Развитие творческих способностей детей на уроках декоративной керамики
статья на тему
Одним из предметов в ДХШ №2 г. Курска, в которой я работаю преподавателем, является предмет декоративной керамики. Основная его направленность – это изучение народных промыслов России. Наряду с изучением традиций курской (кожлянской), филимоновской, каргопольской игрушки большое место отводится дымковской. Детей привлекают яркие запоминающиеся фигурки – дамы и кавалеры, индюки и водоноски, уточки и медведи,- изящные в своей простоте, раскрашенные жизнерадостными красками. Изучение народных промыслов является ярким примером приобщения детей к народной культуре, традициям ; развития чувства патриотизма, творческих способностей, художественного вкуса, чувства гармонии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
декоративная керамика | 732.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей на уроках декоративной керамики
Произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими качествами,
образным строем, характером так или иначе воздействуют на душевное состояние челове-
ка, его настроение, являются источником эмоций, влияющих на его отношение к окружа-
ющему миру.
Велико эмоциональное и содержательное значение цвета в традиционном народном искусстве. В нём покоряет смелость и гармония цветовых решений. Ведущий цвет в боль-шинстве случаев – красный, оранжевый – это цвет солнца, тепла, благополучия.
Игрушечные промыслы возникли в разное время, формировались в разных историчес-ких условиях. У мастеров-игрушечников были свои секреты «потешного» ремесла, опре-
делённые способы приёма технического и художественного исполнения изделий. Поэто-му, так легко отличить игрушки из под Каргополя, Тулы и Вятки. Среди множества игру-
шек можно сразу узнать курские, костромские, рязанские, орловские свистульки из гли-ны. Традиции художественного мастерства передавались из поколения в поколение.
Один из оригинальных художественных промыслов – лепная дымковская игрушка. За-
бавные в своей важности фигурки и групповые композиции дымковских игрушек харак-
терны обобщённой пластикой и ярким крупным геометрическим орнаментом на белом
фоне. Некоторые из них похожи на фигурные пряники; другие отличаются декоративной
статуэточностью, в чём выразилось отчасти влияние фарфора. Одежда дымковских кукол
напоминает моды костюма второй половины ХIХ в. Наряду с традиционными барынями,
няньками, кормилицами, водоносками, всадниками, миром птиц и зверей появились и постоянно возникают новые бытовые и сказочные сюжеты: «Ярмарка-свистунья», «Кару-
сель», «Семья», «Маша и медведь» и др. У каждого автора свои излюбленные темы, ха-
рактеристики образов. Хотя основные профессиональные приёмы лепки и росписи фигу-
рок для всех одинаковы, что объединяет их общее стилевое единство, каждая из игрушек
неповторимо индивидуальна по образу.
Характерная особенность женских фигурок – расходящаяся колоколом юбка, которая
одновременно является и важной декоративной частью, и устойчивым основанием. Одна-
ко некоторые мастерицы любят выполнять куколок на ножках, особенно небольшого раз-
мера: танцующих, идущих с корзинкой за грибами, катающихся в лодке и т.д.
Лепят фигурки из местной гончарной глины с добавлением песка: головки - шарики,
ножки и ручки – колбаски, соединяются между собой с помощью жидкой глины. Наряд-
ность им придают лепные оборки и воланы, высокие головные уборы, вносят разнообра-
зие и создают сюжетную завязку скульптурные детали – небольшая собачка, птичка, кор-
зинка, муфта, сумочка, зонтик и т.п. Важны и причёска, и цвет волос, и положение рук, их
ритмическое отношение к воланам фартука или другим частям костюма. При большом лаконизме пластических решений каждый элемент имеет существенное образное зна-
чение. После сушки и обжига фигурки грунтуют – окунают в мел, разведённый молоком,
а потом расписывают анилиновыми красками, приготовленными на курином яйце (яичная
темпера), дополняя роспись кусочками сусального золота.
Прежде игрушки обжигали в русских печах. Как говорят, их название «дымковские»
пошло от заречной слободы Дымково в бывшем г.Вятке, где постоянно над домами под-
нималось много дымков, т.к. там жили игрушечники, которые и обжигали свои изделия.
Теперь в новых мастерских их обжигают в специальных электрических муфельных печах.
Роспись дымковских игрушек не менее значительна в художественном отношении, чем лепка. Сочетание цветных горохов, клеток, полос, овалов и т.д. бесконечно разно-
образно по масштабам, ритму, колориту, и каждая игрушка по-своему привлекательна, эмоциональна. Дымковские игрушки настолько мажорны и активны в своей красочности,
что находясь в интерьере как бы прибавляют ему света. Лица, руки. фартуки остаются бе-
лыми, так что по отношению к ним каждый другой цвет особенно звучен. Как правило, преобладает тёплая гамма – красные, жёлтые, оранжевые цвета, которые ещё усиливаются
от соседства с синим, голубым. Всегда в небольшом количестве присутствует чёрный, соз-
дающий максимальный контраст с белым. И в такой звучной расцветке удаётся достигать
удивительной гармонии, чему помогает и присутствие нейтральных строгих белого и
черного цветов, и сочетание пёстрого орнамента со сплошной окраской и перекличка
одноцветных поверхностей с элементами узора, и ритмическая закономерность размещения цветов. Во всём проявляется большое традиционное искусство.
Надо сказать, что в прошлом цвет был строже и мягче по сочетаниям, узор крупнее и ещё проще, сочнее, лепка – небрежнее, но энергичнее, темпераментнее. Игрушки действительно были ярморочными, грошовыми. Сейчас это – скульптура.
В современном декоративном искусстве дымковская игрушка – сложное художествен-
ное явление. Наряду с сохранением каноничности в характере лепки и росписи она отображает современность, пополняется новыми сюжетами и образами. Дымковские игрушки не только развлекают и радуют людей, они вдохновляют художников тканей,
фарфора, стекла и т.д., которые часто интерпретируют в своём творчестве их формы, об-
ращаются к их орнаментам и цветовым сочетаниям.
Современные дымковские игрушки – желанный подарок, хорошее украшение в доме.
Их коллекционируют музеи, их часто можно увидеть на художественных выставках.
Одним из предметов в ДХШ №2 г. Курска, в которой я работаю преподавателем, явля-
ется предмет декоративной керамики. Основная его направленность – это изучение народ-
ных промыслов России.
Наряду с изучением традиций курской (кожлянской), филимоновской, каргопольской
игрушки большое место отводится дымковской. Детей привлекают яркие запоминающи-
еся фигурки – дамы и кавалеры, индюки и водоноски, уточки и медведи,- изящные в своей простоте, раскрашенные жизнерадостными красками. Это близкие детскому сердцу обра-
зы, они декоративны и нарядны, покоряют разнообразием узоров, смелостью и гармонией
цветовых решений. Все они из жизни, но сказочно преображены, празднично торжествен-
ны. И если это конь – то сказочный, если это птица – то жар-птица.
Как правило, занятия по изучению дымковской игрушки проходят в доступной увлека-
тельно-познавательной форме с использованием разнообразных методов и приёмов. Сна-
чала ведётся беседа с детьми о роли и значении декоративных украшений, о важности цвета в эмоциональном восприятии изделий. Затем учащиеся знакомятся с дымковской
игрушкой, характерными особенностями лепки и приёмами росписи, разнообразием ви-
дов узоров, цветовым решением. Для наглядности показываю образцы изделий, иллюстра-
ции из книг, альбомов, сравнительные таблицы. Знакомлю детей с такими понятиями, как
«ритм», «симметрия», «равновесие», «цветовая гармония», «цветовой контраст»; сообщаю
об истории и развитии дымковского промысла.
Учащиеся очень отзывчивы на эмоциональное объяснение с яркой наглядностью, с восхищением воспринимают увиденное, активно отвечают на наводящие вопросы.
С приёмами и последовательностью лепки в традициях дымковской игрушки знакомлю
детей на собственном примере. Для этого, собираю их вокруг себя и показываю, как надо
лепить, к примеру, куклу-барыньку, козлика и т.д., постоянно комментируя свои действия. Во время объяснения постоянно поддерживаю контакт с детьми.
Наглядное объяснение нового увлекательного материала является мощным толчком к
самостоятельной творческой работе. Несмотря на традиционность лепки, видов и форм дымковских игрушек элемент детского творчества заключается в выборе и трактовке образа, выборе средств выразительности: добавление разнообразных скульптурных деталей (собачка, птичка, корзинка и т.д.), декорирование фигурок лепными оборка-
ми, воланами, жгутами и т.п. Лепка из глины очень увлекает ребят, одна за другой из под
детских рук выходят разнообразные потешные фигурки: петушки и утицы с утятами, оле-
ни и лошадки, клоуны и водоноски… В отличие от детей младшего школьного возраста,
взрослые лепят игрушки более сложной формы, иногда и групповые композиции по пред-
варительным эскизам.
Учащиеся знакомятся с условиями сушки и обжига изделий. Они с нетерпением ждут
момента росписи игрушек. И вот он настаёт. Вместе с детьми намешиваем краски разно-
образных оттенков в нужной консистенции, предварительно познакомив с их составом.
Изделия грунтуем.
Знакомлю детей с последовательнстью выполнения росписи. Напоминаю о традициях
декоративной росписи дымковской игрушки, разнообразии видов узоров, орнамента, зна-
чении цветовых отношений, цветового контраста для выразительности образа. Постоянно
обращаю внимание детей на экспонаты, иллюстрации, методические пособия, таблицы. Сидя за мольбертом, на листе бумаги выполняю «творческие поиски» - т.е. варианты рос-
писи. Выбрав наиболее удачный, аргументирую его; приступаю к поэтапному выполне-
нию эскиза. Причём, декоративную роспись игрушки можно выполнять и без предвари-
тельного эскиза – т.е. спонтанно. Показываю пример последовательной росписи на гото-
вом, предварительно загрунтованном изделии, приёмы выполнения отдельных элементов
декора. Все свои действия комментирую.
Дети с большим вниманием следят за действиями преподавателя, с восторгом воспри-
нимают наглядный показ выполнения элементов орнамента, подбор цветовой гаммы. По-
этому, здесь очень важна высокая квалификация учителя, его виртуозность и мастерство.
С огромным воодушевлением учащиеся приступают к самостоятельной работе – деко-
ративной росписи игрушки. Вот где полностью раскрывается творческий потенциал де-
тей! Подбор орнамента, выбор узоров, цветовое решение – полёту фантазии нет предела!
Вот когда пригодятся заранее намешанные краски, когда ничто не мешает творить. Мож-
но брать любую, все перед глазами; благо намешано их много. Детям эта работа очень
нравится, они сразу видят результат своего труда, гордятся ею. Это придаёт им уверен-
ности в себе, в своих силах, влечёт к новым творческим достижениям. Как правило, у них
уже созрела новая идея – «Я слеплю коровку!», «А я – клоуна на свинье!»…
Очень важно наглядное подведение итогов. Оконченные игрушки выставляем на стол, и, совместно с детьми анализируем их. Отмечаем достоинства и недостатки, способы их
устранения.
Это задание выполняется несколько занятий в зависимости от его сложности. Если
лепку можно выполнить в один приём, то роспись изделия требует большего времени.
Нужно обратить внимание на аккуратность в работе.
Изучение народных промыслов является ярким примером приобщения детей к народ-
ной культуре, традициям ; развития чувства патриотизма, творческих способностей, ху-
дожественного вкуса, чувства гармонии.
Работы учащихся ДХШ №2 г. Курска
Преподаватель МБОУ ДОД « ДХШ № 2 им. А.А.Дейнеки»
Лысикова Людмила Михайловна.
Курск. 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей на уроке музыки
Цель музыкально-эстетического развития в коррекционной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидате...
Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы.
Одной из самых важных задач современного школьного образования является раскрытие творческих способностей ребенка. В погоне за новым, иногда непонятным, иногда не совсем эффективным, мы забываем...
Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.
Основные виды деятельности на уроке, творческие задания и развитие творческих способностей....
Статья " Размышления о развитии творческих способностей детей на уроках технологии."
В статье содержатся размышления о важности развития творческих способностей у детей на уроках технологии. Приводится свой опыт....
Развитие творческих способностей детей на уроках фортепиано
Материал предназначен для преподавателей фортепиано в ДШИ....
«Развитие творческих способностей детей на уроках фортепиано»
laquo;Развитие творческих способностей детей на уроках фортепиано»...