Воспитательная работа педагога в структуре дополнительного образования
презентация по теме

Анисимова Татьяна Александровна

 

Воспитательная работа педагога в структуре дополнительного образования.

Духовно-нравственное воспитание детей.

В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования.

Воспитание

- охватывает всю структуру общества;

-  процесс воспроизводства и развития в последующих поколениях системы норм и правил организации жизне-деятельности человеческого сообщества в определенных социально-экономических условиях

Воспитание играет ведущую роль   в процессе сохранения человека  как вида !!!

Суть воспитательной концепции педагога дополнительного образования основывается на гуманистических позициях, в основе которой лежит отношение к ребенку как главной ценности в педагогическим процессе дополнительного образования. Данная концепция признает не только способности ребенка, но и его права на саморазвитие. Педагог дополнительного образования в рамках гуманистической концепции играет управляющую роль, что позволяет сделать процесс дополнительного образования эффективным и целенаправленным.

Важное значение в деятельности педагога дополнительного образования приобретает уважение к личности ребенка. Поэтому главной целью воспитания является:

создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на  самостоятельную выработку идей, готовой к созидательной трудовой деятельности и  нравственному поведению.

Задачи воспитания:

1.        Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности обучающихся в учреждениях дополнительго образования как  модели образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников.

2.        Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

3.        Создание условий для самоутверждения каждого обучающегося в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников.

На развитие ребенка оказывается влияние также социально – культурная и экономическая среда. Поэтому Воспитание- процесс социальный, где

- нация (задает общую систему координат  в воспитанииисторический, культурный фон, на котором формируется человек);

 

- государство(определяет правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности);

-семья(формирует систему ценностей человека, определяет нормы бытового и социального поведения);

-СМИ(создают информационный фон воспитания);

-школа(выполняют образовательно-воспитательную функцию);

-УДО(выполняют воспитательно-образовательную функцию).

 

В настоящее время актуальными являются проблемы духовно- нравственного воспитания,т.к:

- общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

 

-  в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

 

- само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

 

- нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

 

 

Основными принципами организации духовно-нравственного развития и воспитания являются:

- нравственный пример педагога(Никакие воспитательные программы  не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример  нравственного и гражданского личностного поведения.);

- социально-педагогическое партнерство(педагоги доп.обр-я реализуют в работе с семьей форму социально-педагогического партнерства, т.е семья как равный партнер в решении управленческих, образовательных и воспитательных задач;общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями,);

- индивидуально-личностное развитие (Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность);

- интегративность программ духовно-нравственного воспитания(Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы(объединены) в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную);

- социальная востребованность воспитания(Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества).

 

Концепция модернизации российской образовательной системы определяет важность и значение системы дополнительных образовательных учреждений, которые способствуют развитию способностей и склонностей детей для их социального и профессионального самоопределения. Для всестороннего развития личности особое место занимает воспитательное воздействие детского коллектива, где ведущая роль отводится взаимодействию обучающиеся-педагог и педагог-обучающиеся. В данных взаимоотношениях особое место отводится 1)Группе качеств личности педагога, влияющим на нравственное воспитание:

 

- Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

 

- Профессионально-педагогические

- Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)

 

- Эмоциональная отзывчивость

 

- Волевые качества

 

- Особенности темперамента

 

- Состояние здоровья

 

- Творческое мышление

 

- Диалоговое общение

 

- «Преобразовательные» способности(В наибольшей степени проявляются вситуации "перевода социальной ситуации в педагогическую" (Щуркова, 1998),

которая означает внесение в нее педагогических корректив, ее  интерпретацию.
При   этом   обстоятельства   не   меняются,   а   меняется   отношение    к
обстоятельствам. "Дело не в том, - пишет  Н.Е.  Щуркова,  -  чтобы  дети  не
знали, что взрослые дерутся, воруют, ленятся, пьют, обижают друг друга, -  а
том, чтобы, зная эти обстоятельства,  устанавливали  бы  и  проявляли  бы  в
реальном поведении свое ценностное отношение  к  ним  в  рамках  современной
культуры".  (27,  с.  73).  Умение  педагога  видеть   "поверх"   конкретной
ситуации, прояснять ее высший, духовный смысл, находить  в  ней  внутреннее,
личностное значение и передавать свое ощущение и видение мира учащимся,  тем
самым преобразовывая его, творчески его переосмысливая,  является  важнейшей

"преобразовательной способностью").

 

- Педагогическая рефлексия (Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельностипозволяет педагогу проводить: анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения обучающихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих обучающихся в активную деятельность).

 

- Положительные этические качества (добродетели)(Благодаря ему все добродетели, потенциально и актуально

входящие  во  внутреннюю  структуру  личности,  составляют  единую   систему

ценностей. Сугубо педагогические добродетели - терпение и любовь).

 

- Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)

 

"Педагогическую  любовь"  можно  рассматривать  как  "частный  случай"
отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она  достигается
великим  трудом  и  напряжением  всех  человеческих  сил.   Л.И.   Маленкова
предложила  своеобразную  "технологию"  для  развития  и  поддержания  этого
чувства. (7, с. 124-125).

 

 

 

2)Технологии развития чувств «педагогической любви»:

- 1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

 

- 2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.

 

- 3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

 

- 4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

 

- 5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

 

- 6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

 

  • 7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

 

 

3)Педагог должен обладать качествами, как высшей степенью педагогической одаренности:

- яркая индивидуальность;

 

- любовь к детям;

 

- внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых;

 

- "организационное и эмоциональное" лидерство;

 

- способность генерировать идеи и увлекать ими(сбор важных идей для развития воображения) ;

 

- широта и глубина интересов, целостное мировоззрение;

 

- уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути;

 

- высокая степень напряженности внутренней жизни, устремленность, возвышенный характер духовно-нравственной сферы (духовность);

 

- творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом;

 

- творческое отношение к самому себе как личности - использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы;

 

- гуманистический приоритет.

 

Приоритет воспитательной работы в учреждениях дополнительного профессионального образования является неоспоримым и обусловлен особенностями организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.


 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vospitanie.ppt217.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательная работа в структуре дополнительного образования. Духовно-нравственное воспитание детей .

Слайд 2

Воспитание охватывает всю структуру общества; процесс воспроизводства и развития в последующих поколениях системы норм и правил организации жизнедеятельности человеческого сообщества в определенных социально-экономических условиях Воспитание играет ведущую роль в процессе сохранения человека как вида !!!

Слайд 3

гуманистических позициях правах ребенка на саморазвитие уважении к личности ребенка Суть воспитательной концепции педагога основана на:

Слайд 4

Цель воспитания создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению

Слайд 5

Задачи воспитания Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования как модели образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников . Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Создание условий для самоутверждения каждого обучающегося в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников.

Слайд 7

Воспитание – процесс социальный нация задает общую систему координат в воспитании – исторический, культурный фон, на котором формируется человек государство определяет правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности семья формирует систему ценностей человека, определяет нормы бытового и социального поведения СМИ создают информационный фон воспитания школа выполняют образовательно-воспитательную функцию УДО выполняют воспитательно-образовательную функцию

Слайд 8

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. - нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Слайд 10

Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура) Профессионально-педагогические Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.) Эмоциональная отзывчивость Волевые качества Особенности темперамента Состояние здоровья Творческое мышление Диалоговое общение «Преобразовательные» способности Педагогическая рефлексия Положительные этические качества (добродетели) Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям) Группы качеств личности педагога, влияющие на нравственное воспитание:

Слайд 11

1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети. 2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами. 3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку. 4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой). 5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку. 6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка. 7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения. Технология развития чувства «педагогической любви»

Слайд 12

яркая индивидуальность; любовь к детям; внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых; "организационное и эмоциональное" лидерство; способность генерировать идеи и увлекать ими; широта и глубина интересов, целостное мировоззрение; уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути; высокая степень напряженности внутренней жизни, устремленность, возвышенный характер духовно-нравственной сферы (духовность); творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом; творческое отношение к самому себе как личности - использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы; гуманистический приоритет . Педагог должен обладать качествами, как высшей степенью педагогической одаренности

Слайд 13

Литература: - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. / Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009 г. - Концепция включения в новое поколение стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образоательной области учебного плана «Духовно- нравственная культура» // http://www.interfax-region.ru (2007 г.) - Моторин А. О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания. //http://www.pravoslavie.ru/gurnal/ - Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. – Спб., 1894.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание воспитательной работы педагога дополнительного образования.

Содержание воспитательной работы педагога дополнительного образования....

Система воспитательной работы в творческом объединении дополнительного образования.

В данной методической разработке представлена примерная схема плана воспитательной работы творческого объединения организации дополнительного образования детей. Рекомендована педагогам дополнительного...

Методическая подборка "Воспитательная работа педагога дополнительного образования детей"

Цель данного методического пособия – научить педагогов дополнительного образования детей правильно планировать воспитательную работу в  объединении УДОД с учетом инновационного подхода к воспитан...

Обобщение опыта воспитательной работы педагога дополнительного образования

Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности  образовательных учреждений. Народная мудрость гласит: «Самое лучшее наследство – воспитанность». Н...

Выпускная квалификационная работа по дополнительной профессиональной программе: «Педагогика профессионального образования» на тему: «Воспитательная работа педагога (кураторская деятельность)».2019г.

В организации образования обучение и воспитание выступают важнейшими составляющими качественно организованного образовательного процесса.Целью среднего образования является подготовка высококвалифицир...