров для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей России, согласно цели национального проекта "Образование".
Автором была разработана анкета, позволяющая изучить ценностные и профессиональные предпочтения респондентов, а также представления учащихся о качествах и умениях, которые они считают недостаточно развитыми у себя, и которые хотели бы развить. В статье подробно описаны результаты исследования, сформулированы выводы, предложены рекомендации для педагогов и методистов дополнительного образования по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_statya_o_rezultatah_issled._l.yu_._solomina.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Соломина Лада Юрьевна,
кандидат психологических наук,
методист ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Изучение ценностных и профессиональных предпочтений подростков, представлений о своих навыках и качествах в контексте поддержки профессионально-личностного самоопределения
Одна из двух ключевых целей национального проекта «Образование» – это «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». В свою очередь, федеральный проект «Успех каждого ребенка» имеет задачей «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».
Процессы становления человека как будущего профессионала «запускаются» уже в раннем детстве, когда он начинает развиваться как субъект труда, осваивая функции восприятия, движения, речи, первых правил поведения и моральных оценок. И далее – в дошкольном возрасте, когда овладевает «основными смыслами» человеческой деятельности и знакомится с конкретными профессиями, играя во врача, полицейского, продавца и т.п. (стадии предыгры и игры в ходе развития человека как субъекта труда, по Е.А. Климову). Всё это становится основой дальнейшего развития и приобщения к труду – через получение представлений о многообразии профессий, понимание роли труда в жизни человека и общества, формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности, устойчивого интереса к миру труда и профессий и – к себе самому, как субъекту-носителю опыта, потребностей, возможностей и способностей, разностороннему деятелю и созидателю. Уже это краткое описание данного аспекта детского развития свидетельствует, что он разворачивается в переплетении с текущими процессами формирования ценностных ориентаций, жизненных ориентиров, мотивов, целей и смыслов, то есть входит в систему духовно-нравственного развития личности.
Еще более явно неотделимость профессионального и ценностно-нравственного самоопределения личности выступает на этапах среднего и, особенно, старшего школьного возраста (и, конечно, не заканчивается при завершении школьного образования). Собственно профессиональное самоопределение подростка, молодого человека протекает в контексте общего становления индивидуального стиля жизни, что неотделимо от осознания собственной системы ценностей, нравственных ориентиров, индивидуальных особенностей и интересов, от осознания личного «смыслового поля» актуального и будущего рынка труда и задач саморазвития человека на этом рынке.
Таким образом, организация деятельности по профессиональной ориентации и навигации обучающихся, проводимой в системе дополнительного образования, с необходимостью предполагает не только определение и развитие профессиональных предпочтений, интересов и способностей детей. Но и – учет сформировавшихся нравственно-смысловых ориентиров построения индивидуального жизненного пути, иерархии ценностей и мотивов. И, при необходимости, – бережную и осмысленную корректировку педагогом этих ориентиров с целью воспитания той самой (см. выше о цели нацпроекта «Образование») гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей России.
ГБУ ДО Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга являлся одним из учреждений – участников городского согласованного исследования «Ценностные ориентации учащихся и педагогов в системе дополнительного образования детей Санкт-Петербурга», проведенного в 2016-2018 под эгидой Городского центра развития дополнительного образования ГБНОУ «СПб ГДТЮ». Результаты данного исследования представлены в информационно-методическом бюллетене №8 (2019). Были определены приоритетные ценностные ориентации детей 12-18 лет и их педагогов; выявлено влияние, как одного из ведущих факторов, занятий в творческом объединении в системе дополнительного образования на формирование жизненных ценностей и ориентаций учащихся. Созданный разработчиками инструментарий (анкеты) удобен в использовании и показал свою диагностическую эффективность.
Используя опыт участия в указанном исследовании и материалы тематической психолого-педагогической литературы, методическая служба ДДТ Петродворцового района в 2019 году (октябрь) предприняла попытку дальнейшего самостоятельного изучения ценностной сферы личности у участников творческих объединений нашего Дома. И поставила задачу расширить сферу исследования, включив в содержание диагностики профессиональные предпочтения наших респондентов, а также представления учащихся о качествах и умениях, которые они считают недостаточно развитыми у себя, и которые хотели бы развить. Мы предполагаем, что получение такого рода информации поможет уточнить актуальные задачи работы по поддержке профессионального самоопределения школьников, при учете индивидуальной системы ценностей и группового «ценностного портрета» каждого из творческих объединений в учреждении дополнительного образования.
В исследовании приняли участие 73 обучающихся в возрасте 12-18 лет, из них 42 девочки и 31 мальчик. Они представляли коллективы разной направленности – художественной (театр-студия, «Вязание и дизайн», хор, танцевальный коллектив), физкультурно-спортивной (шахматы), туристско-краеведческой (спортивное ориентирование) и технической (информационные технологии - «Графика и дизайн»). Подросткам была предложена специально разработанная анкета, включавшая 3 раздела.
В разделе 1 нужно было отметить только те умения, «которых Вам не хватает, и которые Вы хотели бы получить». Предлагался перечень из 69-ти видов активности (был и дополнительный пункт «Что-то другое» для самостоятельного заполнения, при желании), включающий психологические характеристики личности и поведения, а также конкретные занятия из всех основных областей труда.
В разделе 2 – отметить «те профессии, по которым Вам хотелось бы работать в будущем». Были предложены 62 профессии и, при желании, записать «что-то другое». Профессии достаточно полно представляли работу с каждым из 5-ти предметов труда (по Е.А. Климову): человеком, техникой, природой, художественным образом, знаковой системой.
В разделе 3: «Отметьте, пожалуйста, что для Вас кажется самым главным в жизни». Респонденты имели возможность выбрать любое количество наиболее значимых для них ценностей из списка, включающего 21 пункт.
Анализировались средние значения, позволяющие судить о доле (проценте) обучающихся, которые выбрали, соответственно разделу, данное умение, профессию или ценностную ориентацию.
Выводы
- Обследование проведено на разнородной выборке – в творческих объединениях разной направленности; с респондентами в возрасте от 12 до 18 лет, имеющими различный стаж посещения как ДДТ в целом, так и конкретного коллектива. Поэтому полученные результаты целесообразно рассматривать как тенденцию. При этом общее число респондентов (73 человека) является достаточным для формулирования предварительных общих выводов.
- От 30% до 60% респондентов считают, что у них недостаточно развиты психологические качества, связанные с:
- целенаправленным восприятием и сохранением информации (внимание, память),
- саморегуляцией поведения и волевой деятельностью,
- эффективным общением (в том числе – на иностранном языке) и взаимодействием,
- самопрезентацией в социуме.
Всему этому респонденты желали бы научиться.
- В качестве конкретных навыков деятельности, которые желательно сформировать, респонденты называют:
- практические умения, обеспечивающие управление автомобилем (около 40% анкетируемых),
- развитие в сфере творческого самовыражения в искусстве (петь, играть на музыкальных инструментах, снимать и монтировать видео, фотографировать, заниматься компьютерным дизайном, танцевать, писать музыку и рисовать) – около 30% обучающихся, по каждой сфере.
- Участники анкетирования не считают важным или нужным на данном этапе жизни:
- приобретать умение предупреждать конфликты;
- осваивать конкретные навыки по уходу за животными и растениями;
- совершенствоваться в сфере кропотливого ручного труда.
- Внутри объединений нет четкой ориентации обучающихся на приобретение в будущем профессии соответствующего профиля. Респонденты обозначают, как желаемые, профессии разного плана, в том числе из совсем других областей (других предметов труда).
- Выбирая «самое важное в жизни», участники отдали предпочтение таким личностным ценностям, как:
- «Друзья» и «Знания, интеллектуальное развитие» (выбор 60-70-ти % респондентов по каждой ценности),
- «Творчество», «Отдых, развлечения», «Любовь», «Свобода», «Доброта», «Здоровье, физическое развитие» (выбор более 50-ти % респондентов по каждой ценности).
- Наименее ценными оказались выполнение долга и достижение богатства, их выбрали как значимые менее четверти респондентов. И менее трети участников считает важными для себя счастье других, соблюдение порядка и обретение признания и уважения.
- По мере взросления для подростков усиливается значимость знаний и интеллектуального развития и менее важными становятся безопасность, обретение признания и уважения.
- Имеется ряд отличий в коллективах разной направленности по всем показателям исследования (умения, которые стремитесь приобрести; возможная профессия в будущем; наиболее важные ценности).
В связи с данными выводами, учитывая цели и задачи дополнительного образования, можно внести ряд предложений для повышения эффективности работы по сопровождению профессионально-личностного самоопределения обучающихся.
Рекомендации
- Изучать ценностные и профессиональные предпочтения обучающихся в динамике, проводя анкетирование с одними и теми же респондентами в начале и в конце учебного года. Это позволит определить, какие содержательные и мотивационные акценты необходимо делать при реализации программ в конкретных объединениях.
- Независимо от вида творческого объединения, необходимо ставить специальную задачу и прилагать особые усилия для развития у обучающихся психологических качеств, обеспечивающих:
- целенаправленное восприятие, запоминание и сохранение информации;
- саморегуляцию и волевое поведение;
- навыки коммуникации, профилактики конфликтов;
- умения самопрезентации в социуме.
- Предоставлять обучающимся на занятиях больше возможностей для формирования индивидуальных конкретных навыков творческого самовыражения.
- Осуществить корректировку программ в содержательном и методическом планах:
- расширить информационное поле профориентационной тематики (о мире профессий, его разнообразии и динамике, о многоплановости мотивов и широких возможностях выбора, о направлениях самовыражения и саморазвития в профессии и труде вообще, о связи профессионального пути и ценностей личности, обретения ею смысла жизни),
- использовать методические приемы, тематические задания и упражнения, активизирующие процессы профессионального самоопределения личности.
- Предпринимать меры по развитию мотивационно-ценностной сферы личности обучающихся, в том числе – способствовать повышению значимости ценностей «выполнение долга», «признание и уважение», «счастье других», «порядок», «безопасность», «работа».
- Осуществлять работу по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся с учетом направленности творческого коллектива и конкретных результатов обследования в рамках объединения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»
Компетентностный подход – создание условий для овладения учащимися комплексом компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...
«Технология продуктивного обучения как основа профессионально-личностного самоопределения школьника»
Современная школа рассматривается нами как школа, создающая условия для саморазвития и самоопределения школьника, строящаяся на основе личностно ориентированного подхода с приоритетом продуктивного ко...
Классный час «Профессионально-личностное самоопределение»
Классный час «Профессионально-личностное самоопределение», 8 кл....
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место в социуме....
Программа профессионально-личностного саморазвития «Совершенствование профессиональных навыков работы с молодыми педагогами"
Презентация для методистов и заместителей директоров учреждения дополнительного образования...
Изучение профессиональных предпочтений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Статья(курсовая работа). Материал подойдет для выступления на педсовете или для курсовой работы студентам...
Работа педагога-психолога по профессионально-личностному самоопределению учащихся 7-х классов
Внеурочная деятельность "Професстонально-личностное самоопределение учащихся 7-х классов, описание работы, занятия....