Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская костюма»
рабочая программа
Программа «Мастерская костюма» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основным технологическим приёмам изготовления одежды. Программа предусматривает развитие у обучающихся дизайнерских, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_kostyuma.docx | 92.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спектр"
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № ____________ от _____________________ | УТВЕРЖДАЮ Исполняющий обязанности директора МАУ ДО «Спектр» _____________ О. Г. Дурова Приказ № _____ от_________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Мастерская костюма»
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год, 216 часа
Уровень программы: углубленный
Разработчик программы:
Педагог дополнительного образования
Пономарева Любовь Александровна
пгт. Новоаганск, 2023 г.
Содержание
1 Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка (нормативно-правовые документы,
актуальность, новизна, отличительные особенности, уровень,
направленность, адресат, наполняемость, форма обучения, объем
и срок реализации, режим занятий, особенности организации
образовательного процесса)
1.2. Цели и задачи
1.3. Планируемы результаты
1.4. Учебный план
1.5. Содержание учебного плана
2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Формы аттестации/контроля
2.3. Оценочные материалы
2.4. Методическое обеспечение программы
2.5. Условия реализации программы (Материально-техническое и информационное обеспечение)
2.6. Воспитательная деятельность
3 Список литературы
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская костюма" разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Устав образовательной организации МАУ ДО "Спектр";
Локальные акты образовательной организации.
Уровень освоения программы: углубленный
Направленность (профиль): художественная
Актуальность программы:
В современных условиях с особой остротой встает проблема подготовки подрастающего поколения к будущей самостоятельной трудовой жизни. С одной стороны, усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация. Но, с другой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребенка, которому необходимо выразить свою индивидуальность, неповторимость.
Программа приобщает подростков к миру искусства создания красоты и культуры внешнего облика человека, позволяет избежать неадекватности в процессе следования моде, закладывает основу для формирования индивидуального стиля в одежде. Знания, полученные в области моды и стиля, помогают подросткам не только создать свой неповторимый образ, но и познать себя как личность.
Отличительные особенности программы:
Отличительная особенность программы в том, что она разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся и базируется на компетенциях, приобретенных ими в общеобразовательной школе, а так же в процессе освоения дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности.
За основу данной программы взят школьный курс «Технология обработки ткани». Расширен и углублен раздел по истории, композиции и художественному проектированию костюма.
Достижение поставленных задач идет через использование проектно-исследовательских образовательных технологий, связанных с поиском новых совершенных форм, конструктивных решений, нестандартного использования материалов и оригинального дизайна при создании костюма.
В качестве сопровождающей дисциплины в программу включен курс дефиле, направленный на развитие ритмической, пластической и индивидуальной сценической выразительности подростков, что позволяет коллективу проводить показы моделей одежды и участвовать в различных конкурсах.
Новизна программы:
Новизна программы прослеживается в продуктивном внедрении в образовательный процесс инновационных образовательных методик, в том числе с использованием информационных технологий. Разработка методических материалов и отчетов в виде просмотров видео и фотоматериалов, поиск информационных ресурсов в сети интернет и составление мониторингов способствует качественному усвоению учебного материала и эффективности отслеживания результатов учебной и творческой деятельности каждого ребенка.
Адресат программы:
Программа предназначена для обучения детей в возрасте 12-17 лет.
Подростки в этом возрасте требуют к себе особого внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста творческих сил и возможностей подрастающего человека, несмотря на противоречивость, которая составляет основную суть подросткового периода развития личности. Создание благоприятных условий для творчества и самовыражения играет немаловажную роль в реализации собственной индивидуальности подростков. Учебная деятельность по программе заключается в том, что подростки учатся не только проектировать модели одежды, а также учатся создавать своими руками единство образа, характера модели одежды и личности человека. Занятия предусматривают, прежде всего, работу на гармонизацию внутреннего мира обучающихся, через умение создавать модели одежды, способные подчеркнуть личное обаяние автора.
Наполняемость группы: 6 человек
Объем программы: 216 часов
Срок освоения программы: 1 год
Форма(ы) обучения: Очная
Форма реализации: С применением дистанционных образовательных технологий
Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 академических часа
Особенности организации образовательного процесса:
Формы проведения занятий - групповые, аудиторные и
внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные). Занятия по программе проводятся в соответствии с учебными планами. Группы формируются из обучающихся примерно одного возраста. Состав группы является постоянным.
Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие художественно-творческой активности обучающихся в области дизайна и моды через художественное проектирование и создание моделей одежды.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать практические навыки различных технологических приемов и способов изготовления швейных изделий;
способствовать формированию опыта художественного проектирования костюма;
формировать навыки разработки и реализации творческих проектов.
Развивающие:
формировать навыки самостоятельного поиска, сбора, обработки и анализа информации;
развивать дизайнерские качества: восприимчивость, индивидуальный стиль, художественное видение;
формировать коммуникативную культуру в процессе выполнения коллективных творческих задач.
Воспитательные:
формировать готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
воспитывать творческую личность, умеющую планировать свою работу, корректировать и оценивать результаты своего труда;
мотивировать к саморазвитию, поддерживать инициативу.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
обучающийся владеет технологическими приемами и способами изготовления швейных изделий;
обрел опыт художественного проектирования швейных изделий;
использует нестандартный подход в решении творческих задач;
освоил навыки разработки и реализации творческих проектов;
Метапредметные результаты:
обучающийся осуществляет поиск нужной информации в открытом информационном пространстве, в том числе сети Интернет;
проявляет дизайнерские качества: восприимчивость, индивидуальный стиль, художественное видение;
потребность, способность и готовность к сотрудничеству, взаимопомощи.
Личностные результаты:
обучающийся проявляет устойчивый познавательный интерес к индустрии моды;
способность к самостоятельной творческой деятельности;
стремление к самообразованию и саморазвитию.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 3 | 3 | ||
2. | Материаловедение | 6 | 3 | 3 | Итоги лабораторной работы |
3. | Высокая мода | 6 | 3 | 3 | Рефераты |
4. | Эскизная графика | 12 | 4 | 8 | Эскизы |
5. | Технология выполнения поузловой обработки швейных изделий | 15 | 5 | 10 | Качество выполненных образцов |
6. | Конструирование и моделирование одежды | 12 | 6 | 6 | Карточки-задания |
7. | Разработка и выполнение проекта | 45 | 3 | 42 | Защита проектов |
8. | Итоговое занятие | 3 | 3 | Тестирование | |
Всего за полугодие: | 102 | 30 | 72 | ||
9. | Основы композиции костюма | 18 | 8 | 10 | Эскизы |
10. | Технология обработки и художественной отделки швейных изделий | 18 | 6 | 12 | Выполнение образцов |
11. | Конструирование и моделирование одежды | 12 | 3 | 9 | Тесты, наблюдение |
12. | Разработка и выполнение творческого проекта | Защита проектов | |||
13. | Дефиле | Выступления | |||
14. | Итоговые занятия | 2 | 2 | Тестирование | |
Итого часов: |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие (3 час.)
Теория: Знакомство с работой центра и творческого объединения. Цели и задачи, стоящие перед группой в процессе обучения, правила поведения на занятиях и техника безопасности, содержание деятельности учебного объединения. Вводная диагностика.
Практика: Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование.
Форма контроля: Опрос
Раздел 2. Материаловедение (6 час.)
Теория: Современные ткани новых структур. Нетканые материалы. Способы производства нетканых материалов. Ассортимент, свойства и применение. Трикотажные полотна. Структура и свойства трикотажных полотен. Ассортимент.
Практика: Лабораторно-практическая работа: «Определение специфических свойств трикотажных материалов».
Форма контроля: Опрос, тестирование.
Оборудование: Ножницы.
Раздел 3. Высокая мода (6час.)
Теория: Понятие «от-кутюр». Дома Высокой моды. Недели высокой моды в Париже, Милане, Москве. Избранные имена мира Высокой моды. Модели мира Высокой моды.
Практика: Работа с журналами, литературой. Доклады о знаменитых зарубежных и отечественных моделях по выбору.
Форма контроля: Рефераты. Тестирование.
Оборудование: Компьютер, проектор.
Раздел 4. Эскизная графика (12 час.)
Теория: Рисование фигуры человека по пропорциональной схеме. Стилизация фигуры. Типологические схемы рисунка головы и лица. Стилизация рисунка головы. Стилизация черт лица. Фигура человека в различных позах. Рисование складок, сборок, драпировок. Жесткость или мягкость складок. Базовые типы драпировок. Светотень. Передача текстуры материала. Текстура, выполненная кистью. Отпечатка текстуры. Штампованный рисунок. Разработка эскиза проектируемой модели.
Практика: Рисование стилизованной фигуры. Практика рисования стилизованной головы и лица. Изображение фигуры в различных позах. Схематичный набросок с передачей движения. Изображение структуры складок с помощью контурных штрихов и накладывание теней. Передача текстуры ткани различными средствами. Разработка творческого эскиза.
Форма контроля: Эскизы.
Оборудование: Компьютер, проектор.
Раздел 5. Технология выполнения поузловой обработки швейных изделий (15 час.)
Теория: Технология обработки бортов с цельнокроеными лацканами и подкройными подбортами. Технология обработки отложных воротников. Технология соединения отложного воротника с горловиной в изделиях с отворотами. Обработка двухшовного рукава. Технология втачивания рукава в закрытую пройму с посадкой. Технологическая последовательность обработки прорезного кармана «в рамку». Состав и название деталей для обработки прорезного кармана.
Практика: Обработка воротника пиджачного типа. Обработка бортов. Соединение воротника с горловиной в изделиях с отворотами. Обработка двухшовного рукава. Обработка низа рукавов без манжет. Соединение рукава с проймой. Обработка прорезного кармана «в рамку».
Форма контроля: Качество выполненных образцов
Оборудование: Бытовая швейная машина, ножницы, иглы, булавки.
Раздел 6. Конструирование и моделирование одежды ( 12 час.)
Теория: Конструктивные линии и основные детали плечевой одежды. Исходные данные для построения чертежа женского жакета с двухшовным втачным рукавом. Прибавки к меркам, учитываемые при построении чертежа. Последовательность построения чертежа конструкции женского жакета. Моделирование рельефов, кокеток, баски. Последовательность построения чертежа конструкции двухшовного втачного рукава. Построение чертежа конструкции отложного воротника для изделий с лацканами.
Практика: Снятие мерок и запись результатов измерений для построения чертежа базовой конструкции женского жакета. Построение сетки чертежа. Построения деталей спинки и полочки жакета. Построение двухшовного втачного рукава. Построение отложного воротника для изделий с лацканами. Конструктивное моделирование.
Форма контроля: Карточки-задания
Оборудование: Манекен, линейки, лекала.
Раздел 7. Разработка и выполнение проекта (45 час.)
Теория: Этапы разработки и выполнения проекта женского жакета без подклада. Эскизная разработка проекта. Конструктивная разработка проекта. Технологическая разработка проекта.
Практика: Выбор идеи, и ее обоснование. Рисование и описание модели. Выбор ткани. Экономический расчет. Составление плана технологической обработки изделия. Подготовка лекал к раскрою. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка лекал на ткани с учетом экономических и технологических требований. Раскрой изделия. Прокладывание контурных, контрольных линий и точек на деталях кроя. Сборка деталей кроя на 1-ую примерку. Примерка изделия на фигуру. Проверка и уточнение баланса изделия, степени прилегания, положения швов, глубины вытачек. Уточнение конструкции изделия, подрезка деталей по новым контурным линиям с учетом припусков на швы. Выкраивание мелких деталей: подбортов, воротников, карманов и т.д. Обработка мелких деталей. Обработка вытачек или рельефов на полочках. Обработка прорезных карманов на полочках. Обработка рельефов, среднего шва спинки и шлицы. Обработка бортов подкройными подбортами. Обработка боковых срезов. Обработка низа изделия. Обработка плечевых срезов. Обработка деталей воротника. Соединение воротника с горловиной. Обработка деталей рукавов. Соединение рукавов с проймами изделия. Обработка застежки. Влажно-тепловая обработка изделия. Окончательная отделка изделия. Подготовка проекта к защите. Мини-защита проекта. Выставка творческих работ обучающихся.
Форма контроля: Мини-защита проектов.
Оборудование: Бытовые швейные машины, утюги, гладильные доски, ножницы, иглы, булавки.
Раздел 8. Итоговое занятия (3 час.)
Теория: Диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся по итогам 1-го полугодия.
Практика: Тестирование.
Раздел 9. Основы композиции костюма (18 час.)
Теория: Понятие о композиции костюма. Пропорция. Масштабность. Простые пропорциональные отношения. Сложные пропорциональные отношения. Принцип «золотой пропорции» в костюме. Метрическая организация в костюме. Виды ритма (горизонтальный, вертикальный, спиральный, диагональный, радиально-лучевой). Виды симметрии: зеркальная, центральная, винтовая, по сдвигу. Уравновешенная и неуравновешенная асимметрия. Тождество. Контраст. Нюанс. Соотношение элементов костюма по принципам контраста (нюанса) цвета, форм, материалов, отделки. Статика. Динамика. Статичное и динамичное решение костюма при помощи линий, симметрии и асимметрии, различных видов ритмических движений. Зрительные иллюзии в композиции костюма. Способы достижения нужного визуального эффекта. Композиция орнамента (на примере орнамента северных народов).
Практика: Выполнение фор-эскизов:
с метрической и ритмической организацией элементов и деталей формы;
с симметричным и асимметричным решением по всем направлениям костюма;
с контрастным и нюансным решением;
с динамичным и статичным решением.
Самостоятельные исследования иллюзорного восприятия. Рисование северных орнаментов.
Форма контроля: Эскизы
Оборудование: Компьютер, проектор.
Раздел 10. Технология обработки и художественной отделки швейных изделий( 18 час.)
Теория: Особенности технологической обработки изделий из прозрачных тканей. Особенности технологической обработки изделий из трикотажных полотен. Технология обработки изделий с подкладом. Технология выполнения отделочных деталей: петель из вытачного шнура, машинных и ручных буф. Художественная отделка и декорирование изделий орнаментом, вышивкой, камнями, бусинами, бисером. Изготовление цветов из ткани.
Практика: Изготовление навесных петель из вытачного шнура. Выполнение машинных и ручных буф. Выполнение образцов художественной отделки и декора костюма. Изготовление цветов из ткани.
Форма контроля: Качество выполненных образцов
Оборудование: Бытовая швейная машина, ножницы, иглы, булавки.
Тема 11. Конструирование и моделирование одежды (7 час.)
Теория: Технические приемы формообразования от конструктивных основ женской одежды в моделировании: изменение основы лифа в форму «Летучая мышь», изменение основы лифа в форму с рукавами реглан, изменение конфигурации срезов составных частей одежды. Производные лекала.
Практика: Построение чертежа конструкции основной модели платья. Построение чертежа конструкции втачного рукава. Разработки чертежей конструкций для новых моделей одежды на основе базовых конструкций. Получение производных лекал.
Форма контроля: Карточки-задания
Оборудование: Манекен, линейки, лекала.
Раздел 12. Выполнение творческого проекта (40час.)
Теория: Эскизная разработка проекта. Конструктивная разработка проекта. Технологическая разработка проекта. Творческими проектами могут быть: нарядные платья, костюмы, молодежный ансамбль. Дополнение – головные уборы, сумочки, искусственные цветы.
Практика: Выбор идеи, и ее обоснование. Рисование и описание модели. Выбор ткани и отделки. Экономический расчет. Составление индивидуального плана технологической обработки изделия. Подготовка основных и производных лекал к раскрою. Подготовка тканей к раскрою. Раскладка лекал на ткани с учетом всех технологических требований. Раскрой изделия и подклада к нему. Перенесение контурных, контрольных линий и точек на парные детали кроя. Сметывание деталей кроя и проведение примерки. Проверка и уточнение баланса изделия, степени прилегания, положения швов, глубины вытачек. Уточнение конструкции изделия, подрезка припусков на швы. Выкраивание мелких деталей из основных и прокладочных материалов. Соединение мелких деталей с клеевыми прокладками при помощи влажно-тепловой обработки. Обработка отделочных деталей. Соединение отделочных деталей с основными деталями. Обработка вытачек и швов. Обработка бортов, воротников и соединение его с горловиной изделия. Обработка манжет, рукавов, соединение манжет с рукавами. Соединение рукавов с проймами изделия. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего края изделия. Обработка подклада. Соединение подклада с изделием. Влажно-тепловая обработка. Художественная отделка изделия. Окончательная отделка изделия. Изготовление дополнений к одежде. Подготовка проекта к защите. Защита проекта.
Форма контроля: Защита проектов.
Оборудование: Бытовые швейные машины, утюги, гладильные доски, ножницы, иглы, булавки
Раздел 13. Дефиле (10 час.)
Теория: Комплексы упражнений для тонуса опорных мышц ног, для мышц спины и живота. Движение в такт, задаваемый музыкой. Техника подиумного шага, остановок, поворотов. «Сценический образ» и эмоциональное наполнение техники дефиле. Упражнения для релаксации.
Практика: Разучивание комплексов упражнений. Развитие чувства ритма, пластики движений. Освоение техники подиумного шага, остановок (или позирования), поворотов. Отработка синхронности движения. Свободное комбинирование различных элементов движения по подиуму. Релаксация. Репетиции к выступлениям. Сценический показ готовых работ обучающихся.
Форма контроля: Выступления
Оборудование: Музыкальное оборудование
Раздел 14. Итоговые занятия (5 час.).
Теория: Диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся по итогам года. Тестирование. Подведение итогов освоения программы.
Практика: Оформление выставки готовых творческих работ.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Место проведения: МАУ ДО «Спектр»
Время проведения занятий:
Год обучения: 1
Количество учебных недель: 36
Количество учебных дней: 72
Сроки учебных периодов: 1 полугодие – с 01.09.2023 по 28.12.2023
2 полугодие – с 09.01.2024 по 31.05.2024
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | сентябрь | Беседа | 3 | Знакомство с работой центра и творческого объединения. Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование. | Опрос | ||
2 | Теоретическое занятие | 3 | Современные ткани новых структур. Нетканые материалы: способы производства, ассортимент, свойства и применение. Трикотажные полотна: структура, свойства, ассортимент. | Опрос | |||
3 | Лабораторно-практическая работа | 3 | Определение специфических свойств трикотажных материалов. | Наблюдение | |||
4 | Теоретическое занятие | 3 | Понятие «от-кутюр». Дома Высокой моды. Недели высокой моды в Париже, Милане, Москве. Избранные имена мира Высокой моды. | Тестирование | |||
5 | Занятие- семинар | 3 | Модели мира Высокой моды. | Доклады | |||
6 | Комплексное занятие | 3 | Практика рисования стилизованной фигуры человека, стилизованной головы и лица. | Наблюдение | |||
7 | Комплексное занятие | 3 | Фигура человека в различных позах. Схематичные наброски с передачей позы. | Наблюдение | |||
8 | Комплексное занятие | 3 | Рисование складок, сборок, драпировок. Передача текстуры ткани различными средствами. | Наблюдение | |||
9 | октябрь | Занятие - конкурс | 3 | Конкурс творческих эскизов. | Эскизы | ||
10 | Комплексное занятие | 3 | Обработка бортов подкройными подбортами. Обработка отложных воротников. | Образцы | |||
11 | Комплексное занятие | 3 | Соединение отложного воротника с горловиной в изделиях с отворотами. | Образцы | |||
12 | Комплексное занятие | 3 | Обработка двухшовного рукава. Обработка низа рукава без манжет. | Образцы | |||
13 | Комплексное занятие | 3 | Подготовка оката рукава. Соединение рукава с закрытой проймой. | Образцы | |||
14 | Комплексное занятие | 3 | Обработки прорезного кармана «в рамку». | Образцы | |||
15 | Комплексное занятие | 3 | Снятие мерок и запись результатов измерений для построения чертежа конструкции жакета. Прибавки. | Наблюдение | |||
16 | Комплексное занятие | 3 | Расчет и построение базовой конструкции женского жакета. | Чертеж | |||
17 | Комплексное занятие | 3 | Конструктивное моделирование жакета | Наблюдение | |||
18 | Комплексное занятие | 3 | Построение двухшовного втачного рукава. Построение отложного воротника. | Чертежи | |||
19 | ноябрь | Комплексное занятие | 3 | Разработка учебно-творческого проекта. Выбор идеи. Рисование и описание модели. Выбор ткани. Экономический расчет. | Наблюдение | ||
20 | Практическая работа | 3 | Подготовка выкройки-лекала к раскрою. Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов). | Наблюдение | |||
21 | Практическая работа | 3 | Раскладка выкройки на ткани с учетом технологических требований. Раскрой изделия. | Наблюдение | |||
22 | Практическая работа | 3 | Скалывание, сметывание деталей кроя. Подготовка изделия к первой примерке. | Наблюдение | |||
23 | Практическая работа | 3 | Примерка изделия на фигуру. Уточнение конструкции изделия. | Наблюдение | |||
24 | Практическая работа | 3 | Выкраивание мелких деталей: воротника, подбортов и т.д. Обработка мелких деталей. | Наблюдение | |||
25 | Практическая работа | 3 | Обработка прорезных карманов на полочках. | Наблюдение | |||
26 | Практическая работа | 3 | Обработка швов, вытачек, рельефов. | Готовые работы | |||
27 | декабрь | Практическая работа | 3 | Обработка бортов подкройными подбортами. Обработка воротника. | Наблюдение | ||
28 | Практическая работа | 3 | Соединение воротника с горловиной. | Наблюдение | |||
29 | Практическая работа | 3 | Обработка рукавов. Соединение рукавов с проймами изделия | Наблюдение | |||
30 | Практическая работа | 3 | Обработка нижнего среза изделия. | Наблюдение | |||
31 | Практическая работа | 3 | Обработка застежки. Окончательная влажно-тепловая обработка изделия. | Готовые работы | |||
32 | Практическая работа | 3 | Подготовка проекта к защите. | Наблюдение | |||
33 | Контрольное занятие | 3 | Мини-защита проекта. Выставка творческих работ | Самооценка | |||
34 | Итоговое занятие | 3 | Диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся по итогам 1-го полугодия. | Тестирование. | |||
Всего: 102 часа | |||||||
35 | январь | Комплексное занятие | 3 | Метрическая организация в костюме. Виды ритма. Выполнение фор-эскизов с метрической и ритмической организацией элементов и деталей формы. | Эскизы | ||
36 | Комплексное занятие | 3 | Симметрия и асимметрия в костюме. Выполнение фор-эскизов с симметричным и асимметричным решением по всем направлениям костюма. | Эскизы | |||
37 | Комплексное занятие | 3 | Тождество. Контраст. Нюанс. Выполнение фор-эскизов с контрастным и нюансным решением. | Эскизы | |||
38 | Комплексное занятие | 3 | Статика. Динамика. Выполнение фор-эскизов с динамичным и статичным решением. | ||||
39 | Комплексное занятие | 3 | Зрительные иллюзии в композиции костюма. Самостоятельные исследования иллюзорного восприятия. | Наблюдение | |||
40 | Комплексное занятие | 3 | Композиция орнамента. Зарисовки северных орнаментов. | Наблюдение | |||
41 | февраль | Теоретическое занятие | 3 | Особенности технологической обработки изделий из прозрачных тканей и трикотажных полотен. Технология обработки изделий с подкладом. | Опрос | ||
42 | Комплексное занятие | 3 | Технология выполнения отделочныхдеталей. Изготовление навесных петель из вытачного шнура. | Образцы | |||
43 | Комплексное занятие | 3 | Изготовление машинных буф. Изготовление ручных буф: «соты», «плетенка», «цветы». | Образцы | |||
44 | Комплексное занятие | 3 | Образцы художественной отделки изделий: орнаментом, вышивкой, | Образцы | |||
45 | Комплексное занятие | 3 | Выполнение элементов декора камнями, бусинами, пайетками, бисером. | Образцы | |||
46 | Комплексное занятие | 3 | Способы изготовления цветов из ткани. Изготовление цветов из ткани. | Образцы | |||
47 | Практическая работа | 3 | Построение чертежа конструкции базовой модели платья по индивидуальным параметрам. | Чертеж | |||
48 | Практическое занятие | 3 | Построение чертежа конструкции втачного одношовного рукава. | Чертеж | |||
49 | март | Теоретическое занятие | 3 | Технические приемы формообразования от конструктивных основ: изменение основы лифа в форму «Летучая мышь», изменение основы лифа в форму с рукавами реглан, изменение конфигурации срезов составных частей одежды. | Опрос | ||
50 | Практическая работа | 3 | Разработки чертежей конструкций для новых моделей одежды на основе базовых конструкций. Получение производных лекал. | Наблюдение | |||
51 | Комплексное занятие | 3 | Разработка творческого проекта. Выбор идеи. Рисование и описание модели. Выбор ткани. Экономический расчет. | Наблюдение | |||
52 | Практическая работа | 3 | Подготовка основных и производных лекал к раскрою. Подготовка ткани к раскрою. | Наблюдение | |||
53 | Практическая работа | 3 | Раскладка выкроек на ткани с учетом технологических требований. Раскрой изделия. | Наблюдение | |||
54 | Практическая работа | 3 | Подготовка изделия к первой примерке. Примерка изделия на фигуру. Уточнение конструкции изделия. | Наблюдение | |||
55 | Практическая работа | 3 | Выкраивание мелких деталей: воротников, обтачек, карманов и т.д. Обработка мелких деталей. | Готовые работы | |||
56 | Практическая работа | 3 | Обработка вытачек, рельефов, швов, кокеток, вставок. | Наблюдение | |||
57 | апрель | Практическая работа | 3 | Обработка отделочных деталей и соединение их с основными. | Наблюдение | ||
58 | Практическая работа | 3 | Обработка воротника и соединение его с горловиной изделия. | Наблюдение | |||
59 | Практическая работа | 3 | Обработка манжет и рукавов. Соединение манжет с рукавами. Соединение рукавов с проймами. | Наблюдение | |||
60 | Практическая работа | 3 | Обработка подклада и соединение его с изделием. | Наблюдение | |||
61 | Практическая работа | 3 | Соединение лифа с юбкой. | Наблюдение | |||
62 | Практическая работа | 3 | Обработка нижнего края изделия. Обработка застежки. | Наблюдение | |||
63 | Практическая работа | 3 | Художественная отделка изделия. | Наблюдение | |||
64 | Практическая работа | 3 | Окончательная влажно-тепловая обработка изделия. Примерка готового изделия. Контроль качества. | Наблюдение | |||
65 | Практическая работа | 3 | Изготовление дополнений к костюму. | Готовые работы | |||
66 | май | Комплексное занятие | 3 | Подготовка проекта к защите. | Наблюдение | ||
67 | Контрольное занятие | 3 | Защита проекта. Выставка творческих работ. | Готовые работы | |||
68 | Тренировочное занятие | 3 | Освоение различных стилей дефиле (романтический, деловой, техно, фристайл). | Наблюдение | |||
69 | Тренировочное занятие | 3 | «Сценический образ» и эмоциональное наполнение техники дефиле. Создание композиций движения. Репетиция к выступлениям. | Наблюдение | |||
70 | Выступления | 3 | Сценический показ готовых работ обучающихся на отчетном мероприятии. | Самооценка | |||
71 | Итоговое занятие | 3 | Диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся по итогам года. | Тестирование | |||
72 | Итоговое занятие | 3 | Подведение итогов учебного года. | Беседа | |||
Всего: 114 часов | |||||||
Итого: 216 часов |
Формы аттестации/контроля
Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:
творческая работа, фестиваль, конкурс, отчетные выставки
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:
наблюдение, беседа, опросы, анкетирование, портфолио
Особенности организации аттестации/контроля:
Текущий контроль проводится в конце изучения каждой темы – контрольные вопросы, викторины, карточки – задания, выставки творческих работ.
Промежуточная аттестация:
- диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся по итогам 1-го полугодия;
- таблица достижений;
- таблица участия в мероприятиях.
Итоговая аттестация:
- диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся по итогам освоения образовательной программы;
– таблица достижений;
- таблица участия в мероприятиях, выставках, конкурсах.
Оценочные материалы
Мониторинг реализации образовательной программы
осуществляется через:
• Включенное педагогическое наблюдение (качество работы,
степень самостоятельности, коммуникативные навыки)
• Беседу, анкетирование (отношение к деятельности,
образовательный запрос детей и родителей, степень
удовлетворенности занятиями в объединении), тестирование
(знание терминологии, проявление уровня
знаний и умений.)
• Характеристику уровней освоения программы. Фиксация
результатов осуществляется через карту результативности
участия детей в выставках, индивидуальную карту наблюдения;
карту личностного роста; каталог выставочных работ.
Средства контроля для самостоятельной работы и определения
результативности обучения: карточки-задания, тесты, анкеты,
опросники, кроссворды.
Методическое обеспечение программы
Методические материалы:
Методы обучения:
1) По источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный практический;
2) По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;
3) По характеру активизации: соревновательный
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.
Формы организации учебного занятия: беседа, мастер-класс, практическое занятие, занятие – семинар, конкурс, виртуальная экскурсия, участие в выставках, участие в социальных акциях.
Дидактические материалы: инструкционные, технологические карты, карточки-задания, кроссворды, упражнения, образцы изделий, раздаточные материалы.
Методики и технологии:
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология дистанционного обучения, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Краткое описание работы с методическими материалами:
Для отслеживания уровня сформированности универсальных
учебных действий используется методика «Диагностика уровня
сформированности общеучебных умений и навыков учащихся»
(автор - М. А. Ступницкая, старший научный сотрудник
лаборатории социально - психологического сопровождения
образовательного процесса Научно- исследовательского
института столичного образования МГПУ), адаптированная к
условиям учреждения дополнительного образования детей и к
ожидаемым метапредметным, личностным результатам освоения
программы.
Для определения уровня сформированности художественного
познания мира используется тест «Измерение художественно-
эстетической потребности» (В.С.Аванесов), методика
«Ценностные ориентации», разработанная Милтоном Рокичем.
Практические умения обучающихся, полученные в ходе освоения
дополнительной общеобразовательной программы
демонстрируются через участие в тематических, персональных
выставках, конкурсах художественного творчества различного
уровня.
Предусмотрена самооценка, прогнозируемые результаты.
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 10 человек и отвечающего правилам СанПин;
наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;
шкафы стеллажи для материалов и инструмента, а так же для литературы;
наличие необходимого оборудования согласно списку;
наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные альбомы, наглядный материал, технологические карты, раздаточный материал, методическая литература.
Материально-техническое обеспечение программы:
Наименование | Количество | Область применения |
Компьютер, проектор | 1шт. | Используется для показа иллюстративного материала |
Столы раскройные | 5 шт. | Используются для раскроя и обработки швейных изделий |
Машинки швейные бытовые | 10 шт. | Используются для обработки швейных изделий |
Утюг, гладильная доска | 2 шт. | Используются для влажно-тепловой обработки швейных изделий |
Манекены | 5 шт. | Используются для проверки посадки швейных изделий |
Зеркала | 2 шт. | Используются для примерок. |
Ножницы | 10 шт. | Используются для вырезания, выкраивания швейных изделий и обрезки ниток. |
Набор линеек и лекал | 10 шт. | Используются для построения чертежей выкроек швейных изделий. |
Набор ручных игл | 10 шт. | Используется для ручного шитья |
Наперстки | 10 шт. | Используется для ручного шитья |
Музыкальный центр | 1 шт. | Используется для репетиций к сценическому показу готовых изделий. |
Информационное обеспечение программы:
Наименование | Ссылка | Область применения |
Видео-урок «Практика рисования эскизов» | Используется в качестве наглядного материала | |
Способы отделки швейных изделий | https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-sposoby-otdelok-shvejnyh-izdelij-4346099.html- | Используется в качестве иллюстративного материала |
Тест онлайн «История молодежной моды» | Используется для контроля знаний | |
Тест онлайн «Мода и стили в одежде» | Используется для контроля знаний | |
Построение базовых основ конструкций одежды. | Итальянская методика кроя - online presentation (ppt-online.org) | Используется для самостоятельной работы |
«Отделка одежды тесьмой» - презентация | https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-na-temu-otdelka-odezhdi-tesmoy-1200831.html - | Используется в качестве иллюстративного материала |
Для обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, Skype - общение, E-mail, облачные сервисы и т.д.).
Кадровое обеспечение программы:
Квалификация педагога соответствует профилю программы и профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Воспитательный компонент
Цель воспитательной работы
Формирование у обучающихся ценностных ориентаций посредством декоративно-прикладной и художественно-творческой деятельности.
Задачи воспитательной работы
- создавать необходимые условия для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина;
- создавать условия для укрепления и сохранения здоровья обучающихся;
- воспитывать ценностное отношение к историческому и культурному наследию народов России;
- поддерживать и развивать творческую инициативу;
- обеспечивать возможность для индивидуальной самореализации и профориентации обучающихся.
Приоритетные направления воспитательной деятельности
гражданско-патриотическое воспитание, нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, культурологическое и эстетическое воспитание
Формы воспитательной работы
беседа, лекция, дискуссия, экскурсия, культпоход, прогулка, викторина, трудовой десант, ярмарка, фестиваль, акция, деловая игра, сюжетно-ролевая игра,
Методы воспитательной работы
рассказ, беседа, лекция, дискуссия, пример, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, игра, поощрение, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности,
Планируемые результаты воспитательной работы
- у воспитанников на достаточном уровне сформированы ценности, такие как, духовность, нравственность, патриотизм, активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации;
- сформирована потребность в ведении здорового образа жизни, культура безопасности жизнедеятельности;
- развита эстетическая оценка окружающей действительности;
- 100 % обучающимся представлена возможность для индивидуальной самореализации и презентации своих успехов.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия | Задачи | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | Поход на природу | Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья | очная | сентябрь |
2 | Участие в акции «Подарки бабушкам» ко Дню пожилого человека | Формировать бережное, уважительное отношения к старшему поколению | очная | сентябрь |
3 | Праздничные поздравления ко Дню Учителя | Формировать социально ценностные установки поведения | очная | октябрь |
4 | Конкурс поделок из природного материала | Воспитывать творческие потребности и способности | очная | октябрь |
5 | Участие в акции ко Дню народного единства | Воспитывать уважение к национальной культуре народов нашей страны | дистанционная | ноябрь |
6 | Участие в выставке рисунков «Портрет моей мамы» | Развивать художественные способности | очная | ноябрь |
7 | Участие в выставке «Мастерская Деда Мороза» | Обеспечивать возможность для индивидуальной самореализации ребенка и презентации своих работ | очная | декабрь |
8 | Участие в районной акции милосердия «Душевное богатство» | Формировать и развивать такие качества характера, как благородство, милосердие, способности к состраданию. | очная | декабрь |
9 | Рождественские колядки | Воспитывать уважение к народным традициям и обычаям своей страны. | очная | январь |
10 | Участие в выставке поделок и рисунков ко Дню защитника Отечества | Развивать творческие и художественные способности | очная | февраль |
11 | Подарки любимым мамочкам | Воспитывать чувства нежности, доброты, чуткости, заботливости. | очная | март |
12 | Участие в районном конкурсе «Серебряная иголочка» | Обеспечивать возможность для индивидуальной самореализации ребенка и презентации своих работ | дистанционная | март |
13 | Участи в акции «Покормите птиц» | Формировать потребность проявлять заботу о братьях наших меньших. | очная | апрель |
14 | Участие в районной выставке детского творчества «Пасхальное чудо» | Развивать творческие способности и воспитывать уважение к народным традициям. | дистанционная | Апрель |
15 | Участие во всероссийской акции «Окна Победы» | Формировать чувство гордости за отечественную историю, народных героев. | дистанционная | май |
16 | Участие в субботнике «Чистый поселок» | Формирование трудовых навыков. | очная | май |
Список литературы
для педагога:
Андреева А. Ю., Богомолов Г. И. - ИСТОРИЯ КОСТЮМА. Эпоха. Стиль. Мода./ СПб: «Паритет», 2005. – 120с.: ил.
Арефьев И. П. - Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей/ М.: Школьная Пресса, 2005. – 48 с.
Бердник Т. О., Неклюдова Т. П. Дизайн костюма. /Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 448 с.
Брун В., Тильке М. - История костюма: от древности до нового времени./ М.: ЗАО «Издательство ЭКСМО-Пресс», 2000. – 462 с.: ил.
Дашкевич Л. М. Можчиль Н. Е. - Современная обработка юбки и блузки: Учебное пособие/ Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 224 с.
Дмитриева Н. А.-Загадки мира моды: Очерки о культуре моды./ Д.: «Сталкер», 1998. – 464 с.
Ерзенкова Н. В. - Украшение и дополнение к одежде/ Мн.: «Современное слово», 2001. – 304 с.: ил.
Ильина Л. Д - Азбука кроя. / М.: «ЭКСМО-Пресс», 2000. -160 с.
Леви С. - Вышивка бисером и блестками. Новые техники и узоры./ М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 120 с.: ил.
Пласина Э. Б. - История костюма. Стили и направления: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования./ М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.: ил.
Савостицкий Н. А., Амирова Э. К. - Материаловедение швейного производства: учебное пособие. /Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 380 с.
Сакулин Б. С., Амирова Э. К., Сакулина О. В., Труханова А.Т. - Конструирование мужской и женской одежды: Учебник для нач. проф. обр. – 2-е изд. / М: изд. центр «Академия», 2002. – 304 с.
Труханова А.Т.- Технология женской и детской легкой одежды:учебн. для проф. учебн. заведений./ М. Высшая школа, 2000. – 416с.:ил.
Черемных А. И. - Основы художественного конструирования женской одежды. – 2-е изд. / М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 192 с.: ил.
Чернякова Н.В. - Методика преподавания курса «Технология обработки ткани»: 5-9: Кн. для учителя – 2-е изд. /М.: Просвещение, 2003.-125 с.
Щеголихина А. К., Тимофеева. И. Е - Рисунок: Учебник для средн. спец. учеб.заведений/ М.: «Легкая индустрия», 1976. – 160 с.: ил
для обучающихся:
Балдано И. Ц - Мода XX века: Энциклопедия. /М.: «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 400 с.: ил
Бердник Т. О.- «Как стать модельером». / Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 288 с
Бровина Е. В., Курдыба А.А., Сайганова Е. Ю., Шевчук З.В., Филатова.Н. Г. - Швея, портной легкого женского платья. Комплект инструкционно-технологических карт по производственному обучению. / Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 416 с.
Гордон Л. – Серия: «Рисунок. Техника рисования головы человека»; «Рисунок. Техника рисования фигуры человека»; «Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении»./ М.: «ЭКСМО-Пресс», 1997.
Дашкевич Л. М. - Швея, портной: лабораторный практикум по технологии пошива одежды: Учебное пособие./ Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 352 с
Дудникова Г. - История костюма: Учебник. /Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 416 с.
Кассен-Скотт Д. - Иллюстрированная энциклопедия костюма и моды./ М.: «ЭКСМО-Пресс», 2002. -192 с.: ил.
Степура М. Как стать моделью. /Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 384 с
Терешкович Т. А. Словарь моды. /Мн.: «Хэлтон», 2000. – 464 с.
Хэрольд Р. (перевод с английского А. Гостева). Костюмы народов мира. - М.: «ЭКСМО-Пресс», 2000.
для родителей (законных представителей):
Балдано И. Ц - Мода XX века: Энциклопедия. /М.: «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 400 с.: ил
Нересов А - Путешествие в мир. Мода. / М.: «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2002. – 240 с.: ил.
Информация для карточки в Навигаторе
Полное название: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская костюма"
Публичное название: Мастерская костюма
Краткое описание:
Программа «Мастерская костюма» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основным технологическим приёмам изготовления одежды. Программа предусматривает развитие у обучающихся дизайнерских, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мастерская текстильной игрушки»
Программа рассчитана на 3 года обучения. Программа знакомит ребенка с многообразием текстильных игрушек разных стран. Включает в себя творческое развитие ребенка, освоение им навыков шитья, развитие м...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская журналистики"
Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объема информации...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская стиля»
Программа «Мастерская стиля» формирует чувство стиля, эстетическое отношение к миру вещей, закладывает основы профессиональной ориентации....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская подарков»
Цель программы: научить изготавливать подарки в технике "Модульное оригами".Задачи программы:Обучающие:познакомить с основным приемом складывания базовой детали - модульного треугольника;учи...
Индивидуальный учебный план Сорокиной Ирины по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Мастерская чудес»
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения ручной труд занимает особое место. Он, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетичес...
Индивидуальный учебный план Разиньковой Натальи по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Мастерская чудес»
Направленность индивидуального учебного плана – художественная. Занятия по данному индивидуальному учебному плану необходимы для того, чтобы ребенок смог раскрыть в них свои творческие спо...
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Дизайн костюма: от А до Я»
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Дизайн костюма: от А до Я»...