Физическая культура. Реферат: Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата.
материал по физкультуре
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_funktsionalnogo_sostoyaniya_oporno-dvigatelnogo_apparata.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра естественно научных дисциплин и физического воспитания
Соболева Карина Константиновна
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
РЕФЕРАТ
Реферат защищен | Специальность: 49.02.01. |
с оценкой_______________________ | Физическая культура |
« » _______________ 201__ года | Курс: 4, группа: 49 |
Руководитель: Горохова И. А., | |
преподаватель основ врачебного | |
контроля в физическом воспитании | |
и лечебной физической культуре | |
Челябинск, 2019
Высокий уровень спортивных нагрузок требует более внимательного врачебного контроля за состоянием опорно-двигательного аппарата (ОДА) спортсмена. Известно, что адаптационные возможности спортсменов не беспредельны, они не всегда и не в полной мере могут приспособиться к тем или иным физическим нагрузкам, условиям среды и т.д., в результате чего могут возникнуть заболевания.
Все звенья ОДА тесно взаимодействуют друг с другом, функционируют, как единый тонко настроенный механизм. Нарушение в одном звене механизма неизбежно вызывает изменения во всей системе. Организм пытается подстроиться под изменившиеся условия, компенсировать недостаток или нарушение функции. Все это в конечном итоге может привести к нарушению нормального функционирования организма, что неизбежно скажется на спортивных достижениях. Поэтому появилась необходимость в регулярном оценивании состояния опорно-двигательного аппарата.
При оценке состояния опорно-двигательной системы придерживаются определенной схемы, включающей:
1. Осмотр – должен носить характер сравнения симметричных участков тела с учетом возрастных особенностей пациента.
Порядок проведения:
– общий осмотр;
– область деформации (если есть);
– осмотр остальных сегментов тела.
Определяются:
– положение тела (активное, пассивное, вынужденное) и его поза;
– форма и размеры грудной клетки, дефекты осанки (усиление физиологических изгибов, асимметрия грудной клетки и плечевого пояса и др.);
– форма конечностей, состояние сводов стопы;
– наличие неподвижности / патологической подвижности;
– в движении: встать, сесть, пройти по палате - возможное прихрамывание, возникновение болей во время смены положения тела в конечности или части тела.
Обратить внимание на: жалобы (наличие деформаций, припухлости, асимметрии болезненность в конечности, усиление болей при движении).
2. Пальпация (ощупывание), перкуссия – обращается внимание на изменение кожной температуры, местную болезненность, состояние кожных покровов (отека мягких тканей, «хруст» при заболеваниях сухожилий и др.), послеоперационных рубцов.
3. Измерение длины и окружности конечности – проводиться сантиметровой лентой на симметричных уровнях (опознавательные точки - костные выступы). Определение: укорочения конечности, наличие отека и др.
4. Гониометрия – определяется объем активных (производимых самим больным) и пассивных (производимых врачом) движений в суставах. Нарушения: контрактура (ограничения движений в суставе), анкилоз (полное отсутствие движений в суставе), ригидность, избыточная или патологическая подвижность.
5. Оценка силы мышц
– динамометрия – позволяет определить силу различных групп мышц;
– по 5-балъной шкале по активному сопротивлению, оказываемому больным:
5 - норма, полностью сохранен объем движений при значительной нагрузке, без асимметрии при двустороннем исследовании;
4 - понижена, движения сохранены в полном объеме, но могут выполняться только при незначительной нагрузке;
3 - резко снижена, при сохранности движений в полном объеме мышечная сила может преодолеть только собственную массу конечности, а не сопротивление исследователя;
2- пальпаторно определяется напряжение мышечных волокон без двигательного эффекта, но активное движение возможно в облегченных исходных положениях;
1 - слабое напряжение мышечных волокон при пальпации, но видимых движений нет,
0 - не ощущается напряжение мышц у больного при пальпации, паралич.
Методы дополнительного обследования
Биомеханические, статическая стабилография, оценка мышечного тонуса, компьютерная томография, ядерно-магнитно-резонансная томография и т. д.
Биомеханические методы исследования – диагностические компьютерные комплексы, позволяющие осуществлять комплексный анализ параметров ходьбы, пространственный и временные характеристики движения, анализ фаз шага, положение ОЦМ: ходьба по следовой дорожке с соблюдением ритма, направления движения и т.д.
Статическая стабилография – стоя на неподвижной платформе, выполняются тесты на равновесие; в протоколе исследования фиксируются колебания центра масс тела и распределения давления под стопами.
Оценка мышечного тонуса – путем регистрации биоэлектрической активности мышц в покое и при функциональных нагрузках (метод электромиографии).
Компьютерная томография – рентгенологическое исследование (снимки), производимое в виде срезов 0,5-1 см толщиной, точность диагностики - 95%.
Ядерно-магнитно-резонансная томография – метод основан на принципе преломления электромагнитных волн на границе различных по консистенции сред организма (кость, вещество мозга, спинномозговая жидкость, кровь).
Также определяются: гибкость, сила, быстрота, ловкость и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - программа по формированию осознанного отношения к здоровью у детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Приобщение детей к здоровому образу жизни, имеющих заболевание опорно-двигательного аппарата, является важнейшим аспектом работы учителя физической культуры....
Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания
В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы п...
Презентация "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания "
Дополнение к статье "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушенийопорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физич...
Функциональные нарушения опорно - двигательного аппарата
Функциональные нарушения опорно- двигательного аппарата...
Проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.
ЛФК при плоскостопии в работе с дошкольниками....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМинимальный уровень:представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человек...