Программа кружка "Школа общения"
рабочая программа (8 класс)
Программа разработана на основе следующих материалов: Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006., и Микляева А.В. Комплект рабочих программ «Медиация школьных конфликтов». Данные материалы подходят для подготовки учащихся к турнирам школьных команд медиаторов, ведения кружка по медиации, освоения обучающимися основ медиативных технологий в разрешении конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_obshcheniya_2018-2019.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №262 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Рекомендована к использованию Педагогическим советом Протокол №____ от _________2018 | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ СОШ № 262 ______________ /Ю.В.Некрасова «___» ____________ 2018 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________ / О.В.Левчук «___»_____________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Школа общения»
8 классы
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
ФИО педагога: Коптева А.Г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2018
Пояснительная записка
Актуальность темы. В рамках профилактической модели школьной медиации важной задачей является создание условий для повышения конфликтологической компетентности учащихся. Наиболее острой эта задача становится на начальном этапе подросткового возраста, для которого характерно: ценность наличия друзей и позитивных межличностных контактов со сверстниками; разнообразие коммуникативных действий по отношению к сверстникам; эмоциональная насыщенность и напряженность взаимоотношений со сверстниками; преобладание инициативных действий над ответными на фоне низкой регламентированности взаимодействия. Эти особенности в совокупности порождают повышенную конфликтность в общении младших школьников. При этом именно младший подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования коммуникативной компетентности, важнейшим компонентом которой является компетентность в области разрешения конфликтов.
В младшем подростковом возрасте отношения внутри школьного класса зачастую обостряются. По мере нарастания числа и интенсивности противоречий может в детском коллективе может закрепиться конфликтная модель отношений. Целесообразно предпринимать действия по ее преодолению на начальных этапах, пока не нанесен существенный ущерб личностному развитию отдельных учащихся и развитию учебной группы в целом.
Теоретическое обоснование программы. Конфликтологическая компетентность представляет собой способность человека в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию его деструктивных последствий и перевод конфликтной ситуации в социально-позитивное русло, и включает в себя следующие компоненты:
∙ когнитивный: знания о конфликте, его возможных последствиях (как деструктивных, так и конструктивных), возможных стратегиях его разрешения;
∙ аффективный: отношение к конфликту как нормативному элементу взаимодействия, предполагающему возможность продуктивного развития отношений между конфликтующими;
∙ поведенческий: владение навыками проектирования бесконфликтного взаимодействия и эмоциональной саморегуляции;
∙ мотивационный: готовность к проявлению своих знаний, умений и навыков в реальной практике взаимодействия.
Целью программы является создание условий для формирования конфликтологической компетентности учащихся.
Задачи программы:
∙ создание условий для овладения учащимися знаниями о причинах конфликтов, динамике их развития, возможных исходах;
∙ создание условий для формирования отношения к конфликту как нормативному элементу взаимодействия между людьми;
∙ создание условий для формирования у учащихся навыков эффективной коммуникации в конфликтной ситуации и за ее пределами;
- создание условий для формирования у учащихся навыков разрешения конфликтных ситуаций;
- создание условий для закрепления сформированных навыков.
Ожидаемые результаты: формирование у учащихся конфликтологической компетентности, которая проявляется в:
- знаниях о сути конфликта и психологических механизмах его развития;
- преодолении однозначной негативной оценки конфликтов;
- владении навыками разрешения конфликтов и эмоциональной саморегуляции;
- мотивации к применению сформированных знаний, умений и навыков в практике реального взаимодействия.
Форма работы. Программа предполагает групповую форму работы в формате классного часа.
Методическое оснащение. Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с основами прикладной конфликтологии. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками.
Занятия проводятся в обычном учебном классе, имеющем стандартное оборудование (доска для записей, желательно аудио-, видео- и мультимедийное оборудование). Для большинства классных часов необходимы раздаточные материалы.
Целевая группа. Программа предназначена для учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ.
Учебно-тематический план:
№ п\п | Дата | Тематические блоки / темы | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
Что такое конфликт. Этапы развития конфликта. | 2 | 1 | ||
Конфликты: положительные и отрицательные последствия | 2 | 1 | ||
Как возникают и развиваются конфликты | 2 | 1 | ||
Стили поведения в конфликте. Твой стиль поведения в конфликте. | 2 | 1 | ||
Бесконфликтный стиль общения. | 2 | 1 | ||
Учимся разрешать конфликты | 2 | 1 | ||
Мотивирование к преодолению конфликта | 1 | 1 | ||
Что такое медиация. Из истории медиации. | 1 | 1 | ||
Основные этапы медиации. | 2 | 2 | ||
Принципы медиации. | 1 | 2 | ||
Медиация конфликтов: как это делается? | 1 | 2 | ||
Что такое эффективная коммуникация? | 1 | 2 | ||
Как правильно слушать собеседника. | 1 | 1 | ||
Принципы активного слушания. | 1 | |||
Что такое бесконфликтное общение (повторение) | 1 | 2 | ||
В чем разница между тем, чтобы «знать» и «уметь» | 1 | 2 | ||
Как организовать подготовительный этап медиации? | 1 | 2 | ||
Как провести основной этап медиации? | 1 | 2 | ||
Как закончить медиацию? | 1 | 2 | ||
Возникли проблемы: что делать? | 1 | 2 | ||
Каким должен быть медиатор? | 1 | 2 | ||
Общение в конфликте (выводы) | 1 | 1 | ||
Подведение итогов | 1 | 2 | ||
Итого | 64 часов |
Литература:
- «В помощь школьным службам примирения» Сборник методических материалов. Сост. Макурина Ю.В., Грихутик Н.Н.Добрянка,2008 г.
- Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. / под общей ред. Карнозовой Л.М. – М.:МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012 г.
- Коновалова О.В. «Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области» Пенза, 2013г.
- Кузичкина Л.А. «Медиация как способ разрешения конфликтов в образовательном процессе»
- Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.
- Микляева А.В. Комплект рабочих программ «Медиация школьных конфликтов»
- «Сборник тренинговых материалов по медиации» Бишкек 2010.
- Путинцева Н. «Программа тренинга для учащихся по обучению навыкам поведения восстановительных программ в рамках создания школьной службы примирения».
- «Школьные службы примирения. Методы. Исследования. Процедуры. Сборник материалов» Москва 2012 г.
- Фурина О.В. «Тренинговые занятия «Я - медиатор» для ведущих школьных служб примирения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Культура общения" - 5 класс
В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие. В этом помогут нам уроки культуры речи, которые являются важ...
Программа "Психология общения"
Настоящая программа предназначена для развития коммуникативных способностей и мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков.Отличительными особенностями программы является то, что содер...
Программа "Эффективное общение"
Цель программы "Эффективное общение" - сформировать знания и коммуникативные навыки у обучающихся 5-6 классов....
Авторская педагогическая разработка (адаптированная воспитательная программа) "Искусство общения и культура поведения".
Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Рассчитана на трехлетний срок обучени...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Гений общения».
Основным содержанием подросткового периода является активное овладение нормами поведения и морали, стремление занять новое место в отношениях с людьми, в связи с этим ведущей деятельностью становится ...
Программа"Мир общения.Все грани успеха"
Программа ориентирована на формирование ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной жизни, коррекцию детско-родительских отношений....
Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....