Программа дополнительного образования. Вязание крючком.
методическая разработка по теме

Фасхитдинова Гюзель Юсуповна

Программа разработана на основе авторской программы "Дом - семьЯ" Е.В.Волоховой, с учетом требований к программам дополнительного образования и предназначена для дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

общеобразовательное бюджетное учреждение

«Чеускинская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО:                                                       УТВЕРЖДАЮ:                                                                              Зам. директора по ВР                                                    Директор школы                                                                              

_____________________                                               _____________________                                                                                          _____________________                                               _____________________                                                                                                                                      

  «       »                  2013 г                                                «       »                    2013 г

ПРОГРАММА

ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

«ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»

по программе «Дом – семьЯ»  экспериментального курса предметной области «Технология».  5-11 классы   под  редакцией Е.В.Волоховой.

                                                                             Составитель:

                                                                                       Фасхитдинова Г.Ю

                                                                                                 учитель технологии                      

                                                                                                     

2013– 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Приобщение детей к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

           В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно - прикладного искусства и применяется для  изготовления одежды и оформления  интерьера комнаты. Вязаным кружевом можно отделать платье, блузу, юбку, передник, носовой платок. Крючком можно связать дополнение к одежде: воротник и манжеты, шаль, шарф, шапочку. Для интерьера комнаты – занавеску, дорожку, накидку  на кресло, наволочку для диванной подушки, сервировочный комплект, салфетку и т.д.

           Вязанию крючком могут обучаться школьники с 1 класса. Легкому осваиванию техники вязания, способствуют быстрые результаты труда.

            Вязание крючком не требует сложного оборудования: крючки различной толщины, катушечные нитки, нитки «Ромашка», «Гарус», «Ирис», «Пингвин»; шерстяная пряжа; нитки от старых распущенных трикотажных изделий.

         Отличительной особенностью данной программы является

обеспечение преемственной связи в содержании учебного материала, реализации развивающей и воспитывающей функции с учетом возрастных особенностей детей.

         Программа имеет художественно-эстетическую направленность, носит практико-ориентированный характер и создаёт оптимальные условия для обучения детей и подростков навыкам вязания крючком, решения актуальных проблем эстетического и нравственного воспитания

      Актуальность данной программы продиктована тем, что в настоящее время возрастает интерес к рукоделию. Это влечёт за собой увеличение количества детей, желающих освоить основы вязания крючком.

     Программа  разработана  на основе авторской программы «Дом – семьЯ»  экспериментального курса предметной области «Технология». 5-11 (12) классы /Министерства общего и профессионального образования РФ; Под  ред. Е.В.Волоховой. – С.-Пб.: «Русский издательский дом», 1997. с учётом требований к программам дополнительного образования Министерства образования Российской федерации и предназначена  для дополнительного образования.

Цели:  

  • развитие творческих способностей и формирование эстетических потребностей детей;
  • развитие детского самовыражения, личных качеств;
  • формирование здорового образа жизни;
  • гармоничное развитие личности.

Задачи:

  • накопление и осмысление опыта художественной   народной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям;
  •  воспитание  интереса к работе мастеров ручного вязания, творческого отношения к труду;
  • накопление  и  осмысление  опыта самостоятельной, творческой  деятельности,  формирование творческого воображения, фантазии;
  • развитие способности к активной трудовой деятельности, желания создавать красоту своими руками.

     Данная программа является образовательной, развивающей.

Программа рассчитана на один год.

Возраст воспитанников   от 11 до  12 лет.

Вид группы - профильный.

Состав группы - постоянный.

Наполняемость группы – 12-18 человек.

Форма занятий – групповая, индивидуальная.

Срок реализации программы – 1 год.

Общее количество часов в год  - 37 часа.

Количество занятий в неделю –1 час 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия — 45  минут.

Условия реализации программы

     Для успешной реализации программы необходимо иметь:

а) помещение: просторное, хорошо проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением;

б) мебель: столы, стулья, шкафы для хранения методических пособий, инструментов и подручных средств;

в)  оборудование: компьютер, принтер, копировальный аппарат, гладильная доска, утюг;

г)  материалы и инструменты: пряжу, нитки, крючки вязальные, ножницы, иголки,  наперстки, линейки;

д)  методическое обеспечение: дидактические, наглядно-иллюстративные, контрольно-проверочные материалы;

е)   участие в творческих выставках, мероприятиях, праздниках.

Особенности методики обучения

     Обучение, по данной программе планируется с учётом возрастных особенностей детей.

     Основной формой организации учебно-воспитательной деятельности является проведение групповых практических с получением теоретических знаний.

     Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, информацию познавательного характера, беседы, просмотр готовых изделий фото и видео материалов. В теоретическую часть так же входит знакомство  с историей вязания, изучение условных обозначений, посещение школьного музея, с целью знакомства с изделиями выполненными жителями родного поселка, с охраной труда, правилами безопасности, санитарии и гигиены.

    Практические занятия направлены на формирование умений и навыков по вязанию крючком, на отработку правильного положения рук при вязании, на четкое выполнение приемов вязание, на умение пользоваться схемами.

     Процесс обучения построен по принципу последовательного перехода от простого к сложному параллельно с практическим обучением.

     Творческая работа учащихся и педагога, взаимосвязана между собой:

 дети участвуют в творческой работе педагога, а педагог помогает созданию творческих работ воспитанников, не нарушая при этом их индивидуальность, не навязывая им своё мнение. В процессе создания творческих работ, детям предоставляется возможность проявить свою фантазию, воображение, собственное видение  достижения поставленной цели.

    Методы – словесные, наглядные, практические, исследовательские, мотивационно-стимулирующие. Чаще всего эти методы сочетаются в ходе одного занятия.

     Формы занятий: традиционные, нестандартные.

   В основу курса обучения положены следующие принципы:

  • сознательности и активности, предусматривающий сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей интереса к овладению основных элементов вязания крючком;
  • доступности, который требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения сложности осваиваемого материала и соблюдение в обучении элементарных дидактических правил: от известного – к неизвестному, от лёгкого к трудному, от простого к сложному;
  • системности - предусматривает непрерывность процесса формирования навыков; чередование работы и отдыха, определённую последовательность выполнения заданий;

     Реализация программы предполагает широкое использование  компьютерных технологий (работа с Интернет-сайтами, сканирование, увеличение и размножение материала).

Содержание программы

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ (1 час)

  Теоретические сведения. История вязания. Виды и свойства пряжи и нитей. Виды вязания. Инструменты и приспособления для вязания.

  Практические работы. Подбор крючков по толщине нити.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕТЕЛЬ И ВЯЗОК (7 часов)

 

  Теоретические сведения. Воздушная петля. Цепочка. Столбик без накида.  Полустолбик. Столбик с одним и двумя накидами. Вывязывание двух, трех и более столбиков из одного. Пико. Рачий шаг. Увеличение и уменьшение ширины вязания.

  Практические работы. Изготовление образцов вязок.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕЛКИХ ВЯЗАНЫХ ИЗДЕЛИЙ (7 часов)

 

  Теоретические сведения. Технология вязания цветов и листьев, игольницы, завязок для волос, прихватки.

  Практические работы. Изготовление мелких вязанных изделий: цветов и листьев, игольницы, завязок для волос, прихватки.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ АЖУРНЫХ УЗОРОВ. (14 часов)

 

  Теоретические сведения. Чтение схем. Вязание простых узоров:  «ракушка», «рогатка», «веер», филейное вязание, вязание по схемам.

  Практические работы. Изготовление образцов узоров: «ракушка», «рогатка», «веер», филейное вязание, вязание по схемам.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЯЗАНОГО ИЗДЕЛИЯ. ПРОСТОЕ ПАННО (6 часов)

  Теоретические сведения. Расчет плотности вязания и технология изготовления изделия.

  Практические работы. Изготовление ажурного изделия. Определение себестоимости.

  ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (1час)

 

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ ВЫСТАВКЕ (1час)

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

          Тема занятий

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Материалы и инструменты

1

1

-

2

Основные виды петель и вязок

7

1

         6

3

Изготовление мелких вязаных изделий.

7

1

6

4

Изготовление ажурных узоров. Вязание простых узоров.

3

1

2

5

Изготовление ажурных узоров. Чтение схем.

1

1

-

6

 Изготовление ажурных узоров. Вязание   по схемам.

10

1

9

7

Изготовление вязаного изделия. Простое панно.

6

1

5

9

Экскурсия в школьный музей

1

1

-

10

Подготовка к итоговой выставке

1

1

-

ИТОГО

37

9

28

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения воспитанники должны

знать:           

  • основные приемы вязания;
  • условные обозначения;
  • соотношение номера пряжи и крючка;
  • особенности пряжи;
  • способы плотного вязания;
  • способы вязания ажурных узоров;
  • правила ТБ и санитарии;

     уметь:

  • правильно набирать петли;
  • выполнять основные приемы вязания;
  • прибавлять и убавлять петли;
  • выполнять ажурные узоры;
  • вязать по простым схемам;
  • совершенствовать навыки в работе;
  • соблюдать правила ТБ и санитарии.

Методическое обеспечение программы.

Дидактические материалы:

  • технологические карты, таблицы, схемы;
  • образцы изделий;
  • иллюстративный материал, фото, видео материал.

             

Литература для педагога и учащихся

Название

Автор, издательство

Год

Рукоделие

Энциклопедия/Д.В. Нестерова. – М.:АСТ

2007

Рукоделие

Еременко П.И. Лекг.пром.издат. Москва.

1989

Рукоделие для детей

Калинин М. Полымя. Белорусь.

1997

 Азбука вязания.

Столярова М.В. М.: «Культура и традиции»

2000

Вязание крючком

Обнинск ЭТЦ «Реал. И»

1992

Для тех, кто вяжет

Под ред. Л.Ю.Киреевой- СПб., СКФ., «Человек»

1992

Забавные поделки крючком и спицами

Тарасенко С.Ф. - М.: Просвещение

1992

Быстрый крючок

Максимова М.В., Кузьмина М.А.- М.:

КСМО-Пресс

1999

Азбука вязания.

Столярова М.В. М.: «Культура и традиции»

2000

Вязанные игрушки.

Максимова А.М. – М.: Легпромбытиздат.

1992

Вязанные игрушки.

Алла Столярова, Культура и традиции

2000

Мягкая игрушка

Войдинова Н.М. М.: Изд-во ЭКСМО

2004

Кружок изготовления игрушек и сувениров

Молотоварова О.С. Просвещение. Москва.

1983

Перечень учебного оборудования

 Мебель: 

-столы ученические

-стулья

-шкаф для хранения методических пособий

-шкаф для хранения инструментов и подручных средств

-стол демонстрационный

-стул офисный

-стол журнальный

Оборудование: 

-компьютер

-принтер

-копировальный аппарат

Инструменты:

- крючки вязальные

-  линейки

-  ножницы

-  швейные иголки

- наперстки.

Материалы:

- пряжа

- нитки.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

          Тема занятий

Кол-во

часов

Дата

Факт

1

Материалы и инструменты

1

2

Основные виды петель и вязок

1

3

Основные виды петель и вязок

1

4

Основные виды петель и вязок

1

5

Основные виды петель и вязок

1

6

Основные виды петель и вязок

1

7

Основные виды петель и вязок

1

8

Основные виды петель и вязок

1

9

Изготовление мелких вязаных изделий.

1

10

Изготовление мелких вязаных изделий.

1

11

Изготовление мелких вязаных изделий.

1

12

Изготовление мелких вязаных изделий.

1

13

Изготовление мелких вязаных изделий.

1

14

Изготовление мелких вязаных изделий.

1

15

Изготовление мелких вязаных изделий.

1

16

Изготовление ажурных узоров. Вязание простых узоров.

1

17

Изготовление ажурных узоров. Вязание простых узоров

1

18

Изготовление ажурных узоров. Вязание простых узоров

1

19

Изготовление ажурных узоров. Чтение схем.

1

20

Изготовление ажурных узоров. Вязание   по схемам.

1

21

Изготовление ажурных узоров. Вязание   по схемам.

1

22

Изготовление ажурных узоров. Вязание   по схемам.

1

23

Изготовление ажурных узоров. Вязание   по схемам.

1

24

Изготовление ажурных узоров. Вязание   по схемам.

1

25

Изготовление ажурных узоров. Вязание   по схемам.

1

26

Изготовление ажурных узоров. Вязание   по схемам.

1

27

Изготовление ажурных узоров. Вязание   по схемам.

1

28

Изготовление ажурных узоров. Вязание   по схемам.

1

29

Изготовление ажурных узоров. Вязание   по схемам.

1

30

Изготовление вязаного изделия. Простое панно.

1

31

Изготовление вязаного изделия. Простое панно.

1

32

Изготовление вязаного изделия. Простое панно.

1

33

Изготовление вязаного изделия. Простое панно.

1

34

Изготовление вязаного изделия. Простое панно.

1

35

Изготовление вязаного изделия. Простое панно.

1

36

Экскурсия в школьный музей

1

37

Подготовка к итоговой выставке

1

ИТОГО

37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»

Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса...

Программа для дополнительного образования "Весёлый крючок"

  Вязание крючком издавна пользовалось большой популярностью у рукодельниц. Клубок ниток и небольшой инструмент – крючок - таят в себе неограниченные возможности для творческого труда. Крю...

Программа дополнительного образования детей «Технология художественного вязания» 7 класс

Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы крючком. ...

«Техника вязания, виды петель» Методическая разработка раздела программы дополнительного образования детей «Волшебная петелька» для детей 10-12 лет

Техника вязания – виды петель: раздел  первого года обучения,образовательной программы "Волшебная петелька",включает изучение технологии вязания крючком. Работа по схеме, искусство составления ко...

Образовательная программа дополнительного образования «ВЯЗАНИЕ». Возрастной диапазон - 11 – 14 лет. Срок реализации программы – 3 года.

Дополнительная образовательная  программа  основного  курса «Вязание» является составной частью учебно-методического  комплекса   МОУ  ДОдД «Центр  дополн...

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования "Волшебный крючок"

Вязание – вид рукоделия очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе. Вязание крючком – прекрасн...