Конспект занятия и презентация. Тема "Овощи"
презентация к уроку на тему

Семушева Мария Семеновна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6  года жизни + презентация. Тема: "Овощи".

Занятие рекомендуется проводить с детьми с ОНР III уровня в первой половине учебного года в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста. На занятии уточняется и расширяется словарный запас об овощах. Дети осваивают навыки  словообразования и словоизменения. Логопед доступно объясняет принцип составления загадок с опорой на схемы. Яркий наглядный материал обладает свойством не только притягивать детское внимание, но и  способствует быстрому и прочному запоминанию нового  материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 65 «Озорница»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи

в группе компенсирующей направленности для детей

с нарушениями речи 6  года жизни

Тема:  Овощи

                                                                                                 учитель-логопед  первой

квалификационной категории

                                                                                                       Семушева  Мария Семеновна

г. Нижневартовск, 2014

Тема: Овощи.

Цель: Уточнять, закреплять и расширять представления детей об овощах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

           Учить детей образовывать существительные  с  уменьшительно-

           ласкательными суффиксами; образовывать относительные

           прилагательные от существительного;

           Учить детей составлению загадок описательного характера с опорой на

           план-схему;

Коррекционно-развивающие:

Развивать   внимание,  зрительное восприятие, общую моторику, координацию движений пальцев рук;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля в работе.

Оборудование: Предметные картинки с изображением овощей, разрезная картинка в конверте (черно-белая картинка с овощем, разрезанная на 3—4 части),  ноутбук, экран, мультимедиа проектор, презентация.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Слайд № 2

-  Отгадайте загадки и появятся картинки-отгадки:

* Как на нашей грядке выросли загадки,

   Крепкие, зеленые, хороши соленые. (Огурец)

Слайд № 3

* Что за скрип? Что за хруст?

   Это что еще за куст?

   Как же быть без хруста,

   Если я ..... (Капуста)

Слайд № 4

 * Бела, рассыпчата, вкусна,

    И на столе всегда она. (Картофель, картошка)

Слайд № 5

 * Прежде чем его мы съели,

    Все наплакаться успели. (Лук)

    /Появляются  картинки-отгадки/

  1. Актуализация словарного запаса:

Слайд № 6

  • Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Овощи.)

Слайд №  7

  • Где растут овощи? (На грядке, в огороде.)

Слайд № 8

  •  Как называется профессия человека, который выращивает овощи? (Овощевод.)

Слайд № 9

  • Как можно использовать овощи? /дети отвечают, затем  появляются картинки/ (Варить из них суп, борщ, щи; жарить, делать пюре, сок; солить; делать начинку для пирожков; есть сырыми; готовить салат.)

Что обязательно нужно делать с овощами, прежде чем их использовать? (Мыть.) 

  1. Развитие лексико-грамматических средств  языка:

Игра «Большой - маленький

  • Предлагаю вам немного поиграть. Вы должны называть, появляющиеся

на экране сначала большой овощ, а затем название маленького овоща. /Дети отвечают по цепочке/

Н/р: Горох – горошек, капуста – капустка.

Слайд № 10 Морковь – морковка,   свекла – свёколка

Слайд № 11 Лук – лучок,    чеснок – чесночок

Слайд № 12 Баклажан –баклажанчик,    перец – перчик

Игра «Назови блюдо»

  •  А сейчас все вместе поиграем в игру «Назови блюдо». Я называю из чего приготовлено блюдо, а вы – как будет называться это блюдо. /Дети продолжают образовывать относительные прилагательные по цепочке/

Н/р: Из кабачка – кабачковое рагу, из картофеля – картофельное пюре..

Слайд № 13 Из свеклы — ……(свекольный сок, свекольный салат).

Слайд № 14 Из моркови – …..(морковный салат, морковный сок).

Слайд № 15  Из гороха – ……(гороховый суп, гороховое пюре).

Слайд № 16  Из капусты – …….. (капустный салат, капустный сок). 

Слайд № 17

  • Скажите, пожалуйста, кто знает, как называется по-другому помидор? (Томат).  Правильно, научное название помидора- томат.

Из помидора можно приготовить – …… (томатный сок, томатный суп).

Слайд № 18 /Логопед приглашает детей  на физминутку/

  1. Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики:

В огород пойдем, урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый,  сочный, очень вкусный, Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

(«Таскают».)

(«Копают».)

(«Срезают».)

(Показывают круг руками — 3 раза.)

(«Рвут».)

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

                                                                                                                   Н. Нищева

  1. Развитие мышления, внимания:

Слайд № 19

Игра «4-й лишний»

  • Ребята, приглашаю всех пройти на свои места и сесть поудобнее для дальнейшей работы! Не забываем про правильную осанку!
  • Сейчас поиграем в игру «4-й лишний». Перед вами картинки. Ваша задача найти лишнюю, и объяснить, почему она лишняя.

/На интерактивной доске появляются картинки. Назвав, правильный  ответ - лишняя картинка исчезает/  

Игра «Сложи картинку»

  • Перед вами на столах лежат конвертики. У каждого  картинка с овощем (черно-белое изображение), разрезанная на 3—4 части.  Вы самостоятельно должны  собрать овощ без образца.

       

  1. Развитие навыков составления загадок описательного характера с опорой на план-схему:

Слайд № 20

Игра «Отгадай по описанию»

         Логопед дает образец составления загадки описательного характера с опорой на план-схему:

1. Какой овощ по цвету? /Этот овощ желтый/

2. Какой овощ по форме? /круглый/

3. Какой овощ по размеру? /маленький/

4. Какой овощ на вкус? /горький/

5. Какой овощ на ощупь? /твердый/

6. Что это? ………

Ребенок описывает, выбранный овощ, не называя его, остальные дети должны угадать его название.  Детям, которые затрудняются описывать овощ по памяти – предлагается картинка с изображением овоща.

  1. Итог занятия:

- Наше занятие подошло к концу. Вы все сегодня хорошо потрудились.

Что нового сегодня узнали на занятии? Все ли получилось? Где встретились затруднения?

/подводятся итоги, оценивается работа детей в целом и индивидуально./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект занятия с презентацией "Обобщающее занятие по теме "Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества"

План конспект занятия с презентацией  "Обобщающее занятие по теме " Биология кустарников , видовой состав и декоративные качества"...

Конспект занятия и презентация по теме: "Перелетные птицы".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5802252","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"480"}}]]Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развит...

Классный час "Школьная форма. Какой она должна быть?" для учащихся 8-10 классов. Конспект занятия и презентация.

А.П.Чехов сказал: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Поговорим об одежде. Современный школьник должен уметь одеваться со вкусом: стильно, аккуратно, с чувством ...

Конспект занятия ( с презентацией) на тему "Звуки, буквы, слоги" для 1 класса.

Занятие с учащимися 1 класса, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи на этапе обучения грамоте. Основная цель занятия: развитие положительной учебной мотивации младших школьников средствам...

Конспект занятия и презентация по РРС и ФП в 8 классе по теме "Автоматизация звука [Ж]. Фёдор Павлович Решетников"

Конспект занятия по РРС и ФП в 8 классе по теме "Автоматизация звука [Ж]. Фёдор Павлович Решетников"...

Антонимы. Конспект занятия и презентация для учащихся 2-х классов, имеющих фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи.

Конспект и презентация логопедического занятия с применением игровых компьютерных технологий при усвоении темы «Антонимы» во 2-м классе общеобразовательной школы для детей, имеющих нарушение фонематич...

Конспект занятия с презентацией и приложением на тему: "Перелетные птицы тайги"

Это занятие направлено на изучение перелетных птиц тайги: кулик-сорока, бекас, дрозд, камышовка, трясогузка. Обучающиеся знакомятся о причинах перелета птиц, выявляют причинно-следственные связи....