Программа для творческой группы "Петелька за петелькой"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Петелька за петелькой» для творческой группы ориентирована на развитие творческой личности ребенка, на создание условий его самоопределения и самореализации в области декоративно-прикладного творчества.
Адресована педагогам дополнительного образования, реализующим занятия в рамках художественной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_tvorcheskoy_gruppy_petelka_za_petelkoy.docx | 79.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Гурьевского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования» города Гурьевска
Принята на заседании педагогического совета от «___» ___________ 20__г. Протокол № _____ | Утверждаю: И.о. директора МАУ ДО ЦДО города Гурьевска ___________ И. Н. Пронина от «___» ___________ 20__г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Петелька за петелькой» для творческой группы художественной направленности
Возраст учащихся: 12 – 15 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Даниленко Т. Е.,
педагог дополнительного образования
город Гурьевск
2012
Составитель: Даниленко Т. Е. – педагог дополнительного образования МАУ ДО «Центр дополнительного образования» города Гурьевска
Даниленко, Т. Е. Петелька за петелькой [Текст]: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для творческой группы/ Т. Е. Даниленко. – город Гурьевск: МАУ ДО ЦДО города Гурьевска, 2012. – 43с.
Рецензенты:
Прекина Е.Г., к.п.н., директор МБУ «ИМЦ в системе ДПО (ПК) Гурьевского муниципального района»
Епифанова Н. С., методист МАУ ДО ЦДО города Гурьевска
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Петелька за петелькой» для творческой группы ориентирована на развитие творческой личности ребенка, на создание условий его самоопределения и самореализации в области декоративно-прикладного творчества.
Адресована педагогам дополнительного образования, реализующим занятия в рамках художественной направленности.
Содержание
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы …………….… | 3 |
1.1. Пояснительная записка ……………………….…………….…………. | 3 |
1.2. Цель и задачи программы …….……………………..………………… | 8 |
1.3. Содержание программы ……….…………………..…………………... | 9 |
1.4. Планируемые результаты ……………………..……………….……… | 26 |
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий.……….. | 28 |
2.1. Календарный учебный график..……………………………...……….. | 28 |
2.2. Условия реализации программы ………………………….................... | 30 |
2.3. Формы аттестации ……………………………………..………………. | 32 |
2.4. Оценочные материалы ..………….……………………………………. | 35 |
2.5. Методические материалы ………………………………..……………. | 36 |
2.6. Список литературы …………………………………..………………... | 41 |
Приложения | |
Приложение 1. Лист оценки эффективности освоения программного материала ………………………………………………………………….... | 43 |
"...стремление воображения к воплощениям
и есть подлинная основа и движущее начало творчества»
Л.С. Выготский
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
«Золотые руки» - так русский народ с древних времен величал умельцев. Среди этих умельцев были мастерицы вышивать, вязать, шить, плести.
Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Пройдя через века этот вид творчества, получил большое развитие и стал любимым занятием многих рукодельниц. Изделия, связанные вручную высоко ценятся в России и за рубежом. Растущий интерес детей, а также их родителей к изучению традиционных народных промыслов, а особенно вязанием возрастает год от года.
Занятия вязанием не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы, развивая в ребенке творческие способности и одаренность. Результатом такой работы является индивидуальный и неповторимый продукт.
Занятия в творческом объединении по вязанию ценны ещё и в том отношении, что дети идут на занятия по собственному желанию, т.е. из интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, т.к. способствует развитию индивидуальных склонностей, таланта и одаренности учащихся.
Развитие творческой личности ребенка, а так же создание условий для его самоопределения и самореализации – одна из задач, поставленных законом «Об образовании» Российской федерации.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Петелька за петелькой» для творческой группы разработана с учетом требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Программа реализует художественную направленность МАУ ДО ЦДО.
Актуальность образовательной программы «Петелька за петелькой» для творческой группы связано с необходимостью современного подхода к формированию культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Также необходимость введения данной программы исходит из анализа и социального запроса, а в частности родители. Социальный запрос ориентирован на формирование целостной, самодостаточной, творческой личности обладающей широким кругозором, на формирование у детей нравственных, эстетических качеств, стремление у них создавать прекрасное своими руками, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся в декоративно – прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что она может способствовать профессиональной ориентации учащихся в области декоративно – прикладного творчества. Программа «Петелька за петелькой» для творческой группы предполагает удовлетворение познавательного интереса учащегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.
В основу данной образовательной программы «Петелька за петелькой» для творческой группы положены методические пособия «Кружок вязания крючком» Т.И. Еременко [3], «Авторская образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству «Творчество + Мастерство» Корнеевой Е. Н., педагога дополнительного образования МКОУ ДОД ЦДТ «Ровесник» г. Кондорово [6], и «Технология» учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) Ю. Крупской, Н. Лебедевой, Л. Литиковой [12].
Отличительная особенность программы состоит в том, что учащиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционных народных промыслов, путем изучения народного наследия.
Также особенность программы состоит в том, что она ставит и решает традиционную для подобных программ задачу обучения детей основам вязания в широком культурологическом контексте с использованием приемов художественного творчества и современных технологий.
Учащиеся не только самостоятельно подбирают творческое изделие в рамках заданной темы, но и определяют технологию изготовления (вязание крючком или спицами) и выбор уровня сложности работы.
Отличительные особенности (новизна) данной программы представляет собой синтез разных видов декоративно-прикладного творчества. Знания и умения с одной области переносятся в другую, расширяя и углубляя их. Вязание крючком, вязание спицами, вышивка, мягкая игрушка, предметы быта и одежда по своей сути переплетаются между собой, и дополняют друг друга, что позволяет детям создавать индивидуальные и коллективные, авторские и творческие работы, используя различные виды и техники декоративно-прикладного искусства. Восхождение на вершину мастерства и творчества осуществляется не по инструкции «что дать ученикам», а на основе инновационных технологий педагогического сотрудничества, в форме содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, которые способствуют самоутверждению, самовыражению и самореализации детей.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Петелька за петелькой» для творческой группы составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, апробирована и корректировалась с учетом интересов учащихся.
Программа предназначена для учащихся 12 до 15 лет. Группы формируются из учащихся, окончивших обучение по основной программе «Вязание крючком» (три года обучения), учащихся второго года обучения, проявивших себя в конкурсной деятельности и показавших высокие результаты освоения программы и вновь прибывших учащихся, имеющих достаточную подготовку по изучаемому предмету.
Дети организуются в учебную группу постоянного состава, 8-10 человек, поэтому в программе большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым учащимся. Программа создает оптимальные условия для свободного творческого поиска, удовлетворения интересов и потребностей в области декоративно – прикладного искусства.
Теоретические и практические занятия тесно переплетаются, это связано со спецификой вязания. Освоение техники вязания крючком, вышивки, вязания спицами, вязания мягкой игрушки, изготовления предметов одежды и быта в основном будет происходить в процессе творческой работы.
Особое место в освоении программного материала отводится самостоятельной работе по овладению навыками декоративного творчества. Также программа предполагает коллективные задания по изготовлению изделий для выставок детского творчества. Коллективный труд значительно ускоряет процесс изготовления, позволяет распределить задания с учетом умений и навыков каждого учащегося.
Программа рассчитана на три года обучения. Общая продолжительность обучения равна 648 часов.
Занятия проводятся:
1 год обучения (216 часов) - 2 раза в неделю по 3 академических часа с перерывом 10 минут в рамках каждого часа.
2 год обучения (216 часов) - 2 раза в неделю по 3 академических часа с перерывом 10 минут в рамках каждого часа.
3 год обучения (216 часов) - 2 раза в неделю по 3 академических часа с перерывом 10 минут в рамках каждого часа.
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом возрастных психологических особенностей учащихся. На занятиях используются индивидуальные и групповые формы работы, самостоятельная работа (проектная деятельность). Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Формы проведения занятий:
- Учебная игра;
- Занятия фантазии;
- Творческий проект;
- Практические занятия;
- Групповая консультация;
- Защита творческой работы;
- Презентация (творческий отчет, выставка, персональная выставка и т.п.).
- Цель и задачи программы
Цель образовательной программы «Петелька за петелькой» для творческой группы – развитие творческой активности учащихся через реализацию индивидуальных творческих проектов, с использованием технологий декоративно – прикладного творчества.
Программа решает следующие задачи:
Обучающие
- познакомить с более сложными, комбинированными видами декоративно прикладного творчества;
- сформировать знания, умения и навыки в изготовлении творческих работ;
- научить проектировать изделия;
- познакомить с ассортиментом современных вязаных изделий;
Развивающие
- развивать творческие способности и художественно – эстетический вкус;
- развивать и совершенствовать индивидуальное мастерство детей;
- развивать познавательные процессы (память, мышление, воображение, внимание, фантазию, креативность);
- развивать трудовые, практические умения.
Воспитательные
- способствовать формированию интереса к культуре и истории Росси;
- способствовать формированию чувства уверенности в своих силах, самостоятельности, аккуратности, трудолюбию;
- способствовать формированию нравственных качеств (доброта, отзывчивость, внимание, забота, толерантность, ответственность);
- способствует формированию социальной и профессиональной мобильности;
- Содержание программы
Учебно-тематический план по программе «Петелька за петелькой»
для творческой группы (216 часов)
1 год обучения
№ | Тема раздела | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля |
Введение в образовательную программу | 3 | 1 | 2 | Тест | |
Раздел 1. Вязание спицами (45 часов) | |||||
1.1 | Набор петель спицами | 3 | 1 | 2 | |
1.2 | Вязание лицевой петли | 6 | 1 | 5 | |
1.3 | Вязание изнаночной петли | 6 | 1 | 5 | |
1.4 | Вязание накида | 6 | 1 | 5 | |
1.5 | Вязание простой резинки | 9 | 1 | 8 | |
1.6 | Вязание «английской резинки» | 6 | 1 | 5 | |
1.7 | Вязание «кос», «петель» | 9 | 1 | 8 | |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ: | 45 | 7 | 38 | ||
Раздел 2. Ажурное вязание (39 часов) | |||||
2.1 | Ажурное вязание крючком | 18 | 3 | 15 | Творческое задание |
2.2 | Ажурное вязание спицами | 21 | 3 | 18 | Творческое задание |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ: | 39 | 6 | 33 | ||
Раздел 3. Вязание игрушек (60 часов) | |||||
3.1 | Вязание игрушки крючком (по выбору) | 30 | 6 | 24 | Самостоятельная работа |
3.2 | Вязание игрушки спицами (по выбору) | 30 | 6 | 24 | Творческая работа |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ: | 60 | 12 | 48 | ||
Раздел 4. Вязаные цветы (69 часов) | |||||
4.1 | Тунисское вязание крючком | 9 | 2 | 7 | Тест |
4.2 | Вязание цветов крючком (по выбору) | 27 | 3 | 24 | Творческая коллективная работа |
4.3 | Вязание цветов спицами (по выбору) | 27 | 3 | 24 | Творческая коллективная работа |
4.4 | Оформление выставки | 3 | 1 | 2 | Выставка |
4.5 | Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 | Тест |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ: | 69 | 10 | 59 | ||
ВСЕГО | 216 | 36 | 180 |
Содержание программы «Петелька за петелькой»
для творческой группы
первый год обучения (216 часов)
Введение в образовательную программу (3 часа)
Вводное занятие. Знакомство с программой, ее целями, задачами. Правила техники безопасности на занятиях. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Тест.
Практические занятия
Организация рабочего места. Вводное тестирование. Соблюдение техники безопасности при работе с инструментами.
Раздел 1. Вязание спицами (45 часов).
Тема 1.1 Набор петель спицами (3 часа)
Виды вязания спицами. Основные обозначения на схемах. Набор петель. Правильное положение рук при вязании. Материалы и инструменты. Правила работы с нитками и спицами.
Практические занятия
Отработка положения рук, во время работы. Отрабатывать умения набирать петли.
Тема 1.2 Вязание лицевой петли (6 часов)
Условные обозначения, схема вязания. Вязание лицевой петли. Запуск последнего ряда.
Практические занятия
Выполнение полотна лицевыми петлями (набор петель, вязание лицевого ряда по схеме, закрытие последнего ряда, закрепление последней петли).
Тема 1.3 Вязание изнаночной петли (6 часов)
Условные обозначения, схема вязания. Вязание изнаночной петли. Запуск последнего ряда.
Практические занятия
Выполнение изнаночного полотна (набор петель, вязание изнаночного ряда по схеме, закрытие последнего ряда, закрепление последней петли).
Тема 1.4 Вязание накида (6 часов)
Виды петель (накид). Условные обозначения, схемы вязания. Запуск последнего ряда.
Практические занятия
Выполнение петель с накидом в лицевом и изнаночном ряду. Выполнение полотна с накидом (набор петель, вязание рисунка по схеме, закрытие последнего ряда, закрепление последней петли).
Тема 1.5 Вязание простой резинки (9 часов)
Виды вязаных резинок (1х1, 2х2 и т.д. ). Условные обозначения, схемы вязания. Набор петель.
Практические занятия
Отработка умения набирать петли. Выполнение вязаной резинки 1х1, 2х2 и т.д. (вязание рисунка по схеме, закрытие последнего ряда, закрепление последней петли).
Тема 1.6 Вязание «английской резинки» (6 часов)
Виды вязаных резинок («английская резинка»). Условные обозначения, схемы вязания. Запуск последнего ряда.
Практические занятия
Отработка умения набирать петли. Выполнение вязаной резинки «английская резинка» (вязание рисунка по схеме, закрытие последнего ряда, закрепление последней петли).
Тема 1.7 Вязание «кос», «петель»(9 часов).
Виды вязаных кос из 6, 8, 12 петель и технология их выполнения. Вязание петель для пуговиц и технология их выполнения. Условные обозначения, схемы вязания. Набор петель. Запуск последнего ряда петли для пуговиц.
Практические занятия
Отработка умения набирать петли. Выполнение вязаного полотна с «косами» из 6,8.12, петель» (вязание рисунка по схеме, закрытие последнего ряда, закрепление последней петли). Отработка технологии вязания петель для пуговиц.
Раздел 2. Ажурное вязание (39 часов).
Тема 2.1 Ажурное вязание крючком (18 часов)
Виды ажурного вязания крючком. Технология ажурного вязания крючком. Схемы ажурного вязания крючком и условные обозначения. Техника безопасности при работе. Материалы и инструменты. Поиск и развитие идеи. Проектирование изделия. Последовательность работы. Качество работы.
Практические занятия
Отрабатывать умения развивать идею. Отрабатывать умения работать с дополнительными источниками. Отрабатывать навыки работы со схемой. Соблюдение техники безопасности при работе. Отрабатывать умения последовательно изготавливать изделие. Применение навыков декорирования изделия.
Тема 2.2 Ажурное вязание спицами (21 час)
Виды ажурного вязания спицами. Технология ажурного вязания спицами. Схемы ажурного вязания спицами и условные обозначения. Техника безопасности при работе. Материалы и инструменты. Поиск и развитие идеи. Проектирование изделия. Последовательность работы. Качество работы.
Практические занятия
Отрабатывать умения развивать идею. Отрабатывать умения работать с дополнительными источниками. Отрабатывать навыки работы со схемой. Соблюдение техники безопасности при работе. Отрабатывать умения последовательно изготавливать изделие. Применение навыков декорирования изделия.
Раздел 3. Вязание игрушки (48 часов).
Тема 3.1 Вязание игрушки крючком (по выбору) (18 часов)
Виды вязаных игрушек. Стилизация, пропорция, колорит. Технология изготовления вязаных игрушек. Комбинированные изделия. Технология изготовления вязаной одежды для игрушек (расчет петель, выбор рисунка, построение выкройки изделия). Техника безопасности при работе. Материалы и инструменты. Поиск и развитие идеи. Проектирование изделия. Последовательность работы.
Практические занятия
Отрабатывать умения развивать идею. Отрабатывать умения работать с дополнительными источниками. Соблюдение техники безопасности при работе. Отрабатывать умения последовательно изготавливать вязаную игрушку. Отрабатывать технологию последовательного изготовления вязания одежды на игрушку (убавление петель для проймы в кофточке, прибавление петель для юбки, шапки). Применение навыков декорирования.
Тема 3.2 Вязание игрушки спицами (21 час)
Виды вязаных игрушек. Стилизация, композиция, колорит. Комбинированные изделия. Технология изготовления вязаных игрушек. Поиск и развитие идеи. Технология изготовления вязаной одежды для игрушек (расчет петель, выбор рисунка, построение выкройки изделия). Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе. Проектирование изделия. Последовательность работы.
Практические занятия
Отрабатывать умения развивать идею. Отрабатывать умения работать с дополнительными источниками. Соблюдение техники безопасности при работе. Формировать умения последовательно изготавливать вязаную игрушку. Отрабатывать технологию последовательного изготовления вязания одежды на игрушку (убавление петель для проймы в кофточке, прибавление петель для юбки, шапки). Применение навыков декорирования изделия.
Раздел 4. Вязаные цветы (69 часов).
Тема 4.1 Тунисское вязание крючком(9 часов)
Технология тунисского вязания. Работа со схемой. Последовательность работы. Материалы и инструменты. Правила безопасности при работе. Тест.
Практические занятия
Отрабатывать умение работать по схеме. Отрабатывать умение поэтапного выполнения творческой работы. Отрабатывать умение отслеживать качество выполненных работ. Соблюдение техники безопасности при работе. Изготовления цветов тунисским вязанием. Применение навыков декорирования изделий. Тестирование.
Тема 4.2 Вязание цветов крючком (по выбору) (27 часов)
Технология изготовления цветов. Поиск и развитие идеи. Проектирование изделия. Материалы и инструменты. Последовательность работы. Техника безопасности при работе.
Практические занятия
Отрабатывать навыки выполнения коллективной работы. Отрабатывать умение работать со схемами. Отрабатывать умение поэтапного выполнения творческой работы. Отрабатывать умение отслеживать качество выполненных работ. Соблюдение техники безопасности при работе. Изготовление цветов. Применение навыков декорирования изделий.
Тема 4.3 Вязание цветов спицами (по выбору) (27 часов)
Технология изготовления цветов. Поиск и развитие идеи. Проектирование изделия. Последовательность работы. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе.
Практические занятия
Отрабатывать навыки выполнения коллективной работы. Отрабатывать навыки работы по схемам. Отрабатывать умение поэтапного выполнения творческой работы. Отрабатывать умение отслеживать качество выполненных работ. Соблюдение техники безопасности при работе. Изготовление цветов. Применение навыков декорирования изделий. Тестирование.
Тема 4.4 Оформление выставки (3 часа)
Оформление творческой выставки учащихся.
Практические занятия
Презентация творческих работ учащимися.
Тема 4.5 Итоговое занятие (3 часа)
Подведение итогов за учебный год, проведение тестирования учащихся.
Практические занятия
Выполнение тестовых заданий на выявление знаний, умений, навыков.
Учебно-тематический план по программе «Петелька за петелькой»
для творческой группы (216 часов)
2 год обучения
№ | Тема раздела | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля |
Введение в образовательную программу | 3 | 1 | 2 | Тест | |
Раздел 1. Вязаная одежда (39 часов) | |||||
1.1 | Вязание шарфика | 6 | 1 | 5 | |
1.2 | Вязание шапочки | 9 | 1 | 8 | Творческая работа |
1.3 | Вязание варежек | 12 | 3 | 9 | |
1.4 | Вязание домашних тапочек | 12 | 3 | 9 | Выставка |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ: | 39 | 8 | 31 | ||
Раздел 2. Вязаные дамские принадлежности (63 часа) | |||||
2.1 | Вязание зонтика | 18 | 3 | 15 | |
2.2 | Вязание сумочки | 18 | 3 | 15 | Творческая работа |
2.3 | Вязание косметички, кошелька | 18 | 3 | 15 | Самостоятельная работа |
2.4 | Вязание бижутерии | 9 | 3 | 6 | Выставка |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ: | 63 | 12 | 51 | ||
Раздел 3. Комбинированные изделия (111 часов) | |||||
3.1 | Вязание кофты | 39 | 6 | 33 | |
3.2 | Вязание туники | 36 | 6 | 30 | Творческая работа |
3.3 | Вязание подушек и покрывала | 30 | 3 | 27 | Коллективная работа |
3.4 | Оформление выставки | 3 | 1 | 2 | Выставка |
3.5 | Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 | Тест |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ: | 111 | 17 | 94 | ||
ВСЕГО | 216 | 38 | 178 |
Содержание программы «Петелька за петелькой»
для творческой группы
второй год обучения (216 часов)
Введение в образовательную программу (3 часа)
Вводное занятие. Знакомство с программой, ее целями, задачами. Правила техники безопасности на занятиях. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Тест.
Практические занятия
Организация рабочего места. Вводное тестирование. Соблюдение техники безопасности при работе с инструментами.
Раздел 1. Вязаная одежда (39 часов)
Тема 1.1 Вязание шарфика (6 часов)
Технология вязания шарфика в разной технике (вязание спицами, крючком). Последовательность работы. Материалы и инструменты. Технология вязания шарфа (расчет петель, выбор рисунка по журналу). Техника безопасности при работе. Качество работы.
Практические занятия
Отрабатывать навыки работы с дополнительными источниками. Отрабатывать навыки работы со схемой. Соблюдение техники безопасности при работе. Отрабатывать навыки последовательного изготовления изделия. Применение навыков декорирования изделия.
Тема 1.2 Вязание шапочки (9 часов)
Технология вязания шапочки в разной технике (вязание спицами, крючком). Последовательность работы. Материалы и инструменты. Технология вязания шапочки (расчет петель, выбор рисунка по журналу). Техника безопасности при работе. Качество работы.
Практические занятия
Отрабатывать навыки работы с дополнительными источниками. Отрабатывать навыки работы со схемой. Соблюдение техники безопасности при работе. Отрабатывать навыки последовательного изготовления изделия. Применение навыков сшивание и декорирования изделия.
Тема 1.3 Вязание варежек (12 часов)
Технология вязания варежек в разной технике (вязание спицами, крючком). Последовательность работы. Материалы и инструменты. Технология вязания варежек (расчет петель, выбор рисунка по журналу). Техника безопасности при работе. Последовательность работы. Качество работы.
Практические занятия
Отрабатывать навыки работы с дополнительными источниками. Отрабатывать навыки работы со схемой. Соблюдение техники безопасности при работе. Отрабатывать навыки последовательного изготовления изделия. Применение навыков декорирования изделия.
Тема 1.4 Вязание домашних тапочек (12 часов)
Технология вязания домашних тапочек в разной технике (вязание спицами, крючком). Последовательность работы. Материалы и инструменты. Технология вязания домашних тапочек (расчет петель, выбор рисунка по журналу). Техника безопасности при работе. Качество работы.
Практические занятия
Отрабатывать навыки работы с дополнительными источниками. Отрабатывать навыки работы со схемой. Соблюдение техники безопасности при работе. Отрабатывать навыки последовательного изготовления изделия. Применение навыков декорирования изделия.
Раздел 2. Вязаные дамские принадлежности (63 часов)
Тема 2.1 Вязание зонтика (18 часов)
Материалы и инструменты (пряжа, спицы, крючки, готовый каркас для зонта). Технология вязания зонтика в разной технике (вязание спицами, крючком). Выбор рисунка по журналу. Техника безопасности при работе. Последовательность работы. Качество работы.
Практические занятия
Отрабатывать навыки работы с дополнительными источниками. Отрабатывать навыки работы со схемой. Соблюдение техники безопасности при работе. Отрабатывать навыки последовательного изготовления изделия. Применение навыков декорирования изделия.
Тема 2.2 Вязание сумочки (18 часов)
Материалы и инструменты. Технология вязания сумочки в разной технике (вязание спицами, крючком). Технология вязания сумочки (расчет петель, выбор рисунка по журналу). Техника безопасности при работе. Последовательность работы. Качество работы.
Практические занятия
Отрабатывать навыки работы с дополнительными источниками. Отрабатывать навыки работы со схемой. Соблюдение техники безопасности при работе. Отрабатывать навыки последовательного изготовления изделия. Применение навыков декорирования изделия.
Тема 2.3 Вязание косметички, кошелька (18 часов)
Технология вязания косметички, кошелька в разной технике (вязание спицами, крючком). Последовательность работы. Качество работы. Материалы и инструменты. Технология вязания косметички, кошелька (расчет петель, выбор рисунка по журналу). Техника безопасности при работе.
Практические занятия
Отрабатывать навыки работы с дополнительными источниками. Отрабатывать навыки работы со схемой. Соблюдение техники безопасности при работе. Отрабатывать навыки последовательного изготовления изделия. Применение навыков декорирования изделия.
Тема 2.4 Вязание бижутерии (9 часов)
Технология вязания бижутерии в разной технике (вязание спицами, крючком). Последовательность работы. Качество работы. Материалы и инструменты. Технология вязания бижутерии (расчет петель, выбор рисунка по журналу). Техника безопасности при работе.
Практические занятия
Отрабатывать навыки работы с дополнительными источниками. Отрабатывать навыки работы со схемой. Соблюдение техники безопасности при работе. Отрабатывать навыки последовательного изготовления изделия. Применение навыков декорирования изделия.
Раздел 3. Комбинированные изделия (111 часов)
Тема 3.1 Вязание кофты (39 часов)
Технология вязания кофты в разной технике (вязание спицами, крючком). Материалы и инструменты. Технология вязания кофты (выбор рисунка по журналу, расчет петель, снятие мерок, чертеж выкроек). Технология вывязания пройм и горловины. Сборка деталей (сшивание переда, спинки, полочек). Техника безопасности при работе. Качество работы.
Практические занятия
Отрабатывать навыки работы с дополнительными источниками. Отрабатывать навыки последовательного изготовления изделия. Отрабатывать навыки работы со схемой. Отрабатывать технологию вязания кофты (пройма, горловина). Отрабатывать умения сборки готовых деталей. Соблюдение техники безопасности при работе. Применение навыков декорирования изделия.
Тема 3.2 Вязание туники (36 часов)
Технология вязания туники в разной технике (вязание спицами, крючком). Материалы и инструменты. Технология вязания туники (выбор рисунка по журналу, расчет петель, снятие мерок, чертеж выкроек). Технология вязания пройм и горловины. Сборка деталей (спинка, полочки). Обвязка горловины. Обвязка полочек. Техника безопасности при работе. Качество работы.
Практические занятия
Отрабатывать навыки работы с дополнительными источниками. Отрабатывать навыки последовательного изготовления изделия. Отрабатывать навыки работы со схемой. Отрабатывать технологию вязания кофты (вязания пройм и горловины). Отрабатывать умения сборки готовых деталей. Соблюдение техники безопасности при работе. Применение навыков декорирования изделия.
Тема 3.3 Вязание подушек и покрывала (30 часов)
Технология вязания подушек и покрывала в разной технике (вязание спицами, крючком). Материалы и инструменты. Технология вязания (расчет петель, выбор рисунка по журналу). Техника безопасности при работе. Качество работы.
Практические занятия
Применять навыки выполнения коллективной работы. Отрабатывать навыки работы с дополнительными источниками. Отрабатывать навыки работы со схемой. Соблюдение техники безопасности при работе. Отрабатывать навыки последовательного изготовления изделия. Применение навыков декорирования изделия.
Тема 3.4 Оформление выставки (3 часа)
Оформление творческой выставки учащихся.
Практические занятия
Презентация творческих работ.
Тема 3.5 Итоговое занятие (3 часа)
Подведение итогов за учебный год, проведение тестирования учащихся.
Практические занятия
Выполнение тестовых заданий на выявление знаний, умений, навыков.
Учебно-тематический план по программе
«Петелька за петелькой»
для творческой группы (216 часов)
3 год обучения
№ | Тема раздела | Всего часов | Теория | Практика | Формы контроля |
Введение в образовательную программу | 3 | 1 | 2 | Тест | |
Раздел 1. Вязаные изделия (81 час) | |||||
1.1 | Плоские изделия в разной технике вязания | 78 | 6 | 72 | Самостоятельная творческая работа |
1.2 | Презентация творческих работ | 3 | 2 | 1 | Выставка |
Итого по разделу: | 81 | 8 | 73 | ||
Раздел 2. Смешанные техники (54 часа) | |||||
2.1 | Техника филейного вязания | 15 | 3 | 12 | Тест |
2.2 | «Уютный дом» изделие в технике «пэчворк» | 36 | 6 | 30 | Самостоятельная работа |
2.3 | Презентация творческих работ | 3 | 2 | 1 | Выставка |
Итого по разделу: | 54 | 11 | 43 | ||
Раздел 3. Творим, вяжем, фантазируем (78 часов) | |||||
3.1 | Поиск творческого проекта для выставки | 6 | 3 | 3 | Коллективная работа |
3.2 | Изготовление выбранного творческого проекта | 66 | 6 | 60 | Самостоятельная работа |
3.3 | Оформление выставки | 3 | 1 | 2 | Выставка |
3.4 | Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 | Тест |
Итого по разделу: | 78 | 11 | 67 | ||
ИТОГО | 216 | 31 | 185 |
Содержание программы «Петелька за петелькой»
для творческой группы
третий год обучения (216 часов)
Введение в образовательную программу (3 часа)
Вводное занятие. Знакомство с программой, ее целями, задачами. Правила техники безопасности на занятиях. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Тест.
Практическая работа
Организация рабочего места. Вводное тестирование. Соблюдение техники безопасности при работе с инструментами.
Раздел 1. Вязаные изделия (81 час)
Тема 1.1. Плоские изделия в разной технике вязания (78 часов)
Плоские изделия. Виды вязания (вязание спицами, вязание крючком, тунисское вязание). Поиск и развитие идеи. Эскиз изделия. Представление своего изделия. Обсуждение.
Практическая работа
Выбор изделия. Самостоятельный разбор схемы. Индивидуальная консультация, внесение корректив. Самостоятельное изготовление изделия по замыслу. Декорирование выбранного изделия.
Тема 1.2. Презентация творческих работ (3 часа)
Подготовка выставочных работ.
Практическая работа
Оформление выставки. Презентация своей работы.
Раздел 2. Смешанные техники (54 часа)
Тема 2.1. Техника филейного вязания (15 часов)
Техника «Филейного вязания». Декоративное оформление филейной сетки (вышивка, помпоны, рюши). Поиск и развитие идеи. Эскиз изделия (форма, декор). Представление своего изделия. Последовательность творческой работы. Тест «Технология «Филейного вязания».
Практическая работа
Выбор изделия. Самостоятельный разбор схемы. Индивидуальная консультация, внесение корректив. Самостоятельное изготовление изделия по замыслу. Декорирование выбранного изделия. Тестирование.
Тема 2.2. «Уютный дом» изделие в технике «пэчворк» (36 часов)
Понятие «Пэчворк». Виды пэчворка. Технология соединения отдельных элементов (вывязывание, сшивание). Виды трикотажных швов: матрасный, кеттлевочный. Соединение деталей крючком. Материалы и инструменты. Эскиз изделия (виды вязания). Представление своего изделия. Последовательность творческой работы.
Практическая работа
Подбор пряжи, цветового сочетания. Вывязывание образцов в выбранных техниках (спицы, крючок, тунисское вязание). Соединение мотивов. Сшивани мотивов различными способами. Самостоятельное изготовление изделия по эскизу и схеме. Декорирование изделия.
Тема 2.3 Презентация творческих работ (3 часа)
Подготовка выставочных работ.
Практическая работа
Оформление выставки. Презентация своей работы.
Раздел 3. Творим, вяжем, фантазируем (78 часов)
Тема 3.1. Поиск творческого проекта для выставки (6 часов)
Совместное или индивидуальное создание творческого проекта. Зарисовка эскиза. Материалы и инструменты. Техника безопасности.
Практическая работа
Коллективная работа над творческими проектами. Работа с журналами, книгами и т.д. Подбор материалов и инструментов. Отработка эскиза.
Тема 3.2. Изготовление выбранного творческого проекта (66 часов)
Работа с выбранными проектами. Индивидуальная консультация.
Практическая работа
Самостоятельное выполнение проектной работы.
Тема 3.3. Оформление выставки (3 часа)
Оформление выставки. Подготовка к презентации своих творческих проектов.
Практическая работа
Презентация творческих работ учащимися.
Тема 3.4. Итоговое занятие (3 часа)
Подведение итогов за учебный год, проведение тестирования учащихся.
Практическая работа
Участие учащихся в тестировании на выявление знаний, умений, навыков.
- Планируемые результаты
Результатами работы по этой программе должны стать заинтересованность учащихся, творческий рост, желание совершенствовать умения и навыки самостоятельно, творческая активность, желание дарить радость своим друзьям и родителям, развитие интеллекта детей, формирование трудового и познавательного интереса.
Выполняя вязаные изделия, учащиеся не только повышают эстетический вкус, подчеркивают свою индивидуальность, но и приносят экономию в семейный бюджет. Конечным результатом такого творческого труда является представление работ на выставки и конкурсы декоративно – прикладного творчества различного уровня.
По итогам реализации программы «Петелька за петелькой» для творческой группы учащиеся, как правило
Знают (предметные результаты):
- историю народных промыслов (вязание крючком и спицами);
- технологическую последовательность вязания разных видов изделий;
- правила работы с материалами и инструментами, технику безопасности при работе;
умеют:
- последовательно, поэтапно изготавливать разные виды изделий, применяя разные технологии вязания;
- пользоваться инструкционными картами, дополнительной литературой, готовыми схемами;
- проектировать изделие по своему замыслу, отслеживать качество своей работы;
владеют:
- навыками проектирования и изготовления изделия по схеме;
- навыками изготовления собственных авторских работ.
Учащиеся получат возможность научиться
- готовить свое рабочее место и выполнять практическую работу по плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
- корректировать выполнение своей работы в соответствии со схемой и образцом;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
- оценивать и сравнивать результаты своей работы и других учащихся;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
У учащихся сформируются личностные качества:
- навыки коммуникативного общения учащихся со сверстниками и педагогами;
- устойчивая мотивация к самообразованию, познанию и творчеству;
- развитие самооценки собственной творческой деятельности;
- творческое самоопределение и самоутверждение в процессе конкурсного движения;
- рост творческого мастерства.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
реализации программы
«Петелька за петелькой» для творческой группы
1.Продолжительность учебного года:
Начало учебного года :
1 год обучения – с 15.09.2017г.
2 и 3 год обучения – с 01.09.2017 г.
Начала учебных занятий:
1 группа – 02.09.2017 г.
2 группа – 05.09.2017 г.
3 группа - 15.09.2017 г.
Продолжительность учебного года – 36 недель
2. Календарь занятий
Года обучения | 1 полугодие | Количество недель образовательного процесса | Праздничные дни | 2 полугодие | Количество недель образовательного процесса | Праздничные дни | Летние каникулы | Всего в год |
1 год обучения 3 группа | 15.09 – 27.12. 2017г. | 15 недель | Ноябрь 04 | 10.01 – 25.05. 2018г. | 21 неделя | Январь: 01,02,03,04,05,06,07,08 Февраль:23 Март:08 Май:01,09 | 01.06-31.08 | 36 недель |
2 год обучения 2 группа | 05.09 – 28.12. 2016г. | 15 недель | 09.01 – 24.05. 2017г. | 21 неделя | 01.06-31.08 | 36 недель | ||
3 год обучения 1 группа | 02.09 – 26.12. 2017г. | 15 недель | 09.01 – 26.05. 2017г. | 21 неделя | 36 недель |
Этапы образовательного процесса
Этапы образовательного процесса | 1 год обучения 3 группа | 2 год обучения 2 группа | 3 год обучения 1 группа |
Начало учебного года | 15 сентября | 01 сентября | 01 сентября |
Продолжительность учебного года | 36 недель | 36 недель | 36 недель |
Продолжительность занятий | Младший, средний, старший школьный возраст – 40 минут | Младший, средний, старший школьный возраст – 40 минут | Младший, средний, старший школьный возраст – 40 минут |
Перерыв между занятиями | Не меньше 10 минут | Не меньше 10 минут | Не меньше 10 минут |
Окончание учебного года | 31 мая | 22 мая | 22 мая |
Каникулы летние | 01 июня – 31 августа | 31 мая – 31 августа | 31 мая – 31 августа |
2.2. Условия реализации программы
1. Материально-технические условия:
1. Кабинет, соответствующий требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
2. Оборудование (учебная мебель, демонстрационные шкафы, наглядные пособия)
3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор.
4. Учебно – методический комплекс:
Методические пособия:
- Вязаная цветочная фантазия;
- Технология изготовления панно «Филейное вязание»;
- «Вязаные цветы»;
- «Вязаный пэчворк»;
- «Вязаные игрушки»;
- «Комбинированные изделия»;
- «Вязаная одежда»;
Слайдовые и видео презентации:
- «Вязаные игрушки»;
- «Вязание спицами»;
- «Вязание крючком»;
- «Введение в образовательную программу»;
- «Творческие работы учащихся»;
- «Творческие работы педагога»;
Комплекс тестовых заданий по усвоению программного материала:
- Тест «Вязание крючком»;
- Тест «Итоговая проверочная работа за 1 год обучения»:
- Тест «Вязание спицами»;
- Тест «Филейное вязание»;
- Тест «Итоговая проверочная работа за 2 год обучения»;
- «Тунисское вязание крючком»;
- Тест «Комбинированные изделия»;
- Тест «Итоговая проверочная работа за 3 год обучения»;
Инструкционные карты для занятий:
- Технология работы с вязальным крючком;
- Вязание основных петель крючком;
- Технология «Тунисского вязания»;
- Вязание основных петель спицами;
- Ажурное вязание спицами;
- Комбинированные изделия;
- Условные обозначения;
- Построение выкройки для вязаных изделий;
- Вязаные украшения;
- Ажурный зонтик;
- Ажурное вязание крючком;
- Технология работы с вязальными спицами;
- Пэчворк;
- Смешанные техники;
Материалы, инструменты:
- крючки разных размеров;
- вязальные спицы;
- игла для сшивания вязаного изделия, ножницы;
- нитки шерстяные, полушерстяные, ирис, гарус, краше и т. д.;
- доска гладильная, утюг;
2.3. Формы аттестации
Для определения результативности в соответствии учебным планом и календарным учебным графиком разработаны формы аттестации, отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Петелька за петелькой» для творческой группы: тестирование творческая работа, самостоятельная работа, коллективная работа, выставка, защита творческих работ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Петелька за петелькой» для творческой группы: готовая творческая работа, журнал посещаемости, материалы тестирования, портфолио.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Петелька за петелькой» для творческой группы: аналитический материал по итогам проведения стартовой, промежуточной и итоговой диагностики, аналитическая справка, демонстрация и защита творческих работ, творческих проектов, диагностическая карта, результативность участия в конкурсах и выставках декоративно – прикладного творчества различного уровня.
Формы занятий, формы проведения контроля
Разделы | Форма занятий | Форма проведения контроля |
1 год обучения | ||
Раздел 1. Вязание спицами | тестирование тренировочные занятия практические занятия | Тест |
Раздел 2. Ажурное вязание | тренировочные занятия практические занятия творческие занятия | Творческое задание |
Раздел 3. Вязание игрушек | тренировочные занятия практические занятия занятия фантазии | Творческая работа Самостоятельная работа |
Раздел 4. Вязание цветов | тестирование тренировочные занятия практические занятия творческие занятия тематические задания по группам | Тест Творческая коллективная работа выставка |
2 год обучения | ||
Раздел 1. Вязаная одежда | тестирование практические занятия творческая работа | Тест Творческая работа Выставка |
Раздел 2. Вязаные дамские принадлежности | практические занятия творческая работа | Творческая работа Самостоятельная работа Выставка |
Раздел 3. Комбинированные изделия | занятия фантазии практические занятия творческая работа тематические задания по группам защита творческих работ | Творческая работа Коллективная работа Выставка |
3 год обучения | ||
Раздел 1. Вязаные изделия | тестирование практические занятия творческая работа защита творческих работ | Тест Самостоятельная творческая работа Выставка |
Раздел 2. Смешанные техники | тестирование творческий проект групповая консультация защита творческих работ | Тест Самостоятельная работа Выставка |
Раздел 3. Творим, вяжем, фантазируем | защита творческой работы; презентация | Тест Самостоятельная работа Коллективная работа Выставка |
Формирование качеств личности на занятиях
по программе «Петелька за петелькой» для творческой группы
Направленность качеств личности | Качества личности | Виды деятельности, способствующие формированию данных качеств |
Общественно-значимые качества | доброта, человечность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность, достоинство, вежливость, отзывчивость | Выставки, ярмарки, концерты, дискуссии, встречи с интересными людьми занимающихся творчеством, общение между собой в творческом объединении, занятия |
Личностные | Качества точность, аккуратность, наблюдательность, чистоплотность, внимательность, находчивость, настойчивость, терпеливость, самостоятельность | декоративное прикладное творчество, вязание крючком |
Коммуникативные качества | общительность, чуткость симпатия, эмоциональность внимательность, открытость доверительность, доброжелательность терпимость | коллективные творческие дела, подготовка к выставкам, различные мероприятия коллектива творческого объединения (походы на природу, чаепития, праздники, различные встречи и т.д.) экскурсии на выставки, занятия |
2.4. Оценочные материалы
Разработаны тестовые материалы для проверки уровня освоения программного материала, материалы для проведения стартовой, текущей и итоговой диагностики, рейтинг участия в конкурсных мероприятиях различного уровня.
Стартовый – определение исходных знаний учащихся. Может проводится в виде собеседования, тестирования.
Текущий – контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения этапов работы. Осуществляется педагогом по результатам выполнения учащимися практических, творческих заданий.
Итоговый – определение объема и качества полученных учащимися знаний. Может проводиться в виде творческого проекта в виде презентации работ, контрольного тестирования, творческой выставки.
Самооценка и самоконтроль – определение учащимися границ своего «знания – незнания», «умения – неумения». Осуществляется учащимися самостоятельно по всем видам деятельности.
Для освоения эффективности программного материала (текущий контроль) используются следующие показатели:
- самостоятельность при выполнении заданий (чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность учащихся, и, следовательно, выше развивающий эффект занятий);
- активность учащихся на занятиях (активное поведение учащихся на занятиях, заинтересованность, стремление к познанию);
- практическое использование полученных результатов (участие в выставках, конкурсах разного уровня);
Данные показатели определяются по уровням проявления:
- высокий уровень – показатель четко выражен;
- средний уровень – показатель неустойчивый, выражен не в полной мере;
- низкий уровень – показатель не выражен или выражен слабо.
Уровни проявления показателей определяются педагогом на основе наблюдений и самостоятельно учащимися. Затем вносятся в индивидуальный лист эффективности освоения программного материала (Приложение 1).
2.5. Методические материалы
Область дополнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути.
Выделяют следующие направления развития одаренности детей, которые применимы и в системе дополнительного образования:
1. Активное отношение к окружающему миру. Одаренные люди любознательны, креативны, информированы, активны. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло.
2. Самостоятельность. Одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, задача педагога не ограничивать свободу ребенка, а направлять и корректировать ее.
3. Организация индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – это система своеобразных действий, приемов, методов, которые применяет человек в своей деятельности и поведении.
4. Создание мотивации к развитию и обучению. Потребности и мотивы побуждают человека к активности, действию, деятельности, заставляют его ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.
Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям:
- Разработка гибких, индивидуализированных программ;
- Создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;
- Стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;
- Использование различных стратегий обучения и воспитания;
- Уважение личности и ценностей учащихся и формирование его положительной самооценки;
- Поощрение творческих особенностей и воображения учащихся.
Способы стимулирования творческих способностей учащихся в процессе овладения искусством вязания:
- Обеспечение благоприятной атмосферы;
- Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от критики в адрес ребёнка;
- Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- Поощрение высказывания оригинальных идей;
- Обеспечение возможностей для практики;
- Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Содержание программы спланировано с учётом специфики возраста учащихся, их интересов, уровня интеллектуального и физического развития, что позволяет последовательно реализовывать принцип от простого к сложному.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
- Принцип добровольности (зачисление ребенка в группу возможно только по его желанию).
- Принцип взаимоуважения (все общение ребенка со сверстниками и с педагогом должно строиться на основе взаимоуважения, равно как и общение педагога с каждым членом детского коллектива).
- Принцип личностного подхода (личность каждого ребенка является непреложной ценностью).
- Принцип адекватности возрасту (методы, приемы, формы и средства обучения соответствуют возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка).
- Принцип опоры на интерес (занятия отвечают интересам ребенка),
- Принцип ориентации на достижение успеха (созданы условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха).
- Принцип последовательности (изложение материала имеет логическую последовательность).
- Принцип взаимозаменяемости (в ходе групповой работы воспитанники предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности).
- Принцип интерактивного обучения (методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе занятий).
В работе с детьми используются рекомендации последователей гуманистической психологии (У. Глассер, Р. Кэмбелл, М. Максимов и другие):
- Начать разговор с похвалы;
- Обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом.
- Не критиковать и не делать замечания, вспоминая о своих ошибках.
- Предоставлять детям возможность сохранять престиж в глазах других.
- Не приказывать, а задавать вопросы.
- Выражать одобрение по поводу каждой удачи.
- Создавать детям хорошую репутацию.
- Постоянно поощрять детей, делать любую ошибку легко исправимой.
- Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что предлагает педагог.
На занятиях учащиеся осваивают следующие виды деятельности:
Виды деятельности | Содержание деятельности |
Моделирование, проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел; | В процессе занятий педагог помогает детям найти пути и методы реализации творческого замысла. Создание произведений декоративно-прикладного искусства. Ребенку обеспечивается возможность проявить творческую волю и творческую активность. |
Чтение схем | Упражнения выполняются по схемам, начерченным на доске, из журналов, из книг, а также придуманными детьми самостоятельно. Все схемы узоров для вязания изделий, обучающиеся должны аккуратно заносить в тетрадь. Все задания располагаются в порядке возрастающей трудности. Знание условных обозначений поможет быстро разбирать узоры, свободно и легко пользоваться схемами, зарисовывать схемы. |
Анализ работ – результатов собственных работ, выполненных другими детьми. | Каждое занятие заканчивается подведением итогов работы. Изучение каждой темы завершается практическими занятиями, мини выставками, дидактическими играми. |
Формы организации занятий
формы | содержание |
Индивидуальная; | Индивидуальная форма предполагает индивидуальную работу учащихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. |
Фронтальная. | предусматривает подачу учебного материала всему коллективу воспитанников. |
Репродуктивная | Применяется в основном для успешного формирования умений, навыков детей школьного возраста, способствует точному воспроизведению полученных знаний. Грамотно организованная учебная деятельность по многократному воспроизведению полученных знаний позволяет сформировать более качественное усвоение учебного материалв. |
групповые | В ходе групповой работы воспитанникам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Дети по желанию могут делиться на подгруппы в зависимости по уровню обученности. |
Методы организации занятия:
- репродуктивный;
- словесные методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, диалог, чтение и т.д.;
- методы практической работы;
- работа с дополнительными источниками;
- метод наблюдения: запись, зарисовка, рисунки, схемы;
- наглядный метод обучения;
- творческое проектирование.
Список использованной литературы
- Абакумова, Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования [Текст] / Е. М. Абакумова. – М.: Учитель в школе, 2008. – № 4. – С. 92 – 95.
- Акимова, Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка [Текст] / Е. А. Акимова. – М.: Учитель в школе, – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
- Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст] / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.
- Грунд –Торпе, Х. Нарядные прихватки. Новые идеи. [Текст] / Х. Грунд -Торпе – М, 2014. – 64 с.: ил.
- Диченскова, А. М. Забавные вязаные игрушки. [Текст] /А.М.Диченскова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 220, [1]с.: ил. – (Это модно)
- Ерёменко, Т.И. Кружок вязания крючком [Текст] / Т.И.Ерёменко.- М.: 2014.-25с.
- Ерёменко, Т.И. Кружок вязания спицами [Текст] / Т.И.Ерёменко.- М.: 2015.-42с.
- Иарасенко, С.Ф. Забавные поделки крючком [Текст]/ С.Ф.Тарасенко. М.:2015.-27с.
- Ковпак, Н.В., Черноморская О.А. Цветы, связанные крючком. - ООО ТД «Издательство Мир книги», 2013.-72с.
- Корнеева, Е.Н. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству «Творчество
- Мастерство» [Текст] / Е.Н.Корнеева, - МКОУ ДОД УДТ «Ровесник», 2010.- 68с.
- Логинова, Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие [Текст] / Р. Н. Логинова. М.: Учитель в школе. – 2008. – № 3. – С. 81 – 83.
- Максимова, М.В. Азбука вязания спицами [Текст] / М.В. Максимова.-М.: 2000.-43с.
- Максимова, М.В. Вязание крючком [Текст] / М.В. Максимова.-М.: 2015.-39с.
- Максимова, М.В. Рукоделие. [Текст] / М.В. Максимова.- М.: 2014.-54с.
- Офицерова, С.В. Вязаные игрушки. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2014. – 96с.: ил. – ( Золотая библиотека увлечений).
- Савченко, В.Н. Новая коллекция вязания крючком. [Текст] /В.Н. Савченко.- Ростов – н /Д., 2014.-42с.
- Технология [Текст]: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Ю. Крупская, Н. Лебедева, Л. Литикова и др. - М. : Вентана - Граф, 2007. - 192 с.
- Тимаер, А. Нарядные прихватки. – М.: Мой Мир ГмбХ Ко. КГ, 2015. -80 с.: ил. – (Вяжем сами)
- Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности [Текст] / В. С. Юркевич. М.: Учитель в школе. – 2008. – № 2. – С. 69 – 76.
- Юрьева, М.Ю. Не от скуки – на все руки! [Текст] / М.Ю. Юрьева,-М., 2016.-44с.
- Юрьева, М.Ю. Не от скуки – на все руки! [Текст] / М.Ю. Юрьева,-М., 2015.-44с.
Приложение 1
Лист оценки эффективности освоения программного материала
Фамилия, имя учащегося: __________________________________________
Наименование программы: _________________________________________
Год обучения _____________________________________________________
Раздел | Название работы | Уровень проявления показателя эффективности освоения программного материала (В – высокий, С – средний, Н – низкий) | Средний уровень | |||||
Показатель самостоятель- ности | Показатель активности | Показатель практического использования | ||||||
Самооценка | Оценка педагога | Самооценка | Оценка педагога | Самооценка | Оценка педагога | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свидетельство Национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России"
Работа была очень интересная и познавательная...
Программа литературно-творческого объединения "Лира"
Программа творческого объединения «Лира» составлена в соответствии с новыми приоритетами системы дополнительного образования детей.Занятия в творческом объединении помогут детям накопить опыт гражданс...
«Техника вязания, виды петель» Методическая разработка раздела программы дополнительного образования детей «Волшебная петелька» для детей 10-12 лет
Техника вязания – виды петель: раздел первого года обучения,образовательной программы "Волшебная петелька",включает изучение технологии вязания крючком. Работа по схеме, искусство составления ко...
Сценарий презентации детского творческого объединения «Волшебная петелька»
знакомство с работой творческого объединения...
Программа "Развитие творческих способностей обучающихся творческого объединения "Танцы"
Занятия хореографией, несомненно, откроют для детей новые пути познания творчества, обогатят их внутренний мир. Выявление способностей у детей и правильное их развитие- одна из важнейших педагогически...
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «Волшебная петелька» для детей 10 -14 лет на 1 год обучения
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности учащихся направленных на формирование нравственных ор...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) детского творческого объединения «Экодизайн»
Программа детского творческого объединения "Экодизайн"...