Система воспитательной работы в творческом объединении дополнительного образования.
методическая разработка на тему

В данной методической разработке представлена примерная схема плана воспитательной работы творческого объединения организации дополнительного образования детей. Рекомендована педагогам дополнительного образования, методистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_alieva_vospit_rabota.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум
РМО ПДО, 23.01.2014,
МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Система воспитательной работы в творческом объединении дополнительного образования

Алиева И.И., руководитель РМО, зав. отделом, методист МБОУ ДОД ЦРТДиЮ

В январе 2014 года Министерство Образования Республики Саха (Якутия) опубликовало методические рекомендации по разработке и введении органами местного самоуправления и образовательными организациями механизмов эффективного контракта в сфере дополнительного образования. Предложены показатели эффективности для педагогических работников организаций дополнительного образования. Одним из критериев указано «Наличие у педагога плана воспитательной деятельности с обучающимися детского объединения, включая работу с родителями (законными представителями)».

Таким образом, можно сделать вывод, что в каждом объединении должна быть воспитательная работа, следовательно, в число обязательных документов педагога дополнительного образования теперь входит «План воспитательной работы в творческом объединении».

При планировании воспитательной работы необходимо опираться на опыт различных педагогов, учреждений дополнительного образования, но учитывать при этом особенности своей образовательной программы, целевые установки своей организации и социокультурных условий региона (местности).

        Алгоритм планирования.

  • составление проекта плана;
  • определение цели и задач воспитания (см. Приложение 1);
  • коллективное обсуждение (сбор предложений учащихся, родителей);
  • внесение корректив в проект плана с учётом мнений учащихся и родителей;
  • окончательное оформление плана воспитательной работы.

Ориентиром при составлении плана воспитательной работы (для тех педагогов, кто работает с учениками начальной школы) может служить «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». Цель, задачи, направления и ценностные основы, принципы, виды деятельности и содержание занятий и планируемые результаты.

Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, могут ориентироваться на ФГОС дошкольного образования.

Структура плана воспитательной работы ПДО

  1. Пояснительная записка. 
  1. Цель воспитательной работы на учебный год.
  2. Характеристика объединения (социальный паспорт). Одним из вариантов может служить форма социального паспорта, предложенная в приложении (см. Приложение 2). Однако педагоги должны ориентироваться на форму, принятую в их учреждении.
  1. План мероприятий по схеме:

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственный

Примечание

Работа с обучающимися

Работа с родителями

В разделе «Работа с обучающимися» включаются:

  • массовые мероприятия учебного характера (к ним относятся итоговые, отчетные, открытые занятия, концерты, выставки, участие в конкурсах и т.д.);
  • массовые мероприятия воспитательно-развивающего характера (тематические праздники, клубные дни, дни рождения, календарные праздники, традиционные народные праздники, юбилейные мероприятия и др.)[1];
  • диагностика (психологический комфорт, отношение к педагогу, уровень воспитанности и др.) (см. Приложение 3);
  • тематические беседы по ПДД, ППБ, ТБ и охране здоровья;
  • индивидуальная работа с детьми (если планируется);
  • мероприятия, направленные на профессиональное воспитание (экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми и т.д.);
  • мероприятия, направленные на социальное воспитание (беседы о здоровье, о взаимоотношениях с другими людьми, толерантности, трудовые десанты и т.д.).

В разделе «Работа с родителями» указываются все формы работы, которые планируются в течение учебного года (оформление памяток, информационных стендов для родителей, родительские собрания, индивидуальные беседы, анкетирование, дни открытых дверей, совместные праздники, выставки и т.д.).

  1. Планируемые результаты.

В конце учебного года педагогом составляется анализ воспитательной работы, который станет основой планирования на следующий учебный год.

Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудаче; это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в работе.

Составляя анализ воспитательной работы необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите цели и задачи воспитательной работы в этом учебном году. Были ли они решены? Если да, назовите положительные моменты. Если нет, назовите причины. Какие проблемы существуют в работе по созданию коллектива объединения? Укажите, какие направления в работе с детьми были особенно удачными.
  2. Дайте оценку активности родителей в жизнедеятельности объединения. Какую помощь родители оказали в воспитательной деятельности (спонсорская помощь, совместные часы отдыха, выставки, концерты)? Назовите самых активных родителей.
  3. Анализ уровня воспитанности объединения (совместно с психологом).
  4. Цели на следующий учебный год.

Образовательная программа и план воспитательной работы являются содержательно взаимосвязанными документами. План воспитательной работы на учебный год является документом, регламентирующим работу детского творческого объединения, определение конкретной «тактики» деятельности, учитывающей все реалии: возможности детей, тематику учебного года, организационные и содержательные приоритеты работы учреждения и детского объединения дополнительного образования.


Приложение 1

Примеры воспитательных целей

  • «Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»
  • «Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
  • «Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
  • «Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
  • «Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
  • «Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
  • «Создать на занятии условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
  • «Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
  • «Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»
  • «Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
  • «Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
  • «Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
  • «Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»
  • «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

Приложение 2

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ

творческого объединения «_________________________»

на 2013-2014 учебный год

1. Всего детей:        чел.

    Количество групп:    

            Мальчиков:        чел.

            Девочек:       чел.

2. Возраст:

            дошкольники –        чел.

      1-4 кл. -       чел.

      5-8 кл. -        чел.

       9-11 кл. -      чел.

       не обуч. в школе до 18 лет –

3. Количество по школам:

№1

№2

№3

№13

№15

№18

№24

Гим.1

Гим.2

Др.

4. Всего семей:

     Полных -

     Неполных –

     Опека (сироты)-

5. Характеристика семей:

       многодетные -  

       малообеспеченные -  

       неблагополучные-  

6. Дети-инвалиды –

7. Дети, состоящие на всех видах учета -

8. Всего родителей –

        Из них имеют высшее образование –

                            Неполное высшее –

                            Средне - специальное –

                            Среднее -

                            Основное -

Педагог                                 И.О. Фамилия

                                                 подпись                           расшифровка подписи


Приложение 3

Диагностика воспитанности учащегося детского объединения

(из опыта работы Центра внешкольной работы Северного учебного округа Москвы)

Название детского объединения Бисероплетение

Педагог 

Фамилия, имя ребенка ____________

Возраст ______

Год обучения _____

Учебный год ______

Направления воспитания

Критерии воспитанности

Параметры оценки воспитанности

Оценка воспитанности учащегося

начало

середина

конец

учебного года

1

2

3

4

5

6

Профессиональная направленность

Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов

Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения

 

 

 

Стремится придать каждой работе гармоничность по цвету и форме

 

 

 

Старается придать каждой работе содержательную (функциональную) направленность

 

 

 

Культура организации своей деятельности

Правильно и аккуратно организует рабочее место

 

 

 

Аккуратен в выполнении практической работы

 

 

 

Четко выполняет каждое задание педагога

 

 

 

Терпелив и работоспособен

 

 

 

Уважительное отношение к профессиональной деятельности других

При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным

 

 

 

Подчеркивает положительное в чужой работе

 

 

 

Высказывает пожелания по улучшению работы

 

 

 

Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Стремится исправить указанные ошибки

 

 

 

Прислушивается к советам педагога и сверстников

 

 

 

Воспринимает профессиональные замечания как пожелания к совершенствованию работы

 

 

 

Знание и выполнение профессионально–этических норм

Доброжелателен в оценках работы других

 

 

 

Не дает негативных личностных оценок

 

 

 

Стремится к помощи в работе другим

 

 

 

Стремится к профессиональной оценке работы других

 

 

 

Стремится к сохранению и развитию национальных традиций в бисероплетении

 

 

 

Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность)

Украшает бисером свой внешний вид и быт

 

 

 

Стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость)

 

 

 

Проявляет творческий подход в работе

 

 

 

 

Социальная воспитанность

Коллективная ответственность

Проявляет активность и заинтересованность при участии в массовых мероприятиях учебного характера (выставках, конкурсах, итоговых занятиях и др.)

 

 

 

Предлагает помощь в организации и проведении массовых мероприятий учебного характера

 

 

 

Участвует в выполнении коллективных работ

 

 

 

Старается справедливо распределить задания при выполнении коллективных работ

 

 

 

Старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы

 

 

 

Умение взаимодействовать с другими членами коллектива

Неконфликтен

 

 

 

Не мешает другим детям на занятии

 

 

 

Предлагает свою помощь другим детям

 

 

 

Не требует излишнего внимания от педагога

 

 

 

Толерантность

Не насмехается над недостатками других

 

 

 

Не подчеркивает ошибки других

 

 

 

Доброжелателен к детям других национальностей

 

 

 

 

Активность и желание участвовать в делах детского коллектива

Стремится участвовать во внеучебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях и др.)

 

 

 

Выполняет общественные поручения

 

 

 

Проявляет инициативу в организации и проведении массовых форм, инициирует идеи

 

 

 

Стремление к самореализации социально адекватными способами

Стремится передавать свой интерес к занятиям и опыт другим

 

 

 

 

Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений, навыков

 

 

 

Проявляет удовлетворение своей деятельностью

 

 

 

С желанием показывает другим результаты своей работы

 

 

 

Соблюдение нравственно–этических норм

Соблюдает правила этикета

 

 

 

Развита общая культура речи

 

 

 

Проявляет общую культуру оформления своей внешности(аккуратность в одежде и прическе, наличие сменной обуви и т. д.)

 

 

 

Выполняет правила поведения на занятиях кружка

 

 

 

Итого баллов:

 

 

 

 Система оценок названных поведенческих проявлений:

0 баллов – не проявляется,

1 балл – слабо проявляется,

2 балла – проявляется на среднем уровне,

3 балла – высокий уровень проявления.

http://www.dopedu.ru/stati/osobennosti-vospitatelnoy-raboti-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey


[1] Праздничное мероприятие – это итог какой-либо деятельности. Оно становится кульминационным событием в системе воспитания. Праздник нельзя рассматривать как праздность. Это большое и важное дело, всегда коллективное и творческое.

Праздник – эффективная форма воспитательной работы с детьми. Праздник как форма проведения досуга ценен тем, что обеспечивает широкую возможность общения, сочетая массовое общение с личностным. Праздник сплачивает дружеское взаиморасположение, благотворно действует на всех и становится источником, из которого вырастает желание и дальше следовать нормам праздничной этики. Праздник раскрывает творческий потенциал личности, реализует коммуникативные навыки, создает ситуацию успеха, которая способствует развитию задатков и способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы творческого объединения дополнительного образования детей

Материал отражает методику организации работы в мастерской дополнительного образования детей "Художественная вышивка", цели, задачи, способы подведения результатов, методические приёмы работы с детьми...

Программа творческого объединения дополнительного образования "Игровая экология"

Программа содержит в себе планирование проведения занятий по натуралистическому направлению в сочетании с игровыми формами....

Организация работы детского творческого объединения дополнительного образования на базе школ

В методическом издании приведен опыт организации  работы детского объединения силами педагогов дополнительного образования на базе школ. В работе отражена схема взаимодействия  учрежде...

Профессиональные компетентности концертмейстера детского творческого объединения дополнительного образования.

При подготовке к предстоящему творческому учебному году, у меня, как у концертмейстера вокально-эстрадных  студий "Шалунишки", «Смузи», «Каприз»  для повыше...

Методическая разработка мероприятия творческого объединения дополнительного образования «Математик» (урок-исследование). Тема: «Приёмы устных вычислений» (5-9 классы)

Устный счёт – гимнастика для ума. Счёт в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает и помогает усваивать предметы естествен...

«Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»

Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружа...

Статья "Профессиональные качества концертмейстера детского творческого объединения дополнительного образования."

При подготовке к предстоящему творческому учебному году, у меня, как у концертмейстера вокально-эстрадных  студий "Шалунишки", «Смузи», «Каприз»  для повыше...