Развитие творческих способностей детей на уроках литературы.
статья по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Статья
Развитие творческих способностей детей на уроках литературы
Общеизвестно, что человек способен глубоко воспринимать произведения литературы. Однако это происходит только в том случае, когда у него есть потребность в чтении, умение понимать читаемое, и когда он открыт для нравственного и эмоционального восприятия.
Задача учителя литературы – сформировать такого вдумчивого, внимательного читателя. Но как это происходит на самом деле? Каждому из нас (литераторов) не один раз приходилось читать сочинения-близнецы о Тарасе Бульбе, или Григории, или о Наташе Ростовой, списанные фразы-шаблоны, чужие мысли.
Как же избежать этого? Думаю, что не раз каждый из нас задумывался над этим. И если целью литературного образования будет не усвоение определенного количества знаний по теории и истории литературы, а воспитание потребности учеников в собственном творчестве, то, вероятно, результатом его и будет умение школьника самостоятельно разобраться в любом произведении «по законам красоты», которая действительно «спасет мир».
Но чтобы развить в себе способность к творчеству, нужен труд с постоянным поиском элементов нового, с подключением фантазии к любому процессу, даже к такому «простому» как чтение.
Начиная с 7-8 класса, я стараюсь определить читательские способности детей по восприятию художественного текста. Например, в 7 классе перед чтением рассказа Ю.Казакова «Тихое утро» прошу ребят зафиксировать свое восприятие текста рассказа. Сразу град вопросов: «Как это? Мы не умеем. Это что – и слушать, и писать?». Новый вид работы для них не привычен.
Успокаиваю их: «Вы попробуйте, у других получается. Не получится с первого раза – просто послушаете или порисуете какие-то иллюстрации к рассказу».
- А что нужно писать?
- Все, что будет возникать в воображении, в сознании при прослушивании текста: мысли, вопросы, чувства, настроения. Попробуйте хоть одним словечком их выразить. Попытайтесь понять, о чем рассказ, как он построен, какова позиция автора? Заканчиваю чтение. До звонка еще несколько минут. Ученики дописывают свои заметки. Одни сразу сдают «что получилось», другие просят разрешить дописать дома. И вот проверяю. Тут уже нет работ-близнецов.
«Я ничего не могу написать…. Рассказ потряс меня. Кажется, все начиналось тихо и благополучно, но потом один из мальчиков чуть не утонул. Это ужасно. Я буду долго думать об этом рассказе…».
«Я слушала рассказ спокойно до того момента, пока Володя не начал тонуть, а Яшка оттолкнул его от себя, а сам выбрался на берег. Но хорошо, хоть Яшка потом вернулся и спас его…».
«Я все время старался представить себя на месте Яшки. Если бы он не вернулся и не спас Володю, как бы он жил дальше после этого?..»
Конечно, напряженная умственная работа в течении всего урока некоторых ребят утомляет. Однако цель работы на уроке – открыть в себе читателя, активного, творческого.
Не открою Америки, если скажу, что неоценимую помощь учителю литературы оказывают другие виды искусства: музыка, живопись. Конечно, при нынешнем дефиците культурной информации, скудности эстетического просвещения в общеобразовательной школе имеет положительное значение даже сам факт знакомства детей с шедеврами разных видов искусства. Но я считаю, что недостаточно предлагать ученикам рассматривать художественные полотна и слушать музыкальные произведения. Им надо самим окунуться в процесс творчества, создать собственную лабораторию, в которой можно было бы испытать разные способы самовыражения.
Психологически давно установлено, что у детей всех возрастов лучше всего развито зрительное восприятие. Вот почему они любят книжки с картинками.
У каждого ребенка рука очень рано начинает тянуться к краскам и карандашам. В рисунках он выражает себя, свое восприятие мира и представление о нем. С годами эта потребность как бы притупляется, но стоит дать ей толчок, как она может проявиться в новом качестве. Многие взрослые люди рисуют в метро, на обрывках бумаги во время совещания на работе, в кафе.
Почему бы этим не воспользоваться на уроках литературы? Хочу рассказать о таких работах, которые требуют от ученика понимания произведения и позволяют выразить это красками или другими изобразительными средствами в сочетании со словом. Начинается эта работа в 5 классе. Сначала прошу детей проиллюстрировать какой-то эпизод или приготовить презентацию. Затем задания конкретизируются (нарисовать портрет литературного героя, отразить черты характера во внешности, проиллюстрировать метафору и т.д.). И, наконец, в результате появляется новый вид творческой работы – словесно-изобразительное сочинение, когда ученик сопровождает свой рисунок собственными комментариями. Сначала дети комментируют свои работы устно, а затем письменно.
Об эффективности таких работ судите сами. Вот как обосновала свой рисунок на тему: «Поэзия Ники Турбиной» учащаяся школы № 478 (она выполнила свой рисунок простым карандашом): «Прочитав в одном из стихотворений Ники Турбиной строчки «Убив ручей, воды ты не напьешься, сломав цветок, не вырастишь его», я подумала, что неживая природа не может быть яркой и разноцветной, как радуга, и поэтому я нарисовала и сломанный цветок, и затоптанный ручей простым карандашом…». Еще один ученик прокомментировал свой рисунок так: «Под своим рисунком я подписал бы строчки: «День утонул в ночи, улицы спят в дожде…». Я рисовал ночь черной и синей красками, потому что от них веет печалью и холодом ночи».
Согласитесь, что после таких творческих заданий тоже не будет шаблонных сочинений.
Я уже не говорю о том, что для учащихся со слабо развитым интеллектом это мощный толчок к творчеству: сначала краски – что-то вроде палочки-выручалочки («писать не умею, а нарисовать что-нибудь и как-нибудь смогу»).
Но ведь это «что-нибудь» требует какого-то обоснования, а значит – работы мысли.
Все словесно-изобразительные сочинения обязательно анализируются в классе. Ребята рассматривают рисунки, выделяют, по их мнению, лучшие, сравнивают их с обоснованиями.
Все это дает дополнительный толчок к развитию их творческих способностей. Каждый учитель знает, как непросто воспитать в ребенке чувство прекрасного, раскрепостить его творческий потенциал. Как же помочь ученику в этом? Думаю, что нужно чаще обращаться к поэзии. Прочитав однажды стихи, подумала, что лирика поможет ребятам сделать первый шаг к постижению сути поэзии. Для меня важно было пробудить в детях творческий порыв, порыв души, дать им понять, что творчество – это великая сила, которая служит человеку независимо от возраста. Ученикам объявляю о предстоящем сюрпризе («Поэзия Ники Турбиной»). Очень важно сохранить в тайне весь замысел.
Предлагаю детям за несколько дней до урока переписать стихотворения (без указания автора), сопровождаю их заданиями: оцените эти стихотворения, если они вам понравились, объясните, чем; прочитайте на уроке то стихотворение, которое ближе вам по настроению; расскажите, каким вы представляете автора?
На уроке дети не только читают стихотворения наизусть и комментируют их, но и говорят о специфике поэзии, об отличии разговорной и поэтической речи, учатся видеть образные средства языка: метафору, сравнение, эпитет.
В процессе подготовки к уроку выясняется, что некоторые ребята сами тоже пробовали писать стихи.
Эстетический эффект урока увеличивается использованием записи «Аве Мария» Фридриха Шуберта в исполнении Робертино Лоретти.
Такие уроки и различные творческие задания развивают и образное видение, и творческое мышление детей, они формируют творческую личность, и в этом их достоинство. Итогом урока является сочинение-эссе.
Закончить хочу словами академика Д.С.Лихачева: «Что такое талант? Я сказать не могу, но уверен, что развить его можно. Я уверен, что каждый человек талантлив».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей на уроке музыки
Цель музыкально-эстетического развития в коррекционной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидате...
Развитие творческих способностей детей на уроках декоративной керамики
Одним из предметов в ДХШ №2 г. Курска, в которой я работаю преподавателем, является предмет декоративной керамики. Основная его направленность – это изучение народных промыслов России....
Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы.
Одной из самых важных задач современного школьного образования является раскрытие творческих способностей ребенка. В погоне за новым, иногда непонятным, иногда не совсем эффективным, мы забываем...
Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.
Основные виды деятельности на уроке, творческие задания и развитие творческих способностей....
Статья " Размышления о развитии творческих способностей детей на уроках технологии."
В статье содержатся размышления о важности развития творческих способностей у детей на уроках технологии. Приводится свой опыт....
Развитие творческих способностей детей на уроках фортепиано
Материал предназначен для преподавателей фортепиано в ДШИ....
«Развитие творческих способностей детей на уроках фортепиано»
laquo;Развитие творческих способностей детей на уроках фортепиано»...