программа для студии творческих инициатив "Страна чудес"
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Рабочая программа, разработанная специально для детей от 12 до 18 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strana_chudes.docx | 409.16 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета МАУ ЦДО города Cлавянска-на-Кубани от «31»августа 2019 года Протокол № 1 «31»августа 2019 года | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУ ЦДО города Cлавянска-на-Кубани ____________ Е.П. Слюсарева приказ № 230 от «31»августа 2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Страна чудес»
(студия творческих инициатив)
Уровень: базовый
Срок реализации программы: 2 года (216 часов):
Возрастная категория: 12 – 18 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель: Козак Полина Александровна
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2019
Содержание
I. | Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты | 3 | ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 | ||
1.2 | Направленность программы | 3 | ||
1.3 | Актуальность программы | 3 | ||
1.4 | Новизна программы | 3 | ||
1.5 | Педагогическая целесообразность | 4 | ||
1.6 | Отличительные особенности дополнительной образовательной программы | 5 | ||
1.7 | Адресат программы | 5 | ||
1.8 | Уровень программы, объем и сроки реализации | 6 | ||
1.9 | Особенности организации образовательного процесса | 6 | ||
1.10 | Цели и задачи программы | 7 | ||
1.11 | Нормативная база | 7-8 | ||
1.12 | Особенности построения курса и его содержания | 8 | ||
1.13 | Учебный план 1 года обучения | 9 | ||
1.14 | Содержание учебного плана 1 года обучения | 10-12 | ||
1.15 | Учебный план 2 года обучения | 13 | ||
1.16 | Содержание учебного плана 2 года обучения | 14-16 | ||
1.17 | Планируемые результаты способы проверки | 16-17 | ||
II | Комплекс социально-педагогических условий, включающий формы аттестации | 18 | ||
2.1 | Календарный учебный график 1 года обучения | 18-21 | ||
2.2 | Календарный учебный график 2 года обучения | 22-25 | ||
2.3 | Значимость программы | 26 | ||
2.4 | Условия реализации программы | 26-29 | ||
2.5 | Образовательные технологии | 29-31 | ||
2.6 | Список литературы | 31-32 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты, пояснительная записка.
Пояснительная записка
Программа «Страна чудес» рассчитана на детей в возрасте от 12 до 18 лет. В ней участвуют все те, кто стремится сделать мир чуточку ярче, кто неравнодушен к чужим проблемам, кто хочет жить позитивно. Дети студии творческих инициатив помогают взрослым и детям исполнить свои мечты: стало возможным не только увидеть любимых персонажей сказок и мультфильмов, но и пообщаться с ними, поиграть и потанцевать. «Нести радость всем и каждому» - вот девиз этой студии. Ребята, которые умеют создавать атмосферу праздника везде, где они появляются, находят реализацию своих способностей именно в аниматорской деятельности. Когда ребёнок начинает заниматься такого рода деятельностью, он становится более уверенным в себе и своих силах, получает массу эмоций, которые положительно сказываются на его дальнейшем развитии. Студия позволяет развить чёткую дикцию и ораторское мастерство, пластичность и активность.
В то же время дети учатся быть общительными, открытыми, креативными. Учатся участию в чужой беде, отзывчивости, внимательности и заботе о тех, кому сложнее в жизни. Учатся терпению, умению слушать и слышать, учатся понимать и принимать других.
Направленность программы: художественная.
Актуальность, новизна программы
Современным детям необходима помощь в успешной социализации в современном обществе. Многие дети страдают от безразличия со стороны родителей из-за их занятости на работе, или, наоборот, от чрезмерной опеки со стороны взрослых. И то, и другое пагубно влияет на самооценку, вследствие чего возникает чувство апатии и безразличности к происходящему вокруг. Дети перестают чем-либо интересоваться, но с помощью специально разработанных программ, направленных на развитие театральных способностей в области театра и аниматорства, они могут раскрыться в полной мере, продуктивно освоить социальные роли, жизненно и профессионально самоопределиться.
В процессе реализации программы происходит осмысление и принятие ценностей, формулировка собственных правил, таких как:
- товарищество;
- уважение друг к другу, коллективу и всем людям;
- доверие;
- уверенность в том, что твое дело приносит людям пользу;
- отрицание агрессии и уверенность в том, что нельзя самоутверждаться
за счет силы.
Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой и социально-педагогической деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
Последовательное, систематическое, а не разовое, эпизодическое включение подростков в стабильно функционирующую учебную группу по разработке анимационных проектов и программ, апробирование различных вариантов деятельности, обеспечение адекватной формы информационного сопровождения творческой поисковой деятельности, помогут подросткам приобрести творческие, социально-значимые навыки: навыки критического мышления; навыки конструктивной работы в группе; убедят в необходимости быть ответственным за порученное дело, осуществленный личный выбор; помогут включатся в активное взаимодействие со взрослыми и оценить преимущество нестандартных способов решения актуальных социальных задач; научат проектированию конкретных дел, акций, мероприятий и программ.
Педагогическая целесообразность программы включает в себя механизм воспитания каждого члена коллектива и достижения комфортных условий для творческой самореализации.
Программа «Страна чудес» предоставляет возможность помимо получения базовых знаний в области театра и аниматорства эффективно готовить учащихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение носит углубленный воспитательный характер, который заключается в помощи ребёнку через практические театральные умения получать навыки межличностного общения и общения с залом.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
- Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
- Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
- Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
- Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, диски.
- Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
- Благодаря демократическому стилю взаимодействия педагога и учащихся возможна реализация идей постановок, костюмов и общественно-полезных дел, которые предлагают сами ученики. Это позволяет развить их творческие способности и лидерские качества, а также умение планировать и представлять ход действий самостоятельно.
- Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных заведениях.
- Тесное взаимодействие теории и практики помогает развитию памяти, пластичности, чёткой дикции, ответственности за себя и коллектив, социальных навыков через репетиции и познавательной мотивации через лекции. Всё это необходимо для данного возраста детей для их нормального и полноценного развития (12-18 лет)
Занятия в студии творческих инициатив лучше всего подходит для подростков, так как общение со сверстниками и взаимодействие в коллективе является ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.
Адресат программы.
Работа в студии творческих инициатив «Страна чудес» строится на принципе личностно-ориентированного подхода, возрастные рамки: 12-18 лет. Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности.
Учащиеся, занимающиеся по программе «Страна чудес», имеют равные возможности для проявления своих творческих способностей и реализации себя как полноценного члена коллектива. Занятия проходят в веселой и непринужденной обстановке, что позволяет создать благоприятные условия для социализации ребенка в новом коллективе и в обществе.
Условия приема: все желающие. В студию могут быть зачислены дети в течение учебного года, не занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование. По необходимости проводится дополнительный набор.
Уровень развития учащихся при приеме в студию творческих инициатив определяется собеседованием, главным критерием которого является проявление интереса к театральной и аниматорской деятельности, желания дарить радость окружающим посредством постановок.
Уровень образования детей при приеме в студию творческих инициатив «Страна чудес» не имеет значения.
Личностные характеристики. Учащимся может стать любой вне зависимости от темперамента, характера и опыта театральной деятельности. Потенциальные учащиеся объединения должны проявлять активный интерес к социальной жизни, к искусству во всех его проявлениях.
Потенциальные роли в программе: учащиеся, более старшие и опытные могут выступать в качестве наставников и консультантов для младших, делиться с ними опытом.
Медико-психолого-педагогические характеристики.
У детей 12-15 лет формируются мотивы самосознания, взглядов, убеждений, мировоззрений. Развивается логическая память и теоретическое мышление. Дети этого возраста направлены на познание себя, самокритичны, проявляют склонность к подражательству.
У детей 15-18 лет – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. Но это и возраст потерь детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительных и тревожных сомнений в себе и в своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Это шаг в зрелость, пора выбора своего места в жизни, определения и реализации своих планов, пора всепоглощающего стремления к общению.
Количество обучающихся в группе – 12-15 человек.
Группа может сформироваться как разновозрастная, так и одновозрастная, в зависимости от спроса на программу.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы – базовый.
Сроки реализации программы:2 года обучения (218 часов).
Форма обучения: очная.
Режим работы:
1 год обучения–108 часов в год, 3 часа в неделю:
- 1 раз в неделю 3 часа: 45 минут-10минут-45 минут-10 минут-45 минут
или
- два раза в неделю: одно занятие–два часа по 45 минут (45 мин. занятие - 10 мин. перемена, 45 мин. занятие) и другое занятие – один час (45 мин. занятие).
Особенности организации образовательного процесса.
В состав программы входят виды занятий:
- лекция,
- репетиции постановок,
- самостоятельная работа,
- мастер-класс,
- игра,
- круглый стол,
- мозговой штурм,
- тренинг,
- выездное занятие.
Цель программы: Воспитание и развитие социально-адаптированной творческой личности учащегося средствами театральной и аниматорской деятельности, помощь в определении жизненного и профессионального пути.
Задачи программы:
Личностные:
- Развить социально-коммуникативные и организаторские способности учащегося;
- Сформировать образное мышление и понятие ответственности;
- Воспитать социально-активную и творческую личность учащегося;
Метапредметные:
- Формирование психологической готовности к восприятию проблемной ситуации и умения выходить из неё;
- Развивать мотивацию личности ребенка к саморазвитию и самореализации.
Образовательные:
- Ознакомить с историей возникновения и развития театра и аниматорства;
- Обучить воспитанников основам театральной деятельности;
- Развить актерские способности детей;
- Развить умения активно участвовать в репетиционно-постановочной работе и во время выступления на публике.
Работа в объединении организуется и проводится в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее – Приказ № 1008).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Далее – Приказ № 2).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.
- Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.
- Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, кафедра дополнительного образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края от 2016 г.
- Устав муниципального автономного учреждения центр дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район и локальными правовыми актами.
- Письмо Минобразования России от 09 августа 2000 года № 237/23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».
Особенности построения программы и ее содержания
Построение программы основывается на актуальности её содержания, что, в первую очередь, включает в себя помощь учащимся в развитии социально-коммуникативных и актерских навыков. На основе этого идет тесное взаимодействие теории и практики, что позволяет одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов.
Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных заведениях.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Программой предусмотрено использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, индивидуальные занятия, репетиции и театральные выступления.
Работа по программе студии творческих инициатив «Страна чудес» состоит из трёх этапов.
Первый этап – подготовительный.
Цель – создание благоприятной атмосферы в группе и активизация познавательных интересов.
Основные задачи:
1) помочь овладеть навыками межличностного общения и совместной деятельности в группе;
2) познакомить с историей театральной и аниматорской деятельности, показать многообразие различных видов театрального искусства;
3) выявить индивидуальные особенности, творческие возможности детей.
Второй этап – основной.
Цель – помочь учащимся познать себя и свои способности.
Основные задачи:
1) формирование мотивации к развитию своих творческих и организаторских способностей;
2) развитие коммуникативных навыков посредством коллективной работы.
Третий этап – заключительный.
Цель – помочь в реализации и совершенствовании творческих и социально-коммуникативных способностей личности воспитанника.
Задачи:
1) сформировать личность с развитыми социально-коммуникативными и творческими способностями;
2) ориентировать на жизненное и профессиональное самоопределение.
Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№ | Наименование дисциплин | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 3 ч | 3 ч | - | Педагогическое наблюдение, опрос |
2. | Театральная игра. Актерское мастерство | 27 ч | 12 ч | 15 ч | Педагогическое наблюдение, этюды, опрос, практическая работа, викторина |
3. | Сценическая речь. Культура и техника речи. | 9 ч | 3 ч | 6 ч | Педагогическое наблюдение, опрос, практическая работа |
4. | Игротехника | 12 ч | 3 ч | 9 ч | Педагогическое наблюдение, этюды, опрос, практическая работа |
5. | Искусство аниматора | 36 ч | 10 ч | 26 ч | Педагогическое наблюдение, опрос, применение практических навыков |
6 | Работа над постановкой | 18 ч | 3 ч | 15 ч | Педагогическое наблюдение, этюды, опрос, практическая работа |
7 | Итоговое занятие | 3 ч | - | 3 ч | творческий отчет, постановка |
Всего | 108 ч | 34 ч | 74 ч |
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие-3 часа.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с историей театра и аниматорской деятельностью.
Тренинг «Зеркало», игра-импровизация «Если…».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение, опрос.
2. Театральная игра. Актерское мастерство- 27 часов.
Тема 1. Эмоции.
Теория: Объяснение темы «Эмоции». Зачем они нужны и как научиться ими управлять? Понятие игра. Возникновение игры. Актуальность игры. Взаимосвязь игры и эмоций.
Практика: Упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Фотография» и др.
Тема 2. Мир вокруг.
Теория: Объяснение темы «Мир вокруг». Значение в театральном искусстве слуха, обоняния, осязания. Понятие «театральной игры».
Практика: Упражнения: «Круги внимания», «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного», «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения»и др.
Тема 3. Мимика и пластика.
Теория: Объяснение темы «Мимика и пластика». Понятие театральная игра. Значение театральной игры.
Практика: Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату», «Качели», «Лодочка», «Мостик», «Паром», «Фотография» и др.
3.Сценическая речь. Культура и техника речи.– 9 часов.
Тема 1.Сценическая речь. Культура и техника речи
Формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, орфоэпию. Работа над литературными произведениями: стихи, проза, басня. Упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика. Игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи.
Тема 2. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания.
Теория: Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Значение дыхания в актерской работе.
Практика: Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения на развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием. Упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла – солдат», «Шалтай-болтай», «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок», «Насос и мяч», «Зернышко», «Пишущая машинка» и др.
4. Со всего света- 12 часов
Тема 1. Со всего света.
Теория: Объяснение темы «Со всего света». Понятие жанр. Происхождение каждого жанра и его сущность.
Практика: Чтение вслух фрагментов из различных жанров произведений.
Тема 2. Басня, баллада, былины, сказка.
Теория: Раскрытие темы. Отличительные особенности каждого жанра.
Практика: Чтение и постановка на сцене произведения каждого жанра.
Тема 3. Детектив, комедия, мелодрама.
Теория: Объяснение темы. Раскрытие каждого жанра. Обсуждение известных произведений этих жанров.
Практика: Этюдные импровизации по каждому жанру.
Тема 4. Лирическое стихотворение, ода, поэма, послание.
Теория: Объяснение темы. Различие и сходство этих жанров.
Практика: Выразительное чтение произведений каждого жанра. Чтение стихотворений наизусть с расстановкой интонаций.
Тема 5. Изучение жизни.
Теория: Объяснение темы. К. С.Станиславский о работе актера над ролью.
Практика: Накопление запасов творческой пищи для последующей работы актерской фантазии. Наблюдение жизни, обобщение своих наблюдений. Изучение жизни персонажа. Ознакомление с эпохой, в которой жил персонаж.
Тема 6. Фантазирование о роли.
Теория: Объяснение темы.
Практика: Актер сочиняет жизненные обстоятельства, не предусмотренные фабулой пьесы, мысленно ставит в эти обстоятельства себя в качестве данного персонажа и старается найти убедительный ответ на вопросы. Фантазирование о прошлом героя.
5. Искусство аниматора – 36 часов.
Тема 1. Аниматор – кто это?
Теория: Профессионализм и этика ведущего и организатора. Личностные качества и характер. Саморазвитие и самосовершенствование. Сценарные игры. Этика ведущего. Отношения с заказчиками и партнерами. Понятие праздника. Формы и виды праздников. Жанровое разнообразие праздников.
Тема 2. Сценическое движение.
Теория: Знание анатомии тела. Изучение правильных упражнений для развития пластичности и гибкости тела.
Практика: Игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности.
Тема 3.Об искусстве грима. Гигиена грима и технические средства в гриме.
Теория: К. С.Станиславский о значении грима в театре. Влияние на грим расстояния и глубины зрительного зала, а также сценического освещения.
Происхождение грима. Образы религиозные празднества первобытного человека «магическая» Последовательность нанесения грима на лицо. Технические правила при гримировании лица.
Практика: Создание образов с помощью грима.
Тема 4. Понятие «игротехника». Изучение игр, игротехнических приемов и способов организации игры.
Теория: История возникновения игры. Изучение и разбор материала (жанра, идеи, стиля и др.).
Практика: Конкретные игровые действияс залом и между собой: «У оленя дом большой», «Меня укусил гиппопотам», «Замотало», «Великаны и карлики» и т.д.
Тема5. Тематические детские программы.
Теория: Актуальные темы и контент к ним. Креативные подходы для оформления детских праздников. Критические ситуации – как справляться? Правила работы с микрофоном. Ведение программ в анимационном образе. Анимационные шоу с детьми на сцене или эстрадной площадке.
Практика: Детская дискотека (mini-disco). Хореография самых популярных танцев. Сочетание в программе mini-дискотеки хореографии, игр и интерактива. Применение знаний на детском празднике.
6. Работа над постановкой – 18 часов.
Тема 1.Формирование художественного образа программы и сценария
Теория: Формирование художественного образа программы с учетом специфики сценарной драматургии мероприятия и постановки. Сценарий и сценарный план. Разработка и написание сценария.
Тема 2. Подготовка к репетициям.
Теория: Раскрытие основного замысла будущей программы и выбор методов достижения цели. Идейно-тематический анализ персонажей.
Тема 3. Репетиционно - постановочная работа.
Теория: Читка сценария. Распределение ролей.
Практика: Репетиция программы дня знаний, дня учителя, компоновочные, прогоночные и генеральные репетиции спектакля, компоновочные, прогоночные и генеральные репетиции новогодней программы, репетиции малыми группами и сводные репетиции школьного фестиваля, компоновочные, прогоночные и генеральные репетиции жанрового спектакля, последний звонок.
7. Итоговое занятие – 3 часа
Участие в творческом отчете. Показ фрагментов из спектаклей.
Учебный план 2 год обучения
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 3 | 3 ч | - | Педагогическое наблюдение |
2 | Я и мир | 27 | 15 ч | 12 ч | Педагогическое наблюдение , этюды, опрос, практическая работа |
3 | Я и мир предметов | 9 | 3 ч | 6 ч | Педагогическое наблюдение , опрос, практическая работа |
4 | Я и мир литературного творчества | 12 | 6 ч | 6 ч | Педагогическое наблюдение , этюды, опрос, практическая работа, викторина |
5 | Репетиционно-постановочная работа | 18 | - | 18 ч | Педагогическое наблюдение , этюды, опрос, практическая работа, |
6 | Актерское мастерство | 36 | 18 | 18 | Педагогическое наблюдение , этюды, опрос, практическая работа, |
7 | Итоговое занятие | 3 | - | 3 | |
Всего | 108 | 45 | 63 |
Содержание учебного плана
- Вводное занятие-3 часа.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с театральным ритуалом.
Тренинг«Зеркало».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
2. Я и мир- 27 ч.
Тема 1. Я наблюдаю мир.
Теория: Объяснение темы «Я наблюдаю мир». Понятие игра. Возникновение игры. Актуальность игры.
Практика: Упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Фотография», «Три точки» и др.
Тема 2. Я слышу мир.
Теория: Объяснение темы «Я слышу мир ».
Значение в театральном искусстве игры.
Практика: Упражнения: «Круги внимания», «Угадать шумы», «искусственные шумы», «радио», «Слышать одного» , и др.
Тема 3. Я осязаю и обоняю мир.
Теория: Объяснение темы «Я осязаю и обоняю мир». Понятие театральная игра. Значение театральной игры.
Практика: Упражнения: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения», «Фотография» и др.
Тема 4. Язык жестов, движений и чувств (эмоции).
Теория: Понятие жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве.
Практика: Упражнения: «Информация через стекло. Дальнее расстояние», упражнения на предлагаемые обстоятельства, «Эмоциональная память», «Цветение и увядание», «А я – чайник», «Лес» и др.
3. Я и мир предметов- 9 часов
Тема 1. Предметы, принадлежащие мне.
Теория: Объяснение темы «Я и мир предметов».
Практика: Упражнения: «Изучение комнаты», «Первая буква», «Любимое место в мире», «Я – предмет» и др.
Тема 2. Предметы в моем доме.
Теория :Беседа о предметах в моём доме.
Практика: Упражнения: «Изображения предметов», «Внутренний монолог» и др.
Тема 3. Предметы улиц, городов.
Теория: Беседа о предметах городов, улиц.
Практика: Упражнения: «Изображение предметов улиц, городов», «Внутренний монолог», «Этюды на предлагаемые обстоятельства» и др.
4. Я и мир литературного творчества- 12 часов
Тема 1 Мир обряда.
Теория: Объяснение темы «Я и мир литературного творчества». Понятие обряда. Возникновение обряда.
Практика: Подготовка и проведение обряда «Масленицы».
Тема 2. Мир фольклора.
Теория: Понятие фольклор. Возникновение фольклора. Разновидности фольклора.
Практика: Этюды на поговорки, пословицы, потешки, колыбельные, народные сказки др.
Тема 3. Мир художественных произведений.
Теория: Понятие художественное произведение.
Практика: Этюды из сказок, стихотворений. Инсценировка небольших стихотворений, сказок.
5. Репетиционно- постановочная работа- 18 часов
Читка сценария. Распределение ролей.
Практика: Репетиции отчетной показательной программы ( показательные занятия, игровая программа. Инсценировка стихотворений, этюдов и др)
6.Актерское мастерство – 18 часов.
Тема 1. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания.
Теория: Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Значение дыхания в актерской работе.
Практика: Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения на развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием. Упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла – солдат», «Шалтай-болтай», «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок», «Насос и мяч», «Зернышко», «Пишущая машинка» и др.
Тема 2. Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов.
Теория: Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как целесообразное распределение и расходование мышечной энергии. Законы внутренней техники актерского искусства. Явление «Зажим».
Практика: Практические упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов. Упражнения: «Сон-пробуждение», «Расслабление по счету до10», «Расслабление и зажим», «Расслабление тела кроме одной части тела», «Выполнить определенные действия по счету» и др.
Тема 3. Творческое оправдание и фантазия.
Теория: Понятие о сценическом оправдании. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о прилагаемых обстоятельствах (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных действий). Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в работе актера.
Практика: Упражнения: «Рассказ по фотографии», «Путешествие», «Сочинить сказку», Фантастическое существо» и др.
Тема 4. Сценическое отношение и оценка факта.
Теория: Объяснение темы. Сценическое отношение – путь к образу. Отношение – основа действия. 2 вида сценического отношения. Зарождение сценического действия. Сценическая вера как серьезное отношение к сценической неправде, заданной ролью.
Практика:Упражнения «Не растеряйся», «Предмет – животное», «Мячи и слова», «Семафор» и др.
Тема 5. Оценка и ритм.
Теория: Понятие оценки. Оценка как отношение к образу, возникшее на сцене. Понятие о ритме как о соотношении силы энергии и скорости.
Практика: Упражнения: «Коробочка скоростей», «Мостик», «Ритмичные движения по хлопкам», «Находка», «»Сидит, читает, а кто-то мешает» др.
Тема 6. Чувство правды и контроль.
Теория: Объяснение темы. Чувство правды как способность актера сравнивать сценическое поведение с жизненной правдой.
Практика: Упражнения: «Ждать», «Распилить бревно», «Пианист», «Парикмахер», «Войти в дверь», «Художник», «Зеркало» и др.
Тема 7. Сценическая задача и чувство. Сценическое действие.
Теория: Объяснение темы: Сценическая задача как ряд действий образа, направленных к одной определенной цели. Три элемента сценической задачи. Чувства и формы их выражения, возникающие в результате столкновения задачи и противодействия.
Практика: Упражнения с разными задачами: «Пишу письмо», «Отдыхаю», «Наблюдаю», «Конвейер», «Дорога», «Это не книга» и др.
Тема 8. Мысль и подтекст.
Теория: Объяснение темы. Понятие о подтексте (том смысле, который хочет вложить в ту или иную фразу актер).
Практика: Упражнения: «Слова, фразы в разных интонациях», «Читать стихотворение (грустно, радостно, удивленно, обиженно, торжественно и др.) и др.
Тема 9. Сценический образ как «комплекс отношений».
Теория: Объяснение темы. Три момента общения: оценка намерения и действия партнера; пристройка к партнеру» самовоздействие на партнера в желаемом направлении.
Практика: Упражнения: «Подарок», «Дирижирование чувством», «Качели», «Тень», «Сиамские близнецы», «Оправдание позы», «Догадайся», «Пристройка» и др.
- Итоговое занятие – 3 часа
Репетиционно - постановочная работа. Творческого отображения на сцене увиденного в жизни. Показать важность момента фантазирования в развитии творческого восприятия актера.
Планируемые результаты и способы их проверки.
Личностные:
1. Развиты социально-коммуникативные и организаторские способности учащегося;
2. Сформированы образное мышление и понятие ответственности;
3. Воспитана социально-активная и творческая личность учащегося;
Метапредметные:
1. Развиты актерские способности детей;
2. Сформирована психологическая готовность детей к восприятию проблемной ситуации и умения выходить из неё;
3. Развита мотивация личности ребенка к саморазвитию и самореализации.
Образовательные:
1. Учащиеся ознакомились с историей возникновения и развития театра и аниматорства;
2. учащегося обучены основам театральной деятельности;
3. Развиты актерские способности детей;
4. Развиты умения активно участвовать в репетиционно - постановочной работе и во время выступления на публике.
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности воспитанника.
Основными формами подведения итогов по программе является участие учащихся студии творческих инициатив «Страна чудес» в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях местного, регионального, российского уровня.
По окончании курса обучения учащиеся могут получить свидетельства установленного образца.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
к программе «Страна чудес» студии творческих инициатив
1 год обучения
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место | Время проведения | Форма контроля | |
план | Факт | |||||||
Вводное занятие | 3 | |||||||
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с театральным ритуалом. | 3 | Занятие – игра, лекция. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Театральная игра. Актерское мастерство. | 27 | |||||||
Эмоции. | 3 | Лекция, театральное упражнение, игра. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Мир вокруг. | 3 | Лекция, тренинг. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Мимика и пластика. | 3 | Лекция, тренинг | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Язык жестов, движений и чувств (эмоций) | 3 | Занятие-игра, упражнения. | ОРТ «Жар-птица» | Опрос, педагогическое наблюдение | ||||
Я и мир предметов. | 3 | Занятие-игра, тренинг | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Этикет | 3 | Беседа, тренинг, викторина | ОРТ «Жар-птица» | Опрос, педагогическое наблюдение | ||||
Пластика. | 3 | Практическая | ОРТ «Жар-птица» | Этюд | ||||
Собственный образ | 3 | Тренинг, практическая | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Репетиционно - постановочная работа | 3 | Репетиционно - постановочная работа | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Сценическая речь. Культура и техника речи | 9 | |||||||
Сценическая речь. Культура и техника речи | 5 | Практическая работа в малых группах. | ОРТ «Жар-птица» | Опрос, педагогическое наблюдение | ||||
Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания. | 4 | Лекция, тренинг, упражнение | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Со всего света | 12 | |||||||
Со всего света | 2 | Лекция. | ОРТ «Жар-птица» | Опрос, педагогическое наблюдение | ||||
Басня, баллада, былины, сказка | 2 | Лекция, практическая работа. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа, педагогическое наблюдение | ||||
Детектив, комедия, мелодрама | 2 | Беседа, практическая работа | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа, педагогическое наблюдение | ||||
Лирическое стихотворение, ода, поэма | 2 | Беседа, лекция, практическая работа | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение, практическая работа | ||||
Изучение жизни | 2 | Занятие-игра. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Фантазирование о роли | 2 | Занятие-игра. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Искусство аниматора | 18 | |||||||
Аниматор – кто это? | 3 | Лекция. | ОРТ «Жар-птица» | Опрос, педагогическое наблюдение | ||||
Сценическое движение. | 3 | Лекция, танцы, упражнения на развитие мышц | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение, практическая работа | ||||
Об искусстве грима. Гигиена грима и технические возможности грима. | 3 | Просмотр видеофильма. Эвристическая беседа. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение, практическая работа | ||||
Понятие «игротехника». Изучение игр, игротехнических приемов и способов организации игры. | 3 | Лекция. Практическая работа в группах. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение, практическая работа | ||||
Тематические детские программы. | 3 | Репетиционно-постановочная работа | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Применение знаний на практике
| 3 | Выездное мероприятие | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Работа над постановкой | 36 | |||||||
Работа над программой мероприятия. | 3 | Мультимедийное занятие-путешествие. Практическая работа. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Подготовка к репетициям. | 3 | Лекция. Практическая работа. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Застольный период. | 3 | Практическая работа в малых группах | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Работа над ролью. | 3 | Беседа, практическая. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Постановка и показ фрагментов спектаклей по жанрам: сатира, драма. | 3 | Практическая работа. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Работа над образом по методу физических действий. | 3 | Практическая. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Компоновка, репетиции и показ прозаических отрывкам. | 3 | Лекция, занятие-игра. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Работа над ролью. | 3 | Лекция. | ОРТ «Жар-птица» | Опрос | ||||
Изучение жизни. | 3 | Лекция, тренинг. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Фантазирование о роли. | 3 | Тренинг. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение, практическая работа | ||||
Вскрытие подтекста. | 3 | Практическая работа в малых группах | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Понятие о рабочем самочувствии актера. | 3 | Эвристическая беседа. Занятие-игра. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Итоговое занятие. | 3 | |||||||
Анализ деятельности группы за год (освоение программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост учащихся); перспективное планирование; поощрение и награждение. Творческий отчет. | 3 | постановочная работа | ОРТ «Жар-птица» | Репетиционно-постановочная работа | ||||
Итого: | 108 |
Календарный учебный график
к программе «Страна чудес» студии творческих инициатив
2 год обучения
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место | Время проведения | Форма контроля | |
план | Факт | |||||||
Вводное занятие | 3 | |||||||
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с театральным ритуалом. | 3 | Занятие – игра. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Театральная игра | 27 | |||||||
Я наблюдаю мир. | 3 | Занятие-игра, театральное упражнение. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Я слышу мир. | 3 | Лекция, тренинг. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Я осязаю и обоняю мир. | 3 | Практическая работа | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Язык жестов, движений и чувств (эмоций) | 3 | Занятие-игра. | ОРТ «Жар-птица» | Этюд | ||||
Я и мир предметов. | 3 | Лекция, тренинг | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Предметы, принадлежащие мне. | 3 | Беседа | ОРТ «Жар-птица» | Опрос | ||||
Предметы в моем доме. | 3 | Лекция, тренинг | ОРТ «Жар-птица» | Опрос, педагогическое наблюдение | ||||
Предметы улиц, городов. | 3 | Тренинг, практическая работа | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Репетиционно-постановочная работа | 3 | Репетиционно-постановочная работа | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Актерское мастерство. | 9 | |||||||
Работа актера над собой. | 3 | Мультимедийное занятие. | ОРТ «Жар-птица» | Опрос, педагогическое наблюдение | ||||
Мысль и подтекст. | 3 | Практическая работа в малых группах. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Станиславский о этюдах. Репетиционно-постановочная работа. | 3 | Репетиционно-постановочная работа | ОРТ «Жар-птица» | Репетиционно-постановочная работа | ||||
Сценическая речь. | 12 | |||||||
Работа актера над образом. Логика действий. | 3 | Мультимедийное занятие. Практическая работа. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Басни. Инсценировка басен. | 3 | Лекция. | ОРТ «Жар-птица» | Опрос | ||||
Компоновка, репетиция и показ басен. | 3 | Беседа, практическая работа | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Я в предлагаемых обстоятельствах. | 3 | Занятие-игра. | ОРТ «Жар-птица» | Викторина. | ||||
Театральный грим. | 18 | |||||||
Техника театрального грима. | 3 | Лекция. Практическая работа. | ОРТ «Жар-птица» | Этюды. | ||||
Об искусстве грима. Гигиена грима и технические возможности грима. | 3 | Лекция. Развивающая игра. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Анатомические основы в гриме. | 3 | Репетиционно-постановочная работа | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Техника театрального грима. | 3 | Просмотр видеофильма. Эвристическая беседа. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Светотень. Теплые и холодные тона. | 3 | Практическая работа в малых группах. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
О форме и пропорциях тела | 3 | Мультимедийное занятие Репетиционно-постановочная работа. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Сценическое движение | 36 | |||||||
Работа над пьесой. | 3 | Мультимедийное занятие-путешествие. Практическая работа. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Первое впечатление. | 3 | Мультимедийное занятие. Практическая работа. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Застольный период. | 3 | Практическая работа в малых группах | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Работа над ролью в процессе проката спектакля. | 3 | Беседа, практическая работа. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Постановка и показ спектаклей по жанрам (трагедия, комедия). | 3 | Практическая работа. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Работа над образом по методу физических действий. | 3 | Практическая. | ОРТ «Жар-птица» | Педагогическое наблюдение | ||||
Компоновка, репетиции и показ спектакля по прозаическим отрывкам. | 3 | Лекция, занятие-игра. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Работа над ролью. | 3 | Лекция. | ОРТ «Жар-птица» | Опрос | ||||
Изучение жизни. | 3 | Лекция, тренинг. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Фантазирование о роли. | 3 | Мультимедийное занятие. Тренинг. | ОРТ «Жар-птица» | Викторина | ||||
Вскрытие подтекста. | 3 | Практическая работа в малых группах | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Понятие о рабочем самочувствии актера. | 3 | Эвристическая беседа. Занятие-игра. | ОРТ «Жар-птица» | Практическая работа | ||||
Итоговое занятие. | 3 | |||||||
Репетиционно - постановочная работа. Творческого отображения на сцене увиденного в жизни. Показать важность момента фантазирования в развитии творческого восприятия актера. | 3 | Репетиционно-постановочная работа | ОРТ «Жар-птица» | Репетиционно-постановочная работа | ||||
Итого: | 108 |
Значимость программы
Данная модель построения программы позволяет освоить её в индивидуальном темпе и удовлетворить ряд образовательных запросов, которые в настоящее время недостаточно обеспечиваются в рамках общеобразовательной школы и работы групп дополнительного образования по типовым и модифицированным программам.
Научная и теоретическая значимость программы:
– определение творческих основ и направлений подготовки учащихся;
– разработка основ формирования актерского на различных образовательных уровнях;
– способствование развитию творческой активности и направленности в образовательной деятельности.
Практическая значимость программы:
– создание форм сотрудничества учащихся, выпускников, преподавателей;
– разработка и распространение рекомендаций по методическому и практическому обеспечению репетиционно-постановочных работ и образовательной деятельности;
– формирование практических навыков и профориентация.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Помещение для занятий, оборудованные электроснабжением, столами, стульями, шкафами, стеллажами; зрительный зал, сцена, костюмерная.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: фотоаппарат, бинокль, телевизор, видеокамера, компьютер, сканер, принтер, записывающий CD-ROM, бумага, канцтовары.
Информационное обеспечение
(аудио-видео-фото-интернет-источники):
Интернет-источники:
- Театр «Современник»
- Большой театр
- «Театрал» - онлайн-журнал
- «Театральный калейдоскоп» - все о театре
- Сайт МХТ им. А.П. Чехова
- Театр и его история
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий профильное образование, владеющий навыками театрального творчества, педагог-организатор.
Козак Полина Александровна – высшее психолого-педагогическое образование, полученное в филиале Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани.
Формы аттестации: этюд, театральное произведение, представленное на сцене.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
В процессе реализации программы используются такие методические приемы, как мотивация и стимулирование, когда на первых занятиях педагог формирует интерес учащихся к обучению и к себе, создавая ситуацию успеха, используя при этом: словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические занятия; познавательные игры; методы эмоционального стимулирования; творческие задания; анализ, обобщение, систематизация полученных знаний и умений; проблемные поисковые формы занятий; выполнение работ под руководством педагога; дозированная помощь; самостоятельная работа; подготовка к экспериментальной работе; контроль в виде экспертизы, анализа и коррекции.
Формы работы:
- рассказ, лекции и беседы с использованием наглядного материала для теоретической части занятия;
- игры, способствующие закреплению полученных знаний;
- репетиционно-постановочная работа;
- викторины, опросы;
- занятия-игры.
- мультимедийные занятия.
Методы работы: словесно-наглядный, вербальный, дедуктивный, поисковый, проблемный, кейс-метод, тренинги, этюды.
При формировании коллектива желательно, чтобы в кружке были учащиеся одного возрастного периода развития
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена деятельности, форм и методов в процессе занятия. Все они должны способствовать выработке интереса к актерскому мастерству.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Репетиционно-постановочные работы воспроизводятся как всей группой, так и отдельными группами, обязательно подводятся итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Методы обучения в студии творческих инициатив «Страна чудес» осуществляют четыре основные функции:
- функцию сообщения информации;
- функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам;
- функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников;
- функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.
Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей. Технические навыки отрабатываются на дидактическом материале модулей входящих в комплексную программу. (Комплекс упражнений и методики по дыханию, вибрации, артикуляции, орфоэпии, вокалу даны в методическом сопровождении к разделу)
Вся работа старшей группы строится вокруг целостного художественного произведения: спектакля; шоу; творческого вечера; праздника.
Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для тог, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.
В течение учебного года в каждой группе ставится минимум два спектакля. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется.
Совершенно очевидно, что занятия театральной деятельностью помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления ребенка к окружающей среде.
На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.
Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Задача тренинга состоит в пробуждении творческой фантазии ребят, развитии пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.
Занятия лучше всего проводить в просторном, театральном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр.
Педагогический мониторинг.
Методами мониторинга являются анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики (рекомендации по использованию диагностических методик, анкет даны в приложении). Результаты диагностики, анкетные данные позволяют лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива обучающихся, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся, уровень мотивации, а также уровень творческой активности.
В конце учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности обучающихся.
Одной из форм постоянной ежегодной фиксации уровня творческих достижений каждого учащегося является оформление личной карточки наблюдения, которая рассчитана на весь период обучения в театре-студии и включает:
- общую информацию о ребенке (дату рождения, состояние здоровья, сведения о родителях, домашний адрес);
- заполненную ребенком страницу с ответами на вопросы, предлагаемые в анкете для выявления интересов, любимых занятий, учебных предметов, общего кругозора);
- показатели наличия или отсутствия динамики роста уровня знаний, умений и навыков по каждому из учебных предметов театра-студии, оформленные графически.
Образовательные технологии
Весь процесс обучения строится на использовании театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных для занятий с детьми. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач.
Технология индивидуализации обучения
Индивидуализация обучения - это:
1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
Технология дифференцированного обучения
Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня развития учащихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. В решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности я опираюсь на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учёбе, познавательных способностей.
Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся. Дифференциация обучения – это способ увлечь учащихся вперед по пути знаний, а не отсекать и не бросать отстающих.
Современные средства информационно-коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых многочисленных его аспектах.
На сегодняшний момент современный педагог должен быть уверенным пользователем персонального компьютера, уметь творчески и умело пользоваться мультимедийными программами, быть активным участником сетевых интернет - сообществах.
Использование электронных презентаций на занятиях – наглядный метод по изучению актерской техники, построение и разучивание комбинаций, изучение истории становления и развития театрального искусства. Знакомство с театральной культурой – это не только разучивание движений, схем и постановка номеров. Это и теоретические знания по истории театрального искусства и другим смежным дисциплинам. Здесь уместен показ слайдов с видеоматериалами и текстами, который облегчит процесс обучения и сделает его интересным, наглядным и ярким. В работе студии желательно использовать и тематические уроки в аудитории – с показом познавательных и увлекательных презентаций.
Такой электронный образовательный ресурс, как учебный фильм, пользуется наибольшей популярностью в объединениях театральной направленности. В видеозаписи удобно просматривать методику правильного исполнения, мастер-классы ведущих мастеров. Видеосъёмка занятий помогает каждому ребёнку увидеть ошибки своего исполнения со стороны и исправить их.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Поскольку сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Технология развивающего обучения
Среди современных педагогических технологий технология развивающего обучения имеет наиболее обоснованную с точки зрения педагогической науки базу. Требованиям понятия технология соответствует как её структура, состоящая из концептуальной основы, смыслового компонента обучения, самого процесса технологии, так и соответствие основным принципам дидактики:
- научности и доступности;
- наглядности;
- сознательной активности учащихся во взаимодействии с учителем;
- системности;
- взаимосвязанности теории и практики;
- высокой степени прочности усвоения знаний при широком развитии личности.
Список литературы
Литература для педагога
1. Андрачников С. Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Библия актерского мастерства. Уникальное собрание актерских тренингов по методикам величайших режиссеров // Вера Полищук, Эльвира Сарабьян -ACTМосква2014
4. Бродецкий А. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания: Учебное пособие для вузов.М.: Владос, 2000.
5. Горчаков Н. М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Казакова Л. С.Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом, 2005 г.
8. Кипнис U. Драмотерапия. М.: Ось-89, 2002.
9. Кипнис М. Тренинг коммуникации. 3-е изд. М.: Ось-89, 2007.
10. Кипнис М. Тренинг творческого мышления. 3-е изд. М.: Ось-89, 2007.
11. Кипнис М. Тренинг лидерства. 3-е изд. М.: Ось-89, 2008.
12. Кипнис М. Тренинг межкультурного взаимодействия. М.: Ось-89, 2006.
13. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
14. Корогодский З. Я. Начало, СПб, 2005.
15. Косарецкий С. Г. П. П.М. С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
16.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
17. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций, Москва,1962
18. Новицкая Л. П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
19. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
20. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
21.Слуцкая Н.Б. Будет день – будет праздник!. Сценарии театрализованных праздников, развлекательных программ и тематических концертов.- М.: Феникс, 2006.
22. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
23.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989
24. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
25. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
26. Чистякова М. И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
Литература для учащихся
1. Бродецкий А. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания: Учебное пособие для вузов.М.: Владос, 2000.
2.Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
3. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
4. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
5. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7.Слуцкая Н.Б. Будет день – будет и праздник! - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
9. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
10.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989
11. Шильгави В.П. Начнем с игры. – М., 1980.
12.Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2001.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ «ЖАР- ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Страна чудес»
(студия творческих инициатив)
Уровень базовый
Срок реализации программы: 1 год (108 часов):
Возрастная категория: 12-18 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель: Козак Полина Александровна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа вокальной студии "Ветер детства"
Программа базируется на курсе "Эстрадный вокал". Предназначена для студий и кружков, занимающихся вокалом....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЧУДЕСА В ПРОБИРКЕ» ДЛЯ 7-Х КЛАССОВ
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством О.С. Габриеляна и учебника «Химия. Вводный курс. 7 класс» // Химия. Вводный курс. 7 классГабриелян О.С., Остроумов ...
Творческое объединение "Чудеса из бумаги"
Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный сп...
Рабочая программа "РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ С НУЛЯ" (для групп с 14 лет и старше) для студии творческого рисунка и живописи
Автор работы:преподаватель художественного отделенияМАОУДОД «Троицкая детская школа искусств им. М.И. Глинки», Селезнева Л.А. Москва– 2019 г.Содерж...
Рабочая программа - Спортивные танцы, творческая студия Калейдоскоп
Рабочая программа - Спортивные танцы, творческая студия Калейдоскоп...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Творческая студия»
Цель и задачи дополнительной образовательной программы:Цель: обучающийся, владеющий творческими способностями, умеющий создавать поделки из разного вида материаловЗадачи:Образовательная: формировать э...