Конспекты занятий и презентации для ДОП "Говоруша"
учебно-методический материал
Данные конспекты занятий и презентации были разработаны в рамках реализации общеразвивающей программы "Говоруша" для дошкольников 5-7 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Говорова Елена Валерьевна,
педагог дополнительного образования,
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
г. Нерюнгри
Дополнительная общеразвивающая
программа «Говоруша»
Тема занятия: «Двузначные числа. Образование числа 12».
Тип занятия: комбинированное.
Цель: закрепление представлений о числах второго десятка.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с образованием числа 12.
- Закреплять навыки устного счета от 0 до 12 в прямом и обратном порядке;
- Упражнять в нахождении «соседей» чисел в пределах 12.
- Формировать умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
- Закреплять умение сравнивать числа.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику.
- Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления.
- Формировать регулятивные УУД (способность самостоятельно подготовить свое рабочее место и убрать за собой, выдерживать нагрузки в течение занятия).
- Формировать коммуникативные УУД (способность слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей, проявлять интерес к занятиям в детском объединении)
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать интерес к математике.
Оборудование: счетные палочки, цветные карандаши, листы с заданиями на каждого ребенка.
Наглядный материал: карточки с изображением цифр от 0 до 12, лента чисел от 0 до 20.
ТСО: магнитная доска, маркеры.
Методы, используемые на занятии: игровой, словесный, наглядный, практический, проблемный.
Аннотация:
Программа модифицированная, имеет социально-педагогическую направленность, была разработана в 2012 году. Ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, в первую очередь, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Программа является комплексной, включает в себя образовательные области «Коммуникация» и «Познание». В области «Коммуникация» происходит интеграция нескольких предметов: развития речи, чтения, письма и окружающего мира.
Программа «Говоруша» является инструментом подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными основами грамоты и математики. Программа предоставляет систему занимательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, развить мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию, и как следствие выравнить стартовые возможности неорганизованных дошкольников при начале регулярного школьного обучения.
Данное занятие плановое. Предварительная подготовка заключается в проведении математических игр: «Числовые домики», «Математическое лото», «Геометрические фигуры» и т.д.
Ход занятия:
Содержание работы | Время | Задачи этапа |
1. Организационный момент. | ||
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в волшебную страну «Математика», закрепим наши знания о днях недели, двузначных числах, познакомимся с образованием нового числа. А с нами в путь отправится наш друг Снеговичок. -На чем мы отправимся в путешествие? (На поезде) -Закройте все глаза и представьте, что мы уже едем. И у нас первая остановка «Считалкина». Мы очутились на числовой полянке. Давайте вспомним, сколько всего дней в неделе и назовем их? (Всего семь дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) -А какой сегодня день недели? (вторник) -Какой день будет завтра? (среда) -Какой день идет после четверга? (пятница) -Назовите «рабочие дни» (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница) -Назовите «выходные» дни (суббота, воскресенье). Молодцы! - А теперь среди чисел, которые расположились на полянке, найдите и назовите число, с которым мы познакомились на предыдущем занятии. (Число 11). -А что мы можем о нем сказать? (Оно двузначное, для его записи используется две цифры 1 и 1). -Хорошо, молодцы!
| 2 мин. 3мин. | Перекличка, проверка готовности к занятию, определение цели и задач. Актуализация знаний детей. |
2. Основной этап | ||
1)-Я предлагаю немного отдохнуть на полянке и присесть. Поработаем со счетными палочками. Выложите ряд из 11 палочек. Сколько палочек у каждого? (11). Теперь добавьте еще одну. Сколько стало? (12 палочек). Как получили 12 палочек? (К 11 добавили еще 1) Это количество показывает число 12 (педагог показывает карточку с числом 12) -Что вы заметили? (Это число тоже двузначное, для его записи используется две цифры 1 и 2). -На что показывает первая цифра? (на количество десятков). Сколько десятков в числе 12? (Один). На что показывает вторая цифра? (на количество единиц). Сколько единиц в этом числе? (две). -А как еще можно получить 12? (К 10 прибавить 2) -Ребята, а давайте вспомним, в каком литературном произведении встречается число 12?(В сказке «Двенадцать месяцев») А кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак) -Правильно, молодцы! | 4 мин. | Работа со счетными палочками над образованием числа 12. |
2) Работа со счетными палочками. -А теперь давайте с помощью палочек выложим на ковре число 12 (дети по образцу выкладывают 12). Молодцы, с этим заданием тоже справились! Отправляемся в путь дальше. Следующая станция «Карандашкина». Здесь мы тоже немного посчитаем, поиграем и порисуем. | 6 мин. | Развитие навыков конструирования по образцу. |
3)Работа за столами. -Давайте приготовим свое рабочее место, возьмем баночку с цветными карандашами и правильно сядем за парту и вспомним технику безопасности при работе с карандашами и ручками. (Карандашами и ручками нужно работать аккуратно, не грызть их и не ломать. Нельзя ими махать, чтобы не поранить соседа). -Молодцы, начинаем работать.
Как называется такая штриховка? (горизонтальная). Линии должны быть ровные, прямые, расстояние между ними старайтесь делать одинаковое.
- Наш поезд отправляется дальше и следующая остановка «Отдыхай-ка» | 8 мин. | Развитие мелкой моторики, развитие навыков устного счета. Выполнение заданий на штриховку, |
Физкультминутка. | ||
В нашей «Радуге» ребятки | 2 мин. | Развитие крупной моторики, снятие напряжения и усталости. |
Основной этап | ||
4) -Возвращаемся на места и продолжаем работать. Следующая станция «Задачкино» -Ребята, посмотрите на картинку, составьте задачу и решите ее. (Ребята составляют задачу, решают ее, ответ записывают в пустом квадрате). -А теперь наведите порядок на своем рабочем месте: стул нужно задвинуть, баночку с карандашами убрать на место. (дети убирают рабочее место) Снеговичку очень понравилось с вами путешествовать, он благодарит вас за то, что мы взяли его с собой и прощается. | 7 мин. | Формирование умения составлять и решать задачи. |
3. Подведение итогов занятия. | ||
-С каким числом мы работали сегодня на занятии? (с числом 12) Чем оно отличается от других чисел? (оно двузначное, т. е. для его записи используется две цифры) Что было сложным для вас? (штриховать цифры, составлять задачу) Что понравилось больше всего? (раскрашивать ягоды, находить «соседей» числа) -Сегодня вы все очень хорошо позанимались, показали, какие вы молодцы! Спасибо за работу! | 3 мин. | Анализ занятия (оценка и самооценка работ), оценка успешности достижения целей. |
Предварительный просмотр:
Говорова Елена Валерьевна,
педагог дополнительного образования,
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
г. Нерюнгри
Дополнительная общеразвивающая
программа «Говоруша»
Тема занятия: «На балу у гласных».
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Цель: закрепление знаний детей о гласных звуках и буквах.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнять произношение гласных звуков.
- Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза.
- Упражнять в делении слов на слоги.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику.
- Формировать умение определять местоположение звука в словах.
- Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления.
- Формировать регулятивные УУД (способность самостоятельно подготовить свое рабочее место и убрать за собой, выдерживать нагрузки в течение занятия).
- Формировать коммуникативные УУД (способность слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей, проявлять интерес к занятиям в детском объединении)
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать интерес к звуковой культуре речи.
Оборудование: мягкие кубики с буквами, задания для каждого ребенка, цветные карандаши, мяч.
Наглядный материал: карточки с изображением согласных и гласных, картинки с изображением кошки и собаки, карточки с буквами и картинками.
ТСО: магнитная доска
Методы, используемые на занятии: игровой, словесный, наглядный, практический, проблемный.
Аннотация:
Программа модифицированная, имеет социально-педагогическую направленность, была разработана в 2012 году. Ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, в первую очередь, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Программа является комплексной, включает в себя образовательные области «Коммуникация» и «Познание». В области «Коммуникация» происходит интеграция нескольких предметов: развития речи, чтения, письма и окружающего мира.
Программа «Говоруша» является инструментом подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными основами грамоты и математики. Программа предоставляет систему занимательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, развить мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию, и как следствие выравнить стартовые возможности неорганизованных дошкольников при начале регулярного школьного обучения.
Данное занятие плановое, обобщающее, проводится в конце октября после знакомства с гласными звуками. Предварительная подготовка заключается в наблюдение и выделение звуков в повседневной жизни; выполнении артикуляционной гимнастики с гласными звуками; проведении дидактических игр «Скажи, как звучит слово?», «В кругу с мячом», «Найди звук».
Участники занятия: дети старшего дошкольного возраста (второго года обучения).
Адресат разработки: педагоги дополнительного образования, логопеды, воспитатели дошкольных учреждений.
Ход занятия:
Содержание работы | Время | Задачи этапа |
1. Организационный момент. | ||
Здравствуйте, ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв и поработаем с гласными. -Посмотрите, на нашей полянке рассыпались буквы. Давайте внимательно посмотрим и найдем те, которые нам уже известны. (Дети находят карточки с гласными: А, О, Э, У, Ы, И). –В каких домиках они живут? (В красных). -Ребята, что мы можем сказать об этих буквах? (Они гласные). -Почему их называют гласными? (Их можно пропеть, воздух не встречает преграду на пути, когда их произносят). Чтение стихотворения (из пособия З. Е. Агранович). Гласные тянутся песенкой звонкой: Могут смеяться, Могут стонать, Могут качать в колыбели Алёнку, Могут завыть, И закричать, Могут гудеть, как пароходы – Гласные тянутся громко и долго! | 2 мин. 3мин. | Перекличка, проверка готовности к занятию, определение цели и задач. Актуализация знаний детей. |
2. Основной этап | ||
1)-А сейчас мы поиграем: я буду произносить гласные звуки очень тихо, почти без голоса. А вы угадаете по моим губам, какие это звуки. Педагог воспроизводит беззвучную артикуляцию гласных звуков. Дети называют их громко. (А,О,Э,У,Ы,И) -Молодцы, ребята, все звуки угадали правильно! | 4 мин. | Уточнение артикуляции гласных звуков. Угадывание гласных по беззвучной артикуляции. |
2) Работа с кубиками. Педагог называет букву и просит одного ребенка найти ее на кубиках. -А теперь придумайте слово, которое будет начинаться с этого гласного звука. | 6 мин. | Развитие навыков звукового анализа, фонематических представлений. |
3)Работа за столами. -Давайте приготовим свое рабочее место, возьмем баночку с цветными карандашами и правильно сядем за парту и вспомним технику безопасности при работе с карандашами и ручками. (Карандашами и ручками нужно работать аккуратно, не грызть их и не ломать. Нельзя ими махать, чтобы не поранить соседа). -Молодцы, начинаем работать.
-А теперь наведите порядок на своем рабочем месте: стул нужно задвинуть, баночку с карандашами убрать на место. -Сейчас немного отдохнем. Выходите все на ковер. | 8 мин. | Развитие мелкой моторики, развитие навыков звукового анализа и синтеза. |
Физкультминутка. | ||
В нашей «Радуге» ребятки | 2 мин. | Развитие крупной моторики, снятие напряжения и усталости. |
Основной этап | ||
Игра с мячом «Угадай звук» Педагог бросает детям мяч, называя слово, а дети определяют первый звук, и, возвращая мяч, называют его. Окна, ива, улица, аист, игры, улитка, арбуз, электричка, аптека, обруч, экзамен. -Попробуйте сами придумать несколько слов, в которых гласный звук находится в конце (Очки, облако, кенгуру, арбузы и т.д) Итак, где же могут находиться гласные звуки? (Они могут находиться в начале, середине и конце слов). | 3 мин. | Выделение звука в начале слова, придумывание слов с заданным звуком в конце слова. |
Педагог предлагает детям вспомнить и повторить правило: «Сколько гласных в слове, столько и слогов». Затем проводится слоговой анализ слов «кош-ка», «со-ба-ка» (показ соответствующих картинок). После этого педагог предлагает назвать только гласные звуки этих слов: «кошка» – «о», «а»; «собака» – «о», «а», «а». -Что я называла? (звуки). Что вы показывали? (буквы)». Напоминание правила: «Мы звук произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем» | 5 мин. | Закрепление знаний о слогообразующей функции гласных. |
3. Подведение итогов занятия. | ||
-С какими звуками и буквами мы сегодня работали? (С гласными). В какие игры мы играли? (Придумывали слова, которые начинались с гласного). Что больше всего понравилось? (Находить гласные и раскрашивать их, играть с мячом) и т.д. -Сегодня вы все очень хорошо позанимались, показали, какие вы молодцы! Спасибо за работу. | 3 мин. | Анализ занятия (оценка и самооценка работ), оценка успешности достижения целей. |
Предварительный просмотр:
Говорова Елена Валерьевна,
педагог дополнительного образования,
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
г. Нерюнгри
Дополнительная общеразвивающая
программа «Говоруша»
Тема занятия: «Парные согласные З-С».
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель: знакомство детей с парными согласными З-С.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять навыки правильного звукопроизношения и правильного написание слов со звуками [з]-[с].
- Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза.
- Упражнять в делении слов на слоги.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику.
- Формировать умение определять местоположение звука в словах.
- Расширять словарный запас.
- Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления.
- Формировать регулятивные УУД (способность самостоятельно подготовить свое рабочее место и убрать за собой, выдерживать нагрузки в течение занятия).
- Формировать коммуникативные УУД (способность слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей, проявлять интерес к занятиям в детском объединении)
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать интерес к звуковой культуре речи.
Оборудование: цветные ниточки, тетрадь для каждого ребенка, цветные карандаши и ручки, мяч.
Наглядный материал: карточки с изображением парных согласных, картинки с изображением совы и зайца, карточки с буквами и картинками.
ТСО: магнитная доска, маркеры.
Форма проведения: учебное занятие-игра.
Методы, используемые на занятии: игровой, словесный, наглядный, практический, проблемный.
Аннотация:
Программа модифицированная, имеет социально-педагогическую направленность, была разработана в 2012 году. Ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, в первую очередь, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Программа является комплексной, включает в себя образовательные области «Коммуникация» и «Познание». В области «Коммуникация» происходит интеграция нескольких предметов: развития речи, чтения, письма и окружающего мира.
Программа «Говоруша» является инструментом подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными основами грамоты и математики. Программа предоставляет систему занимательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, развить мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию, и как следствие выравнить стартовые возможности неорганизованных дошкольников при начале регулярного школьного обучения.
Данное занятие плановое, проводится в феврале, с целью знакомства с парными согласными. Предварительная подготовка заключается в наблюдение и выделение звуков в повседневной жизни; выполнении артикуляционной гимнастики с согласными звуками; дидактические игры «Скажи, как звучит слово?», «В кругу с мячом», «Найди звук». Участники занятия: дети старшего дошкольного возраста (второго года обучения).
Адресат разработки: педагоги дополнительного образования, логопеды, воспитатели дошкольных учреждений.
Ход занятия:
Содержание работы | Время | Задачи этапа |
1. Организационный момент. | ||
-Здравствуйте, ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв и будем работать с парными согласными, будем учиться правильно их произносить и использовать их на письме. -Послушайте загадки, назовите отгадки. 1)Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова) 2)Что за зверь лесной, встал, как столбик, под сосной, и стоит среди травы, уши больше головы? (Заяц) -Назовите первый звук в слове сова. (Звук [c]) -Назовите первый звук в слове заяц. (Звук [з]) -Кто догадался, какие звуки сегодня на занятии мы будем различать? (Звуки [з] и[с]) -Правильно, это парные согласные. -Почему их называют согласными? (Их нельзя пропеть, воздух встречает преграду на пути, когда их произносят).
| 2 мин. 3 мин. | Перекличка, проверка готовности к занятию, определение цели и задач. Актуализация знаний детей. |
2. Основной этап | ||
1. Уточнение нормы артикуляции звуков [з]- [с]. -Посмотрите друг на друга и скажите, как мы произносим звук [с]? В каком положении губы, где находится язык? (Воздух встречает преграду на пути, губы немного растянуты, язык спрятался за зубами). -Положите руку на горло и скажите, работают ли голосовые связки? (Нет) -Дадим характеристику звуку [с]. Какой это звук: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? (Звук [с] - согласный, глухой, твердый). -Посмотрите и скажите, как мы произносим звук [з]? В каком положении губы, где находится язык? (Воздух встречает преграду на пути, губы немного растянуты, язык спрятался за зубами). -Положите руку на горло и скажите, работают ли голосовые связки? (Да, работают) -Дадим характеристику звуку [з]. (Звук [з] - согласный, звонкий, твердый) 2.Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия. - Определите, что общего у звуков [з]-[с]? (Согласные, твердые) - Определите, чем отличаются эти звуки? (Звук [с] глухой, а звук [з] звонкий) | 3 мин. 2 мин. | Уточнение артикуляции согласных звуков [з], [с], их характеристика Сравнение парных согласных между собой, нахождение сходства и различия. |
3. Развитие мелкой моторики. -Я вам раздам цветные ниточки и мы попробуем из них выложить на ковре наши буквы. -На эту букву посмотри, она совсем, как цифра три! (выкладывают букву З) -Что за буква светится старым ясным месяцем? (выкладывают букву С) -Ребята, а сейчас каждый уберет свою ниточку в пластмассовую тарелочку. 4. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания. -А теперь поиграем. Я буду произносить слова, когда вы услышите звук [з] или звук [с], хлопните в ладоши. Сом, зонт, арбуз, лето, окно, завод, соль, лист, замок, сумка, якорь. | 4 мин. 4 мин. | Работа по восприятию букв через тактильные и кинестетические ощущения. Развитие слухового внимания. |
5. Работа в тетрадях. -Давайте приготовим свое рабочее место, возьмем баночку с цветными карандашами и правильно сядем за парту и вспомним технику безопасности при работе с карандашами и ручками. (Карандашами и ручками нужно работать аккуратно, не грызть их и не ломать. Нельзя ими махать, чтобы не поранить соседа). -Молодцы, начинаем работать. -Откройте тетради. Сейчас мы поучимся писать буквы З и С. Дети прописывают буквы до конца строки. -А теперь напечатайте слово КОЗЫ и замените букву З на букву С. Какое слово у вас получилось? (КОСЫ) -Поменялось ли значение слова? (Да) -Ребята, скажите, в начале, середине или конце слов спрятались буквы З и С? (В середине) Сделаем звуко-буквенный анализ слов. Красными точками выделите гласные. А синим – согласные. А теперь давайте «прохлопаем» слова и определим количество слогов. (. В слове КО-ЗЫ два слога, в слове КО-СЫ тоже два слога). -А как еще можно определить количество слогов? Кто помнит правило? (Сколько в слове гласных, столько и слогов) -Молодцы, справились с этим трудным заданием! -А теперь наведите порядок на своем рабочем месте: стул нужно задвинуть, баночку с карандашами убрать на место. Хорошо, молодцы. -Сейчас немного отдохнем. Выходите все на ковер.
| 9 мин. | Развитие мелкой моторики, развитие навыков звукового анализа и синтеза. |
Физкультминутка. | ||
В нашей «Радуге» ребятки | 2 мин. | Развитие крупной моторики, снятие напряжения и усталости. |
Основной этап | ||
6. Игра "Наоборот" - Я буду бросать мяч и называть слог со звуком [з], а вы, возвращая мяч обратно, будете называть слог со звуком [с] и наоборот. СЛОГИ: зо-со, зу -су, са-за, ос-оз, за-са, уз-ус, ас-аз. | 3 мин. | Выделение звука в слогах, замена заданного звука на противоположный. |
3. Подведение итогов занятия. | ||
-Какие звуки учились различать на занятии? (парные согласные [з], [с]) -Почему их называют «парными»? (Они одинаково произносятся) -Что общего и чем отличаются эти звуки? (Общее у звуков то, что они согласные, твердые. А отличаются они тем, что звук [с]- глухой, а звук [з]- звонкий) -Что вызвало у вас затруднение? (Прописывать буквы) -Что больше всего понравилось? (Играть в игры со звуками) -Спасибо вам за работу, вы сегодня все большие молодцы! | 3 мин. | Анализ занятия (оценка и самооценка работ), оценка успешности достижения целей. |
Предварительный просмотр:
Говорова Елена Валерьевна,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
г. Нерюнгри
Дополнительная общеразвивающая
программа «Говоруша»
Тема занятия: «Звук и буква Р».
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель: знакомство детей с согласным звуком «Р».
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять навыки правильного звукопроизношения и правильного написание слов со звуками [р]-[р’].
- Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза.
- Упражнять в делении слов на слоги и постановке ударения.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику.
- Формировать умение определять местоположение звука в словах.
- Расширять словарный запас.
- Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления.
- Формировать регулятивные УУД (способность самостоятельно подготовить свое рабочее место и убрать за собой, выдерживать нагрузки в течение занятия).
- Формировать коммуникативные УУД (способность слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей, проявлять интерес к занятиям в детском объединении)
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать интерес к звуковой культуре речи.
Оборудование: цветные ниточки, тетрадь для каждого ребенка, цветные карандаши и ручки.
Наглядный материал: картинки с изображением рыси и риса, карточки с буквами и картинками.
ТСО: презентация, магнитная доска, маркеры.
Форма проведения: учебное занятие-игра.
Методы, используемые на занятии: игровой, словесный, наглядный, практический, проблемный.
Аннотация:
Программа авторская, имеет социально-педагогическую направленность, была разработана в 2012 году. Ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, в первую очередь, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Программа является комплексной, включает в себя образовательные области «Развитие речи» и «Математика». В области «Развитие речи» происходит интеграция нескольких предметов: развития речи, чтения и письма.
Программа «Говоруша» является инструментом подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными основами грамоты и математики. Программа предоставляет систему занимательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, развить мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию, и как следствие выравнить стартовые возможности неорганизованных дошкольников при начале регулярного школьного обучения.
Данное занятие плановое, проводится декабре, с целью знакомства с согласным звуком «Р». Предварительная подготовка заключается в наблюдение и выделение звуков в повседневной жизни; выполнении артикуляционной гимнастики с согласными звуками; дидактические игры «Скажи, как звучит слово?», «В кругу с мячом», «Найди звук». Участники занятия: дети старшего дошкольного возраста (второго года обучения).
Адресат разработки: педагоги дополнительного образования, логопеды, воспитатели дошкольных учреждений.
Ход занятия:
Содержание работы | Время | Задачи этапа |
1. Организационный момент. | ||
-Здравствуйте, ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну «Азбука» и будем работать с согласным звуком, учиться правильно его произносить и использовать на письме. Слайд 2. -Назовите предметы, которые вы видите на первом слайде. (роза, рыба, рука, ракета, радуга, рак) -С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [р]) -Кто догадался, с каким звуком будем работать на занятии? (Со звуком [р]) -Правильно, молодцы! | 2 мин. 3 мин. | Перекличка, проверка готовности к занятию, определение цели и задач. Актуализация знаний детей. |
2. Основной этап | ||
1. Уточнение нормы артикуляции звука [р]. -Посмотрите друг на друга и скажите, как мы произносим звук [р]? В каком положении губы, где находится язык? (Воздух встречает преграду на пути, губы немного растянуты, язык поднимается кверху и упирается в верхние зубы, горлышко гудит). -Положите руку на шею и скажите, работают ли голосовые связки? (Да) Слайд 3. -Дадим характеристику звуку [р]. Какой это звук: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? (Звук [р] - согласный, звонкий, твердый). | 3 мин. | Уточнение артикуляции согласного звука [р], его характеристика. |
2. Графический образ буквы Р. Развитие мелкой моторики. Слайд 4. -А на письме звук [р] обозначается буквой Р. Давайте рассмотрим эту букву. Из каких частей она состоит? (у нее есть длинная палочка и полукруг вверху) -Я вам раздам цветные нитки, и мы попробуем из них выложить на столе нашу букву. Букву «Р» писать несложно Справа к палочке осторожно Нарисуем мы кружок И получится флажок! (выкладывают букву Р) -Ребята, а сейчас каждый уберет свою нитку в пластмассовую тарелку. Слайд 5. - Давайте вспомним правило: буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим. 4. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Слайд 6. -Отгадайте загадки: 1. Лесники ее котят Взять домой не захотят. Ей не скажешь: «Кошка, брысь!», Потому что это… (рысь) Слайд 7. 2. Он – кормилец на Востоке, -Сейчас поработаем с этими словами. Слайд 8. - Рассмотрим схемы. Что вы заметили? (слова похожи по звучанию, но разные по написанию. (В слове «рысь» звук [р] твердый, а в слове «рис» - мягкий) -Значит можно сделать вывод, что звук [р] может быть твердым и мягким. | 5 мин. 4 мин. | Умение узнавать графический образ буквы «Р». Работа по восприятию буквы через тактильные и кинестетические ощущения. Развитие фонематического восприятия. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. |
5. Работа в тетрадях. -Давайте приготовим свое рабочее место, возьмем банку с цветными карандашами и правильно сядем за парту и вспомним технику безопасности при работе с карандашами и ручками. (Карандашами и ручками нужно работать аккуратно, не грызть их и не ломать. Нельзя ими махать, чтобы не поранить соседа). -Молодцы, начинаем работать. -Откройте тетради. Сейчас мы будем учится писать слова с буквой «Р», а также поработаем со слогами. Слайд 9. -Какое слово начинается со слога РО? (роза) -Сколько слогов в этом слове? (два) -На какой слог падает ударение? (на первый) -Какое слово начинается со слога РУ? (рука) -Сколько слогов в этом слове? (два) -На какой слог падает ударение? (на второй) -Какое слово начинается со слога РЫ? (рыба) -Сколько слогов в этом слове? (два) -На какой слог падает ударение? (на первый) Дети записывают все слова, делят на слоги и ставят ударение. -Назовите еще раз все слоги (РО, РУ. РЫ) Что можем сказать об этих слогах? (они твердозвучащие, т.к. после согласных стоят гласные первого ряда) -Молодцы, справились с этим трудным заданием! -А теперь наведите порядок на своем рабочем месте: стул нужно задвинуть, банку с карандашами убрать на место. Хорошо, молодцы. -Сейчас немного отдохнем. Выходите все на ковер. | 10 мин. | Развитие мелкой моторики, умения делить слова на слоги, ставить ударение в словах. |
Физкультминутка. | ||
В нашей «Радуге» ребятки | 2 мин. | Развитие крупной моторики, снятие напряжения и усталости. |
Основной этап | ||
6. Чтение слогов, слов со звуком [р]. Слайды 10,11,12. -А теперь почитаем слоги и слова со звуком [р]. (дети читают сначала вместе, затем по одному человеку) -Молодцы, очень хорошо почитали! | 8 мин. | Закрепление навыков правильного звукопроизношения звуков [р]-[р’]. в слогах, словах. |
3. Подведение итогов занятия. | ||
-С какой буквой и звуком и работали на занятии? (с буквой и звуком [р]) -Что можно сказать об этом звуке? (Он согласный, звонкий, бывает твердым и мягким) -Что вызвало у вас затруднение? (Прописывать буквы, читать слова) -Что больше всего понравилось? (Играть в игры со звуками) -Спасибо вам за работу, вы сегодня все большие молодцы! | 3 мин. | Анализ занятия (оценка и самооценка работ), оценка успешности достижения целей. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
[ р ] [ р ’]
Загадка Лесники ее котят Взять домой не захотят. Ей не скажешь: «Кошка, брысь!», Потому что это…. рысь
Загадка Он – кормилец на Востоке, С давних пор в полях растёт. Злак зелёный и высокий Белое зерно даёт. У него такой каприз: Очень любит воду … рис
РЫСЬ РИС
Физкульминутка В нашей «Радуге» ребятки Могут ловко встать на пятки. Пошагать и покружиться, Вправо-влево наклониться. Снова встать и потянуться. И друг другу улыбнуться!
РО РУ РЫ
Читаем сами: РИС СЫР РАК РУ-КА РЫ-БА КРОТ
Читаем сами: РА-КЕ-ТА РО-КОТ АСТ-РА ВЕР-БА
Игра «Поймай звук»
МОЛОДЦЫ!!!
Список используемой литературы и интернет – ресурсов: Тренажер по чтению. Школа для дошколят. Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. и др. – М., ООО «Росмен», 2018 https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-doshkolnikov-po-obucheniyu-gramote-zvonkaya-soglasnaya-bukva-r-2299165.html https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/prezentatsiia_bukva_r https://myslide.ru/presentation/1597573818_zvuki--r--i--r-xAbukva-r https://www.kidsclever.ru/content/zagadki-pro-ris Используемой литературы https://www.maam.ru/blogs/download63665.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадайте, какое слово получится, если взять первые звуки каждого слова
Какой первый звук в словах?
В каком домике живёт звук С?
Что за буква светится Старым ясным месяцем? Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом.
Бел, да не сахар, Ног нет, а идет. (снег) С какого звука начинается слово «снег»? Сколько частей в этом слове? Загадки
Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет? (солнце) С какого звука начинается слово? Сколько частей в слове «солнце»?
С какого звука начинается это слово? Сколько частей в слове «сосулька»? Серебристая Морковка Прицепилась к крыше ловко. Уцепилась за карниз И растёт зимою вниз… (сосулька)
Назовите картинки. Найдите звук «с» в словах.
Физкультминутка С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. (Руки вверх, подтягиваемся и ловим снежинки.) Будем их ловить руками, И покажем дома маме. А вокруг лежат сугробы, (Повороты вправо-влево) Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, (Колени высоко поднимаем.) Поднимаем выше ноги. Вон лисица в поле скачет (Прыжки.) Словно мягкий, рыжий мячик. Ну а мы идем, идем (Шагаем.) И к себе приходим в дом.
с а с о с у с ы с э с я с ё с ю с и с е Читаем слоги
а с о с у с ы с э с я с ё с ю с и с е с Читаем слоги
Чистоговорки: Са-са-са – в лесу бегает лиса. Со-со-со – у Вовы колесо. Ос-ос-ос – на поляне много ос. Су-су-су – было холодно в лесу. Усь-усь-усь –на лугу пасётся гусь.
Объясните значение слов: Сад – это… Соль – это… Сумка – это…
Молодцы!
Список используемой литературы и интернет – ресурсов: Бортникова Е.Ф. Обучаем грамоте (4-6 лет). – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2019. https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-zvuki-s-s-bukva-ss.html https://bigslide.ru/detskie-prezentacii/325-bukvi-s-s.html https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/04/06/zvuk https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/de
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра: «Угадай звук»
[ м ] [ м ’]
[ м ] Мм
М м
Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М . Вот качели- Буква М ! Здесь качаться Можно всем!
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Дидактическая игра «Новоселье»
Физкульминутка В нашей «Радуге» ребятки Могут ловко встать на пятки. Пошагать и покружиться, Вправо-влево наклониться. Снова встать и потянуться. И друг другу улыбнуться!
мы ма мо
а о ы у м м и э
Читаем сами: МИР МАК МЕЛ МЯ-ТА МЫ-ЛО МА-ЯК
Читаем сами: КО-МЕ-ТА МО-ЛО-КО СО-ЛО-МА МА-ЛИ-НА
МОЛОДЦЫ!!!
Список используемой литературы и интернет – ресурсов: Бортникова Е.Ф. Обучаем грамоте (4-6 лет). – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2019. https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2020/08/06/prezentatsiya-zvuk-i-bukva-m https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-znakomstvo-so-zvukom-m-bukvoi-m.html https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-zaniatiiu-zvuk-m-bukva-m.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект занятия с презентацией "Обобщающее занятие по теме "Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества"
План конспект занятия с презентацией "Обобщающее занятие по теме " Биология кустарников , видовой состав и декоративные качества"...
Конспект занятия и презентация. Тема "Овощи"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5381399","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"362","style":"width: 280px; height: 187px;","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_...
Конспект занятия и презентация по теме: "Перелетные птицы".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5802252","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"480"}}]]Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развит...
Классный час "Школьная форма. Какой она должна быть?" для учащихся 8-10 классов. Конспект занятия и презентация.
А.П.Чехов сказал: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Поговорим об одежде. Современный школьник должен уметь одеваться со вкусом: стильно, аккуратно, с чувством ...
Конспект занятия ( с презентацией) на тему "Звуки, буквы, слоги" для 1 класса.
Занятие с учащимися 1 класса, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи на этапе обучения грамоте. Основная цель занятия: развитие положительной учебной мотивации младших школьников средствам...
Конспект занятия и презентация по РРС и ФП в 8 классе по теме "Автоматизация звука [Ж]. Фёдор Павлович Решетников"
Конспект занятия по РРС и ФП в 8 классе по теме "Автоматизация звука [Ж]. Фёдор Павлович Решетников"...
Антонимы. Конспект занятия и презентация для учащихся 2-х классов, имеющих фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи.
Конспект и презентация логопедического занятия с применением игровых компьютерных технологий при усвоении темы «Антонимы» во 2-м классе общеобразовательной школы для детей, имеющих нарушение фонематич...