ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
статья на тему

Боровец Оксана Сергеевна

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место в социуме.

Разработанная технология организации процесса  профессионально-личностного самоопределения старшеклассников успешно реализуется в условиях образовательной среды межшкольного учебного комбината.

Межшкольный учебный комбинат имеет для этого все необходимые ресурсы.

Во-первых, это опыт сетевого взаимодействия с общеобразовательными школами, учреждениями дополнительного и профессионального образования, учреждениями и организациями Белгородского района.

Во-вторых, кадровые ресурсы представлены инженерно-педагогическими работниками и специалистами различных профессиональных сфер деятельности, прошедшими обучение и повышение квалификации по проблемам профессионального образования.

Педагогический коллектив Разуменского межшкольного учебного комбината стал участником научного поиска в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Профессионально-личностное самоопределение сельских школьников в условиях образовательной среды межшкольного учебного комбината».

Организация нашей исследовательской работы предусматривала три этапа: организационный, процессуальный и контрольно-результативный.

Программные документы по модернизации российского образования определили новую парадигму, которая предполагает формирование у обучающихся ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускников.

Поэтому на первом этапе были разработаны концепция и программа эксперимента, методологическая база исследования; на основании проведенной диагностики выявлены особенности личностного и профессионального самоопределения школьников, обучающихся в МОУ «Разуменский МУК». По результатам констатирующего эксперимента построен проект модели организации процесса самоопределения старшеклассников.

Также проводилось изучение особенностей образовательной среды межшкольного учебного комбината, потребностей учащихся, их родителей в аспекте самоопределения школьников.

Была проведена диагностика  по выявлению приоритетных направлений экспериментальной работы, в частности по определению педагогических условий эффективного профессионально-личностного самоопределения старшеклассников, потребностей и склонностей обучающихся и их родителей, что позволило реализовать намеченные задачи.

Второй этап экспериментальной работы был как раз и нацелен на проведение формирующего эксперимента, апробации технологии организации процесса профессионально-личностного самоопределения сельских школьников.

На третьем этапе эксперимента были  подведены результаты  работы учителей-экспериментаторов; апробация полученных данных на научно-практических конференциях и методических семинарах.

          Были определены педагогические условия профессионально-личностного самоопределения школьников:  

  1. Индивидуальное сопровождение школьника в его профессионально-личностном самоопределении (коучинг), ориентированное на модель выпускника комбината.
  2. Взаимодействие комбината с общеобразовательными учреждениями, УПО, производственными предприятиями, родителями обучающихся, направленное на формирование позитивного отношения к будущей профессии.
  3. Разработка и реализация технологии профессионально-личностного самоопределения в условиях комбината.
  4. Совершенствование профессионально-педагогической культуры учителя.
  5. Система деятельности психологической службы, обеспечивающей мониторинг изменений ценностных ориентаций школьников в отношении к туру. К будущей профессии на основе разработки и применения диагностических материалов.

Для получения положительных результатов в реализации педагогических условий организации процесса профессионально-личностного самоопределения школьников организована научно-методическая работа в коллективе по совершенствованию профессионально-педагогической культуры учителя. С этой целью разработан цикл занятий:

  • обучающие семинары: «Исследовательский подход к организации профессионально-личностного самоопределения», «Педагогическая компетентность»;
  • тематические семинары: «Педагогическое содействие профессионально-личностному самоопределению сельских школьников»;
  •  педагогические советы «Учебно-дидактические игры в развитии профессиональной направленности обучающихся», «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка», «Профессиональная ориентация как условие профессионально-личностного самоопределения школьников»;
  • различные виды индивидуально-групповой работы с учителями;
  • разработка методических рекомендаций.

Учителя активно внедряют в работу информационно-коммуникационные технологии (учитель Гусакова Н.Е., учитель Рябинин А.И.), метод проектов (учитель Боровец О.С., учитель Четина М.В.),  технику арт-терапии, компьютерную диагностику (педагог-психолог Тычинина Г.А.).

     В целях развития личности обучающегося используются разнообразные формы воспитательной работы:

  • выставки
  • встречи
  • демонстрация моделей
  • игры
  • конкурсы
  • олимпиады
  • экскурсии
  • ярмарки и др.

  Создание творческой группы учителей в составе Гусаковой  Н.Е., Тычининой Г.А., Боровец О.С. позволило углубить работу по проблемам: «Профессиональная направленность учащихся», «Формирование умений самоанализа и самоконтроля в процессе учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности».  

Разработанная, теоретически обоснованная технология позволила нашим выпускникам сделать выбор профессии более осмысленным,  мотивированным, соответствующим их интересам, желаниям и возможностям.

За последние два года более 30% обучающихся выбрали для дальнейшего обучения в учреждения профессионального образования профессию, освоенную в учебном комбинате.

Литература

  1. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении. Пенза: Приволжский дом знаний, 2008. – с. 73 – 78.
  2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: НПО «Модэк», 2002. – 392 с.
  3. Скаткин Н.М. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 2003. – 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Диагностика сформированности ценностного самоопределения старшеклассников в диалоге культур

КритерииКомпонентыМотивационно - эмотивный- отношениеКогнитивный  –знанияДеятельностный -умения...

Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"

В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕЙМ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕЙМ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ...