Физическая культура. Реферат: Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата.
материал по физкультуре

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра естественно научных дисциплин и физического воспитания

Соболева Карина Константиновна

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность: 49.02.01.

с оценкой_______________________

Физическая культура

«   » _______________ 201__ года

Курс: 4, группа: 49

Руководитель: Горохова И. А.,

преподаватель основ врачебного

контроля в физическом воспитании

и лечебной физической культуре

Челябинск, 2019

Высокий уровень спортивных нагрузок требует более внимательного врачебного контроля за состоянием опорно-двигательного аппарата (ОДА) спортсмена. Известно, что адаптационные возможности спортсменов не беспредельны, они не всегда и не в полной мере могут приспособиться к тем или иным физическим нагрузкам, условиям среды и т.д., в результате чего могут возникнуть заболевания.

Все звенья ОДА тесно взаимодействуют друг с другом, функционируют, как единый тонко настроенный механизм. Нарушение в одном звене механизма неизбежно вызывает изменения во всей системе. Организм пытается подстроиться под изменившиеся условия, компенсировать недостаток или нарушение функции. Все это в конечном итоге может привести к нарушению нормального функционирования организма, что неизбежно скажется на спортивных достижениях. Поэтому появилась необходимость в регулярном оценивании состояния опорно-двигательного аппарата.

При оценке состояния опорно-двигательной системы придерживаются определенной схемы, включающей:

1. Осмотр  –  должен носить характер сравнения симметричных участков тела с учетом возрастных особенностей пациента.

 Порядок проведения:

– общий осмотр;

– область деформации (если есть);

– осмотр остальных сегментов тела.

Определяются: 

– положение тела (активное, пассивное, вынужденное) и его поза;

– форма и размеры грудной клетки, дефекты осанки (усиление физиологических изгибов, асимметрия грудной клетки и плечевого пояса и др.);

– форма конечностей, состояние сводов стопы;  

– наличие неподвижности / патологической подвижности;

– в движении: встать, сесть, пройти по палате - возможное прихрамывание, возникновение болей во время смены положения тела в конечности или части тела.

 Обратить внимание на: жалобы (наличие деформаций, припухлости, асимметрии болезненность в конечности, усиление болей при движении).

 2. Пальпация (ощупывание), перкуссия – обращается внимание на изменение кожной температуры, местную болезненность, состояние кожных покровов (отека мягких тканей, «хруст» при заболеваниях сухожилий и др.), послеоперационных рубцов.

 3. Измерение длины и окружности конечности – проводиться сантиметровой лентой на симметричных уровнях (опознавательные точки - костные выступы). Определение: укорочения конечности, наличие отека и др.

4. Гониометрия  – определяется объем активных (производимых самим больным) и пассивных (производимых врачом) движений в суставах. Нарушения: контрактура (ограничения движений в суставе), анкилоз (полное отсутствие движений в суставе), ригидность, избыточная или патологическая подвижность.

5. Оценка силы мышц

– динамометрия – позволяет определить силу различных групп мышц;

– по 5-балъной шкале по активному сопротивлению, оказываемому больным:

5 - норма, полностью сохранен объем движений при значительной нагрузке, без асимметрии при двустороннем исследовании; 

4 - понижена, движения сохранены в полном объеме, но могут выполняться только при незначительной нагрузке; 

3 - резко снижена, при сохранности движений в полном объеме мышечная сила может преодолеть только собственную массу конечности, а не сопротивление исследователя;

2- пальпаторно определяется напряжение мышечных волокон без двигательного эффекта, но активное движение возможно в облегченных исходных положениях;

1 - слабое напряжение мышечных волокон при пальпации, но видимых движений нет,

0 - не ощущается напряжение мышц у больного при пальпации, паралич.

Методы дополнительного обследования

Биомеханические, статическая стабилография, оценка мышечного тонуса, компьютерная томография, ядерно-магнитно-резонансная томография и т. д.

Биомеханические методы исследования – диагностические компьютерные комплексы, позволяющие осуществлять комплексный анализ параметров ходьбы, пространственный и временные характеристики движения, анализ фаз шага, положение ОЦМ: ходьба по следовой дорожке с соблюдением ритма, направления движения и т.д.

Статическая стабилография – стоя на неподвижной платформе, выполняются тесты на равновесие; в протоколе исследования фиксируются колебания центра масс тела и распределения давления под стопами.

Оценка мышечного тонуса – путем регистрации биоэлектрической активности мышц в покое и при функциональных нагрузках (метод электромиографии).

Компьютерная томография – рентгенологическое исследование (снимки), производимое в виде срезов 0,5-1 см толщиной, точность диагностики - 95%.

Ядерно-магнитно-резонансная томография – метод основан на принципе преломления электромагнитных волн на границе различных по консистенции сред организма (кость, вещество мозга, спинномозговая жидкость, кровь).

Также определяются: гибкость, сила, быстрота, ловкость и др. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - программа по формированию осознанного отношения к здоровью у детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Приобщение детей к здоровому образу жизни, имеющих заболевание опорно-двигательного аппарата,  является важнейшим аспектом работы учителя физической культуры....

Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания

       В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы п...

Презентация "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания "

Дополнение к статье "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушенийопорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе физич...

Функциональные нарушения опорно - двигательного аппарата

Функциональные нарушения опорно- двигательного аппарата...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМинимальный уровень:представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человек...