ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Гений общения».
рабочая программа по психологии по теме

Перова Татьяна Францевна

Основным содержанием подросткового периода является активное овладение нормами поведения и морали, стремление занять новое место в отношениях с людьми, в связи с этим ведущей деятельностью становится общение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geniy.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 37»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: Социально-педагогическая

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Гений общения»

(Программа составлена на основе программ А.Грецова «Тренинг общения для подростков», А.Грецова «Психологические тренинги с подростками», рекомендованных РГПУ им. А.И. Герцена и опубликованных в издательском доме «Питер», Санкт-Петербург, 2005 г., 2008г.)

 

Возраст детей: 11-13лет

 Срок реализации: 1 год

Перова Татьяна Францевна

педагог дополнительного образования

                                                         

Москва

              2014

Пояснительная записка

Программа является адаптированной программой А.Грецова «Тренинг общения для подростков», А.Грецова «Психологические тренинги с подростками», с использованием элементов программы Л.Анн «Психологический тренинг с подростками», И.Г. Малкиной-Пых «Кризисы подросткового возраста».

Основным содержанием подросткового периода является активное овладение нормами поведения и морали, стремление занять новое место в отношениях с людьми, в связи с этим ведущей деятельностью становится общение.

Программа тренинга общения направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

Цель: обеспечение полноценного психического и личностного развития учащихся, успешной социализации, сохранение психического здоровья детей.

Задачи:

  • Формирование базовых понятий из области психологии общения, эмоций, конфликтологии.
  • Развитие навыков эффективного общения.
  • Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
  • Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
  • Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.
  • Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.

Программа «Гений общения» предназначена для знакомства подростков с элементарными знаниями и практическими навыками в области психологии человеческих взаимоотношений.

Программа включает три этапа.

I этап – ориентировочный  

Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.

II этап – развивающий

Цель этапа: активизация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самопознания и саморазвития.

III этап – закрепляющий

Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.

  Занятия проводятся в течение учебного года, два раза в неделю по одному часу в форме социально-психологического тренинга.

Данный курс помогает подросткам овладеть навыками общения; умением слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Участники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.

На заключительных встречах участники группы проигрывают ситуации, отражающие актуальные проблемы подростков, с использованием психодрамы.

Таким образом, социально-психологический тренинг позволяет подросткам не только получить теоретические знания, но и получить опыт практического их применения.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Кол-во занятий

I

Ориентировочные занятия.

13

1.

Актуализация темы занятий.

2

2.

Правила группы.

2

3.

Мы команда.

2

4.

Темперамент.

1

5.

Характер.

1

6.

Мои интересы.

1

7.

Эмоции и чувства.

4

II

Развивающие занятия.

55

1.

Мой стиль общения.

1

2.

Я в своих глазах и глазах других людей.

2

3.

Общение. Виды общения.

2

4.

Эффективные приемы общения

4

5.

Виды поведения: уверенное, неуверенное, агрессивное,  манипулятивное.

8

6.

Конфликт, причины конфликтных ситуаций.

2

7.

Стратегии разрешения конфликта.

4

8.

Мои права и права других людей.

1

9.

Биль о правах личности.

2

10.

Просьба

2

11.

Обида

2

12.

Гнев

2

13.

Конструктивное общение – активное слушание.

3

14.

Конструктивное общение – Я- высказывание.

3

15

Конструктивное общение- психологическая поддержка.

2

16.

Мотивы наших поступков.

1

17.

Люди значимые для меня.

2

18.

Я тебя понимаю.

1

19.

Помощь друг другу.

2

20.

Осознание проблем в отношениях с людьми.    

3

21.

Техники сопротивления групповому давлению.

4

22.

Игра «Необитаемый остров».

2

III

Закрепляющие занятия.

 (Коммуникативные игры).

8

1.

«Ищу Дуга».

2

2.

Законы нашего государства.

2

3.

«Катастрофа в пустыне».

1

4.

Психодрама.

2

5.

Портрет нашей группы.

1

                         Итого:

76

Содержание дополнительной образовательной программы

Ориентировочные занятия посвящены актуализации предлагаемой темы встреч, группа знакомится и принимает правила группы, сплочение группы.

Развивающие занятия посвящены овладению конструктивными навыками и приемами межличностного взаимодействия, элементарными знаниями по конфликтологии, техниками сопротивления групповому давлению.

Закрепляющие занятия позволяют обобщить полученные знания и опыт, участники группы проигрывают ситуации, отражающие актуальные проблемы подростков, с использованием психодрамы.

Таким образом, социально-психологический тренинг позволяет подросткам не только получить теоретические знания конструктивного взаимодействия, но и получить опыт практического их применения.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Занятия проводятся в форме социально-психологического тренинга с использованием развивающей диагностики.

Основная идея тренинга заключается в том, чтобы помочь подростку стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на самопознание и саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими своих сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, развитие коммуникативных способностей и формирование активной ученической позиции.    

Социально-психологический тренинг в полной мере позволяет решать эти задачи, так как является активным методом групповой работы. Это форма специально организованного общения по определенным правилам.

Особенности тренинга как групповой работы:

  1. Отражение общества в миниатюре.
  2. Облегчение процесса самораскрытия, самоисследования и самопознания.
  3. Обучение школьников новым умениям, навыкам конструктивного взаимодействия.
  4. Идентификация себя с другими.
  5. Противодействие отчуждению, помощь в решении межличностных проблем.
  6. Получение обратной связи и поддержки.
  7. Помощь в прояснении проблем каждого школьника.

       Главной целью социально-психологического тренинга является развитие личности. Наряду с этой первостепенной задачей есть и  ряд сопутствующих целей:  

       а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими; 

       б) формирование активной социальной позиции школьников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

       в) повышение уровня психологической культуры.

       Общие цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах:

  • Овладение определенными социально-психологическими знаниями.
  • Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
  • Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
  • Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.                      

В структуру занятия включены  основные этапы групповой работы.

Занятие состоит из трех частей:

  1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации, созданию непринужденной атмосферы, сплоченности и настрою группы на занятия.
  2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя упражнения и задания, направленные    на главную цель занятия.
  3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия отводится время на обмен мнениями, впечатлениями между участниками. Это помогает каждому понять себя, а ведущему проследить динамику группы.

Работа в форме социально-психологического тренинга с использованием психодрамы и коммуникативных игр позволяет подросткам овладеть коммуникативной, автономизационной и социальной компетенциями, что помогает решать различные проблемы в повседневной, учебной и социальной жизни.

Список литературы:

  1. А.Грецов «Тренинг общения для подростков», «Питер», Санкт-Петербург, 2005
  2. А.Грецов «Психологические тренинги с подростками», «Питер», Санкт-Петербург, 2008.
  3. Л.Анн «Психологический тренинг с подростками», «Питер», Санкт-Петербург, 2003.
  4. А. Микляева «Я – подросток. Мир эмоций», издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2003
  5. Вачков И. «Основы технологии группового тренинга. Психотехники» «Ось-89» 1999
  6. Захаров В.П. «Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания» ЛГТУ 1990
  7. Смит Р. «Групповая работа с детьми и подростками» «Генезис» М 1999
  8. «Подросток на перекрестке эпох» под ред. Кривцовой С.В. «Генезис» М 1997
  9. «Руководство практического психолога» под ред. Дубровиной И.В. М 1995
  10. Александровская Э.М., Кокурина Н.И. «Психологическое сопровождение подростков в школе» М 2000
  11. Марасанов Г.И. «Социально-психологический тренинг» М 1998
  12. Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми» С-П 2003
  13. Хрящева Н.Ю. «Психогимнастика в тренинге» М 1999
  14. Фопель «Как научить детей сотрудничать?» М 2001
  15. Фопель «Рабочие материалы для ведущего группы» М 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Азбука общения"

Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...

КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Азбука общения» социально-педагогической направленности Тема: «Снег - снежок»

КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Азбука общения» социально-педагогической направленности Тема: «Снег - снежок» ...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...