программа "Психология общения" Дорогая НВ
рабочая программа по психологии (7, 8, 9 класс) на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Психология общения»
Уровень программы: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 13–15 лет.
Срок реализации: 1 год.
Составители:
Дорогая Наталья Владимировна, педагог-психолог ГБОУ г. Москвы школа № 2128 «Энергия»
Москва, 2016
Пояснительная записка
«Я есть. И я имею право быть!»
Одно из ключевых направлений модернизации системы российского общего образования является профильное обучение. Среди целей его внедрения называют расширение возможностей социализации обучающихся. Социализация, в свою очередь, подразумевает наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologiya_obshcheniya_dorogaya.docx | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Психология общения»
Уровень программы: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 13–15 лет.
Срок реализации: 1 год.
Составители:
Дорогая Наталья Владимировна, педагог-психолог ГБОУ г. Москвы школа № 2128 «Энергия»
Москва, 2016
Пояснительная записка
«Я есть. И я имею право быть!»
Одно из ключевых направлений модернизации системы российского общего образования является профильное обучение. Среди целей его внедрения называют расширение возможностей социализации обучающихся. Социализация, в свою очередь, подразумевает наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества.
Кроме того, современное общество предъявляет ряд широких требований к молодым людям, выполнение которых тесно связано с возможно более полным раскрытием их способностей. Таким образом, в рамках компетентностного подхода (и не только) умение эффективно взаимодействовать с окружающими является одним из важнейших навыков, необходимых для успешной социализации. Этим определяется актуальность разработки данного курса «Психология общения».
Направленность
Социально-педагогическая
Актуальность
Данная программа разработана для учащихся 8-х классов, возраст которых является одним из критических периодов развития личности. Они хотели бы приобрести навыки ориентации в сложных жизненных ситуациях, чтобы находить оптимальный способ поведения. Способность строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия в общении предопределяет будущий успех, в том числе и в профессиональной карьере. Если необходимые навыки не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачу в профессиональных и неформальных отношениях, оказывается коммуникативно некомпетентным и личностно зависимым.
Специфика программы обусловлена одним из основных принципов, разработанных в отечественной социальной психологии, - принципом взаимосвязи и органического единства общения с деятельностью. Поэтому занятия строятся на сочетании теоретического материала и отработки его в различного рода упражнениях и заданиях в игровой форме. Это позволяет не только повысить мотивацию обучения, но и закрепить полученные знания в практической форме.
Программа основана на выделенной Г.М. Андреевой структуре общения: 1. коммуникативная сторона общения, понимаемая как обмен информацией между общающимися индивидами; 2. интерактивная сторона общения, заключающаяся в обмене знаниями, идеями и действиями; 3. перцептивная сторона общения, означающая процесс восприятия и познания партнерам по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Эти блоки представлены в программе не по отдельности, а в различных упражнениях и заданиях, которые хорошо разработаны в отечественной психологии.
Программа предусматривает проведение занятий в форме тренингов, которые включают в себя небольшие информационные сообщения ведущего, упражнения и игровые задания, а также проведение тестов, иллюстрирующих некоторые разделы программы Коммуникативные навыки формируются на стыке процессов непосредственного общения и усвоения опыта этого общения.
Цели и задачи работы программы «Психология общения»
Целью является создание условий для повышения уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
1. формировать систему базовых понятий в области психологии общения;
2. способствовать развитию навыков эффективного общения;
3. совершенствовать умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей, а также способности к рефлексии;
4. углубить мотивацию для дальнейшего саморазвития обучающихся.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
Учащиеся 7-9 классов, возраст 13-15 лет
Срок реализации
36 недель
Формы и режим занятий
Форма занятий – групповая. Наполняемость группы – не более 15 человек (набор осуществляется без предварительного отбора, по желанию и интересу учащегося). Режим занятий: 1 час х 1 раз в неделю. На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о функциях и структуре общения, его видах, эффективных средствах взаимодействия, модальностях общения, видах невербального общения, эффектах межличностного восприятия; знает способы передачи информации при общении, коммуникативные барьеры и способы их преодоления, виды вопросов, правила хорошего слушания, способы кодирования и декодирования информации, особенности вербального и невербального поведения «визуалов», «аудиалов», «кинестетиков», механизмы взаимопонимания в процессе общения; умеет адекватно передавать свои чувства при восприятии партнера по общению, вставать на позицию партнера, определять ведущий канал восприятия как собственный, так и собеседника, использовать пространственное расположение партнеров для эффективной коммуникации, расшифровывать невербальные сигналы других участников общения; владеет различными способами вербальной и невербальной передачи информации в процессе коммуникации.
Текущий и итоговый контроль
Контроль осуществляется через выполнение учащимися текущих упражнений, итоговых работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Количество часов | Всего | |
Теория | Практика | |||
1 | Личность и её индивидуальные особенности | 3 | 2 | 5 |
1.1 | Теории личности | 1 | 1 | |
1.2 | Темперамент | 0,5 | 0,5 | 1 |
1.3 | Способности | 0,5 | 0,5 | 1 |
1.4 | Эмоции | 0,5 | 0,5 | 1 |
1.5 | Характер. Акцентуации характера | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Я-концепция | 3,5 | 12 | 15,5 |
2.1 | Знания и убеждения (Образ «Я») | 0,5 | 1,5 | 2 |
2.2 | Самооценка | 0,5 | 1,5 | 2 |
2.3 | Поведение в «Я-концепции» | 0,5 | 1,5 | 2 |
2.4 | Защитные механизмы психики | 0,5 | 1,5 | 2 |
2.5 | Стереотипы | 0,5 | 1,5 | 2 |
2.6 | Нравственность и ценностные ориентации | 0,5 | 1,5 | 2 |
2.7 | Активность личности и ведущие стороны жизни | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.8 | Игра, как инструмент самопознания | 2,5 | 2,5 | |
3 | Психология общения | 5 | 3,5 | 8,5 |
3.1 | Психология человеческих взаимоотношений | 1 | 1 | |
3.2 | Восприятие при общении | 0,5 | 0,5 | 1 |
3.3 | Содержание межличностного восприятия | 0,5 | 0,5 | 1 |
3.4 | Роль межличностного общения в развитии личности | 0,5 | 0,5 | 1 |
3.5 | Общение и психологические средства общения | 0,5 | 0,5 | 1 |
3.6 | Психология эффективного влияния | 0,5 | 0,5 | 1 |
3.7 | Общение и проблемы его изучения | 0,5 | 0,5 | |
3.8 | Барьеры общения | 0,5 | 0,5 | 1 |
3.9 | Техника общения | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Этика и этикет | 3,5 | 3,5 | 7 |
4.1. | Культура поведения | 2,5 | 0,5 | 3 |
4.2. | Культура внешнего вида | 0,5 | 0,5 | 1 |
4.3. | Культура общения | 0,5 | 2,5 | 3 |
ИТОГО | 15 | 21 | 36 |
Методическое обеспечение программы
ТЕМА | Формы организации учебного процесса | Методы | Дидактические наглядные пособия |
РАЗДЕЛ I Личность и её индивидуальные особенности | |||
Теории личности | Лекция с элементами беседы | Объяснительно-иллюстративный метод, вопросно-ответный. | Доска, схемы |
Темперамент | Лекция. Тестирование. | Метод самостоятельной работы, вопросно-ответный. | Бланк теста |
Способности | Лекция с элементами беседы, упражнения | Объяснительно-иллюстративный, игровой, вопросно-ответный. | Раздаточный материал: карточки с заданиями. |
Эмоции | Беседа, интерактивные упражнения | игровой, вопросно-ответный. | Раздаточный материал: карточки с заданиями. |
Характер. Акцентуации характера | Лекция. Тестирование | игровой, вопросно-ответный. Метод самостоятельной работы | Бланк теста |
РАЗДЕЛ II. Я-концепция | |||
Знания и убеждения (Образ «Я») | Лекция с элементами беседы | вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы | Раздаточный материал: бланки с информацией по теме. |
Самооценка | Практикум | метод групповой работы | Дидактические наглядные пособия не требуются |
Поведение в «Я-концепции» | Лекция с элементами беседы, практические упражнения | Наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | бланки с информацией по теме. |
Защитные механизмы психики | Лекция с элементами беседы | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | Раздаточный материал: карточки с заданиями |
Стереотипы | Лекция с элементами беседы | вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы | Раздаточный материал: бланки с информацией по теме. |
Нравственность и ценностные ориентации | Практикум | метод групповой работы | Дидактические наглядные пособия не требуются |
Активность личности и ведущие стороны жизни | Лекция с элементами беседы, практические упражнения | Наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | бланки с информацией по теме. |
Игра, как инструмент самопознания | Лекция с элементами беседы | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | Раздаточный материал: карточки с заданиями |
РАЗДЕЛ III. Психология общения | |||
Психология человеческих взаимоотношений | Беседа, интерактивные упражнения | вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | |
Восприятие при общении | Лекция с элементами беседы | Объяснительный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | |
Содержание межличностного восприятия | Лекция с элементами беседы, практические упражнения | Наглядный метод, вопросно-ответный, метод | бланки с информацией по теме. |
Роль межличностного общения в развитии личности | Лекция с элементами беседы | Объяснительно-иллюстративный метод | Раздаточный материал: карточки с заданиями |
Общение и психологические средства общения | Лекция с элементами беседы | вопросно-ответный, метод | |
Психология эффективного влияния | Практикум | метод групповой работы | |
Общение и проблемы его изучения | Лекция с элементами беседы, практические упражнения | Наглядный метод, вопросно-ответный | бланки с информацией по теме. |
Барьеры общения | Лекция с элементами беседы | Объяснительно-иллюстративный метод | Раздаточный материал: карточки с заданиями |
Техника общения | Лекция с элементами беседы | Объяснительно-иллюстративный метод | |
РАЗДЕЛ IV. Этика и этикет | |||
Культура поведения | Лекция с элементами беседы | Объяснительный метод, вопросно-ответный | Дидактические наглядные пособия не требуются |
Культура внешнего вида | Лекция с элементами беседы | Объяснительный метод, вопросно-ответный | Дидактические наглядные пособия не требуются |
Культура общения | Лекция. Практикум. Тестирование. | Объяснительный метод, вопросно-ответный. Самостоятельная работа | Бланк теста |
Литература
- Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
- Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис. ... канд. психол. наук. - М.; 1996
- Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
- Гримак, Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности /Л.П.Гримак. – М.: Политиздат, 1991.
- Дьяченко Е. И. Этикет и культура поведения. –М: МСХА, 1994
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993