Программа по хореографии для детей 5-6 лет
учебно-методический материал по теме
Работа над основными, образными движениями, сюжетные танцы, упражнения для развития гибкости, танцевальные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_programmy_5-6_let_2017_g.pdf | 709.44 КБ |
programma_5-6_let.docx | 42.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа №384 имени Д.К. Корнеева»
121353, г. Москва, Беловежская ул., 67 • тел/факс (495) 735-35-31 • 384@edu.mos.ru • sch384.mskobr.ru
ОКПО 14292897, ОГРН 5137746241034 • ИНН 7731462620/КПП 773101001
Принята на заседании педагогического совета ГБОУ Школа №384 от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | «Утверждаю» «___» _____________20__ г. Директор ___________/И.И. Морозов |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по хореографии.
Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Таранец Светлана Ивановна
педагог дополнительного образования
Москва – 2017
Содержание программы
Пояснительная записка …………………………………….……… 2
Цель и задачи программы ………………………………………… 3
Структура занятия………………………………………………… 4
Перспективный план ………………………………………………5-7
Прогнозируемые результаты ………………………………………8
Методы выявления достигнутых результатов ………………… 8
Контроль за самочувствием детей ………..……………………… 9
Требования к подбору музыки ………………………………… 9
Требования к подбору движений …………………………………10
Критерии определения доступности музыки и движений ………10
Материально – технические условия реализации программы …11
Работа с родителями ……………………………………………….11
Литература ………………………………………………………….12
1
Пояснительная записка к образовательной программе по хореографии
Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а так же те психологические процессы, которые лежат в их основе. Основная направленность программы – художественная. Большое внимание уделяется психологическому раскрепощению ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента. Особенностью этой программы является то, что ее можно постоянно обновлять, вносить новые движения и упражнения. Разработка репертуара – это бесконечный процесс и для меня, как для педагога, важно не только постоянное пополнение своего багажа, а умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на конкретных детей, а также на цель и задачи их развития.
Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений и выявление индивидуального стиля деятельности. В качестве музыкального сопровождения используются целостные произведения. Идя от простого к сложному, от детских песен к произведениям композиторов – классиков, ребенок приобщается к миру прекрасного, постигает сложный мир чувств и образов.
Педагогическая целесообразность и актуальность программы в том, что она развивает внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных на развитие музыкальности, эмоциональности, творческого воображения, фантазии.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 5-6 лет. Продолжительность образовательного процесса – 1 учебный год. Работа с детьми по программе проводится в форме фронтальных занятий во второй половине дня.
Учебный план составлен в соответствии с максимально допустимым объемом времени продолжительности занятий по нормам СанПиНа
2
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.
В связи с целью программы сформулированы задачи обучения и воспитания детей.
Задачи воспитания и обучения детей
- Развитие музыкальности: развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер; развитие музыкального слуха, чувства ритма; развитие музыкальной памяти; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству танца.
- Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; развитие гибкости, пластичности, выносливости; формирование правильной осанки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
- Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: развитие воображения и фантазии, способности к импровизации.
- Развитие и тренировка психических процессов: развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике; тренировка подвижности нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
- Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения; формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
3
Структура занятия
Вводная часть.
Разминка – разучивание основных движений ( шаги на полупальцах, легкий бег, топающий шаг, спортивный шаг, высокий шаг, маршевый шаг. подскоки и т. д.), позиции ног и рук, прыжки, бег, упражнения для рук, упражнения для головы.
Основная часть .
Разучивание движений к танцам. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Постановка танца (соединение разученных движений, композиция танца (разучивание танцевальных рисунков: линия, круг, построение врассыпную, дорожки и т. д.))
Заключительная часть.
Упражнения для развития гибкости ( партерный экзерсис ), упражнения с предметами.
Творческие задания ( придумать движение к определенному образу)
Танцевальные игры.
В первые 1-2 месяца обучения (сентябрь, октябрь) берутся более простые движения и упражнения, далее , в течение 3,4,5 месяца обучения (ноябрь, декабрь, январь) движения и упражнения усложняются, в связи с тем, что ребенок физически крепнет, становится более подвижным.
В следующие месяцы обучения(февраль, март, апрель, май) берутся самые сложные движения и упражнения, соответствующие уровню танцевального развития детей 5-6 лет.
4
Перспективный план
Программное содержание
Сентябрь – октябрь
- Разучивание основных движений: шаги на полупальцах, «мягкие руки», четкий шаг с носка на всю стопу, позиции рук (вторая, третья, четвертая), легкий бег( бег на полупальцах), приседание маленькое и большое, подъем на полупальцы.
- Разучивание движений к танцам: одновременный и поочередный подъем рук вверх – вниз, поочередный подъем пяток, тройные хлопки, переступания с поворотом спиной и лицом друг к другу, шаг невысоким подъемом ног, «каблучки», «дудочка», невысокие прыжки по первой позиции, «петушок», вращения, тройное переступание, наклоны корпуса вперед, выпады, развороты корпуса.
- Развитие умения ориентироваться в пространстве: построение парами, повороты друг от друга и друг к другу, построение четырех кругов, построение большого круга, перестроение врассыпную, движение по кругу друг за другом, перемена мест в парах, построение тройками, «воротики», бег тройками в воротики, построение полукруга. Разучивание танцев: «Перед дождем» мелодия М. Леграна из к/ф «Шербургские зонтики»; «Кукушечка – подружечка» музыка А. Варламова «Кукушка»; «Ранним утром» музыка А. Варламова «Петухи запели».
- Упражнения для развития гибкости: «твердые ноги», «дотянись до пола», «столик», «уголок» сидя на полу, «уголок» в воздухе, «стрелочка», «утюжок», упражнения с платочками.
- Творческие задания: «Бобрята» музыка В. Шаинского «Песенка бобрят»; «Осенний день» музыка А. Варламова «Тучка».
- Игры: «Стрекозы» аудиопрограмма С. Железнова; «Бабочки» музыка А. Варламова «Песенка бабочек».
Ноябрь – декабрь
- Разучивание основных движений: спортивный шаг( шаг с носка на всю стопу), высокий шаг (высокий подъем ног вперед), releve(подъем на полупальцы). Закрепление пройденного: легкий бег, приседание маленькое и большое, позиции рук.
- Разучивание движений к танцам: «змейка коленями», тройные хлопки, покачивание из стороны в сторону, махи рук над головой, полное приседание, подскоки на месте и в движении, быстрые маленькие шаги друг за другом, «бросаем снежки», «ловим снежинки», быстрый бег, «складываем звезды в ладошку», наклоны корпуса, «хвостик», повороты, «звери моют лапки в снегу".
5
- Развитие умения ориентироваться в пространстве: построение полукруга, перестроение врассыпную, построение маленького и большого круга, построение двух линий, движение линий навстречу друг другу, расширение и сужение круга, движение друг за другом змейкой, четыре колонны, кружение в парах, движение по четырем кругам, перемена мест в парах, повороты спиной и лицом к зрителям. Разучивание танцев: «Медведь и дети» музыка А. Варламова «Медвежий сон»; «Зимний танец» музыка Е. Крылатова «Кабы не было зимы»; «Пляска лесных зверей» музыка А. Варламова «В Новогоднем лесу».
- Упражнения для развития гибкости: «змея, «бабочка», «самолет», «дотянись до пола», «уточка», «стрелочка», «велосипед», «лодочка», «книжка», «угол в воздухе», «колечко», упражнения с лентами.
- Творческие задания: «Елочка» музыка А. Варламова «Елка в Рождество»; «Снежинка на ладошке» музыка И. Штрауса «На прекрасном Голубом Дунае»; «Холодная льдинка» музыка М. Протасова «Льдинки – снежинки».
- Игры: «Зайцы и волк» аудиопрограмма Е. Железновой, Э. Григ «В пещере горного короля»; «Кот и мыши» аудиопрограмма Е. Железновой; «Коза и козлята» музыка из к/ф «Звуки музыки».
Январь – февраль
- Разучивание основных движений: бег с высоким подъемом ног назад(энергичный бег), бег с высоким подъемом ног вперед(лошадки), пружинка, притопы, высокий шаг, прыжки, приставные шаги, легкие и высокие подскоки.
- Разучивание движений к танцам: движение рук по позициям(1, 2, 3), шаги с носка, «дудочка», «брызги», прыжки с переменой мест, прыжки с поворотами, быстрый бег, покачивание, «хлопушка», пружинка с поворотами, «бинокль», быстрые подскоки, поочередный подъем пяток, высокие прыжки, «кошечка».
- Развитие умения ориентироваться а пространстве: построение- линии и колонны, перестроение в полукруг, движение четырьмя группами по залу, круг и кружочки, две дорожки, построение группами по четырем углам, движение по кругу.
Разучивание танцев: «Весенний танец» музыка Т. Морозовой «Веселая капель»; «Мечта мальчишки» музыка А. Варламова «Катерок»; «Воробышек» музыка Т. Морозовой «Воробышек».
- Упражнения для развития гибкости: «лодочка», «лягушка», «кораблик», «корзинка», «улитка», «звезда», «клубок».
- Творческие задания: «Спортсмены» муз. Д. Тухманова «Старый марш»; «На пруду» муз. А. Варламова «Лягушачий джаз».
6
Март – апрель
- Разучивание основных движений: ковырялочка, тройное переступание, галоп боковой, хороводный шаг, топающий шаг, высокие и легкие подскоки, маршевый шаг. Закрепление пройденного: приседание, пружинка, беговые шаги, подъем на полупальцы.
- Разучивание движений к танцам: высокие подскоки, хлопки по ритму- медленно - три раза быстро, «воздушные хлопки», кружение на месте, быстрый бег, топающие шаги(«паровозик»), «кошечка», «курочка», «собачка», повороты головы, «енотик копает грядки», движение плеч вверх-вниз, быстрые наклоны головы, невысокие прыжки.
- Развитие умения ориентироваться в пространстве: движение парами по кругу, перемена мест в парах, отход назад и движение друг к другу, построение «корзинка», «воротики», «ручеек», построение в две колонны, движение друг за другом с дорожки на дорожку, два полукруга, перемена мест в парах, боковое движение вправо.
Разучивание танцев: «Полька» музыка И. Штрауса полька «Пиццикато»; «Веселое путешествие» аудиопрограмма Е. и С. Железновых; «Веселый зверек» музыка А. Варламова «Енотик».
- Упражнения для развития гибкости: «кружочки ногами в воздухе», «кораблик», «лягушка», «клубочек», «стрекоза», «неваляшка».
- Творческие задания: «Быстрая пчелка» музыка Н. Римского-Корсакого «Полет шмеля»; «Плаксы-сосульки» музыка И. Штрауса полька «Трик-трак»; «Весна наступила» музыка П. Чайковского «Песнь жаворонка».
- Игры: «На велосипеде» аудиопрограмма Е. и С. Железновых; «День-ночь» музыка-«Французская песенка» в исполнении Ф. Гойи.
Май
Повторять и закреплять знакомые навыки движений, выразительно исполнять движения с предметами, продолжать развивать ориентировку в пространстве, тренировать гибкость детей, работать над выразительностью образных движений.
- Работать над движениями: легкий бег, спортивный шаг, высокий шаг, маршевый шаг, быстрый бег, приставные боковые шаги, легкие и высокие подскоки, бег с высоким подъемом ног вперед и назад, топающие шаги, пружинка, шаги на полупальцах, острый шаг, каблучный шаг, прыжки по позициям.
- Творческие задания: «Лето» музыка А. Варламова «Солнечные зайчики»; «Прогулка» музыка А. Грибоедова «Вальс»; «Летний лес» музыка И. Штрауса «Весенние голоса».
- Игры: «Карусели» аудиопрограмма Е. и С. Железновых; «Страна насекомия» музыка Р. Паулса «Кузнечик», О. Поляковой «Махаон».
7
Прогнозируемые результаты
В результате усвоения этой программы к концу обучения дети должны овладеть следующими навыками:
- ходить легко, ритмично,
- бегать быстро с высоким подъемом ног,
- делать перескоки с ноги на ногу,
- пружинить на ногах,
- передавать игровые образы,
- строить самостоятельно ровный круг, соблюдая расстояние, суживать и расширять круг,
- поочередно выбрасывать ноги на прыжке,
- исполнять шаги на всей ступне на месте и в кружении,
- исполнять приставной шаг,
- плавно поднимать руки вперед и в сторону,
- двигаться в парах, сохраняя расстояние.
Методы выявления достигнутых результатов
- Тренинг
Не все движения нужно выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти. Важно накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения.
- Подведение детей к самостоятельной работе над движением.
Для того, чтобы ребенок работал самостоятельно над движением, его нужно увлечь этим процессом. Он должен понять – для чего он это делает: чтобы окрепнуть физически, чтобы показать достигнутый результат маме или папе, чтобы тренировать память. Ну, и, конечно, ребенку должны нравиться музыка и движения, поэтому подбирая музыку к танцам нужно исходить из того, чтобы она была интересной, мелодичной, с простым ритмическим рисунком.
- Открытый урок.
На открытом занятии дети показывают результаты своей работы. Здесь можно показать отдельные движения, композицию из нескольких упражнений, пространственные построения и перемещения, игры, танцы.
- Праздник.
На празднике дети тоже показывают результат своей работы, но это уже целостные произведения, то есть танцы различных жанров, музыкально-ритмические композиции. 8
- Игра.
В игре дети больше раскрывают свои творческие возможности, потому что дети очень любят играть. В игре можно и танцевать, и играть, и превращаться в кого-то ( образы зверей, сказочные персонажи).
Контроль за самочувствием детей
Во время занятий необходимо:
- Постоянно следить за физическим состоянием детей.
- Дозировку физической нагрузки нужно согласовывать с предписаниями врача.
- Прислушиваться к жалобам детей, не заставлять их заниматься, если они не хотят двигаться, потому что это может быть не проявлением лени, а началом заболевания.
- Следить за чистотой зала, его проветриванием, а так же удобством одежды и обуви детей на занятиях.
В беседах с воспитателями и родителями нужно выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.
Требования к подбору музыки
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности музыка должна быть:
- небольшой по объему ( от 1,5 до 3-4 минут);
- умеренной по темпу и разнообразной ( быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями ) ;
- музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям( например музыка изобразительного характера-«дождик», «ветер качает листья», «мишка топает» - для малышей и более сложная по образу и настроению для старших ).
Музыкальные произведения должны быть достаточно разнообразными по жанру ( плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии ) и по характеру
( веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные).
Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, формирует художественный вкус. 9
Требования к подбору движений
Движения должны соответствовать музыке, а так же быть:
- доступными двигательным возможностям детей ( с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности );
- понятными по содержанию игрового образа;
- разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на коленях и пр.
Характеризуя доступность танца в целом, необходимо проанализировать следующие параметры:
- координационную сложность движений;
- объем движений;
- переключаемость движений;
- интенсивность нагрузки.
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений.
Если темп музыкального произведения быстрый- движения должны быть проще, а такие движения как подскоки, галоп, прыжки, приседания нужно выполнять в умеренно-быстром темпе, так как они являются нагрузочными.
Определение сложности и доступности движений для детей, безусловно, относительно. Все характеристики нужно соотносить с индивидуальными возможностями конкретного ребенка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе.
Критерии определения доступности музыки и движений
- Доступность музыки:
- по объему(продолжительность звучания до 2,5 минут-1-й уровень сложности и 3,5 минут-2-й уровень сложности);
- по темпу(умеренно-быстрый-1-й уровень и разнообразный, с ускорениями и замедлениями-2-й уровень);
- по форме(2-3-частная форма с контрастными по звучанию частями-1-й уровень, с менее контрастными по звучанию частями -2-й уровень);
- по характеру ритмического рисунка (воспроизведение ритмической пульсации и сильной доли-1-й уровень, более сложные ритмические рисунки-2-й уровень);
- Доступность музыкально-игрового образа (понятные и близкие детям образы игрушек, домашних животных и так далее) 10
- Доступность движений:
- по объему (4-5 двигательных элементов -1-й уровень сложности, 6-8- 2-й уровень);
- по интенсивности движений (небольшая, средняя, высокая нагрузка);
- по сложности для исполнения с точки зрения координации, ловкости, точности или гибкости, пластичности движений.
Критерии доступности, безусловно относительны.
Материально-технические условия реализации программы.
- Занятия хореографией проводятся в зале с хорошей освещенностью и температурными условиями.
- На каждом занятии используется музыкальное сопровождение с помощью аудиозаписей.
- Для занятий имеются все необходимые предметы: мячи, цветы, игрушки, бубны и т. д.
- В зале имеется ковер. Это очень удобно для занятий специальными упражнениями для развития гибкости.
- Костюмы для танцев, имеющиеся в детском саду, украшают праздники, вызывая больше эмоций у детей и взрослых.
Работа с родителями.
- Беседы.
Темы для бесед: «Одежда для занятий». «Необходимость регулярного посещения занятий». «Здоровье и занятия хореографией». «Занятия хореографией и формирование осанки». «Упражнения для улучшения гибкости шеи». «Специальные упражнения для исправления осанки и развития силы ног». «Упражнения для растяжки и формирования танцевального шага».
- Консультации по поводу движений, разучиваемых на занятии.
- Помощь родителей в изготовлении элементов костюмов к праздникам.
- Помощь родителей в сопровождении детей на концерты и конкурсы за пределами детского сада.
- Консультации по поводу дополнительных занятий в домашних условиях. 11
Используемая литература
- «Азбука хореографии» Т. Барышникова.
- «Классический танец» Н. Тарасов.
- «Музыка и движение» С. И. Бекина, Т. П. Ломова.
- «Музыкально-двигательные упражнения» Е. П. Раевская, Г.П. Соболева, З. Н. Ушакова.
- «Сюжетные танцы» И. А. Спиридонова.
- «Танцы для детей» Л. Н. Алексеева.
- «Бальный танец» В.М. Стриганова, В.И. Уральский.
- «Разрешите пригласить» Л. Школьников.
- «Разрешите пригласить» В. Кудрякова.
- «Танцы и игры Артека» С. И. Гусев.
- «Ритмика» И. В. Лифиц.
- «Особенности развития музыкального ритма у детей» Г. А. Ильина.
- «Развитие произвольных движений» А. В. Запорожец.
- «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина.
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по хореографии для детей дошкольного возраста
по теме: "МЫ ЕДЕМ В ЛЕТО". Это путешествие на веселом паровозике по различным станциям: "танцевальная", "игравая", "загадочная" итд.. с музыкальным сопровождением....
Программа дополнительного образования для детей 9-14 лет "Оздоровительная гимнастика с элементами хореографии
Цель обучения по данному курсу: Создать условия направленные на сохранение и укрепление здоровья, подержание высокой работоспособности и улучшение физических возможностей учащихся с учетом конституцио...
Хореография для детей дошкольного возраста .
Очень важно начинать развивать танцевальные способности у детей, в раннем возрасте. Развить чувство такта, физические качества : правильно держать спинку, подгтовить мышцы для испольнения ...
Разработка урока хореографии для детей младшего школьного возраста (1кл.)
Комплекс упражнений«Учимся у животных»....
Программа по хореографии для детей 6-7 лет
Работа над основными движениями, разучивание танцев, упражнения для развития гибкости, танцевальные игры....
Рабочая программа по хореографии «Первая ступенька в хореографическое искусство» (возраст детей от 7 до 10 лет)
Стремление к прекрасному не всегда даже осознанно живёт в каждом из нас. Безвозвратно ушло время, породившее античную мифологию, и все же она остаётся в художественном сознании человечества. А искусст...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 11-17ЛЕТ
Осоенностью детельности педагога дополнительного образования в условиях реализаии ФГОС является объединение разновозрастных детей по принципу их заинтересованности хореографией. Такой подход расширяет...