Программа внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа (7 класс) по теме

Муслимова Иразибат Гасановна

Программа внеурочной деятельности "Шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shahmaty.docx856.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от   30.08.2018  № 344

протокол педсовета №1 от    30. 08.2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

 « Шахматы »

6-7 классы.

Составитель: Муслимова И.Г., учитель русского языка и литературы

г. Нижневартовск

2018 год


Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного  общего образования с учетом специфики курса.
  2. Общая характеристика учебного курса.
  3. Описание места курса в учебном плане.
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

               «Шахматы».

  1. Содержание курса.
  2. Тематическое планирование с определением основных видов

               учебной  деятельности.

          7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения                образовательной деятельности.

          8.Планируемые результаты изучения курса.


1.Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основании Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 29.12.2014 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», фундаментального ядра содержания образования, Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 29.12.2014 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя школа №8», Положения о Рабочей программе по учебному курсу в МБОУ «Средняя школа №8» , примерных программ по курсу «Шахматы».

Программа «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативноготипа.

Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций.

Цель программы: Создание условий для личностного  и  интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре вшахматы.


Задачи:

  • Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных,социальных);
  • Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логическиеоперации)
  • Воспитывать потребность в здоровом образежизни.

Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во  многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе внеурочной деятельности, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого ученика, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойствличности.

2.Общая характеристика курса.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что данный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам этого возраста. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.


Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных шахмат, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям школы.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива вцелом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание состороны;
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программногоматериала.

Основой  организации  работы  с   детьми   в   данной   программе   является   система дидактическихпринципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своимтемпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающегомира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможностьвыбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческойдеятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность заних.

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

  • При изучении дебютной теории основным методом является частично- поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделываетсамостоятельно.
  • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов ит.д.).
  • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.


Использование        этих        методов        предусматривает,        прежде        всего,        обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразныхзадач.

Основные формы и средства обучения:

  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций иэтюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактическиеигрушки.
  • Участие в турнирах исоревнованиях.
  • Предметные компетенции обучающихся:
  1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующейдеятельности:
  • Участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях пошахматам;
  • В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры. Компетентностный подход выражен:
  • В проведении педагогом инструктажей;
  • В применении индивидуальных форм работы;
  • В корректировке игры;
  • В рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

  • Педагогическое наблюдение;
  • Учет результативности участия обучаемых в городскихсоревнованиях.
  1. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующейдеятельности:
  • Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
  • Изучении специализированнойлитературы;
  • Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучшихшахматистов.

                               Компетентностный подход выражен:

  • В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематическогоматериала;
  • В проведениибесед;
  • В применении индивидуальных и групповых форм работы. Формами отслеживания роста предметной компетенцииявляются:
  • Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам; Определение уровня эрудиции обучаемых.

  1. Описание места курса в учебномплане

Программа рассчитана на 1 год обучения (35 часов). На реализацию курса отводится 1 час в неделю (6класс – 35 часов в год, 7 класс – 35часов в год). В каждом классе занятия проводятся 1 раз в неделю. В каждом классе продолжительность занятия 40 минут. Режим занятий обусловлен нормативно-правовой общеобразовательной базой.Весь учебный материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Изучение программного материала для каждого класса рассчитано на один год. В каждом классе решаются соответствующие задачи.


Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических задач и игровых ситуаций. Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты курса«Шахматы».

Личностные результаты освоения программы курса

  • формирование установки на безопасный, здоровый образжизни;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе нарезультат;
  • бережному отношению к материальным и духовнымценностям;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • формирование эстетических потребностей, ценностей ичувств;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости исвободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессеработы;
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,
  • соотнесение целей свозможностями
  • определение временных рамок
  • определение шагов решениязадачи
  • видение итогового результата
  • распределение функций между участникамигруппы
  • планирование последовательности шагов алгоритма для достиженияцели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в негоизменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение задаватьвопросы
  • умение получатьпомощь
  • умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой,сайтами
  • умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающихкомпонентов;
  • построение логической цепирассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:


  • умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметномзнании)
  • способность принять другую точку зрения, отличную отсвоей;
  • способность работать вкоманде;
  • выслушивание собеседника и ведениедиалога.

Предметные результаты освоения программы курса

  • Познакомить с шахматными терминами и шахматнымкодексом.
  • Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  • Сформировать умение ставить мат с разных позиций.
  • Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.
  • Сформировать умение записывать шахматнуюпартию.
  • Сформировать умение проводить комбинации.
  • Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управленияповедением.

  1. Содержание курса.

Первый год обучения.

Блок 1 .

  1. Организационный момент.Знакомство.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

  1. Повторение материала изученного за год.

Этика поведения шахматиста во время игры.

  1. Разбор дебютов.

Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.

  1. Три правила дебюта.

Различные системы проведения шахматных турниров.

Особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.

  1. Нападение и защита. Размен.

Сравнительная ценность фигур. Размен. Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества.

  1. «Силовые» методы в шахматах.

Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.

  1. Активность – важнейший принцип игры шахмат.

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход и несколько ходов. Двойной, вскрытый шах.

  1. Основные цели дебюта.

Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген).

Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.


Блок 2.

  1. Как разыгрывать дебют.

Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка.

  1. Дебютные ловушки.

  2. Расположение пешек и пешечные слабости.
  3. Три стадии шахматной партии.
  4. Стратегические цели.

Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные.

  1. Быстрое развитие фигур.

  2. Направленная борьба за центр.
  3. Классификация дебютов.

Блок 3.

  1. Дебют четырёх коней.

  2. Шотланская партия.
  3. Защита Каро-Канн.
  4. Ферзевой гамбит.

Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания.

  1. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.
  2. Учебные партии с 1 по11.

  3. Развитие фигур.

Проведение занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных

  1. Владение открытыми линиями.

Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.

  1. Слабые и сильные поля.

  2. Ослабление позиции короля.

Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

  1. Контрольные упражнения.

Блок 4.

  1. Как не надо и как надо атаковать короля.

  2. Атака на слабый пункт f7 f2.
  3. Атака на не рокированногокороля

Решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.

  1. Не рокируй под атаку.

  2. Атака при односторонних рокировках.
  3. Расположение пешек после рокировки.
  4. Фигурная атака.

Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. Сеансы одновременной игры.

  1. Атака по слабым полям.


Закончив первый  год обучения учащийся должен знать:

  • правила игры вшахматы;
  • права и обязанности игрока;
  • иметь представление о истории и происхождениишахмат;
  • основные понятия о тактике и стратегии.

Должен уметь:

  • применять указанные знания на практике;
  • концентрировать внимание, ценитьвремя;
  • играть в шахматы судовольствием.

Второй  год обучения . (35часов)

Блок 1.

  1. Повторение пройденного материала изученного за год.

  2. Игровая практика (нач.игры)
  3. Три правила дебюта.
  4. Основные цели дебюта.

Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.

  1. Слабые и сильные поля.

  2. «Силовые» методы в шахматах.
  3. Ослабление позиции короля.
  4. Нападение и защита.Размен.

Блок 2.

  1. Жертва,угроза.

  2. Форсированный вариант.
  3. Оценкапозиции.
  4. Быстрое развитие фигур.
  5. Развитие фигур-основ новый принцип в дебюте.
  6. Пешечные слабости.

Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие.

Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур.

  1. Развитие фигур и борьба за центр вдебюте.

  2. Классификация дебютов.

Блок 3.

  1. Ферзевой гамбит.

  2. Преимущество в развитии.

Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как

активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

  1. Владение открытыми линиями.

  2. Ослабление позиции короля.
  3. Преимущество впространстве.
  4. Двойной удар.
  5. Открытое нападение.
  6. Связка.
  7. Завлечение.


Блок 4.

  1. Отвлечение.

  2. Уничтожение защиты.
  3. Освобождение пространства(поля илилинии)
  4. Блокирование поля(или нескольких полей)
  5. Перезарузка фигур.
  6. Разрушение пешечного прикрытия.
  7. Атака на короля.
  8. Практические занятия.
  9. Анализ партий лучших шахматистов.
  10. Анализ партий лучших шахматистов.

                       Требования к знаниям и умениям 2 года обучения

Закончив второй  год обучения учащиеся должны знать:

  • Историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионовмира;
  • Правила разыгрывания основных дебютов иокончаний;
  • Основы тактики и стратегиишахмат;
  • Порядок проведения и организацию шахматных соревнований(турниров)
  • Правила этикета при игре в шахматы и ихвыполнение.

Закончив второй  год обучения учащиеся должны уметь:

  • Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своейигре;
  • Строить и реализовывать свои стратегическиепланы;
  • Осознавать свои ошибки и видеть ошибкисоперников


                                   6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности.

6класс (35 часов)

№ п/п

Тема раздела, кол-во часов

Содержание

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты

1.

Шахматные дебюты        (11 часов)

Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы.

Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание

фигур.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений,        путем логических        задач                и проведения дидактических игр.

Выделять закономерности. Ориентироватьсяв                своей системе        знаний:        отличать новое от уже известного с помощьюучителя.

Определять        и

формулировать цель деятельности        с        помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Высказывать своё предположение (версию) Работать по предложенному учителем плану.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать        такие шахматные объекты, как ходы шахматныхфигур.

Анализировать ситуацию, устанавливать        причинно- следственные связи.

Называть        предметы        по описанию.

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой;

Демонстрировать целенаправленное                        и осмысленное наблюдение. уметь        проводить элементарные комбинации; Планировать нападение        на фигуры        противника, организовать защиту своих

Закончив первый год обучения учащийся должен знать:

  • правила игры в шахматы;
  • права и обязанности игрока;
  • иметь

представление о истории и происхождении шахмат;

· основные понятия о тактике и стратегии.

Должен уметь:

·

применять указанные знания на практике;

·

концентрировать внимание, ценить время;

  • играть в шахматы с удовольствием.

2.

Шахматные партии(4 часа)

Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные.

Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие.

Карлсбаденская структура. Пешечный перевес.

Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как

активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

3.

Классификация дебютов (3 часа)

Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта.

Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр.

Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат.

Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.

4.

Виды защиты (9 часов)

О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта.

5.

Атака с разных полей (8 часов)

Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучшихшахматистов.

фигур;

Ориентироваться на шахматной        доске,        в шахматной нотации; Определять последовательно сть событий;

Выявлятьзакономерности        и проводитьаналогии.


  1. класс (35 часов)

№ п/п

Тема раздела, кол-во часов

Содержание

Характеристика

основных видов деятельности

Планируемые результаты

1.

Основные позиции (10 часов)

Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка.

Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар.

Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата.

Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

Обозначение шахматных        фигур и терминов. Запись начального положения.

Краткая                и полная шахматная нотация.                                        Запись шахматной партии. Игровая                        практика (с                                записью шахматной партии или        фрагмента шахматной партии).

Достижение

материального перевеса.

Дидактические игры        и        задания»

Выигрыш материала»

(выигрыш                        ладьи, слона,                                        коня). Игровая        практика. Дидактические игры        и                задания

«Защита» (уничтожение атакующей

фигуры, уход из- под боя). Ферзь и король против

Требования к знаниям и умениям 2 года обученияЗакончив второй  год обучения учащиеся должны знать:

  • Историю

мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов

мира;

  • Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;
  • Основы тактики и стратегиишахмат;
  • Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)
  • Правилаэтикета при игре в шахматы и ихвыполнение.

Закончив шестой год обучения учащиеся должны уметь:

Уверенно

2.

Развитие

фигур(6 часов)

Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные.

Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие.

Карлсбаденская структура. Пешечный перевес.

Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять

факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры.

Практическое управление по основам стратегии.


3.

Гамбиты(2 часа)

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды

преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции.

короля.

Дидактические игры        и        задания

«Шах        или        мат»,

«Мат        или        пат»,

«Мат  в  один ход»,

«На        крайнюю линию», «Вугол»,

«Ограниченный

король»,        «Мат        в два хода».

применять

тактические приемы и сочетать их в своей игре;

  • Строить и реализовыватьсвои стратегические планы;
  • Осознавать свои ошибки и видеть ошибкисоперников

.

4.

Перезагрузка фигур

(9 часов)

Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением        защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка.Контрудар.

Связи фигур. Двойной удар

5.

Атака с разных полей (8 часов)

Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ        партий        лучших шахматистов.


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Сухин И.Г. Шахматы, первый год. М.: Просвещение,1996.
  2. Сухин И.Г. Шахматы, второй год. М.: Просвещение,1996.

3.       Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Первый год обучения .М.: Просвещение,2017г.               

4.       Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Второй  год обучения .М.: Просвещение,2017г.               

5.       Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Третий  год обучения .М.: Просвещение,2017г.

6.        Сухин И.Г.Шахматы, первый год. Задачник. Обнинск. Духовное возрождение.2010г.     

                                                                        Материально-техническое обеспечение

  • шахматные доски с набором шахматных фигур
  • шахматные часы
  • интерактивная доска
  • компьютер учителя

8. Планируемые результаты изучения курса

В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально-одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • Текущий:
  • оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

  • Содержательный контроль и оценка результатов  обучающихся  предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком   и   не   допускает   сравнения   его   с   другими   детьми.  
  • Динамика развития учащихся фиксируется учителем:

внутренняя  система  оценки        на   основе  сформированности        целеполагания, развития контроля, самооценки.внешняя система оценки на основе результативности участия в турнирах, викторинах; беседы с родителями. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Результаты образовательной деятельности:

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным    результатом     обучения считается     умение     сыграть     по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...