Формирование, здорового климата в детском коллективе посредством содержательного, созидательного досуга
статья
Начальная школа – один из наиболее существенных периодов в жизни детей. Именно в этот период начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, и базовые установки, которые в существенной мере определяет в дальнейшем возможности личностной самореализации в школьной среде и успешность ребёнка.
В теории и практике социально-культурной деятельности досуг традиционно рассматривается, как фактор социализации, как своеобразное пространство культуры, в котором осуществляется развитие и стабилизация его участников, приобретение ими способности к самоконтролю и саморегуляции поведения. Досуг является сферой свободного выбора личностью областей познания, общения, творчества. Среди существующих форм организации культурно - досуговой деятельности самой современной является «досуговая программа». Вовлекая детей и родителей в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, педагог создает условия для полноценного развития личностного, физического, интеллектуального потенциалов ребенка, формирует установки на социально-значимые нормы, расширяет знания членов классного коллектива в сфере организации содержательного созидательного досуга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_stepanova_lyudmila_evgenevna.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ, ЗДОРОВОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОСРЕДСТВОМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО, СОЗИДАТЕЛЬНОГО ДОСУГА
Степанова Л. Е.,
методист культунно-досугового направления
ГБОУ Дом детского творчества
Петродворцового района Санкт -Петербурга
Начальная школа – один из наиболее существенных периодов в жизни детей. Именно в этот период начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, и базовые установки, которые в существенной мере определяет в дальнейшем возможности личностной самореализации в школьной среде и успешность ребёнка.
То, по какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный, творческий и интеллектуальный фундамент во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости педагогов и родителей.
Дети, родители, педагоги – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия. Огромную роль в формировании атмосферы доброжелательности и сплоченности в классе, в раскрытии и становлении самобытной личности младшего школьника может сыграть полноценно и предметно - ориентированно организованная коллективная досуговая деятельность.
В теории и практике социально-культурной деятельности досуг традиционно рассматривается, как фактор социализации, как своеобразное пространство культуры, в котором осуществляется развитие и стабилизация его участников, приобретение ими способности к самоконтролю и саморегуляции поведения. Досуг является сферой свободного выбора личностью областей познания, общения, творчества. Среди существующих форм организации культурно - досуговой деятельности самой современной является «досуговая программа». Вовлекая детей и родителей в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, педагог создает условия для полноценного развития личностного, физического, интеллектуального потенциалов ребенка, формирует установки на социально-значимые нормы, расширяет знания членов классного коллектива в сфере организации содержательного созидательного досуга
Однако стоит заметить, что, проводя отдельные, не связанные между собой досуговые программы, возможности реализации целей и педагогических задач ограничены. Осмысление данных категорий подтолкнуло к созданию длительной досуговой программы «Праздник круглый год». Программа представляет собой систему празднично-игровых программ, подчиненных общей цели и имеет стержневую основу, которая выражается в игровой ситуации.
В Доме детского творчества реализуется длительная досуговая программа «Праздник круглый год», которая отвечает современным требованиям проект стратегии развития системы образования Санкт - Петербурга на 2011-2020 год «Петербургская школа 2020» Реализация программы доступна и не ресурсоемка, не требует больших материальных вложений. В ее основе лежит личностно-ориентированный подход к детям, способствующий социальной и воспитательной возможности включения детей в систему развития детской созидательной инициативы и формированию празднично - игровой культуры.
Программа реализуется с помощью следующих принципов:
Принцип гуманизации - принимать всех членов классного коллектива такими, какими они есть. Уважать ребенка и уделять каждому одинаковое количество внимания, независимо от уровня его развития и личностных качеств. Принцип гуманизации способствует установлению отношений взаимной ответственности и доверия в коллективе.
Принцип индивидуальности – выявлять индивидуальные особенности, достоинства каждого ребенка и способствовать реализации его потенциала.
Принцип творческого сотрудничества – предполагает творческое взаимообогащение и развитие детей и взрослых, совместное участие в принятии решений, касающихся улучшения творческой жизни в классном коллективе. Овладение способами созидательной и содержательной досуговой деятельности.
Принцип равенства - предполагает равное право участия в определении сферы деятельности в рамках общей концепции длительной досуговой программы.
Принцип успешности - обеспечивает позитивную основу для развития ребенка, его самооценки, радостного мироощущения.
В основу данной длительной досуговой программы положена система празднично - игровых программ, состоящая из трех блоков, где дети и взрослые могут найти себе занятие по интересам, раскрыться с лучшей стороны.
Программа носит ступенчатый характер. Каждый последующий блок расширяет социальную сферу взаимодействия ребенка с окружающим его миром.
Программа включает в себя три блока:
Первый блок «Знакомые незнакомцы».
Досуговые программы первого блока создают условия для позитивной адаптации ребенка в классном коллективе, способствуют формированию и сплочению коллектива взрослых и ребят, раскрывают их индивидуальные особенности. В результате прохождения первого блока программы происходит познание ребенком себя, своих возможностей и ближайшего ему окружения.
Второй блок «Петергоф - моя малая Родина».
Досуговые программы второго блока расширяют социальное пространство посредством изучения истории и традиций родного края, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма, гордости за родной город, чувства сопричастности и ответственности за сохранение исторического наследия своего края.
Третий блок «Будь здоров!»
Знакомя ребят с правилами поведения в различных жизненных ситуациях и необходимостью их выполнения, досуговые программы третьего блока способствуют формированию сознательного, ответственного отношения детей к своей жизни и здоровью. Ребенок учится анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения в расширенном социальном пространстве.
Реализация программы предполагает тесное сотрудничество взрослых и ребят.
(см схему взаимодействия педагогов, родителей, детей)
Схема взаимодействия педагогов, родителей и детей.
В процессе реализации программы широко применяются игровые технологии совместно с творческой деятельностью, ориентированные на деятельное и эмоциональное восприятие содержания. Эмоциональному восприятию способствует и театрализация программ, которая обогащает воображение, фантазию ребенка, способствует появлению чувства искренности и веры. Через включенность ребенка в игровое действие педагог влияет на его поведение, мысли, чувства, желания, развивает познавательную активность. В ходе длительной досуговой программы участники получают навыки общения, обретают уверенность в своих силах, осмысливают ситуацию собственного выбора и успеха. Это, в свою очередь, приводит к саморазвитию и самоактуализации личности.
Длительная досуговая программа «Праздник круглый год» имеет инновационный характер и представляет собой систему празднично – игровых программ, подчиненных общей цели.
Программа «Праздник круглый год» имеет свои характерные отличительные особенности.
Одной из отличительных особенностей данной программы является заданная игровая ситуация каждого блока и сквозной герой (игровой персонаж), который по сюжету программы сопровождает классный коллектив в течение года.
Игровой персонаж в чем-то похож на самих ребят: умеет смеяться и озорничать, удивлять и играть, но главное, он вместе с детьми и взрослыми наполняет жизнь яркими и радостными событиями, становится членом коллектива, которого всегда ждут, радуются встречи с ним. Вместе с тем, сквозной герой является педагогом, старшим другом, создающим условия, при которых ребенок, проживая заданные игровые ситуации, вырастает в собственных глазах и в глазах товарищей, приобретает жизненный опыт, способствующий его развитию и формирование позитивной самооценки.
Следующей отличительной особенностью программы является проведение рефлексивного обсуждения, что способствует становление рефлексивного сознания .
Рефлексивное обсуждение условно подразделяется на две части:
Первая часть - заполнение индивидуальной книги личностного роста «Лесенка успеха» .
Вторая часть – коллективное обсуждение происходящего на игровой программе.
Первая часть рефлексивного обсуждения проводится следующим образом:
Каждый ребенок заполняет индивидуальную книгу личностного роста «Лесенка
успеха», используя систему символов: «искорка» « солнышко», «лучик».
Детям предлагается обсудить, кто в этот раз являлся:
«искоркой» (идейным вдохновителем),
«солнышком» (организатором),
«лучиком» (активным участником).
В зависимости от характера выполняемой деятельности
дети раскрашивают в соответствующие цвета: красный, оранжевый, желтый - элементы своих книг. В каждом блоке используются разные тематические элементы.
В первом блоке программы - это «кирпичики», из которых выстраивается «Чудо-замок». Во втором блоке – это «паруса на фрегатах флотилии». Спектры волшебного зонтика, на котором прилетел герой,- в третьем блоке.
В зависимости от степени активности и включенности ребят в досуговую деятельность, количество элементов может быть разное. Одной из весомых педагогических задач является активизация детского интереса к участию в программах, что отражается в увеличение тематических элементов от программы к программе.
Во второй части рефлексивного обсуждения происходит коллективное обсуждение происходящего досуговой программы, с использованием методики «Недосказанное предложение», «Круг» и т.д.
Во время таких обсуждений рождаются новые замыслы, дети учатся анализировать свою деятельность, формируется «ситуация успеха». Чтобы рефлексивное обсуждение не превратилось в оценочное суждение, на первоначальном этапе необходимо сопровождение психолога, который способен развернуть детский разговор в сторону позитивного общения [3].
Игровой персонаж активно принимает участие в рефлексии, потому что ребенку легче доверить свои проблемы, опасения, моменты радости именно ему. Ни для кого не секрет, что дети, постоянно руководимые в своей деятельности взрослыми, отличаются не критичностью и интеллектуальной несамостоятельностью, поэтому, инициируя и разворачивая разговоры детей в рефлексивном обсуждении, педагог- организатор создает условия, позволяющие ребенку услышать разные точки зрения, разные оценки. Собственное «Я» наполняется новым содержанием: это и оценки других значимые, равные, и знание о своих возможностях в этой деятельности и собственная самооценка.
По окончании мероприятия проводится классный час, на котором обсуждается степень участия детей в досуговой программе и на подготовительном этапе.
На сегодняшний день становится актуальной длительная досуговая программа
«Праздник круглый год». Программа создает условия для формирования у детей навыков организации свободного времени, способствует формированию рефлексивного сознания, обучает детей и родителей различным способам организации содержательного, созидательного досуга, культурно и духовно обогащающих их личность, а также способствует формированию сплоченного коллектива взрослых и детей, укрепляет связь со школой, что является особо значимым фактором в социализации ребенка в обществе.
Список использованной литературы:
- Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. – М.: Просвещение, 1994. – 175 с.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел – М.: Просвещение, 1989. – 230 с.
- Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений, – М.: Просвещение, 1984. – 190 с.
- Мирошниченко Т.А. Организация диагностической деятельности в образовательном учреждении. - Волгоград: Корифей, 2009. – 330с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологический климат в детском коллективе
презентация к мо классных руководителей...
Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающей компетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»
Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающейкомпетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»...
«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...
ДОКЛАД на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
Доклад поможет в рабете с детьми....
«Педагогические условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе»
Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в...
Тема:«Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива посредством проектной деятельности».
В жизни ученика важную роль играют взаимоотношения в коллективе. Особое значение приобретает такая характеристика коллектива, как сплоченность. Но для того чтобы превратить классную организацию ...
Диагностика эмоционального состояния младших школьников и психологического климата в детском коллективе с помощью цвета
Особенности эмоционального мироощущения младших школьников связаны с их возрастными особенностями развития, изменением социальной ситуации. В этот период процессы во...