Дополнительная общеразвивающая программа "Спицы+ крючок"
рабочая программа на тему

хохолева светлана анатольевна

Программа обучения ручному вязанию детей 10-17 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spitsykryuchok.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное    учреждение

дополнительного образования  

Темкинский Дом   творчества

«Утверждаю»                                                                            Принята на педсовете

Директор________________                                                    Дома   творчества

«___»____________20__ г.                                                     протокол №________

                                                                                                     От «__»___________ 20__ г.

                      П Р О Г Р А М М А

   «   СПИЦЫ  +  КРЮЧОК »

                                  Направление:

                                      

                                                   художественное

                                      Возраст обучающихся:      10 - 17 лет

                                      Сроки реализации : 2 года

                                       Составитель: 

                               

                                  Педагог дополнительного образования

                                   Хохолева Светлана Анатольевна

                          с.  Темкино

 

Ручное вязание – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий, при условии овладения всеми его секретами, безграничный простор для фантазии, для творчества.
Занимаясь вязанием, постигая свойства вещей, дети невольно сами формируют себя и образ окружающего мира, приобщаются к ремеслу, которое пригодится им в жизни

Художественное вязание является исконным народным ремеслом. Ни один человек с самого раннего детства не обходится в своём гардеробе без вязаных вещей.

Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.

Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями мастеров, традициями народных ремёсел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ кружковцев.

При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Художественное вязание требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим оно представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально востребованными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах.

 Цель и задачи программы

      Основной целью  образовательной программы является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных личностных, социокультурных, духовных, образовательных потребностей и запросов детей. Создание возможностей для творческого развития и приобщения к культурным ценностям каждого занимающегося в коллективе. 

   Обучить приемами вязания крючком и технике выполнения изделий, подготовить воспитанников профессиональному самоопределению, стимулировать творческую деятельность одаренных детей.

  В процессе достижения поставленной  цели необходимо решать следующие    задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

     научить четко выполнять основные приемы вязания;

     формировать технические навыки и приемы в выполнении вязаных изделий

     обучить свободному пользованию схемами из журналов по вязанию;

     приобщить экономному отношению к используемым материалам;

     научить применять полученные знания на практике.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

     прививать интерес к культуре своей  Родины, к истокам народного творчества;

     эстетическое отношение к действительности;

     воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение      довести начатое дело до конца;

     формировать культуру взаимоотношений.

                    

РАЗВИВАЮЩИЕ:

     развивать творческие способности;

     развивать фантазию, эстетический и художественный вкус;

     формировать потребности нравственного совершенствования   своей личности.

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

учебные (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;

 Обучающиеся должны знать:

  1. Виды декоративно-прикладного творчества.
  2. Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.
  3. Безопасные приемы работы.
  4. Начальные сведения о цветовом сочетании.

Основные рабочие приемы Программа составлена на основе личного опыта. Программа состоит из двух уровней. Первый уровень- для начинающих. Предназначен для обучения основам вязания на спицах и крючком, умению читать схемы вязания,   основным принципам выполнения вязаных изделий. Второй уровень- совершенствование мастерства. Предполагает знакомство с различными инструментами и техниками  вязания: вилка, тенерифе, лум, тунисский крючок , различными видами кружева ( брюгге, румынское, ирландское) и т.п.

  1. вязания спицами, крючком , с использованием других инструментов..
  2. Условные обозначения вязальных петель.
  3. Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.

Должны уметь:

  1. Пользоваться схематичным описанием рисунка.
  2. Выполнять различные элементы вязания на спицах, крючком , с использованием других инструментов.
  3. Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.
  4. Подбирать инструменты и материалы для работы.
  5. В процессе работы ориентироваться на качество изделий

личностные (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в творческом объединении).

- сформированность интеллектуальной культуры,- развитие волевых качеств личности,

-развитие самостоятельности, ответственности, мотивации к обучению

метапредметные (выражающим способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуацияховладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;  

 

--овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог;

– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

       Программа способствует формированию ключевых компетенций. Таких как: компетентность в сфере взаимодействия школьника с самим собой и с другими людьми (личностная компетенция);

компетентность в сфере взаимодействия с обществом (социальная компетенция);

компетентность в сфере взаимодействия с природой (познавательная компетенция);

компетентность в сфере взаимодействия с человеческой деятельностью (предметно – деятельностная компетенция).

компетентность в сфере  работы с различными источниками информации(информационная компетентность)

   Контроль за освоением программы предусматривает промежуточный и  итоговый контроль.  

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 подгруппа

тема

Всего часов

В том числе теории

В том числе практики

1 Вводное занятие

2

2

-

2 Основные приемы вязания спицами

26

2

24

3 Практикум

44

44

4 Основные приемы вязания крючком

24

2

22

5 Практикум

44

44

6 Промежуточная аттестация

2

1

1

7 Итоговое занятие

2

1

1

                                   Всего часов

144

8

136

2 подгруппа  

тема

Всего часов

В том числе теории

В том числе практики

1 Вводное занятие

2

1

1

2Вязание с применением  инструментов : ( лум, тенерифе, вилка)

10

1

9

3 Различные техники вязания( фриформ  , тунисское вязание, пэчворк, брумстик, энтрелак, жаккард, интарсия))  

20

4

16

4 Волшебный мир кружева (брюггерское, румынское, ирландское)

14

2

12

5 Практикум. Выполнение изделий по выбору .

22

4

18

6 Итоговая аттестация

2

1

1

7 Итоговое занятие

2

1

1

                                   Всего часов

72

14

58

 

                 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы  обучения:

- словесные ( объяснение, беседа, сравнение, обобщение )

- наглядные ( объяснительно- иллюстрированный )

- практические ( отработка навыков, самостоятельная работа ).

Дидактический материал:

     Эскизы изделий, образцы изделий, образцы вязок, инструкционные карты, методические рекомендации, тренировочные упражнения.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1.   Л.С. Пучкова  Кружок вязания на спицах, М. «Просвещение» 1984 г
  2.   Т.И. Еременко Кружок вязания крючком М. «Просвещение» 1984 г
  3. М.В. Максимова Энциклопедия вязания М. Легпромбытиздат 1993
  4. Техника рукоделия Минск «Полымя» 1994

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. С.С. Павлович «Узоры вязания на спицах и крючком» Минск «Полямя» 1993
  2. Вязание крючком Обнинск ЭТЦ «Реал. И» 1992
  3. Э. А Фомичева «Начинаем вязать крючком и спицами» М.
  4. «Журнал Мод. Вязание»
  5. Ж. «Модный»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1 группа

  1. Вводное занятие  ( 1 занятие)

Цели и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Правила ТБ при работе с вязальными спицами и  крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом. Демонстрация готовых изделий. Организация рабочего места.  Знакомство с инструментами, материалами для работы. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна.

  1. Основные приемы вязания спицами  ( 11 занятий)

Набор петель начального ряда. Лицевая петля. Кромочная петля. Понятие и роль образца вязки. Вязание изнаночной петли. Понятие плотности вязания. Расчет необходимого для изделия числа петель по образцу вязания. Вязание образцов разной плотности. Закрепление петель последнего ряда.  Изменение формы вязаного изделия с помощью убавления и прибавления петель. Демонстрация приемов прибавления петель.   Узоры из лицевых и изнаночных петель

  1. Практикум (5 занятий)  

Выполнение изделий по выбору обучающихся. Индивидуальные консультации.

  1. Основные приемы вязания крючком (12 занятий)

Инструменты и материалы для вязания крючком. Воздушные петли, различные виды столбиков. Вязание прямоугольного и круглого полотна, прибавление и убавление петель. Основные виды вязок крючком.

  1. Практикум (5 занятий)

Выполнение изделий по выбору обучающихся. Индивидуальные консультации.

  1. Итоговая аттестация ( 1 занятие)

Итоговый контроль за освоением программы обучающимися. Теоретические и практические задания

7. Итоговое занятие)

     Подведение итогов учебного года. Задания на каникулярное время.

  1. группа

  1. Вводное занятие ( 1 занятие)

Знакомство с программой обучения. Демонстрация различных изделий, инструментов для вязание, просмотр журналов с креативными идеями вязания.

  1. Вязание с применением  инструментов : ( лум, тенерифе, вилка) ( 5 занятий)

Приемы вязания с применением инструментов: обучение различным приемам и отработка навыков.

  1. Различные техники вязания( фриформ крючком и спицами, тунисское вязание, пэчворк, брумстик, энтрелак) ( 6 занятий)

Демонстрация изделий в различных техниках, область их применения, материалы и инструменты. Основные приемы и особенности вязания.

  1. Волшебный мир кружева (брюггерское, румынское, ирландское) (6 занятий)

История и народные традиции изготовления кружева. Применение изделий и кружевных элементов. Основные приемы выполнения брюггерского, румынского, ирландского кружева.

  1. Практикум. Выполнение изделий по выбору . (16 занятий)

Индивидуальная работа по выполнению выбранных изделий. Выставка работ обучающихся.

  1. Итоговая аттестация ( 1 занятие)

Итоговый контроль за освоением программы обучающимися. Теоретические и практические задания

  1. Итоговое занятие ( 1 занятие)

Подведение итогов учебного года. Задания на каникулярное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования. Вязание крючком.

Программа разработана на основе авторской программы "Дом - семьЯ" Е.В.Волоховой, с учетом требований к программам дополнительного образования и предназначена для дополнительного образования....

Программа для дополнительного образования "Весёлый крючок"

  Вязание крючком издавна пользовалось большой популярностью у рукодельниц. Клубок ниток и небольшой инструмент – крючок - таят в себе неограниченные возможности для творческого труда. Крю...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования "Волшебный крючок"

Вязание – вид рукоделия очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе. Вязание крючком – прекрасн...


 

Комментарии

Дёгина Ольга Викторовна

Спасибо, очень полезно.