Программа по хореографии для детей 6-7 лет
учебно-методический материал по теме
Работа над основными движениями, разучивание танцев, упражнения для развития гибкости, танцевальные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tiulnyy_list_6-7_2017_skan_.pdf | 201.44 КБ |
programma_6-7_let_2017_god_-_skaner_s_pechatyu.docx | 813.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Содержание программы
Пояснительная записка …………………………………….……… 2
Цель и задачи программы ………………………………………… 3
Структура занятия………………………………………………… 4
Перспективный план ………………………………………………5-7
Прогнозируемые результаты ………………………………………7
Методы выявления достигнутых результатов ………………… 8
Контроль за самочувствием детей ………..……………………… 9
Требования к подбору музыки ………………………………… 9
Требования к подбору движений …………………………………10
Критерии определения доступности музыки и движений ………10
Материально – технические условия реализации программы …11
Работа с родителями ……………………………………………….11
Литература ………………………………………………………….12
1
Пояснительная записка к образовательной программе
по хореографии
Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а так же те психологические процессы, которые лежат в их основе. Основная направленность программы – художественная. Большое внимание уделяется психологическому раскрепощению ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента. Особенностью этой программы является то, что ее можно постоянно обновлять, вносить новые движения и упражнения. Разработка репертуара – это бесконечный процесс и для меня, как для педагога, важно не только постоянное пополнение своего багажа, а умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на конкретных детей, а также на цель и задачи их развития.
Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений и выявление индивидуального стиля деятельности. В качестве музыкального сопровождения используются целостные произведения. Идя от простого к сложному, от детских песен к произведениям композиторов – классиков, ребенок приобщается к миру прекрасного, постигает сложный мир чувств и образов.
Педагогическая целесообразность и актуальность программы в том, что она развивает внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных на развитие музыкальности, эмоциональности, творческого воображения, фантазии.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 6 – 7 лет. Продолжительность образовательного процесса – 1 учебный год. Работа с детьми по программе проводится в форме фронтальных ииндивидуальных занятий во второй половине дня.
Учебный план составлен в соответствии с максимально допустимым объемом времени продолжительности занятий по нормам СанПиНа
2
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.
В связи с целью программы сформулированы задачи обучения и воспитания детей.
Задачи воспитания и обучения детей
- Развитие музыкальности: развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер; развитие музыкального слуха, чувства ритма; развитие музыкальной памяти; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству танца.
- Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; развитие гибкости, пластичности, выносливости; формирование правильной осанки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
- Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: развитие воображения и фантазии, способности к импровизации.
- Развитие и тренировка психических процессов: развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике; тренировка подвижности нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
- Развитие нравственно -коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения; формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
3
Структура занятия
Вводная часть.
Разминка – разучивание основных движений ( шаги на полупальцах, легкий бег, топающий шаг, спортивный шаг, высокий шаг, маршевый шаг. подскоки и т. д.), позиции ног и рук, прыжки, бег, упражнения для рук, упражнения для головы.
Основная часть .
Разучивание движений к танцам. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Постановка танца (соединение разученных движений, композиция танца (разучивание танцевальных рисунков: линия, круг, колонна цепочка, построение врассыпную, дорожки и т. д.))
Заключительная часть.
Упражнения для развития гибкости ( партерный экзерсис ), упражнения с предметами.
Творческие задания ( придумать движение к определенному образу)
Танцевальные игры.
В первые 1-2 месяца обучения (сентябрь, октябрь) берутся более простые движения и упражнения, далее , в течение 3,4,5 месяца обучения (ноябрь, декабрь, январь) движения и упражнения усложняются, в связи с тем, что ребенок физически крепнет, становится более подвижным.
В следующие месяцы обучения(февраль, март, апрель, май) берутся самые сложные движения и упражнения, соответствующие уровню танцевального развития детей 6 -7 лет.
4
Перспективный план
Программное содержание
Сентябрь-октябрь
- Разминка. Маленькое и большое приседание, подъем на полупальцы по 1 позиции, батман тандю- выведение ноги на носок вперед, в сторону и назад.
- Ритмические навыки. Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
- Работа над техникой движений. Шаги на полупальцах, легкий бег, шаги с пятки на всю стопу, широкий бег, легкие прыжки, упражнения для рук и головы.
- Разучивание новых движений. Хороводный шаг, тройной шаг, тройные притопы, каблучный шаг, энергичный бег, пружинка простая и с поворотами корпуса, мягкие руки («крылья птиц»).
- Работа над пространственной ориентацией. Построение в шахматном порядке; движение по кругу, сохраняя расстояние; работа парами; движение в паре по кругу.
- Разучивание танцев. «Разноцветная осень» муз.Т. Морозовой «Осенняя песенка», «Танец грибов» муз. сопровождение «Веселые грибы», «Полька» музыка Штрауса «Полька-Пиццикато».
- Упражнения для развития гибкости. «Дотянись до пола», «кошечка», «кораблик», «лягушка», наклон корпуса назад.
- Творческие задания. «Осенние листья» муз. сопр. «Французская песенка», «Ручеек» муз. сопр. «Весело журчит ручей», «Журавли» муз. сопр. Музыка Мусоргского «Серенада».
Ноябрь-декабрь
- Разминка. Приседание маленькое и большое, подъем на полупальцы по 2и 3 позиции, поочередный подъем пяток.
- Ритмические навыки. Отмечать в движении музыкальные фразы, простой и более сложный ритмический рисунок.
- Работа над техникой движений. Энергичный бег- умение бежать стремительно, высоко поднимая ноги; лошадки- перескоки с ноги на ногу; притопы с простым и более сложным ритмическим рисунком.
- Разучивание новых движений. Ковырялочка, основной шаг польки, основной шаг мазурки, подскоки на месте и в движении, галоп боковой, маршевый шаг.
- Работа над пространственной ориентацией. Дети должны освоить построения в линии и колонны( 1,2,3 колонны), полукруг, построение из круга в полукруг.
- Разучивание танцев. «Зимний вальс» муз А. Валамова «Зима», «Снежинки и льдинки» муз. А. Варламова «Серебристые снежинки», «Танец с фонариками» муз. А. Варламова «Фонари». 5
- Упражнения для развития гибкости. «Бабочка», «книжка», «замок», «полушпагат», «улитка», «уголок».
- Творческие задания. «Елочка» муз. сопр. «Новогоднее волшебство», «Идет снег» муз. сопр. «Хорошо, что снежок пошел», «Лесные звери», музыка Железновой «Зайцы и волк».
Январь-февраль
- Разминка. Упражнения для головы, плеч, рук, корпуса, пружинка большая и маленькая, пружинка и легкий бег.
- Ритмические навыки. Менять характер одного и того же движения со сменой характера музыки.
- Работа над техникой движений. Высокий шаг, маршевый шаг, легкие подскоки.
- Разучивание новых движений. Пружинный шаг, переменный шаг, боковой шаг, выбросы ног вперед, бег с высоким подъемом ног назад, покачивания из стороны в сторону, выпады.
- Работа над пространственной ориентацией. Дети продолжают осваивать движение в парах по кругу, разучивают танцевальные рисунки: «воротики», «ручеек».
- Разучивание танцев. «Барыня» музыка народная исполняет квартет «Балалайки», «Танец с ложками» муз. сопр. «На горе то калина», «Скоморохи» муз. сопр. «Полянка» исполняет оркестр Осипова.
- Упражнения для развития гибкости. «Клубок», «ласточка», «уточка», «звездочка».
- Творческие задания. «Цветы» музыка Д. Шостаковича «Вальс –шутка», «Весна пришла» музыка Т. Морозовой «Веселая капель», «Птицы» муз. сопр. «Все птички прилетели к нам».
Март-апрель
- Разминка. Упражнения для стопы: подъем пяток по 6 позиции, прыжки по позициям, приседания.
- Ритмические навыки. Закреплять умение детей отмечать сильную долю такта, развивать умение самостоятельно придумывать движения.
- Работа над техникой движений. Высокие подскоки, высокий шаг на полупальцах, галоп.
- Разучивание новых движений. Елочка ( движение ног по 3 позиции назад и вперед) , веревочка, шаг полонеза, прыжки в повороте, повороты переступаниями, высокий шаг ( подъем ноги вверх).
- Работа над пространственной ориентацией. Движение в двух концентрических кругах, противоход ног и рук, продолжать работу над движением по кругу, новый танцевальный рисунок «цепочка».
6
- Разучивание танцев. «Цветы и бабочки» музыка А. Варламова «Песенка бабочек», русский танец «Веночки» муз. сопр. «Прялица», итальянский танец «Тарантелла» муз. сопр. «Тарантелла»
- Упражнения для развития гибкости. «Неваляшка», «стрекоза», «шпагат».
- Творческие задания. «Жуки» муз. сопр. «Жучки-светлячки», «Бабочки» музыка Ю. Верижникова «Бабочка».
Май
Повторять и закреплять знакомые навыки, самостоятельно начинать движение после вступления и заканчивать с окончанием музыки, повторять знакомые движения.
- Разучивание новых движений. Вальсовая дорожка, прыжки с выбросом ног, перескоки с ноги на ногу( «шаг лошадки»).
- Ориентация в пространстве. «Змейка»- танцевальный рисунок.
- Разучивание танцев. «Медленный вальс» музыка А. Грибоедова «Вальс», «Диско» муз. сопр. «Воздушная кукуруза».
- Упражнения для развития гибкости. «Кораблик», «кошечка», «лягушка».
- Творческие задания. «Лето» муз. сопр. «Песенка о лете», «Солнышко» муз. сопр. «Солнечный зайчик».
В программе расширяется объем упражнений. Следует тщательно работать над легкостью, четкостью и выразительностью движений.
Прогнозируемые результаты
В результате усвоения этой программы к концу периода обучения дети овладевают следующими навыками:
- двигаться в соответствии с контрастным характером музыки ( спокойный шаг, бодрый шаг),
- реагировать на начало звучания музыки и ее окончание,
- самостоятельно начинать движение после вступления,
- ритмично ходить под музыку, бегать, легко поднимая ноги,
- легко бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга,
- собираться в круг в играх, хороводах,
- двигаться в кругу, взявшись за руки,
- двигаться парами, пружинить на ногах,
- легко прыгать на двух ногах, притопывать одной, двумя ногами,
- подводить детей к выполнению прямого галопа,
11.ходить легко, ритмично, бегать быстро с высоким подъемом ног,
12.делать перескоки с ноги на ногу, передавать игровые образы, поочередно выбрасывать ноги на прыжке. 7
13.строить самостоятельно ровный круг, соблюдая расстояние, суживать и расширять круг, исполнять приставной шаг, двигаться в парах, сохраняя расстояние.
- хорошо выполнять перескоки с ноги на ногу, двигаться боком,
15.исполнять движения с настроением, уметь плавно двигаться,
16.строить самостоятельно различные фигуры,
17.правильно, легко исполнять прыжки и подскоки,
18.быстро переходить от одного движения к другому, исполнять мягкий шаг с каблука и с носка,
19.освоить стремительный бег, подводить детей к исполнению галопа.
Методы выявления достигнутых результатов
- Тренинг
Не все движения нужно выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти. Важно накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться, чтобы добиться автоматизма- то есть навыка. Этот этап называется интенсивным тренингом.
- Поведение детей к самостоятельной работе над движением.
Для того, чтобы ребенок работал самостоятельно над движением, его нужно увлечь этим процессом. Он должен понять – для чего он это делает: чтобы окрепнуть физически, чтобы показать достигнутый результат маме или папе, чтобы тренировать память. Ну, и, конечно, ребенку должны нравиться
музыка и движения, поэтому подбирая музыку к танцам нужно исходить из того, чтобы она была интересной, мелодичной, с простым ритмическим рисунком.
3. Открытый урок.
На открытом занятии дети показывают результаты своей работы. Здесь можно показать отдельные движения, композицию из нескольких упражнений, пространственные построения и перемещения, игры, танцы.
4. Праздник.
На празднике дети тоже показывают результат своей работы, но это уже целостные произведения, то есть танцы различных жанров, музыкально-ритмические композиции.
5. Игра.
В игре дети больше раскрывают свои творческие возможности, потому что дети очень любят играть. В игре можно и танцевать, и играть, и превращаться в кого-то ( образы зверей, сказочные персонажи). 8
Контроль за самочувствием детей
Во время занятий необходимо:
- Постоянно следить за физическим состоянием детей.
- Дозировку физической нагрузки нужно согласовывать с предписаниями врача.
- Прислушиваться к жалобам детей, не заставлять их заниматься, если они не хотят двигаться, потому что это может быть не проявлением лени, а началом заболевания.
- Следить за чистотой зала, его проветриванием, а так же удобством одежды и обуви детей на занятиях.
В беседах с воспитателями и родителями нужно выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.
Требования к подбору музыки
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности музыка должна быть:
- небольшой по объему ( от 1,5 до 3-4 минут);
- умеренной по темпу для младших дошкольников и разнообразной ( быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями ) для старших;
- музыкальный образ, хардетейактер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям( например музыка изобразительного характера-«дождик», «ветер качает листья», «мишка топает» - для малышей и более сложная по образу и настроению для старших ).
Музыкальные произведения должны быть достаточно разнообразными по жанру ( плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии ) и по характеру
( веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные).
Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, формирует художественный вкус.
9
Требования к подбору движений
Движения должны соответствовать музыке, а так же быть:
- доступными двигательным возможностям детей ( с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности );
- понятными по содержанию игрового образа;
- разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на коленях и пр.
Характеризуя доступность танца в целом, необходимо проанализировать следующие параметры:
- координационную сложность движений;
- объем движений;
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений.
Если темп музыкального произведения быстрый- движения должны быть проще, а такие движения как подскоки, галоп, прыжки, приседания нужно выполнять в умеренно-быстром темпе, так как они являются нагрузочными.
Определение сложности и доступности движений для детей, безусловно, относительно. Все характеристики нужно соотносить с индивидуальными возможностями конкретного ребенка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе.
Критерии определения доступности музыки и движений
- Доступность музыки:
- по объему(продолжительность звучания до 2,5 минут-1-й уровень сложности и 3,5 минут-2-й уровень сложности);
- по темпу(умеренно-быстрый-1-й уровень и разнообразный, с ускорениями и замедлениями-2-й уровень);
- по форме(2-3-частная форма с контрастными по звучанию частями-1-й уровень, с менее контрастными по звучанию частями -2-й уровень);
- по характеру ритмического рисунка (воспроизведение ритмической пульсации и сильной доли-1-й уровень, более сложные ритмические рисунки-2-й уровень);
Доступность музыкально-игрового образа (понятные и близкие детям образы игрушек, домашних животных и так далее)
10
- Доступность движений:
- по объему (4-5 двигательных элементов -1-й уровень сложности, 6-8- 2-й уровень);
- по интенсивности движений (небольшая, средняя, высокая нагрузка);
- по сложности для исполнения с точки зрения координации, ловкости, точности или гибкости, пластичности движений.
Критерии доступности, безусловно относительны.
Материально-технические условия реализации программы.
- Занятия хореографией проводятся в зале с хорошей освещенностью и температурными условиями.
- На каждом занятии используется музыкальное сопровождение с помощью аудиозаписей.
- Для занятий имеются все необходимые предметы: мячи, цветы, игрушки, бубны и т. д.
- В зале имеется ковер. Это очень удобно для занятий специальными упражнениями для развития гибкости.
- Костюмы для танцев, имеющиеся в детском саду, украшают праздники, вызывая больше эмоций у детей и взрослых.
Работа с родителями.
- Беседы.
Темы для бесед: «Одежда для занятий». «Необходимость регулярного посещения занятий». «Здоровье и занятия хореографией». «Занятия хореографией и формирование осанки». «Упражнения для улучшения гибкости шеи». «Специальные упражнения для исправления осанки и развития силы ног». «Упражнения для растяжки и формирования танцевального шага».
- Консультации по поводу движений, разучиваемых на занятии.
- Помощь родителей в изготовлении элементов костюмов к праздникам.
- Помощь родителей в сопровождении детей на концерты и конкурсы за пределами детского сада.
- Консультации по поводу дополнительных занятий в домашних условиях.
11
Используемая литература
- «Азбука хореографии» Т. Барышникова.
- «Классический танец» Н. Тарасов.
- «Музыка и движение» С. И. Бекина, Т. П. Ломова.
- «Музыкально-двигательные упражнения» Е. П. Раевская, Г.П. Соболева, З. Н. Ушакова.
- «Сюжетные танцы» И. А. Спиридонова.
- «Танцы для детей» Л. Н. Алексеева.
- «Бальный танец» В.М. Стриганова, В.И. Уральский.
- «Разрешите пригласить» Л. Школьников.
- «Разрешите пригласить» В. Кудрякова.
- «Бальные танцы» А. Н. Беликова.
- «Танцы и игры Артека» С. И. Гусев.
- «Ритмика» И. В. Лифиц.
- «Особенности развития музыкального ритма у детей» Г. А. Ильина.
- «Развитие произвольных движений» А. В. Запорожец.
- «Танец на эстраде» Н. Шереметьевская.
- «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина.
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по хореографии для детей дошкольного возраста
по теме: "МЫ ЕДЕМ В ЛЕТО". Это путешествие на веселом паровозике по различным станциям: "танцевальная", "игравая", "загадочная" итд.. с музыкальным сопровождением....
Программа дополнительного образования для детей 9-14 лет "Оздоровительная гимнастика с элементами хореографии
Цель обучения по данному курсу: Создать условия направленные на сохранение и укрепление здоровья, подержание высокой работоспособности и улучшение физических возможностей учащихся с учетом конституцио...
Хореография для детей дошкольного возраста .
Очень важно начинать развивать танцевальные способности у детей, в раннем возрасте. Развить чувство такта, физические качества : правильно держать спинку, подгтовить мышцы для испольнения ...
Разработка урока хореографии для детей младшего школьного возраста (1кл.)
Комплекс упражнений«Учимся у животных»....
Программа по хореографии для детей 5-6 лет
Работа над основными, образными движениями, сюжетные танцы, упражнения для развития гибкости, танцевальные игры....
Рабочая программа по хореографии «Первая ступенька в хореографическое искусство» (возраст детей от 7 до 10 лет)
Стремление к прекрасному не всегда даже осознанно живёт в каждом из нас. Безвозвратно ушло время, породившее античную мифологию, и все же она остаётся в художественном сознании человечества. А искусст...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 11-17ЛЕТ
Осоенностью детельности педагога дополнительного образования в условиях реализаии ФГОС является объединение разновозрастных детей по принципу их заинтересованности хореографией. Такой подход расширяет...