План - программа по формированию осознанного отношения к здоровью у детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
методическая разработка по физкультуре по теме
Приобщение детей к здоровому образу жизни, имеющих заболевание опорно-двигательного аппарата, является важнейшим аспектом работы учителя физической культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-программа
по формированию осознанного отношения
к здоровью у детей
с функциональными нарушениями
опорно-двигательного аппарата
Составитель:
Сухарская Ю.Я.
Учитель физической культуры
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Понятие «здоровье» имеет множество определений, самым популярным и наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. О проблемах здоровья говорят все больше и больше, а здоровых детей год от года становится все меньше.
Причиной этого на мой взгляд являются противоречия:
- отсутствие должного внимания к первому институту здорового образа жизни - семье, где складываются культура и основы здорового образа жизни;
- здоровый образ жизни, при позитивном отношении к его принципам, не становится нормой поведения;
- повышается заболеваемость, связанная не только с экологией, но и с появившимися привычками питания и поведения, образом жизни, не соответствующими здоровому образу жизни
- неприятие обществом понятия «здоровье» с точки зрения его культурно-социальной и психологической составляющих, несмотря на постоянный интерес к данному вопросу.
Известно, что педагогические усилия, направленные на формирование здоровья, всегда рассматривались как важнейшие в работе выдающихся педагогов. Достаточно вспомнить В. А. Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье».
Здоровье подрастающего поколения - это проблема и социальная, и нравственная. Едва ли ребенок дошкольного возраста сознательно относится к своей жизни и своему здоровью как таковым. Тем не менее, в сферу охраны жизни и здоровья ребенок вовлечен с первых дней, сначала как пассивный потребитель благ, затем, и все в большей степени, как активный создатель этих благ для самого себя (больше) и для других (меньше, но не менее значимо).
Совершенно очевидно, что гарантом сохранения и укрепления здоровья ребенка остаются взрослые (с раннего возраста окружающие стремятся привить ему навыки гигиены, поддерживают его в стремлении активно двигаться, формируют элементарные представления о безопасном поведении в окружающем мире, полезном питании и правильном поведении во время болезни), но и сам ребенок вполне может вносить свою лепту, осознанно выполняя нужные действия. Ребенок и сам должен учиться быть здоровым, чтобы в будущем воспитывать здоровых детей. К этому его необходимо побуждать примером, советом или прямыми указаниями с энергичным постоянством и в семье, и в дошкольном образовательном учреждении, и в общественных местах.
Большинство детей уже в младшем дошкольном возрасте способны овладеть набором простейших норм и способов поведения, если не здоровьеформирующих, то, по крайней мере, являющихся предпосылками к здравосозиданию, таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном возрасте возможно формирование здоровьесозидающей компетентностию.
Приобщение детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, включающие в себя заболевания позвоночника, сопровождающиеся его деформациями, к здоровому образу жизни является важнейшим аспектом работы учителя физической культуры.
Проблема определения оптимальных педагогических условий, педагогических технологий формирования осознанного отношения к здоровью у детей дошкольного и школьного возраста с валидной диагностикой соответствующих целостному, интегральному подходу к здоровью ребенка является актуальной и малоразработанной.
- большинство детей имеют представления о здоровье как о физическом состоянии человека, но качества здорового человека назвать затрудняются;
- у детей нет необходимого запаса знаний и представлений о вредных и полезных факторах для здоровья;
- недостаточно сформированы представления детей о значении двигательной активности, соблюдения режима дня, полноценного питания, состояния окружающей среды, о роли закаливающих и профилактических мероприятий для укрепления здоровья.
План-программа «Школа здоровья» является попыткой в решении проблемы становления у дошкольников и школьников здоровьесберегающей компетентности, представляющей собой процесс возникновения и развития у ребенка представлений об окружающем мире, преобразования пассивных знаний в активные, опыта межличностных отношений, способов поведения и успешных деятельностей в конкретных ситуациях.
Проявление ребенком компетентности свидетельствует о его успешности, т.е. позволяет взрослым опираться на достижения и сильные стороны его личности.
Программа разработана на основе современных научных подходов к воспитанию детей дошкольного и школьного возраста в рамках существующих образовательных стандартов.
ЦЕЛЬ:
Формирование основ мотивации (здоровьесберегающей компетенции) и воспитание потребности здорового образа жизни с самого раннего возраста.
ЗАДАЧИ:
- дать детям представления и сформировать понятия о здоровом образе жизни;
- обучить здоровьесберегающим технологиям и методам самодиагностики;
- сформировать практические навыки и умения укрепления и сохранения здоровья.
Работа по программе поможет:
- признать ценность здоровья;
- перестроить мотивационное ядро личности;
- создать систему установок на здравосозидание своего собственного «Я» и мира в целом;
- при любом заболевании быть активной социальной единицей;
- осознать то, что не лечение, а диагностика и профилактика являются основой сохранения здоровья;
Программа предусматривает деятельность педагога по трем направлениям
- Познавательное развитие детей.
Включение самого ребенка в заботу о своем здоровье, в развитие сознательного контроля над своим поведением, предусматривает вооружение ребёнка здоровьесберегающими знаниями и умениями. Программа предусматривает включение познавательных занятий, бесед, творческих и дидактических игр, способствующих формированию представлений доступных детям о состоянии собственного тела и его строении, правилах личной и общественной гигиены, режиме двигательной активности, рациональном питании как составной части культуры здоровья, способах здоровьесберегающего поведения относительно состояния здоровья детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Создание здоровьесозидающей среды
Здоровьесберегающая компетентность детей не может быть сформирована только при формальном обучении, так как для них преобладающим является весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, во всех видах деятельности, поэтому необходимо использовать все ценности физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих приумножение здоровья детей.
Здоровьесберегающая среда - это
- условия нахождения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- соответствии физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, состоянию здоровья детей;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
- комплексов профилактических и коррекционных мероприятий ( пальчиковая, динамическая, корригирующие гимнастики, гимнастика пробуждения, «Тропа здоровья»);
- общих оздоровительных мероприятий (точечный массаж, рефлекторный массаж стоп, дыхательная гимнастика);
- физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультурные досуги, спортивные праздники и развлечения, динамические паузы, подвижные и спортивные игры);
Основные методы работы по программе: коммуникативный метод, познавательно – преобразовательный метод
Цель: преобразование пассивных знаний в активные, способствование усвоению новых знаний и применению их на практике.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя
- пояснительную записку,
- содержание,
- перспективное планирование,
- практическую часть,
- диагностический инструментарий, позволяющий собрать данные и отследить степень выполнения поставленных задач,
- список используемой литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Школа здоровья» реализует содержание образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» с одновременным решением задач других образовательных областей, включает пять разделов:
- Раздел «Я и мое тело» направлен на формирование у детей элементарных представлений о строении человеческого организма, особенностях его функционирования, где в итоге ребенок должен научиться выполнять основные валеологические правила, бережно относиться к своему организму.
- Работа по формированию устойчивой привычки к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию представлена в разделе «Физкульт-ура!». Человек — это живой организм, и чтобы жить, необходимо активно двигаться. Ребенок должен научиться правильно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки, проявлять самостоятельную двигательную активность в повседневной жизни.
- «Будь здоров». Данный раздел предполагает формирование у детей осознанного принятия ценностей ЗОЖ и регуляции своего поведения в соответствии с ними. Включает в себя знания о способах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, пользе закаливания, режимах активности и отдыха. Ребенок учится устанавливать связь между привычками и состоянием своего организма, самостоятельно выбирать способы действий по обеспечению здоровья.
Содержание разделов реализуется через четыре вида деятельности.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО | |
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
Игры: компьютерные, дидактические, сюжетно-ролевые. | Комплексы профилактических и коррекционных мероприятий (пальчиковая, корригирующие гимнастики, гимнастика пробуждения, «Тропа здоровья») |
Создание проблемных ситуаций | Общие оздоровительные мероприятия (точечный массаж, рефлекторный массаж стоп, дыхательная гимнастика) |
Проектная деятельность | Физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, динамические паузы); |
Наблюдения за трудом взрослых (помощника, инструктора по ФК); | Формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов |
Физкультминутки, игры и упражнения, спортивные соревнования |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ |
самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия |
самостоятельные автодидактические игры, сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, игры на прогулке, |
Перспективное планирование
Месяц | Познавательная деятельность | Игровая деятельность | Художественная литература | Продуктивная деятельность | Работа с родителями |
сентябрь | «Водичка, водичка, умой моё личико». Цель: познакомить детей с полезными свойствами воды. | Сюжетно-ролевая игра: «Кукла умывается». | М.Яснов, «Я мою руки». | Рисование: «Дождик, дождик, лей-лей!». | Консультация: «Какую воду мы пьём?». |
«На зарядку становись!». Цель: формировать у детей представление о пользе зарядки для укрепления здоровья. | П/и «Делай, как я». | Е. Кан, «Наша зарядка». | Рисование: «Колеса для велосипеда». | Консультация: «10 советов здорового образа жизни». | |
октябрь | «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Цель: познакомить детей с пользой солнца, воздуха и воды для здоровья. | П/и: «Солнышко и дождик». | Рисование: «Солнышко лучистое». | Консультация: «Закаливание детей 4 года жизни». | |
Экскурсия в медицинский кабинет. Цель: знакомство с работой медсестры детского сада. | Сюжетно-ролевая игра «Больница». | А.Барто, «Про доктора Петрова». | Лепка: «Витамины в банке». | Круглый стол: «Прививки: за и против». | |
ноябрь | «Спасибо нашим поварам!» Цель: Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной. | Д/и: «Угадай на вкус». | З.Александрова, «Большая ложка». | Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке». | Консультация: «Попробуйте приготовить». |
«Будь осторожен – гололед!». Цель: формировать у детей навыки безопасного поведения в гололед. | П/и: «Шагай осторожно». Д/и: «Времена года: Зима». | Рисование «Тихо падает снежок». | Консультация: «Профилактика травматизма в осенне-зимний период». | ||
декабрь | «Кукла заболела». Цель: формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть – плохо. | Сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела». | Лепка: «Угощение для куклы». | Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ». | |
«Зимние забавы». Цель: формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности. | П/и: «Покажи, как я». | Лепка: «Снежки». | Практикум: «Игры с ребенком на зимней прогулке». | ||
январь | «Мои ножки хороши». Цель: познакомить детей с мероприятиями по профилактике плоскостопия. | П/и: «Большие и маленькие ножки». | Рисование: «Следы на снегу». | Консультация: «Плавание для профилактики и коррекции плоскостопия». | |
«Пейте, дети, молоко – будете здоровы». Цель: познакомить с ценностью молока для здоровья, уточнить знания детей о разнообразии продуктов молочного происхождения. | Д/и: «Домашние животные». | В.Орлов, «Почему надо пить молоко?». | Рисование: «Травка для коровки». | Консультация: «Особое питание для детей с нарушениями ОДА». | |
февраль | «День в детском саду». Цель: формировать интерес к мероприятиям по укреплению ОДА. | Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад». | Т.А. Шорыгина, «Утренняя песенка». | Аппликация: «Детский сад для зверят». | Консультация: «Соблюдайте режим детского сада». |
«Мы – малыши-крепыши». Цель: воспитывать желание быть здоровыми, бережно относиться к себе и окружающим. | Д/и: «Малыши-крепыши». | Лепка: «Дорожка». | Консультация: «Подвижные игры для детей с нарушениями ОДА». | ||
март | «Мы не намочим в лужах ножки». Цель: объяснить детям, почему нельзя наступать в лужи на прогулке. | Д/и: «Одень куклу на прогулку». Д/и: «К нам пришел Незнайка». | Т.А. Шорыгина, «Зарядка и простуда». | Рисование: «Украсим сапожок». | Консультация: «Закаливание детей в весенний период». |
«Полезный творог». Цель: познакомить детей с полезными для здоровья свойствами творога. | Сюжетно-ролевая игра «Кукла обедает». | О. Емельянова, «За папу, за маму». | Лепка: «Вкусная ватрушка». | Консультация: «Что можно приготовить необычное из творога». | |
апрель | «От улыбки хмурый день светлей» Цель: познакомить детей с эмоциями и настроениями. | Д/и «Я смеюсь, я сержусь». | Э. Мошковская, «Странные вещи со мною случаются». | Рисование: «Подарок для друга». | Консультация: «Как научиться владеть своими чувствами». |
«Наш день в детском саду». Цель: познакомить детей с правильным режимом дня и необходимостью его соблюдения для здоровья. | Д/и: «Здоровый малыш». Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад». | Аппликация: «Красивый коврик». | Консультация: «Соблюдайте правильный режим дня». | ||
май | «Как природа помогает нам быть здоровыми». Цель: расширять представления детей о значимости природы для нашего здоровья. | Д/и: «Времена года: Весна». Д/и: «Съедобное-несъедобное». | Ю.Энтин, «Врач по имени Пчела». | Рисование: «Весна пришла». | Развлечение «День открытых дверей в Школе здоровья». |
«Вкусная простокваша». Цель: познакомить с ценностью кисломолочных продуктов для здоровья, расширить знания о разнообразии продуктов молочного происхождения. | Сюжетно-ролевая игра «Накормим куклу». | Е.Благинина, «Простокваша». | Лепка: «Чашка». |
Перспективное планирование
Средняя группа
Месяц | Познавательная деятельность | Игровая деятельность | Художественная литература | Продуктив-ная деятельность | Работа с родителями |
сентябрь | «Овощи и фрукты наши друзья». Цель: знакомcтво детей со значением витаминов для сохранения и укрепления здоровья. | Д/и: «В саду или в огороде?». | Ю.Тувим, «Овощи». Н. Егоров, «Редиска, морковка, тыква». | Лепка: «Угощение для лесных зверят». | Выставка: «Чудо овощи и фрукты». |
«Да здравствует мыло душистое!». Цель: формирование устойчивых культурно-гигиенических навыков. | Сюжетно-ролевая игра «Семья», игр. ситуация «Кукла проснулась». | К. Чуковский, «Мойдодыр». | Аппликация: «Красивое полотенце». | Консультация: «Зака-ливание водой». | |
октябрь | «В каше сила наша». Цель: познакомить детей с полезными свойствами каши, формировать осознанное отношение к своему питанию. | Д/и: «Что из чего?». | Б.Заходер, «Повара». | Лепка: «Столовая посуда для Мишутки». | Консультация: «Каши в меню ребенка с нарушениями ОДА». |
«Плох обед, если хлеба нет». Цель: расширять знания о производстве хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу. | Д/и: «Что из чего». | К. Чуковский, «Тёплый хлеб». | Рисование: «Нива» | Консультация: «Расскажите детям о хлебе». | |
ноябрь | «Детский сад – уютный дом, потому что чисто в нём». Цель: формировать убеждение соблюдать чистоту в доме, на улице, в природе. | П/и: «По местам». | Аппликация: «Овощи и фрукты». | Консультация: «Вырастим помощника». | |
«Чтобы глазки видели, чтобы ушки слышали». Цель: формировать элементарные представления о зрении и слухе. | Д/и: «Узнай предмет по звуку». Д/и: «Умею - не умею». | Консультация: «Компьютер – вред или польза?» | |||
декабрь | «Витамины укрепляют организм». Цель: закрепить знания о пользе продуктов, в которых содержатся витамины. | Д/и «Полезные продукты». | Р.Миннуллин «Поспевает - цвет меняет». | Лепка: «Разноцветные витамины». | Консультация: «Витамины на грядке». |
«Как вести себя за столом». Цель: формирование культуры поведения за столом. | Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Готовим ужин». | М. Потоцкая, «Острое поросячье заболевание». | Рисование: «Украсим тарелочку». | Беседа: «Форми- руем у ребенка навыки личной гигиены». | |
январь | «Я прививок не боюсь». Цель: формировать элементарные знания о назначении прививок. | Сюжетно-ролевая игра: «Больница». | С. Михалков, «Прививка». | Круглый стол: «Прививки – за и против». | |
«Зимние виды спорта» Цель: формировать представления детей о пользе спорта, расширять представления о разных видах спорта. | Д/и: «Зимние виды спорта». Сюжетно-ролевая игра: «Фитнес клуб» | Лепка: «Штанга и гантели для спортсмена». | Консультация: «Как сделать прогулку приятной и полезной». | ||
февраль | «Подружитесь с зубной щеткой». Цель: продолжать знакомить с правилами личной гигиены, с методами ухода за зубами. | Д/и: «Чистим зубы правильно». | В. Гужев, «Зуб». | Аппликация: «Украсим стаканчик для зубной щётки». | Консультация: «С какого возраста надо ухаживать за зубами». |
«Добрый доктор Айболит». Цель: расширять представления о работе с врача. | Д/и: «Профессии». | Рисование: «Машина для Айболита» | Консультация: «Роль подвижных игр в жизни дошкольника». | ||
март | «Наше здоровье в наших руках». Цель: расширять представления о разных видах закаливания, о пользе закаливания для здоровья. | Д/и: «Виды закаливания летом и зимой». Д/и: «Путешествие в страну здоровья». | В. Лебедев-Кумач, «Закаляйся!». | Рисование: «Шарфик для куклы». | Совместный досуг «Вечер спорта и здоровья». |
«Давайте чаще улыбаться». Цель: формировать представления детей об эмоциях, о благоприятном влиянии положительных эмоций на организм. | Д/и «Я смеюсь, я сержусь». | Рисование: «Мамина улыбка». | Консультация: «Как научиться владеть своими чувствами». | ||
апрель | «Правила питания». Цель: обобщать знания детей о правильном питании, учить осознанно относиться к своему питанию. | Сюжетно-ролевая игра «Повар». Д/и: «Пищевое лото». | Лепка: «Угощение для крота». | Консультация: «Вода для детского питания». | |
«У меня красивая осанка». Цель: познакомить детей с понятием «правильная осанка»; обучить упражнениям, укрепляющим мышцы спины. | Д/и: «Малыши-крепыши». | Е. Кан, «Наша зарядка». | Лепка: «Ребенок на гимнастике». | Практикум: «Упражнения для красивой осанки». | |
май | «Загадки леса». Цель: формировать у детей правила поведения в лесу, не пробовать на вкус незнакомые растения. | Д/и: «Наши помощники – растения». | Рисование: «Весенний лес». | Развлечение «В гости к матушке Природе». | |
«Мы - юные спортсмены» Цель: продолжать знакомить детей со значением движения для нашего. | Д/и: «Летние виды спорта». |
Перспективное планирование
Старшая группа
Месяц | Познавательная деятельность | Игровая деятельность | Художествен-ная литература | Продуктивная деятельность | Работа с родителями |
сентябрь | «Здоровый образ жизни» Цель: определить знания детей о здоровом образе жизни. | Д/и: «Проверь себя». | А.Кузнецова, «Кто умеет?». | Лепка: «Спортивное оборудование». | Консультация «Лечение спортом». |
«Где живут витамины». Цель: продолжать знакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ для здоровья. | Д/и «Полезные продукты» Сюжетно-ролевая игра «Магазин». | Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке». | Консультация: «5 пи-тательных веществ, которых может не хватать ребенку». | ||
октябрь | «Сохрани свое здоровье сам». Цель: продолжать формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. | П/и: «Азбука здоровья». | В. Лебедев-Кумач, «Закаляйся!». | Рисование: «Мы любим спорт». | Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни». |
«Воздух вокруг нас». Цель: уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. | П/и: «Пузырь». | Консультация: «Игры с детьми на улице». | |||
ноябрь | «Глаза – помощники человека». Цель: познакомить со строением глаза; привести к пониманию, как беречь своё зрение. | Сюжетно-ролевая игра «Диагностический центр», ситуация «У окулиста». | Моя первая книга о человеке: «Мои глазки хороши» | Консультация: «Берегите зрение детей!». | |
«Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней». Цель: продолжать ознакомление детей с правилами закаливания с помощью природных факторов (солнце, воздух и вода). | Д/и: «Да-нет». | Консультация: «Закаливание детей в осеннее-зимний период». | |||
декабрь | «Спорт - это здоровье». Цели: формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности. | П/и: «Изобрази фигуру». | А.Барто, «Верёвочка». | Рисование. «Занимаемся спортом». | Развлечение: «Папа, мама, я- спортивная семья». |
«Осанка — красивая спина» Цель: формировать у детей понятия о правильной осанке. | П/и: «Как мы ходим?». | Г.Цыферов, «Как стать большим». | Консультация: «Правильное питание – основа здоровья ребенка». | ||
январь | «Наши зубки» Цель: познакомить со строением зубов, формировать у детей потребность в сохранении зубов здоровыми. | Д/и: «Чистим зубы правильно». | В. Гужев, «Зуб». | Лепка: «Стаканчик для зубных щёток». | Консультация: «Учим ребенка правильно чистить зубы». |
«Правила этикета за столом». Цель: формирование культуры поведения за столом. | Игра «Кукольное праздничное застолье». Д/и: «Этикет – школа изящных манер». | М. Потоцкая, «Острое поросячье заболевание». | Лепка: «Посуда для кукол». | Консультация: «Этикет за столом соблюдаем дома». | |
февраль | «Полезные и вредные продукты». Цель: продолжать знакомить детей с продуктами для здорового питания, формировать умение отказываться от вредных продуктов. | Д/и «Полезная покупка». | Рисование: «Продуктовый магазин». | Консультация: «Пища для тела и ума». | |
«Моё настроение». Цель: продолжать знакомить детей с чувствами и настроением человека, показать, как они отражаются на его лице. | Д/и «Я смеюсь, я сержусь». | Рисование: «Моё настроение». | Консультация: «Обеспечение эмоционального благополучия в семье». | ||
март | «Всем привет – настал обед!». Цель: формировать у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. | Д/и: «Столовая и чайная посуда». | Круглый стол: «Вкусно, полезно, доступно». | ||
«Здоровье и болезнь». Цель: обобщать знания детей о состоянии организма, формировать потребность в сохранении здоровья. | Д/и: «Азбука здоровья». | А.Барто, «Про доктора Петрова». | Рисование: «Наш участок». | Консультация: «Телевизор и компьютер - друзья или враги?». | |
апрель | «Мои волосы». Цель: дать элементарные представления о правилах ухода за волосами | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». | Консультация: «Витамины для красоты волос». | ||
«Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты». Цель: продолжать знакомить детей со значением витаминов для сохранения и укрепления здоровья. | Д/и: «В саду или в огороде?». | Консультация: «Где и какие витамины содержатся в наибольшем количестве». | |||
май | «В гостях у Лесовичка». Цель: познакомить детей с целебными свойствами растений. | Д/и: «Ты чьё деревце?». | Лепка: «Что нам лето принесет?». | Детско-родительский проект «Спорт в нашей жизни». | |
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу». Цель: расширять и углублять знания о пользе и технике выполнения самомассажа. | Д/и «Хорошо-плохо». |
Перспективное планирование
Подготовительная к школе группа
Месяц | Познавательная деятельность | Игровая деятельность | Художествен-ная литература | Продук-тивная деятель-ность | Работа с родителями |
сентябрь | «Хочешь ли ты расти здоровым?» Цель: определить мотивацию детей на ведение здорового образа жизни. | Д/и: «Хорошо-плохо». | Рисование: «Моё здоровье». | Тест «Что по-вашему здоровый образ жизни». | |
«Всегда ли овощи полезны». Цель: дать элементарные представления детям о нитратах, о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью. | Д/и: «Полезно-вредно». Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин». | Ю.Тувим, «Овощи». | Лепка: «Собираем урожай». | Консультация: «Как снизить поступление нитратов в пищу». | |
октябрь | «Органы слуха». Цель: познакомить детей со строением уха и с основными правилами ухода за ушами. | Сюжетно-ролевая игра «Диагнос-тический центр», ситуация «На приёме у отоларинголога» | Консультация: «Профилактика отита». | ||
«Вкусный и полезный чай». Цель: познакомить детей с полезными свойствами чая, познакомить с процессом приготовления чая. | Сюжетно-игровая ситуация «Чаепитие в гостях у смешариков». | Рисование: «Распис-ная чашка». | Консультация: «Как правильно заваривать чай». | ||
ноябрь | «Органы зрения». Цель: познакомить детей с органом зрения, научить ухаживать за глазами, беречь зрение. | Сюжетно-ролевая игра «Диагностический центр», игровая ситуация «На приёме у окулиста». | Консультация: «Профилактика близорукости у дошкольников». | ||
«Каши полезны для красивой осанки» Цель: сформировать представления детей о каше как об обязательном компоненте завтрака. | Сюжетно-ролевая игра: «Кафе «Малышок» | Рисование: «Роспись посуды по мотивам Гжели». | Детско-родительский проект: «Самая вкусная каша». | ||
декабрь | «Органы дыхания». Цель: познакомить детей с дыхательной гимнастикой по Стрельниковой. | П/и: «Пузырь». | Практикум: «Дыхательные гимнастики» | ||
«Что делать, если заболел?». Цель: формировать у детей представление о том, что можно лечиться народными средствами, без приема лекарств. | Д/и: «Что разрушает наше здоровье, а что укрепляет?» | Консультация: «Профилактика простудных заболеваний» | |||
январь | «Моё сердце». Цель: познакомить детей с работой человеческого сердца, разъяснить роль вен и артерий в работе сердечнососудистой системы. | Сюжетно-ролевая игра «Диагностический центр». | Консультация: «Элементарное представления детей о кровеносной системе». | ||
«Можно ли тренировать сердце?». Цель: формировать сознательное отношение к выполнению физических упражнений и игр для работы и сохранения здорового сердца. | Сюжетно-ролевая игра: «Диагностический центр». | Консультация: «О пользе физической нагрузки для сердечнососудистой системы». | |||
февраль | «О пользе сна». Цель: формировать у детей потребность в здоровом сне. | П/и: «День-ночь». | С.Михалков, «Не спать». | Рисование: «Волшебный сон». | Консультация: «О чем говорят позы во время сна?» |
«Органы пищеварения». Цель: познакомить детей с системой пищеварения. | Д/и: «Угадай на вкус». Д/и: «Путешествие хлебного комочка». | Консультация: «Болезни органов пищеварения». | |||
март | «Костная система организма». Цель: познакомить детей со строением скелета человека. | П/и: «Пройди с мешочком на голове». | Рисование. «Занимаем-ся спортом». | Консультация: «Что рассказать ребенку о строении его тела». | |
«Плоскостопие». Цель: познакомить детей с заболеваниями стопы; научить выполнять физические упражнения для профилактики и исправления плоскостопия. | П/и: «Пройди по камушкам». | Рисование: «Следы на снегу». | Консультация: «Подбирайте правильную обувь». | ||
апрель | «Лучики здоровья». Цель: продолжать учить осознанно относиться к сохранению своего здоровья. | Д/и «Что полезно, а что нет». | Консультация: «Формирование ценностного отношения ребёнка к здоровью в семье». | ||
«Полезные и вредные привычки». Цель: формировать отрицательное отношение к привычкам, пагубно влияющим на здоровье | Д/и: «Что хорошо и что плохо». | Г. Остер, «Вредные привычки» | Рисование: «Вредные привычки». | Консультация: «Ещё раз о вредных привычках». | |
май | «Я и моё тело». Цель: обобщить представления детей о состоянии собственного тела. | Д/и: «Я и моё тело». Д/и: «Правила гигиены». | Лепка: «Спортсмен» | Развлечение: «Скажем "Да!" здоровому образу жизни». | |
«Лесная аптека». Цель: продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, произрастающими в лесах и на лугах своего региона, формировать представления о лечении травами. | Рисование «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» |
Литература
- Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
- Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра. - СПб.: Акцидент, 1996
- Здоровьеформирующее физическое развитие: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
- Казначеев, В.П., Склянова, Н.А. Основы общей валеологии: Учебное пособие. - Новосибирск, 1998
- Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии/ Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.
- Коррекция симметричными упражнениями нарушения осанки и сколиоза у детей дошкольного возраста./ Батарова Т.М, Олемская Т.С. Программа по ЛФК. Методические рекомендации. — Тольятти, 2004.
- Лисицын, Ю.П., Полунин, Н.В. Образ жизни и здоровье детей //Педиатрия. - 1990. - № 7. - С. 61-68.
- Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Пензулаева, Л.И. Растем здоровыми и крепкими: Книга для родителей и детей 5-6 лет. - М.: Дрофа, 2000.
- Сухомлинский, В.А. О воспитании. - М., 1973
- Седых, Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни в дошкольных учреждениях: Автореф. дипл. раб. докт. пед. наук. -Волгогр. акад. физ. культуры, 2006.
- Швецов, А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: Владос, 2006.
- Шорыгина, Т.А. Беседы о здоровье. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие моторики у детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата»
Методические рекомендации для учителей и воспитателей, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья....
Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания
В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы п...
Презентация "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания "
Дополнение к статье "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушенийопорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физич...
Развитие кругозора детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата
Статья, написанная для сборника "Актуальные вопросы качества жизни детей и выпускников с тяжелыми множественными нарушениями развития"...
авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.
Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...
Функциональные нарушения опорно - двигательного аппарата
Функциональные нарушения опорно- двигательного аппарата...