Программа курса внеурочной деятельности "Юный экскурсовод"
рабочая программа (8, 9 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности "Юный экскурсовод"для учащихся 8-9 класса. Содержит пояснительную записку, результаты освоения курса, содержание курса, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmayuneks.docx | 48.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
При составлении данной программы автором использованы следующие нормативно-правовые документы и пособия:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
- Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности»;
- Письмо МОиН РФ от 18 августа 2017 года № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор – М., 2010.
- П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011
Программа составлена на основе авторской программы Селевко Г.К. «Школа юного экскурсовода». Программа рассчитана на обучающихся 13-15 лет на два года обучения из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий – 40 минут. Отдельные темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением членов семьи, экскурсионная и поисково-исследовательская деятельность. Место проведения: школьный музей. При проведении встреч, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного, общекультурного и интеллектуального становления подрастающего поколения, знакомство подростков с музейным пространством, привитие любви к Родине, родному краю, к школе. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей школьного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. В ходе обучения ведется также работа по развитию мышления, познавательных способностей и творческих сил, формированию мировоззрения и нравственных качеств. Эстетическое воспитание ставит целью научить молодое поколение понимать и ценить прекрасное в природе, обществе, труде и взаимоотношениях людей, в произведениях литературы и искусства, а также сформировать умение создавать прекрасное в процессе своей деятельности. В деле нравственного воспитания большое значение имеет знакомство с окружающим миром. На замечательных примерах жизни и деятельности людей мы имеем возможность воспитывать лучшие моральные чувства, первые этические понятия и навыки общественного поведения детей. Постепенно воспитываются бережное отношение к вещам, дружелюбное отношение к товарищам, уважение к старшим, любовь к Родине, малой Родине, школе.
Углубленное знакомство учащихся с историей своего края, страны, деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу ( на войне ли, в мирные ли дни) вызывает чувство любви к Родине, к своему народу, связанные с подвигом глубокие переживания оставляют след на всю жизнь. Приобретенные в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны школьникам, какую бы профессию в будущем они не выбрали.
Новизной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе , который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетентностей, видов и способов деятельности (УУД). Актуальность представленной программы видится в том, что экскурсоведение рассматривается как одно из эффективных средств изучения истории школы, города, района, края и как одна из форм общественно-полезной деятельности учащихся.
Ожидаемые результаты программы
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
1) понимание роли дичности в истории России;
2)изучение истории Владимирского края, родного города, района, культурных центров, исторических памятников, памятников культуры;
3) изучение жизнедеятельности знаменитых людей Владимирского края;
4)представление о произведениях художественного и литературного творчества;
5)владение информацией о героическом прошлом района;
6) освоение основ экскурсионной грамотности;
7)использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
8)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
9)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
12)овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4)овладение элементарными правилами нравственного поведения , норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
К концу обучения дети научатся:
– иметь представление о сборе и обработке информации, составлении доклада, публичного выступления;
– выбирать тему исследования, структуру исследования;
– видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Получат возможность научиться:
- Использовать краеведческий материал в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии).
- Начальным навыкам работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
- Усвоить знания и навыки исследовательской работы.
Содержание курса
Раздел 1. Введение (4 часа)
Цели и задачи кружка. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев. О чем рассказывает школьный музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.
Практическая часть: расписать основные разделы экспозиции школьного музея истории села Пыёлдино.
Раздел 2. Экскурсия – одна из основных форм работы музея (5 часов).
Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «профиль», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд» и др. Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Экскурсия. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Отбор экспонатов. Составление текста и маршрута экскурсии. «Портфель» экскурсовода. Цель экскурсии в школьном музее. Знакомство с работой экскурсоводов. Знакомство с архивом, экспозициями, экспонатами школьного музея. Экскурсия в школьном музее.
Практическая часть: 1) поделиться впечатлениями о посещении музея в своей семье; 2) обсудить «плюсы» и «минусы» экскурсии, проведенной старшеклассниками-экскурсоводами.
Раздел 3. История экспонатов, представленных в экспозиции (5 часов). Экспонаты, подаренные музею ветеранами войны и труда. Фотоэкспонаты. Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой работы.
Практическая часть: 1) оформить «словарик» из музейных понятий; 2) описать музейный предмет – экспонат.
Раздел 4. Фонды музея (12 часов). Основной фонд: вещественные, письменные источники. Вспомогательный фонд. Его состав. Библиотека музея. Учет фондов. Инвентарная книга.
Практическая часть: оформление инвентарной книги – учет фондов.
Раздел 5. Сбор материалов для музея, для ведения экскурсии (9 часов).
Где и как собирать материалы для музея, для ведения экскурсии. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: газеты и журналы, книги, дневники, письма, воспоминания, фотографии, вещественные памятники (символы, атрибуты, личные вещи и т. д.). Библиография. Справочно-библиографические материалы.
Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсии. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.
Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Изучение отдельных событий, их описание (факты, цифры, выдержки из документов и воспоминаний, цитаты). Рассказы о людях – участниках знаменательных событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.
Практическая часть: 1) найти из газет, книг материал о родственниках- участниках Великой Отечественной войны или тружениках тыла; 2) взять интервью у тех, чья судьба связана с историей школы ( учителя-ветераны, работающие педагоги, ветераны Великой Отечественной войны и т.д.).
Раздел 6. Требования к экскурсоводу (4 часа).
Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода. Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей ( диалект, жаргонизмы). Что такое ораторское искусство.
Практическая часть: 1) прочитать прозу, стихотворения; 2) выполнить упражнения на дыхание, произнести скороговорки.
Раздел 7. Основные требования к экскурсии ( 27 часов).
Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы. Показ и анализ определенных экспонатов. Рассказ экскурсовода. Технические средства сопровождения экскурсии: мультмедийные презентации, компьютер. Экранно-звуковые средства в музее: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, грампластинки, магнитные записи. Использование техники в работе школьного музея. Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии. Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты. Содержание экскурсии. Отработка и сдача экскурсии. Отработка и сдача экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов. Отработка и сдача тематической экскурсии. Отработка и сдача обзорной экскурсии. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.
Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов и т. д.).
Проведение виртуальной экскурсии в музее.
Практическая часть: 1) составить текст экскурсии определенной тематики; 2) подготовить презентацию экскурсии; 3) провести экскурсию для младших школьников.
Несколько часов используются также для посещения школьных музеев города, проведения экскурсий в музее школы (4 часа).
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание программы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
| Раздел 1. Введение. | 3 | 1 | 4 |
1. | Типы и виды музеев. | 1 | 1 | |
2. | Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев. | 1 | 1 | |
3. | О чем рассказывает наш школьный музей. | 1 | 1 | 2 |
Раздел 2. Экскурсия – одна из основных форм работы музея. | 3 | 2 | 5 | |
4. | Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд» и др. | 1 | 1 | 2 |
5. | Экскурсия – одна из основных форм работы музея. | 2 | 1 | 3 |
| Раздел 3. История экспонатов, представленных в экспозиции. | 3 | 2 | 5 |
6. | Экспонаты, подаренные музею ветеранами войны и труда. | 1 | 1 | 2 |
7. | Фотоэкспонаты. | 1 | 1 | |
8. | Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой работы. | 1 | 1 | 2 |
| Раздел 4. Фонды музея. | 3 | 8 | 11 |
9. | Основной фонд: вещественные, письменные источники. | 1 | 3 | 4 |
10. | Вспомогательный фонд. Его состав. Библиотека музея. | 1 | 1 | 1 |
11. | Учет фондов. Инвентарная книга. | 1 | 4 | 6 |
| Раздел 5. Сбор материалов для музея, для ведения экскурсии. | 3 | 6 | 9 |
12. | Где и как собирать материалы для музея, для ведения экскурсии. Библиография. | 1 | 1 | 2 |
13. | Как работать с газетами, журналами, книгами. Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсии | 1 | 2 | 3 |
14. | Как записывать воспоминания. Краткая летопись основных событий. | 1 | 3 | 4 |
| Всего за 1-ый год обучения | 15 | 19 | 34 |
| Раздел 6. Требования к экскурсоводу | 2 | 2 | 4 |
15. | Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. | 1 |
| 1 |
16. | Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей ( диалект, жаргонизмы). Рассказ экскурсовода. | 1 | 1 | 2 |
17. | Что такое ораторское искусство. Практикум (упражнения на дыхание, скороговорки) |
| 1 | 1 |
| Раздел 7. Основные требования к экскурсии. | 5 | 21 | 26 |
18. | Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы. | 1 | 2 | 3 |
19. | Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии | 1 | 4 | 5 |
20. | Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты. Содержание экскурсии. | 1 | 1 | 2 |
21. | Отработка и сдача экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов. | 2 | 2 | |
22. | Отработка и сдача тематической экскурсии. | 3 | 3 | |
23. | Отработка и сдача обзорной экскурсии. | 3 | 3 | |
24. | Обсуждение, анализ проведенных экскурсий. | 2 | 2 | |
25. | Как подготовить доклад, выступление, презентацию | 2 | 4 | 6 |
26. | Экскурсии в музеи школ города |
| 4 | 4 |
| Всего за 2-ой год обучения | 7 | 27 | 34 |
| Всего за 2 года обучения | 22 | 46 | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
по предмету "Русский язык"...
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....