Программа"Мир общения.Все грани успеха"
рабочая программа на тему

Программа ориентирована на формирование ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной жизни, коррекцию детско-родительских отношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obshcheniya_tsdo.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования                                                                        

  Центр дополнительного образования

           Принята                                                                              УТВЕРЖДЕНО                  

На   педагогическом совете                                                      

        

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая   программа
« Мир общения .Все грани  личности»

Творческое объединение «Точка Роста»

Возраст  детей: с 10 лет

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                  Составитель программы:

                                                               Педагог дополнительного образования

                                                                                 Кутуева Галия Мухамет Рях

г. Первомайск

 2015г

                                                            Содержание

1.Пояснительная записка                                                                        стр.2-4

2.Учебный план                                                                                       стр.5

3.Рабочая программа                                                                              стр.6

Учебно-тематический план                                                                   стр.6-8

Содержание  программы                                                                       стр.9

4.Методические материалы                                                                  стр.10-15

5. Календарный учебный график                                                        стр. 16

7.Список литературы                                                                           стр.17-18

6.Оценочные материалы                                                                      стр.19-39

Пояснительная записка

Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми  стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности. Программа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Программа социально-педагогической направленности, модифицированная.

  1. Актуальность и концептуальные идеи программы

Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств.

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия  родителей, педагогов, работников ПДН, учреждений дополнительного образования.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

2.Педагогическая целесообразность

Программа ориентирована на формирование ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной жизни, коррекцию детско-родительских отношений.

   

         3. Цель программы

Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них  принятия себя, навыков  эффективного общения между детьми и родителями, коррекция асоциальных  проявлений.

        4. Задачи программы

  1. Выстраивать  гармоничные взаимоотношения между членами семьи  и коррекция имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей;
  2. Формировать личностные нравственные качества, укреплять позиции  нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  3. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим, понимаю себя и другого человека;
  4. Формировать  навыки  сотрудничества, адекватного проявления активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
  5. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
  6. Осуществлять отслеживание динамики с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом

5. Отличительные особенности программы

1.Тесное взаимодействие с семьёй.

          2.Сотворчество педагогов и детей.

          3.Развитие детской инициативы.

          4.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.

          5.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.

          6.Совместное участие в мероприятиях детей  и родителей.

6. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением 10-16 лет и их родителей.

7. Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год, 144ч, (из них 80ч работа с детьми, 64ч работа с родителями) каждое занятие -45 минут, перерыв - 10минут.

8. Ожидаемые результаты  

          1.Принятие себя как личности;

           2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;

           3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска»;

           4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

           5. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях;

          6. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.

                                                 


 Утвержден                                                                  

И.о директора  МАОУ « ЦДО»

______________И.П.Маслова

Учебный  план 2015-2016 уч.год

Дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей   программы «Мир общения»

Срок реализации программы: 1год

Возраст учащихся: от 10 лет

Наименование раздела

1год обучения

Всего часов по программе

1 полугодие

2 полугодие

Всего нед/ часов

Всего нед.

Всего часов

Атт

 Всего нед.

Всего часов

Атт

Вводное занятие

2

2

2

 Я и мой мир.

48

2

50

50

Мои чувства

26

2

28

28

Тропинка к счастливой семье

22

2

24

24

Путь к себе

38

2

40

40

Всего по программе

Всего недель /часов за первый год обучения  по программе (с учётом часов на прохождение аттестации)

36/144

144ч


                                         

                                           Рабочая программа

                                     Учебно – тематический план

Наименование разделов

Кол-во часов

всего

теорет.

Практ.

Вводное занятие

2

-

2

1.

 Я и мой мир.

50

         4

46

4.

Мои чувства

28

2

26

5.

Тропинка к счастливой семье

24

2

22

6.

Путь к себе

40

2

38

 

Итого:

144

10

134

       

                                       Учебно – тематическое планирование  

Занятия проводятся в форме  теоретических  и практических занятий с элементами тренинга, занятия проводятся отдельно и совместно  в детских и родительских группах  с обеими категориями. Занятия проводятся в групповой, подгрупповой , индивидуальной форме с учетом плана .

 

                                     

Название  раздела

Тема

Теорет.

Практич.

дети

Родители

Ввводное занятие.

Знакомство. Правила.

Игровой тренинг

2

   

1. Я и мой мир

Я – уникальный. Кто я? Мое имя.

Принятие себя и другого. Отличие друг от друга.

Что общего между детьми и взрослыми.

Анкеты по  изучению индивидуальных особенностей .

2

8

2

 Мои интересы. Свободное время. Мой досуг. Мой день. Общие интересы семьи. Спорт в семье. Анкеты.

6

2

Мои привычки. Вредные привычки.  Привычки в нашей семье. Формирование полового самосознания и здорового образа жизни.

4

4

Загадки общения. Обида на других, на детей, на родителей. Способы поведения.Игры.Этюды.

2

4

2

Способы общения. Вербальные, Невербальные. Язык жестов и движений.

4

4

Мини - конкурсы по определению и передаче эмоционального состояния .

Итоговое занятие « Я-человек»

2

2

26

20

Итого

    4          

    46

2.Мои чувства

Мир чувств

                     

Положительные эмоции. Как я их проявляю.

Радость. Удовольствие.        

Сочувствие. Жалость. Нежность.

Любовь. Счастье.                                                  

1

4

2

Негативные эмоции. Обида. Досада.                                      Игры.Грусть. Печаль. Горе. Страх. Стыд. Вина .  Как я их проявляю.

1

4

2

Этюды на развитие умения выражать чувства страха, удивления, радости Игровые ситуации: Проявление радости, грусти, сочувствия, гнев, злость, зависть.

4

2

Сказки , пословицы о  чувствах и эмоциях.                                                      

2

Что такое дружба? Дружба – это помощь

«Мои друзья» «Друзья моего ребенка»

2

2

Итоговое занятие. «Что такое хорошо,что такое плохо». Опросник «Чувства к школе»

               2

Итого

2

           26

3.Тропинка к счастливой семье

Совместные занятия с родителями

Я и моя семья. Семья, родители, родные.

«Почувствуй себя любимым»                            «Путь доверия и взаимопонимания»                     «От личности родителя к личности ребенка»                                                    «Сделай себя счастливей»                                  «Наши предки»        

Тематические  тренинговые занятия.    

Формирование представлений о здоровом образе жизни.

                                                                                                             

2

4

2

2

2

                 2

2

                4

                2

Итоговое занятие. « Я-хороший,ты хороший»

                2

Итого

2

22

4.Путь к себе. Навыки общения.

Поведение в конфликтных ситуациях.Игры-драматизации.

Способы поведения в конфликтных ситуациях. Эффективные способы общения.

Умение говорить «Нет». 

Анкетирование:  

«Мотивация к успеху»

«Мотивы учения» 

Методика диагностики типа школьной мотивации.

 Цветовой тест М. Люшера

2

6

6

6

4

Индивидуальные консультации .

 «Я все смогу»

 « Как найти свое место»

6

6

Итоговое занятие «Мы разные - мы  вместе»

Конкурс «Традиции моей семьи»

                2

Аттестация

Карта компетентностей

                                  2

      2                          

                38

Всего

                                    144

   

                                               

                                             

                                               Содержание  программы.

Раздел 1. Я и мой мир. (54 ч.).Игровой тренинг.

Понятия «Я», «Мы»,«Моё имя». «Имя моего родителя» «Имя моего ребенка».                     Отличие людей друг от друга .  Принятие  себя и других. Игры – драматизации. Сюжетно-ролевые игры. Анкетирование. Опрос. Тест. Занятия с детьми и родителями.

Раздел 2. Мои чувства (28ч)

Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера. Этюды. Импровизация. Моделирование и анализ заданных ситуаций на чувства.

Игровые ситуации «Что делать?», «Почему ты так поступил?».

Игры с правилами. Релаксация, Упражнения на снятие напряжение.                                              

Раздел 3. Тропинка к счастливой семье  (24ч)                                                                                  

Совместные занятия с родителями и прародителями

Уроки мудрости. Мир взрослых. Уважение к старшим. Этюды. Игровые ситуации.

Особенности подросткового возраста. Отношение поколений в семье. Русские традиции отношения к старшим .Фотографии семьи.                          

Тематические  тренинговые занятия: «Способы общения», «Решение конфликтов», « Я –личность», «ЗОЖ и я», «Умение говорить «Нет» вредным привычкам». Формирование представлений о здоровом образе жизни.

 Раздел 6.Путь к себе(40ч)

Правила  познавательной активности :развития памяти, внимания, мышления. Изучение самого себя. Что я хочу,что я могу.Кто я ?.Способы поведения в конфликтных ситуациях. Проигрывание ситуаций из жизни. Особенности возрастных проявлений. Эффективные способы общения. 

                                                                               

                    Методические материалы

    Методическое обеспечение программы

Этапы реализации программы:

Первый этап - организационный ( непосредственное планирование, согласование планов).

Второй этап -  диагностический (изучение потребностей и запросов «трудных» детей).

Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий).

Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.

1. Диагностика

  1. Информация об учащихся и родителях (сбор сведений)
  2. Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)
  3. Психологическая диагностика  детей, анкетирование родителей
  4. Карта

                                           

                                   КАРТА компетентности

Технологическая компетентность

Умение ориентироваться в новой,

нестандартной для ребенка ситуации

Умение планировать этапы своей

деятельности

Умение понимать и выполнять

алгоритм действий

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умение выбирать способы действия

из усвоенных ранее способов

Умение использовать способы

преобразования

Умение понимать и принимать

задания и предложения взрослого

Умение принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных

ситуациях

Умение организовывать свое

рабочее место

Умение доводить начатое дело до конца

и добиваться результата

Информационная компетентность

Умение ориентироваться в некоторых источниках информации

Умение делать выводы из полученной информации

Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности

Умение задавать вопросы

на интересующую тему

Умение получать информацию,

используя некоторые источники

Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением

и окружающей средой

                                          Социально-коммуникативная компетентность

Умение понимать эмоциональное

состояние сверстника, взрослого

и рассказать о нем

Умение получать необходимую

информацию в общении

Умение выслушать другого человека,

с уважением относиться к его мнению, интересам

Умение вести простой диалог

со взрослыми и сверстниками

Умение спокойно отстаивать свое мнение

Умение соотносить свои желания,

стремления с интересами других

людей

Умение принимать участие

в коллективных делах

Умение уважительно относиться

к окружающим людям

Умение принимать

и оказывать помощь

Умение не сориться, спокойно

реагировать в конфликтных ситуациях

2. Приемы коррекционно-воспитательного воздействия

  1. снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации
  2. вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения
  3. организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения
  4. демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)

  1. Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:

- работа с  детьми;

- работа с семьей;

- организация досуга детей

  1. Работа с семьей

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;

-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;

-разработка основных правил семейного воспитания;

-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;

-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей

-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Формы работы:

- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);

-психокоррекционная работа - семейные  групповые и индивидуальные консультации (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);

-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.

Принцип реализации работы с семьей:

- анкетирование;

-опрос родителей и детей;

-совместные мероприятия

-творческие семейные выставки

Основные направления работы с семьей:

- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;

- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;

-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»

Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)

 

Методы психолого-педагогического сопровождения:

  1. Специально - коррекционные занятия
  2. Индивидуальные консультации
  3. Программа  практических занятий
  4. Диагностические методики:

- Анкеты, Опросники

- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения

- Методика диагностики эгоцентризма у подростков

- Цветовой тест М. Люшера

Организация педагогической помощи

  1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
  3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
  4. Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика ,его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
  5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация психологической помощи

  1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
  2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
  3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
  4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
  5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания

Методическое обеспечение программы

Название раздела

Форма работы

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Формы подведения итогов

Вводное занятие

Групповая

Игры.Этюды.Анкета.

  1.Я и мой мир.

Групповая.

Подгрупповая.

Этюды. Игры.

Инсценировки.

Анализ. Обсуждение.Анкета.Тест.

Итоговое занятие

2.«Мои чувства»

Групповая.

Подгрупповая.

Индивид.

Этюды. Игры.

Инсценировки. Дискуссии.

Анализ. Обсуждение.Анкета.Тест

Итоговое занятие.

3.Тропинка к счастливой семье

Групповая.

Этюды. Игры.

Инсценировки. Дискуссии.

Анализ. Обсуждение

Итоговое занятие.

4.Путь к себе.

Навыки общения.

Групповая.

Подгрупповая.

Индивид.

Этюды. Игры.

Инсценировки. Дискуссии.

Анализ. Обсуждение.Анкета.Тест.

Карта

               

   Показатели результативности образовательной программы

Показатель

Формы и методы диагностики

Уровень культуры обучающихся

Беседа, наблюдение

Уровень развития познавательной активности

Наблюдение, беседа, игра - импровизация

Уровень развития коммуникативных способностей

Игра – беседа, наблюдение


Утвержден И.о.директора МАОУ «ЦДО»

_____________И.П.Маслова

«____»_______2015 г

Календарный учебный график

Дополнительной общеобразовательной(общеразвивающей)программы «Мир общения.Все грани личности»»

ГОД ОБУЧЕНИЯ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

                       

АВГУСТ

Всего учебных недель /часов

Всего часов по Программе

теор.

практ

01.09-07.09

08.09-14.09

15.09-21.09

22.09-28.09

29.09-30.09

1.10- 5.10

6.10-12.10

13.10-19.10

20.10-26.10

27.10-1.11

3.11-9.11

10.11-16.11

17.11-23.11

24.11-30.11

1.12-7.12

08.12-14.12

15.12-21.12

22.12-28.12

29.12-31.12

1.01-4.01

5.01-11.01

12.01-18.01

19.01-25.01

26.01-31.01

1.02-8.02

9.02-15.02

16.02-22.02

23.02-28.02

1.03-8.03

9.03-15.03

16.03-22.03

23.03-31.03

30.03-31.03

1.04-5.04

6.04-12.04

13.04—19.04

20.04-26.04

27.04-30.04

1.05-10.05

11.05-17.05

18.05-24.05

25.05-31.05

Каникулярный

период

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

35

34

35

36

37

38

39

40

41

42

1 ГОД ОБУЧЕ-НИЯ

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

А

А

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

А

А

36/144

144

Согласовано педагог дополнительного образования _______Г.М.Кутуева


Список используемой литературы

Для педагогов:

Общая педагогика

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- СПб: Питер, 2013.- 400с.
  2. Амонашвили Ш. Основы гуманной педагогики: в 6 кн..- Киев: Амрита, 2012.
  3. Волков Б.С. Психология возраста.- М: Владос, 2013.-511 с.
  4. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология.- М.: Владос, 2013.- 78 с.
  5. Семейная педагогика.-СПб: Питер, 2011.-400 с.

Методика обучения (дидактика) и воспитания:

  1. Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. – СПб: Речь, 2012.
  2. Алберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. – СПб: Питер, 2012.
  3. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2013. 
  4. Берн Э.Л. "Игры, в которые играют люди" Психология человеческих взаимоотношений. – М.: Эксмо, 2012.
  5. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб: Речь, 2013.
  6. Греков А. Тренинг развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. - СПб: Питер, 2012.
  7. .Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф. Жизнь любит тех, кто любит её, или Как научиться мыслить красиво.- СПб: Речь, 2012.
  8. Клег Б., Бич П. Интенсивный курс: развитие личности. – М., 2010.
  9. Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007
  10. Николаенко Н. Н. Психология творчества. – СПб: Речь, 2012.
  11. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. М. Р. Битяновой. – СПб: Речь, 2012.
  12. Рязанова Д. В. Тренинг с подростками: с чего начать? – М.: Дрофа-Плюс,, 2010.
  13. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – СПб: Питер, 2010.
  14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2010.
  15. Шурхут С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб: Речь, 2010. 

       Для родителей

  1. Баркан А. Дети нашего времени.- М.: Дрофа-Плюс, 2011.
  2. Баркан А. Ультрасовременный ребенок.- М.: Дрофа-Плюс, 2009.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком как? – М.: АСТ, Астрель, 2010. 
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2010
  5. Корчак Я. Как любить ребенка – М.: У-Фактория, 2012.
  6. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. М., 2011.
  7. Некрасова З., Некрасова Н. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать потом.- София, 2010 г.
  8. Популярная психология для родителей /Под ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. – М.: Дрофа-Плюс, 2011
  9. Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,2012

                        Для детей:

  1. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог.- СПб: Речь, 2013.
  2. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям.- М.: Аудиокнига, 2012.
  3. 3. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них    самих. М., 2010.
  4. Прихожан А.М. Психология неудачника.- М., 2011. 
  5. Я выбираю профессию (информационное издание), «Янтарная   летопись», 2010

               Оценочные материалы

Тест-опросник родительского отношения   к ребенку

Если вы согласны с высказыванием, то обведите в кружок его номер.                                                                                                1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю свои долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если он его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8  Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально - чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за стоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 Ключи к опроснику
1. шкала. "Принятие - отвержение"
"да" - 4,8,10,12,14,15,16,18,23,24.26,29,39,40,42,44,46,47,49,51,52,55,60;
"нет" -3,20,27.37,38,43,45,53,56;
Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируют.
По остальным шкалам учитывают только положительные ответы.
2 шкала
. "Кооперация" 4 6, 9, 21,25, 31,33,34,35,36.
3 шкала.
"Симбиоз": 1,5.7,28,32,41,58.
4 шкала.
"Авторитарная гиперсоциализация": 2,19,30,48,50,57,59.
5-я шкала.
"Маленький неудачник": 9,11.13,17,22,28,54,61.
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируются как:
1 - отвержение,  2-  социальная желательность,  3 – симбиоз,  4 –гиперсоциализация,5 - инфантилизация.

"Принятие - отвержение" - отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

"Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка. Старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

"Симбиоз" - отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, т.е. родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставит ребенку самостоятельности никогда.

"Авторитарная гиперсоциолизация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

"Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей  жизни и строго контролировать его действия

                      Анкета по выявлению трудновоспитуемых детей.

Инструкция

Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.

Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.

                                                     АНКЕТА № 1

  1. Интересно ли тебе на уроках?
  2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
  3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
  4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
  5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
  6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
  7. Сам ли стираешь себе рубашки?
  8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
  9. Помогаешь ли дома по хозяйству?
  10. . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
  11. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
  12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
  13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
  14. Куришь ли ты?
  15. Приходилось ли убегать из дома?

АНКЕТА № 2

  1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
  2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
  3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
  4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
  5. Случалось ли быть участником драки в школе?
  6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
  7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
  8. Пытался ли избегать общественных поручений?
  9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
  10. Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
  11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
  12. Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
  13. Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
  14. Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
  15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

АНКЕТА № 3

  1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
  2. Выполняешь ли ты домашние задания?
  3. Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
  4. Вежлив ли со взрослыми вне школы?
  5. Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
  6. Считаешься ли с мнением родителей?
  7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
  8. Выбирали ли тебя в актив класса?
  9. Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
  10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
  11. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
  12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
  13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
  14. Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
  15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

6 > N > 3

I начальный уровень трудновоспитуемости

30 > N > 15

3 > N > 0

II - дезорганизаторы

15 > N > 0

N < 0

III - особо трудные

N < 0

Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)

  1. уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
  2. уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
  3. уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

                       Состояние здоровья и самочувствия

Выберите тот или иной вариант ответа и напишите его на отдельном листке.

  1. Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше вас?
  • возьмете "ноги в руки", чтобы догнать его;
  • пропустите его: будет следующий;
  • несколько ускорите шаг - быть может, он подождет вас.
  1. Пойдете ли вы в поход в компании людей значительно моложе вас?
  • нет, вы вообще не ходите в походы;
  • да, если они вам хоть немного симпатичны;
  • неохотно, потому что это может быть утомительно.
  1. Если у вас выдался более тяжелый учебный день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать вечером что-либо, обещающее быть интересным?
  • вовсе не пропадает;
  • желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного;
  • да, потому что вы можете получить от этого удовольствие, только отдохнув.
  1. Каково ваше мнение о турпоходе всей семьей?
  • вам нравится, когда это делают другие;
  • вы бы с удовольствием к ним присоединились;
  • нужно бы попробовать разок, как вы будете себя чувствовать в таком походе.
  1. Что вы охотнее и чаще всего делаете, когда устаете?
  • ложитесь спать;
  • пьете чашку крепкого кофе;
  • долго гуляете на свежем воздухе.
  1. Что важнее всего для поддержания хорошего самочувствия?
  • нужно побольше есть;
  • необходимо много двигаться;
  • нельзя слишком переутомляться
  1. Принимаете ли вы регулярно лекарства?
  • не принимаю даже во время болезни;
  • нет, в крайнем случае принимаю витамины;
  • да, принимаю
  1. Какое блюдо вы предпочтете?
  • гороховый суп с копченым окороком;
  • мясо, жаренное на решетке, с овощным салатом;
  • пирожное с кремом или взбитыми сливками
  1. Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь на отдых?
  • чтобы были все удобства;
  • чтобы была вкусная еда;
  • чтобы была хотя бы минимальная возможность заниматься спортом


Формирование представлений о здоровом образе жизни

Анкета

  1. Что заставляет тебя употреблять спиртное?
  • встреча с друзьями;
  • праздники;
  • одиночество, невезение в жизни;
  • семейные драмы;
  • иное;
  • не употребляю.
  1. Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (Назовите)
  2. В каком классе ты первый раз попробовал закурить?
  3. Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.
  4. Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому (по десятибалльной системе).

    АНАЛИЗ (к п.5):
  • 10,9 - чрезмерная забота о здоровье;
  • 7,8 - хорошая;
  • 5,6 - средняя (пересмотреть свой образ жизни, отдельные привычки);
  • 4 и меньше - недостаточная (нездоровый образ жизни).

Анкета
"Приобщение к здоровому образу жизни"

  1. Есть ли у тебя друзья, которые употребляют алкогольные напитки?
  2. Как ты относишься к тезису: "Курить - это модно"?
  3. Есть ли у тебя друзья, которые курят?
  4. Пробовал ли ты курить? Если да, то какое ощущение ты испытывал?
  5. Что такое наркотики?

Спросите себя:

  • "Как я отношусь к своей внешности?"
  • Нравится ли вам, как вы выглядите"
  • Не вызывает ли у вас ваша внешность чувства неловкости?

"Формирование полового самосознания и здорового образа жизни"
Недописанный тезис

"Быть счастливым значит быть здоровым …"
"Курить значит стать взрослее …"
"Наркотик убивает жизнь …"

Шкалирование

Курение     Алкоголь     Наркотики        Спорт
    да                  да                    да                     да
____________________________________________________

   нет                нет                  нет                    нет

Помогает выявить отношение учащихся к так называемым вредным привычкам, определить "болевые" точки.

Вредные привычки

Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.

Анкета помогает получить информацию:

  • о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;
  • дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;
  • помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;
  • дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.

Анкета для учащихся 5 - 10 классов

  1. С какого возраста, по твоему, человеку можно
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Пробовал ли ты (да, нет)
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
  2. Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
  • куришь
  • употребляешь спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
  • положительного:
  • отрицательного:
  1. Твои родители
  • курят
  • употребляют спиртные напитки
  • наркотические вещества
    отец:
    мать:
  1. Как родители относятся к твоим привычкам?
  • запрещают категорически
  • осуждают
  • безразлично
  1. Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
    юношам -
    девушкам -

Что мы знаем о курении
Тест
При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".

  1. Подростки курят, чтобы "быть как все".
  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
  4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
  6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
  8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
  9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку

Коллекция педагогического инструментария

Мотивы учения (анкеты)

Для выявления существующих у ребят мотивов учения можно использовать разные тесты. Предлагается вашему вниманию 2 теста. Первый направлен на определение структуры мотивов, второй на определение их уровня. (По книге «Познай себя» - Ставрополь, 1995г.)

Анкета №1

Порядок работы с анкетой.

Ребята! В анкете дается несколько утверждений. Для того чтобы получить хороший результат, прочитайте пункт анкеты, прислушайтесь к своим мыслям, ощущениям, желаниям и, если они совпадают с содержанием пункта, подчеркните его.

Анкета – тест

Я учусь потому, что:

1) на уроках по _____________________________________________________

__________________________________________________________________ (впишите название предмета) хорошая обстановка;

2) заставляют родители;

3) хочу получать хорошие оценки;

4) надо подготовиться к будущей профессии;

5) в наше время быть в обществе незнайкой нельзя;

6) хочу завоевать авторитет среди товарищей;

7) нравится узнавать новое;

8) нравится учитель (указать ФИО) ____________________________________

__________________________________________________________________ 9) хочу избежать плохих отметок и неприятностей;

10) хочу больше знать;

11) мне приятно думать, соображать;

12) хочу быть первым учеником.

Обработка результатов

  1. Провести классификацию мотивов.
  • Пункты 4,5 выражают широкий социальный мотив. Это означает, что у школьника выражена направленность на человека или общество, он проявляет понимание социальной значимости образования, ответственности за его качество, чувство долга.
  • Пункт 1 – мотив благополучия
  • Пункты 8, 11 – мотив эмоциональный
  • Пункты 6, 12 – мотив престижа
  • Пункты 2, 9 – мотив противодействия угнетению
  • Пункт 3 – узкий социальный мотив. Свидетельствует о стремлении занять определенное положение в коллективе, получить одобрение одноклассников
  1. По каждому ученику:
  • Выявляют ведущие мотивы;
  • Определяют их разнообразие
  • Смотрят, какие мотивы преобладают
  • Составляют план работы по формированию мотивации

Анкета 2 «Мотивация к успеху»

На предлагаемые высказывания ответьте «Да», если вы с ними согласны, или «Нет», если не согласны.

  1. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу хорошо, на все 100% выполнить задание.
  2. Когда я работаю, я все «ставлю на карту».
  3. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
  4. Если у меня 2 дня подряд нет дела, я теряю покой.
  5. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
  6. По отношению к себе я более строг, чем к другим.
  7. Я доброжелателен.
  8. Если я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что я добился бы успеха.
  9. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
  10. Меня более привлекает другая работа, чем учеба, которой я сейчас занят.
  11. Порицание действует на меня сильнее, чем похвала.
  12. Я знаю, что мои товарищи считают меня деловым.
  13. Препятствия делают мои решения более твердыми.
  14. У меня легко вызвать чувство честолюбия.
  15. Если я работаю без вдохновения, это заметно.
  16. Иногда я откладываю то, что должно быть сделано сейчас.
  17. Я полагаюсь только на себя.
  18. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
  19. Я не очень честолюбив.
  20. В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро в школу, скоро учиться.
  21. Когда я расположен к работе, я делаю ее очень хорошо.
  22. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
  23. Когда у меня нет дела, я чувствую, что мне не по себе.
  24. Мне приходится выполнять ответственные задания чаще, чем другим.
  25. Если мне нужно принять решение, я стараюсь его обдумать и взвесить.
  26. Мои друзья считают меня ленивым.
  27. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих друзей.
  28. Я обычно обращаю мало внимания на мои достижения.
  29. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает лучшие результаты,
  30. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
  31. Я завидую людям, которые не загружены работой.
  32. Когда я уверен, что стою на правильном пути, меня невозможно переубедить.

Обработка результатов.

Подсчитать количество баллов в соответствии с ключом, за каждое совпадение 1 балл

  1. Да
  2. Да
  3. Нет
  4. Да
  5. Нет
  6. Да
  7. Да
  8. Да
  9. Нет
  10. Нет
  11. Нет
  1. Да
  2. Да
  3. Да
  4. Нет
  5. Нет
  6. Да
  7. Нет
  8. Нет
  9. Да
  10. Да
  11. Да
  1. Да
  2. Да
  3. Да
  4. Нет
  5. Нет
  6. Нет
  7. Нет
  8. Нет
  9. Нет
  10. Да

  От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху

От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации

От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации

Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации.

Для успешного осуществления деятельности необходимы средний и умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Исследования показали – чем выше уровень мотивации человека к успеху, тем ниже его готовность к риску.

Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников

Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6 – 9-х классов, однако можно использовать его и в 10 – 11-х классах

Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.

  1. Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе.
  2. Родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе.
  3. Я очень люблю узнавать что-то новое.
  4. Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.
  5. Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником.
  6. Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание.
  7. Я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям.
  8. Меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость.
  9. Я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания.
  10. Я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую работу.
  11. Школа для меня, прежде всего место общения с друзьями.
  12. Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово  не тратить в школе столько времени на уроки.
  13. Учеба для меня сейчас – одна из основных сфер, где я могу проявить себя.
  14. Ребята в нашем классе не будут хорошо относится к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги.
  15. Мое образование часто становится темой для разговоров в нашей семье.
  16. Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия.
  17. Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.
  18. Когда  я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники.
  19. Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу.
  20. Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания.
  21. Я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке.
  22. Я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость.
  23. Мне важно вырасти культурным, образованным человеком.
  24.  Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал.
  25. Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками.
  26. Я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.
  27. Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга.
  28. Для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе.
  29. Мне нравится придумывать новые способы решения задач.
  30. Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.
  31. Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.
  32. Мне нравится, когда учитель в конце урока перечисляет учеников, чья работа на уроке была самой лучшей.
  33. Мне очень важно, чтобы родители считали меня способным учеником.
  34. Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю: это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником.
  35. Я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником.
  36. Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой ВУЗ я буду поступать, и какие знания мне для этого понадобятся.
  37. Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками.
  38. Я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены.
  39. Я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее.

БЛАНК ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

3

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. При ответе «да» начисляется 1 балл, при ответе «нет» - 0. Подсчитывается сумма баллов в каждом столбце.  При этом каждый столбец соответствует определенной шкале:

1 столбец – шкала 1а

2 столбец – шкала 1б

3 столбец – шкала 2

4 столбец – шкала 3

5 столбец – шкала 4а

6 столбец – шкала 4б

7 столбец – шкала 4в

8 столбец – шкала 5а

9 столбец – шкала 5б

10 столбец – шкала 6

11 столбец – шкала 7

12 столбец – шкала 8

13 столбец – шкала 9

  1. Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал:

Шкала 10 – среднее по шкалам 4а и 7

Шкала 11 – среднее по шкалам 4в и 5б

Шкала 12 – среднее по шкалам 4б  и 5а

  1. Проводится анализ индивидуальных результатов.
  2. Составляется сводная таблица на класс, подсчитывается средний балл по каждой шкале на класс.
  3. Проводится анализ группового результата.

ИНТЕПРЕТАЦИЯ ШКАЛ

Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учебы в классе и в семье. По ним мы можем судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.

Шкала 1а – Престижность учебы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального результата мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата – объективный показатель  престижности этой характеристики в группе.

Шкала 1б – Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье подростка является такая характеристика, как учебная успешность.

Шкалы 2 – 9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе).

Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.

Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.

Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся, прежде всего, ради похвалы, признания, поощрения.

Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.

Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны педагогов.

Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны родителей.

Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся, прежде всего, потому, что боятся, что иначе их будут ругать, наказывать.

Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.

Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.

Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.

Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками.  Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы, прежде всего, в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.

Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося, прежде всего, в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.

Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе и пр.

Шкалы 10 – 12 представляют собой дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы – одноклассников, семьи или школы.

Шкала 10. Влияние одноклассников.

Шкала 11. Влияние семьи.

Шкала 12. Влияние школы.

Опросник «Чувства к школе»

Класс___________ Ф.И._________________________________________

Инструкция. Ниже приведены 16 чувств. Выбери и отметь знаком «+» те, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.

Я испытываю в школе

Да

Спокойствие

Усталость

Скуку

Радость

Уверенность в себе

Беспокойство

Неудовлетворенность собой

Раздражение

Сомнение

Обиду

Чувство унижения

Страх

Тревогу за будущее

Благодарность

Симпатию к учителям

Желание приходить сюда

Опросник «Отношение к учебным предметам»

Инструкция. Напротив предмета в одной из трех граф поставь «+», выразив свое отношение.

Предмет

Изучаю с интересом

Равнодушен

Не люблю

1

Русский язык

2

Литература

3

Иностранный язык

4

Математика

5

История

6

Природоведение

7

Физкультура

8

Труд

9

ИЗО

10

Музыка

Анкета

Инструкция. Выбери ответ на вопрос и поставь «+»

  1. Тебе нравится в школе?

Нравится

Не очень нравится

Не нравится

  1. Утром, когда просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или хочется остаться дома?

С радостью иду в школу

Иногда с радостью иду в школу, а иногда хотелось бы остаться дома

Хочется  остаться дома

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?

Пошел бы в школу

Не знаю          

Остался бы дома

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Нравится

Не очень нравится

Не нравится

  1. Ты бы хотел, чтобы не задавали домашние задания?

Хотел бы, чтобы задавали домашние задания

Не знаю          

Не хотел бы, чтобы задавали домашние задания

  1. Ты бы хотел, чтобы в школе остались только определенные предметы?

Хотел бы, чтобы остались все предметы

Не знаю          

Хотел бы, чтобы остались только некоторые предметы

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Часто    

Редко              

Никогда    

  1. Ты бы хотел, чтобы у тебя были менее строгие учителя?

Не хотел бы, чтобы учителя были менее строгие

Не знаю          

Хотел бы, чтобы учителя были менее строгие

  1. У тебя в классе много друзей?

Много    

Мало            

У меня нет друзей в классе

  1.  Тебя нравятся твои одноклассники?

Нравятся

Не очень нравятся

Не нравятся

Причины школьной дезадаптации

Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителями. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.

Основными признаками школьной дезадаптации являются: затруднения ребенка в учебе, агрессивное поведение по отношению к педагогам и одноклассникам, чрезмерная активность и подвижность, повышенная возбудимость, тревожность, неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.

Различают два типа дезадаптированных учеников:

- школьники, которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) – это, так называемые «трудные дети»;

- учащиеся, которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

Для оценки причин дезадаптации пятиклассников к новым условиям обучения и для выявления способов ее преодоления нами проведена диагностика с помощью опросников «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»; анкеты «Школьная адаптация»

Опросник «Шкала чувств» содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8, отметить «+» те, которые наиболее часто испытывает учение в школе.

После обработки анкет получаем сумму в баллов (в%), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы до 45 – 50%. Если на фоне одного -двух негативных чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода.

СОЦИОМЕТРИЯ.

ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ  М. ЛЮШЕРА.

Необходимое оборудование: бумага, ластик, простой карандаш, цветные карандаши (фломастеры).

        Ребенку предлагается на листе бумаги нарисовать круг, в котором пишет «Я», таким образом определяя своё положение в социуме, затем предлагается на оставшемся пространстве нарисовать круги, в каждый из которых вписывает значимое для себя лицо (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, друг, родственник, домашнее животное). Затем на оставшемся пространстве листа ребенок размещает по отношению к кругу «Я» другие круги – класс, школа, классный руководитель, учитель, улица. Круги рисует разноцветные, сам выбирает цвета. Затем предлагается соединить стрелками круг «Я» со всеми кругами.

Стрелки могут быть разноцветные, указывать одно или два направления.

        Видимая длина стрелок по отношению к «Я» определяет степень отчужденности ребенка. Цвет кругов и линий расскажут о его психологическом состоянии, об отношении к нарисованному объекту или субъекту.

        «Серый» - безразличие.

        «Синий»- спокойствие.

        «Зеленый»- проявление воли к действию, упорство, настойчивость.

        «Красный»- активность действий, успех, активная жизненная позиция.

        «Жёлтый»- стремление к освобождению, надежда на лучшее, на прекращение конфликта.

        «Фиолетовый»- мечтательность, тревожность, желаемое видится реальным.

        «Коричневый»- пассивное восприятие мира, семейный уют, безопасность, стадное чувство.

        «Черный»- протест против существующего положения, отвержение субъекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Новые грани биологической науки"

Программа для 101-11 клаа  на 1 час в неделю...

Участие в областном конкурсе "Наше Подмосковье - 2015". Проект "Грани успеха"

Цель проекта:Социальная защита прав детей асоциального поведения, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.Защита прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказани...

Программа "Семья и школа: грани сотрудничества"

Программа "Семья и школа: грани сотрудничества"...

ПРОГРАММА работы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха» 2015-2017 учебный год

ПРОГРАММАработы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха»2015-2017 учебный год...

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА работы с детьми подросткового возраста "Все грани успеха"

Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через от...

план работы МО воспитателей, программа "Все грани успеха"

Программы по сопровождению воспитательно-образовательного процесса направлены на развитие и коррекцию детей с отклонениями развития....


 

Комментарии

Хорошая программа. Отвечает современным требованиям