Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерица"
рабочая программа

Галина Борисовна Сафронова

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masteritsa.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев».

В.А.Сухомлинский

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерица» имеет художественную направленность, направлена на формирование художественно-творческих способностей, положительно-эмоционального восприятия окружающего мира, овладение необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, поделок , различных полезных предметов.


Новизна и отличительные особенности

Новизна программы состоит в том, что данная программа является интегрированной, включающей в себя изучение окружающего мира, изобразительного искусства, художественного труда и технологии.

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной программы «Мастерица» является то, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству, а также синтеза нетрадиционных техник. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративного творчества, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративно – прикладного творчества у обучающихся развиваются творческие начала.

Актуальность программы 

 обусловлена тем, что в системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы:

Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

  • Ознакомить с историей появления бумаги, картона и других видов материалов.
  • Ознакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

Воспитывающие:

  • Воспитать взаимопомощь при выполнении различных творческих заданий.
  • Сформировать устойчивый интерес к творчеству.
  • Воспитать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

Развивающие:

  • Развить художественный вкус, фантазию, изобретательность, воображение.
  • Развить «чувство» цвета, формы, зрительную память.
  • Развить у детей творческую активность

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Режим  занятий.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий: первое полугодие – 18 ч. (1раза в неделю по 30 минут), второе полугодие – 18 ч.  (1 раз в неделю по 30 минут).

Адресат программы.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 5 – 7  лет. Основной контингент объединения – дети старшего дошкольного возраста.

 Для детей старшего дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче, ориентация на «ближнюю» перспективу, несформированное произвольное внимание. Поэтому, выбирая изделия для практической деятельности, предпочтение отдается таким, которые могут быть выполнены за одно учебное занятие.

Формы и методы обучения

При организации образовательного процесса используются индивидуальная и групповая форма обучения.  Занятия по данной  программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.  

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-  словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

-  наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

-  практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-  объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-  репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-  фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

-  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-  групповой – организация работы в группах;

-  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты:

-  Знают  историю появления бумаги, ткани и других материалов ;

-  знают многообразие художественных материалов и приемы работы с ними;

- знают  технику безопасности и организацию рабочего места;

-  умеют работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;

-  развит  интерес к художественной деятельности;

-  умеют эстетично оформлять творческую работу;

- владеют основными навыками работы с различными материалами и инструментами.

Способы проверки результатов усвоения программы.

1.Текущий контроль успеваемости. Проводится по итогам обучения по разделу учебного модуля.

Форма проведения – итоговое занятие. На итогом занятии могут проводится наблюдение за работой детей.

  2.Промежуточная диагностика.

Промежуточная диагностика предполагает зачет, который проводится в виде анализа выполненных детьми работ.

 

Учебный план

Наименование учебного модуля

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

всего

1.

Учебный модуль первого полугодия.

18

Зачет в форме анализа выполненных работ

2.

Учебный модуль второго полугодия.

18

Зачет в форме анализа выполненных работ

Итого

36

Рабочая программа учебного модуля первого полугодия

Тема

Всего часов

1

Работа с природным материалом «Чудеса леса».

8

- Вводное занятие. Техника безопасности. Приборы и материалы.

1

- «Ежик» из сосновых шишек.

1

-«Лебеди» из сосновых шишек.

1

- «Уж» из желудей.

1

- Панно «Осенняя сказка».

1

- Панно из листьев «Аквариум».        

1

- Панно «Ковер из  листьев».

1

- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

1

2

«Ниточная страна».

9

- «Грибочек» из обрезков пряжи.

1

- «Мухомор».

1

- «Цветочек».

1

-«Ежик».

1

- «Сердечко».

2

-«Елочка».

2

- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

1

-Промежуточная аттестация

1

Итого:

18

Рабочая программа учебного модуля второго полугодия

Тема

Всего часов

1

Лепка из соленого теста и пластилина.

8

-Правила по ТБ. Приемы работы с пластичными материалами.

1

-«Веселая гусеница» из соленого теста.

1

-«Фрукты» из соленого теста.

1

-«Бабочка» из соленого теста.

1

-«Божья коровка» из соленого теста.

1

-«Цветочек» из жгутиков пластилина.

1

-«Дары леса» из пластилина.

1

-Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

1

2

«Поделки из бумаги и картона»

9

- История происхождения бумаги. Свойства бумаги.

1

Аппликация из геометрических фигур.

2

-Поделки из полосок бумаги.

2

- Основы бумагопластики.

3

-Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

1

-Промежуточная аттестация.

1

Всего:

18

Содержание  рабочей программы учебного модуля первого полугодия.

1.Работа с природным материалом «Дары леса».

Теория:

Беседа по технике безопасности. Знакомство с приборами и материалами.

Практическая работа: Изготовление поделок из шишек, желудей, листьев.

2. Ниточная страна.

Теория: Знакомство с видами пряжи ,ниток. Что можно сделать из пряжи?

Практическая работа: Изготовление аппликации из обрезков пряжи и объемных поделок из ниток.

Содержание рабочей программы учебного модуля второго полугодия

  1. Лепка из соленого теста и пластилина.

Теория: Сведения о пластических материалах (тесто соленое, пластилин).

Ознакомление с техникой изготовления поделок из пластических материалов. Инструменты и приспособления при работе с пластическими материалами, правила использования и безопасной работы.

Практическая работа: Изготовление поделок из соленого теста и пластилина.

  1. Работа с бумагой, картоном.

Теория: История происхождения бумаги, виды бумаги и картона, различные способы ее обработки и использования. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги.

Инструменты и приспособления, правила использования и безопасной работы.

Практическая работа: Изготовление аппликаций из геометрических фигур, поделок из полосок бумаги. Знакомство с основами бумагопластики.

Методическое обеспечение учебного модуля первого полугодия.

Темы/разделы

Форма занятий

Техническое оснащение методический и дидактический материал.

1

Работа с природным материалом «Дары леса».

Беседа. Обучение приемам выполнения. Практическая работа.

Природный материал, клей, пластилин.

2

Ниточная страна.

Беседа. Показ готовых работ. Практическая работа.

Плотный картон, клей, обрезки разноцветных ниток.

Методическое обеспечение учебного модуля второго полугодия

Темы/разделы

Форма занятий

Техническое оснащение методический и дидактический материал.

1.

Лепка из соленого теста.

Беседа. Объяснение. Показ готовых изделий. Практическая работа.

Мука, соль, пластилин, плотный картон, иллюстрации.

2.

Работа с бумагой и картоном.

Объяснение. Практическая работа.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы.

Условия реализации программы

Материально-техническое и информационное обеспечение.

Для реализации программы используется: кабинет соответствующий нормам СанПиН, столы для обучающихся, стол для педагога,  стулья, шкафы для хранения пособий, а так же вспомогательное оборудование: ножницы, клей,  цветной картон и бумага в ассортименте, карандаши, линейки, прибор для квиллинга, пластилин, канцелярский нож.  

Методическое обеспечение программы:

- планы учебных занятий

- наглядный раздаточный материал по темам учебного курса

- лекционный материал

- шаблоны

Кадровое обеспечение:

Работу по данной  программе  организует  педагог дополнительного образования, имеющий высшую категорию и  прошедший  профессиональную переподготовку по программе «Педагогика дополнительного образования»,  владеющий методикой обучения  декоративно-прикладному творчеству.

Оценочные материалы

Критерии оценки текущего контроля успеваемости, проводимого в форме наблюдения за работой детей

Высокий уровень: проявляет интерес к творческой работе, не требует внимания педагога, умеет правильно пользоваться инструментами, рационально использует материал.

Средний: усидчив, умеет пользоваться инструментами, требует незначительной помощи педагога;

Низкий: неусидчив, плохо владеет инструментами, не рационально использует материал, требует повышенного внимания.

Критерии промежуточной аттестации, проводимой в форме анализа выполненных работ

- Умение пользоваться инструментами и материалами;

- Аккуратность и чистота исполнения;

- Соответствие содержания работы заявленной темы;

- Законченность работы.

Высокий уровень: работа выполнена аккуратно, имеет эстетичный и законченный вид .

Средний уровень: работа выполнена с незначительными ошибками.

-Низкий уровень: работа имеет не опрятный и не законченный вид.




КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего недель/

часов

01.09.-02.09.

03.09.-9.09.

10.09.-16.09.

17.09.-23.09.

24.09.-30.09

01.10.-07.10.

08.10.-14.10.

15.10.-21.10.

22.10.-28.10.

29.10.-04.11.

05.11.-11.11.

12.11.-18.11.

19.11.-25.11.

26.11.-02.12.

03.12.-09.12.

10.12 .-16.12.

17.12.-23.12.

24.12.-30.12.

31.12.-06.01.

07.01.-13.01.

14.01.-20.01.

21.01.-27.01.

28.01.-03.02.

04.02.-10.02.

11.02.-17.02.

18.02.-24.02.

25.02.-03.03.

04.03.-10.03.

11.03.-17.03.

18.03.-24.03.

25.03.-31.03.

01.04.-07.04.

08.04.-14.04.

15.04.-21.04.

22.04.-28.04.

29.04.-05.05.

06.05.-12.05.

13.05.-19.05.

20.05.-26.05.

27.05.-02.06.

03.06.-09.06.

10.06.-16.06.

17.06.-23.06.

24.06.-30.06.

01.07.-07.07.

08.07.-14.07.

15.07.-21.07.

22.07.-28.07.

29.07.-04.08.

05.08.-11.08.

12.08.-18.08.

19.08.-25.08.

26.08.-30.08.

31.08.

1-й

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

36/36

                                                   Условные обозначения:

                               промежуточная  аттестация

                               ведение занятий по расписанию

                               каникулярный период

                              общая нагрузка часов в неделю


Список литературы

1. Агапова И. «200 лучших игрушек из бумаги и картона» Москва, «Лада», 2008.

2. Волков И.П. «Учимся творчеству» Москва, «Педагогика», 2001год. год.

3. Журавлева А.П. «Начальное техническое моделирование». Москва, «Просвещение», 1992 год..

4. Закон об образовании РФ ст. 9, ст. 14.

5. Концепция дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014г..

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»..

7. СанПиН 2.4.1251-03 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).


Список литературы для детей и родителей

1. Агапова И. «200 лучших игрушек из бумаги и картона» Москва, «Лада», 2008.

2. Волков И.П. «Учимся творчеству» Москва, «Педагогика», 2001год. год.

3. Журавлева А.П. «Начальное техническое моделирование». Москва, «Просвещение», 1992 год..

4..Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 160 с., ил.

5.Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона/Агапова И. А., Давыдова М. А. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2009. – 192 с., ил. – (Серия «Домашняя мастерица»)

6.Самоделки из бумаги: легко и просто. Пер. с англ. – М.: Дрофа, 1995. 112 с., илл.

Интернет-ресурсы

1.Сайт «Страна Мастеров» - http://stranamasterov.ru/

2.Сайт «Всё для детей» - http://allforchildren.ru/

3. Сайт «Мастер классы»- http://masterclassy.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...