Программа кружка "Юный корреспондент"
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме
Программа кружка "Юный корреспондент"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Юный корреспондент" | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный корреспондент».
Пояснительная записка
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.
Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и творческого объединения юных журналистов должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.
Актуальность курса «Юнкор» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.
Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.
Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Определенный круг учащихся школы стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Курс «Юнкор» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли корреспондентов . Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).
Программа курса «Юнкор» рассчитана на детей 13-16 лет, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы. Программа комплексная, так как ориентирована на применение широкого комплекса знаний по изучаемым учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история, география. По целям обучения данная программа - социально-педагогическая.
Цели программы:
- дать представление о системе массовой коммуникации;
- познакомить с основами журналистского мастерства;
- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития;
- расширить кругозор обучающихся, развить владение словом.
В ходе достижения целей программы решаются задачи:
1. Обучающие:
- знакомство с принципами журналистской деятельности
- изучение основ журналистики
- формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта
2. Воспитывающие:
- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения
- привитие культуры общения с миром средств массовой информации
- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности
- формирование потребности в постоянном повышении информированности
- воспитание любви и уважения к школе
3. Развивающая:
- развитие творческих способностей, индивидуального мышления.
Успешное решение этих задач достигается путём изучения блока теоретических разделов программы с учётом постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных знаний и навыков. Практическая деятельность предусмотрена программой с самого начала изучаемого курса, поскольку только в тесном взаимодействии теории и практики происходит развитие творческого потенциала начинающих корреспондентов.
Таким образом, программа курса «Юнкор» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.
Учебный план (первый год обучения)
№ п/п | Наименование раздела. | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | Вступительная диагностика. | |
2 | Основные жанры публицистического стиля | 4 | 2 | 2 | Определение жанра. |
3 | Газетная журналистика | 13 | 8 | 5 | Написание заметки, очерка, репортажа. |
4 | Индивидуальная работа: консультирование по определению темы и редактированию работ | 2 | 1 | 1 | Редактирование текста. |
5 | Часы общения | 2 | 2 | Беседа по вопросам. | |
6 | Работа над номерами школьной газеты | 8 | 8 | Выпуск газеты | |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | Конкурс «Лучший юнкор» | |
9 | Итого | 35 | 13 | 22 |
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. ( 2 час)
Теория: Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба – главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Интересные факты из истории российской журналистики.
Практика: Вступительная диагностика. «Что я знаю о журналистике?»
Раздел 2. Основные жанры публицистического стиля ( 4 часа)
Теория: Беседа «Моя любимая газета». Публицистический стиль речи. Общая характеристика : сферы применения, жанры, стилевые особенности, средства языка. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной речи. Сходство и различие художественного и публицистического стилей.
Практическая работа с газетным и литературным материалом.
Раздел 3. Газетная журналистика ( 13 часов)
Теория: Заметка ( 3 часа) . Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметка, связанная с оценкой поступка. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка- вопрос. Заметка-просьба.
Практическая работа: написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ.
Теория: Хроника ( 1 час) Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов хроникёров. Информация и расширенная информация.
Практическая работа: написание расширенной информации. Анализ работ.
Интервью. ( 2 часа). Анализ образцов интервью, взятых из различных журналов и газет. Интервью-монолог. Интервью-диалог. Коллективное интервью. Интервью-зарисовка. Практическая работа: подготовка интервью. Анализ работ.
Теория: Анкетирование. ( 1 час) Виды анкетирования. Опрос. Составление анкет. Правила проведения и обработки анкет. Анализ и использование полученных материалов. Практическая работа: подготовка анкеты, проведение анкетирования, написание работы. Анализ работ.
Теория: Очерк. ( 1час). Очерк портретного характера. Проблемный очерк. Событийный очерк. Путевой очерк.
Практическая работа: написание очерка. Анализ работ.
Теория: Репортаж ( 3часа) Событийный репортаж. Тематический репортаж. Постановочный репортаж.
Практическая работа: написание репортажа. Анализ работ.
Теория: Газетные иллюстрации (1час) . Виды иллюстраций : репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции) .
Практическая работа: подготовка эскиза газетной иллюстрации.
Теория: Редактирование текста ( 1час). Исправление ошибок. Литературное редактирование и литературная правка текста.
Практическая работа: редактирование текста.
Раздел 4. Индивидуальная работа.( 2 часа) В ходе выполнения практических работ у учащихся могут возникнуть затруднения. Помощь в решении сложных проблем, совместный поиск тем для публикаций, консультации, коррекция и редактирование текстов. Работа со справочной литературой.
Раздел 5. Часы общения ( 2 часа) Темы для часов общения : « Если бы я был корреспондентом…», «Роль газеты в моей жизни», « Какие материалы в газетах мне больше всего нравятся».
Раздел 6. Работа над номерами школьной газеты . (8 часов)
Теория: Подготовка четырёх выпусков школьной газеты. Выбор названия газеты. Рубрики. Разработка тематики номеров.
Практическая работа: подготовка материалов номера к печати : написание, редактирование, подбор иллюстраций.
Раздел 7. Конкурс «Лучший юнкор» ( 2 час). Итоговое занятие.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1-2 | сентябрь | 2 | 15:00 – 17:00 | Беседа | 2 | Вводное занятие | Школа | Устный опрос |
3-4 | сентябрь | 16 | 15:00 – 17:00 | Беседа | 2 | Основные жанры публицистического стиля | Школа | Устный опрос |
5-6 | сентябрь | 30 | 15:00 – 17:00 | Лекция, практическое задание | 2 | Основные жанры публицистического стиля | Школа | Работа с текстом: определить жанр |
7-8 | октябрь | 14 | 15:00 – 17:00 | Беседа | 2 | Заметка | Школа | |
9 | октябрь | 28 | 15:00 – 16:00 | практическое задание | 1 | Заметка | Школа | Написать заметку |
10 | ноябрь | 11 | 15:00 – 16:00 | Лекция | 1 | Хроника | Школа | |
11-12 | ноябрь | 25 | 15:00 – 17:00 | Практические задания | 2 | Выпуск школьной газеты | школа | Выпуск школьной газеты № 1 |
13 | декабрь | 2 | 15:00 – 16:00 | Беседа, практическое задание | 1 | Анкетирование | школа | Составить анкету |
14 | декабрь | 16 | 15:00 – 16:00 | Лекция, практика | 1 | Очерк | школа | Написать очерк |
15-16 | январь | 13 | 15:00 – 17:00 | Практическое задание | 2 | Интервью | Школа, сельская администрация | интервью |
17-18 | Январь | 27 | 15:00 – 17:00 | Практические задания | 2 | Выпуск школьной газеты | Школа | Выпуск школьной газеты № 2 |
19-20 | Февраль | 10 | 15:00 – 17:00 | Лекция | 2 | Репортаж | Школа | |
21 | Февраль | 24 | 15:00 – 16:00 | Практическое задание | 1 | Репортаж | Школа | Написать репортаж |
22 | март | 2 | 15:00 – 16:00 | Лекция, практика | 1 | Газетные иллюстрации | Школа | Подготовить иллюстрации |
23 | Март | 16 | 15:00 – 16:00 | Практика | 1 | Редактирование текста | Школа | Отредактировать текст |
24-25 | Март | 23 | 15:00 – 17:00 | Практические задания | 2 | Выпуск школьной газеты | Школа | Выпуск школьной газеты № 3 |
26-27 | Апрель | 6 | 15:00 – 17:00 | беседа | 2 | Индивидуальная работа | Школа | |
28-29 | Апрель | 13 | 15:00 – 17:00 | беседа | 2 | Часы общения | Школа | Устный опрос |
30-31 | Апрель | 20 | 15:00 – 17:00 | Практика | 2 | Сбор материалов для спецвыпуска | Школа, магазины, ПогранЗастава, сельская администрация, детский сад. | |
32-33 | май | 18 | 15:00 – 17:00 | Практические задания | 2 | Выпуск школьной газеты | Школа | Выпуск школьной газеты № 4 |
34-35 | Май | 11 | 15:00 – 17:00 | Практические задания | 2 | Конкурс «Лучший юнкор» | Школа | Спецвыпуск. |
Ожидаемые результаты первого года обучения
В конце первого года обучения учащийся должен уметь:
• Находить в школьной жизни проблемы, способные стать материалом для публикации;
• Определять газетный жанр;
• В соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в письменных и устных высказываниях;
• Строить связные высказывания, используя различные жанры;
• Находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
• Проводить литературное редактирование и правку текста;
• Принять участие в подготовке каждого номера школьной газеты.
Учебный план (второй год обучения)
№ п/п | Наименование раздела. | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | Устный опрос | |
2 | Основные жанры публицистического стиля (повторение) | 1 | 1 | Устный опрос | |
3 | Газетная журналистика | 22 | 15 | 7 | Написание рецензии, путевых заметок. |
12 | Индивидуальная работа: консультирование по определению темы и редактированию работ | 2 | 1 | 1 | Беседа |
13 | Работа над номерами школьной газеты | 8 | 4 | 4 | Выпуск газеты |
14 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | Смотр достижений. Итоги | |
15 | Итого | 35 | 23 | 12 |
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. ( 1 час).
Теория: Цели и задачи второго года обучения. Беседа на тему: «Если бы я был редактором…» Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.
Раздел 2. Основные жанры публицистического стиля ( 1 час) .
Теория: Повторение основных особенностей жанров газетной публицистики.
Практика: Лабораторная работа с дидактическим материалом.
Раздел 3. Газетная журналистика (22 часа)
Теория: Путевые заметки (2 часа). Особенности данного публицистического жанра. Экскурсия по достопримечательностям села.
Практическая работа . Конкурс творческих работ. Анализ работ.
Теория: Зарисовка (2 часа). Особенности данного публицистического жанра.
Практическая работа. Сделать зарисовку. Анализ творческих работ.
Теория: Корреспонденция(2часа). Особенности публицистического жанра. Написание корреспонденции.
Практическая работа. Работа с поступившей корреспонденцией. Анализ работ.
Теория: Статья(4 часа). Передовая статья. Статья, обобщающая опыт работы. Проблемная статья. Критическая статья.
Практическая работа. Написание статьи. Анализ работ.
Теория: Обзор печати(2 часа). Тематический обзор. Общий обзор. Информационный обзор.
Практическая работа: Подготовка тематического обзора по заданным темам. Анализ работ.
Теория: Рецензия(2 часа). Рецензия на литературную тему. Рецензия на искусствоведческую тему.
Практическая работа. Написание рецензии на телепередачу. Анализ работ.
Теория: Технология вёрстки газеты(3 часа). Основные этапы вёрстки газеты. Использование различных видов газетных иллюстраций : репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, юмористический рисунок, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, репродукции.
Практическая работа: подготовка эскиза страницы газеты.
Теория: Редактирование текста(4 часа). Исправление ошибок. Литературное редактирование и литературная правка текста.
Практическая работа: редактирование текста.
Раздел 4. Индивидуальная работа.( 2 часа)
Теория: В ходе выполнения практических работ у учащихся могут возникнуть затруднения. Помощь в решении сложных проблем, коррекция публикаций, консультации, редактирование текстов.
Практическая работа: работа со справочной литературой. Работа в Интернете.
Раздел 5. Работа над номерами школьной газеты . (8 часов)
Теория: Подготовка четырех выпусков школьной газеты. Открытие новых рубрик. Разработка тематики номеров.
Практическая работа: подготовка материалов номера к вёрстке: написание, редактирование, подбор графических изображений, составление эскиза номера. Компьютерная вёрстка, размещение графических объектов.
Смотр достижений.( 2 часа). Итоговое занятие.
Календарно-тематическое планирование (второй год обучения)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | Беседа | 1 | Вводное занятие | Школа | Устный опрос | ||
2 | сентябрь | Беседа | 1 | Основные жанры публицистического стиля | Школа | Устный опрос | ||
3-4 | сентябрь | Лекция, экскурсия | 2 | Путевые заметки | Школа | Творческая работа | ||
5-6 | октябрь | Беседа, практика | 2 | Зарисовка | Школа | Сделать зарисовку | ||
7-8 | октябрь | Практическое задание | 2 | Корреспонденция | Школа | Устный опрос | ||
9-10 | ноябрь | Лекция
| 2 | Статья | Школа | Устный опрос | ||
11-12 | ноябрь | Практические задания | 2 | Выпуск школьной газеты | школа | Выпуск школьной газеты № 1 | ||
13-14 | декабрь | практическое задание | 2 | Статья | школа | Написать статью | ||
15-16 | декабрь | Лекция, практика | 2 | Обзор печати | школа | Подготовить обзор печати | ||
17-18 | январь | Лекция, практическое задание | 2 | Рецензия | Школа, сельская администрация | Написать рецензию на телепередачу | ||
19-20 | Январь | Практические задания | 2 | Выпуск школьной газеты | Школа | Выпуск школьной газеты № 2 | ||
21-22 | Февраль | Лекция | 2 | Технология верстки газеты | Школа | Устный опрос | ||
23 | Февраль | Практическое задание | 1 | Технология верстки газеты | Школа | Эскиз газетной страницы | ||
24-25 | Март | Беседа | 2 | Редактирование текста | Школа | |||
26-27 | Март | Практические задания | 2 | Выпуск школьной газеты | Школа | Выпуск школьной газеты № 3 | ||
28-29 | Апрель | Практика | 2 | Редактирование текста | Школа | Отредактировать текст | ||
3031 | Апрель | беседа | 2 | Индивидуальная работа | Школа | Устный опрос | ||
32-33 | май | Практические задания | 2 | Выпуск школьной газеты | Школа | Выпуск школьной газеты № 4 | ||
34-35 | Май | Практические задания | 2 | Смотр достижений | Школа | Итоги |
Ожидаемые результаты второго года обучения.
В конце второго года обучения учащийся должен уметь:
• Находить в жизни общества проблемы, способные стать материалом для публикации;
• Давать характеристику текста публицистического жанра;
• В соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план, совершенствовать содержание и языковое оформление публикации;
• Находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
• Проводить литературное редактирование и правку текста;
• Осуществлять подбор и вставку графических объектов в материал номера;
• Осуществлять компьютерный набор и вёрстку страниц.
Формы и методы, используемые на занятиях:
- групповые (лекции, беседы, практикумы, профессиональные игры);
-индивидуальные (консультации, редактирование материалов).
Условия реализации программы:
- наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты (компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат);
- методическое обеспечение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чёрный ящик" и "Белый лист" - эффективные педагогические приёмы реализации дополнительной образовательной программы "Обучение юных корреспондентов"
Краткое описание технологических приёмов из собственной методики преподавания основ журналистики....
Программа деятельности кружка "Собственный корреспондент"
Цель кружка "Собственный корреспондент" - это просветительская деятельность ученика через выпуск школьных стенгазет, чтобы каждый приходящий в школу ученик, учитель, родитель и гость могли ознак...
Рабочая программа кружка "Юный корреспондент"
Программа кружка "Юный корреспондент" знакомит учащихся с особенностями публицистического стиля, историей развития публицистики в России. Ребята учатся писать тексты разных жанров публицистического ст...
Программа кружка "Юный корреспондент"
В последнее время огромное внимание уделяется выпуску школьных газет.Из его страниц не только учащиеся, но и учителя и родители знакомятся со кшольными новостями. Работая в рамках кружка ребята ...
Программа факультативного курса "Юный корреспондент"
Данная программа предназначена для обучающихся 5 класса (первый год обучения). Состоит из следующих разделов: "Пояснительная записка", "Цели и задачи", "Методы и приемы", "Планируемые результаты курса...
Рабочая программа студии "Юный корреспондент"
В материале представлена рабочая программа кружка "Юный корреспондент"...