МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока в 6 классе по специальности «Графика». Тема: «Лубочные картинки»
методическая разработка на тему

Королева Елена Эмильевна

Лубочные картинки – одна из разновидностей народного искусства. Обычно это ярко раскрашенные гравюры с пояснительными текстами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lubochnye_kartinki.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Сафоновская детская школа искусств №1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока в 6 классе

по специальности «Графика».

Тема: «Лубочные картинки»

Королёва Елена Эмильевна

 преподаватель отделения

изобразительного искусства

Тема: «Лубочные картинки»

Цель: Познакомить детей с графическим народным искусством, объяснить значение терминов в графике.

Задачи урока:

Образовательные:

- углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;

- развитие навыков копирования элементов рисунка;

Развивающая:

- развитие композиционного мышления, графического умения;

- развитие творческого воображения;

- развитие навыков самостоятельного применения художественных выразительных средств, наиболее подходящих для воплощения замысла;

Воспитательная:

- прививать любовь и уважение к промыслам народного творчества.

Оборудование:

ПК, наглядный материал, иллюстративный, видеооборудование.

Материалы:

Альбом или отдельные листы, маркеры, акварель, гелевые ручки, карандаши, ластик.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)

План урока:

1.Организационный момент;

2. Беседа:

а) из истории русского лубка;

б) элементы рисунка;

в) своеобразие графики;

3.Физкультминутка.

4.Самостоятельная работа:

а) приемы работы;

б) копирование элементов;

в) составление творческой композиции к пословице или поговорке.

5. Подведение итогов.

Литература:

А.Н. Красавцева «Роспись по дереву» - М.: Издательский дом МСП, 2007.

С.К. Жегалова «Русская народная живопись» - М.: Просвещение, 1984.

«Лубочные картинки» - М.: «Мозаик – синтез», 2009.

«Энциклопедия юного художника».

Зрительный ряд:

Видео: «Русский лубок» («Ремесло», выпуск 37)

Презентация иллюстраций из книги А.Сорокина «Кто на себе дом возит?»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие детей, проверка готовности к уроку.

  1. Беседа (или просмотр видеофильма).

Лубочные картинки – одна из разновидностей народного искусства. Обычно это ярко раскрашенные гравюры с пояснительными текстами. Гравюра – оттиск с формы, на которой вырезан какой-то рисунок. На рисунке присутствуют только два цвета: белый и черный. По-французски «граве» - вырезать. Гравюра на дереве называется ксилографией. Но бывают гравюры не только на дереве, а и на металле – офорт, на линолеуме – линогравюра, на камне – литография.

Другое название лубочных картинок - потешные листы. Произошло это название от потешных книг, так в старину назывались книги с яркими картинками для детей. Сейчас мы бы их назвали детскими иллюстрированными энциклопедиями. Потешные книги по тем временам стоили очень дорого – они переплетались в бархат и атлас, раскрашивались золотом и серебром и, конечно, не могли оказаться далеко за пределами царских и боярских хором. Другое дело – отдельные листы. Наиболее интересные из них копировались мастерами-рисовальщиками и распространялись самостоятельно.

Первыми русскими граверами были рисовальщики и знаменщики Серебряной Палаты, входившей в состав Оружейной палаты в Москве. Но постепенно эти м искусством овладело множество умельцев и, поначалу редкие, предназначенные только для царских глаз, гравюры пошли в народ, в повседневную жизнь низших сословий, крестьян и мещан, составляя необходимую принадлежность крестьянской избы, постоялого двора или почтовой станции.

Многие крестьяне были настолько привязаны к лубочным картинкам, что считали необходимым обновлять свою домашнюю «картинную галерею» по большим праздникам. Как отмечает один из бытописателей 20 века «почти каждый крестьянин, даже бедный, перед Пасхой зайдет в лавку, чтобы купить несколько картин».

Местами производства и бытования лубочных картинок нередко были монастыри, а так же северные и подмосковные деревни. Продавали их повсеместно в Москве – вдоль стены Китай-города, и на Кузнецком мосту, и у Спасских ворот Московского Кремля, и в Овощном ряду. А бродячие торговцы в своих лубяных коробах разносили их по далеким селениям и городам.

Производство лубочных картин тоже со временем упростилось и не представляло собой сложности, хотя и требовало от мастера-гравера определенного умения, сноровки и аккуратности. Делалось это так: наносили на доску специальным резцом углубленный рельефный рисунок, закатывали его краской, а затем с помощью пресса делали оттиск на бумаге. Название «гравюра» относилось в равной степени и к доске с вырезанным изображением и к оттиску с неё. Популярность лубка была связана с тем, что в давние времена, для большей части населения лубочные листы были важнейшим источником информации и выполняли те же функции, которые в наши дни выполняют книги, газеты, телевизор, плакаты, настенные календари и т.д.

         Темы и сюжеты народных картинок могли конкурировать с многотомными энциклопедиями, они охватывали обширные области знаний. Каждый мог отыскать картинку по душе и на любой вкус: с жизнеописанием мифологического героя, поучительную или сказочную историю, отчет о далеком путешествии, карту звездного неба, или план далекого города Иерусалима, рассмотреть диковинного слона, привезенного в подарок императору и изучить план сражения российского и турецкого флотов. А еще представит, как проходила коронация в Северной столице, кто из почетных гостей присутствовал, и как выглядит государь-батюшка, государыня-матушка, их чада и домочадцы. Ведь фотография, как известно, появилась значительно позже.

Важное место в лубочной картинке занимал назидательный или шутливый текст, в котором проявлялась народная мудрость и смекалка, отношение народа к различным историческим событиям, нравы и быт того времени, лукавый юмор и простосердечный смех, а иногда и острое словцо. Тексты комментировали происходящие на картинке события и поясняли то, что оставалось за ее рамками.

Много интересного и полезного может рассказать лубочная картинка внимательному исследователю. Известные российские историки не раз с благодарностью вспоминали потешные листы и мысленно благодарили их за неожиданные подсказки, а многих художников, поэтов и композиторов яркое жизнерадостное искусство народного лубка вдохновляло на новые творческие художественные открытия. Без лубочных картинок наше представление о быте и прошлом русского народа было бы не полным.

3. Физкультминутка.

4. Самостоятельная работа.

Итак, мы рассмотрели репродукции лубочных картинок, давайте же попробуем сегодня сами сделать лубочную картинку. Для изображения выберите сюжет из сказки, загадки, пословицы, поговорки. Мы с вами будем делать рисовальный лубок. И, если вы обратили внимание, в основу работы будут входить простые приемы  штриховки разного характера. Для работы мы будем использовать гелевые ручки, маркеры черного цвета и акварель.

Лубочные картинки обычно доходчивые, яркие, декоративные, с плоскостными фигурами, условным масштабом и искаженной перспективой. Важно отметить, что основных красок, которыми создавался этот яркий и веселый мир лубка было всего четыре: малиновая, зеленая, желтая и красная. В более поздних работах встречаются и другие цвета – коричневый, голубой и прочие, но не так часто.

Главная рисовальная техника – штрих. Обратите внимание на богатство возможностей, представляемой этой техникой. При помощи штриха можно передать пушистых и лохматых зверей, оперение птиц, колючую хвою, зеленый покров земли и воздушность облаков. Штрихи могут иметь разную длину и разное направление. На каждой картинке имеется небольшой текст.

Итак, я вижу, что вы поработали заранее дома и уже выбрали сюжеты ваших будущих работ. Осталось сделать рисунок, выполнить надпись, подобрать штрихи и выбрать основные цвета (но не более четырех) для подцветки картинки.

Дети выполняют самостоятельную работу.

5. Подведение итогов. Анализ работы. Дети обсуждают, что получилось, а что не очень удалось, что хотели бы изменить. Выделяем наиболее удачные работы.

Оформляем работы для выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему "Recent Developments & the Future of IT\'\' для студентов 4-ого курса специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"

Методическая разработка урока(деловая игра)Светлана Ерофеева, преподаватель английского языка УКСИВТ   ol.png Содержание методической разработки Пояснительная записка Методиче...

методическая разработка открытого урока по английскому языку тема:"Деньги" для специальности "экономика и бухгалтерский учёт" по отраслям

Вид урока:Комбинированный    Методы обучения:Словесный, наглядный, практический, исследовательский. Форма проведения урока:классно-урочная, групповая, индивидуальная, работа в парах. Пре...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Введение в специальность» (1 курс) по теме «Здравствуй, боярыня Масленица!» для специальности 260502 Технология продукции общественного питания

Методическая разработка открытого урока по дисциплине«Введение в специальность» (1 курс) по теме «Здравствуй, боярыня Масленица!»для специальности 260502 Технология продукции общественного питан...

Методическая разработка открытого урока по английскому языку в 5 классе на тему: "Карта Великобритании"

Это урок открытия новых знаний, который был призван в рамках новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов решить следующие задачи:Обучающие: Понимать на слух запрашиваемую информацию и...

Методическая разработка открытого урока по английскому языку. Тема: Осадки. Типы осадков. Дождь. Снег. Град. Специальные вопросы.

Тема: Осадки. Типы осадков. Дождь. Снег. Град. Специальные вопросы.Цели:Образовательная цель: формирование навыков чтения, перевода и устной речи по теме: Типы осадков, расширение лексической базы, в ...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Информатика»для специальности: «Технология металлообрабатывающего производства»

Методическая разработка открытого урока  по дисциплине: «Информатика»для специальности: «Технология металлообрабатывающего производства»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине ОДБ 03.«Иностранный язык» (английский), специальность 21.02.05. « Земельно- имущественные отношения». «Англо-говорящие страны: географическое положение, климат, флора, фауна»

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» УЦПК г. Ельня     МЕТОДИЧЕ...