«Развитие творческих способностей детей на уроках фортепиано»
план-конспект урока
«Развитие творческих способностей детей на уроках фортепиано»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobn.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей на уроках фортепиано»
Главной целью обучения детей в ДШИ становится развитие музыкального интеллекта и творческих способностей детей. Приобщение учащихся к различным видам музыкального творчества не только сделает обучающий процесс интересным, но и, станет хорошим стимулом для музыкальных занятий. Необходимым условием для этого является выполнение следующих задач:
- Формирование внутреннего чувства ритма.
- Свободное чтение с листа музыкальных произведений.
- Подбор по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом.
- Транспонирование.
- Анализ нотного текста.
- Развитие творческих исполнительских и импровизационных способностей.
Развитие метроритмических навыков.
Для того чтобы учащимся было легко ориентироваться в ритме, чтобы не создавались ритмические трудности при чтении нот с листа, целесообразно применять ритмические упражнения. Цель этих упражнений и всей последующей работы – выработать чувство внутренней ритмической пульсации, познакомить со сложными ритмическими фигурами. Это поможет выработать у ребенка прямую взаимосвязь между ритмической записью и внутренним чувством метроритма, и даст также легкость в чтении с листа. Эта работа ведется по карточкам, на которых изображены различные ритмические рисунки. Ученик стучит одной рукой по столу ритмический рисунок, а другой - метрические доли (пульс).
- (Видео №1,2 — Ритмические упражнения)
Можно использовать музыкально-ритмические упражнения, которые представляют собой фрагменты музыкальных произведений. В них в самых различных комбинациях встречаются ритмические рисунки, которые дети уже освоили в других игровых формах работы. На уроке учащимся предлагается сыграть (спеть, простучать) упражнение. . Упражнения даются в порядке усложнения, начиная от простых и заканчивая более сложными.( Например, джазовые упражнения )
Упражнения по ритму интересно выполнять в группе. Можно создать шумовой оркестр, в котором каждый ученик исполняет свою партию ( П.И. Чайковский «Танец феи Драже», пьесы из «Детского альбома», С. Рахманинов «Итальянская полька», Ф. Госсек «Гавот» и др. ) Пьесы для исполнения оркестром должны быть ритмически четкими и содержать контрастные части или фразы, динамические акценты. Хорошо выученную и представляющую художественный интерес пьесу можно исполнять перед публикой.
2.(Видео №3 - Шумовой оркестр под муз. П.Чайковского «Танец феи Драже»)
Подбор по слуху, чтение с листа и транспонирование.
Методика обучения исполнительскому мастерству часто направлена на быстрое овладение инструментом в техническом плане. При этом формирование слуховых навыков может не поспевать за техническими, что мешает творческому самовыражению ученика в исполняемой им музыке. С этой точки зрения принципиально важен вопрос, следует ли с самого начала учить ребенка играть по нотам. Ответ должен быть отрицательным: сложная система знаков, пока еще ничего не говорящих маленькому ученику, может отвлечь его от музыки, увести от творчества, затруднить координацию моторных навыков и слуха. В соответствии со слуховым методом ученик уже на первых порах руководствуется принципом «слышу-пою» или «слышу-играю» (точнее, подбираю). Очень интересно ребенку играть подобранную мелодию на синтезаторе — наличие автоаккомпанемента позволяет получать большее удовольствие от тренинговой работы, формирует умение управлять своими действиями упорядоченно во времени.
К нотному периоду лучше всего идти, постепенно формируя «графическое» восприятие нотного текста. При чтении нот с листа учить ребенка видеть не отдельную ноту, а рисунок, составленный группой нот, анализировать движение мелодической линии, то есть видеть нотный текст «графически». Затем пробовать транспонировать этот текст в другие тональности, заранее обговаривая какие знаки «любит» новая тональность. Транспонирование способствует закреплению навыка чтения с листа методом графическгого восприятия нотного текста.
(Видео №4 - «Зайчик», ученик 7 лет, 1 кл., «Этюд», ученица 4 класса - чтение с листа, анализ нотного текста, транспонирование)
Формирование навыка аккомпанемента.
Умение самостоятельно подбирать по слуху широко используется в домашнем музицировании и необходимо всем учащимся, выбравшим занятия музыкой своей будущей профессией. Эта форма работы пробуждает интерес детей к музыке, и дети стремятся подобрать услышанную музыку.
Следующий этап формирования слуховых навыков — гармонизация мелодии. Можно начать с басовых ходов: T -
D, T – S – D , которые ученик подставляет по слуху, где считает нужным.
( Видео №5 - «Полька — Карабас», ученик 8 лет играет на синтезаторе)
С самого начала обучения ребенку необходимо давать теоретические знания в объеме разучиваемых произведений, чтобы он хорошо понимал из чего складывается музыка. Очень полезна и необходима игра гармонических оборотов и цепочек. Аккорды и составленные из них типовые гармонические обороты должны постоянно применяться в слуховой практике
( Видео №7: Ученица 4 класса, играет на фо-но D7 от белых клавиш с разрешением. Видео №8: игра гармонического оборота T53 – S64 – D65- T53 )
После усвоения главных функций (T S D ) в работу включаем трезвучия побочных ступеней, знакомим учащихся с такими понятиями как отклонение и модуляция.
(Видео №6: Ученица 3 класса играет подобранную по слуху песню Ч.Анзорокова «Адыгея моя» с аккомпанементом, применяя различные типы фактур. Тип лирического аккомпанемента в песнях «Мама» (Видео №11) и «Колыбельная»(Видео №10) исполняют ученицы средних классов).
Импровизация и сочинение.
Проводя полный анализ произведения, советуйте ребенку, что именно можно использовать в его собственных композициях. Предложите ребенку взять из разучиваемой пьесы гармоническую сетку и исполняя ее, придумать мелодию. Объясните, что мелодия состоит из движения по звукам аккорда, поступенного движения, различных опеваний и т. д. (Сочинение на гармоническую сетку этюда).
(Видео №12— ученица 1 класса исполняет пьесу собственного сочинения)
Освоение буквенного обозначения аккордов, принятого в современной нотной литературе.
Умение читать современное обозначение аккордов необходимо для того, чтобы пользоваться популярными песенниками с буквенным «надстрочником». В последние годы выпускается много подобной нотной литературы, в первую очередь для электронных музыкальных инструментов, Поэтому этот навык необходим при игре на синтезаторе, например, для использования режима автоаккомпанемента.
( на синтезаторе «Осень пришла»)
Домашнее музицирование — как самостоятельный вид работы.
Нельзя забывать, что в программе обучения, кроме классического репертуара, который формирует грамотного музыканта, должен быть и социально значимый репертуар, т. е. современный музыкальный материал - музыка из к/ф, и т. п., востребованный в окружении учащегося. Домашнее музицирование способствует созданию атмосферы любви к искусству в своей семье и у своих сверстников, формирует у ученика чувство ответственности и способности к саморазвитию.
- Видео №16 «Танец гномов» Л.Шитте на 2х синтезаторах
- Видео №14 «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» на фо-но
- Видео №15 «Мелодия» из к/ф «Бандитский Петербург» на фо-но.
- Ф.Рыбицкий. Кот и мышь (фо-но + фонограмма)
- Чак Рио. Текила (фо-но + фонограмма)
- Ансамбль. Сапаров «Рэгтайм».
Теоретические сведения, которые давались на уроках сольфеджио, практически закреплялись на уроках фортепиано. Весь материал преподносился в игровой форме. Это помогло сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрыть способности детей, активизировать их творческие наклонности, а главное – привить интерес к занятиям музыкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей на уроке музыки
Цель музыкально-эстетического развития в коррекционной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидате...
Развитие творческих способностей детей на уроках декоративной керамики
Одним из предметов в ДХШ №2 г. Курска, в которой я работаю преподавателем, является предмет декоративной керамики. Основная его направленность – это изучение народных промыслов России....
Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы.
Одной из самых важных задач современного школьного образования является раскрытие творческих способностей ребенка. В погоне за новым, иногда непонятным, иногда не совсем эффективным, мы забываем...
Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.
Основные виды деятельности на уроке, творческие задания и развитие творческих способностей....
Статья " Размышления о развитии творческих способностей детей на уроках технологии."
В статье содержатся размышления о важности развития творческих способностей у детей на уроках технологии. Приводится свой опыт....
Развитие творческих способностей детей на уроках фортепиано
Материал предназначен для преподавателей фортепиано в ДШИ....