Развитие экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром
рабочая программа на тему

Шпехт Татьяна Викторовна

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов,  рассматривания и сравнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progrramma_po_ekologii.docx87.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

                                                                                               

 МБ ДОУ «Центр развития ребёнка  – детский сад №7» г.

Развитие экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

                                                   

                                     

                                       

                                                                Автор: воспитатель

                                                Шпехт Т.В.

 Бийск,  2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

            Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по

экологическому воспитанию детей, наблюдение педпроцесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме.  К тому же, согласно Федеральным государственным требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным учреждениям, необходимо развивать не только способности ребенка к умственной деятельности, но и формировать социальные, коммуникационные навыки. Это возможно в предоставлении воспитанникам через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество ДОУ с городскими учреждениями. Поэтому данная рабочая учебная программа построена на привлечении к образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал: городской краеведческий и художественный музеи, зоопарк и станция юных натуралистов.

Цель программы:

Развитие экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром, с включением регионального компонента (Алтайский край)

Задачи:

  • обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;
  • формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
  • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Виды  деятельности:

1. Организованные:

– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д);
– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная); 
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
– целевые прогулки на природе, походы;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

– сбор коллекций, семян, камней, листьев;
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения;
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов,  рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.

Особенностью данной программы  является выделение специального времени на занятии, направленного на   реализацию регионального компонента.

Учебно-тематическое планирование

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

«Неживая природа осенью»

4

1.1

Я и природа

1

0.5

0.5

1.2

Наш дом - природа

1

0.5

0.5

1.3

Осенние явления в неживой природе

1

1

1.4

Солнце – большая звезда

1

1

2.

«Растительный мир осенью»

4

2.1

Луг - экостема

1

0.5

0.5

2.2

Как растения готовятся к зиме

1

1

2.3

Цветущие растения

1

1

2.4

Почему бывают разные времена года

1

1

3

«Животный мир осенью»

4

3.1

Поможем дождевому червю найти дом

1

0.5

0.5

3.2

Сравнение диких и домашних животных

1

0.5

0.5

3.3

Сравнение рыб и лягушек

1

0.5

0.5

3.4

У воды, на воде

1

0.5

0.5

4

«Неживая  природа  зимой»

4

4.1

Эта волшебница - вода

1

0.5

0.5

4.2

Вода и ее загрязнения

1

0.5

0.5

4.3

Что мы знаем о воздухе

1

1

4.4

Как рождается ветер

1

0.5

0.5

5

Растения зимой

3

5.1

Как растения приспособились зимовать

1

0.5

0.5

5.2

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения

1

0.5

0.5

5.3

Комнатные растения – живой организм

1

0.5

0.5

6

Животный мир зимой

4

6.1

  Как животные проводят зиму в лесу?

1

1

6.2

 «Животные  холодных стран»

1

1

6.3

 «Почему белые медведи не живут в лесу?»

1

1

6.4

 «Животные жарких  стран»

1

1

7

Растения весной

4

7.1

 «Растения  весной»

1

1

7.2

«Берегите первоцветы»

1

1

7.3

«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»

1

1

7.4

  Размножение растений  

1

1

8

Животный мир весной

4

8.1

 «Особенности жизни зверей весной»

1

1

8.2

 «О животных, которых не любят»

1

1

8.3

  «Встречаем птиц»

1

0.5

0.5

8.4

 «Когда животных в природе становится много или мало»

1

1

9

Природа и человек

4

9.1

 

 «Земля – живая планета»

1

0.5

0.5

9.2

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

1

0.5

0.5

9.3

«Мы туристы»

(экскурсия)

1

0.5

0.5

9.4

 «Этот удивительный мир насекомых»

1

0.5

0.5

итого

35

Содержание рабочей учебной программы

Сентябрь. «Неживая природа осенью»

Тема занятия

Программные задачи.

Национально –региональный компонент.

Организация учебно-воспитательного процесса

Сопутствующие формы работы.

«Я и природа»

- Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных;

- Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/

Показать уникальность природы Алтайского  края, её хрупкость и, в то же время могущество.

Дидактическая игра

«Природа –не природа»,

«Угадай, что в мешочке»

Сбор мусора на территории детского сада

«Наш дом -природа»

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

- Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.

Продемонстрировать радость общения с природой своей местности.

Чтение худ. литературы: Э.Мошковская «Жил на свете человек»,

В.Орлов «Дом под крышей голубой»

Аппликация из природного материала

«Сокровища природы»

Осенние явления в неживой природе

Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями;

Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе;

Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры.

Особенности явлений природы Алтайского  края .Календарь природы.

Чтение художест-

венной

литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает».

 

«Солнце –большая звезда»

- Дать представление о Солнце как о звезде.

- Уточнить знания о строении солнечной системы.

Составление макета «Солнечная система»

Аппликация

«Солнечная система»

Октябрь.  «Растительный мир осенью»

Тема занятия

Программные задачи

Национально  –региональный компонент

Организация учебно-воспитательного процесса

Сопутствующие формы работы

«Луг –экосистема»

- Закрепить правила поведения в природе;

- Учить находить связь растений с насекомыми.

- Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений

Показать красоту луга. Редкие лекарственные, ядовитые растения.

Чтение «Приключения кузнечика Кузи».

Дидактическая игра «Угадай растение»

Рисование «Луг осенью», сбор природного материала, поделки из природного материала

«Как растения готовятся к зиме»

/целевая прогулка/

- Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений.

- Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев.

 

Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы.

Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни»

Аппликация

«Осенний пейзаж»

/из засушенных листьев/

Цветущие растения

- Закрепить названия

4-5 цветущих растений

- Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе.

- Уточнить части растений  и их функции

.

Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных.

Пересаживание растений с клумб, уход за растениями

Сбор семян

«Почему бывают разные времена года»

- Солнце – источник света и тепла.

 - Смена времен года.

- Сезонные изменения в природе.

- Роль Солнца в жизни человека.

Местоположение России и Алтайского  края на глобусе.

Рассматривание глобуса. Игра «День и ночь».

Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких»

                           

   Ноябрь.  «Животный мир осенью»

Тема занятия

Программные  задачи

Национально  –региональный компонент

Организация учебно-воспитательного процесса

Сопутствующие  формы работы

«Поможем дождевому червю найти дом»

-Закрепить знания: почва как верхний слой земли.

- Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы.

Формировать представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы.

Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей,

Игра «Экологические цепочки»

Просмотр обучающего видеофильма

Сравнение диких и домашних животных

- Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде

Дать представление о кабане /внешний вид, среда обитания/

 

Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова

Сбор корма для лесных животных. Анкета для родителей «Ваше отношение к животным»

Сравнение рыб и лягушек

- Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/

- Формировать обобщенное представление: рыбы –водные обитатели, лягушки –и воды и суши.

Правила поведения в природе.  Красота окружающей природы

Игра –соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга, чем рыбы и лягушки похожи между собой». Игра «Как появился лягушонок»

Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями про разных водных животных

«У воды, на воде»

- Учить детей замечать сезонные изменения на водоемах;

-Закреплять знания: водоем как среда обитания животных и растений.

Бережное отношение к природе родного края

Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема

Игровое экологическое занятие «Берегите воду»

                           

Декабрь.  «Неживая  природа  зимой»

Тема     занятия

Программные задачи

Национально –региональный

 компонент

Организация учебно-воспитательного процесса

Сопутствующие формы работы

  «Эта волшебница - вода»

- Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара;

- Уточнить состояние воды (жидкое, твердое  в виде льда и снега, газообразное в виде пара)

Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты

Замораживание цветных льдинок

Просмотр обучающих фильмов «О воде живой и мертвой».

  «Берегите воду»

«Вода и её загрязнение»

- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

- Закрепить знания исследование воды человеком.

- Необходимость экономии воды.

- Вода и ваше здоровье.

Телецкое озеро, река Бия

Чтение экологической сказки

«Как люди речку обидели»

Экологическая тревога «Грязная вода – для всех беда»

 «Что мы знаем о воздухе»

- Систематизировать знания о свойствах воздуха.

- Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов.

Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками.

«Как рождается ветер»

- Дать представление о движении воздуха (ветре)

- Роль ветра в природе и жизни человека.

Определение направления и силы ветра

Эксперимент со свечами

Январь.  «Растения зимой»

Тема занятия

Программные задачи

Национально –региональный компонент

Организация учебно-воспитательного процесса

Сопутствующие формы работы

«Как растения приспособились зимовать»

-  Учить замечать деревья и кустарники без листьев;

- Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы –их характерные признаки.

Затруднения в существовании живых существ Алтайского края

Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек.

Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?»

 

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения

 - Показать зависимость роста комнатных растений от условий.

- Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях.

Приспособления растений к климатическим условиям Алтая.

Уход за растениями уголка природы

Определить правильность ухода за растениями дома.

Комнатные растения – живой организм

-  Объяснить понятие  «комнатные растения»;

- Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.

Приспособления растений к климатическим условиям Алтая.

Уход  за комнатными растениями

Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение»

Февраль.  «Животный мир зимой»

   Тема   занятия

Программные задачи

Национально –региональный компонент

Организация учебно-воспитательного процесса

Сопутствующие формы работы

  «Как животные проводят зиму в лесу?»

- Закрепить значение внешних факторов в жизни животных.

- Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания.

- Сезонные изменения в жизни животных.

Сочувствие к животным.

Трудные условия жизни в холодный период

Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин

Просмотр обучающего видеофильма «Природоведение для самых маленьких»

 «Животные  холодных стран»

- Приспособление диких животных к жизни в природных условиях;

- Особенности погодных условий Крайнего Севера.

Приспособления животных к климатическим условиям Алтая.

Чтение худ. литературы о суровом климате Арктики, о жизни в холодном климате

 Просмотр обучающего видеофильма «Животные Крайнего Севера»

 «Почему белые медведи не живут в лесу?»

- Приспособление животных к жизни в природных условиях;

- Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены

Приспособления животных к климатическим условиям Алтайского края.

Чтение книги  «Экология в картинках»

Просмотр обучающего видеофильма

 «Животные жарких  стран»

- Приспособление животных к жизни в природных условиях;

- Дать первоначальное представление о пустыне.

Приспособление всего живого к погодным условиям пустыни

Приспособления животных к климатическим условиям Алтая.

Домашнее задание: подобрать картинки с изображением животных жарких стран

Изготовление модели «Животные жарких стран»

Март.    «Растения весной»

    Тема   занятия

Программные  задачи

Национально –региональный компонент

Организация учебно-воспитательного процесса

Сопутствующие формы работы

 «Растения  весной»

- Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава…

- Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе.

- Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

Растительный  мир Алтая.  Зацветают деревья: черемуха, ива, тополь. Появляются первые цветы: подснежники, одуванчики

Сравнение: дерево – куст;    куст – трава.

Просмотр обучающего видеофильма

«Берегите первоцветы»

- Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам.

- Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом;

- Особенности строения и назначения всех органов

Редкие, исчезающие растения алтайского края.

Способы их сохранения.

Дидактическая игра о цветах.

Выпуск листовок «Берегите первоцветы»

«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»

- Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями.

- Зависимость роста растений от условий окружающей среды.

- Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить.

Болезни и вредители растений

«Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы.

Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями.

 

 Размножение растений  (два занятия)

- Учить пересаживать комнатные растения.

- Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями)

Размножение побегами (герань, бегония, фуксия), черенками (традесканция, бальзамин), листовыми черенками (фиалка, сансевьера), кустами (хлорофитум).

Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду.

Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями.

Апрель.  «Животный мир весной»

      Тема    занятия

Программные  задачи

Национально –региональный компонент

Организация учебно-воспитательного процесса

Сопутствующие формы работы

 «Особенности жизни зверей весной»

- Учить замечать особенности жизни зверей весной.

- Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных

Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Забайкальского края

Просмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных)

 «О животных, которых не любят»

- Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты.

- Уточнить значение внешних особенностей в жизни животных.

Формировать понимание важности всех видов животных края.

Домашнее задание: подобрать информацию о пользе земноводных, рептилий.

Рассматривание модели террариума.

  «Встречаем птиц»

- Совершенствовать знания о перелетных птицах;

- Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов)

Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов; затем водоплавающих уток, лебедей, гусей.

Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные.

Акция «Домик для скворца». Установка скворечников на деревья.

 «Когда животных в природе становится много или мало»

- Учить замечать нарушение равновесия в природе.

- Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания.

«Экология в картинках», чтение «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» Дидактическая игра «Невидимые нити».

Май.   «Природа и человек»

      Тема  занятия

Программные  задачи

Национально –региональный компонент

Организация учебно-воспитательного процесса

Сопутствующие формы работы

 

 «Земля – живая планета»

- Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей.

- Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе

Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра «Где чей дом?»

Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу»

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

- Познакомить с новыми сведениями о жизни животных уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать.

- Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.

- Необходимость создания соответствующих условий близких к природным.

Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях.

Выделение правил общения с животными

Уход за обитателями природного уголка.

Выращивание зеленого корма.

«Мы туристы»

(экскурсия)

- Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.

Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе

Изготовление знаков «Берегите природу»

Операция «Осторожно, муравейник!»

 «Этот удивительный мир насекомых»

- Уточнить многообразие насекомых.

- Сезонные изменения в жизни насекомых.

Сроки пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары.

Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»

Консультация «Почему дети обижают насекомых?»

               

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

(модель предполагаемого результата по учебным задачам)

Дети будут знать:

  • Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
  • О трёх стадиях развития живых организмов.
  • О природно-климатических зонах Земли и Алтайского края.
  • Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).
  • О приспособляемости растений и животных к условиям жизни.
  • О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети будут иметь представления:

  • О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
  • О Солнечной системе и её планетах.
  • Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах.
  • О возникновении жизни на Земле.

Дети будут уметь:

  • С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.
  • Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
  • Объяснять экологические зависимости.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Диагностический инструментарий

для детей 5 -7 лет

по экологическому развитию.

ПЕРВИЧНАЯ  ДИАГНОСТИКА (начало учебного года)

1.Представления о природе.

         Задание №1.

Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.

Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолёт.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

- Как ты догадался, что всё это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?

- Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание №2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?»

Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?»

Задание №3.

Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.

Материал.  Рабочий лист с диагностическим заданием 1.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.

Материал.  Рабочий лист с диагностическим заданием 2.

Методика.  Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.

Задание №5.

Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы,  насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.

Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание №6.

Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №7.

Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?

Задание №8.

Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:

- Любишь ли ты животных и растения?

- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?

- Зачем нужны животные и растения?

- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?

Задание №9.

Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

2.Отношение к природе.

Задание №1.

Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.

Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.

Задание №2.

Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи  (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами  

 (труд в природе).                  

Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

КОНТРОЛЬНАЯ  ДИАГНОСТИКА  (конец учебного года)

1.Представления о природе.

Задание №1.

Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.

Материал. 6 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек),  2 – с изображениями объектов неживой природы (солнце, дождь), 2 – с изображениями предметов, созданных человеком (машина, самолёт).

Методика. Из представленных картинок ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:

- Как ты узнал, что всё это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется растение, животное) живой?

- Расскажи, что есть у… (называется животное, растение, человек)?

- Зачем нужны (называются части и органы)?

- Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?

Задание №2.

Цель. Выявить характер представлений ребёнка о среде обитания конкретных растений и животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 4.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать пояснения к нему.

Задание №3.

Цель. Выяснить понимание ребёнка связи между средой обитания живых существ и особенностями их строения.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 5.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №4.

Цель. Выявить знания ребёнка об основных группах растений и животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 6.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №5.

Цель.  Выявить представления ребёнка о составе экосистем.

Материал.  Рабочий лист с диагностическим заданием 7.

Методика.  Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор. 

Задание №6.

Цель. Выявить представления ребёнка о стадиях роста хорошо знакомых растений и животных, о цикличности роста и развития на каждой стадии.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 8.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.  

Задание №7.

Цель. Определить представления ребёнка о сезонных изменениях в жизни живых существ.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком.

- Какое время изображено?

- Как приспособились растения и животные? Почему ты так думаешь?

- Чем занимаются люди в это время года?

Задание №8.

Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком:

- Любишь ли ты животных и растения?

- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, а с какими нет? Почему?

- Зачем нужны животные и растения?

- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?

Задание №9.

Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.  

Материал. Дидактическая игра «Береги живое» (набор картинок с изображениями примеров грамотного и неграмотного поведения дете в природе).  

Методика. Проводится индивидуальная беседа по картинкам:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

2.Отношение к природе.

         Задание №1.

Цель. Выявить характер отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.

Задание №2.

Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи  (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами  

 (труд в природе).                  

Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

В первичной и контрольной педагогической диагностике встречаются одинаковые задания – в связи с тем, что в начале года определяются представления и умения детей, на основе которых выстраивается содержание деятельности педагога на год.

        Каждое задание оценивается по бальной системе от 1 до 3. Высчитывается средний балл, по которому определяется уровень освоения детьми программного содержания:

Высокий уровень – от 2,4 до 3 баллов;

Средний – от 1,7 до 2,3 баллов;

Низкий – от 1 до 1,6 баллов.

Высокий уровень.

Ребёнок знает основные признаки живого,  устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.

Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

 Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

 Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

Средний уровень.

Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и  - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира  и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Низкий уровень

Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам.  В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.

Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.

Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Список средств обучения

  1. Технические средства обучения: 

                    - музыкальный центр,

                    - телевизор,

                    - DVD-плеер

                    -фотоаппарат

                    - ноутбук

               Обучающие видеофильмы,  фонотека:

  1. Электронные материалы:
  •  «Времена года» стихи русских поэтов о природе)
  •  « Деревья- наши друзья» ООО Линка-Пресс, Н. Рыжова
  • « Звуки, голоса и шумы окружающего мира», выпуск № 1
  • « Комплексные занятия ( Издательство « Учитель»)
  • «История о зверятах» ( ООО КОМ-Медия)
  •  «Подводная фантазия» ( подводные съёмки)
  • « География для самых маленьких» ( ООО «БЕРГ САУНД»)
  • « Твои первые животные» ( ООО «БЕРГ САУНД»)
  • « Неделя здоровья» (видео природы по временам года)
  • «Ребятам о зверятах» (BBC :Живая природа)
  • « Земля» » (BBC :Живая природа)

  1. Учебно-наглядные пособия:

-  Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли», «Движение Земли вокруг Солнца»

- Макеты: «Берёзовая роща», «Муравейник», «Паутина», «Морское дно», «Коралловые рифы»

- Демонстрационные картины и динамические модели

- Экологические знаки «Как вести себя в лесу»

- Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые

- Карты: мира, полушарий, России, Алтайского  края

- Игры-диаграммы «Пустыня», «Северный полюс»

- Наборное полотно: «Красная книга»

- Мобильное полотно «Кто живёт в реке?»

- Плакаты: «План местности», «Ориентирование по природным объектам», «Тундра», «Лесостепи», «Если хочешь быть здоров», «Правила ухода за зубами», «Как сберечь зрение», «Органы дыхания», «Органы пищеварения»

- Календари природы (настенный, настольный)

- Модели  «Домашние животные», «Дикие животные», «Что необходимо растениям», «Уход за комнатными растениями» и др.

- Дидактические игры по ознакомлению детей с природой

- Глобус

  1. Оборудование и материалы.

- Магнитная доска с магнитами

- Фланелеграф

- Сюжетные игрушки

- Красители: гуашь, акварель.

  1. Объекты уголка природы

- Комнатные растения

- Аквариумные рыбы

Список литературы:

1. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

2.  Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.

Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

3.  Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

4.  Посвянская Н. П.   Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г.

5.  Посвянская Н. П.   Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.

6.  Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.

7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.

8.  Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А.  Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.

9. Хабарова Т. В.  , Шафигуллина Н. В.  Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.

10.  Нифонтова С. Н.  , Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.

11.  Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы воспитателя сел. дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.

12.  Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научно-исследовательские материалы. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. – 23 с.

13.  Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.

14. Планета – наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995. – 288 с. + Прилож. / 96 с./, ил.

15.  Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 121 с.

16.  Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.

17.  Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. – 128 с.

18.  Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ Под редакцией Б. Б. Финкельштейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 128 с.

19.  Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил.

20.  Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

21.  Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн.: «Асар», 1999. – 112 с.

22. Занимательное природоведение. – М., Омега, 1997. – 256 с.: ил.

23. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада.– М.: Просвещение, 1981. 80с

24.  Винс, Т. Самые популярные волнистые попугайчики / М.: Аквариум-Принт, 2009. – 96 с.: ил.

25.  Разбесов О. К. Твой аквариум. – М.: Просвещение, 1980.

26.  Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009.          – 96 с.: цв. ил.

27.  Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009.          – 96 с.: цв. ил.

28.  Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.

29.  Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.

Список детей:

Фамилия, имя

 ребёнка

Дата рождения

ребёнка

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

1. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.

Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Статья: "Формирование духовно-нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, посредствам художественной литературы".

В статье дано описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию духовно-нравственного сознания, посредством художественной литературы....

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

   Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...

"Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством детской мультипликации"

В нашу повседневную жизнь быстрым темпом входят различные компьютерные технологии. Поэтому одной из основных задач педагога является подбор современных форм и методов работы с детьми, которые будут эф...

Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...

Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста посредством видеосказок.

Ритм, основа музыкального произведения. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста имеет немаловажное значение в общем музыкальном развитии. Ритмические игры являются...

Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста посредством видеосказок.

Ритм, основа музыкального произведения. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста имеет немаловажное значение в общем музыкальном развитии. Ритмические игры являются...