Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы.
статья по теме

Дудник Татьяна Сергеевна

Одной из самых важных задач современного школьного  образования является раскрытие творческих способностей ребенка. В погоне за новым, иногда непонятным, иногда не совсем эффективным, мы забываем, что уже имеем немало форм и видов работ на  уроке и во внеурочной деятельности, которые дают желаемый результат. Необходимо только немного пофантазировать, добавить современных технологий, и все получится. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы

Творчество - это сотворение, созидание нового, прекрасного. Творчество противостоит шаблону, активизирует работу мысли, пробуждает потребность в знании, вводит в атмосферу вечного поиска и наполняет жизнь радостью.

В современном мире востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Способность к творчеству и готовность творить становятся неотделимой чертой человека двадцать первого века. В творческой деятельности осуществляется самораскрытие личности, характеризующееся высоким накалом положительных эмоций, подъемом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, умений и навыков, стремлением отдать своему «творению» все, на что способен автор. В ходе подобной деятельности растет самоуважение ребенка, ощущение собственной значимости. Кроме того, воспитывается уважение к творческому (и не только) труду и к его результату - творению.

Поэтому одной из важных задач в школьном образовании, особенно сегодня, в свете новых образовательных стандартов,  является раскрытие творческих способностей  учащегося, развитие образного мышления. Это помогает преобразовать скучный процесс обучения в ряд радостных переживаний, связанных с самостоятельным открытием нового, задействуя все известные способы познания, стимулирует речевое развитие ребенка, развивает способности, данные ему от природы, что, в свою очередь, способствует усвоению разных учебных дисциплин, а не только изучению русского языка и литературы.

Следовательно, эффективными слагаемыми успешного результата обучения являются усвоение научных знаний, умений (анализ, обобщение, умение систематизировать, проводить исследование и т.п.) и проявление творчества,  раскрывающего  индивидуальность, нестандартность, оригинальность каждого ребенка.

Для этого не обязательно изобретать нечто новое, неординарное. Достаточно использовать формы и приемы развития творческих способностей, виды творческой деятельности на уроке, в домашних заданиях, во внеклассной работе, хорошо известные и подробно описанные в различных методиках. Но только делать это необходимо в системе, а не от случая к случаю. Помимо этого, необходимо учитывать возрастных особенности учащихся, индивидуальные особенностей класса и его готовность к подобного рода деятельности, анализировать выполненные работы.

Развитию образного воображения, желания творить способствуют такие формы работ, как индивидуальные задания, исследовательские работы, интегрированные уроки, творческие мастерские, обучение сочинениям различных жанров, ассоциативное письмо, стилизация текста, использование ИКТ, инсценировки, создание иллюстраций к прочитанному тексту, создание проектов. Интересными являются уроки-концерты, которые ребята готовят для учащихся других классов. Здесь и отбор материала, и умение его преподнести, и возможность проявить себя как сценарист, актер, художник, певец, режиссер, создатель презентаций и т.п. Систематические  посещения  театра, литературных музеев, музеев изобразительного искусства, участие в разного рода творческих проектах также стимулируют активную деятельность школьников, развивают образное мышление.

Как показывает практика работы, элемент творчества можно и необходимо вводить в любую, даже самую «сухую», учебную тему.

He секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

Задача преподавателя - через приобретенные учеником знания, воспитать интерес к родному языку. Не каждый сегодняшний школьник догадывается, по-настоящему представляет, какой своеобразной, интересной и порой загадочной жизнью живет, на первый взгляд, простое человеческое слово, осознает, что слово «устроено сложнее и хитроумнее, чем наиболее усовершенствованный механизм...» (Л.Успенский)

Русский язык в школе - инструмент познания, мышления, развития, он обладает огромными возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведет к формированию познавательного интереса, развитию любознательности. Творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к  столь трудной учебной дисциплине.

В то же время практические задачи обучения русскому языку сводятся к двум основным. Во-первых, овладение правописной и пунктуационной грамотностью. Для этого необходимо, чтобы ребенок видел в предмете строгую научную систему, в которой существует неразрывная связь между элементами, как и в любой другой науке. Следовательно, все правила взаимообусловлены и в применении их должна присутствовать логика.

Во-вторых, формирование навыка свободной и образной письменной и устной речи. Важным является понимание учащимися, что хорошая речь - это правильная речь, к которой предъявляется множество требований. Это простота и ясность, логичность и точность, информативность и сжатость, богатство и разнообразие, благозвучие и интонационная выразительность.

Безусловно, прежде всего, учащимся нужно овладеть практическими умениями и навыками, что является залогом успешной сдачи ЕГЭ.

 Предложенные  формы работы достаточно просты и успешно «работают»  в повседневной практике:

      В 5 классе начинается изучение основного курса русского языка. Ребята должны понимать, что русский язык - это не свод правил по орфографии и пунктуации, а целостная наука, изучающая все языковые процессы и явления. Карта «Лингвинии», которая в ходе учебного процесса (с 5 по 9 класс) заполняется материками, островами - разделами науки о языке, столицами, жителями - единицами языка. Такая карта-схема, во-первых, обобщает материал вводных уроков, во-вторых, позволяет ребятам увидеть взаимосвязь всех основных разделов науке о языке.

Учитывая компьютерную грамотность современных школьников, одним из видов заданий в старшей школе может быть - создание презентации по карте «Лингвинии». Это работа уместна перед уроками по повторению основных разделов языкознания, но с учетом накопленных знаний.

В процессе изучения морфологии (5-7 класс) учащимся предлагается создать символическое изображение (условно - герб), который должен отразить данное лингвистическое явление, что значит - обобщить изученный материал, проанализировать и выбрать главное и на основе этого создать зрительный образ (некое наглядное пособие) изученной части речи.

Раздел «Лексика и фразеология», наверное, самый «творческий» в курсе русского языка. После изучения темы «Лексическое значение слова» домашнее задание в форме сочинения; «Биография слова», « Автобиография слова», « Жили-были слова...

Сочинение на нелитературную тему иногда называют свободными или творческими. Именно «нелитературным» сочинениям отводится большое место в 5-8 классах. Необходимость системы в обучении этому виду письменных работ не вызывает сомнения. Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме - это сложное умение, требующее от ученика не только общего развития, но и умение обдумывать тему, располагать мысли, точно выражать их, отбирать материал, умение переделывать, исправлять, улучшать написанное. В процессе работы усваиваются и теоретические знания: типы и стили речи, понятие жанра, композиция и т. п.

Сочинение «Один из памятных (интересных, веселых и т.п.) дней» - одно из самых распространенных. Предлагается написать эту работу в различных формах; письмо, страница дневника, отчет и т.п. При такой постановке задания от ребенка требуется проявить умение по отбору материала, выбрать стиль речи, решить лексические и пунктуационные задачи, связанные с этим (общеупотребительные слова, деловая лексика, обращения, вводные слова и т.п.).

«Мастера публичной речи» - открытое занятие, на котором учащиеся показывают свое умение выступать публично. Уроку предшествует серьезная подготовка как в классе, так и самостоятельно. На подготовительном этапе происходит анализ текста Д, С. Лихачева, предложенный учебником, затем самостоятельный отбор материала и, наконец, построение публичной речи по плану. Итогом работы является выступление перед «публикой».

Уроки с использованием ИКТ - одна из интересных и эффективных форм работы. Они являются неким современным наглядным пособием.  С их помощью возможно объяснение и повторение практически любой темы (или фрагмента темы). Кроме того, в создании «мультимедийного» урока (или его части) целесообразно сотрудничество ученика и учителя, проявление совместного творчества.

Литературное произведение не замкнутый мир. Писатель связан со своей эпохой, с предшествующим и современным ему искусством. Важной задачей уроков литературы является выработка у школьников сознательного отношения к искусству слова, а оно начинается с интереса к личности автора, к его оценкам героев и событий.

Труд читателя измеряется не количеством прочитанных книг, а способностью вдумываться в текст, ставить перед собой вопросы. Он приводит к тому, что художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Для того, чтобы стать настоящим читателем, нужно пройти школу анализа художественного текста.

Формирование у ребенка навыка осмысленного прочтения художественного произведения дополняется непосредственно литературным творчеством, сочинительством. Стилизовать тексты, создавать собственную интерпретацию стихотворения, придумывать героев, события, коллизии, обстоятельства и т.д. - все это существенно усиливает и развивает интеллектуальную и творческую деятельность школьника. Помимо этого, различные виды работы с литературным текстом - это новые ступени в овладении ребенка языком. Это движение от вдумчивого исследователя текста (с решением творческих и проблемных задач) к автору собственного текста в определенном жанре, что позволяет показать свое речевое умение, умение использовать средства выразительности, умение структурировать написанное, высказывать свою точку зрения о прочитанном.

                   Некоторые виды и формы творческих заданий на уроках литературы:

                    Одно из возможных творческих заданий после изучения теоретических тем, связанны   х с основными литературными направлениями в 9-11 классах (древняя литература, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и т,д,): соединяя материал урока (лекцию учителя), статью учебника по изучаемой теме, дополнительный материал (самостоятельная работа), ученик пытается создать «зримый образ»-символ, в котором бы отразились основные особенности изучаемого течения в литературном процессе.

Иллюстрация к прочитанному тексту – творческая работа, которая выполняется с удовольствием в любом возрасте. Но ее нельзя назвать простой. Можно выделить два типа иллюстраций: во-первых, ассоциативные, которые отражают первые ощущения , чувства, эмоции сразу после знакомства с художественным текстом; во-вторых, осмысленные, которые нарисованы после изучения произведения. Их задача объединить свое восприятие образов с тем, что хотел сказать автор, прочувствовать и передать ту цветовую гамму, которая присуща конкретному произведению, писателю, поэту.

 Создание текста в определенном стиле – задача непростая, но интересная. Она дает возможность почувствовать художественный текст, связанный с другой исторической эпохой. Трудность заключается в том, что выполняя это задание учащиеся должны использовать новую для них лексику, непривычный порядок слов в предложении.  Данная форма творческой работы обогащает словарный запас, способствует развитию речевых навыков, расширяет знание о стиле речи в общем до стиля речи определенного автора, художественного произведения. Дает понимание того, что каждому произведению соответствует свой определенный тип и стиль речи. Возможны различные варианты заданий: продолжение художественного текста, создание самостоятельного произведения.

 Сочинение собственных художественных произведений. Такая форма работы уместна как результат изучения законов какого-либо литературного жанра (сказка, лимерика, сатирический рассказ, сценарий и т.п.). В таком случае литературоведческие знания не остаются лишь теоретическими.

Режиссерская партитура - одна из форм, в которой проявляется умение написать сценарий эпизода, учитывая знание формы, активно развивается иной способ мышления, творческого воображения (отрывок художественного текста предстает перед нами в образах, звуках, красках, связан со спецификой театра, игрой актеров, замыслом режиссера). Следует учитывать, что это задание напрямую связано с практическим умением анализа эпизода.

Эффективной формой работы (практика нескольких лет - три класса разные по свой организованности, творческой активности) являются рабочие тетради по литературе и развитию речи (составители 5, 6, 7 класса Л.П.  Висленко ,  А.Г. Нелькин; 9, 10, 11 класс А.Г. Нелькин,  А.Д. Фураева). Целью данных пособии является - создать условия для творческого письма. Школьники, занимаясь по тетрадям, не получают знания в готовом виде, а строят их самостоятельно, индивидуально или коллективно. Задания способствуют развитию познавательной деятельности, создают условия для формирования тех или иных умений и навыков (различные виды чтения, сравнительная характеристика персонажа, анализ эпизода или стихотворения, выявление особенностей жанра, анализ критической статьи, сочинение из слов-ассоциаций и т.д.).

Как показывает опыт, после работы в тетрадях ребенок легче выходит за рамки школьной программы, способен рассматривать литературные произведения и их значения для современного читателя, художественный текст становится не только неотъемлемой частью школьной программы, а отражением жизненных явлений, чувств, переживаний исканий того или иного поколения.

Кроме того, в каждой тетради акцентируется внимание на слове, языке в целом, умению выразить мысль не только понятно, логично, но и грамматически верно. Предложенная система заданий не дает готовых ответов, ученик получает максимум творческой свободы и самостоятельно движется к созданию своего «слова» о писателе, его произведении, многообразии творчества, смысле жизни и многом другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....