Занятие по лепке оберега "Подкова"
план-конспект занятия (5 класс)
Ход занятия по лепке оберега "Подкова". Предназначение оберегов в жизни человека, их значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_obereg.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап | Описание | Планируемое время (в минутах) |
Организационный | Организация детей для проведения занятия. | 5 |
Вводный | Объявление темы, мотивация для участия в работе, при необходимости упражнения для разминки. | 10 |
Основной | Упражнения для повторения пройденного материала, изучение и закрепление нового. Физкультминутка. | 25 |
Заключительный | Поощрение детей, релаксация. | 5 |
План – конспект открытого занятия.
Педагог дополнительного образования: Ануфриева Елена Александровна
Творческое объединение: «Затейники»
Раздел программы: «Лепка из пластических материалов»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Тема занятия: «Лепка оберега «Подкова»
Цель | Лепка оберега «Подкова» для своего дома. | |
Программные задачи |
| |
Планируемые результаты: | Личностные результаты: 1. Мотивированность стремления учащихся на реализацию своих возможностей и способностей. 2. Заинтересованность в изучении техники лепки. Метапредметные результаты: 1. Владение умениями работать с пластическим материалом 2. Высказывать свои предположения и задумки на заданную тему, аргументировать собственную точку зрения. 3. Умение работать в группе и достигать взаимопонимания. Предметные результаты: 1. Способность применять технику выполнения в работе по направлению «лепка из пластических материалов»: пласт, клинсер, фактура и т.д. 2. Овладение знаниями об истории возникновения, видах и особенностях лепки. | |
Оборудование и материалы | Оборудование: глина, стеки, баночки с водой, доски для индивидуальной работы, влажные салфетки, кроссворд, ноутбук с колонками, конверты с символами – оберегами, технологические карты лепки оберега «Подкова», шаблон подковы для вырезания из пласта. | |
Этап занятия | Ход занятия | Время |
Вводный этап | Организационный Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, молодцы, что все пришли сегодня на наше увлекательное занятие! 2. Актуализация знаний для изучения нового материала. Прежде чем определить тему нашего занятия, послушайте загадку. Есть примета у людей — Ребята, кто знает, о чём идёт речь? Правильно, конечно же, о подкове. А какую роль она играет в доме? (ответы детей). Сегодня на занятии, ребята, мы поговорим об оберегах, а также о народных приметах, связанных с ними. А ещё нам предстоит вылепить образ оберега для своего дома. | 5 минут |
Основной этап | Ребята, слово «оберег» толкуется как «предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь». С незапамятных времен люди стремились защитить себя и свой дом от бед и несчастий. Для этого они делали обереги. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного сглаза», и разных напастей. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Так устроен человек, что даже у самых заядлых атеистов есть капелька суеверия. Обязательно постучим по дереву, сплюнем через левое плечо, а вернувшись, домой за забытой вещью, посмотримся в зеркало или будем носить булавку на одежде от сглаза. Скажите, верите ли вы в приметы? (Ответы детей). А какие приметы знаете вы? Предлагаю проверить ваши знания в форме небольшой викторины. Итак, правила: Я буду говорить 1 часть пословицы, а вам нужно будет её продолжить. Приметы: • В доме свистеть — (все деньги высвистишь). • Не ешь с ножа — (сердитым будешь). • Нечаянно рассыпать сахар — к хорошему, соль — (к ссоре). • Поперхнулся за столом - (гость спешит). • Не сиди на столе — (бедным будешь). • Ложка упала со стола – (гость спешит). • Наизнанку вещь надеть - (битому быть). • Встретил кого-нибудь с пустым ведром — (день будет пустым). Молодцы, ребята, много примет вы знаете. Итак, по народной примете найти подкову, значит быть человеку счастливым. А какие обереги вы ещё знаете? (ответы детей). Да, ребята, вы правы. Оберегов существует очень много: куклы – закрутки, домовёнок, и другие. Но сегодня мы с вами слепим оберег «Подкову» для вашего дома, приносящий в дом счастье. Прежде давайте настроимся на работу, так как силу свою обереги черпают первоначально от человека, их создающего. Вы должны полностью сконцентрироваться на изготовлении оберега и в мыслях о прекрасном, добром- ведь вы заряжаете свой оберег положительной энергией, которая будет потом вас охранять и помогать вам. Потянитесь, выпрямитесь, и приготовьтесь к работе! | 10 минут |
Практическая работа. Ребята, давайте вспомним правила безопасности при работе с глиной и инструментами (Дети озвучивают правила). Технологическая карта лепки оберега висит на доске и у каждого из вас на рабочем месте, давайте вместе разберем этапы работы: 1.Промять глину до состояния глиняного теста. 2. Из общего куска глины раскатать пласт. Из заготовки пласта по шаблону вырезать стекой подкову и загладить водой. 3. На концах подковы сделать сквозные отверстия (когда сувенир будет готов – продеть в них ленту). 4. Украсить оберег дополнительными элементами – символами. А теперь приступим к работе. Как называется способ, который вы будете использовать при лепке подковы? (Лепка из пласта). Ребята, не забудьте во время работы следить за своей осанкой. (Дети вместе с педагогом лепят оберег, педагог каждому помогает – метод наблюдения) Молодцы, думаю, Вы все справились с заданием. Я чувствую, вы немного устали, поэтому предлагаю вам отдохнуть. (Предварительно дети вытирают руки влажными салфетками). А сейчас физкультминутка. Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб лепить нам, рисовать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо влево, раз и два. Думай, думай, голова. ( Дети повторяют движения за педагогом) Отдохнули? А теперь давайте вернёмся к теме нашего занятия. Ребята, обереги могут содержать в себе ещё несколько элементов-символов, которые только усиливают его действие. Поэтому я предлагаю вам усилить ваш оберег дополнительными символами. У вас на столах лежат дополнительные элементы – символы для украшения оберегов. Выберите самостоятельно нужные вам символы или слепите их самостоятельно, и разместите на вашей подкове. Подкову можно украсить различными элементами, которые имеют свое символическое значение: • гречка-плодородие и достаток; • семечки, подсолнух - семейное счастье, гостеприимство • пшено - от сглаза; • горох, фасоль - богатство и изобилие в доме • тыква, семена тыквы - символ плодородия, • крупа - мир, лад в доме, желая этого, молодых осыпали крупой А пока вы украшаете свой оберег, я загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать! Отгадывание загадок. Из меня пекут ватрушки, И оладьи, и блины. Если делаете тесто, Положить меня должны. (Мука) Все ребята знать должны, Из чего пекут блины! Ты не знаешь что ли? Молоко, мука, яйцо и щепотка… (Соли) Я и туча, и туман, Ну что, вы большие молодцы, и я расскажу вам, как правильно повесить оберег-подкову. Итак, подкова, направленная ветвями вверх, олицетворяет собой чашу, которая будет привлекать в дом богатство. Если же вы повесите подкову ветвями вниз, вся негативная энергия дома будет задерживаться на ней и стекать вниз, на землю. Обычно, таким образом подкову вешают для защиты дома от злых сил (порчи, сглаза). (Обучающиеся заканчивают работу.) | 25 минут | |
Заключительный этап | Итог занятия. Ребята! Я вам предлагаю организовать выставку ваших работ, чтобы каждый поближе смог рассмотреть каждую работу. Какие же у вас красивые обереги получились, какие они все разные, наверное, вы наделили их теми элементами - символами, которые важны в вашей семье. Молодцы! А теперь, давайте разгадаем кроссворд по пройденной теме. Ключевое слово оберег. Задания: 1.К чему согласно примете просыпать соль. 2.Символ крепкой семьи. 3.Во что верили древние славяне. 4.Символ силы и здоровья. 5.Каким способом вы слепили подкову. 6.Отчего вешают подкову ветвями вниз. ССОРА, БУБЛИК, ПРИМЕТА, ОРЕХ, ПЛАСТИЧЕСКИЙ, СГЛАЗ Молодцы ребята, вы справились с заданием. | 3 минуты |
Рефлексивно-оценочный этап. - Чем мы сегодня занимались на занятии? - Из какого материала выполнена работа? - Чему вы научились, узнали ли что нового? Итак, верно, сегодня мы узналио том, во что верили наши предки, о том, как ценили они тепло домашнего очага и сохраняли его с помощью оберегов. К тому же, особая прелесть славянских оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества. Помимо традиционных, можно сделать свой собственный, семейный оберег, что мы и сделали, зашифровав с помощью существующих символов свои самые заветные желания. Наша же задача сохранить и донести потомкам, все старое, доброе, что велось веками, поэтому мы должны чтить и продолжать с вами русские традиции. - Похлопайте в ладоши, если вам сегодня все удалось. Потопайте, если испытывали затруднения. - Что вызвало затруднение? Почему? Спасибо вам, ребята! Закончить наше занятие мне хочется легендой: «В давние времена по земле путешествовал незаметно для всех одинокий бог, приняв облик коня. Споткнувшись о камень, он потерял подкову с задней ноги. Эту подкову нашла старуха. Как только она взяла ее в руки, то превратилась в красавицу. Это было ее самое заветное желание. И пока подкова была с ней, она оставалась молодой и красивой, до тех пор пока не потеряла по рассеянности божественный подарок. Подкову нашел другой человек - сбылась и его мечта. С той поры приносит подкова людям счастье». Вот и я желаю вам, чтобы подкова, которую вы сегодня слепили, приносила в ваши дома только счастье и радость! | 2 минуты | |
Уборка рабочих мест. - Убираем рабочие места. - Спасибо за занятие. До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по лепке из соленого теста "Изготовление мелких хлебобулочных изделий"
В документе находится план- конспект урока, наглядность на доску,технологические карты. Урок содержит культурологический момент....
Конспект занятия по лепке "Кошачья планета"
лепка с дошкольниками...
Конспект занятия по лепке "Планета Земля"
Рельефная лепка в предшкольной группе...
конспекты занятий по лепке "Знакомство с пластичными материалами"
"Шар, цилиндр, конус"...
Внеклассное занятие по лепке с использованием готовых форм "Домашний зоопарк"
Данное занятие является творческим – дети могут проявить самостоятельность, применить фантазию при изготовлении и оформлении поделок.Чтобы оживить и разнообразить занятие, перед выполнением прак...
Конспект занятия по лепке с детьми 5-6 лет "Лепка яблока"
Занятия лепкой увлекательный процесс. Лепка это развитие мелкой моторики, познавательных интересов, умений обобщать и детализировать. Лепка помогает снять психологическое напряжение...
Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка инопланетянина»
Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка инопланетянина»...
- Мне нравится (1)