Творческое объединение "Чудеса из бумаги"
материал по теме

Галина Игоревна Тихомирова

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_iz_bumagi_.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность.

Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют:

– развитию у него творчества;

– пробуждают фантазию;

– активизируют наблюдательность, внимание и воображение;

– воспитывают волю;

– развивают ручные умения;

– чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Цель программы – воспитание художественного вкуса у детей посредством создания композиций из цветной бумаги.

Программа направлена на обучение детей  среднего школьного возраста навыкам работы с бумагой в технике аппликации. Аппликация похожа на мультфильм или конструктор, поэтому так нравится детям. Поначалу дети составляют картинки из готовых форм, вырезанных учителем. Если дети уверенно пользуются ножницами, то постепенно знакомятся с разными способами аппликации.

Обрывная аппликация – этот способ применяется для передачи особенностей фактуры образа (пушистый цыплёнок, облачко). В этом случае детям предлагается разорвать бумагу на кусочки и составить из них изображение. Для более самостоятельных ребят можно усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок.

Накладная аппликация –  данная техника позволяет получить многоцветное изображение. Детям предлагается задумать образ и последовательно создать его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая последующая деталь была меньше по размеру (цветы, улитка).

Модульная аппликация (мозаика) – при такой технике образ получается путём наклеивания множества одинаковых форм – рваных бумажек или вырезанных кружков, квадратиков, треугольников.

Симметричная аппликация – этот способ применяется для вырезания образов, имеющих симметричное строение, или для получения двух совершенно одинаковых изображений (бабочки). Изображения вырезаются из сложенного пополам квадрата или прямоугольника.

Силуэтная аппликация – этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному контуру.

Объёмная аппликация – изображение получается путём склеивания двух и более частей между собой за боковые части («спинки»).

В программе содержится материал, использование которого на занятиях с детьми поможет раскрыть перед ними удивительный мир природы, красоту и многообразие цветов и растений, насекомых, птиц и зверей, приблизит детей к природе, научит наблюдать, познавать и беречь её. Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность будет способствовать воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально–чувственной сферы, художественно-образного мышления, реализации их творческих возможностей.

Детям 11-12 лет, имеющим проблемы в интеллектуальном развитии совсем не просто заниматься трудовой деятельностью, тем более сложно довести начатое дело до конца. В связи с этим, основная задача учителя – сформировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы, заинтересовать их.

Следующая задача учителя – соблюдение принципа «пошагового обучения». Задания по изготовлению той или иной аппликации даются  дробно и вариативно, с подробными инструкциями, показом изготовления объектов изображения, широким выбором наглядного материала, применением инструкционных карт, направляющей помощи и поддержке учителя.

Все изделия будут использоваться в оформлении классных кабинетов, школьных помещений, выставочных стендов. Качественные работы будут представляться на выставках.

Для работы понадобится: цветная бумага обычная, двусторонняя цветная бумага, писчая бумага; обои с рельефным рисунком, подходящим по сюжету; ножницы; карандаш и калька (копировальная бумага), клей ПВА. Основой работ служат цветной картон формата А4, А3; картон, тонированный гуашью, картон оклеенный обоями.

Срок реализации программы 2 года.

Данная программа составлена для детей 5-го  класса. Занятия проводятся два раза  в месяц.

Аппликация – это не только развитие мелкой моторики рук, воображения, внимания, мышления, эстетики и т.д., но и колоссальные  возможности реализовать свои творческие возможности.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления об окружающем мире;
  • Помочь освоить разные способы аппликации;
  • Формировать умения, навыки и культура труда;
  • Закреплять умения работать с ножницами, клеем.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности в процессе создания аппликаций, предметов, объемных композиций;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать зрительно-моторную координацию;
  • Развивать художественно-эстетический вкус.

Воспитательные:

  • Формировать доброжелательного отношения друг к другу;
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность;
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Форма организации деятельности детей: групповая, коллективная.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Проблемный.
  • Творческий.
  • Словесный.
  • Практический.

Валеологическое  образование:

  • Физкультминутки – для отдыха.
  • Упражнения для снятия напряжения с мышц рук – пальчиковая гимнастика.
  • Упражнения для снятия усталости с мышц глаз – переключения на другие предметы.

Оборудование:

1) Цветная бумага (односторонняя, двухсторонняя).

2) Цветной картон.

3) Клей - карандаш, клей  ПВА.

4) Ножницы.

                                                     Список  обучающихся:

1.Белецкий  Евгений

2.Бойцов  Иван

3.Волков  Валерий

4.Дерябин  Максим

5.Корешкова  Анастасия

6.Лебедева  Екатерина

7.Пельцер  Русалина

8.Пикин  Максим

9.Скотникова  Дарья

10.Смирнов  Арсэн

11.Смирнова  Диана

12.Соловьёв  Николай

                                 Календарно-тематическое планирование

№  п/п

                                    Тема

                  Дата                                                      

      План

  Факт

1.

 Вводное  занятие. Оборудование. Техника безопасности.

12.09

2.

Бабочка и цветок.

26.09

3.

Белочка.

10.10

4.

Лисичка.

24.10

5.

Чёрный кот.

14.11

6.

Тарелочка.

28.11

7.

Гирлянда.

12.12

8.

Открытка на Новый год.

26.12

9.

Ёлочка.

23.01

10.

Мозаика - деревья зимой.

6.02

11.

Открытка  на 23 февраля.

20.02

12.

Открытка на 8 марта.

6.03

13.

Слоник.

20.03

14.

Подснежники и ландыши.

10.04

15.

Открытка на 9 мая.

24.04

16.

Мозаика – салют.

15.05

17.

Подведение итогов. Выставка работ.

29.05


Литература

  1. Аппликация. Наглядно-методическое пособие для детей и родителей. Весёлые уроки. М.: издательство «Стрекоза-Пресс», 2004.
  2. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
  3. Лыкова И.А. Бумажный лужок. Азбука аппликации. Учебно–методическое пособие. Серия «Мастерилка» 4–10 лет. М.: Издательский дом «Карапуз», 2005.
  4. Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно–методическое пособие – СПб.: «Детство–Пресс», 2007.
  5.  Проснякова Т.Н. Бабочки. Собачки. Кошки. Серия «Любимый образ». В 3-х книгах. Энциклопедия технологий прикладного творчества – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004–2006.
  6.  Румянцева Е.А. Делаем игрушки сами. М.: АЙРИС–ПРЕСС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Творческие профессии, творческие люди

Эту презентацию можно использовать  на уроках ИЗО,  искусства по теме Современное искусство", а также по профориентации....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...