Рабочая программа кружка "Журналистика"
календарно-тематическое планирование на тему
Занятия в кружке «Журналистика» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело; позволяют максимально проявить учащимся свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnalistika.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 села Малая Пурга
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №_________
От «__» _______20__г.
Утверждено руководителем ОУ
Приказ №______________
От «___»_______________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Журналистика»
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Верещагина Н.П.,
учитель удмуртского языка.
2013 год
Пояснительная записка
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся для ребят «окном в мир», но и серьёзно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.
Главная же задача образовательного процесса как раз и состоит в социализации личности, превращения ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.
Занятия в кружке «Журналистика» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело; позволяют максимально проявить учащимся свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении.
Создание школьной газеты позволит обеспечить более эффективное использование современных технических средств обучения в образовательном процессе. Перед учащимися откроются широкие возможности во внеклассной деятельности.
Школьная газета может стать важным органом школьного самоуправления, надёжным помощником педагогического коллектива в воспитании учащихся, визитной карточкой школы.
Тематика газетных публикаций, темы, рубрики могут быть довольно разнообразными:
Ребята учатся писать сочинения, эссе, стихи, берут интервью.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск различных приёмов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением отбора словесного материала, целесообразно его использовать в своих творческих работах, учатся постигать технику выпуска газеты, постигают секреты мастеров.
Кружок «Журналистика» состоит из постоянной группы учащихся разного возраста. В деятельность кружка могут привлекаться также все желающие с разовыми поручениями.
Вместе с юными корреспондентами планируется работа над каждым номером газеты, организуются экскурсии, походы, встречи с интересными людьми и другие мероприятия.
Цели и задачи:
- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности;
- изучение основы журналистского мастерства;
- объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности, развитие творческих интересов и способностей;
- всестороннее воспитание молодежи: литературное, языковое, коммуникабельное;
- овладение современными методами получения информации;
- патриотическое воспитание учащихся;
- эстетическое воспитание молодежи;
- компьютерная грамотность;
- пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциальных явлений;
- воспитание и обучение корреспондентов, художников;
- социальная адаптация детей в условиях временного коллектива;
- педагогическая и психологическая поддержка детей;
- создание условий для получения школьниками дополнительного образования по всем видам литературного творчества, журналистской деятельности, компьютерной грамотности.
Данная программа рассчитана на 1 год.
Общее количество часов - 34 часа.
Недельная нагрузка – 1 час.
Возраст учащихся - 7-11 класс.
Режим занятий: среда – 15.00 – 16.00
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
- Умение работать с различными источниками информации.
- Умение работать с компьютером, принтером, сканером, цифровой камерой и цифровым фотоаппаратом.
- Умение брать интервью, проводить опрос, блиц – опрос.
- Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
- Использование знаний об основных жанрах периодической печати.
- Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики. Профориентация.
Прогнозируемые результаты:
Обучающийся должен знать:
- Особенности профессии журналиста (этикета поведения, права и обязанности)
- Виды информации, методы сбора информации(наблюдение, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование)
- Основные жанры журналистики; заметка, репортаж, фоторепортаж.
- Принципы оформления газеты
- Основные правила набора текста.
Обучающиеся должны уметь:
- Анализировать различные источники информации
- Набирать текст на компьютере, форматировать, вставлять фотографии, рисунки, создавать таблицы.
- Находить источники интересной информации методом наблюдения, методом работы с документами
- Составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования, интервью
- Писать газетную заметку, репортаж
- Составлять фоторепортаж, коллаж
Учебно-тематический план
(1 год обучения)
№ п/п | Тематика и содержание программы | Кол-во часов по теории | Кол-во часов по практике | Дата |
Раздел I Введение | ||||
Организация работы кружка | 1 | |||
Организация работы кружка | 1 | |||
История журналистики России | 1 | - | ||
Раздел II Техника и технология СМИ | ||||
Подготовка текста | 2 | 2 | ||
Подготовка текста | ||||
Подготовка текста | ||||
Подготовка текста | ||||
Макет и верстка | 1 | 3 | ||
Макет и верстка | ||||
Макет и верстка | ||||
Макет и верстка | ||||
Виды шрифта | 2 | 2 | ||
Виды шрифта | ||||
Виды шрифта | ||||
Виды шрифта | ||||
Раздел III Печатная журналистика | ||||
Основы оформительской работы | 2 | 4 | ||
Основы оформительской работы | ||||
Основы оформительской работы | ||||
Основы оформительской работы | ||||
Основы оформительской работы | ||||
Основы оформительской работы | ||||
Интернет-журналистика | 1 | 1 | ||
Интернет-журналистика | ||||
Выпуск газеты «Большая перемена» | 1 | 4 | ||
Выпуск газеты «Большая перемена» | ||||
Выпуск газеты «Большая перемена» | ||||
Выпуск газеты «Большая перемена» | ||||
Выпуск газеты «Большая перемена» | ||||
Экскурсия в редакцию | 1 | |||
Раздел IV Берем интервью | ||||
Тренинг «Берем интервью» | 1 | 2 | ||
Тренинг «Берем интервью» | ||||
Тренинг «Берем интервью» | ||||
Заседание круглого стола «Встреча с интересными людьми» | 1 | |||
Итоговое занятие (творческое задание «Летние каникулы») | 1 | |||
ВСЕГО | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Теоретическая часть обучение учащихся включает в себя объединение "Журналистика" по направлениям:
- печатная журналистика
(история журналистики, журналистская этика, правовое поле журналиста, жанры публицистики.);
- Интернет-журналистика
(организация работы информационных сайтов, СМИ в Интернете)
- художник-оформитель
(организация работы в конкурсах оформителей, иллюстраторов произведений).
Учащиеся знакомятся с историей прессы, газетными жанрами, а также изучают основы оформительской работы.
Объединение "Журналистика" помогает учащимся программы познакомиться с основными положениями журналистского творчества, оформительской работой, расширяет кругозор и помогает в профессиональном становлении молодого корреспондента.
Практическая часть работы кружка «Журналистика» включает в себя:
- развивающие тренинги «Берем интервью»;
- проведение пресс-конференций с интересными людьми;
- организация экскурсий в редакцию газеты «Маяк» с целью ближе познакомиться с работой над ее выпуском;
- выпуск газеты «Большая перемена», с целью на практике применить полученные в кружке «Журналистика» знания и активного освещения работы школы;
- проведение круглого стола;
- презентация и защита проектов «Моя газета», где участники кружка разрабатывают модель, тип и структуру своего издания на основе материала, который они получают на занятиях кружка «Большая перемена»
Тематическое планирование
№ темы | Темы занятий | Кол. часов | Формы работы |
1 | Запись в кружок. Знакомство и индивидуальные беседы. | 1 | Беседы. Заполнение индивидуальных бланков. |
2 | Организация работы кружка. Вводное занятие. Обсуждение названия газеты, рубрик и тем. Утверждение плана работы на первое полугодие. | 1 | Работа в группах. Анкетирование. Беседа с членами кружка. Практикум. |
3 | Введение. Журналистика-профессия и призвание. Из истории российской журналистики. «Десять заповедей журналистики». | 1 | Лекционное занятие. |
4 | Газетная журналистика. «Как делать газету?». Участие в культурно-массовых школьных мероприятиях. | 1 | Практические занятия. Работа по бригадам. |
5-6 | Жанры газетной журналистики. Подготовка материалов. Оформление газетной статьи. | 2 | Практические занятия. Создание рубрик; текстовое оформление. |
7-8 | Фотосессия. «Новость, её сущность и качество». Совместное обсуждение школьных событий. Подготовка материала к выпуску газеты. | 2 | Экскурсия. Работа бригады фотографов. Обсуждение снимков. |
9-10 | Интервью и интервьюирование. Деловая игра «Мое первое интервью». Анализ образцов интервью, взятых из газет и журналов. Интервью-зарисовка. | 2 | Лекционное занятие. Практические занятия. Ролевая игра. |
11 | Подготовка репортажа. Подбор материалов. Анкетирование. | 1 | Работа в группах. |
12-13 | Литературное редактирование материалов массовой информации. Практикум по литературному редактированию. | 2 | Лекционное занятие. Практические занятия. Анализ предложенного материала. |
14 | Обсуждение планов на второе полугодие. Экскурсия на местное телевидение. Журналистские профессии на ТВ. Написание рецензии на телепередачу. | 1 | Беседы. Экскурсия. Создание творческих работ. |
15-16 | Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 2 | Лекционное занятие. Практические занятия. Анализ предложенного материала. |
17-18 | Заметка. Заметка информационного характера. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. | 2 | Занятия теоретического и практического плана. Создание и обсуждение заметки. |
19 | Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Рисунок в компьютере. | 1 | Конкурс творческих работ. Работа в группах. |
20 | Час общения «Если бы я был редактором…», «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?», «Роль газеты в жизни моей семьи». | 1 | Беседы с членами кружка. Речевая компетенция. |
21-26 | Обучение практике верстке номеров газет. Подбор материалов для выпуска номера. | 6 | Практическое занятие в группах. |
27-28 | Речевой этикет. Этикетные формы общения. Невербальные средства общения. Этикет деловой речи. Ролевая мини-игра. Деловая беседа. | 2 | Лекционное занятие. Ролевая игра. |
32-33 | Написание корреспонденции. Статья. Передовая статья. Проблемная статья. Написание статьи. | 2 | Практическое занятие в группах. Создание творческих работ. Подбор материала для номера газеты. |
34 | Теория и практика литературной правки. Анализ материала. | 1 | Работа с заготовленным материалом. |
35-36 | Анализ работы за год. Смотр достижений. Интервьюирование учителей и учащихся по итогам учебного года. Обработка материала. Выпуск газеты. | 2 | Практикум. Практическая работа всех членов кружка. Подведение итогов. |
Список использованной литературы
- Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М. : Высшая школа.1987.-146с
- Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М. : Просвещение, 1996. - 35 с.
- Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.-160с.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...