"Чёрный ящик" и "Белый лист" - эффективные педагогические приёмы реализации дополнительной образовательной программы "Обучение юных корреспондентов"
статья по теме

Устянина Злата Юрьевна

Краткое описание технологических приёмов из собственной методики преподавания основ журналистики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chyornyy_yashchik_i_belyy_list.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Использование в реализации дополнительной образовательной программы «Обучение юных корреспондентов» педагогических приёмов «чёрный ящик» и «белый лист» не может считаться собственно инновацией. Они вообще не новы (достаточно вспомнить популярную ТВ-программу «Что? Где? Когда?»), однако, применение их столь эффективно, что вполне актуально и сегодня, – это доказывают, например, организаторы всероссийской акции «Тотальный диктант», построенной как раз по принципу «чёрного ящика».      

Главная проблема современного образования – низкий уровень социальной адаптации подростков к жизни в обществе и к профессиональной деятельности. Дети выходят из учреждений образования неприспособленными к работе и защите собственных интересов, взглядов и принципов. Они слишком много мечтают и планируют, создавая виртуальную модель жизнедеятельности, которая разбивается о реальность, причиняя боль и разочарование в себе и в выбранной профессии. Журналистика – популярнейшая на сегодняшний день профессиональная сфера, в которой многие подростки делают первые профессиональные пробы в учреждениях дополнительного образования детей. И здесь всё зависит от педагогов:  или убедить подростка в том, что эта профессия не для него, и показать другие пути к творческой самореализации и профессиональному самоопределению (как зачастую и происходит), или развить его способности в твёрдое предпрофильное предпочтение, на основе которого ребёнок будет выбирать будущее учреждение образования и будущую профессию. В любом случае, главная цель занятий в ОУ ДОД – это создание воспитательно-образовательной среды для творческого и интеллектуального развития и предпрофильной подготовки подростка, а также его социальной адаптации. Юные корреспонденты – народ творческий, эмоциональный и спонтанный, полагающийся на своё вдохновение, что в корне неправильно с точки зрения предпрофильной подготовки.

Цель современных дополнительных образовательных программ, ориентированных на профессиональную ориентацию подростков, – в знакомстве детей с миром профессий в определённой профессиональной сфере и создании условий для профессиональных проб в доступной практико-ориентированной игровой форме.  

Суть педагогического приёма «чёрный ящик» заключается в том, чтобы дать ребёнку творческое задание на жёстких условиях. По условиям игры подросток получает задание не то, что он в данный момент может или хочет выполнить, а то, что досталось ему по жребию, по решению кого-то другого, что, как правило, и происходит в реальном мире.  

Пример 1. Вся группа юных корреспондентов сходила в музей изобразительного искусства  на выставку картин популярного художника. Все должны осветить эту экскурсию в своих учебных журналистских материалах. Первое, что должен сделать корреспондент – выбрать жанр будущего материала. Но не сам…  

Содержание «чёрного ящика»: заметка, аналитическая статья, обзорная статья, репортаж, рецензия, эссе, очерк, зарисовка, фельетон.  

В реальном мире журналист или пишет в том жанре, который требует редактор, или ищет другое издательство. Подростки выбрали «вслепую» жанр. А после этого можно провести занятие на повторение жанровых признаков каждого жанра из содержания «чёрного ящика». В данном случае, подросток тренирует умение писать в определённом жанровом каноне, умение сосредоточиться на конкретной задаче, совершенствует владение всем спектром профессиональных знаний о строении и художественном своеобразии текстов разных информационных, аналитических и художественных жанров журналистики.

Пример 2.  Изучаем тему: «Информационно-художественные жанры. Зарисовка». Зарисовки бывают разные: городские, пейзажные, бытовые, портретные, даже полевые и фронтовые. Среди бытовых можно выделить предметные и событийные зарисовки.

Содержание «чёрного ящика»: поездка в лес, экскурсия по городу, экскурсия в студенческий археологический лагерь, визит в дом ветеранов. Допустим, выпала пейзажная зарисовка и, соответственно, поездка в лес. Опять достаём «чёрный ящик»: небо, деревья, звуки леса, запахи леса, роса на траве или иней на ветках (характерные признаки времени года), следы животных или человека.

Или же вытянули предметную бытовую зарисовку. Для формирования профессиональной адаптации и профессиональных навыков это даже лучший вариант.  

Содержание «чёрного ящика»: губная помада, блокнот, флэшка, шнурок, пуговица,  конфета, автоматическая ручка, мыло, чайный пакетик, домашний тапочек, зонт, вилка, сотовый телефон, скрепка, резинка для волос, игральные карты, фонарик, отвёртка и др.

Мальчики и девочки выбирают предметы «вслепую», а не по гендерному признаку. Или пиши про помаду или отвёртку, независимо от пола, или ты не профессионал. В реальной жизни журналисты-мужчины вполне могут описывать неделю высокой моды в Париже, а женщины-журналистки часто получают задания описать события в зоне военного конфликта или продукцию магазинов электроприборов. Моя педагогическая установка на занятиях: «Не ждите музу или озарение, тренируйте литературный дар, учитесь писать обо всём, если хотите быть профессионалами, «профессионал» – существительное общего рода».

Не знаете как? Создадим универсальный алгоритм бытовой предметной зарисовки:

  1. детально описать предмет,
  2. ограничить и перечислить его главные функции,
  3. придумать историю (рассказать историю),
  4. представить, что бы было, если бы этого предмета не было,
  5. разновидности предмета в современном обществе,
  6. какое настроение, какие эмоции вносит этот предмет в жизнь человека.

Можно привести пример из романа Б. Акунина «Турецкий гамбит», где в пятой главе приводится текст фронтовой зарисовки «Старые сапоги», которую на спор написал про «самый тривиальный предмет» один из персонажей романа, журналист-француз дʼЭвре, и которую напечатало центральное издание Франции «Ревю паризьен». Ведь за душу берёт!

Пример 3. Изучаем тему «Информационный повод». Читаем «Азбуку журналиста» Елены Черниковой: «Поприкладывайте всё, что увидите, к бумаге. Для начала мысленно. Увидел – приложил. Соберите впечатления, сделайте из них свой гербарий. Потом оцените, как он сохранился и как пригодился». Содержание «чёрного ящика»: «автомобильные пробки»; «агрессивные надписи в транспорте»; «бродячие животные»; «дети, гуляющие без присмотра»; «уютные дворики, украшенные руками жителей»; «свалки мусора» и др.

Выбрали информационный повод для газетного материала, а дальше по схеме – выбрать жанр, оговорить объём, подобрать фотографии, договориться и взять интервью – всё это тоже через «чёрный ящик». Сложно? Трудно? А в профессиональной практике журналистов легко не бывает, как и в любом другом деле. Умейте найти выход из любой ситуации – это даже не профессиональная, а ключевая компетенция любого специалиста.    

Немногим легче юнкорам в игре в «белый лист» - своеобразном перифразе «мозгового штурма». Суть игры в том, чтобы при решении любой проблемы высказать и записать как можно больше идей, предложений, вариантов, но при этом не «запачкать» чистый «белый лист», то есть записывать только самое важное и ценное, взвешенное и обдуманное, а не торопиться с необдуманными высказываниями по принципу: «бумага всё стерпит».

Педагоги как общего, так и дополнительного образования знают, как много на сегодняшний день детей, которые буквально «думают вслух», выкрикивая мысль прежде, чем доведут её до логического завершения. Такое качество не может считаться полезным в профессиональной карьере, скорее оно может навредить специалисту, создав ему репутацию поверхностного, глупого, непрофессионального работника. Упражнение «белый лист» учит подростка сосредоточиться на решении проблемы, обдумать (а не проговорить!) различные варианты и идеи решения, отобрать оптимальный вариант, проработать его детально и только после внутренней работы «в уме» предложить своё мнение на общее обсуждение.

Я требую, чтобы каждый делал это упражнение индивидуально, сам. Только так, по моему убеждению, можно научить подростка формировать собственное мнение, которое потом захочется отстаивать, и за которое нужно будет учиться нести персональную  ответственность. Кстати, это ещё и способ формирования у детей стрессоустойчивости. Что бы ни случилось – у тебя всегда в запасе есть белый лист, ты сможешь всё начать сначала.            

Нового в моём подходе только то, что я стремлюсь приблизить игру к реальности, смоделировать мир профессиональной деятельности журналистов, где вдохновение уступает место адаптивности, мобильности и находчивости, рождающихся только на практике. Но ведь это тоже важно – учить учиться жить «взаправду»…  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный информатик"

Рабочая программа кружка "Юный информатик"...

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

Использование элементов ИКТ в рамках реализации дополнительной образовательной программы на занятиях кружка «Юный натуралист» эколого-биологической направленности

В материале освещена работа по использованию ИКТ технологий в рамках реализации дополнительной образовательной программы объединения "Юный натуралист" эколого-биологической направленности МОУ ДОД "Дом...

Статья " Наиболее эффективные педагогические приёмы работы с одарёнными детьми в основной школе."

Статья содержит описание опыта работы с одаренными детьми -и приемы и достижения....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

«Эффективность реализации дополнительных образовательных программ на базе Музея истории путешествий ДЮЦ ПЕТЕРГОФ»

Музей истории путешествий ДЮЦ ПЕТЕРГОФ является прекрасной площадкой для проведения учебных занятий.  Уже 10 лет  педагоги реализуют  намузейной базе дополнительные образовательные...