Изучение профессиональных предпочтений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
статья на тему

Тураносова Екатерина Вячеславовна

Статья(курсовая работа). Материал подойдет для выступления на педсовете или для курсовой работы студентам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_1.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изучение профессиональных предпочтений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

 

Тураносова Екатерина Вячеславовна,

 

 

Москва

Изучение профессиональных предпочтений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

1. Задачи и содержание экспериментального исследования

В экспериментальном исследовании участвовало 11 учеников с лёгкими нарушениями интеллекта, обучающиеся в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида № … города Москвы.  

      Цель: изучить профессиональные предпочтения и мотивы выбора старшеклассниками профессий.

      Задачи:

      1. Выявить предпочтения учащихся 8 класса к каким-либо профессиям.

      2.  Определить, влияет ли профессия родителей на выбор ребёнка.

      3. Определить тип темперамента учащихся 8 класса.

      4.  Определить, адекватно ли учащиеся подходят к выбору профессии.

              В эксперименте использовались следующие методики:

1. Беседа (индивидуальная).

2. Анкета трудовых интересов по методика Е.А.Климова.

3. Определение типа темперамента по М. Ю. Савченко.

Индивидуальная беседа

С помощью данной методики мы выявляли профессиональные предпочтения учащихся, определяли, влияет ли профессия родителей на выбор ребёнка, выявляли, адекватно ли учащиеся подходят к выбору профессии.

Индивидуальная беседа состояла из следующих вопросов:

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Какие профессии тебе нравятся? Почему?
  4. Кем бы ты хотел(а) работать? Почему?
  5. Давно ли тебе нравится эта профессия?
  6. Мог(ла) бы ты освоить эту профессию?
  7. Может ли твоё мнение об этой профессии измениться? Почему?
  8. Кем работают твои родители?
  9. Тебе нравится профессия твоих родителей? Почему?
  10.  После школы ты хочешь продолжать обучение или сразу хочешь пойти работать? Если продолжить обучение, то где? Почему?        

Учащиеся должны были отвечать на вопросы в устной форме. Во время проведения беседы ответы фиксировались в протоколе (Приложение 1).

Индивидуальная беседа проводилась во внеурочное время.

Анкета трудовых интересов (Приложение 2)

С помощью данной методики выявлялось отношение учащихся к основным школьным предметам, к занятиям, которые они выполняют в мастерских и в свободное от учёбы время.

Данная анкета трудовых интересов состояла из 43 вопросов. Учащиеся должны были отвечать на вопросы анкеты в письменной форме. От них требовалось напротив каждого вопроса поставить условный знак, обозначающий отношение данного ученика к школьному предмету, разным видам работы, занятиям, которыми они занимаются в свободное время. Предлагалось три вида условных знаков, значение которых были расшифрованы перед началом анкетирования:

- нравится, хотел(а) бы заниматься;

- не нравится;

- не знаю, не уверен(а).

После того, как анкета была заполнена, проводилась индивидуальная беседа с каждым учеником. В процессе данной беседы уточнялись ответы на некоторые вопросы, аргументировались ответы.

Анкетирование проводилось во внеклассное время.

Определение типа темперамента по М. Ю. Савченко  

Исследование проводилось фронтально. Данное занятие было направлено на формирование теоретических знаний о характере и темпераменте, а также на изучение собственного темперамента. Сначала с учащимися была проведена вводная беседа о том, как важно знать свой характер, о том, что зная свой характер легче подобрать профессию. Учащимся были прочитаны черты характера к каждому из четырёх видов темперамента. При этом само название темперамента не называлось.

Сначала все слова разбирались, и выявлялось понимание испытуемыми значения этих слов. Для описания меланхолика давались такие характеристики: тревожный, пессимистичный, сдержанный, необщительный. Для описания холерика давались такие характеристики: активный, беспокойный, агрессивный, непостоянный, оптимистичный. Для описания флегматика давались такие характеристики: рассудительный, доброжелательный, осмотрительный, надёжный, спокойный. Для описания сангвиника давались такие характеристики: общительный, разговорчивый, отзывчивый, жизнерадостный, беззаботный. После того как все испытуемые определились со своим темпераментом, проводилась беседа. В данной беседе выслушивались мнения одноклассников, для адекватного определения учащимися своего темперамента. После выявления темперамента учащимся зачитывались названия и определения каждого темперамента для ещё большей достоверности выбора.

В дальнейшем проводилось наблюдение за каждым испытуемым на протяжении всей исследовательской работы, что ещё раз подтвердило правильность определённого детьми темперамента.

2. Результаты констатирующего эксперимента

С помощью проведённых методик мы выявили профессиональные предпочтения учащихся, определили влияние профессии родителей на выбор ребёнка, выявили адекватность подхода учащихся к выбору профессии, определили отношение учащихся к основным школьным предметам, к занятиям, которые они выполняют в мастерских и в свободное от учёбы время. Это дало нам возможность составить характеристики на каждого испытуемого.

Александр А.

        Проведя индивидуальную беседу с Александром, нам удалось выявить, что ему 15 лет, и он уже определился с будущей профессией. Александр хочет стать поваром. Эта профессия понравилась ему ещё в 6 классе, когда на уроках СБО они начали готовить. Александр считает, что в состоянии овладеть данной профессией. Говорит, что уже научился хорошо готовить, очень часто помогает готовить дома отцу (мать мальчика умерла). С уверенностью утверждает, что не изменит своего мнения об этой профессии и обязательно станет поваром. По признанию Александра на его выбор оказало влияние повара школы-интерната. После окончания школы Александр хочет продолжить обучение в колледже сферы услуг. Считает, что для того, чтобы стать хорошим специалистом необходимо закончить не только школу, но и профильное учебное заведение.

Анкета трудовых интересов показала, что Александру нравятся уроки математики, истории, географии, биологии, а также уроки труда, физкультуры. Он любит решать математические задачи и проводить математические расчёты, изучать историю своего города или района, в котором живет. Александр любит заниматься спортом, участвовать в соревнованиях, заботится о больных, оказывать им помощь. Александр с удовольствием ухаживает за растениями и животными (у мальчика есть собака), любит готовить пищу и накрывать на стол, заботится об уюте в помещении, порядке в шкафу; помогает товарищам, отстающим в учёбе. Юноше нравится выполнять работу, используя измерительные приборы (линейку, рулетку и др.); выпиливать, выжигать, вырезать по дереву.  Также Саша проявляет заботу и чуткость по отношению к людям, оценивает свои поступки, поведение в общении с людьми.

Александру не нравятся уроки геометрии, русского языка, чтения. Саше не хотелось бы играть на музыкальных инструментах, оформлять  стенгазеты, стенды, выставки, петь в хоре, шить мягкие игрушки и работать с мехом, шить изделия из кожи, изучать устройства автомобиля и заниматься ремонтом автомобиля. Александр не любит рисовать.

Александр определил, что ему больше подходит описание такого темперамента, как меланхолик. В процессе наблюдения, мы выявили, что Саше действительно подходит именно это описание.

Элизабетт В.

Проведя индивидуальную беседу с Лизой, нам удалось выявить, что ей 15 лет, но она еще не определилась с будущей профессией. Лиза хочет стать швеей или поваром. Эти профессии, по словам Лизы, нравятся ей с детства. Девочка считает, что в состоянии овладеть и той и другой профессией, говорит, что уже умеет хорошо готовить, но шитьём владеет не так хорошо. На данный момент с уверенность выбрать профессию не может.  По признанию Лизы на её выбор влияет мнение отца, для окончательного выбора профессии у Лизы есть ещё 1 год.  Считает, что для того, чтобы стать хорошим специалистом необходимо закончить профильное учебное заведение.

Анкета трудовых интересов показала, что Лизе нравятся школьные предметы, представленные в данной анкете, а именно  уроки математики, геометрии, русского языка, чтения, биологии, труда, физкультуры. Лизе нравится ухаживать за растениями и животными, посещать музеи, выставки; следить за порядком и чистотой в доме,  убираться, следить за вещами и наводить порядок в шкафу; заботиться о больных и делать перевязки, оказывать первую помощь; помогать более слабым товарищам, проявляет заботу и чуткость по отношению к людям. Лиза отдает предпочтение шитью: ей нравится пришивать пуговицы, вышивать, шить мягкие игрушки и работать с мехом, шить изделия из кожи. Также Лизе нравится готовить пищу и накрывать на стол.

Лизе не нравится выполнять работы на открытом воздухе, выполнять работу, требующую физическую нагрузку, петь в хоре и выступать на сцене, изучать устройство автомобиля и заниматься ремонтом.

Лиза определила, что ей больше подходит описание такого темперамента, как холерик. В процессе наблюдения, мы выявили, что Лизе действительно подходит именно это описание.

Владимир Г.

Проведя индивидуальную беседу с Владимиром, нам удалось выявить, что ему 14 лет, и он уже определился с будущей профессией. Владимир хочет стать автослесарем. Эта профессия, по словам Владимира, нравится ему с 10 лет. Мальчик считает, что в состоянии овладеть данной профессией, говорит, что ему нравится любая техника. С уверенностью утверждает, что не изменит своего мнения об этой профессии и обязательно станет автослесарем. По признанию Владимира, на его выбор оказало мнение друзей. После окончания школы Владимир хочет продолжить обучение в колледже. Считает, что для того, чтобы стать хорошим специалистом необходимо закончить не только школу, но и профильное учебное заведение.

Анкета трудовых интересов показала, что Владимиру нравятся уроки русского языка, чтения, а также истории, труда, физкультуры. Он любит решать задачи по геометрии, выполнять работу, используя измерительные приборы и работу, требующую большую точность; изучать устройства автомобиля и заниматься его ремонтом; играть в компьютерные игры. Владимиру хотелось бы изучать историю своего города или района, заниматься каким-либо видом спорта, участвовать в соревнованиях, заботится о больных, оказывать им помощь. Владимиру нравится слушать современную музыку, рисовать, помогать товарищам, отстающим в учёбе. Также Владимиру нравится следить за порядком и чистотой в доме, выполнять работу, используя измерительные приборы и требующую большой точности.

Категорически Владимиру не нравятся уроки геометрии и географии, а также решать задачи по геометрии. Он не хотел бы играть на музыкальных инструментах, петь в хоре, выступать на сцене, оформлять стенгазеты, стенды, выставки. Также Владимиру не нравится ухаживать за растениями или животными, работать с мехом, готовить пищу.

На вопрос анкеты «Нравится ли тебе смотреть фильмы об исторических событиях?», Владимир ответил, что не знает, объяснив свой ответ, тем, что исторические фильмы бывают разные, некоторые ему нравятся. Он сказал, что у него нет какого-то конкретного отношения к историческим фильмам, и именно поэтому он поставил условный знак, обозначающий ответ «не знаю» или «не уверен».

После окончания школы Владимир хочет поступить в вечернюю школу, а потом продолжить обучение в колледже. Считает, что продолжение обучения необходимо.

Владимир определил, что ему больше подходит описание такого темперамента, как флегматик. В процессе наблюдения, мы выявили, что Владимиру действительно подходит именно это описание.

Антон Е.

Проведя индивидуальную беседу с Антоном, нам удалось выявить, что ему 13 лет, и он еще не определился с будущей профессией. Антон не знает кем хочет быть. По словам Антона, он думает быть либо компьютерщиком, либо автослесарем. Он уверен, что в состоянии овладеть данными профессиями, и у него еще есть время, чтобы выбрать одну из профессий. Утверждает, что он должен собрать немножко больше информации для выбора. По признанию Антона, на его выбор оказали влияние профессии знакомых.

Анкета трудовых интересов показала, что Антону очень нравятся уроки чтения. Мальчику нравятся также уроки по основным предметам, а именно русского языка, географии, физкультуры, выполнять работу, используя измерительные приборы, читать книги. Также Антон с удовольствием ухаживает за растениями и животными, наблюдает за их ростом и развитием,  хотел бы изучать историю своего города или района, любит выпиливать, выжигать по дереву, заниматься каким-либо видом спорта, следить за порядком и чистотой в доме, заботится об уюте в помещении, готовить пищу. Мальчику очень нравится играть в компьютерные игры, изучать компьютер и его техническое обслуживание, изучать устройство автомобиля и заниматься его ремонтом.

Антону не нравится решать задачи по математике и геометрии, уроки труда, не любит выполнять работу на открытом воздухе, требующую физической нагрузки, выполнять работу, требующую высокой точности, участвовать в соревнованиях, посещать музеи, выставки, петь в хоре, выступать на сцене, работать с мехом.

Антон поставил условный знак, обозначающий «не знаю» или «неуверен» напротив уроков истории, объяснив свой ответ тем, что иногда по истории они проходят сложные темы, а иногда и неинтересные. Поэтому уроки истории ему не всегда нравятся.

Антон определил, что ему больше подходит описание такого темперамента, как холерик. В процессе наблюдения, мы выявили, что Антону действительно подходит именно это описание.

Дарья Ж.

Проведя индивидуальную беседу с Дарьей, нам удалось выявить, что ей 14 лет. Даша ещё не определилась с будущей профессией, но она сказала, что ей нравятся профессии менеджера, повара и парикмахера. Эти профессии понравились ей ещё в 6 классе, когда проводилось занятие о профессиях. Девочка считает, что она в состоянии овладеть данными профессиями. С уверенностью утверждает, что не изменит своего мнения об этих профессиях и обязательно станет или поваром, или парикмахером. По признанию Дарьи, для профессии менеджер ей нужно будет сначала окончить вечернюю школу. Профессия повар ей нравится, потому что дядя работает поваром.

Анкета трудовых интересов показала, что Даше нравятся уроки практически по всем предметам, исключением стала математика, т.к. вызывает у нее сложности в изучении. Даше хотелось бы заниматься каким-либо видом спорта, участвовать в соревнованиях, оформлять стенгазеты, стенды, выставки, петь в хоре и выступать на сцене, заботится о больных, оказывать им помощь. Даша любит ухаживать за растениями и животными, посещать музеи, выставки, следить за порядком и чистотой в доме, заботиться об уюте в помещении. Также Даша проявляет заботу и чуткость по отношению к людям, оценивает свои поступки, поведение в общении с людьми, помогает товарищам, отстающим в учебе. Девочка очень любит готовить и накрывать на стол, играть в компьютерные игры.

Даша не любит читать книги, работать по дереву, изучать автомобиль, шить изделия из меха.

Даша определила, что ей больше подходит описание такого темперамента, как флегматик. В процессе наблюдения, мы выявили, что Дарье действительно подходит именно это описание.

Александра Ж.

Проведя индивидуальную беседу с Александрой, нам удалось выявить, что ей 14 лет. Саша, как и её сестра, ещё не определилась с будущей профессией, но она сказала, что ей нравятся профессии менеджера, повара и парикмахера. Эти профессии понравились ей ещё в 6 классе, когда проводилось занятие о профессиях. Девочка считает, что она в состоянии овладеть данными профессиями. С уверенностью утверждает, что не изменит своего мнения об этих профессиях и обязательно станет или поваром, или парикмахером. По признанию Александры, для профессии менеджер ей нужно будет сначала окончить вечернюю школу. Профессия повар ей нравится, потому что дядя работает поваром.

Анкета трудовых интересов показала, что Саше нравятся уроки практически по всем предметам, знаком «не знаю» она отметила решение задач по геометрии, объяснив свой ответ тем, что иногда вызывает затруднения выполнение чертежей и вычисление.  Девочке хотелось бы заниматься каким-либо видом спорта, участвовать в соревнованиях, оформлять стенгазеты, стенды, выставки, петь в хоре и выступать на сцене, заботится о больных, оказывать им помощь. Саша любит ухаживать за растениями и животными, посещать музеи, выставки, следить за порядком и чистотой в доме, заботиться об уюте в помещении. Также Саша проявляет заботу и чуткость по отношению к людям, оценивает свои поступки, поведение в общении с людьми, помогает товарищам, отстающим в учебе, но заботиться о больных и оказывать им помощь он отметила условным знаком «не знаю». Девочка очень любит готовить и накрывать на стол.

Саша не любит читать книги, выполнять работу, используя измерительные приборы, изучать автомобиль, шить изделия из меха, играть в компьютерные игры, изучать компьютер и его техническое обслуживание.

Саша определила, что ей больше подходит описание такого темперамента, как флегматик. В процессе наблюдения, мы выявили, что Александре действительно подходит именно это описание.

Виктор К.

Проведя индивидуальную беседу с Виктором, нам удалось выявить, что ему 14 лет, и он еще не определился с будущей профессией. Виктор не знает, кем хочет быть. По словам Виктора, он думает быть либо поваром, либо автослесарем. Он уверен, что в состоянии овладеть данными профессиями, и у него еще есть время, чтобы выбрать одну из профессий. Утверждает, что он должен собрать  больше информации для выбора. По признанию Виктора, на его выбор оказали влияние профессии родственников и знакомых.

Анкета трудовых интересов показала, что Виктору нравятся  уроки практически по всем предметам, знаком «не знаю» он отметил решение задач по геометрии, объяснив свой ответ тем, что иногда вызывает затруднения выполнение чертежей и вычисление.  Мальчик любит выполнять работу, используя измерительные приборы, читать книги. Он с удовольствием ухаживает за растениями и животными, наблюдает за их ростом и развитием,  хотел бы изучать историю своего города или района, заниматься каким-либо видом спорта, участвовать в соревнованиях,  выполнять работу, требующую постоянной подготовки, повторных упражнений, следить за порядком и чистотой в доме, заботится об уюте в помещении, готовить пищу. Мальчику очень нравится играть в компьютерные игры, изучать компьютер и его техническое обслуживание, изучать устройство автомобиля и заниматься его ремонтом.

Виктору не нравится решать задачи по геометрии, не любит выполнять работу на открытом воздухе, требующую физической нагрузки, играть на музыкальных инструментах.

Виктор отметил знаком «не знаю» выполнять работу, требующую высокой точности, помогать товарищам, отстающим в учебе, работать с мехом. Мальчик не знает, смог ли бы он делать перевязки, оказывать первую помощь при травмах, объяснив свой ответ тем, что он брезглив и боится врачей.

Виктор определил, что ему больше подходит описание такого темперамента, как сангвиник. В процессе наблюдения, мы выявили, что Виктору действительно подходит именно это описание.

Иван Н.

Проведя индивидуальную беседу с Иваном, нам удалось выявить, что ему 14 лет, и он еще не определился с будущей профессией. По словам Ивана, он думает быть актером. Эта профессия, по словам Ивана, нравится ему с 10 лет. Мальчик считает, что в состоянии овладеть данной профессией, говорит, что ему нравится выступать на сцене, и он очень артистичен. Утверждает, что в состоянии овладеть данной профессией. По признанию Ивана, чтобы получить данную профессию ему необходимо продолжение обучения в театральном училище. Но оценив ситуацию, сделал выбор на профессию повар. После окончания школы Иван хочет продолжить обучение в колледже. Считает, что для того, чтобы стать хорошим специалистом необходимо закончить не только школу, но и профильное учебное заведение.

Анкета трудовых интересов показала, что Ивану нравятся  уроки практически по всем предметам, особенно уроки чтения. Он очень любит читать книги. Иван любит выполнять работу, используя измерительные приборы и работу, требующую большую точность; изучать устройства автомобиля и заниматься его ремонтом; играть в компьютерные игры, изучать компьютер, его техническое обслуживание. Ивану хотелось бы изучать историю своего города или района, посещать музеи и выставки, заботится о больных, оказывать им помощь, проявлять заботу и чуткость по отношению к людям. Мальчику нравится следить за порядком и чистотой в доме, готовить пищу и накрывать на стол.

Категорически Ивану не нравятся уроки геометрии, а также решать задачи по геометрии. Он не хотел бы играть на музыкальных инструментах, петь в хоре, оформлять стенгазеты, стенды, выставки, читать книги о растениях, ухаживать за растениями или животными, работать с мехом, шить изделия из кожи, выполнять работу в закрытом помещении, требующую физической нагрузки, работать по дереву.  

После окончания школы Иван хочет продолжить обучение в колледже. Считает, что продолжение обучения необходимо.

Иван определил, что ему больше подходит описание такого темперамента, как сангвиник. В процессе наблюдения, мы выявили, что Ивану действительно подходит именно это описание.

Елена О.

Проведя индивидуальную беседу с Леной, нам удалось выявить, что ей 14 лет, и она уже определилась с будущей профессией. Лена хочет стать поваром. Эта профессия понравилась ей ещё в 5 классе, т. к. на уроках СБО они начали готовить. Девочка считает, что в состоянии овладеть данной профессией, а также и любой другой, которой только захочет. С уверенностью утверждает, что не изменит своего мнения об этой профессии и обязательно станет поваром. По признанию Лены она сделала такой выбор, потому что ей хочется научиться вкусно готовить и красиво накрывать на стол. После окончания школы она хочет продолжить обучение в кулинарном колледже. Считает, что для того, чтобы стать хорошим специалистом необходимо закончить не только школу, но и профильное учебное заведение.

Анкета трудовых интересов показала, что Лене нравятся уроки  практически по всем предметам, знаком «не знаю» она отметила уроки географии, объяснив свой ответ тем, что иногда вызывают затруднения географические понятия. Не смотря на то, что Лене нравятся уроки чтения, она не любит читать книги. Девочке хотелось бы изучать историю своего города или района, заниматься каким-либо видом спорта, участвовать в соревнованиях, готовить доклады на разные темы, петь в хоре, выступать на сцене, заботится о больных, оказывать им помощь. Лена любит ухаживать за растениями и животными, выполнять работу на открытом воздухе, требующую физической нагрузки, рисовать, посещать музеи, выставки, слушать современную музыку, заботиться об уюте в помещении, помогать товарищам, отстающим в учёбе.

Лена не хотела бы выполнять работу в закрытом помещении, требующую физической нагрузки, изучать устройства автомобиля, шить.

Лена определила, что ей больше подходит описание такого темперамента, как холерик. В процессе наблюдения, мы выявили, что Елене действительно подходит именно это описание.

Екатерина С.

Проведя индивидуальную беседу с Катей, нам удалось выявить, что ей 15 лет, но она еще не определилась с будущей профессией. Катя хочет стать швеей или поваром. Эти профессии, по словам Кати, нравятся ей с детства. Девочка считает, что в состоянии овладеть и той и другой профессией, говорит, что уже умеет хорошо готовить, но шитьём владеет не так хорошо. На данный момент с уверенность выбрать профессию не может.  По признанию Кати на её выбор влияет мнение мамы, для окончательного выбора профессии у Кати есть ещё 1 год.  Считает, что для того, чтобы стать хорошим специалистом необходимо закончить профильное учебное заведение.

Анкета трудовых интересов показала, что Кате нравятся уроки русского языка, чтения, труда. Кате нравится читать книги, следить за порядком и чистотой в доме,  убираться, следить за вещами и наводить порядок в шкафу; играть в компьютерные игры; заботиться о больных и делать перевязки, оказывать первую помощь; помогать более слабым товарищам, проявлять заботу и чуткость по отношению к людям. Катя отдает предпочтение шитью: ей нравится пришивать пуговицы, вышивать, шить мягкие игрушки и работать с мехом, шить изделия из кожи. Также Кате нравится готовить пищу и накрывать на стол.

Кате категорически не нравится уроки геометрии, истории, физкультуры, решать задачи по математике и геометрии. Девочке не нравится заниматься спортом и участвовать в соревнованиях, играть на музыкальных инструментах, петь в хоре и выступать на сцене. Екатерина отметила знаком, обозначающим «не знаю» или «не уверена», уроки математики, географии, биологии, не объяснив причины. У девочки также вызвало сомнение, нравится ли ей изучать историю города или района, в котором она живет; выполнение работы на открытом воздухе, выполнение работы, требующей физической нагрузки. Она не определилась, нравится ли ей ухаживать за растениями или животными, выполнять работы, требующие большой точности, изучать компьютер и его техническое обслуживание.

Катя определила, что ей больше подходит описание такого темперамента, как флегматик. В процессе наблюдения, мы выявили, что Кате действительно подходит именно это описание.

Владимир С. 

Проведя индивидуальную беседу с Владимиром, нам удалось выявить, что ему 16 лет. Вова ещё не определился с будущей профессией и не смог назвать профессии, которые ему нравятся. После окончания школы он не хочет продолжать обучение, а сразу, по его словам, пойдёт работать.

Анкета трудовых интересов показала, что Владимиру нравятся уроки русского языка, географии, биологии, физкультуры. Мальчику нравится выполнять работу, используя измерительные приборы; работу, требующую постоянной подготовки, повторных упражнений и физической нагрузки, ухаживать за растениями и животными, работать по дереву. Вове хотелось бы изучать историю своего города или района, в котором он живёт, но уроки истории ему не нравятся; играть на музыкальных инструментах, заботится об уюте в помещении, заботится о больных, оказывать им помощь. Вова любит играть в компьютерные игры, он хотел бы изучать устройства автомобиля, изучать компьютер, его техническое обслуживание.

Владимиру не нравится такие уроки как история, чтение, труд, а также решать задачи по математике и проводить сложные математические расчёты, решать задачи по геометрии, читать книги. Вова не любит рисовать, оформлять стенды и выставки, петь в хоре и выступать на сцене. Он не хотел бы работать с мехом, шить.

Владимир определил, что ему больше подходит описание такого темперамента, как холерик. В процессе наблюдения, мы выявили, что Владимиру больше подходит описание такого темперамента как меланхолик.

Таким образом, констатирующий эксперимент дал нам следующие показатели.

По результатам проведённой индивидуальной беседы мы выявили, что 3 учеников (27%) хотят в будущем стать поварами. Работать автослесарем хочет 1 ученик (9 %). Ещё не определились в выборе будущей профессии 7 учащихся (64 %).

Диаграмма 1.

Профессиональные предпочтения учащихся экспериментальной группы (8 класс)

Удалось выявить, что данные профессиональные интересы у 5 учащихся (45%) возникли уже в 5-6 классе.

Выбор профессии у 8 учащихся (73%) зависит от профессии родственников и знакомых. У одного учащегося, ещё не определившимся с выбором профессии, нет мамы, а папа временно не работает. Возможно, именно поэтому у данного учащегося ещё не сформировалось предпочтение к какой-либо профессии.

Часть учащихся адекватно оценивают свои возможности при выборе профессии. Так, 3 учащихся (27%), оценив свои умения, решили стать поваром. Они утверждают, что уже хорошо готовят. Большинство учащихся подходят к выбору профессии неадекватно. Две учащиеся (18%), решившие стать менеджерами, уверены, что у них получится достигнуть своей цели. 1 учащаяся (9%), решившая стать поваром, считает, что в состоянии овладеть любой профессией. 4 учащихся (36%) подходят к выбору профессии, не оценивая своих умений и возможностей, а руководствуются только интересами.

Также, с помощью беседы удалось выяснить, что на настоящий момент 10 учащихся (91%) хотят продолжить обучение. Как правило, это профессиональные учебные заведения или вечерние школы. 1 учащийся (9%) утверждает, что сразу после окончания школы пойдет работать.

Проведя анкетирование, мы выявили, что 7 учащимся (64%) нравится математика. 3 учащимся (27%) очень нравится чтение. 7 учащимся (64%) нравятся такие предметы как русский язык, история, труд. 5 учащимся (45%) нравятся такие предметы как чтение, геометрия. 8 учащимся (73%) нравятся такие предметы как география и биология. 9 учащимся (82%) нравится такой предмет как труд. 10 учащимся (91%) нравится такой предмет как физкультура. Следует отметить, что 2 учащихся (18%) отметили условным знаком «нравится» все учебные предметы, представленные в данной анкете.

Математика не нравятся 1 учащемуся (9%) и 2 учащихся (18%) отметили условным знаком «не знаю», решать задачи по математике не нравится 5 учащимся (45%). 3 учащихся (27%) отметили условным знаком «не знаю» уроки русского языка. Уроки чтения не нравятся 1 ученику (9%) и 2 ученика (18%) отметили условным знаком «не знаю». История не нравится 4 учащимся (36%), биология и география не нравятся 1 ученику (9%) и 2 ученика (18%) отметили условным знаком «не знаю». 2 учащимся (18%) не нравится такой предмет как труд. 1 ученику (9%) не нравятся уроки физкультуры.

Также с помощью анкеты трудовых интересов нам удалось выявить, что 5 учащихся (45%) считают себя творческими натурами. Им нравится рисовать, они хотели бы оформлять стенгазеты, стенды, выставки, выступать на сцене.

Только 3 учащимся (27%) нравится выполнять физическую работу как на открытом воздухе, так и в закрытом помещении. 8 учащихся (73%) показали положительное отношение к уходу за растениями и животными. 8 учащихся (73%), судя по ответам данной анкеты, хотят заботиться о больных и делать перевязки, оказывать первую помощь.

Определение типа темперамента по М. Ю. Савченко показало, что 4 учащихся (37%) определили себя как флегматики, 3 (27%) – определили себя как сангвиники, 3 (27%) – определил себя как холерики и 1 ученик (9%) – меланхолик.

После наблюдения и беседы проведённой с одноклассниками было выявлено, что темперамент выбран адекватно 8 учащимися (89%). 1 учащийся (11%) определил себя как холерик, но после проведения беседы сказал, что ему больше подходит описание флегматика. После того, как были зачитаны названия, и характеристика всех четырёх видов темперамента мнение учеников о своём выборе не изменилось. Учащиеся ещё раз убедились в правильности выбора своего темперамента.

Проведённое исследование дало нам возможность сделать следующие выводы.

У большинства учащихся 8 класса еще не сформировались профессиональные предпочтения. Среди выбранных профессий наблюдается малое разнообразие. Причём, следует отметить, что данные профессиональные предпочтения сформировались преимущественно к 5-6 классу.

Большая часть учащихся подходят к выбору профессии неадекватно, завышая свои возможности, не объективно оценивая свои силы. Возможно, это связано с неадекватно завышенной самооценкой или с незнанием специфики выбираемой профессии.

В большинстве случаев на выбор профессии учащихся оказывает влияние профессия родственников и знакомых.

После школы большинство учащихся собираются продолжить обучение в профессиональных учебных заведениях, вечерних школах.

С помощью анкеты трудовых интересов нам удалось выявить, что большинство учащихся считают себя творческими натурами. Им нравится рисовать, они хотели бы оформлять стенгазеты, стенды, выставки, выступать на сцене.

Определение типа темперамента по М. Ю. Савченко, помогло нам выявить и уточнить темперамент каждого из учащихся 8 класса. Это в последствие окажет помощь при работе по профориентации и подборе профессии каждому из учащихся.

Проанализировав особенности выбора профессий учащимися старших классов с нарушениями интеллекта, мы считаем, что необходимо провести систему занятий по теме: «Все профессии нужны, все профессии важны!» по формированию профессиональных предпочтений, которая будет направлена на расширение и уточнение представлений учащихся о видах профессий, доступных учащимся с нарушениями интеллекта. Также необходимо формировать у учащихся знания и представления, необходимые при выборе профессии. Изучение типа темперамента способствует правильной агитации в выборе профессии для каждого учащегося индивидуально. Это и явилось целью нашего формирующего эксперимента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Установление смысловых связей, основной мысли прозаических произведений, изучаемых в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению специальной ( коррекционной ) школы рассказы составляют примерно 50 % от произведений других жанров...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ  ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"

    Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...

Тема: «Совершенствование вычислительных навыков у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Изменение социальной и экономической жизни нашего общества неизбежно влечёт за собой пересмотр задач специальной школы, требует усиления подготовки учащихся к новым условиям в быту и на производстве....

Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В данном реферате обобщен опыт работы Лепшаковой Валентины Федоровны по формированию компанентов чтения у учащихся специальной коррекционной школы.В плане по самообразованию намечены направления, инте...

Урок математики в старших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида

Виды уроков математики определяются основными дидактическими целями, которые на них решаются. Обычно каждый урок преследует не одну, а несколько дидактических целей. Эти дидактические цели определяютс...