Программа "Психология общения"
методическая разработка (психология, 7 класс) по теме

Настоящая программа предназначена для развития коммуникативных способностей и мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков.

Отличительными особенностями программы является то, что содержание ее включает небольшой объем теоретического материала,  занятия строятся в основном из практических заданий, тренинговых упражнений, самонаблюдений, самоанализов, что позволяет детям приобретать практические навыки в области психологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

программа

 «Психология общения»

Возрастной диапазон: 12 – 14 лет

срок реализации – 1 год


      ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

  1. Тип программы                                                                                                

авторская, адаптированная

  1. По целевой установке

     учебно-познавательная

  1. Образовательная область

культурная

  1. Направление деятельности

социально-педагогическая

Способ освоения содержания образования

репродуктивная; алгоритмическая

  1. Уровень освоения  содержания образования

     общекультурный

  1. Уровень реализации программы

  основное общее образование

  1. Форма  реализации программы

      групповая        

  1. Продолжительность   реализации программы

одногодичная

  1. По полу:                              

 смешанное

  1. По возрасту:                       

12 – 14 лет

 


  «Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения».

А.Сент-Экзюпери.

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для развития коммуникативных способностей и мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков.

Актуальность программы

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности. Именно в общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, выработанным человечеством, в процессе общения индивид «присваивает» те духовные богатства, которые созданы другими людьми, и вместе с тем привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои познавательные высшие способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.    

Умению общаться необходимо учиться в течение всей жизни. С возрастом человек должен овладевать этим умением на все более высоком уровне. Особенно эта проблема актуальна в подростковом возрасте, т.к. центральным моментом в этом возрасте становится общение со сверстниками, взрослыми. На этом возрастном этапе  общение приобретает особую смысловую ценность.  Мотивация межличностных отношений  определяет все многообразие отношений индивида с другими людьми и в значительной мере определяет психологическое благополучие  индивида, являясь показателем личностного здоровья. Мотивационно-смысловая  система школьников 12-14 лет еще не сформирована и открыта позитивным изменениям.

Отличительными особенностями программы является то, что содержание ее включает небольшой объем теоретического материала,  занятия строятся в основном из практических заданий, тренинговых упражнений, самонаблюдений, самоанализов, что позволяет детям приобретать практические навыки в области психологии.

Цель программы: развитие коммуникативных способностей,  мотивов межличностных отношений.

Задачи:

  1. формирование умений и навыков в области коммуникативной компетентности;
  2. развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;
  3. позитивное развитие мотивов межличностных отношений.

Структура программы

Представленная программа состоит  из  четырех  разделов:

  1. "Приятно с вами познакомиться"

Задачи раздела:

  1. Формировать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
  2. Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности,
    понимание индивидуальных особенностей других людей.
  1. "Язык жестов и мимики"

Задачи раздела:

  1. Учить понимать состояние и настроение других людей, обращая внимание на невербальные средства общения.
  2. Развивать умение использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
  1. "Давай поговорим"

Задачи раздела:

  1. Познакомить детей с некоторыми психологическими правилами ведения разговора; приемами, способствующими достижению понимания между собеседниками.
  2. Развивать умение слушать собеседника.
  3. Формировать уверенное, убеждающее поведение.
  4. Развивать выдержку, способность управлять своим поведением.
  5. Обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях.
  1. "Мир чувств"

Задачи раздела:

  1. Учить детей осознавать и контролировать свои эмоции.
  2. Формировать у детей умение распознавать эмоциональную реакцию других людей.
  3. Развивать умение сочувствовать, сопереживать людям.


Методы и формы обучения:

  1. лекции, беседы, обсуждения, дискуссии;
  2. имитационные, ролевые, деловые игры;
  3. метод «репетиции поведения»;
  4. элементы психогимнастики;
  5. «мозговой штурм»;
  6. психологическое тестирование;
  7. техники и приемы саморегуляции;
  8. метод направленного воображения.

Общие методические принципы работы по данной программе:

  1. Занятия проводятся один раз в неделю.
  2. Форма работы: групповая. Выбор данной формы обусловлен тем, что психологические проблемы ребенка (неумение общаться, конфликтность, замкнутость, агрессивность и т.д.) проявляются прежде всего в общении со сверстниками, и в этом же общении формируются полезные психологические навыки.
  3. Продолжительность занятий - 45 минут с 15-минутным перерывом.
  4. Набор в группу осуществляется на добровольной основе с согласия родителей  или лиц, их заменяющих. Наполняемость группы не более 28 человек.
  5. На занятиях необходимо особо заботиться о создании атмосферы открытости и спонтанности, где каждый из участников может делиться своими чувствами и личным опытом без боязни быть осужденным или не принятым сверстниками.
  6. Данная программа составлена для подростков 12 – 14 лет.
  7. Программа одногодичная рассчитана на 36 часов. Теоретический курс составляет 6,5  часов. Практический курс -   29,5 часов.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий необходимо:

  1. Отдельное помещение. Помещение для проведения занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу. 
  2. Мебель (парты, стулья).
  3. Ручки.
  4. Бумага для рисования и для записей.
  5. Цветные карандаши.
  6. Магнитофон.
  7. Записи с релаксационной музыкой.
  8. Раздаточный материал (фотографии людей с различными эмоциональными состояниями, пиктограммы, карточки, листы с правилами и т.д.).
  9. Методическая литература.

Учебно-тематический план

Наименование темы

кол-во часов

в том числе

теория

практика

"Приятно с вами познакомиться"

1

Вводное занятие. ТБ.

1

1

0

"Язык жестов и мимики"

2

Невербальные средства общения.

3

1

2

3

Внимание к поведению другого

2

0

2

"Давай поговорим"

4

Речевые средства общения

1

0

1

5

Умение слушать.

3

1

2

6

Умение вести разговор.

3

1

2

7

Умение говорить комплименты

1

0,5

0,5

8

Поведение уверенное, неуверенное, агрессивное

3

0

3

9

Конструктивное преодоление конфликтов

5

1

4

"Мир чувств"

10

Эмоции и чувства

4

1

3

11

Методы и приемы саморегуляции

3

0

3

12

Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности.

2

0

2

13

Чувство эмпатии. Толерантность в отношениях с людьми.

4

0

4

14

Итоговое занятие.

1

0

1

Итого

36

6,5

29,5


Содержание курса

"Приятно с вами познакомиться"

  1. Введение

Понятие общения.

Сообщение цели, задач программы.

Знакомство с правилами поведения на занятиях.

Упражнения: «Пересядьте все те, кто…», «Я и мое имя», «Ассоциации», «Футболка с надписью»

"Язык жестов и мимики"

  1. Невербальные средства общения

Понятия: общение вербальное и невербальное. Невербальные средства общения: мимика, жесты, позы, походка, межличностное пространство..

Упражнения: «Автобус», «Через стекло», «Таможня», «Крокодил», «Шериф».

  1. Внимание к поведению другого человека

Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов»

Упражнения: «Вживание в образ», «Продемонстрируй состояние», «Узнай по фотографии»

Анализ ситуаций

"Давай поговорим"

  1. Речевые средства общения

Понятия: речевые средства общения: интонация, темп и громкость речи, форма изложения.

Упражнения: «Эмоциональная фраза», «Скажи, как…»

  1. Умение слушать

Понятия: методы активного слушания: перефразирование, отражение чувств, резюмирование.

Упражнения: «Испорченный телефон», «Аквариум» «Спина к спине», «С закрытыми глазами».

  1. Умение вести разговор 

Правила ведения разговора. Приемы, способствующие достижению понимания между собеседниками.

Упражнения: «Установление контакта», «Разговор», «Телефонный разговор»

  1. Умение говорить комплименты

Понятие: комплимент.

Знакомство с «правилами» комплимента

Упражнения: «Комплимент», «Просьба».

  1. Поведение уверенное, неуверенное, агрессивное

Упражнение: «Перевоплощение», «Умение говорить «нет».

Разыгрывание ситуаций.

  1. Конструктивное преодоление конфликтов

Понятия: конфликт, стили разрешения конфликтов: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс.

Тест «Стили разрешения конфликтов»

Анализ, разыгрывание ситуаций

Упражнения: «Выбор тактики», «Разногласие», «Репетиция поведения».

"Мир чувств"

  1. Эмоции и чувства

Понятия: Эмоции, настроение, чувства, аффекты.

Роль эмоций и чувств в жизни человека

Источники настроения.

Упражнения: «Островок чувств», «Рисуем чувства», «Скульптор», «Пиктограммы», «Что я чувствую», «Замороженный и реаниматор»

  1. Методы и приемы саморегуляции

Понятие: психическая саморегуляция. Методы саморегуляции.

Упражнения: «Очищающее дыхание», «Водопад», «Путешествие на облаке», «Избавление от негативных мыслей», «Поза кучера».

  1. Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности

Притча «Дерево».

Упражнения: «Особые дары», «Благодарность без слов», «Волшебный магазин», «Благодарность», «Давать и получать».

  1. Чувство эмпатии. Толерантность в отношениях с людьми

Понятия: эмпатия, толерантность.

Упражнения: «Паутина», «Я – реальный, идеальный, глазами других», «Как все», «Различия, которые объединяют», «Синхронные движения», «Зеркало», «Живые руки», «Передача эмоций»

  1. Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год.

Упражнения: «Листок за спиной», «Чемодан в дорогу», «Подарок».


По  окончании  обучения учащиеся

должны знать:        

  1. понятие общения, его виды 
  2. роль эмоций и чувств в жизни человека, о природе эмоций, о влиянии эмоций и чувств на здоровье человека
  3. разнообразные методы саморегуляции
  4. нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими
  5. стили разрешения конфликта

должны уметь:

  1. вступать в контакт и вести разговор
  2. слушать собеседника
  3. высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию
  4. распознавать эмоциональную реакцию других людей и осознавать свои эмоции
  5. использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей
  6. владеть приемами саморегуляции

Список литературы

Для педагога:

  1. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Ленинград: Наука,1990.
  2. Бодина Е. Давайте говорить друг другу комплименты!... А как? //Воспитание школьников № 2, 1997.
  3. Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. Петрусинского В.В. - М.: Новая школа, 1994.
  4. Коломинский Я.Л. Психология общения. - М.: 3нание, 1974.
  5. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков – СПб.: Питер, 2002
  6. Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12 -15 лет // Воспитание школьников №2, 1997.
  7. Психогимнастика в тренинге /под ред. Н.Ю. Хрящевой – Спб.: Речь, Институт тренинга, 2002
  8. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. /Под редакцией И.В. Дубровиной – М.: Издательский центр «Академия», 1998
  9. Родионов В.А. Я и все-все-все: тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9 классов – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2002
  10. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: практическое применение. – СПб.: РЕЧЬ,2001
  11. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубева и др.- Волгоград: Учитель, 2009
  12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006
  13. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002.

Для учащихся

  1. Аллан Пиз. Язык телодвижений. – Н.Новгород: Ай Кью, 1996
  2. Воловик В.А. Тайны жеста. – М.: Астрель-АСТ, 2001
  3. Леви В. Л. Искусство быть другим. - М.: Знание, 1981.
  4. Мы живем среди людей: кодекс поведения. /автор-составитель ДубровинаИ.В. - М.: Политиздат, 1989.
  5. Школа этикета. /Сост. Лихачева Л.С. - Екатеринбург: Средн.-Урал. Кн. Изд-во, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.

Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»

Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....

«Элементы общения. Общение с аудиторией»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....