Программа "Психология общения"
методическая разработка (психология, 7 класс) по теме
Настоящая программа предназначена для развития коммуникативных способностей и мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков.
Отличительными особенностями программы является то, что содержание ее включает небольшой объем теоретического материала, занятия строятся в основном из практических заданий, тренинговых упражнений, самонаблюдений, самоанализов, что позволяет детям приобретать практические навыки в области психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_psihologiya_cheloveka.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
программа
«Психология общения»
Возрастной диапазон: 12 – 14 лет
срок реализации – 1 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
- Тип программы
авторская, адаптированная
- По целевой установке
учебно-познавательная
- Образовательная область
культурная
- Направление деятельности
социально-педагогическая
Способ освоения содержания образования
репродуктивная; алгоритмическая
- Уровень освоения содержания образования
общекультурный
- Уровень реализации программы
основное общее образование
- Форма реализации программы
групповая
- Продолжительность реализации программы
одногодичная
- По полу:
смешанное
- По возрасту:
12 – 14 лет
«Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения».
А.Сент-Экзюпери.
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для развития коммуникативных способностей и мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков.
Актуальность программы
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности. Именно в общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, выработанным человечеством, в процессе общения индивид «присваивает» те духовные богатства, которые созданы другими людьми, и вместе с тем привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои познавательные высшие способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Умению общаться необходимо учиться в течение всей жизни. С возрастом человек должен овладевать этим умением на все более высоком уровне. Особенно эта проблема актуальна в подростковом возрасте, т.к. центральным моментом в этом возрасте становится общение со сверстниками, взрослыми. На этом возрастном этапе общение приобретает особую смысловую ценность. Мотивация межличностных отношений определяет все многообразие отношений индивида с другими людьми и в значительной мере определяет психологическое благополучие индивида, являясь показателем личностного здоровья. Мотивационно-смысловая система школьников 12-14 лет еще не сформирована и открыта позитивным изменениям.
Отличительными особенностями программы является то, что содержание ее включает небольшой объем теоретического материала, занятия строятся в основном из практических заданий, тренинговых упражнений, самонаблюдений, самоанализов, что позволяет детям приобретать практические навыки в области психологии.
Цель программы: развитие коммуникативных способностей, мотивов межличностных отношений.
Задачи:
- формирование умений и навыков в области коммуникативной компетентности;
- развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;
- позитивное развитие мотивов межличностных отношений.
Структура программы
Представленная программа состоит из четырех разделов:
- "Приятно с вами познакомиться"
Задачи раздела:
- Формировать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
- Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности,
понимание индивидуальных особенностей других людей.
- "Язык жестов и мимики"
Задачи раздела:
- Учить понимать состояние и настроение других людей, обращая внимание на невербальные средства общения.
- Развивать умение использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
- "Давай поговорим"
Задачи раздела:
- Познакомить детей с некоторыми психологическими правилами ведения разговора; приемами, способствующими достижению понимания между собеседниками.
- Развивать умение слушать собеседника.
- Формировать уверенное, убеждающее поведение.
- Развивать выдержку, способность управлять своим поведением.
- Обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях.
- "Мир чувств"
Задачи раздела:
- Учить детей осознавать и контролировать свои эмоции.
- Формировать у детей умение распознавать эмоциональную реакцию других людей.
- Развивать умение сочувствовать, сопереживать людям.
Методы и формы обучения:
- лекции, беседы, обсуждения, дискуссии;
- имитационные, ролевые, деловые игры;
- метод «репетиции поведения»;
- элементы психогимнастики;
- «мозговой штурм»;
- психологическое тестирование;
- техники и приемы саморегуляции;
- метод направленного воображения.
Общие методические принципы работы по данной программе:
- Занятия проводятся один раз в неделю.
- Форма работы: групповая. Выбор данной формы обусловлен тем, что психологические проблемы ребенка (неумение общаться, конфликтность, замкнутость, агрессивность и т.д.) проявляются прежде всего в общении со сверстниками, и в этом же общении формируются полезные психологические навыки.
- Продолжительность занятий - 45 минут с 15-минутным перерывом.
- Набор в группу осуществляется на добровольной основе с согласия родителей или лиц, их заменяющих. Наполняемость группы не более 28 человек.
- На занятиях необходимо особо заботиться о создании атмосферы открытости и спонтанности, где каждый из участников может делиться своими чувствами и личным опытом без боязни быть осужденным или не принятым сверстниками.
- Данная программа составлена для подростков 12 – 14 лет.
- Программа одногодичная рассчитана на 36 часов. Теоретический курс составляет 6,5 часов. Практический курс - 29,5 часов.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий необходимо:
- Отдельное помещение. Помещение для проведения занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу.
- Мебель (парты, стулья).
- Ручки.
- Бумага для рисования и для записей.
- Цветные карандаши.
- Магнитофон.
- Записи с релаксационной музыкой.
- Раздаточный материал (фотографии людей с различными эмоциональными состояниями, пиктограммы, карточки, листы с правилами и т.д.).
- Методическая литература.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | кол-во часов | в том числе | |
теория | практика | |||
"Приятно с вами познакомиться" | ||||
1 | Вводное занятие. ТБ. | 1 | 1 | 0 |
"Язык жестов и мимики" | ||||
2 | Невербальные средства общения. | 3 | 1 | 2 |
3 | Внимание к поведению другого | 2 | 0 | 2 |
"Давай поговорим" | ||||
4 | Речевые средства общения | 1 | 0 | 1 |
5 | Умение слушать. | 3 | 1 | 2 |
6 | Умение вести разговор. | 3 | 1 | 2 |
7 | Умение говорить комплименты | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Поведение уверенное, неуверенное, агрессивное | 3 | 0 | 3 |
9 | Конструктивное преодоление конфликтов | 5 | 1 | 4 |
"Мир чувств" | ||||
10 | Эмоции и чувства | 4 | 1 | 3 |
11 | Методы и приемы саморегуляции | 3 | 0 | 3 |
12 | Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности. | 2 | 0 | 2 |
13 | Чувство эмпатии. Толерантность в отношениях с людьми. | 4 | 0 | 4 |
14 | Итоговое занятие. | 1 | 0 | 1 |
Итого | 36 | 6,5 | 29,5 |
Содержание курса
"Приятно с вами познакомиться"
- Введение
Понятие общения.
Сообщение цели, задач программы.
Знакомство с правилами поведения на занятиях.
Упражнения: «Пересядьте все те, кто…», «Я и мое имя», «Ассоциации», «Футболка с надписью»
"Язык жестов и мимики"
- Невербальные средства общения
Понятия: общение вербальное и невербальное. Невербальные средства общения: мимика, жесты, позы, походка, межличностное пространство..
Упражнения: «Автобус», «Через стекло», «Таможня», «Крокодил», «Шериф».
- Внимание к поведению другого человека
Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов»
Упражнения: «Вживание в образ», «Продемонстрируй состояние», «Узнай по фотографии»
Анализ ситуаций
"Давай поговорим"
- Речевые средства общения
Понятия: речевые средства общения: интонация, темп и громкость речи, форма изложения.
Упражнения: «Эмоциональная фраза», «Скажи, как…»
- Умение слушать
Понятия: методы активного слушания: перефразирование, отражение чувств, резюмирование.
Упражнения: «Испорченный телефон», «Аквариум» «Спина к спине», «С закрытыми глазами».
- Умение вести разговор
Правила ведения разговора. Приемы, способствующие достижению понимания между собеседниками.
Упражнения: «Установление контакта», «Разговор», «Телефонный разговор»
- Умение говорить комплименты
Понятие: комплимент.
Знакомство с «правилами» комплимента
Упражнения: «Комплимент», «Просьба».
- Поведение уверенное, неуверенное, агрессивное
Упражнение: «Перевоплощение», «Умение говорить «нет».
Разыгрывание ситуаций.
- Конструктивное преодоление конфликтов
Понятия: конфликт, стили разрешения конфликтов: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс.
Тест «Стили разрешения конфликтов»
Анализ, разыгрывание ситуаций
Упражнения: «Выбор тактики», «Разногласие», «Репетиция поведения».
"Мир чувств"
- Эмоции и чувства
Понятия: Эмоции, настроение, чувства, аффекты.
Роль эмоций и чувств в жизни человека
Источники настроения.
Упражнения: «Островок чувств», «Рисуем чувства», «Скульптор», «Пиктограммы», «Что я чувствую», «Замороженный и реаниматор»
- Методы и приемы саморегуляции
Понятие: психическая саморегуляция. Методы саморегуляции.
Упражнения: «Очищающее дыхание», «Водопад», «Путешествие на облаке», «Избавление от негативных мыслей», «Поза кучера».
- Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности
Притча «Дерево».
Упражнения: «Особые дары», «Благодарность без слов», «Волшебный магазин», «Благодарность», «Давать и получать».
- Чувство эмпатии. Толерантность в отношениях с людьми
Понятия: эмпатия, толерантность.
Упражнения: «Паутина», «Я – реальный, идеальный, глазами других», «Как все», «Различия, которые объединяют», «Синхронные движения», «Зеркало», «Живые руки», «Передача эмоций»
- Итоговое занятие
Подведение итогов работы за год.
Упражнения: «Листок за спиной», «Чемодан в дорогу», «Подарок».
По окончании обучения учащиеся
должны знать:
- понятие общения, его виды
- роль эмоций и чувств в жизни человека, о природе эмоций, о влиянии эмоций и чувств на здоровье человека
- разнообразные методы саморегуляции
- нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими
- стили разрешения конфликта
должны уметь:
- вступать в контакт и вести разговор
- слушать собеседника
- высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию
- распознавать эмоциональную реакцию других людей и осознавать свои эмоции
- использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей
- владеть приемами саморегуляции
Список литературы
Для педагога:
- Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Ленинград: Наука,1990.
- Бодина Е. Давайте говорить друг другу комплименты!... А как? //Воспитание школьников № 2, 1997.
- Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. Петрусинского В.В. - М.: Новая школа, 1994.
- Коломинский Я.Л. Психология общения. - М.: 3нание, 1974.
- Кэррел С. Групповая психотерапия подростков – СПб.: Питер, 2002
- Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12 -15 лет // Воспитание школьников №2, 1997.
- Психогимнастика в тренинге /под ред. Н.Ю. Хрящевой – Спб.: Речь, Институт тренинга, 2002
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. /Под редакцией И.В. Дубровиной – М.: Издательский центр «Академия», 1998
- Родионов В.А. Я и все-все-все: тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9 классов – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2002
- Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: практическое применение. – СПб.: РЕЧЬ,2001
- Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубева и др.- Волгоград: Учитель, 2009
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002.
Для учащихся
- Аллан Пиз. Язык телодвижений. – Н.Новгород: Ай Кью, 1996
- Воловик В.А. Тайны жеста. – М.: Астрель-АСТ, 2001
- Леви В. Л. Искусство быть другим. - М.: Знание, 1981.
- Мы живем среди людей: кодекс поведения. /автор-составитель ДубровинаИ.В. - М.: Политиздат, 1989.
- Школа этикета. /Сост. Лихачева Л.С. - Екатеринбург: Средн.-Урал. Кн. Изд-во, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение. Виды общения.
Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....
Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"
Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...
Разработка интегрированного урока английского языка информатики и психологии Тема урока: "Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет"
Урок проводился в рамках недели английского языка....
Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?
способы общения ученика и учителя в результате формально- ролевого общения ...
Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»
Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....
«Элементы общения. Общение с аудиторией»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....
«Элементы общения. Деловое общение»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....