Дополнительная общеобразовательная программа "Ковроделие"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа «Ковроделие» ориентирована на приобщение детей к современному декоративно-прикладному творчеству, на освоение техники ковровой вышивки и создание нетканого коврового гобелена, на творческую проектную деятельность. Занимаясь по программе: «Ковроделие» учащиеся имеют возможность не только овладеть умениями и навыками изготовления коврового гобелена, но и обогащают свои представления о народном творчестве, реализуют творческий потенциал и формируют эстетический вкус. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной, по сложности освоения подходит детям с различным уровнем подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kovrodelie.docx | 423.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Кондинский район
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДАЮ: | |||
методическим советом | И.о.директора МКОУ ДО «ЦДО» | |||
Протокол №9 от 24.05.2019г. | М.В.Бормотова | |||
Дополнительная общеобразовательная программа
«Ковроделие»
возраст обучающихся: 7 - 14 лет
срок реализации программы: 1 год
ФИО автора-составителя:
Лобова Светлана Васильевна,
педагог дополнительного образования
Высшая квалификационная категория
г.п. Междуреченский
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела | стр. | |
Паспорт программы | 3 | |
Пояснительная записка | 4 | |
Цель и задачи программы | 6 | |
Организация образовательного процесса | 6 | |
Предполагаемые результаты освоения программы | 6 | |
Учебно-тематическое планирование.1 модуль | 7 | |
Содержание | 8 | |
Календарно-учебный график | 9 | |
Предполагаемые результаты | 10 | |
Учебно-тематическое планирование. 2 модуль | 10 | |
Содержание | 11 | |
Календарно-учебный график | 12 | |
Предполагаемые результаты | 13 | |
Методическое обеспечение образовательной программы | 13 | |
Основные методы и формы работы | 13 | |
Ожидаемые результаты | 13 | |
Формы подведения итогов | 14 | |
Средства контроля | 14 | |
Дидактические материалы и техническое оснащение | 15 | |
Список литературы для педагога | 15 | |
Список литературы для обучающихся | 15 | |
Приложение 1. Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника | 17 | |
Приложение 2. Охрана труда на занятиях | 18 | |
Приложение 3. Итоговый тест | 19 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная программа «Ковровая вышивка» |
2 | Организация-исполнитель | МКОУ ДО «ЦДО» |
3 | Адрес организации – исполнителя телефон, факс | ХМАО-Югра Тюменская область Кондинский район г.п.Междуреченский, ул. Волгоградская д.11 (34677) 41-9-73 |
4 | Автор, должность автора | Лобова Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования |
5 | География | Кондинский район, г.п.Междуреченский |
6 | Целевые группы | 1 целевая группа |
7 | Цель программы | Создание условий для творческого развития личности обучающихся, формирование у них интереса к ковроделию, посредством приобщения к ковровой вышивке, как виду современного декоративно-прикладного искусства. |
8 | Направленность | Художественно-эстетическая. |
9 | Срок реализации | 1 год |
10 | Вид программы | Модифицированная |
11 | Уровень реализации | Дополнительное образование |
12 | Уровень освоения | Углубленный |
13 | Способ освоения содержания | Репродуктивный, креативный |
14 | Краткое содержание программы | Программа направлена: - на освоение ковровой вышивки, на знакомство с дизайном в области текстиля, а так же орнаментальным народным искусством, в том числе коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры; - на формирование у обучающихся ценностных эстетических ориентиров и основ проектирования; - на овладение основами творческой деятельности по созданию ковровых гобеленов; дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя мир текстильного искусства, коровой вышивки и декора; позволяет проявить и реализовать свои творческие способности; - способствует самореализации обучающихся. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Ковроделие» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
-Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;
-Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
- Концепции развития дополнительного образования в ХМАО-Югре до 2020 года;
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
№196 от 09.11.2018 (пункт 11 стр 5);
-Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18.11. 2015 № 09-3242;
-Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования №197 от 23.07.2018 (пункт 8 стр 13-14);
-Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре №1142 от 20.08.2018 (пункт 75 подп. 3, 4, 5 стр 23)
-«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 (далее - СанПин);
- Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» (МКОУ ДО «ЦДО»).
Обучение по данной программе ведет педагог высшей квалификационной категории, с высшим педагогическим образованием (УРГПУ г. Екатеринбурга, 2019 год, педагогическое образование; ГОУ СПО Профессионально-педагогический колледж г.Екатеринбурга, 2004 год - учитель технологии со специализацией в области декоративно-прикладного искусства).
Программа «Ковроделие» модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству, по функциональному предназначению является учебно-познавательной.
Изучение духовной и материальной культуры народов нашей страны, сохранение и развитие народного творчества во многом ложится на подрастающее поколение. Постоянно развивая интерес учащихся, педагоги дополнительного образования стремятся показать не только красоту народного и декоративно-прикладного искусства, но и его значимость в современной жизни.
Ковровая вышивка является частью декоративно-прикладного искусства. Текстильные панно, выполненные в технике ковровой вышивки, называют нетканым гобеленом, то есть выполненным не в традиционной для гобелена технике. Несколько лет назад возник миниатюрный гобелен. Именно эта ветвь нашла наибольшее распространение в обучении детей, ее виды и характер композиции. Основы его понимания, в процессе обучения, выявляют содержательные корни этого вида искусства, его познавательную и воспитательную функцию, позволяют определить его как важнейшую часть декоративно-прикладного искусства. Ковровую вышивку можно назвать живописью, где краски заменяются пряжей. Эстетическое воспитание на занятиях творческого объединения является немаловажным дополнением к основному образованию. Любовь к прекрасному, чувство гармонии и красоты окружающего мира и предметов, желание самому создать что-либо похожее, прекрасное, повышает творческую активность формирующейся личности.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Ковроделие» - художественная. Программа направлена на приобщение обучающихся к миру декоративно-прикладного искусства через освоение ковровой вышивки, оформления окружающего предметного пространства, на создание предметов текстильного дизайна; на выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.
Актуальность данной программы заключается в сохранении культурной и исторической самобытности России, национальных традиций коренных жителей региона ХМА-Югры. Декоративно-прикладное творчество органично вошло в современный быт и продолжает развиваться. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискажённом виде характер духовно-художественного постижения мира.
Новизна. Содержание программы включает изучение тем по дизайну интерьера, а также темы по изучению и использованию в современном творчестве орнаментальных мотивов русского народа и народов ханты и манси. Ведущей идеей данной программы является: развитие трудовых технических навыков изготовления изделий, развитие эстетического вкуса, творческой активности.
Программа обучения нетканым ковровым гобеленам состоит, в основном, из практических занятий, где педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой детям предоставляется возможность самостоятельного выбора своего сюжета или композиции. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей у воспитанников, для этого продумываются темы бесед о творчестве художников, мастерах ковровых гобеленов, народных мастерах. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного искусства помогают школьникам глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. С этой целью используется демонстрация слайдов, репродукций, образцов выполненных работ.
Особенность программы заключается в том, что ее реализация целесообразна в системе дополнительного образования, так как для занятий требуются специальные ковровые иголки и вспомогательное оборудование для каждого обучающегося.
Педагогическая целесообразность.
Занимаясь по программе: «Ковроделие» учащиеся имеют возможностью не только овладеть умениями и навыками изготовления ковровых гобеленов, но и обогащают свои представления о народном творчестве, в полной мере реализуется их творческий потенциал и формируется эстетический вкус.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОГРАММЫ
Цель программы: Создание условий для творческого развития личности обучающихся, формирование у них интереса к ковроделию, посредством приобщения к ковровой вышивке, как виду современного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
познакомить:
- с историей возникновения ковровой вышивки;
- с основами цветоведения;
- с инструментами и материалами для ковровой вышивки;
- обучить техническим приемам выполнения ковровой вышивки и созданию
различных изделий на ее основе.
Развивающие:
- развить интерес к ковровой вышивке, к сохранению и развитию данного вида
творчества;
- содействовать развитию творческих способностей и творческого мышления у
обучающихся.
Воспитывающие:
- способствовать формированию трудовой активности обучающихся;
-содействовать формированию аккуратности, усидчивости;
- воспитывать чувства удовлетворения от полученного результата.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Возраст обучающихся по программе: от 7 до 14 лет.
Общий объем программы – 72 часа (2 часа в неделю).
Наполняемость группы - 10 человек. Обучение по программе «Ковроделие» может проходить в одной или двух группах. Деление на группы происходит по возрастному принципу.
Набор детей в объединение осуществляется на основании заявления родителей.
Организация режима проведение занятий, а также комплектование групп производиться в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Продолжительность одного занятия – 45 минут, перерывы между занятиями – 15 минут.
Режим занятий: 1 раз в неделю 2 учебных часа.
Календарно-тематическое планирование включает в себя 2 образовательных модуля:
1 модуль – 4 месяца (сентябрь – декабрь):
2 модуль – 5 месяцев (январь май):
Основная форма организации деятельности учащихся: групповые занятия.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные:
- развитие эстетического сознания через освоение декоративно – прикладного творчества;
- развитие абстрактного мышления, внимания;
- формирование хорошего эстетического вкуса, развитие интереса и уважения к родной культуре,
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;
- формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию;
- умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
- умение оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
Метапредметные:
- развитие фантазии, образного мышления, воображения;
- формирование устойчивой заинтересованности в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира.
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
- способность работать индивидуально и в группе;
Предметные:
- формирование практических навыков в области декоративно – прикладного творчества;
- владение техникой создания нетканого коврового гобелена и различными способами эстетического оформления работы;
- умение отличать различные виды ДПИ;
- освоение терминологических знаний;
- формирование начальных знаний по цветоведению и композиции;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира;
- приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном искусстве;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 модуль
(сентябрь, октябрь. ноябрь, декабрь)
Наименование тем и разделов | Всего часов | Теория | Практика | |
1 | Вводное занятие. История ковроделия. Дизайн интерьера. | 1 | 1 | - |
2 | Основы цветоведения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Рабочий эскиз. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.1 | Копирование рисунка на ткань. | 1 | 1 | |
4 | Инструменты, приспособления и материалы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.1 | Классификация нитей, тканей для основы. Подготовка нитей и ткани к работе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Технология ковровой вышивки | |||
5.1 5.2 | Штриховое нанесение стежков. Контурное нанесение стежков. | 1 1 | 1 1 | |
6 | Изготовление несложных изделий | |||
6.1 6.2 6.3 6.4 | Сувенир «Сердечко». Панно «Герои сказок и мультипликации». Подарок к празднику. Эстетическое оформление работ | 4 8 8 2 | 4 8 8 2 | |
7 | Итоговая выставка в объединении. Анализ работ. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 32 | 4 | 28 |
СОДЕРЖАНИЕ
1 модуль
1. Вводное занятие. История ковроделия. Дизайн интерьера.
Теоретическая часть: Введение в образовательную программу. Беседа «Из истории ковроделия». Дизайн интерьера. Текстиль в интерьере. Просмотр видеороликов. Ознакомление с учебным помещением, образцами изделий, выполненных педагогом. Техника безопасности.
2 Основы цветоведения.
Теоретическая часть. Краткие исторические сведения науки о цвете. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Практическая часть. Раскрашивание эскизов с подбором красок и оттенков, подбор фона. Подбор цвета в зависимости от характера и назначения изделия.
3. Рабочий эскиз
Теоретическая часть. Эскиз – рабочий или технический рисунок. Значение эскиза в изготовлении коврового гобелена. Основные правила создания эскиза. Графическое и цветовое решение (фон. тени, его гармоническое решение) Практическая часть. Подбор темы, рисунка для коврового изделия. Разработка эскиза в цвете, Мини-выставка эскизов.
3.1 Копирование рисунка на ткань
Практическая часть. Способы переноса рисунка на ткань (на просвет, через копировальную бумагу, на специальном устройстве). Рисование и копирование эскизов простым карандашом.
4. Инструменты, приспособления и материалы.
Теоретическая часть. Знакомство с инструментами, необходимыми для работы, подготовка к работе. Изучение техники безопасности при работе с ними.. Практическая часть. Правила пользования инструментами. Заправка иглы. Обработка полотна. Конкурс «Лучшая петелька».
5. Классификация нитей, ткани для основы.
Теоретическая часть. Рассказ о классификации нитей. Нити, требуемые для изготовления ковровых гобеленов. Свойства ткани для ковровой вышивки. Как подготовить нити и ткань к работе. Практическая часть. Работа с нитями и тканью различной текстуры, отбор нитей для работы. Конкурс «Золушка».
5.1. Штриховое нанесение стежков.
Теоретическая часть. Демонстрация и объяснение ведения строчки по прямой линии. Практическая часть. Заполнение геометрических фигур штриховыми стежками.
5.2. Контурное нанесение стежков.
Теоретическая часть. Демонстрация и объяснение ведения строчки по контуру. Практическая часть. Заполнение геометрических фигур круговыми стежками. Конкурс «Разноцветные дорожки»
6. Изготовление несложных изделий.
6.1. Сувенир «Сердечко»
Практическая часть. Знакомство с последовательностью изготовления сувенира. Изготовление сувенира «Сердечко». Сшивание деталей, набивка синтетическим наполнителем. декоративное оформление.
6.2. Панно «Герои сказок и мультипликации».
Практическая часть. Выбор рисунка, работа над эскизом. Выбор материала, нитей в соответствии с цветовым решением, перенос рисунка на ткань, заполнение частей рисунка ковровой вышивкой. Обработка изнаночной стороны работы при помощи клея ПВА, разведенного водой (для закрепления нитей). Обработка края готового изделия.
6.3. Подарок к празднику.
Практическая часть. Какое изделие можно подарить на праздник? Выбор будущего изделия. Подготовка эскиза или выбор готового. Подготовка ткани, нитей; перевод рисунка на ткань. Закрепление ткани на раме. Последовательное выполнение работы. Обработка готового изделия, эстетическое оформление.
6.4. Эстетическое оформление работ.
Практическая часть. Просмотр выставок, оформленные работы для выставочного показа. Эстетическое, декоративное оформление работ. Изготовление крепежа.
7. Итоговая выставка в объединении. Анализ работ.
Теоретическая часть. Выставка детских работ в объединении. Подведение итогов полугодия. Презентация проектов. Практическая часть. Работа по заполнению электронного каталога детских работ.
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 модуль (сентябрь-декабрь)
№ п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контро- ля |
1 | сентябрь | 4 | фронтальная, групповая | 1 | Вводное занятие. История ковроделия. Дизайн интерьера. | Кабинет № 25 | Устный опрос, фронтальная и индивидуальная беседа; дифференцированные практические задания, направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике; итоговые выставки по пройденным темам, защита творческих работ, презентация проектов. |
2 | 4 | 1 | Основы цветоведения. | ||||
3 | 11 | 1 | Рабочий эскиз | ||||
3.1 | 11 | 1 | Копирование рисунка на ткань. | ||||
4 | 18 | 1 | Инструменты, приспособления и материалы. | ||||
4.1 | 18 | 1 | Классификация нитей, тканей для основы. Подготовка нитей и ткани к работе. | ||||
5 | 25 | Технология ковровой вышивки | |||||
5.1 | 25 | 1 | Штриховое нанесение стежков. | ||||
5.2 | 25 | 1 | Контурное нанесение стежков. | ||||
6 | октябрь | 2,9,16,23 | Изготовление несложных изделий | ||||
6.1 6.2 | 2,9,16,23 30 | 4 2 | Сувенир «Сердечко». Панно «Герои сказок и мультипликации». | ||||
6.2 6.3 | ноябрь | 6,13,20 27 | 6 2 | Панно «Герои сказок и мультипликации». Подарок к празднику. | |||
6.3 | декабрь | 4,11, 18 | 6 | Подарок к празднику. | |||
6.4 | 25 | 2 | Эстетическое оформление работ | ||||
7 | 26 | 2 | Итоговая выставка в объединении. Анализ работ. | ||||
Итого: | 32 |
Предполагаемые результаты
по окончании 1 модуля программы
Учащиеся должны знать:
-историю возникновения ковровой вышивки;
-инструменты и материалы, необходимые для изготовления гобеленов;
-основы цветоведения;
-технологию изготовления ковровых гобеленов.
Учащиеся должны уметь:
- рисовать эскиз для коврового гобелена;
-планировать последовательность операций при работе над гобеленом;
-изготавливать работу на основе эскиза и личных впечатлений;
-правильно и аккуратно оформлять изделия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 модуль
(январь, февраль, март, апрель, май)
Наименование тем и разделов | Всего часов | Теория | Практика | |
1 | Знакомство с работами мастеров. Ковровые панно в интерьере. | 1 | 1 | |
2 | Орнамент в ковровых гобеленах. Орнаменты народов ханты и манси. | 1 | 1 | |
3 | Работа с эскизом. | |||
3.1 3.2 | Переработка рисунка, выделение основных линий. | 1 1 | 1 1 | |
4 | Устранение дефектов при изготовлении изделий. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Творческие проекты | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.1 5.2 5.3 5.4 | Проект «Подушка-игрушка» Панно на тему природы. Коврик с геометрическим орнаментом Коллективная работа «Мотивы Югры» | 8 8 8 8 | 8 8 8 8 | |
6 | Итоговая выставка в объединении. Презентация проектов. | 2 | 2 | |
Итого: | 40 | 5 | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ
2 модуль
- Знакомство с работами мастеров. Ковровые панно в интерьере.
Теоретическая часть: Знакомство с творчеством мастеров Ю.Овсепяна, Н. Ивановой и др., просмотр презентаций, видеороликов и слайдов с работами мастеров, интерьеров с ковровыми гобеленами.
- Орнамент в ковровых гобеленах. Орнаменты народов ханты и манси.
Теоретическая часть. Беседа об основах орнаментального искусства разных территорий России и ХМАО-Югры. Определение понятия «орнамент». Знакомство с видами орнамента – зооморфным, растительным, геометрическим и антропоморфным. Особенности орнамента народов ханты и манси, основные мотивы. Практическая часть. Рисование растительных и зооморфных орнаментов.
- Работа с эскизом. Теоретическая часть . Выбор темы для будущей работы, рисунка, подготовка технического рисунка.
3.1. Переработка рисунка, выделение основных линий. Практическая часть. Выполнение эскизов в карандаше.
3.2. Цветовое решение (светотени в эскизе).
Теоретическая часть. Понятие «светотени» в эскизе, демонстрация иллюстративного материала. Практическая часть. Работа с эскизами - раскрашивание эскизов. Мини-выставка, анализ работ.
- Устранение дефектов при изготовлении изделий
Теоретическая часть. Устранение возникших пороков при работе с гобеленами.
Практическая часть. Работа над образцами по устранению пороков.
- Творческие проекты. Теоретическая часть. Алгоритм выполнения проекта.
5.1. Проект «Подушка-игрушка». Практическая часть. Разработка индивидуального проекта «Подушка-игрушка». Цветовое решение. Подготовка эскиза в цвете. Перенос рисунка на ткань. Закрепление на раме. Последовательное заполнение рисунка ковровой вышивкой. Соединение деталей подушки. Декоративное оформление.
5.2. Панно на тему природы. Практическая часть. Разработка индивидуального панно на тему природы (цветы, бабочка, ветка дерева, пейзаж и др.). Цветовое решение. Подготовка эскиза в цвете. Перенос рисунка на ткань. Закрепление на раме. Последовательное заполнение рисунка ковровой вышивкой. Обработка изнаночной стороны изделия клеем ПВА. Оформление панно кистями, бахромой и др.
5.3. Коврик с геометрическим орнаментом. Практическая часть. Разработка эскиза коврика с геометрическим орнаментом. Цветовое решение. Перенос рисунка на ткань. Закрепление на раме. Последовательное заполнение рисунка ковровой вышивкой. Обработка изнаночной стороны изделия клеем ПВА. Оформление коврика кистями, бахромой и др.
5.4. Коллективная работа «Мотивы Югры». Практическая часть. Выбор мотивов орнаментов для тематической коллективной работы. Разработка эскиза будущей работы. Цветовое решение. Перенос рисунка на ткань. Закрепление на раме. Последовательное заполнение орнамента и фона ковровой вышивкой. Обработка изнаночной стороны изделия клеем ПВА. Соединение отдельных элементов в единое панно. Оформление панно в национальной тематике кисточкам, бахромой и др. элементами из кожи, меха и бисера.
- Подведение итогов. Презентация проектов. Итоговая выставка в объединении.
Презентация проектов.
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2 модуль (январь-май)
№ п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контро- ля |
1 | январь | 8 | фронтальная, групповая | 1 | Знакомство с работами мастеров. Ковровые панно в интерьере. | Кабинет № 25 | Устный опрос, фронтальная и индивидуальная беседа; дифференцированные практические задания, направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике; итоговые выставки по пройденным темам, защита творческих работ, презентация проектов. |
2 | 8 | 1 | Орнамент в ковровых гобеленах. Орнаменты народов ханты и манси. | ||||
3 | 15 | Работа с эскизом. | |||||
3.1 | 15 | 1 | Переработка рисунка, выделение основных линий. | ||||
3.2 | 15 | 1 | Цветовое решение (светотени в эскизе). | ||||
4 | 22 | 1 | Устранение дефектов при изготовлении изделий. | ||||
5 | 22 | 1 | Творческие проекты | ||||
5.1 | 29 | 2 | Проект «Подушка-игрушка» | ||||
5.1 5.2 | февраль | 5,12,19 26 | 6 2 | Проект «Подушка-игрушка» Панно на тему природы. | |||
5.2 5.3 | март | 4,11,18 25 | 6 2 | Панно на тему природы. Коврик с геометрическим орнаментом | |||
5.3 5.4 | апрель | 1,8,15 22,29 | 6 4 | Коврик с геометрическим орнаментом Коллективная работа «Мотивы Югры» | |||
5.4 6 | май | 6,13 20 | 4 2 | Коллективная работа «Мотивы Югры» Итоговая выставка в объединении. Презентация проектов. | |||
Итого: | 40 |
Предполагаемые результаты
по окончании 2 модуля программы
Учащиеся должны знать:
- орнаменты разных народов;
- творчество мастеров декоративно-прикладного творчества;
-инструменты и материалы, необходимые для изготовления гобеленов;
-технологию изготовления ковровых гобеленов.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно подбирать тематику будущего изделия;
-подбирать цветовое сочетание работы;
-выполнять эскиз с учетом выбранной темы;
-правильно и аккуратно оформлять изделия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные методы и формы работы
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация готовых изделий, иллюстрации, работа по схемам и таблицам);
- репродуктивные (работа по образцам, упражнения);
- частично-поисковые (выполнение заданий);
- творческие (творческие задания, эскизы);
- исследовательские (исследование свойств ниток, а так же других материалов для работы).
Методы и приемы, помогающие в усвоении материала, зависят от особенностей и специфики каждой группы. Большое значение имеют беседы, ими педагог пытается заинтересовать воспитанников. Рассказом начинается новая тема. В беседе принимают участие все воспитанники. Она оживляет занятие, активизирует внимание. В процессе занятия используется, как правило, вводная беседа, в которой определяется цель занятия. В заключительной беседе закрепляются знания, полученные на занятии. Инструктаж включает в себя как словесную, так и практическую форму обучения, используется при объяснении и показе технологии вышивки ковра, при ознакомлении с правилами работы с иглой, ножницами и т.д.
Основные формы занятий: практическая, групповая, индивидуальная.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- адаптация в условиях группы – готовность к положительным эмоциям контакта с взрослыми и сверстниками, сотрудничество в предметно практической деятельности;
- освоение основных приемов и навыков работы с иглой и тканью;
- умение самостоятельно изготовить изделие, создать индивидуальный образ;
- умение оценить свою работу, ее результат, видеть ее достоинства и недостатки;
- приобретение знаний по истории создания ковра, национальных традиций в разработке и оформлении моделей;
- в плане речевого развития - активное реагирование на словесную инструкцию, способность к слуховому сосредоточению.
В результате обучения по программе воспитанник должен знать и уметь:
- историю возникновения ковроделия, значение ковра в быту человека;
- иметь понятие о наброске и эскизе;
- овладеть технологией выполнения ковра с помощью иглы.
- технологию изготовления простейших мини гобеленов;
- основы композиции;
- иметь представление о декоративно-прикладном искусстве;
- выполнить ковровый гобелен по своему эскизу.
ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
- выполнение индивидуальных заданий;
- опросы;
- выставки-продажи;
- участие в выставках декоративно-прикладного искусства;
- итоговые выставки творческих работ.
При подведении итогов реализации программы проводятся выставки творческих работ обучающихся, где проходит обсуждение допущенных ошибок, отмечаются лучшие работы.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
- Промежуточный контроль:
- Фронтальная и индивидуальная беседа.
- Цифровой, графический и терминологический диктанты.
- Выполнение практических заданий различных уровней сложности.
- Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
- Участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
- Итоговый контроль:
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение творческой работы по собственным эскизам с использованием различных материалов. Формой итогового контроля является итоговая выставка по результатам учебного года.
- Контроль уровня достижений обучающихся:
Уровень достижений обучающихся определяется по занятым призовым местам на конкурсах, фестивалях, концертах и т.д.
- Мониторинг сохранности контингента:
- за I полугодие учебного года;
- за учебный год.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Обучение ковровой вышивки не требует специально оборудованного кабинета, занятия следует проводить в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.
Для качественного проведения занятий необходимо иметь:
- образцы готовых работ;
- журналы, книги, фотографии, буклеты;
- схемы, эскизы;
- инструкционные карты;
- учебное и методическое пособия;
- материалы и инструменты (нити, ткань-основа, подкладочная ткать для обработки изнанки изделия, ковровые иглы, ножницы, булавки с головками, крючок вязальный, деревянные рамки различных размеров, клей ПВА, кисть);
- другая атрибутика занятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. «Антология вышивки». Подборка журналов.
2.Бардина “Изделия народных художественных промыслов и сувениры”
Москва, “Высшая школа”, 2013г.;
3.«Внешкольник». Подборки журналов.
4.«Воспитание школьников». Подшивки журналов.
5.Голубева Н. Аппликации из природных материалов.
6. «Государственная Третьяковская галерея». Набор открыток.
7.«Детское творчество». Подшивки журналов.
8.Книжки - раскраски.
9.«Классный руководитель». Подборка журналов
10.Иванова А. Вышитый пейзаж.
11. Маерова К., Дубинская К. “Русское народное прикладное искусство”
13.«Народное творчество». Подшивки журналов.
14.Панкеев И. Русские праздники.
15.Тамбовская областная картинная галерея. Изд-во «ММП Бриз»
16.Шпикалова Т.Я., Паровская Г.А. Народное искусство и детское творчество.
17.Харди С. Коврики своими руками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Бесчастнов Н.П..«Изображение растительных мотивов», Москва,
2. издательство «Владос», 2014 г.
3. Левина М. 365 веселых уроков труда.
4. ЛогвиненкоГ.М. «Декоративная композиция», Москва, издательство
«Владос», 2015 г.
5. Маерова К., К.Дубинская “Русское народное прикладное искусство”
Москва, “Русский язык” 2015 г.
6. Популярная энциклопедия “Рукоделие” Москва, Научное издательство”
Большая Российская Энциклопедия” 2016 г.
Интернет источники http://www.designspb.ru/news/articles/NovyetendentsiivsovremennomkovrodeliiTafti
ngovayatekhnologiyaproizvodstva/
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАННИКА
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося определяется его образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями (уровнем готовности к освоению программы) и представляет собой последовательность этапов:
- Выявление и мониторинг индивидуальных способностей, одарённости обучающихся. Составление карты одаренности.
- Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка (анкетирование).
- Определение целей и задач индивидуального образовательного маршрута, стратегии и подходов (ускорение, углубление, обогащение, проблематизация, индивидуализация), разработка календарно-тематических планов, сроков и содержания обучения.
- Создание условий для реализации индивидуального образовательного маршрута: организация методического сопровождения (выбор форм, приемов и методов, обеспечивающих развитие, углубленное изучение, самостоятельность в учении); творческое взаимодействие: педагог-обучающийся; участие одарённых детей в мероприятиях различного уровня (в выставках декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсах).
- Применение в процессе обучения технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных способностей и одаренности, таких как: технология проблемного обучения (задания проблемного характера), технологию проективного обучения (творческое усвоение обучающимися знаний, умений), Информационно-коммунакативных технологий.
- Оценка, самооценка на этапах освоения маршрута, анализ реальных достижений ребёнка.
Проект индивидуального маршрута представляет собой таблицу:
Рекомендуемое количество часов | Тема, ключевые понятия | Практическая работа | Конечный результат (изделие или проект) |
|
|
|
|
Приложение 2
ОХРАНА ТРУДА НА ЗАНЯТИЯХ КОВРОВОЙ ВЫШИВКОЙ
Инструкция по охране труда
- Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
- Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
- Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
- Не пользоваться ржавой иглой, так как она легко может сломаться и поранить палец.
- Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
- Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
- Иголки необходимо хранить закрытые колпачком.
- Сломанную иглу следует отдать руководителю.
- При работе с клеем использовать кисть, после тщательно вымыть руки с мылом
Правила безопасности труда:
- Нельзя делать резких движений рукой с ножницами, так как можно поранить сидящего рядом товарища.
- Ножницы должны лежать сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
- Не пользоваться ржавыми иглами и булавками, так как они могут порвать изделие, сломаться.
- Иглу и булавки хранить в специальной коробочке с крышечкой.
- Нужно пользоваться только исправными инструментами.
- Инструменты необходимо хранить только в специальных коробках.
Требования по технике безопасности по окончанию работ:
- навести порядок на рабочем месте;
- собрать все инструменты в специальную коробочку;
- сдать рабочее место педагогу.
Приложение 3
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
1. Ковроткачество известно с глубокой древности.
Ковровые изделия делятся на:
а) мягкие и жесткие;
б) гладкие и ворсовые;*
в) белые и черные.
2. Цветы, листья, стебли, птицы составляют изысканный ковровый узор:
а) орнамент;*
б) пергамент;
в) памятник.
3. Основным материалом для ковров служат:
а) х/б и шерстяные нитки;*
б) железные пластины;
в) керамическая плитка.
4. Средневековые замки украшались тканевыми картинами – шпалерами, которые известны также по фамилии французских красильщиков, братьев
а) ришелье;
б) молибден;
в) гобелен.*
5. Рисунок ковра складывается горизонтальными ……….. цветного уткa:
а) прокидками;
б) половицами;
в) плоскостями.*
6. Знаменитый французский художник по тканям (………) и его мастерская возродили древнее искусство гобелена в ХХ веке:
а) Ален Делон;
б) Жан Люрса;*
в) Жак-Ив Кусто.
7. Ковровая ткань усаживается с помощью:
а) ложки;
б) пинцета;
в) колотушки.*
8. Художественным оформлением края гобелена является:
а) бахрома;*
б) стрекоза;
в) муравей.
9. Пушистая поверхность ворсовых и махровых ковров создается с помощью:
а) основы;
б) узлов;*
в) гребешков.
10. Ваш выбор для украшения своей комнаты:
а) гобелен;*
б) картина;
в) керамика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...