План конспект занятия с презентацией "Обобщающее занятие по теме "Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества"
методическая разработка по теме

Киризли Лариса Эдуардовна

План конспект занятия с презентацией  "Обобщающее занятие по теме " Биология кустарников , видовой состав и декоративные качества"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Центр дополнительного образования детей «Созвездие»

Эколого-биологический отдел

 

   

     

                              План-конспект занятия

« Обобщающее занятие по теме «Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества»»

Педагог дополнительного

                                                       образования:                

                                                               Киризли Лариса Эдуардовна

                                   Воронеж, 2011 г.

Тема: «Обобщающее занятие по теме «Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества»»

Тип занятия: закрепление изученного материала

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме.

Задачи: систематизация знаний учащихся о декоративных свойствах и биологических особенностях кустарников, закрепление навыков по распознаванию растений, повышение эрудиции, формирование экологической культуры, воспитание эстетического восприятия; развитие умений и навыков выделение главного, формулирования выводов, умения работать в команде.

Возраст:8-9 лет.

Время: 2 часа по 40 мин.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитная доска, живые и гербарные образцы кустарников, иллюстрации с изображением кустарников, гербарий «Листья деревьев и кустарников», коллекции плодов и семян, наборы для моделирования дачного участка, фишки для ведения счета.

Предварительная подготовка: детей заранее извещают о форме занятия – соревновании. Учащиеся распределяются по 2 командам, придумывают название своей команде, готовят сообщения.

Ход занятия

     Проверка посещаемости, сообщение темы занятия, постановка целей и задач.

     Вступительное слово педагога, беседа с учащимися, презентация: «Декоративные кустарники».     Мы изучили тему «Биология кустарников, их видовой состав и декоративные свойства», познакомились с биологическими особенностями и видовым составом некоторых кустарников, которые в нашей местности наиболее часто используются для озеленения территории.

     А теперь давайте вспомним, какие растения называют декоративными?

(Ответы детей – декоративными называют растения, обладающие рядом особенностей, из-за которых их используют для украшения населенных мест).

    Растения привлекают человека различными декоративными свойствами, каждое хорошо по- своему. Например, есть растения, которые ценят за красивые цветы. Вспомните, какие кустарники к ним относятся?

Это сирень, жасмин.

Слайд 1.

    А какие растения ценят за красоту листьев? (Клен, уксусное дерево)

Слайд 2.

     Есть растения, у которых мы любуемся плодами. Догадались, о каких кустарниках идет речь?

 (Боярышник, калина)

Слайд 3.

Сегодня на занятии мы проведем соревнование двух команд.

Команда №1, ваше название? (например, «Боярышник»).

Команда №2, ваше название? (например, «Калина»).

Итак, мы проводим соревнование между командами  «Боярышник» и «Калина».

  1. Домашнее задание.

Вашим домашним заданием было подготовить сообщение о кустарнике, в честь которого вы назвали команду, о его биологических особенностях и легендах, с ним связанных.

Выполнение задания. Максимальная оценка 3 балла (за каждый балл выдаются фишки, счет заносится в турнирную таблицу на доске).

Пример представления команды «Боярышник»

Учащиеся выходят к доске и зачитывают сообщения: Название кустарника произошло от греческого слова, обозначающего «сильный, крепкий». Это название боярышник получил за свое долголетие, так как куст может прожить 400 лет!

Боярышник – куст высотой до 5 м. Листья простые. Ветки покрыты твердыми колючками. Цветки мелкие, собраны в соцветия, белые. Плоды кисло-сладкие, кроваво-красного цвета.

 Боярышник – красивый кустарник, о нем сложены пословицы и поговорки: «Хорош боярышник, да не с боярского крыльца», «Стоит дерево кудряво, а когти волчьи».

В старину люди считали, что колючки способны защитить человека от злых духов, поэтому к воротам домов часто подвешивали ветви боярышника в качестве оберега.

Легенда о боярышнике.

В одной усадьбе давным-давно жила старенькая барыня-боярыня. Всю свою жизнь она делала людям добро. Ей очень хотелось жить долго, чтобы можно было сделать больше полезного в мире. Не хотели и люди, чтобы умерла их любимая барыня. И волшебник превратил ее в красивый долговечный куст боярышник, который до сих пор приносит пользу всем людям и листьями, и цветами, и плодами.

     Пример представления команды «Калина».

Название «калина»  произошло от латинского слова, обозначающего «плести» - молодые ветви калины использовались для плетения, обычно – для плетения корзин. Русское слово «калина» имеет древнеславянское происхождение и обозначает, по одной версии, кустарник, растущий на болоте, по другой версии – указывает на ярко- красный,  словно раскаленный, цвет ягод калины. У большинства славянских народов калина – символ девичьей красоты, любви и счастья. Есть такое предание: в давние времена плыли через море брат и сестра. Брат доплыл до берега. У сестры не хватило сил. Погибая, она просит брата: «Не пей, братец, из  этого моря воды, не лови рыбу, не коси по берегам траву, не рви яблок, не ломай калину. Вода и море – кровь моя, рыба – тело мое, трава – косы, яблоки – лицо, а калина – краса моя».

Испокон веков считалась калина свадебным растением, и была участницей свадебного обряда. Ее букетами украшали девичьи венки, столы, блюда с угощениями и каравай. Букеты с цветами и плодами ставили перед молодоженами.

 Семена калины по форме напоминают сердце, поэтому в народе рубиновые ягоды  калины считаются символом мужества людей, отдавших свою жизнь в борьбе за Отчизну.

 Славяне считали калину колдовским растением – дым от нее якобы защищал от злых духов и нечистой силы.

(оценка конкурса, подведение итогов)

  1. Жизненные формы растений

Так как среди декоративных растений есть и деревья, и кустарники, и травянистые растения, важно уметь различать жизненные формы растений.

Посмотрим, у какой команды это получится лучше.

Проводим игру «Составь пары». Вы видите на доске  карточки.

Задание: соединить линиями вид растения и соответствующую ему жизненную форму.

Задание команде «Боярышник»:

Сирень                   Дерево

Береза                     Кустарник

Бархатцы               Травянистое растение

Шиповник

Задание команде «Калина»:

Клен                          Дерево

Жасмин                     Кустарник

Гвоздика                   Травянистое растение

Боярышник

(выполнение задания, подведение итогов, работа над ошибками, в случае их появления).

  1. «Отгадай задуманное растение»

А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете кустарники.

Поиграем в известную вам игру «Отгадай задуманное растение».

На магнитной доске расположены открытки с изображением изученных ранее декоративных кустарников (сирень, боярышник, шиповник). Один учащийся выходит к доске, а другие вместе загадывают название кустарника (тихо). Учащийся у доски, отвечает на вопросы «да» или «нет», отгадывает название растения.

     Проведение конкурса.

     Команда «Боярышник».

 «У этого растения листья сложные?» - ответ -  «Нет».

 «Это растение влаголюбиво?» - ответ -  «Нет».

«Цветки душистые, собраны в соцветия «метелки»? – ответ -  «Да».

«Листья держатся на ветках до глубокой осени и опадают зелеными?» - «Да» это сирень  

      Задание команде «Калина».

       «Это растение любит влагу?» - ответ - «Нет»

       «Цветки белые собраны в соцветия?» - ответ -  «Да»  

       «Плоды кроваво-красные?» - ответ - «Да»

       «Ветки покрыты прямыми и толстыми колючками?» - ответ-  «Да»   «Это боярышник».

Подведение итогов: Молодцы участники, вы отгадали растения, о которых шла речь, зная их биологические особенности. Лучше всего справилась с заданием команда …, они получают …балл (выдается фишка).

  1. Наш следующий конкурс – «Отгадай растение по описанию».

Задание для команды «Боярышник»:

Слайд 4, 5.

Задание для команды «Калина».

Слайд 6, 7.

(Подведение итогов конкурса).

  1. «Чей это лист?»

Как вы знаете, у всех кустарников есть общее – они имеют много стволиков, отходящих от общего основания, которое находится под землей или у самой ее поверхности. А отличаются кустарники, в первую очередь, внешним видом и строением листьев, их расположением на стебле. И, конечно,  они отличаются цветом коры, строением цветков и плодов.

Сейчас вам предстоит продемонстрировать, хорошо ли умеете различать кустарники по листьям. (Учащимся предлагаются комплекты заданий в виде пронумерованных гербарных образцов листьев кустарников). Необходимо на карточке, прилагающейся к заданию, поставить номер соответствующего листа напротив названия растения. На выполнение задания – 3 минуты. Готовы? Приступаем!

(Выполнение задания, проверка, присуждение баллов, выводы по выполнению задания).

Задание (одинаковое для команд):

      Калина

      Сирень

      Жасмин

      Барбарис

      Боярышник

      Шиповник

      Клен

  1. «Чья это ветка?»

А сейчас к листьям нужно подобрать соответствующие побеги (на доску прикрепляются карточки с листьями различных кустарников (по 3 экземпляра для команды), рядом на столе размещаются карточки с побегами кустарников по пять экземпляров). Членам команд, по одному, нужно выбрать на столе соответствующую карточку с побегом и разместить ее под карточкой с листом данного вида. После этого первый участник возвращается на место, и выходит второй и так далее. В команде «Боярышник» выполняют задание…, В команде «Калина» - …(назначаются трое учащихся в каждой команде, менее активно участвующих в предыдущих конкурсах). Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

На столах размещены ветки различных кустарников (без листьев) -2 идентичных комплекта. Учащиеся обеих команд подходят к столам по одному и прикрепляют к каждой веткам-заданиям карточки с соответствующими названиями.

Команда «Боярышник»

  1. Калина
  2. Барбарис
  3. Жасмин

Команда «Калина»

4.Боярышник

5. Сирень

6.Шиповник

(Выполнение задания. Обсуждение результатов, присуждение баллов).

7.  Загадки и шарады о декоративных растениях

Скажите, вы любите отгадывать загадки? (ответы детей). Сейчас вам предстоит отгадывать загадки и шарады о растениях. За каждый правильный ответ – 1 балл.

   

   1. Меня  называют царицей цветов

За запах и цвет моих лепестков.

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

Но кто не простит мне колючих шипов?

    2.Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла

Здесь скворцы, дрозды снуют

И, галдя, ее клюют.

     3.Пусть не так красой богат,

Все равно я розе брат.

     4.В сенокос горька,

     А в мороз сладка.

     Что за ягодка?

     5.Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

     6.Две сестры летом зелены.

Затем одна краснеет,  

Другая – чернеет.

     7.Никто не пугает, а вся дрожит.

     8.Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала,

И ребятам мила.

     9.Это что за подвох?

Вдруг на дереве горох!

     10.Брюшко сыто,

Камешками набито.

Ответы на загадки:

1-роза, 2-рябина, 3-шиповник, 4-калина, 5-лиственница, 6-смородина, 7-осина. 8-черника, 9-акация, 10-шиповник

Шарады

1.Мои кусты легко узнать,

Цвету я гроздями весною.

Но замените мягкий знак

На букву А – и я завою      (сирень – сирена)

2.Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной…

Если «К» сочтете лишним,

Смысл получится другой.

Стану белым и пушистым,

Волокнистым, шелковистым.

Полотенце, простыня

Могут выйти из меня.

                           (  Клен – лен)

3.Я дерево с цветом душистым,

Даю я прохладную тень,

Под кроной моей отдыхают

В безветренный знойный день.

Но если согласные буквы

В себе переставлю я,

Получится новое слово,

Несущее боль для меня.

                            (липа – пила)

4.Шараду запишите так:

Две ноты, буква, мягкий знак.

Все – куст. Его вы без труда найдете в парках и садах.

                                                                               (сирень)

5.Какой кустарник в народе называют «ястребиные когти»?

                                                                           (боярышник)

6.Какой кустарник испокон веков считался свадебным деревом?

                                                                               (калина)

7.Какой кустарник зовут «кустом - кровогоном» и почему?

                                                                (казацкий можжевельник)

8.Где – то в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка есть волшебная аптечка. Там красные таблетки развешаны на ветке.

                                                                                (шиповник)

Ответы к викторине «загадки и шарады о декоративных растениях».

.

   8.Головоломка «Декоративные кустарники»

  Сейчас каждая команда получит лист с заданием – головоломкой. (Выдача задания). Вам    необходимо вписать ответы на вопросы так, чтобы буква «И» была общей.  Побеждает в этом  задании команда, которая первой заполнит головоломку правильно. Как только выполните  задание – поднимите руки. Готовы? Приступаем!

 

       (Пр

        Ответы:

  1. Можжевельник
  2. Сирень
  3. Барбарис
  4. Жасмин
  5. Шиповник
  6. Боярышник
  7. Калина

(выполнение задания, анализ работы детей, присуждение баллов)

9.Составление модели озеленения дачного участка.

       (Каждой команде выдаются листы с планом дачного участка, на который нанесено расположение дома, декоративного бассейна, но нет деревьев и кустарников. К листу прилагаются вырезанные из картона изображения различных кустарников и клей. Наборы идентичны).

       Педагог: Перед вами план дачного участка. На нем нет ни деревьев, ни кустарников, Вам предстоит выступить в роли ландшафтного дизайнера и проявить командное творчество – озеленить дачный участок. Помните, что при размещении растений необходимо учитывать их биологические особенности, в том числе требования к освещению, водному режиму. Ваша задача распределить группы и одиночные посадки так, чтобы создать впечатление природного, естественного насаждения. На это задание вам отводится 10 минут. Максимальная оценка этого конкурса – 5 баллов.

       (Выполнение задания, проверка, обсуждение, присуждение баллов).

Вот и подходит к концу наше соревнование. Давайте подсчитаем жетоны и определим, какая из команд получила больше баллов и стала победителем.

(Дети подсчитывают жетоны, определяется победитель.)

Итак, самыми внимательными, дружными и эрудированными оказались члены команды ….Поздравляю!

       Но не многим вам уступили члены команды…., которая сегодня тоже  хорошо себя проявила. Она получает второе место.

       Значение кустарников в природе и жизни человека.

       А теперь давайте поговорим о роли кустарников в природе и жизни человека.  (Беседа с детьми)

       - Как и все зеленые растения вносят свой вклад в обогащение воздуха кислородом

      - очищают воздух от пыли и вредных веществ (особенно акация, снежноягодник)

      - многие кустарники выделяют вещества, убивающие микробов, то есть обладают бактерицидными свойствами (например, можжевельник за сутки выделяет почти 30 кг таких летучих веществ!)

      - входят в цепи питании, являясь пищей для животных и человека, многие из кустарников являются медоносными растениями

      - кусты являются убежищем для животных

      - некоторые кустарники обладают лечебными свойствами (шиповник, калина, можжевельник)

      - и, конечно, многие кустарники имеют декоративное значение.

      Заключение, вывод. Молодцы, ребята. Сегодня вы хорошо потрудились. Наблюдая, как вы выполняете задания, я поняла, что тему «Декоративные кустарники» вы хорошо усвоили.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к обобщающему занятию «Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества» Педагог дополнительного образования Киризли Лариса Эдуардовна

Слайд 2

Красивые Цветы ЖАСМИН СИРЕНЬ

Слайд 3

Красивые листья Клен Уксусное дерево

Слайд 4

Красивые плоды Боярышник Калина

Слайд 5

Отгадай растение по описанию?? Задание для команды «Боярышник» Веточки этого кустарника имеют мелкие колючки – видоизмененные листья. Цветы желтые, собраны в соцветие «кисть», листья мелкие. Плоды созревают в сентябре-октябре, и до середины ноября сохраняются на кустах. Плоды - многочисленные ярко-красные ягоды, съедобные, имеют кислый вкус.

Слайд 6

Барбарис

Слайд 7

Отгадай растение по описанию??? Задание для команды «Калина». Кустарник высотой 1,5-2 м. имеет множество побегов с острыми шипами. Цветет в июне-июле. Цветки одиночные, медоносы, имеют нежный аромат. Плоды красные, используются для приготовления витаминных препаратов. Листья сложные.

Слайд 8

Шиповник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого учебно-тренировочного занятия по вольной борьбе

Обучение технико-тактическим действиям в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости.1. Совершенствование сваливания сбиванием разноименного плеча сверху-снаружи и туловища сбоку.2. Сове...

План-конспект проведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку

План-конспектпроведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку....

План-конспект проведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку №2

План-конспектпроведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку...

План-конспект проведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку №3

План-конспектпроведения учебно-тренировочного занятия по шорт-треку. Задачи занятия:1.     Повешение уровня быстроты, скоростно-силовых качеств, силы и общей выносливости.2....

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения...

План-конспект открытого логопедического фронтального занятия на тему: «Состав слова» на 2 этапе коррекционной работы.

Это обобщающее итоговое занятие. Конспект подойдет для проведения занятий в логопедической группе в школе 2-3 класс....

План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с включением приёмов тестопластики с ребёнком 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья

   Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностя...