ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Гений общения».
рабочая программа по психологии по теме
Основным содержанием подросткового периода является активное овладение нормами поведения и морали, стремление занять новое место в отношениях с людьми, в связи с этим ведущей деятельностью становится общение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geniy.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 37»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: Социально-педагогическая
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Гений общения»
(Программа составлена на основе программ А.Грецова «Тренинг общения для подростков», А.Грецова «Психологические тренинги с подростками», рекомендованных РГПУ им. А.И. Герцена и опубликованных в издательском доме «Питер», Санкт-Петербург, 2005 г., 2008г.)
Возраст детей: 11-13лет
Срок реализации: 1 год
Перова Татьяна Францевна
педагог дополнительного образования
Москва
2014
Пояснительная записка
Программа является адаптированной программой А.Грецова «Тренинг общения для подростков», А.Грецова «Психологические тренинги с подростками», с использованием элементов программы Л.Анн «Психологический тренинг с подростками», И.Г. Малкиной-Пых «Кризисы подросткового возраста».
Основным содержанием подросткового периода является активное овладение нормами поведения и морали, стремление занять новое место в отношениях с людьми, в связи с этим ведущей деятельностью становится общение.
Программа тренинга общения направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.
Цель: обеспечение полноценного психического и личностного развития учащихся, успешной социализации, сохранение психического здоровья детей.
Задачи:
- Формирование базовых понятий из области психологии общения, эмоций, конфликтологии.
- Развитие навыков эффективного общения.
- Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
- Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
- Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.
- Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.
Программа «Гений общения» предназначена для знакомства подростков с элементарными знаниями и практическими навыками в области психологии человеческих взаимоотношений.
Программа включает три этапа.
I этап – ориентировочный
Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.
II этап – развивающий
Цель этапа: активизация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самопознания и саморазвития.
III этап – закрепляющий
Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.
Занятия проводятся в течение учебного года, два раза в неделю по одному часу в форме социально-психологического тренинга.
Данный курс помогает подросткам овладеть навыками общения; умением слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Участники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.
На заключительных встречах участники группы проигрывают ситуации, отражающие актуальные проблемы подростков, с использованием психодрамы.
Таким образом, социально-психологический тренинг позволяет подросткам не только получить теоретические знания, но и получить опыт практического их применения.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Кол-во занятий |
I | Ориентировочные занятия. | 13 |
1. | Актуализация темы занятий. | 2 |
2. | Правила группы. | 2 |
3. | Мы команда. | 2 |
4. | Темперамент. | 1 |
5. | Характер. | 1 |
6. | Мои интересы. | 1 |
7. | Эмоции и чувства. | 4 |
II | Развивающие занятия. | 55 |
1. | Мой стиль общения. | 1 |
2. | Я в своих глазах и глазах других людей. | 2 |
3. | Общение. Виды общения. | 2 |
4. | Эффективные приемы общения | 4 |
5. | Виды поведения: уверенное, неуверенное, агрессивное, манипулятивное. | 8 |
6. | Конфликт, причины конфликтных ситуаций. | 2 |
7. | Стратегии разрешения конфликта. | 4 |
8. | Мои права и права других людей. | 1 |
9. | Биль о правах личности. | 2 |
10. | Просьба | 2 |
11. | Обида | 2 |
12. | Гнев | 2 |
13. | Конструктивное общение – активное слушание. | 3 |
14. | Конструктивное общение – Я- высказывание. | 3 |
15 | Конструктивное общение- психологическая поддержка. | 2 |
16. | Мотивы наших поступков. | 1 |
17. | Люди значимые для меня. | 2 |
18. | Я тебя понимаю. | 1 |
19. | Помощь друг другу. | 2 |
20. | Осознание проблем в отношениях с людьми. | 3 |
21. | Техники сопротивления групповому давлению. | 4 |
22. | Игра «Необитаемый остров». | 2 |
III | Закрепляющие занятия. (Коммуникативные игры). | 8 |
1. | «Ищу Дуга». | 2 |
2. | Законы нашего государства. | 2 |
3. | «Катастрофа в пустыне». | 1 |
4. | Психодрама. | 2 |
5. | Портрет нашей группы. | 1 |
Итого: | 76 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Ориентировочные занятия посвящены актуализации предлагаемой темы встреч, группа знакомится и принимает правила группы, сплочение группы.
Развивающие занятия посвящены овладению конструктивными навыками и приемами межличностного взаимодействия, элементарными знаниями по конфликтологии, техниками сопротивления групповому давлению.
Закрепляющие занятия позволяют обобщить полученные знания и опыт, участники группы проигрывают ситуации, отражающие актуальные проблемы подростков, с использованием психодрамы.
Таким образом, социально-психологический тренинг позволяет подросткам не только получить теоретические знания конструктивного взаимодействия, но и получить опыт практического их применения.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Занятия проводятся в форме социально-психологического тренинга с использованием развивающей диагностики.
Основная идея тренинга заключается в том, чтобы помочь подростку стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на самопознание и саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими своих сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, развитие коммуникативных способностей и формирование активной ученической позиции.
Социально-психологический тренинг в полной мере позволяет решать эти задачи, так как является активным методом групповой работы. Это форма специально организованного общения по определенным правилам.
Особенности тренинга как групповой работы:
- Отражение общества в миниатюре.
- Облегчение процесса самораскрытия, самоисследования и самопознания.
- Обучение школьников новым умениям, навыкам конструктивного взаимодействия.
- Идентификация себя с другими.
- Противодействие отчуждению, помощь в решении межличностных проблем.
- Получение обратной связи и поддержки.
- Помощь в прояснении проблем каждого школьника.
Главной целью социально-психологического тренинга является развитие личности. Наряду с этой первостепенной задачей есть и ряд сопутствующих целей:
а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;
б) формирование активной социальной позиции школьников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
в) повышение уровня психологической культуры.
Общие цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах:
- Овладение определенными социально-психологическими знаниями.
- Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
- Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
- Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
В структуру занятия включены основные этапы групповой работы.
Занятие состоит из трех частей:
- Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации, созданию непринужденной атмосферы, сплоченности и настрою группы на занятия.
- Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя упражнения и задания, направленные на главную цель занятия.
- Рефлексия занятия. В конце каждого занятия отводится время на обмен мнениями, впечатлениями между участниками. Это помогает каждому понять себя, а ведущему проследить динамику группы.
Работа в форме социально-психологического тренинга с использованием психодрамы и коммуникативных игр позволяет подросткам овладеть коммуникативной, автономизационной и социальной компетенциями, что помогает решать различные проблемы в повседневной, учебной и социальной жизни.
Список литературы:
- А.Грецов «Тренинг общения для подростков», «Питер», Санкт-Петербург, 2005
- А.Грецов «Психологические тренинги с подростками», «Питер», Санкт-Петербург, 2008.
- Л.Анн «Психологический тренинг с подростками», «Питер», Санкт-Петербург, 2003.
- А. Микляева «Я – подросток. Мир эмоций», издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2003
- Вачков И. «Основы технологии группового тренинга. Психотехники» «Ось-89» 1999
- Захаров В.П. «Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания» ЛГТУ 1990
- Смит Р. «Групповая работа с детьми и подростками» «Генезис» М 1999
- «Подросток на перекрестке эпох» под ред. Кривцовой С.В. «Генезис» М 1997
- «Руководство практического психолога» под ред. Дубровиной И.В. М 1995
- Александровская Э.М., Кокурина Н.И. «Психологическое сопровождение подростков в школе» М 2000
- Марасанов Г.И. «Социально-психологический тренинг» М 1998
- Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми» С-П 2003
- Хрящева Н.Ю. «Психогимнастика в тренинге» М 1999
- Фопель «Как научить детей сотрудничать?» М 2001
- Фопель «Рабочие материалы для ведущего группы» М 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Азбука общения"
Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...
КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Азбука общения» социально-педагогической направленности Тема: «Снег - снежок»
КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Азбука общения» социально-педагогической направленности Тема: «Снег - снежок» ...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...