Система воспитательной работы в творческом объединении дополнительного образования.
методическая разработка на тему
В данной методической разработке представлена примерная схема плана воспитательной работы творческого объединения организации дополнительного образования детей. Рекомендована педагогам дополнительного образования, методистам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_alieva_vospit_rabota.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
РМО ПДО, 23.01.2014,
МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри
Система воспитательной работы в творческом объединении дополнительного образования
Алиева И.И., руководитель РМО, зав. отделом, методист МБОУ ДОД ЦРТДиЮ
В январе 2014 года Министерство Образования Республики Саха (Якутия) опубликовало методические рекомендации по разработке и введении органами местного самоуправления и образовательными организациями механизмов эффективного контракта в сфере дополнительного образования. Предложены показатели эффективности для педагогических работников организаций дополнительного образования. Одним из критериев указано «Наличие у педагога плана воспитательной деятельности с обучающимися детского объединения, включая работу с родителями (законными представителями)».
Таким образом, можно сделать вывод, что в каждом объединении должна быть воспитательная работа, следовательно, в число обязательных документов педагога дополнительного образования теперь входит «План воспитательной работы в творческом объединении».
При планировании воспитательной работы необходимо опираться на опыт различных педагогов, учреждений дополнительного образования, но учитывать при этом особенности своей образовательной программы, целевые установки своей организации и социокультурных условий региона (местности).
Алгоритм планирования.
- составление проекта плана;
- определение цели и задач воспитания (см. Приложение 1);
- коллективное обсуждение (сбор предложений учащихся, родителей);
- внесение корректив в проект плана с учётом мнений учащихся и родителей;
- окончательное оформление плана воспитательной работы.
Ориентиром при составлении плана воспитательной работы (для тех педагогов, кто работает с учениками начальной школы) может служить «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». Цель, задачи, направления и ценностные основы, принципы, виды деятельности и содержание занятий и планируемые результаты.
Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, могут ориентироваться на ФГОС дошкольного образования.
Структура плана воспитательной работы ПДО
- Пояснительная записка.
- Цель воспитательной работы на учебный год.
- Характеристика объединения (социальный паспорт). Одним из вариантов может служить форма социального паспорта, предложенная в приложении (см. Приложение 2). Однако педагоги должны ориентироваться на форму, принятую в их учреждении.
- План мероприятий по схеме:
№ | Наименование мероприятия | Срок проведения | Ответственный | Примечание |
Работа с обучающимися | ||||
Работа с родителями | ||||
В разделе «Работа с обучающимися» включаются:
- массовые мероприятия учебного характера (к ним относятся итоговые, отчетные, открытые занятия, концерты, выставки, участие в конкурсах и т.д.);
- массовые мероприятия воспитательно-развивающего характера (тематические праздники, клубные дни, дни рождения, календарные праздники, традиционные народные праздники, юбилейные мероприятия и др.)[1];
- диагностика (психологический комфорт, отношение к педагогу, уровень воспитанности и др.) (см. Приложение 3);
- тематические беседы по ПДД, ППБ, ТБ и охране здоровья;
- индивидуальная работа с детьми (если планируется);
- мероприятия, направленные на профессиональное воспитание (экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми и т.д.);
- мероприятия, направленные на социальное воспитание (беседы о здоровье, о взаимоотношениях с другими людьми, толерантности, трудовые десанты и т.д.).
В разделе «Работа с родителями» указываются все формы работы, которые планируются в течение учебного года (оформление памяток, информационных стендов для родителей, родительские собрания, индивидуальные беседы, анкетирование, дни открытых дверей, совместные праздники, выставки и т.д.).
- Планируемые результаты.
В конце учебного года педагогом составляется анализ воспитательной работы, который станет основой планирования на следующий учебный год.
Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудаче; это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в работе.
Составляя анализ воспитательной работы необходимо ответить на следующие вопросы:
- Назовите цели и задачи воспитательной работы в этом учебном году. Были ли они решены? Если да, назовите положительные моменты. Если нет, назовите причины. Какие проблемы существуют в работе по созданию коллектива объединения? Укажите, какие направления в работе с детьми были особенно удачными.
- Дайте оценку активности родителей в жизнедеятельности объединения. Какую помощь родители оказали в воспитательной деятельности (спонсорская помощь, совместные часы отдыха, выставки, концерты)? Назовите самых активных родителей.
- Анализ уровня воспитанности объединения (совместно с психологом).
- Цели на следующий учебный год.
Образовательная программа и план воспитательной работы являются содержательно взаимосвязанными документами. План воспитательной работы на учебный год является документом, регламентирующим работу детского творческого объединения, определение конкретной «тактики» деятельности, учитывающей все реалии: возможности детей, тематику учебного года, организационные и содержательные приоритеты работы учреждения и детского объединения дополнительного образования.
Приложение 1
Примеры воспитательных целей
- «Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»
- «Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
- «Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
- «Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
- «Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
- «Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
- «Создать на занятии условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
- «Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
- «Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»
- «Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
- «Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
- «Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
- «Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»
- «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
Приложение 2
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ
творческого объединения «_________________________»
на 2013-2014 учебный год
1. Всего детей: чел.
Количество групп:
Мальчиков: чел.
Девочек: чел.
2. Возраст:
дошкольники – чел.
1-4 кл. - чел.
5-8 кл. - чел.
9-11 кл. - чел.
не обуч. в школе до 18 лет –
3. Количество по школам:
№1 | №2 | №3 | №13 | №15 | №18 | №24 | Гим.1 | Гим.2 | Др. |
4. Всего семей:
Полных -
Неполных –
Опека (сироты)-
5. Характеристика семей:
многодетные -
малообеспеченные -
неблагополучные-
6. Дети-инвалиды –
7. Дети, состоящие на всех видах учета -
8. Всего родителей –
Из них имеют высшее образование –
Неполное высшее –
Средне - специальное –
Среднее -
Основное -
Педагог И.О. Фамилия
подпись расшифровка подписи
Приложение 3
Диагностика воспитанности учащегося детского объединения
(из опыта работы Центра внешкольной работы Северного учебного округа Москвы)
Название детского объединения Бисероплетение
Педагог
Фамилия, имя ребенка ____________
Возраст ______
Год обучения _____
Учебный год ______
Направления воспитания | Критерии воспитанности | Параметры оценки воспитанности | Оценка воспитанности учащегося | ||
начало | середина | конец | |||
учебного года | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Профессиональная направленность | Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов | Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения |
|
|
|
Стремится придать каждой работе гармоничность по цвету и форме |
|
|
| ||
Старается придать каждой работе содержательную (функциональную) направленность |
|
|
| ||
Культура организации своей деятельности | Правильно и аккуратно организует рабочее место |
|
|
| |
Аккуратен в выполнении практической работы |
|
|
| ||
Четко выполняет каждое задание педагога |
|
|
| ||
Терпелив и работоспособен |
|
|
| ||
Уважительное отношение к профессиональной деятельности других | При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным |
|
|
| |
Подчеркивает положительное в чужой работе |
|
|
| ||
Высказывает пожелания по улучшению работы |
|
|
| ||
Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов | Стремится исправить указанные ошибки |
|
|
| |
Прислушивается к советам педагога и сверстников |
|
|
| ||
Воспринимает профессиональные замечания как пожелания к совершенствованию работы |
|
|
| ||
Знание и выполнение профессионально–этических норм | Доброжелателен в оценках работы других |
|
|
| |
Не дает негативных личностных оценок |
|
|
| ||
Стремится к помощи в работе другим |
|
|
| ||
Стремится к профессиональной оценке работы других |
|
|
| ||
Стремится к сохранению и развитию национальных традиций в бисероплетении |
|
|
| ||
Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность) | Украшает бисером свой внешний вид и быт |
|
|
| |
Стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость) |
|
|
| ||
Проявляет творческий подход в работе
|
|
|
| ||
Социальная воспитанность | Коллективная ответственность | Проявляет активность и заинтересованность при участии в массовых мероприятиях учебного характера (выставках, конкурсах, итоговых занятиях и др.) |
|
|
|
Предлагает помощь в организации и проведении массовых мероприятий учебного характера |
|
|
| ||
Участвует в выполнении коллективных работ |
|
|
| ||
Старается справедливо распределить задания при выполнении коллективных работ |
|
|
| ||
Старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы |
|
|
| ||
Умение взаимодействовать с другими членами коллектива | Неконфликтен |
|
|
| |
Не мешает другим детям на занятии |
|
|
| ||
Предлагает свою помощь другим детям |
|
|
| ||
Не требует излишнего внимания от педагога |
|
|
| ||
Толерантность | Не насмехается над недостатками других |
|
|
| |
Не подчеркивает ошибки других |
|
|
| ||
Доброжелателен к детям других национальностей
|
|
|
| ||
Активность и желание участвовать в делах детского коллектива | Стремится участвовать во внеучебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях и др.) |
|
|
| |
Выполняет общественные поручения |
|
|
| ||
Проявляет инициативу в организации и проведении массовых форм, инициирует идеи |
|
|
| ||
Стремление к самореализации социально адекватными способами | Стремится передавать свой интерес к занятиям и опыт другим
|
|
|
| |
Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений, навыков |
|
|
| ||
Проявляет удовлетворение своей деятельностью |
|
|
| ||
С желанием показывает другим результаты своей работы |
|
|
| ||
Соблюдение нравственно–этических норм | Соблюдает правила этикета |
|
|
| |
Развита общая культура речи |
|
|
| ||
Проявляет общую культуру оформления своей внешности(аккуратность в одежде и прическе, наличие сменной обуви и т. д.) |
|
|
| ||
Выполняет правила поведения на занятиях кружка |
|
|
| ||
Итого баллов: |
|
|
|
Система оценок названных поведенческих проявлений:
0 баллов – не проявляется,
1 балл – слабо проявляется,
2 балла – проявляется на среднем уровне,
3 балла – высокий уровень проявления.
[1] Праздничное мероприятие – это итог какой-либо деятельности. Оно становится кульминационным событием в системе воспитания. Праздник нельзя рассматривать как праздность. Это большое и важное дело, всегда коллективное и творческое.
Праздник – эффективная форма воспитательной работы с детьми. Праздник как форма проведения досуга ценен тем, что обеспечивает широкую возможность общения, сочетая массовое общение с личностным. Праздник сплачивает дружеское взаиморасположение, благотворно действует на всех и становится источником, из которого вырастает желание и дальше следовать нормам праздничной этики. Праздник раскрывает творческий потенциал личности, реализует коммуникативные навыки, создает ситуацию успеха, которая способствует развитию задатков и способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы творческого объединения дополнительного образования детей
Материал отражает методику организации работы в мастерской дополнительного образования детей "Художественная вышивка", цели, задачи, способы подведения результатов, методические приёмы работы с детьми...
Программа творческого объединения дополнительного образования "Игровая экология"
Программа содержит в себе планирование проведения занятий по натуралистическому направлению в сочетании с игровыми формами....
Организация работы детского творческого объединения дополнительного образования на базе школ
В методическом издании приведен опыт организации работы детского объединения силами педагогов дополнительного образования на базе школ. В работе отражена схема взаимодействия учрежде...
Профессиональные компетентности концертмейстера детского творческого объединения дополнительного образования.
При подготовке к предстоящему творческому учебному году, у меня, как у концертмейстера вокально-эстрадных студий "Шалунишки", «Смузи», «Каприз» для повыше...
Методическая разработка мероприятия творческого объединения дополнительного образования «Математик» (урок-исследование). Тема: «Приёмы устных вычислений» (5-9 классы)
Устный счёт – гимнастика для ума. Счёт в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает и помогает усваивать предметы естествен...
«Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»
Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружа...
Статья "Профессиональные качества концертмейстера детского творческого объединения дополнительного образования."
При подготовке к предстоящему творческому учебному году, у меня, как у концертмейстера вокально-эстрадных студий "Шалунишки", «Смузи», «Каприз» для повыше...