программа по дополнительному образованию "В мире керамики"
рабочая программа

Воронина Анна Владимировна

программа -мини курс по лепке из глины с использованием гончарного круга и ручной лепке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лепка из глины221.69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социальной политики Нижегородской области

Государственное казенное учреждение

«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улыбка» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода»

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора ГКУ «СРЦН «Улыбка»

Автозаводского района г. Нижнего Новгорода»

_____________________________ А.В. Ситник

От «__» __________ 20__г. №______________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

« В мире керамики»

Срок реализации 3 месяца

Возраст детей от 7 лет

                                                               Составитель:

                                                               Воронина А.В.

                                       

Нижний Новгород

2018

Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                        3

1.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                        6

1.1.                Нормативно-правовое обеспечение реализуемой программы                6

1.2.                Направленность программы                                                                7

1.3.                Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность                        8

1.4.                Цели и задачи программы                                                                10

1.5.                Категория слушателей                                                                        11

1.6.                Принципы реализации программы                                                        12

1.7.                Объем и порядок реализации программы                                                13

1.8.                Предполагаемые результаты реализации программы                                  15

1.9.         Материально-техническое обеспечение программы                                16

2.        ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ                                                                                        18

2.1.        Формы контроля и критерии оценки                                                18

2.2.        Учебно-тематический план                                                                21

2.3.        Календарный учебный график                                                        24

3.        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                28

4.        ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ                                                                48

  1. Тест на проверку определения степени усвоения теоретического материала                                                                                                

4.2.        Анкета «Уровень интереса, проявляемого к занятиям по программе» 48

4.3.                Личная беседа педагога с воспитанниками                                        49

4.4.        Мониторинг результатов освоения программы                                        49

5.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ                                51

5.1.                Литература для педагога                                                                51

5.2.                Литература для детей        

        

        

                                        ВВЕДЕНИЕ

     Керамика - самый древний свидетель мировых цивилизаций. В исследовании истории развития материальной культуры именно керамике принадлежит одна из ведущих ролей в определении основных этнографических признаков связей времен и народов. Научные обобщения и систематизация, обзор керамических форм, декора, функций позволяют проследить этапы, время, уровни развития быта народов в результате активного взаимодействия племен и этнографических общностей. Ещё неолитические стоянки древних людей оставили толстостенные глиняные черепки со следами декорирования.

Глина настолько прочно вошла в нашу жизнь, как замечательный строительный и декоративный материал, что ей нет конкурентов.

Пять тысяч лет тому назад в Месопотамии была изобретена письменность, а первой бумагой служили глиняные таблички. Они стали страницами самых первых книг. Одни таблички после выполнения записей лишь хорошо просушивались на солнце, а наиболее ценные обжигались.

Люди с незапамятных времён лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду и культовую скульптуру. Обожжённая в костре глина была первым в истории человечества искусственным материалом, который получил впоследствии название керамика. С развитием техники, отформованные и высушенные глиняные изделия, стали обжигаться не в кострах, а в специальных печках-горнах. На Руси само слово «гончар» произошло от названия обжиговых печей. В старину мастеров, работающих с глиной, называли «гончарами», но со временем буква «р», затруднявшая произношение, была утрачена.

     Керамические изделия - самые распространенные находки археологов. Ведь в отличие от дерева глина не гниёт и не горит, не окисляется подобно металлу. Многие глиняные изделия дошли до нас в первозданном виде. В Нижегородской области  гончарным делом занимались с древних времён, так как запасы глины очень значительные.

       

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Нормативно-правовое обеспечение реализуемой программы
  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
  2. Конвенция о правах ребенка (принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.);
  3. Конституция Российской Федерации;
  4. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  5. Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  6. Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 03.12.2011г. №378-ФЗ;
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  8. Постановление Правительства Нижегородской области от 30.07.2007 № 261 «О порядке деятельности государственных учреждений Нижегородской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»;
  9. Письмо Министерства образования Нижегородской области от 30.05.2014 г. № 316-01-100-1674/14 «Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования»;
  10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41.
  11. Устав учреждения
  12. Положение о стационарном отделении;
  13. Должностные инструкции.

        1.2 Направленность программы.

     Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность воспитанникам проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Одним из инструментов успешного решения данной задачи является использование в практике воспитателей деятельности, связанной с декоративно-прикладным творчеством. Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая обладает целым радом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира детей.

1.3 Новизна и актуальность программы.

Новизна программы состоит в том, что при разработке и осуществлении программы широко используется местный материал.

Актуальность дополнительной образовательной программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие общих способностей, в частности, обучение труду, творческих способностей,(воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.) а так же приобщение воспитанников к истокам народной культуры и традициям, незаслуженно забытым в современном обществе гаджетов и интернета.

1.4 Цель и задачи программы.

Цель- создать условия для выявления и развития творческих способностей воспитанников посредством знакомства и вовлечения их в занятия по керамике.

Задачи :

Образовательные:

  • Научить обучающихся отдельным приемам, технике и технологии изготовления поделок из глины.
  • Способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества.

Развивающие задачи:

  • Развивать творческие способности
  • Развивать интерес к познанию окружающего мира

Воспитательные задачи:

  • Формировать личностные качества(ответственность, трудолюбие, аккуратность) через занятия декоративно-прикладным творчеством.

1.5  Категория слушателей

В категорию слушателей входят воспитанники центра «Улыбка» в возрасте от 7 до 17 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и проживающие на территории центра.  Группа разновозрастная, поэтому специфика программы состоит в том, что бы воспитанники разного возраста имели возможность посильного участия в деятельности кружка.

При разработке программы учитывались и способности детей. Ручной труд-основа данной программы, поэтому так же могут быть вовлечены в деятельность кружка воспитанники с ограниченными возможностями, способные к лепке.

1.6 Принципы реализации программы.

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.

Принципы предусматривают:

Самостоятельность учащихся, развивающий характер обучения, интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний. Программа опирается на педагогические принципы:

  • Доступность обучения
  • Поэтапное усложнение учебного материала. Принцип от простого к сложному
  • Принцип совместного поиска
  • Принцип личностной оценки каждого без сравнения с другими детьми. Принцип наглядности - один из самых древних известных принципов (его называют «Золотым правилом дидактики»). С помощью слуха усваивается 15% информации, зрения – 25%, слуха и зрения – 65% информации. Благодаря наглядности происходит усвоение в памяти человека информации легко, быстро и прочно, а затем словесное воспроизведение. Органы зрения «пропускают» в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха.
  • Принцип оптимизации и гуманизации - полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество.

1.7 Объем и порядок реализации программы

Программа предполагает проведение групповых занятий 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час, в первую половину дня. При проведении занятий, группы делятся на подгруппы. Количество детей в подгруппе от 4 до 7 человек. Продолжительность академического часа составляет 20-25 минут, общее количество академических часов в течение 3 месяцев – 12часов.

Все занятия по программе групповые, некоторые из них включают в себя выполнение коллективных творческих работ. При низком уровне развития детей и отсутствии необходимых навыков применятся индивидуальный подход к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Индивидуальная работа в процессе коллективных занятий с каждым ребенком – это так же залог успеха.

После каждого занятия работы детей выставляются для просмотра, оценки даются только положительные, каждую работу необходимо похвалить. Наиболее удачные  поделки используются для украшения интерьера групповых комнат.

1.8 Предполагаемые результаты

К концу обучения воспитанники будут знать:

1.        Правила безопасности труда.

2.        Правила организации рабочего места.

3.        Правила работы с глиной, с кистью, красками

4.        Различные способы и приемы использования инструментов для лепки

5.        Особенности и различные виды красок.

6.        Различные виды техники рисования и лепки

7.        Знать и понимать культуру разных регионов Поволжья.

8.        Традиционные приемы рисования и лепки, характерные мастерам прикладного творчества народов Поволжья.

К концу обучения воспитанники будут уметь:

1.        Соблюдать правила безопасности труда. Правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы, (Приложение №1).

2.        Выполнять различные движения кистью для приобщения к известным техникам рисования узоров.

3.        Использовать глину как строительный материал.

4.        Пользоваться разными видами кистей, разными видами красок

5.        Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

6.        Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться предметам окружающего нас предметного мира. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы. 

1.9.        Материально-техническое обеспечение программы

        В целях повышения эффективности данной программы, максимального развития творческих способностей, необходимо определить условия эффективного функционирования:

1.        Техническое обеспечение.

Помещения для занятий с соблюдением санитарно-гигиенических требований (освещение, вентиляция, вода и т.п.). Оборудование учебных мест: мебель, соответствующая возрасту детей. Рабочее место педагога: письменный стол, стул, телевизор. Оснащение: гончарный круг, полки для хранения детских работ, шкаф для хранения методической литературы, материалов и инструментов, мольберты, медицинская аптечка. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1.        Формы контроля и критерии оценки

Для формирования представлений о результативности реализации программы, её эффективности и прочности, приобретённых детьми знаний, умений и навыков в течение реализации программы проводится обязательная аттестация (контроль знаний, умений, навыков).

Входящий контроль (аттестация) – проводится в начале реализации программы (диагностика на начало реализации программы, педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование).Входящая аттестация позволяет определить задатки и склонности детей, начинающих обучение по данной программе наметить пути развития ребёнка, определить индивидуальный подход к обучающимся, как в период адаптации к новому виду деятельности, так и в процессе дальнейшей работы с ними.

Текущий контроль (аттестация) умений обучающихся, осуществляется педагогом практически на всех занятиях реализации программы. По результатам текущего контроля успеваемости обучающихся, программой предусмотрено введение оценки в виде жетонов, которые выдаются обучающимся в качестве поощрения в конце занятия за практическую работу. Одной из форм текущего контроля может быть проведение тематических выставок творческих работ обучающихся.

Итоговый контроль (аттестация)–проводится в конце реализации программы (диагностика на конец реализации программы, педагогическое наблюдение, тестирование, выставка лучших творческих работ, составление альбома лучших работ).Итоговая аттестация помогает отследить динамику развития личности и познавательных сфер ребёнка, оценить эффективность данной программы и осуществлять её коррекцию и доработку с учётом выявленных тенденций.

Формы проведения обязательной аттестации в реализации программы:

-        индивидуальное наблюдение, осуществляемое педагогом в процессе непосредственного общения с детьми в различных ситуациях при выполнении практических приемов;

-        диагностика знаний, умений и навыков, осуществляемая педагогом посредством диагностических карт;

-        беседа, анкетирование, тестирование – при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала;

-        анализ процесса работы, продуктивности детского труда и детских изделий;

-        выставки детских работ в Центре;

Непременная составная часть учебного процесса – гибкая неформальная система контроля усвоения ребенком данной программы. Важным стимулом для ребенка всегда является положительная оценка его результатов, поэтому в конце каждого занятия осуществляется оценка деятельности обучающихся: проводится просмотр, отмечаются удачные творческие работы, всем обучающимся выдаются жетоны, даются рекомендации, что нужно сделать для улучшения качества работы, проводятся тематические выставки, которые также являются важными показателями результатов обучения детей.

Работы оцениваются по следующим критериям:

-качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом;

-степень самостоятельности;

-уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Критерии оценок:

отлично

        Ставится, если ребенок выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, при этом композиция работы выразительна, выполнена на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, подход к работе творческий, умеет завершать свою работу самостоятельно.

хорошо

        Ставится при способности ребенка изображать по замыслу, умении передавать личное отношение к объекту изображения, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе, в материале есть небрежность, и он прибегает к помощи педагога.

удовлетворительно

        Ставится, если ребенок умеет выполнять задание по плану педагога, но делает грубые ошибки. Для завершения работы необходима помощь преподавателя.

Будем учиться!

        Ставится, если ребенок не умеет выполнять задание по плану педагога, работа содержит грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ребенок неряшлив и безынициативен.

Для реализации программы бал составлен опросник состоящий из   8 вопросов.

Цель опроса: выявление уровня  знаний воспитанников, их знаний о национальных народных традициях, народной культуре

Диагностика воспитанников: уровень  знаний по заданной теме

 

Для диагностики предлагались  вопросы:

1.        что такое  керамика

2.        что такое народная культура

3.        каковы ваши представления о гончарном деле.

4.        назовите традиционны изделия из глины

5.        что такое глина и где ее добывают

6.        назовите народные промыслы  с использованием глины

7.        назовите этапы изготовления глиняного изделия

8.        какими народными традициями  славится г. Богородск

Анализ . По результатам диагностики можно сделать вывод: из десяти опрошенных воспитанников восемь не смогли ответить ни на один вопрос.

 Данная программа является необходимой для воспитанников центра, т.к у детей нет элементарных знаний по теме.

 Невозможность пополнить свой культурный уровень в семье дает основание для организации экскурсий в рамках программы.

Вывод:

Данная программа позволяет восполнить пробел в воспитании несовершеннолетних, связанный с культурным наследием наших предков, к приобщению воспитанников к истокам народных традиций.

 2.2 Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

Примечание

1.

Вводное занятие. Первичная диагностика. Посещение краеведческого музея г. Богородск

1

При невозможности экскурсии проводится дистаннционая экскурсия с использованием тсо

2.

Основы материаловедения по керамике, свойства глины, приготовление глиняной массы, лепка изделий вручную, техники лепки.

2

3.

Керамическая игрушка, центры игрушки в Поволжье, изготовление дымковской игрушки.

2

4.

Лепка на круге, правила техники безопасности , основы работы на круге, изготовление простейших изделий. повторная диагностика

5

5.

Роспись изделий, основные приемы росписи, работа с красками, ангобами, глазурью.

2

6.

Выставка работ, итоговая диагностика

1

2.3 Календарный учебный график

Тема

Сентябрь

октябрь

Ноябрь

1.

Вводное занятие первичная диагностика, экскурсия в г.Богородск

1 неделя

2.

Основы материаловедения по керамике, приготовление глиняной массы для лепки, лепка вручную, ленточная техника лепки

2 неделя

3.

Техника лепки полых изделий

3 неделя

4.

Керамическая игрушка, техника лепки, дымка, петух  

4 неделя

5.

Дымка. барышня

1 неделя

6.

Лепка на круге, правила т.б центрование

2 неделя

7.

Лепка на круге, горшочек для цветов

3 неделя

8.

Лепка на круге, вазочка

4 неделя

9.

Лепка на круге, чашка с блюдцем

1 неделя

10.

Лепка на круге, фантазия

2 неделя

11.

Обучение навыкам работы с кистью, роспись изделий

3 неделя

12.

Роспись керамики, обжиг

4 неделя

Выставка работ проводится после каждого курса.

        

3. Рабочая программа

Тема Посещение краеведческого музея г. Богородск. При невозможности посещения проводится видео экскурсия.

Цель:

      Познакомить воспитанников с творчеством Богородских мастеров по керамике.

Задачи:

Мотивировать на занятия с глиной, развивать кругозор, творческое мышление, стремление к ручному труду.

Оборудование:

 Мультимедийное оборудование или компьютер, изделия из глины, вопросник для диагностики, бумага , ручки.

Методы и приемы:

Экскурсия, демонстрация, рассказ с элементами беседы.

Содержание занятия:

Воспитанникам объясняется цель и задачи курса, чем они будут заниматься, в случае выездной экскурсии, ее проводят керамисты центра в г. Богородск. Если экскурсия невозможно по разным причинам, то проводит воспитатель дистанционно, используя фотографии и видео музея. В начале занятия проводится диагностика воспитанников для изучения их знаний и умений.

Тема 2 Основы материаловедения по керамике, свойства глины, приготовление глиняной массы для лепки, лепка изделий из глины.

Занятие 1 Основы материаловедения по керамике, свойства глины, приготовление глиняной массы для лепки, лепка изделий из глины. Техника лепки вручную лентой.

Задачи:

Научить работать с глиной, объяснить особенности материала, научить азам лепки.

Материалы и оборудование:

Глина, вода, емкости пустые, коврики для лепки или доски, инструменты для лепки, фотоматериалы с готовыми работами. Компьютер.

Содержание занятия:

Воспитатель объясняет цель и задачи занятия, демонстрирует готовые фото изделий, рассказывает о глине, особенности, показывает технику разминания и подготовку массы к работе, проводит небольшой инструктаж по правилам поведения на занятии и с рабочими инструментами, назначает дежурных. Демонстрирует правила и приемы работы с глиной ленточной техникой, раздает массу детям, воспитанники формирую изделие под руководством воспитателя, занятие завершается выводами по работе, демонстрацией выполненных работ, обсуждением . изделия подвергаются дальнейшей сушке.

Занятие 2. Повторение техники работы с глиной, разъяснение задач занятия, объяснение новой техники работы с глиной методом раскатывания пласта и формирование полого внутри изделия, например, колокольчик.

 К концу темы воспитанники должны уметь разминать глину, выводить из нее пузыри воздуха, понимать как работать с глиной, что бы не было трещин и сколов.

Тема 3

Занятие 1. Керамическая игрушка, дымка, приемы лепки, изготовление лошадки или(и) петушка.

Задачи : познакомить с приемами лепки игрушек, научить технике лепки лошадки. Развивать кругозор и творческое мышление.

Материалы и оборудование:

Глина, емкости для воды, доски для лепки, инструменты, фотоматериалы для демонстрации готовых изделий, технологические карты.

Содержание занятия. Воспитанникам объясняются цель и задачи занятия,  рассказ педагога о дымковской игрушке с демонстрацией, изготовление игрушки из глины по особой технологии методом вытягивания.

Занятие 2. Керамическая игрушка. Барышня

Задачи : научить технике лепки полых изделий, развивать творческое воображение, стремление выполнить работу до конца.

Материалы и оборудование:

Глина, подставки, стеки, вода, технологические карты, готовые изделия или фото.

Содержание занятия: воспитанникам поясняются задачи занятия, демонстрируется образец готового изделия,  поясняется ход работы, техника лепки, раздаются технологические карты для индивидуальной работы. В конце занятия подводим итоги работы.

Тема 3. Лепка на круге

Занятие 1. Правила техники безопасности при работе на гончарном круге

Основные приемы работы, центрование, отработка центрования.

Цель : создать условия для получения воспитанниками начальных знаний и умений работы на гончарном круге.

Задачи : Обеспечить безопасную работу на электрическом круге, познакомить с правилами техники безопасности при работе с электроинструментами. Объяснить основные техники работы на круге, основные ошибки, отработать технику центрования.

Оборудование : гончарный круг, вода, глина, журнал правил безопасной работы на круге.

Содержание деятельности: воспитанники проходят инструктаж по технике безопасности при работе на гончарном круге и инструментами, воспитатель показывает основные приемы работы на круге, объясняет основной прием-центрование, воспитанники по очереди пробуют отцентровать кусок глины.

Занятие 2. Лепка на круге. Горшочек(мисочка, тарелочка)

Цель : Выполнить при помощи воспитателя изделие на круге.

Задачи : Отработать основные приемы лепки на круге, развивать гибкость пальцев, воспитывать усидчивость и желание довести начатое до конца.

Оборудование: гончарный круг, вода, глина. Инструкция по правилам техники безопасности при работе на круге.

Содержание деятельности: перед началом работы воспитанники вспоминают правила техники безопасности при работе на круге , воспитатель демонстрирует технику выполнения гончарного изделия, воспитанники по очереди выполняют небольшие изделия, используя основные приемы лепки. По итогам работы делаются выводы, на что обратить внимание в следующий раз, основные ошибки.

Занятие 3. Лепка на круге. Вазочка (мисочка, блюдце)

Цель: Выполнить изделий на круге согласно основным приемам лепки.

Задачи : показать воспитанникам основные приемы лепки, нюансы, отработать технологию лепки . Воспитывать усидчивость, уважение к труду других, стремление довести начатое до конца.

Оборудование : гончарный круг, вода, глина, инструкция по технике безопасности.

Содержание деятельности: перед началом работы воспитанники вспоминают правила техники безопасности при работе на круге , воспитатель демонстрирует технику выполнения гончарного изделия, воспитанники по очереди выполняют небольшие изделия, используя основные приемы лепки. По итогам работы делаются выводы, на что обратить внимание в следующий раз, основные ошибки.

Занятие 4 Лепка на круге. Чашечка с блюдцем.

Цель : изготовить самостоятельно изделие на круге или без него(по желанию) с использованием технологических карт.

Задачи : тренировать воспитанников в работе на круге, развивать моторику пальцев, умение работать пальцами при выполнении изделий, воспитывать усидчивость и внимание к деталям, провести повторную диагностику умений и знаний.

Оборудование : гончарный круг, вода, глина, доски, стеки, турнета , инструкция по технике безопасности.

Содержание : перед началом работы воспитанники проходят инструктаж по технике безопасности, воспитанники самостоятельно выполняют изделия на круге или без круга ( по очереди) задание без круга воспитанники выполняют по технологическим картам, в конце занятия проводится диагностика умений.

Занятие 5 Лепка на круге «Фантазия»

Цель: создать условия для творчества воспитанников при работе с глиной

Задачи: развивать креативность мышления, возможность проявить фантазию и гибкость при выборе техники лепки, формы изделия, методов раскрашивания.

Оборудование : глина, вода, стеки, доски для лепки, гончарный круг, эскизы работ, компьютер.

Содержание : воспитанникам предлагается выполнить любое изделие, любыми приемами. изучаемыми на предыдущих занятиях, это может быть скульптурная лепка, жгутиковая техника, либо работа на круге. В конце занятия подводим итог, обсуждаем причины неудач, исправляем ошибки. 

        4.ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

4.1.        Тест на проверку определения степени усвоения теоретического материала. Ответы да или нет

1. Глина-это природный материал

2. Керамика-это посуда из дерева

3. Шликер-это искусственный клей

4. Гончарный круг бывает ножной и электрический

5. Глиняную посуду нельзя использовать в быту, т.к глина размокает

6. Обжиг глиняных изделий проводят при высоких температурах от 800 градусов

Вопросы:

4.3 Личная беседа педагога с воспитанниками. Проводится периодически по вопросам:

1.        что такое  керамика

2.        что такое народная культура

3.        каковы ваши представления о гончарном деле.

4.        назовите традиционны изделия из глины

5.        что такое глина и где ее добывают

6.        назовите народные промыслы  с использованием глины

7.        назовите этапы изготовления глиняного изделия

8.        какими народными традициями  славится г. Богородск

Критерии оценки:

5б – воспитанник проявляет инициативу при ответе,  отвечает правильно, ответ дает полный, самостоятельно, без помощи взрослого

4б – воспитанник отвечает на вопрос с помощью наводящих вопросов, ответ не полный, ребенок долго задумывается над вопросом;

3б – воспитанник отвечает на вопрос неверно или совсем не отвечает

4.4 Мониторинг результатов освоения программы.

Мониторинг проводится методом диагностики входящего контроля (аттестации) и итогового контроля (аттестации) при помощи диагностической карты. Его целью является отслеживание динамики развития личности и познавательных сфер ребёнка и оценка эффективности данной программы, для дальнейшего осуществления  её коррекции и доработки.

Фио воспитанника, кол-во занятий

Блоки учебного материала

Входящая диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая

Техника разминания глины, центрование

Техника работы без круга

Техника работы на гончарном круге

Техника росписи

Теоретические знания

5.Список литературы

5.1Для педагога:

1.        Федотов, Г.Я. Послушная глина / Г.Я. Федотов. – М.: Аст-пресс, 1997. – 144 с.

2.        Чаварра, Х. Ручная лепка / Х. Чаварра. – М.: Аст. Астрель, 2006. – 63с.

3.        Изотова, М.А. Гончарная работа для дома и заработка / М.А. Изотова. – Р. н/Д.: Феникс, 2008. – 252 с.

4.        Кузьмин, Л.И. Чудесное яблоко / Л.И. Кузьмин. – М.: Детская литература, 1999. – 95 с.

5.        Уткин, П.И. Народные художественные промыслы России / П.И. Уткин. – М.: Советская Россия, 1984. – 229 с.

6.        Буббико, Д. Керамика: техники, материалы, изделия / Д. Буббико, Х. Крусс. – М.: Никола-Пресс, 2006. – 128 с.

7.        Бурдейный, М.А. Искусство керамики / М.А. Бурдейный. – М.: Профиздат, 2005. – 102 с.

8.        Лельчук, А.М. Глина с характером / А.М. Лельчук. – СПб.: Речь, 2010. – 153 с.

9.        Воробьёва, О.Я. Керамика как вид художественного творчества / О.Я. Воробьёва // Дополнительное образование. Декоративно-прикладное творчество. – Волгоград: Учитель, 2009. – 140 с.

10.        Варцава, А.М. Художественная керамика. Программа дополнительного образования / А.М. Варцава. – Владимир: ВГПУ, 1993. – 35 с.

11.        Ерлыкин, Л.А. Поделки своими руками / Л.А. Ерлыкин. – М.: ТРИЭН, 1997. – 192 с.

12.        Интернет-ресурсы

5.2 Для детей:

1.        Перова, О. Наша Родина Россия / О. Перова. – М.: Эксмо, 2013 – 96 с.

2.        Кузьмин, Л.И. Чудесное яблоко / Л.И. Кузьмин. – М.: Детская литература, 1999. – 95 с.

3.        Красичкова, А.Г. Мои первые поделки / А.Г. Красичкова. – М.: Астрель. Полиграфиздат, 2011. – 160 с.

4.        Бажов, П.П. Уральские сказы / П.П. Бажов. – М.: Ангстрем, 1992 – 127 с.

5.        Афанасьев, А.Н. Русские народные сказки. Сборник / А.Н. Афанасьев. – М.: Лабиринт, 2010. – 328 с.

 

                                                                                                                                

                                                                                                                                

                                                                                                                                

                                                                                                                                

                                                                                                                                

                                                                                                                                

                                                                                                                                

                                                                                                                                

                                                                                                                                

Оценка:

Владеет - высокий уровень,

Владеет с помощью, выполняет или отвечает иногда – средний уровень,

Не владеет - низкий уровень

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "

Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.Удобна, проста и понятна в примен...

программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"

Программа дополнительного  образования может быть использована в рамках реализации ФГОС  в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету  "Русский язык"). Курс направлен на развитие кул...

программа дополнительного образования "В мире веществ"

   Стремительное развитие высоких технологий, создание множества новых материалов с уникальными свойствами, успехи современной медицины и генетики -  вот далеко не полный перечен...

Программа дополнительного образования "В мире науки физики"

Программа дополнительного образования для использования учителями физики при проведении занятий кружков в начальной школе....

Учебная программа по дополнительному образованию "В мире движений" по подвижным и спортивным играм для учащихся 5-х классов

 Спортивные и подвижные игры, имеют важное значение в решении образовательных и воспитательных задач физического воспитания школьников. Они способствуют развитию быстроты, ловкости, ...

Рабочая программа дополнительного образования "В мире прекрасного" для 5-11 классов

Данная программа разработана рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 5-11 классов. Она разработана в соответствии с требованиями Закона об образовании РФ, Федерального государстве...

Рабочая программа объединения дополнительного образования "В мире презентаций"

В программе имеется тематическое и календарное планирование...