СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
материал
Выступление
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства
Добрый день, уважаемые коллеги! Я работаю в «Центре детского творчества» г. Железногорска и руковожу объединением художественного творчества «Палитра». Хочу вам представить свой опыт работы в области социальной адаптации детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства.
Слайд 2. Конечно, появляясь в семье, ребенок до трех лет является «центром» всеобщего внимания. Весь домашний уклад подчинен только ему. Но, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, ребенку самому нужно меняться, приспосабливаться, учиться слушать других. Детский сад открывает для малыша новые грани знакомства с социумом, но впереди еще одно испытание – это школа, и во многом, от того как ребенок подготовится к школьной жизни, зависит его успешность в дальнейшем.
Слайд 3. Дополнительное образование создает условия для социализации ребенка, в том числе на этапе дошкольного развития, способствует его самовыражению и самореализации для последующего освоения ступени начального общего образования. Одна из задач педагога дополнительного образования - помочь ребенку адаптироваться к социальной среде. Ведь не все дети посещают детский сад, а пребывание ребенка только в стенах своего дома не может в полном объеме удовлетворить потребность в общении как с детьми, так и со взрослыми.
Мой многолетний опыт работы показывает, что посредством изобразительного искусства можно адаптировать ребенка к окружающей его социальной среде, подготовить к успешной школьной жизни. При решении задач по социальной адаптации детей в объединении я применяю несколько моментов.
Слайд 4. Первый из них - создание благоприятной психологической атмосферы. Каждый ребенок, попадая в объединение, по-разному реагирует на новую ситуацию в период адаптации. Поэтому моя задача - установить на занятиях доверительные отношения и создать эмоционально комфортные условия для обучающихся.
Очень важно чтобы дети при общении называли друг друга по имени. Поэтому в начале занятий на стартовом уровне обучения по программе я провожу игра «Давайте познакомимся», которая способствует сплочению коллектива на этапе «вхождения» в объединение. Ребенок называет своё имя и показывает любое движение, а затем дети все хором повторяют как его зовут и движение, которое он показал. Малыши очень любят эту игру и, обычно, к концу месяца запоминают как кого зовут. В силу особенностей дошкольного возраста обучающиеся очень быстро устают от выполнения заданий, поэтому на занятиях я использую ряд игровых моментов, не только для снятия физической усталости, но и на получение первоначальных навыков общения детей со мной, как с педагогом и сверстниками.
Слайд 5. На создание благоприятной психологической атмосферы также влияет образовательное пространство кабинета: постановочные натюрморты, мольберты, детские творческие работы, а также дидактический учебный материал. Все это создает условия для того, чтобы каждый ребенок с комфортом мог творить свой «шедевр».
Слайд 6. Следующий ключевой момент - создание ситуации успеха для каждого. Важно, чтобы каждый ребенок был уверен в своем успехе, знал, что все у него получится. Здесь моя задача - правильно мотивировать детей через: участие в конкурсах и выставках самого различного уровня, индивидуальное и коллективное творчество. Чтобы помочь им преодолеть барьеры неудач и негативных оценок своей работы я применяю следующие приемы:
Слайд 7. - прием «Открытая демонстрация» предполагает просмотр домашних творческих работ. Это приучает детей не бояться показывать свои достижения, положительно воспринимать свое творчество;
- прием «Положительный отклик» предусматривает демонстрацию работ, выполненных непосредственно на занятии, здесь исключается негативная сторона оценки. Дети выделяют лучшее в работе своих сверстников, что вдохновляет к последующему творчеству. Ошибки, которые совершил ребенок в рисунке я сообщаю каждому индивидуально, корректируя учебный процесс;
Слайд 8. - прием «Талантливые дети» - заключается в проведении мной перед началом занятий бесед и консультаций с родителями, направленных на установку, что все дети талантливы по-своему, и, не в коем случае, нельзя сравнивать их работы; все художники разные, каждый индивидуален, также как детские работы не могут быть похожи одна на другую. Всё это помогает ребенку стать более успешным и не боятся самореализовываться.
Слайд 9. Не менее важный момент - использование расширенного спектра изобразительных материалов.
Дети действительно очень любят рисовать. Применение большого спектра художественных материалов способствует развитию воображения, сенсорных способностей и эмоциональной сферы дошкольников. Чтобы им было интересно творить, я применяю в работе с детьми различные техники - рисование по мокрому, пластилинография, мозаика, рисование губкой. Дети создают рисунки в разных жанрах: портрет, натюрморт, пейзаж. При этом на занятиях используются самые разнообразные материалы: акварель, гуашь, пастель, уголь, сангина, пластилин. А также их сочетание: акварель - гуашь, акварель - пастель, акварель - сангина, акварель – уголь, что создает разнообразие колорита и фактур.
Слайд 10. Формирование положительного отношения к жизни – это еще один фактор, способствующий успешной социальной адаптации. Поэтому здесь моя цель - научить ребенка радоваться, видеть прекрасное, так как дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития эмоционально-чувственного восприятия. Ставя перед детьми задачу отобразить тот или иной пейзаж, я помогаю им увидеть красоту Родины, Курского края, родного города, пробуждая чувство восхищения красотой окружающей природы.
Воспитательно-образовательный процесс объединения основывается на изучении творчества великих мастеров живописи; Шишкина И.И., Левитана И.И., Айвазовского И.К., Репина И.Е., Серова В.А.. Это помогает развивать у детей способность выражать свои впечатления от произведения искусства, высказывать свои суждения. А также, система занятий объединения «Палитра» предусматривает формирование ценностно-смысловых ориентаций – добра, красоты, здорового образа жизни, моральных и эстетических ценностей через ознакомление с образцами изобразительного искусства русской живописи.
Слайд 11. Невозможно решить задачи социальной адаптации без взаимосвязи ИЗО и социальной среды. Поэтому на занятиях в «Палитре» перед обучающимися ставится конкретная задача, которая находит отражение в рисунке. Так, например, если занятие посвящено теме «Кем я хочу стать?», в начале его дети знакомятся с профессией (чем занимаются люди этой профессии, чем они отличаются, их спецодежда). Играя в игру «Море волнуется раз», каждый ребенок пантомимой показывает ту профессию, которую он хочет нарисовать. То есть дети не просто получают задание и рисуют, а изучают тему, создают творческую ситуацию, перевоплощаются.
Тематика всех занятий носит социально-ориентированный характер и помогает детям узнать о том, как правильно вести себя в обществе; в гостях (тема «Мы идем в гости», «В гостях у лучшего друга»), в магазине (тема «Мы с мамой делаем покупки»), в музее (тема «Поход в музей»).
Слайд 12. Очень важный ключевой момент - включение в творческий процесс родителей, обучающихся объединения.
Доверительное отношение педагога с родителями – залог плодотворного сотрудничества и общего успеха. Родители являются участниками образовательного процесса и моими помощниками.
Структура программы объединения предусматривает совместные детско-родительские итоговые занятия, на которых демонстрируются умения и навыки ребенка, представляется выставка детских работ за полугодие, за год. Это помогает детям показать свои достижения, а родителям гордиться ими.
Слайд 13. К проведению воспитательных мероприятий «День отца в Курской области», «День матери», «Весенняя капель», «Новогодняя мастерская» и др. привлекается родительская общественность. При этом взрослые не пассивные наблюдатели, а активные участники мастер-классов, проводимых в рамках данных праздничных программ. Родители знакомятся с техниками и приемами, изучаемыми в объединении, что помогает им проникнуть в учебный процесс, помочь ребенку справиться с трудностями. Это ценностно-созидательная совместная деятельность педагога, родителя и ребенка способствует решению проблем социальной адаптации средствами изобразительного искусства.
Слайд 14. Практическая реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Палитра» для детей дошкольного возраста позволяет добиться не только высоких результатов в творческой деятельности, но и способствует успешной подготовке к обучению в школе. Посещая занятия объединения, дети становятся более уверенными в себе, самостоятельными, внимательными, коммуникабельными, осваивают социальные роли. Таким образом, растет рейтинг и востребованность объединения, численность контингента обучающихся стабильно сохраняется на период освоения программы. По отзывам родительской общественности дошкольники-выпускники объединения, наиболее адаптированы к новым социальным условиям школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства
В данной статье я хочу рассказать о важности изобразительного искусства с раннего дошкольного возраста. Если вы хотите воспитать из своего малыша Эйнштейна, чаще давайте ему в руки кисто...
Развитие экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...
Статья: "Формирование духовно-нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, посредствам художественной литературы".
В статье дано описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию духовно-нравственного сознания, посредством художественной литературы....
Презентация на тему "Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов"
Если мой скромный опыт по формированию звукового анализа у дошкольников ДОУ Вам пригодиться, я буду рада. Предлагаю несколько игр, которые использовала на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В нач...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Творческая презентация...
ПАСПОРТ проекта: "Формирование художественно – образного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования "батик"
Проектная деятельность...
"Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством детской мультипликации"
В нашу повседневную жизнь быстрым темпом входят различные компьютерные технологии. Поэтому одной из основных задач педагога является подбор современных форм и методов работы с детьми, которые будут эф...