Программа дополнительного образования. Вязание крючком.
методическая разработка по теме
Программа разработана на основе авторской программы "Дом - семьЯ" Е.В.Волоховой, с учетом требований к программам дополнительного образования и предназначена для дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya._vyazanie_kryuchkom.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
«Чеускинская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по ВР Директор школы
_____________________ _____________________ _____________________ _____________________
« » 2013 г « » 2013 г
ПРОГРАММА
ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
«ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»
по программе «Дом – семьЯ» экспериментального курса предметной области «Технология». 5-11 классы под редакцией Е.В.Волоховой.
Составитель:
Фасхитдинова Г.Ю
учитель технологии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Приобщение детей к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.
В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно - прикладного искусства и применяется для изготовления одежды и оформления интерьера комнаты. Вязаным кружевом можно отделать платье, блузу, юбку, передник, носовой платок. Крючком можно связать дополнение к одежде: воротник и манжеты, шаль, шарф, шапочку. Для интерьера комнаты – занавеску, дорожку, накидку на кресло, наволочку для диванной подушки, сервировочный комплект, салфетку и т.д.
Вязанию крючком могут обучаться школьники с 1 класса. Легкому осваиванию техники вязания, способствуют быстрые результаты труда.
Вязание крючком не требует сложного оборудования: крючки различной толщины, катушечные нитки, нитки «Ромашка», «Гарус», «Ирис», «Пингвин»; шерстяная пряжа; нитки от старых распущенных трикотажных изделий.
Отличительной особенностью данной программы является
обеспечение преемственной связи в содержании учебного материала, реализации развивающей и воспитывающей функции с учетом возрастных особенностей детей.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, носит практико-ориентированный характер и создаёт оптимальные условия для обучения детей и подростков навыкам вязания крючком, решения актуальных проблем эстетического и нравственного воспитания
Актуальность данной программы продиктована тем, что в настоящее время возрастает интерес к рукоделию. Это влечёт за собой увеличение количества детей, желающих освоить основы вязания крючком.
Программа разработана на основе авторской программы «Дом – семьЯ» экспериментального курса предметной области «Технология». 5-11 (12) классы /Министерства общего и профессионального образования РФ; Под ред. Е.В.Волоховой. – С.-Пб.: «Русский издательский дом», 1997. с учётом требований к программам дополнительного образования Министерства образования Российской федерации и предназначена для дополнительного образования.
Цели:
- развитие творческих способностей и формирование эстетических потребностей детей;
- развитие детского самовыражения, личных качеств;
- формирование здорового образа жизни;
- гармоничное развитие личности.
Задачи:
- накопление и осмысление опыта художественной народной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям;
- воспитание интереса к работе мастеров ручного вязания, творческого отношения к труду;
- накопление и осмысление опыта самостоятельной, творческой деятельности, формирование творческого воображения, фантазии;
- развитие способности к активной трудовой деятельности, желания создавать красоту своими руками.
Данная программа является образовательной, развивающей.
Программа рассчитана на один год.
Возраст воспитанников от 11 до 12 лет.
Вид группы - профильный.
Состав группы - постоянный.
Наполняемость группы – 12-18 человек.
Форма занятий – групповая, индивидуальная.
Срок реализации программы – 1 год.
Общее количество часов в год - 37 часа.
Количество занятий в неделю –1 час 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия — 45 минут.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо иметь:
а) помещение: просторное, хорошо проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением;
б) мебель: столы, стулья, шкафы для хранения методических пособий, инструментов и подручных средств;
в) оборудование: компьютер, принтер, копировальный аппарат, гладильная доска, утюг;
г) материалы и инструменты: пряжу, нитки, крючки вязальные, ножницы, иголки, наперстки, линейки;
д) методическое обеспечение: дидактические, наглядно-иллюстративные, контрольно-проверочные материалы;
е) участие в творческих выставках, мероприятиях, праздниках.
Особенности методики обучения
Обучение, по данной программе планируется с учётом возрастных особенностей детей.
Основной формой организации учебно-воспитательной деятельности является проведение групповых практических с получением теоретических знаний.
Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, информацию познавательного характера, беседы, просмотр готовых изделий фото и видео материалов. В теоретическую часть так же входит знакомство с историей вязания, изучение условных обозначений, посещение школьного музея, с целью знакомства с изделиями выполненными жителями родного поселка, с охраной труда, правилами безопасности, санитарии и гигиены.
Практические занятия направлены на формирование умений и навыков по вязанию крючком, на отработку правильного положения рук при вязании, на четкое выполнение приемов вязание, на умение пользоваться схемами.
Процесс обучения построен по принципу последовательного перехода от простого к сложному параллельно с практическим обучением.
Творческая работа учащихся и педагога, взаимосвязана между собой:
дети участвуют в творческой работе педагога, а педагог помогает созданию творческих работ воспитанников, не нарушая при этом их индивидуальность, не навязывая им своё мнение. В процессе создания творческих работ, детям предоставляется возможность проявить свою фантазию, воображение, собственное видение достижения поставленной цели.
Методы – словесные, наглядные, практические, исследовательские, мотивационно-стимулирующие. Чаще всего эти методы сочетаются в ходе одного занятия.
Формы занятий: традиционные, нестандартные.
В основу курса обучения положены следующие принципы:
- сознательности и активности, предусматривающий сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей интереса к овладению основных элементов вязания крючком;
- доступности, который требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения сложности осваиваемого материала и соблюдение в обучении элементарных дидактических правил: от известного – к неизвестному, от лёгкого к трудному, от простого к сложному;
- системности - предусматривает непрерывность процесса формирования навыков; чередование работы и отдыха, определённую последовательность выполнения заданий;
Реализация программы предполагает широкое использование компьютерных технологий (работа с Интернет-сайтами, сканирование, увеличение и размножение материала).
Содержание программы
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ (1 час)
Теоретические сведения. История вязания. Виды и свойства пряжи и нитей. Виды вязания. Инструменты и приспособления для вязания.
Практические работы. Подбор крючков по толщине нити.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕТЕЛЬ И ВЯЗОК (7 часов)
Теоретические сведения. Воздушная петля. Цепочка. Столбик без накида. Полустолбик. Столбик с одним и двумя накидами. Вывязывание двух, трех и более столбиков из одного. Пико. Рачий шаг. Увеличение и уменьшение ширины вязания.
Практические работы. Изготовление образцов вязок.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕЛКИХ ВЯЗАНЫХ ИЗДЕЛИЙ (7 часов)
Теоретические сведения. Технология вязания цветов и листьев, игольницы, завязок для волос, прихватки.
Практические работы. Изготовление мелких вязанных изделий: цветов и листьев, игольницы, завязок для волос, прихватки.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ АЖУРНЫХ УЗОРОВ. (14 часов)
Теоретические сведения. Чтение схем. Вязание простых узоров: «ракушка», «рогатка», «веер», филейное вязание, вязание по схемам.
Практические работы. Изготовление образцов узоров: «ракушка», «рогатка», «веер», филейное вязание, вязание по схемам.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЯЗАНОГО ИЗДЕЛИЯ. ПРОСТОЕ ПАННО (6 часов)
Теоретические сведения. Расчет плотности вязания и технология изготовления изделия.
Практические работы. Изготовление ажурного изделия. Определение себестоимости.
ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (1час)
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ ВЫСТАВКЕ (1час)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Материалы и инструменты | 1 | 1 | - |
2 | Основные виды петель и вязок | 7 | 1 | 6 |
3 | Изготовление мелких вязаных изделий. | 7 | 1 | 6 |
4 | Изготовление ажурных узоров. Вязание простых узоров. | 3 | 1 | 2 |
5 | Изготовление ажурных узоров. Чтение схем. | 1 | 1 | - |
6 | Изготовление ажурных узоров. Вязание по схемам. | 10 | 1 | 9 |
7 | Изготовление вязаного изделия. Простое панно. | 6 | 1 | 5 |
9 | Экскурсия в школьный музей | 1 | 1 | - |
10 | Подготовка к итоговой выставке | 1 | 1 | - |
ИТОГО | 37 | 9 | 28 |
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения воспитанники должны
знать:
- основные приемы вязания;
- условные обозначения;
- соотношение номера пряжи и крючка;
- особенности пряжи;
- способы плотного вязания;
- способы вязания ажурных узоров;
- правила ТБ и санитарии;
уметь:
- правильно набирать петли;
- выполнять основные приемы вязания;
- прибавлять и убавлять петли;
- выполнять ажурные узоры;
- вязать по простым схемам;
- совершенствовать навыки в работе;
- соблюдать правила ТБ и санитарии.
Методическое обеспечение программы.
Дидактические материалы:
- технологические карты, таблицы, схемы;
- образцы изделий;
- иллюстративный материал, фото, видео материал.
Литература для педагога и учащихся
Название | Автор, издательство | Год |
Рукоделие | Энциклопедия/Д.В. Нестерова. – М.:АСТ | 2007 |
Рукоделие | Еременко П.И. Лекг.пром.издат. Москва. | 1989 |
Рукоделие для детей | Калинин М. Полымя. Белорусь. | 1997 |
Азбука вязания. | Столярова М.В. М.: «Культура и традиции» | 2000 |
Вязание крючком | Обнинск ЭТЦ «Реал. И» | 1992 |
Для тех, кто вяжет | Под ред. Л.Ю.Киреевой- СПб., СКФ., «Человек» | 1992 |
Забавные поделки крючком и спицами | Тарасенко С.Ф. - М.: Просвещение | 1992 |
Быстрый крючок | Максимова М.В., Кузьмина М.А.- М.: КСМО-Пресс | 1999 |
Азбука вязания. | Столярова М.В. М.: «Культура и традиции» | 2000 |
Вязанные игрушки. | Максимова А.М. – М.: Легпромбытиздат. | 1992 |
Вязанные игрушки. | Алла Столярова, Культура и традиции | 2000 |
Мягкая игрушка | Войдинова Н.М. М.: Изд-во ЭКСМО | 2004 |
Кружок изготовления игрушек и сувениров | Молотоварова О.С. Просвещение. Москва. | 1983 |
Перечень учебного оборудования
Мебель:
-столы ученические
-стулья
-шкаф для хранения методических пособий
-шкаф для хранения инструментов и подручных средств
-стол демонстрационный
-стул офисный
-стол журнальный
Оборудование:
-компьютер
-принтер
-копировальный аппарат
Инструменты:
- крючки вязальные
- линейки
- ножницы
- швейные иголки
- наперстки.
Материалы:
- пряжа
- нитки.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата | Факт |
1 | Материалы и инструменты | 1 | ||
2 | Основные виды петель и вязок | 1 | ||
3 | Основные виды петель и вязок | 1 | ||
4 | Основные виды петель и вязок | 1 | ||
5 | Основные виды петель и вязок | 1 | ||
6 | Основные виды петель и вязок | 1 | ||
7 | Основные виды петель и вязок | 1 | ||
8 | Основные виды петель и вязок | 1 | ||
9 | Изготовление мелких вязаных изделий. | 1 | ||
10 | Изготовление мелких вязаных изделий. | 1 | ||
11 | Изготовление мелких вязаных изделий. | 1 | ||
12 | Изготовление мелких вязаных изделий. | 1 | ||
13 | Изготовление мелких вязаных изделий. | 1 | ||
14 | Изготовление мелких вязаных изделий. | 1 | ||
15 | Изготовление мелких вязаных изделий. | 1 | ||
16 | Изготовление ажурных узоров. Вязание простых узоров. | 1 | ||
17 | Изготовление ажурных узоров. Вязание простых узоров | 1 | ||
18 | Изготовление ажурных узоров. Вязание простых узоров | 1 | ||
19 | Изготовление ажурных узоров. Чтение схем. | 1 | ||
20 | Изготовление ажурных узоров. Вязание по схемам. | 1 | ||
21 | Изготовление ажурных узоров. Вязание по схемам. | 1 | ||
22 | Изготовление ажурных узоров. Вязание по схемам. | 1 | ||
23 | Изготовление ажурных узоров. Вязание по схемам. | 1 | ||
24 | Изготовление ажурных узоров. Вязание по схемам. | 1 | ||
25 | Изготовление ажурных узоров. Вязание по схемам. | 1 | ||
26 | Изготовление ажурных узоров. Вязание по схемам. | 1 | ||
27 | Изготовление ажурных узоров. Вязание по схемам. | 1 | ||
28 | Изготовление ажурных узоров. Вязание по схемам. | 1 | ||
29 | Изготовление ажурных узоров. Вязание по схемам. | 1 | ||
30 | Изготовление вязаного изделия. Простое панно. | 1 | ||
31 | Изготовление вязаного изделия. Простое панно. | 1 | ||
32 | Изготовление вязаного изделия. Простое панно. | 1 | ||
33 | Изготовление вязаного изделия. Простое панно. | 1 | ||
34 | Изготовление вязаного изделия. Простое панно. | 1 | ||
35 | Изготовление вязаного изделия. Простое панно. | 1 | ||
36 | Экскурсия в школьный музей | 1 | ||
37 | Подготовка к итоговой выставке | 1 | ||
ИТОГО | 37 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»
Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса...
Программа для дополнительного образования "Весёлый крючок"
Вязание крючком издавна пользовалось большой популярностью у рукодельниц. Клубок ниток и небольшой инструмент – крючок - таят в себе неограниченные возможности для творческого труда. Крю...
Программа дополнительного образования детей «Технология художественного вязания» 7 класс
Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы крючком. ...
«Техника вязания, виды петель» Методическая разработка раздела программы дополнительного образования детей «Волшебная петелька» для детей 10-12 лет
Техника вязания – виды петель: раздел первого года обучения,образовательной программы "Волшебная петелька",включает изучение технологии вязания крючком. Работа по схеме, искусство составления ко...
Образовательная программа дополнительного образования «ВЯЗАНИЕ». Возрастной диапазон - 11 – 14 лет. Срок реализации программы – 3 года.
Дополнительная образовательная программа основного курса «Вязание» является составной частью учебно-методического комплекса МОУ ДОдД «Центр дополн...
Образовательная программа дополнительного образования детей детского объединения «Вязание крючком»
Программа рассчитана на детей 8-15 лет. Срок реализации 2 года....
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования "Волшебный крючок"
Вязание – вид рукоделия очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе. Вязание крючком – прекрасн...